Храм сан витале в равенне

Храм сан витале в равенне

Церковь Сан-Витале в Равенне

Равенна кажется осколком византийского мира, волею судеб занесенным на плоские равнины Ломбардии. Между тем этот город возник еще в античные времена. Известно, что уже в конце I тысячелетия до н. э. здесь, между реками По и Савио, в 120 км к югу от современной Венеции, существовал город, находившийся в союзнических отношениях с Римом. При императоре Августе в пяти километрах от города был построен большой военный порт, служившей базой для римского флота на Адриатике. Однако во времена Римской империи Равенна оставалась малоприметным провинциальным городом, имевшим, скорее, оборонное, нежели политическое или культурное значение.

Церковь Сан-Витале в Равенне

Все круто изменилось после разделения империи на Западную и Восточную. В эпоху крушения Рима и великого переселения народов Равенна стала играть важнейшую роль в европейских событиях. В 402 году император Западной Римской империи Гонорий перенес сюда свою столицу. Более чем через полвека, в 476 году, Одоакр – командующий отрядами германских наемников, состоявших на римской службе, – низложил последнего римского императора Ромула Августула и захватил власть в Италии. Своей столицей Одоакр сделал Равенну.

В 493 году в Италию вторглись остготы. Одоакр был убит королем остготов Теодорихом Великим (ок. 454–526), а Равенна стала столицей остготского королевства. В 540 году город захватили византийцы, при которых Равенна являлась главным городом итальянских владений Византии. Еще два века спустя, в 751 году, городом овладели лангобарды.

Между тем речные наносы все более отодвигали береговую линию. Лишившись своей прекрасной гавани, Равенна полностью потеряла военное и торговое значение, и некогда крупный столичный город, центр культуры и науки, постепенно превратился в глухую провинцию. Равенна до сих пор остается маленьким провинциальным итальянским городом, о былом величии которого напоминают только прекрасные памятники раннего Средневековья, в 1996 году включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В числе этих памятников первое место, бесспорно, принадлежит всемирно известной церкви Сан-Витале. Эта уникальная церковь, построенная еще во времена владычества остготов, в 526 году, была освящена во имя популярного в Равенне святого мученика Виталия уже во времена византийского господства, в 547 году, при архиепископе Максимиане. Изображение на стенах храма императора Юстиниана I и его супруги Феодоры служит несомненным доказательством того, что церковь строилась на средства самого императора.

Снаружи церковь кажется относительно небольшой. Но это впечатление исчезает, стоит лишь переступить порог храма. Сложная конструкция здания, состоит из как бы вставленных друг в друга восьмигранников – внешнего двухъярусного и внутреннего трехъярусного, образованного восемью столбами и барабаном купола. Высокий купол, аркады и двухэтажные галереи создают слитное пространство, обладающее необычайным богатством точек зрения. В результате церковь, приземистая и скромная снаружи, внутри предстает величественной и торжественно-пышной.

Круговая цепь арок и столбов, окружающих вошедшего, расступается в сторону алтарной части. Три больших окна делают ее наиболее освещенной частью храма и тем самым подчеркивают необычайное богатство убранства. Ее нижняя часть облицована редкими сортами разноцветного мрамора и алебастра, а на стенах и сводах нежно мерцают великолепные мозаики…

Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.

Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

Широко известны две огромные мозаичные картины, помещенные на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале – величественные, блещущие золотом и пурпуром, даже, может быть, отягощенные восточной пышностью. Их создавали, несомненно, константинопольские мастера. Левая мозаика изображает императора Юстиниана в окружении придворных, равеннского епископа Максимиана и клириков, а правая – императрицу Феодору со свитой. Обе мозаики выполнены около 547 года. В них со всей очевидностью ощущается рождение нового искусства, пришедшего на смену античности и обладающего редкой мощью духовного воздействия на человека.

Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока – они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

Император Юстиниан. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

На композиции, помещенной на противоположной стене апсиды, изображена императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.

Вряд ли родившийся в крестьянской семье, в Богом забытой деревне, Юстиниан мог предполагать, что судьба вознесет его на трон великой империи. Но его дядя служил в императорской гвардии. Отличившись во многих войнах, он сделал головокружительную карьеру, став сперва сенатором, а в 518 году, в результате хитросплетений интриг – императором Византии Юстином I. Своих детей у него не было, и трон унаследовал племянник императора – Юстиниан.

Будущая императрица Феодора была проституткой. Дочь сторожа медведей в константинопольском цирке, она выступала обнаженной в «живых картинах» на потеху плебсу. Но Феодора славилась своей красотой, и на нее обратил внимание наследник престола, любивший посещать народные зрелища. Так Феодора стала его женой.

Нет необходимости говорить, как отнесся тот клубок змей, что принято называть византийским императорским двором, к новой императрице. Но акции Феодоры резко возросли в грозные дни восстания 532 года, известного под названием «Ника» («Побеждай») – такой лозунг избрала себе городская беднота, доведенная до отчаяния вымогательством чиновников. К бунтовщикам примкнули и некоторые сенаторы, которых возмущало все большее принижение роли сената при Юстиниане. Толпа восставших бросилась поджигать правительственные здания. Из тюрем были освобождены политические заключенные. Был сожжен архив, где хранились налоговые списки и долговые документы. Сгорели здание сената, церкви Св. Софии и Св. Ирины. Мятежники намеревались штурмовать дворец императора. Юстиниан уже был готов бежать из столицы.

История приписывает Феодоре необычайную решительность в эту отчаянную минуту. Смело войдя в зал совета, Феодора, обратившись к императору и сенаторам, произнесла свою знаменитую речь: «Императорский пурпурный плащ – лучший саван для гроба!», предложив Юстиниану умереть императором, чем жить изгнанником. Твердость императрицы возымела свое действие: оправившееся правительство жестоко подавило восстание, во время резни на улицах Константинополя было убито около 35 тыс. человек.

И вот Юстиниан и Феодора – здесь, на всемирно известных мозаиках церкви Сан-Витале. Мастера-мозаичисты запечатлели их уже на склоне лет – застывших, недоступных в своем величии…

Читайте также

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

5. Процесс и казнь сенаторов Боэтия и Симмаха. — Папа Иоанн принимает на себя посольство в Византию и умирает в Равенне. — Теодорих приказывает избрать папой Феликса IV. — Смерть короля в 526 г. — Легенды о ней

5. Процесс и казнь сенаторов Боэтия и Симмаха. — Папа Иоанн принимает на себя посольство в Византию и умирает в Равенне. — Теодорих приказывает избрать папой Феликса IV. — Смерть короля в 526 г. — Легенды о ней Вскоре последовало трагическое падение двух знаменитых

1. Велизарий в Равенне. — Нечестный поступок его с готами. — Тотила провозглашается королем в 541 г. — Его быстрые успехи. — Поход его на юг. — Он овладевает Неаполем. — Письмо к римлянам. — Он идет на Рим. — Он овладевает Тибуром. — Вторая осада Рима готами летом 545 г. — Велизарий возвращается в И

1. Велизарий в Равенне. — Нечестный поступок его с готами. — Тотила провозглашается королем в 541 г. — Его быстрые успехи. — Поход его на юг. — Он овладевает Неаполем. — Письмо к римлянам. — Он идет на Рим. — Он овладевает Тибуром. — Вторая осада Рима готами летом 545 г. —

3. Сисинний, папа, 707 г. — Константин, папа, 708 г. — Равенна подвергается наказанию. — Папа едет на Восток. — Казни в Риме. — Возмущение в Равенне под предводительством Петра. — Первый союз итальянских городов. — Филиппик Вардан, император, 711 г. — Римляне не признают его. — Герцогство и герцог Р

3. Сисинний, папа, 707 г. — Константин, папа, 708 г. — Равенна подвергается наказанию. — Папа едет на Восток. — Казни в Риме. — Возмущение в Равенне под предводительством Петра. — Первый союз итальянских городов. — Филиппик Вардан, император, 711 г. — Римляне не признают его. —

1. Трудное положение Иоанна VIII по отношению к Ламберту и к императору. — Папа еще раз утверждает Карла Лысого в сане императора. — Соборы 877 г. в Риме и в Равенне. — Декреты Иоанна о патримониях. — Папское камеральное имущество. — Бесплодные попытки поставить предел феодальному устройству. — Смер

1. Трудное положение Иоанна VIII по отношению к Ламберту и к императору. — Папа еще раз утверждает Карла Лысого в сане императора. — Соборы 877 г. в Риме и в Равенне. — Декреты Иоанна о патримониях. — Папское камеральное имущество. — Бесплодные попытки поставить предел

4. Паломничество Оттона III в Кампанью. — Смерть Григория V в феврале 999 г. — Св. Ромуальд в Равенне. — Герберт — папа Сильвестр II. — Фантастические идеи Оттона III о восстановлении Римской империи. — Установление византийского церемониала. — Церемониальная книга двора Оттона III. — Патриций

4. Паломничество Оттона III в Кампанью. — Смерть Григория V в феврале 999 г. — Св. Ромуальд в Равенне. — Герберт — папа Сильвестр II. — Фантастические идеи Оттона III о восстановлении Римской империи. — Установление византийского церемониала. — Церемониальная книга двора

Церковь

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий — Новгородская, Вологодская,

Церковь

Церковь Задачей всех лиц духовного звания было служение Богу, однако имелось одно весьма важное различие между духовенством, жившим в миру, — священниками, которые служили в светском обществе (но соблюдали безбрачие), и духовенством, которое жило в монастырях. Священники

Духовный кризис Леонардо Витале

Духовный кризис Леонардо Витале История сицилийской мафии состоит не только из политических кампаний, коммерческих предприятий и войн. Десятилетие 1970-х стало сценой, на которой разыгрались две трагедии (о них речь пойдет ниже); в этих трагедиях, как в зеркале, отразилась

2. Церковь

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Духовный кризис Леонардо Витале

Духовный кризис Леонардо Витале История сицилийской мафии состоит не только из политических кампаний, коммерческих предприятий и войн. Десятилетие 1970-х стало сценой, на которой разыгрались две трагедии (о них речь пойдет ниже); в этих трагедиях, как в зеркале, отразилась

VII. Церковь

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Церковь Сан-Витале в Равенне — архитектура и символизм

Церковь Сан-Витале, расположенная на северо-западе Равенны, является замечательным примером поздней античной архитектуры. Строительство началось, когда Равенна еще находилась под властью остготов. Здание имеет византийский стиль и похоже на Церковь святых Сергия и Вакха, построенную примерно в то же время. Сначала церковь служила мартириумом Святого Виталия, покровителя Равенны. Затем храм стал частью бенедиктинского монастыря до 1860 года. В настоящее время это один из восьми раннехристианских памятников Равенны, которые были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построили во время правления Юстиниана (527-565), но точная дата неизвестна. Работа над церковью началась при епископе Экклезиусе (521-532) и финансировалась греческим оратором по имени Юлиан Аргентарий. Несмотря на то, что Равенна была толицей остготского королевства, византийское политическое влияние там росло. В конечном итоге управление было завоевано в 540 году. Церковь, однако, была освящена гораздо позже епископом Максимианом в 547 году.

Церковь Сан-Витале мозаика фото

Агнец Божий в центральном медальоне, поддерживаемый ангелами, стоящими на синему шарах с каждой стороны

Дизайн и отделка Сан-Витале находились под влиянием последних тенденций в Константинополе. Храм широко украшен мрамором с острова в окрестностях Константинополя, и отражает Константинопольские узоры, найденные у Сергия и Вакха. В Сан-Витале есть капители из расщепленной пальметты. Похожие капители впервые появились в церкви святого Полиевкта в Константинополе.

Сан-Витале был построен как мартириум Святого Виталия, а не как дворцовая часовня. Тем не менее, Карл Великий использовал Сан-Витале для модели часовни для своего дворца в Ахене в 8 веке. После завершения строительства храм стал частью замечательного комплекса зданий.

Церковь Сан-Витале мозаика фото

Моисей, стоящий на Святой земле (слева) и пророк Исаия (справа). Святой Матфей (вверху слева) и Святой Марк (вверху справа)

Архитектура церкви Сан-Витале в Равенне

Сан-Витале, в отличие от других церквей в Равенне, имеет поистине византийский дизайн. Купол имеет диаметр около 40 метров, а его восьмиугольный потолок имеет восемь внутренних опор. Двухэтажные, трехарочные полукруглые экседры между пирсами простираются наружу и окружены на двух уровнях амбулаторией и галереей второго этажа. Колонны на уровне галереи немного короче, чем на уровне земли, что подчеркивает ощущение вертикальности.

На его восьмой стороне находится арка, ведущая к искусно украшенному высокому сводчатому пресвитерию (Бема) и апсиде с круглым интерьером. По бокам апсиды расположены пары небольших комнат и круглые куполообразные часовни. Часовни использовались как мавзолеи и алтари. Часовня к югу от апсиды служила мавзолеем епископам Экклезиусу, Урсицину и Виктору.

Церковь Сан-Витале мозаика фото

Восьмиугольный арки, которые держат купол

Несмотря на сходство в дизайне с Константинополем, в Сан-Витале есть некоторые заметные различия. Все ниши Сан-Витале полукруглые, в то время как ниши Св. Сергий и Вакх имеют чередующийся прямоугольный и полукруглый дизайн. Пропорции Сан-Витале гораздо круче, чем у Сергия и Вакха.

Необычно, что купол храма сделан из полых терракотовых труб, вставленных друг в друга, а не из кирпичной кладки, типичной для Константинополя. Многие элементы Сан-Витале были импортированы из области Константинополя, включая мраморные колонны, капители и панели. Его кирпичная кладка похожа на византийскую кладку, с тонкими кирпичами, а не толстыми кирпичами, распространенными в северной Италии. Тени от декораций создают приятную тень, в то время как многочисленные двери и окна придают пространству ощущение открытости.

Реставрация храма в Равенне

Большая часть первоначального здания сохранилась, за исключением средневековых сводов, которые заменили деревянные потолки. Основные изменения были сделаны в сводах амбулатории и галереи. Крупная реставрация произошла в 16 веке. В 18 веке несколько часовен были пристроены к церкви. В середине 19 века были восстановлены мозаики. В начале 20-го века были проведены раскопки и церковь была реконструирована в ее предполагаемом первоначальном виде.

Церковь Сан-Витале мозаика фото

Ангелы поддерживают и оберегают солнце

Дополнительные реставрационные работы включали в себя опускание тротуаров до их первоначального уровня и восстановление притвора. Под первоначальным полом церкви была найдена прямоугольная часовня. Полагают, что это и была оригинальная часовня – начало храма.

Актуальную информацию о билетах можно посмотреть здесь: ravennamosaici.it

Музей могут посетить бесплатно дети до 10 лет, граждане Равенны, инвалиды, священнослужители и солдаты. Журналисты должны заранее запросить бесплатный вход в религиозную оперу написав по адресу info@ravennamosaici.it

Транспорт до храма Сан-Витале

Базилика расположена в зоне контролируемого движения транспорта в центре города. Добраться можно любым транспортом: метро (линия 1), автобусная остановка (Пьяцца Баракка), автостоянка.

Храм сан витале в равенне

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Базилика Сан Витале, представляющая по сравнению с внешним видом церкви Сант Аполлинаре ин Классе разительный контраст, своим планом, методами конструкции, декорацией привносит в христианскую архитектуру много новых и оригинальных элементов. Представляются совершенно неправильными выдвигавшиеся ранее предположения, что Сан Витале ведет свое происхождение от Святой Софии Константинопольской или от церкви святых Сергия и Вакха, так как последние имеют более позднюю датировку. В то же время совершенно очевиден ряд архитектурных аналогий, которые имеют эти три храма, что свидетельствует об их принадлежности единой школе.

Характерной чертой храмов этого типа является купол, утвержденный на многоугольном основании. Мы не будем здесь объяснять долгую эволюцию этой архитектурной формы, родившейся в восточных странах и позднее распространившейся на Западе. Достаточно одного взгляда на церковь Сан Витале, чтобы понять ее чисто византийское происхождение. Конечно, равеннская базилика не может соперничать с современными ей сооружениями византийской столицы, например, такими, как Святая София, которая более полным образом, оригинально и смело выразила главные тенденции новой архитектуры. Тем не менее, архитектурное решение базилики Сан Витале отличается особым мастерством, которое выражено в точном просчете дополняющих ее сооружений, призванных обеспечить равновесие здания. Венчающий здание высокий купол поддерживают восемь расположенных на восьмиугольном основании огромных столбов, связанных с внешними стенами здания мощными арками. Чтобы усилить это основание, архитектор связал одни столбы с другими, кроме той части здания, где выступает апсида, хитроумной системой двухэтажных экседр [1] с колоннами — приемом, примененным позднее в постройке церквей свв. Сергия и Вакха и Святой Софии. Из соображений большей предосторожности каждый из внешних углов храма имеет мощные контрфорсы. Для облегчения веса купола его костяк построен из вдвинутых друг в друга длинных полых труб, сделанных из обоженной глины. Таким образом, выполняя функцию сцепления всех частей здания, купол в то же время сообщает внешнему виду храма своеобразную живописность. Можно только восхищаться умению зодчего, так органично связавшего восьмиугольное основание барабана с округлой формой купола, мастерству, с которым он устроил высокие хоры и апсиду на восточной стороне октогона, и изящному исполнению расположенного в западной части здания двухэтажного нартекса, фланкированного двумя башенками, ведущими в гинекей. После проведенных в недавнее время работ по освобождению здания от лишних наслоений стало совершенно очевидно, что основными чертами своего внешнего вида — восьмиугольным планом, центральным барабаном и кровлей, полностью покрывающей купол, базилика Сан Витале имеет мало общегос константинопольским храмом Святой Софии.

Читайте также  Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Интерьер церкви сан Витале поражает обилием колонн, ряды которых то встречаются, то расходятся, пересекаясь самым живописным и гармоничным образом. Колонны венчаются тяжелыми каменными капителями, покрытыми целым сплетением скульптурных изображений, таким тонким и сложным, что оно кажется мраморным кружевом. Здесь развертывается целый анималистический мир — украшенные позолотой изображения различных птиц и зверей. Ограда хоров представляет собой ажурную балюстраду, высеченную так совершенно, что напоминает некое драгоценное изделие. Изгибы аркад покрыты частично сохранившимися изящными мраморными орнаментами. Чтобы составить полное впечатление об интерьере базилики, стоит обвести взглядом все ее декоративное убранство в целом — мраморное облачение, покрывающее базы колонн, их раскрашенные яркими красками стволы, сверкающие мозаики, украшающие хоры и апсиду. Эффект этого ансамбля состоит в красоте линий и несравненном богатстве колорита. Можно только мысленно представить былую античную роскошь здания с егомозаичным полом, прекрасным мраморным декором стен, не существующими ныне мозаиками купола. Без сомнения, великолепная декорация Сан Витале как нельзя лучше позволяет составить впечатление о том, что собой представляло византийское искусство VI века.

Есть в мире особые места, в которых дивным образом оживает исчезнувшая эпоха. Такими являются, если говорить о той же Италии, собор святого Марка в Венеции — точная и представительная картина византийской помпы XI века, нижний храм в Ассизи, где словно само по себе возникает в воображении мистическое общество XIV столетия, сиенская библиотекас фресками Пентуричио, передающими особый аромат уходящего XV столетия. С этими великими памятниками можно поставить рядом и мозаики хоров Сан Витале, которые как нельзя лучше могут поведать об эпохе Юстиниана.

В то время как в Святой Софии или в церквах Салоник турки закрасили почти все декоративное убранство, в Сан Витале сохранилась в неприкосновенности первоначальная мозаичная декорация. От самого пола до вершин сводов — в тимпанах аркад, на изгибах высоких окон, в конхе апсиды золотое сияние мозаик привлекает пленительной гармонией богатых цветов. Над входным порталом изображены головы Христа и апостолов в медальонах, в своде хоров красуется образ Божественного Агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами на вытянутых руках. Это изображение представлено на чередующихся золотых и желтых фонах среди элегантного ветвевидного орнамента, в который вплетены фигуры резвящихся птиц и зверей

Ниже, на боковых стенах изображены евангелисты и пророки, а также эпизоды из жизни Моисея. Над аркадами две большие композиции представляют Авеля и Мельхиседека, преподносящих свои дары Господу, и Авраама, принимающего за столом ангелов и готовящегося принести в жертву Исаака. На триумфальной арке между святыми городами Вифлеемом и Иерусалимом изображены ангелы в легком парении, поддерживающие монограмму Христа. На золотом фоне апсиды помещен образ Спасителя, восседающего на земном шаре и окруженного двумя ангелами, представляющими Ему святого Виталия, патрона базилики, облаченного в роскошные одеяния византийской знати, и епископа Экклесия, основателя храма, держащего в своих покрытых материей руках маленькую церковь, которую он преподносит Господу.

Под этой сценой с двух сторон апсиды развертываются две замечательные картины, изображающие Юстиниана и Феодору в окружении их двора во всем блеске их славы. Именно к этим образам прежде всего обращается взгляд зрителя, попадающего в апсиду храма, настолько живо представлены здесь все эти люди, несущие в себе дух утонченной роскоши и прекрасно владеющие искусным этикетом византийского Священного Дворца. Вглядываясь в эти симметрично выстроенные фигуры, хочется раскрыть тайну загадочных и в то же время поражающих своей реальностью лиц Юстиниана, последнего великого римского императора, и Феодоры, этой простой женщины, из-за кулис ипподрома взошедшей на цесарский трон. Их таинственные фигуры не перестают волновать воображение и в наше время.

Декоративный ансамбль базилики Сан Витале, без сомнения, представляет собой наиболее полное и значительное произведение искусства, оставшееся нам от VI века. Здесь все пронизано единой великой идеей, вдохновляющей и координирующей все основные части декорации. Над алтарем, где служилась месса, в образе агнца представлено прославление святой бескровной Жертвы, возвещаемой пророками, евангелистами и прославляемойв изображениях сцен из истории Авеля, Мельхиседека и Авраама.

Самая древняя часть декора базилики Сан Витале, датирующаяся первыми десятилетиями VI века, по своему техническому исполнению еще тесно связана с произведениями V века. Известно, что строительство церкви было начато не ранее 526 г. Эти мозаики, несомненно, принадлежат времени постройки храма (между 526 и 534 гг.) и предшествуют, таким образом, по времени создания мозаикам конхи апсиды и двум историческим изображениям Юстиниана и Феодоры со свитой. Как и в церкви Сант Аполлинаре Нуово здесь ясно проявляется смешение исторических композиций со сценами, заимствованными из древнехристианской иконографии. ФигурыАвеля, Мельхиседека, Авраама, Моисея представляют собой образы, часто встречавшиеся в искусстве III-IV вв. Композиции «Жертвоприношение Авеля», «Гостеприимство Авраамово» отличаются большой простотой и легкостью исполнения, свойственных древнимпамятникам. Эта часть декорации характеризуется как красотой орнаментики с ее богатством колорита, что особенно проявляется в украшении роскошного свода хоров, так и некоторым налетом реализма, внимания к натуре, сказывающимися в манере изображения пейзажа и в анималистических символах евангелистов, поражающих своим правдоподобием. В изображениях льва святого Марка, с отверстой пастью и налитыми кровью глазами, белого быка апостола Луки, с его сильным телосложением, а также в образах Моисея, снимающего сандали, Авеля, изображенного в его крепкой и прекрасной наготе, в живой группке жестикулирующих перед Аароном евреев есть поразительное чувство реальности жизни. Это новое качество развивающегося христианского искусства тем более удивительно в его сочетании с древними традиционными формами.

Если в только что описанной части декорации следует отметить некоторую скупость употребленных для мозаики материалов, то в прекрасной мозаике апсиды, напротив, во всем блеске проявляет себя помпезное и церемониальное искусство. На золотом фоне возвышаются величественные и торжественные фигуры, великолепные одежды украшены перламутрами, передающими блеск жемчужин. Выражение величия сообщено и юношеской фигуре безбородого Христа, широко задрапированного в плащ из лилового пурпура. Такие детали, как богатый костюм святого Виталия, характерная, истинно портретная голова епископа Эклессия говорят о пристрастии художника к исторической живописи.

Это придворное искусство вполне логично находит свое высшее завершение в изображениях, представляющих Юстиниана и Феодору. Уже неоднократно были описаны великолепное облачение императора, его офицеров и стражи, роскошные наряды императрицы и ее свиты, сверкающие золотом и драгоценными камнями. Роскошь употребленных для создания изображения материалов — золотых кубиков, перламутра, драгоценных камней прекрасно соответствует великолепию изображенного дворцового церемониала. Достаточно обратить внимание на ослепляющий своим сверканием камень, служащий для изображения пряжки юстиниановой мантии, или настоящих жемчужин, изображающих серьги в ушах Феодоры. Но то, что здесь наиболее замечательно, это индивидуальные черты лиц представленных художником персонажей: Юстиниана с его широко открытыми глазами, длинным и тонким носом, твердым волевым подбородком, энергичным и немного озабоченным выражением, Феодоры с ее уже несколько увядшим тонким и меланхоличным лицом, оживленным большими черными глазами, епископа Максимилиана с его лысым черепом, густыми бровями и довольно равнодушным выражением. Даже второстепенные персонажи: священники с мягкими улыбками, грубоватого вида офицеры, бритые евнухи с полными щеками, ослепительной красоты придворные дамы (особенно та, что стоит второй справа от императрицы) — все они здесь предстают очень живыми и выразительными портретами. Даже если в самом симметричном расположении фигур, в тяжелых драпировках одежд, в торжественных застывших позах и есть что-то условное и монотонное, все эти недостатки искупает блестящая колористическая гамма, великолепие одеяний и характерная индивидуальность персонажей. В этих прекрасных мозаиках, которые еще более, чем прежние памятники этого времени, пропитаны восточными влияниями, византийское искусство оставило нам одно из своих самых восхитительных творений.

К произведениям эпохи Юстиниана следует прибавить еще ряд дошедших до нашего времени изображений: образ Христа в воинском облачении в архиепископской капелле, над которым в своде арки представлено множество резвящихся на золотом фоне птичек, и мозаичное убранство, некогда украшавшие базилику Сен Мишель ин Аффричиско, во многом напоминающие мозаики церкви Сан Витале. Эти последние мозаики, обретенные в 1824 г. наследным принцем Пруссии, находятся в настоящее время в Берлине и еще не выставлены в экспозиции. Они представляют безбородого Христа, стоящего между архангелами Михаилом и Гавриилом. Если прибавитько всему описанному две процессии святых в церкви Сант Аполлинаре Нуово, то поэтому ансамблю памятников можно проследить интересную эволюцию христианского искусства, один из важных этапов которой завершился во время правления императора Юстиниана. Характерными признаками новой школы являются как сами предпочитаемые в эту эпоху материалы — золотые фоны, с включенными в них перламутровыми и серебряными кубиками, на которых развертывается роскошная орнаментация, так и чисто художественные особенности — блистательный колорит, более величественная и торжественная трактовка человеческих фигур и, конечно, замечательное искусство портрета, достигшее в это время своего апогея. Здесь виден переход от простых и наивных древнехристианских символических изображений, мало подходивших церемониальному характеру придворного искусства, к более реалистичной манере изображения, свойственной уже новой эпохе. Несмотря на интересную попытку возврата к древнехристианской символике в церкви Сант Аполлинаре ин Классе, поражение символизма в эту пору совершенно очевидно. Настоящаяпобеда принадлежит отныне исторической школе.

Базилика Сан-Витале, Равенна

Базилика Сан-Витале, Равенна

Базилика Сан-Витале в Равенне (Basilica di San Vitale) – один из важнейших раннехристианских памятников во всей Италии. Собор прекрасен во многих аспектах: и как архитектурная достопримечательность, и своей художественной ценностью. Ведь войдя внутрь, посетитель невольно будет восхищен богатством и красотой мозаик базилики. Из-за своей важности церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

Строительство церкви Святого Виталия в Равенне началось еще во времена Византийской империи. После возвращения из последней епископ Экклезий, выполнявший дипломатическую миссию императора Теодориха Великого, заложил первый камень. Это случилось в 526 году, сразу после смерти правителя Равенны. Работы, финансируемые византийским банкиром Юлианом Аргентарием, завершились в 547 году. А 19 апреля 548 года базилика была освящена епископом Максимианом.

За последующие столетия базилика пережила несколько реконструкций. В 13 веке к ней была достроена колокольня, а в 16 столетии уровень пола был искусственно сделан выше для предотвращения затоплений. В 1688 году часть храма разрушило землетрясение, но уже к концу 17 века его восстановили. В 1780 году украсили фресками участки куполов собора, все еще остававшиеся чистыми от мозаик. В 1996 году базилика стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура и интерьер

Церковь типична для раннехристианских построек Равенны, и в то же время достаточно отличается от церквей того же времени других городов Италии. В базовом плане она имеет восьмиугольную структуру. Грани строения соединены контрфорсами, а в центре возвышается конусообразный купол диаметром 16 метров. Под ним образовалась ротонда с аркадами. Очень оригинальным архитектор сделал преддверие церкви, расположив его под небольшим углом к основной оси здания.

Интерьер отображает основную архитектуру: внутри можно наблюдать двухэтажный восьмиугольный портик, поддерживаемый колоннами. Вследствие продуманного расположения окон внутри создана непередаваемая игра света. Пол храма украшен геометрическими орнаментами, а нижняя часть стен облицована мрамором.

В боковых галереях размещены саркофаги, в которых покоятся останки раннехристианских мучеников.

Мозаики храма

Наибольшую ценность в базилике имеют именно мозаики. Они украшают верхний уровень стен и купол церкви, а также апсиду и арки. Вся их тематика направлена на укрепление апостольской основы церкви Равенны и теократическую власть Византийской империи. Основной их мотив, конечно же, христианский. Здесь преобладают:

  • изображения Христа, ангелов и различных святых,
  • проиллюстрированы многие библейские сюжеты,
  • уделено внимание и императору Византии Юстиниану I и его жене Феодоре, и епископам, причастным к строительству базилики.

Как доехать

Базилика Сан-Витале расположена в историческом центре Равенны, на улице Via San Vitale, 17. Недалеко от нее находятся и другие религиозные сооружения, посещение которых включено в стоимость визита:

  • баптистерий Неониано,
  • базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, .

По соседству разместился Национальный музей Равенны. Ближайшая автобусная остановка Piazza Baracca (маршрут 70) расположена в 3 минутах ходьбы.

Время работы:

  • с марта по октябрь с 9:00 до 19:00,
  • с ноября по февраль с 10:00 до 17:00.

Касса закрывается в 18:30. Телефон (+39) 0544 541688.

Вход: цена билета 9,5 евро, льготного 8,5 евро. Льгота действует для студентов, групп от 20 человек. Для детей младше 10 лет и лиц с ограниченными возможностями вход бесплатный. Стоимость и время работы могут меняться.

БАЗИЛИКА САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ

Post

Базилика Сан-Витале – один из самых важных примеров развития сакральной архитектуры в Италии 5-го и 6-го века. В то время Равенна переживала эпоху культурного и экономического расцвета, из – за чего и появилось множество значимых памятников, которые являются показательным и важным примером архитектурного и культурного развития истории от поздней античности до раннего средневековья. С начала строительства под властью готов в 526 году до его инаугурации в 547 году при императоре Юстиниане, смешались элементы римской архитектуры с ближневосточными влияниями.

Строительство храма было заложено при епископе Экклесии, однако освятил её епископ Максимиан, чья фигура находится среди изображений в алтаре.[1]

Фасад церкви выполнен из массивной кирпичной кладки, с узким и длинным кирпичом, без декоративной отделки. Внешний вид производит достаточно скромное впечатление.

Антипод фасаду является интерьер церкви, чей размер и великолепие оставляют поражающее впечатление. Взгляд зрителя упирается в купол, украшенный барочными фресками и скользит по массивным, мраморным колоннам к алтарю, богато украшенному золотой и цветной мозаикой.

Базилика сан Витале возведена в форме восьмиугольного мартирия, чью конструкцию поддерживают восемь опор, на которые ложиться купол, конусообразной формы, диаметром в 15,6м.

Пространство между опорами заполнено полукруглыми нишами, которые простираются на два этажа и делятся на двухъярусные аркады. Алтарь расположен в апсиде в северо – восточной части церкви и простирается на два этажа. Благодаря архитектурному решению интерьера, богатая, мозаичная облицовка алтаря особенно ярко освещается дневным светом, в то время как галереи в нишах погружаются в скромный полумрак.

Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресвитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Большое главное помещение воспринимается в потоках света, который льется из окон купола и арочных проемов галерей. Лучи света, идущие в разных направлениях, дематериализуют мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом. Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении. Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами.“[2]

Святилище является самой важной частью церкви и поэтому особенно красочно и богато украшено мозаикой. Большие окна в апсиде пропускают много солнечного света в храм, от чего яркая и редкая работа прекрасно освещается и сразу же приковывает взгляд посетителя. Золотой, зелёный и синий доминируют в цветовой композиции. И хотя эта работы датируется периодом основания, она по сей день не утратила интенсивности и яркости своих красок. Золотые тессеры изготовлены из сусального золота, которое было встроено в стекло, остальные из цветных, полудрагоценных камней.

Изображения преподносят своё богословское значение не только при помощи изображений, но также и за счёт цветовой гаммы, символов и пропорции. Таким образом даётся некоторое представление о духовном мире.

Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры — начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.“[3]

Изображение императорской четы, Юстиниана и Теодоры, которые расположены по обе стороны апсиды, особенно знамениты. Несмотря на то, что сам император никогда не был в Равенне, он хотел выразить своё политическое присутствие и имперскую власть посредством великолепия новой базилики, а так – же богатого украшения всего интерьера. Можно сделать таким образом вывод, что изображения императорской пары таким образом передают идеологические и религиозные убеждения той эпохи.

Для их исполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, которым дали столичные образцы. Это должны были быть царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования. Такие портреты обычно включали в себя фигуры императора и императрицы с ближайшей свитой. В Равенну могли попасть и другого типа композиционные схемы, применявшиеся при изображении императорской четы во время торжественных выходов, когда она приносила драгоценные дары какой-нибудь церкви. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача: создать на основе таких столичных образцов оригинальные композиции, которые передавали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности.[4]

Портрет Юстиниана можно найти в левой, нижней части апсиды, около окон. Он изображён посреди своей свиты, с правой стороны -священнослужители, состоявшие из епископа Максимиана у двух диаконов, слева – Юлиан Аргентарий, финансирующий строительство храма, далее полководец Велисарий с войнами.

Юстиниан изображён во фронтальной позе. Он облачён в имперские регалии, белая туника и пурпурный плащ. Его голова увенчана диадемой, украшенной жемчугом и драгоценными каменьями, а так – же окружена нимбом, как это и было свойственно отмечать императора.

В руках у него патена (в католической церкви — один из литургических сосудов) свидетельствуя о том, что он не только глава своего царства, но и церкви. Тем не менее, епископ Максимиан, который освятил церковь, также почитается особым образом в мозаичной картине: его фигура немного больше, будто он предшествует всей группе.

С исторической точки зрения это изображение указывает на напряжение между светской и духовной властью.

Напротив мозаики императора изображена императрица Феодора со своей свитой. Она предшествует группе придворных дам, которую две возглавляют, так как их черты лица, по сравнению с остальными, наделены портретными чертами.

Голова императрицы обрамлена нимбом, черты лица выразительны и характерны. В её руках – золотой потир, а на плечах тяжёлое, драгоценное украшение. Эта мозаика – удивительный пример раннего византийского искусства: несмотря на фронтальное изображение, её выражение лица несёт торжественный дух, но одновременно и кажется почти трансцендентным.

И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине. “[5]

Изображение императорской пары возглавляется изображением Пантократора, «мирового правителя», в конхе апсиды. Иисус Христос изображён в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, которая символизирует всю вселенную. Христос вручает венец славы святому Витале. Справа от него изображён другой ангел, преподносящий макет храма в дар епископу Экклесию, основателю церкви. Образы апсиды изображены в соотношении друг к другу: Христос, правитель вселенной, возведён на престол над императорской парой, правителями в миру.

Таким образом, расположение изображений соответствует небесно-земной иерархии, характерной для раннехристианских религиозных зданий: над стенной розеткой традиционно представлены святые, но также правители и основатели. Несколько возвышенно изображаются сцены Ветхого и Нового Завета, ангелы и пророки, провозглашающие слово Божье. Венец всему изображение Христа как правителя мира, или символизируемым “агнцем Божьим”.

Таким образом, взаимодействие и расположение мозаик резонируют с кульминацией христианской литургии, празднованием Евхаристии.

“Подчеркнуто симметричная композиция и яркие, напоминающие драгоценные эмалевые сплавы краски (зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, белая в сочетании с золотом) придают всему изображению особо торжественный характер. Мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению. Здесь работали опытные мастера, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах.[6]

Но не только мозаики пресвитерии являются выдающимся примером художественного творчества, но и мозаика пола. Украшенные матовыми землистыми тонами, цветочные и орнаментальные узоры покрывают все пространство церкви.

Мозаичный пол в центре храма, под куполом, заменили со временем штучной/пластиночной мозаикой. Это художественная техника, при которой используются разные формы мрамора и / или перламутра и собираются в определённые узоры.

Ещё один интересный пример слияния римского и византийского искусства, это могучие мраморные колонны. Капители колонн не являются Ионическими, Дорическими или Коринфскими, а представляют собой новый архитектурный стиль, который характерен для ранней христианской эры. Импортированные из Константинополя, это шедевры каменного дела.

Читайте также  Базилика сан микеле ин форо

Если посмотреть вдоль могучих мраморных колонн на купол, то художественное оформление немного удивит, так как напоминает старых итальянских мастеров поздней эпохи Возрождения.

И на самом деле фрески были созданы лишь в конце 18-го века. Тут изображён сб. Витале, окруженный купидонами.

В нижней трети купола находится монограмма имени Христа “Хризма”, которая состоит из греческих букв «Ch» и «R», что связано с первыми двумя буквами имени «Христос». Часто они окружены венком, символом победы.

Бенедиктинская община, которой принадлежит храм с 10-го века, заказала эту фреску у итальянских художников. Их имена указаны на таблице над колоннами. Над картиной работали Серафино Бароцци, Дж. Гуараны и Убальдо Гандольфо, завершивший работу.

Равенна является не только свидетелем архитектурной встречи между Востоком и Западом, но и исторически важным примером раннего развития Христианства. В переходе от античной древности к раннему Средневековью, здесь было создано множество памятников, которые в наше время покоряют своим великолепием и красотой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector