Иерархия богов древней греции

Иерархия богов древней греции

Пантеон

Верхнюю ступень в иерархическом порядке мироздания занимали боги. Происхождение греч. θεός (бог) лингвистами определенно соотносится с инд.-евр. основой *dhes-, которая «означает некое религиозное понятие или религиозный ритуал, смысл которого установить уже невозможно» [1] . Слово θεός исконно греческое: как показывают расшифрованные микенские тексты, микенские греки пользовались словом te-о в значении «божество».

Божество, как мыслили его греки, в максимальной форме выражало признаки силы, жизненности и на этом основании обладало полнотой святости. Могущество и жизненность божества проявлялись в бессмертии. Бессмертие и сверхчеловеческая сила выступали важнейшими отличительными признаками божества в сравнении с человеком. В большинстве других свойств греческие боги походили на людей, превосходя их степенью свойства, например сверхмудростью, предельным величием и т.д. Типичное положение, которое квалифицирует богов в античных греческих текстах – σέβας (предмет благоговения) [2] . Семантика греч. σέβας подчеркивает возвышенное и величественное в тех объектах, к которым эти понятия прилагались. Но кроме богов, как показывают тексты, это слово, например, употребляется применительно к оружию, предмету благоговения для Одиссея-воина, к матери – высокочтимому для сыновних чувств грека существу.

Божественная инаковость, согласно греческим воззрениям, онтологически не запредельна человеческому уделу. Это инаковость в достоинстве, указывающая на более высокое положение богов по отношению к человеческому состоянию. Даже бессмертие в исключительных случаях могло быть даровано избраннику богов, каким был, к примеру, Геракл. Ариадне, по упоминанию Гесиода, тоже было даровано бессмертие [3] .

Геракл относится к особой категории существ – героев, полубогов, как их называет Гесиод [4] . Герои, согласно мифологическим систематизациям Гесиода, Аполлодора и других древних авторов, были рождены от брака божества и человека и своими деяниями исполняли на земле замыслы бога. В персоне героя греческая идея божества развивала представления о существовании переходных от божественного к человеческому состояний. В реальной истории генезис идеи героя связан прежде всего с культом мертвых, поскольку греческий культ мертвых предполагал почитание умершего в качестве божества. Примечательно, что в послегомеровский период возникает практика учреждения культа героя по установлению общины. Она распространялась не только на умерших людей, но и на живых. Человек мог приобрести статус героя при жизни и рассчитывать на божественные почести после смерти в тех случаях, когда община признавала за ним заслугу основания общины (герои-ктисты общины) или ее спасения от гражданских распрей (герои-законодатели), военной угрозы (герои-воители) [5] .

Таким образом, греческая идея божества допускала наличие существенных соответствий между природой богов и природой людей. Эти соответствия нашли выражение в представлениях о внешнем облике богов, их характере, образе жизни, которые имели черты ярко выраженного антропоморфизма. Образы зооморфных богов вторичны, хотя отдельные зооморфные признаки свойственны многим греческим богам (например у Афины – глаза совы). Греки наделяют богов способностью к разнообразным превращениям (зооморфным, тераnоморфным и др.). Особенной склонностью к метаморфозам отличался Зевс. За этими превращениями стоит сохранившая свою силу архаическая идея оборотничества. Фрагменты фетишизма сохранялись в представлениях о том, что божество может являть свое присутствие и силу в предметах – груде камней, обрубке дерева, статуе и т.д.

Известные по древним текстам боги греческих верований персонифицированы, наделены именем, местом в общей иерархии и набором функций. Указание на отсутствие у бога имени или запрет на его произнесение – явление редкое для Греции, развившееся довольно поздно и свойственное обычно эзотерическим культам. Функции богов, как правило, выражали особенности генезиса культа божества. Так, божества, возникшие как олицетворение небесных явлений, регулировали состояние погоды, деификация водных источников наделяла богов функцией дарителей плодородия. В греческой религии был деифицирован широкий круг явлений природной, общественной и частной жизни. Совокупность этих деификаций образовала три категории богов: уранические (небесные) боги – Зевс, Афина, др.; хтонические (подземные) боги – Аид, Деметра, Эринии, др.; ойкуменические (земные) – Гестия, богиня домашнего очага, др. [6]

В сонме богов микенской религии, насколько об этом можно судить по сохранившимся сведениям, первоначально главенствующее место занимала Великая богиня, Владычица – женское божество плодородия. Культ великого женского божества в Средиземноморье уходит корнями к эпохе неолита и далее вглубь истории. На Крите обнаружены культовые скульптурные изображения женской фигуры со змеями в руках. Прочитанные тексты минойско-микенской цивилизации открыли, что объектом почитания нередко выступал двойной образ – Две Владычицы. Широкое распространение, судя по сохранившимся фрескам и рисункам на печатях, имел образ божественного быка. В качестве одного из наиболее чтимых религиозных предметов, атрибутов верховного божества, выступал двойной топор – лабрис.

В микенский пантеон входили также из известных божеств Зевс, Афина, Гера, Посейдон, Гермес, Артемид, Арес, Эриния. Зевс – исконно греческое божество, его имя Ζεύς родственно, например, др.-инд. deva (бог), dyaus (небо) и означает ясное небо. Зевс – деификация дневного неба. Он связан также с небесной влагой, грозой и громом. Афина, чье имя не поддается точной этимологизации (возможно, это указывает на негреческие корни божества), на ранней ступени есть одно из олицетворений богини плодородия. Ее древнейший образ носил черты змеевидного существа. Известно, что змеи в архаических верованиях связаны с подземным миром и плодородием. К культу архаического женского божества восходит также почитание Геры, имя которой означает «охранительница, госпожа». Древнейший Посейдон для греков материковой Греции – бог коней и землетрясений, для островной Греции – он бог моря. В основе образа – архаическое божество плодородия, отсюда вероятное истолкование имени как супруг земли и изначальная связь Посейдона с влагой, питающей плодоносные силы. Поклонение Гермесу в своем происхождении связано с древним почитанием путевых камней, герм, по-видимому, первоначально воздвигавшихся на местах погребения. Изначально Гермес – покровитель путников. Артемида, чье имя Άρτεμις, возможно, означает медвежья богиня, в своем древнейшем образе – богиня охоты, владычица диких зверей.

Усиление в греческих государствах во второй половине II тысячелетия до н.э. монархических начал правления, дальнейшее обособление аристократии и другие общественные перемены привели к значительной трансформации пантеона. На первый план выходит мужское божество – Зевс. Его положение среди других богов становится подобным положению царя-басилевса среди аристократии и простых подданных. По мере распада микенской религии и перехода к религии гомеровского века продолжился процесс преображения старых божеств (например Афродиты – изначально малоазийской богини жизнетворящей любовной силы) и внедрения новых. Пожалуй, самый известный из богов, чей культ получает распространение в VIII–VII вв. до н.э., – Дионис, фракийский и фригийский бог растительности и виноделия.

Результатом этой трансформации стал олимпийской пантеон. В систематизации пантеона, как уже говорилось выше, приняли участие большие интеллектуальные силы, в первых рядах здесь стояли Гомер и Гесиод.

В утвердившейся в гомеровский век олимпийской мифологии пантеон структурируется по модели важнейших общественных и семейных отношений. Зевс и Гера образуют божественную пару, олимпийский образец семьи и верховной власти. Одного поколения с ними Посейдон и Деметра, родственники первой пары, обладающие веским правом голоса. Младшее поколение сыновей (Аполлон, Гефест, Арес) и дочерей (Афина, Артемида, Афродита) – исполнители воли мироправителя Зевса, каждый из них получает во власть свою часть мироустройства. Вошедшие в пантеон иноземные боги – например, Дионис – чаще всего также включались в систему родственных отношений и становились покровителями той или иной области мироустройства, что приводило к совмещениям функций разных богов.

Формирование пантеона было тесно связано с процессом становления общегреческого содружества полисов. Каждый из богов некогда имел род, племя или местность, где он пользовался особым почитанием. Родовые и полисные боги по мере осознания общегреческого единства включались в сонм богов с последующей, норой очень существенной, переработкой. В ходе этой переработки некоторые из локальных богов стали объектом общеэллинского почитания (как, например, Афина), другие были слиты с более могущественными богами. Но, сменив имя и преобразившись, они, как правило, сохраняли свои функции и значение для местного населения.

Греческая мысль мирилась с той идеей, что отношения внутри божественного сообщества далеки от гармонии, его раздирают интриги, своеволие, корысть или дурной нрав божества. Показательна в этом отношении фигура Ареса, бога вероломной войны и оружия, который ненавистен даже отцу – Зевсу. Однако вместе олимпийцы выступают гарантами упорядоченного космоса и гармоничного социума.

Олимпийские боги – боги-победители – согласно мифологии, одержали верх над богами первого поколения (Ураном, Кроносом, титанами и др.), поэтому они, как и положено победителям, держат в подчинении или заточении своих божественных противников. Противники олимпийцев выступают олицетворениями первозданных стихий, носителями мощных хаотических потенций. Антагонисты олимпийцев образуют особую категорию божественных сил, создающих актуальную угрозу миропорядку. Их присутствие задает греческому религиозному чувству особый драматизм, замешанный на ужасе, и служит оправданием деспотической власти олимпийских богов.

По мере развития общества и религии, распространения культов иноземных богов структура пантеона усложнялась, однако основные контуры, сложившиеся в главных чертах на излете микенской культуры, сохранялись. При этом представления греков об общеэллинском пантеоне, о котором рассказывали поэмы Гомера или творения других мыслителей, не имели для конгломерата религиозных общин, каким был полисный мир Греции, императивного характера. Пантеон выступал мифологическим идеалом общегреческого содружества, но это отнюдь не мешало каждому полису в первую очередь чтить своих местных богов. Реальную религиозную практику определяла полисная теология, имевшая гораздо более обязательный характер для полисного религиозного сознания, чем общеэллинская.

Пожалуй, только Зевс, олицетворение греческого космоса, мог в полной мере претендовать на статус общеэллинского бога. На поздней стадии, в эллинистический период, почитание Зевса как владыки владык начинает привносить в политеизм греческой религии монотеистические начала, которые, впрочем, заявляли о себе лишь в теологии некоторых течений греческой религиозной мысли.

В классический период получают распространение культы абстрактных божеств – Ники (Победы), Демократии, Мира и др. В общем русле греческой склонности к антропоморфизму абстрактные понятия приобретают конкретные образы, среди которых наиболее известен в своих скульптурных образцах образ Ники.

Чувственно-конкретный характер представлений эллинов о божестве в значительной мере объясняется особенностями греческого восприятия теофании. Для греков теофания – явление если не заурядное, то уж во всяком случае отнюдь не исключительное. Мифы, известные греку с детства, красочно рассказывали о многочисленных историях явления богов людям. Поводом к богоявлениям могли быть события исторической важности, но иногда бог являлся смертным просто из прихоти или, например, под влиянием любовного чувства, чтобы разделить ложе с объектом страсти. С регулярностью теофания повторялась в праздниках в честь божества. Собственно, понятие θεοφάνια (θεός – бог и φαίνω – являю, обнаруживаю) первоначально и употреблялось для обозначения ежегодных весенних праздников в Дельфах по случаю явления Аполлона – Теофаний [7] . Чрезвычайно живые, образные представления греков о подробностях теофаний дали повод скептически настроенным умам для сомнений, объектом которого стали не только расхожие повествования о земных похождениях богов, но и сами боги.

Пантеон греческих богов

Древние греки разработали своеобразную мифологическую систему, совершенно непохожую на те, которые существовали в странах Древнего Востока. По их понятиям, боги – это могущественные существа, способные помочь человеку или покарать его, но и божество не всевластно, оно вынуждено подчиняться силе, стоящей над ним, т. е. судьбе.

Боги Древней Греции близки человеку, они обязаны помогать ему, а не использовать лишь во благо себе. Греческие божества могут вступать с людьми в брак, в результате чего на свет появляются герои, полулюди-полубоги, способные совершать героические подвиги и уничтожать враждебных человеку существ, которыми изобилует греческая мифология. Это страшная Медуза горгона, Химера, загадочный Сфинкс, многочисленные драконы, змеи, кровожадные львы.

Свое начало греческие боги, хорошо знакомые нам по книгам и кинофильмам, ведут из космогонического мрака. Их предками были Гея-земля и Уран-небо, семейная чета, первой появившаяся из хаоса. Уран и Гея стали родителями следующего поколения богов – титанов.

От титанов Реи и Кроноса появились старшие боги: Зевс (рис. 45), в дальнейшем самый могущественный и сильный, его братья (Посейдон, властитель морей и океанов, Аид, правитель царства мертвых) и сестры (Гера, Деметра и Гестия). Гера (рис. 46), жена Зевса, богиня брака и покровительница островов Самос и Аргос. Ее помощницей и посланницей стала Ирида – богиня радуги. Деметра – богиня плодородия, благословляющая труд земледельцев и дающая жизнь всему растительному миру. Впоследствии дочь Деметры Персефона, похищенная Аидом, стала вместе с ним царствовать в подземном мире.

Гестия считалась богиней жертвенного огня и пламени домашнего очага, она почиталась в каждом доме, где ей всегда оставляли у очага немного еды. Богиня также являлась покровительницей греческих городов и всего государства.

От титанов произошел и Гелиос, солнечное божество, впоследствии отождествляемое с Аполлоном. Гелиос, освещавший землю, все видел и все знал, он мог исцелять слепых, но иногда поражал слепотой зрячих, карая их за грехи. Изображался Гелиос сидящим на троне из драгоценных камней в окружении времен года.

Когда олимпийские боги делили Вселенную, Гелиоса не оказалось на месте. Он не получил ничего и вскоре был всеми забыт. Солнечный бог пожаловался Зевсу, и тот выдвинул из моря остров Родос и подарил его Гелиосу.

Один из греческих мифов рассказывает о том, как Гелиос выходит из океана на востоке и Часы в облике юных дев открывают ему небесные врата и впрягают в колесницу крылатых коней. В своей колеснице Гелиос двигался по небу и в полдень достигал зенита. Затем он направлялся к западу и завершал поездку в царство вечного мрака. Ночью Гелиос объезжал землю по океану и к утру оказывался в том месте, откуда начинался его дневной путь.

На волшебном острове Тринакрия пасутся белоснежные быки Гелиоса. Они поделены на 7 стад по 50 голов (всего 350 голов – по количеству дней греческого года). Когда Одиссей вместе со своими спутниками побывал на острове и убил несколько священных быков, Зевс по просьбе Гелиоса наказал героя, разбив молнией его корабль.

О губительности солнечных лучей рассказывает миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса. Юноша уговорил отца разрешить ему покататься на солнечной колеснице. Внезапно кони понесли огненный экипаж прямо вниз, и Зевсу, чтобы остановить его и спасти землю, пришлось послать в Фаэтона молнию. Гибель сына так опечалила Гелиоса, что он отказался освещать мир, и лишь приказание Зевса вернуло солнце на небосвод.

У Гелиоса была сестра, богиня Луны Селена. Ее имя происходит от греческого «селас» – «блестящая, сияющая». Ночью Селена объезжала небо в колеснице, в которую были запряжены два белоснежных коня (в других мифах – быки с рогами-месяцами). Днем богиня отдыхала в океане.

Известен миф о любви Селены к юноше Эндимиону, получившему от богов дар вечной молодости и спящему беспробудным сном в пещере горы Латма в Карии. Селена родила Эндимиону 50 дочерей – такое количество недель было в греческом году. Древние греки связывали лунные фазы с изменениями лика богини и считали, что, меняя свой облик, Селена оказывает влияние на природу и человека.

В более поздних мифах Селена отождествлялась с Артемидой, Гекатой и Персефоной. Изображалась богиня с крыльями и золотым венцом. Иногда ее представляли прекрасной женщиной с горящим факелом в руке, за которой летели звезды. У Гелиоса и Селены была сестра Эос – богиня утренней зари. Каждое утро она выходила из океана и плыла по небу в колеснице, в которую были впряжены белые и розовые кони. Затем Эос останавливалась и открывала врата востока.

Старшие боги во главе с Зевсом обосновались на Олимпе, высокой горе, вершина которой покрыта снегом. Здесь же жили и младшие поколения богов. Афина, родившаяся из головы Зевса, выполняла множество функций. Под именем Афины Паллады она была девой-воительницей. Эта богиня покровительствовала городу Афины и помогала представителям различных ремесел. Символы Афины – сова, копье и шлем. Нередко ее также считали богиней мудрости.

От брака Зевса и Геры родился бог кузнечного ремесла Гефест (рис. 47). Впервые увидев уродливого и хилого ребенка, мать Гера сбросила новорожденного с Олимпа, в результате чего Гефест стал хромым. Тем не менее он вырос сильным и могучим. Одни мифы сделали женой бога-кузнеца красавицу Афродиту, богиню любви, другие – не менее красивую Хариту, богиню грации.

Существует два мифа, которые по-разному рассказывают о происхождении Афродиты. Согласно одному из них, она вышла из морской пены, согласно другому, ее родителями были Зевс и нимфа Диона.

Мальчик Эрос, сын Афродиты, стал исполнителем ее воли и посланником. Зевс хотел умертвить ребенка при рождении, но мать спрятала его в лесу, где Эроса выкормили две львицы. Символ этого божества – маленький золотой лук и стрелы, больно ранящие тех, в кого они попадают.

Верным спутником Афродиты является бог брака Гименей, его эмблема – брачный факел.

Плодом любви Зевса к нимфе Майе стал Гермес, бог дорог и торговли, вестник других богов. Он покровительствовал ворам, пастухам, атлетам, служил проводником умерших. Символом Гермеса являлся кадуцей – жезл вестника.

От Зевса и Латоны (Лето), которую преследовала ревнивая Гера, наславшая на нее ужасного дракона Пифона, на острове Делос родился прекрасный Аполлон (рис. 48) – бог света. После его рождения суровый Делос, лишенный растительности, зацвел. Аполлон был покровителем музыки и искусств, ритуальных очищений, а также божеством Дельфийского оракула. Его символами стали лук и лира.

Богиня охоты Артемида, сестра Аполлона, покровительствовала диким животным и слыла предводительницей нимф. Изображалась она с луком, считавшимся ее символом.

Дионис (Вакх), бог вина, драматических представлений и внутренней свободы, являлся сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Диониса почитали менады (вакханки) – женщины, находящиеся во власти священного безумия. Он был покровителем Фив и представлялся с эмблемой – виноградной лозой.

У Зевса и Геры был еще один сын – мрачный и свирепый бог войны Арес, которого всегда сопровождали сыновья Деймос и Фобос (Ужас и Страх), а также богини раздора и убийств Эрида и Энио. Арес не пользовался у греков таким же почетом и уважением, как другие боги, и даже его собственный отец, Зевс, недолюбливал сына за то, что тот постоянно затевал раздоры и радовался, видя, как льется кровь людей.

В мифологиях многих народов рассказывается главным образом о богах, а люди появляются лишь иногда, если того требует сюжетная линия легенды. В греческой мифологии тема богов не единственная, многие мифы повествуют о героях, занимающих как бы промежуточное место между богами и людьми. Некоторые из них по праву могут считаться богами, как, например, Прометей, чьи родители были титанами. Другие же оказываются самыми обыкновенными смертными. Происхождение некоторых героев неясно. Так, настоящим отцом Тезея, сына афинского царя Эгея, по слухам, являлся сам бог Посейдон.

Некоторые мифологии уделяют большое внимание сказаниям о появлении на земле человеческого рода. Обычно творцами людей становились боги (например, в египетской мифологии сотворение человека в каждом большом городе приписывалось разным богам). Большинство греческих мифов умалчивает о том, как произошло человечество, хотя некоторые источники называют его создателями Зевса и даже Прометея. Фиванцы полагали, что люди вышли из зубов дракона, посеянных Кадмом (сын финикийского царя Агенора, основатель Фив), а жители Аркадии считали себя потомками Ралсга, рожденного Землей.

Теогония Гесиода повествует о пяти веках существования людей. Еще во времена Кроноса люди, сотворенные богами, жили в золотом веке и, подобно божествам, не знали ни печалей, ни забот, ни болезней. Их существование было похоже на непрерывный праздник. Когда заканчивалась их земная жизнь, они тихо засыпали и уходили в вечность, становясь добрыми духами, которые защищали живущих и следили за порядком на земле. Выполняя волю Зевса, они наказывали грешников и вознаграждали праведников.

Следующий век, серебряный, был уже не так хорош, как золотой. Почти сто лет человек проводил в младенческом состоянии, опекаемый матерью и отцом. Став взрослыми, люди покидали свои дома, но взрослая жизнь не приносила им счастья. Они постоянно враждовали между собой и не приносили богам даров. Возмущенный таким поведением людей, Зевс поселил этот род в подземное царство, где они живут, не испытывая ни радостей, ни печалей. Затем Зевс из древесины ясеня, идущего на изготовление древков копий, сделал третье поколение. Эти люди были высокими, сильными и жестокими. Так наступил медный век, получивший свое название от металла, из которого строились дома, создавались различные инструменты и оружие. Люди медного века воевали между собой, пока не исчез с лица земли последний человек. После смерти все они отправились в царство теней.

Читайте также  Осеннее французское меню

Следующим появилось четвертое поколение, представители которого были благородными и мужественными, во многом равными богам. То был век героев. Но и эти люди отличались безрассудством и гибли на полях сражений. Они воевали за прекрасную Елену, боролись за наследство Эдипа, участвовали в других битвах. Герои, дети Зевса, после смерти поселились на Блаженных островах, где существовали счастливо и беззаботно.

На смену героическому пришел железный век, продолжающийся до настоящего времени. Боги постоянно посылают людям заботы и печали, и их жизнь проходит в трудах. Люди не почитают ни богов, ни своих предков, они продолжают враждовать друг с другом. В этом мире властвует зависть и злоба, вражда и подлость. Представители железного века разрушают города соседей и убивают друг друга, и потому богини справедливости и стыда давно покинули это поколение.

Такую же картину изображает и Овидий в «Метаморфозах», правда, он не включает в них поколение героев, считая их промежуточным звеном между людьми и богами.

Греческая мифология начала формироваться в первобытно-общинном строе, где люди воспринимали мир как громадную родовую общину. Свое восприятие человеческих взаимоотношений, а также представления о природных явлениях они отразили в легендах и сказаниях. С развитием общества изменялись и мифологические воззрения. Греческую мифологию принято разделять на три периода. Первый, наиболее древний, называется хтоническим, затем идут олимпийский и героический период, включающий в себя ранний и поздний этапы. Более утонченные формы героической мифологии, связанные с творчеством Гомера и Гесиода, начинают складываться с распадом общинно-родовой формации. С течением времени мифы, прежде отражавшие первобытное мышление, переходят на службу идеологии рабовладельческого полиса и используются для выражения моральных, философских, религиозных и социально-политических идей. В это же время мифология получает широкое распространение в области литературы и искусства.

Пантеон греческих богов — презентация

Презентация на тему: » Пантеон греческих богов» — Транскрипт:

2 Для того, чтобы рассмотреть пантеон греческих богов, необходимо выяснить– что же такое пантеон? 1. Пантеон (в переводе с греческого) – «храм всем богам» 2. Пантеон (храм) – храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии 3. Пантеон (боги) – группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии 4. Пантеон – общее название для места захоронения известных людей, например пантеон в Париже

3 Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств и героев древнегреческой мифологии, можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней Греции, возможно увидеть, как формировалась теология и космология человечества, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое оно (человечество) не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и многих других)

4 Списки богов, мифологических существ и героев Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Первое поколение богов Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали Второе поколение богов Дети Геи (отцы Уран, Понт и Тартар) Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух), Ата (Обман).

7 Зевс (Ζεύς) бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов- олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей

8 Гера ( ρα) богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Крона и Реи, является женой Зевса, своего брата. Сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона

9 Посейдон (Ποσειδών) бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря, мчался по морю на колеснице, с трезубцем, вызывал бури, разбивал скалы

10 Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (миф о графов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера – это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более, чем фикция.

Обитатели Олимпа. Тема «Религия древних греков». 6-й класс

Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания; продолжить формирование навыков анализа исторических источников.

Методы и приемы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приемы технологии критического мышления.

Оборудование урока: 1. Тексты древнегреческих мифов «Олимп», «Водное царство», «Царство мрачного Аида» с вопросами к ним. 2. Аппликации по истории Древнего мира.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы начинаем знакомство с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религиях Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг.

Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога (богов). Учащимся предлагается в тетрадях закончить предложение: «Бог – это…».

Учитель обращает внимание ребят на аппликации – изображение богов Древнего Востока – и задает вопрос: «Из чего складывался у людей образ бога?», обобщая ответы, делает запись на доске: природа + образ жизни + сверхъестественные качества.

Постановка цели урока: выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаться объяснить, почему в Греции появились именно такие боги.

Учащиеся делятся на три группы и начинают работу с источниками – текстами мифов.

Найдите и подчеркните в тексте имена встретившихся вам богов. Опишите место, где живут эти боги. Как вы думаете, почему древние греки выделяли именно данные три мира богов?

2. БОГИ И ПРИРОДА.

Проследите связь богов с явлениями природы: подчеркните в тексте те природные явления, которые объясняются действиями богов. Сравните пантеон богов Древнего Востока и Древней Греции, чем вы можете объяснить их различие?

Проследите связь богов с занятиями и образом жизни древних греков: подчеркните те занятия людей, которые имеют своих богов – покровителей, а также те явления повседневной жизни, которые объясняются действиями богов. Как вы считаете, почему у древних греков большую роль играют боги судьбы и боги-предсказатели?

Представители каждой группы заполняют свою часть схемы «Олимпийские боги».

ОЛИМП – Зевс; МОРЕ – Посейдон; ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО – Аид.

БОГИ И ПРИРОДА (природные явления); БОГИ И ЛЮДИ (занятия и явления жизни людей).

Группам предоставляется слово для ответов на заданные вопросы.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается сочинить гимн в честь какого-либо бога, используя созданные на уроке характеристики.

Пантеон богов

Греческая кухня поначалу кажется простой и понятной, как ингредиенты греческого салата: фета, маслины, листья, помидоры, сладкий перец и вездесущее оливковое масло. Между тем, чем больше погружаешься в местную гастрономическую среду, тем сильнее ощущение, что все здесь знают какую-то тайну, доступную лишь посвященным.

Лефтер Ислазару
Посейдон

Имя первого греческого повара, получившего звезду Мишлен, известно далеко за пределами страны: Лефтерис Лазару регулярно читает лекции и дает мастер-классы по всему миру. Здесь, на родине, он не просто гастрономический гуру, а национальный герой — в 2000 году даже стал специальным послом греческой кухни на Олимпиаде в Сиднее. Собираясь на встречу, мы ожидали увидеть почтенного господина, снисходительно смотрящего на мир с высоты своего положения. Ожиданиям соответствовала только поварская куртка ярко-алого цвета с сияющими черными пуговицами, похожая на парадный мундир главнокомандующего. Ничто больше не выдавало главного бога местного поварского пантеона. Пока Лефтерис не на кухне, он скорее похож на доброго шутливого рыбака с очень большими натруженными руками.

Лефтерис родился в портовом Пирее и с детства страстно любил море. Отец, служивший корабельным поваром, часто брал мальчика к себе в помощники, поэтому к 15 годам он и не думал о выборе другой профессии: «Повар — это призвание, от него никуда не деться». Карьеру начал с путешествий: объехал всю Италию и Северную Африку, изучая местные традиции, продукты и поварские техники. Вернувшись в Грецию, начал работать на круизных судах. Свой ресторан «Варулько» Лефтерис открыл в 1987 году. С тех пор заведение несколько раз переезжало, менялись интерьеры, но кухня всегда оставалась неизменной. Сам Лазару называет ее «креативной». Говорит, это из-за эгоизма — он готовит только так, как ему самому нравится, предпочитая экспериментировать, а не следовать проторенным путем. Иногда идеи рецептов рождаются из воспоминаний о путешествиях. Так, после поездки в Геную Лефтерис начал эксперименты с песто. Приготовил его с добавлением узо* и стал подавать к традиционному греческому кальмару. Это блюдо остается хитом его меню уже полтора десятка лет.

1. Алая поварская куртка очень идет Лазару
2. Теплая чечевица, филе группера и дикая руккола – традиционные греческие продукты, способные выглядеть очень современно

Лазару возродил многие забытые рецепты греческой кухни и привнес в них новый стиль. По его словам, самое главное достояние Греции — продукты и труд тех, кто их произвел. На мою жалобу о том, что за пределами страны хорошую греческую кухню не найти, отвечает эмоционально: «Глупости! Главное — понимать, какие продукты обязательно должны быть аутентичными. Для настоящего греческого салата нужно всего три местных ингредиента: масло, оливки и фета, а со всеми остальными можно импровизировать».

Лефтерис весь вечер перемещается между кухней и залами. Успевает одновременно контролировать работу восьми поваров, распределять заказы, проверять, как почищена рыба, и смешивать соус. На кухне он быстр, серьезен и строг. Здесь Лазару — настоящий Посейдон, которого боготворят все. Один из поваров шепчет мне: «Когда шеф готовит, всегда разговаривает с рыбой! Рассказывает ей, какая она красивая и удивительная». Даже сквозь шепот в его голосе отчетливо различимы восхищение и восторг.

Томас Битсопулос
Шоколадный фавн

Томас встречает нас в шоколадном бутике «Аристократикон» на улице Карагеорги Сервиас. На этой улице много шоколадных бутиков, и Аристократикон далеко не самый большой, но уж точно самый изысканный.

Маленькое пространство пахнет шоколадом и фруктами. На полках — конфеты, шоколадные фигурки, игрушки. Через пять минут чувствую, как шоколадный дух, прямо-таки стоящий в воздухе, активизирует выброс эндорфинов: мне весело и радостно, как в детстве. Голос Томаса, тем временем, рассказывает историю своей шоколадной семьи.

Прадед Томаса, шоколатье Панайотис Карра, приехал в Афины из Эпира, чтобы осуществить свою мечту — доказать, что отменный шоколад могут делать не только швейцарцы. Ему это удалось: уже через десять лет Панайотис получил золотую медаль международной кондитерской выставки и снискал любовь именитых покупателей, а главное — покупательниц. Мария Каллас обожала его гросис — шарики из марципана и карамели. Жаклин Кеннеди-Онассис предпочитала лукум с розой и ванилью, а Грейс Келли — фисташковые палочки с карамелью. Знаменитые аристократы и сегодня без ума от его конфет: например, королева Испании София, оказавшись в Афинах, заезжает за шоколадными мятными листьями. Потомки Панайотиса продолжили его дело и открыли два новых магазина. А правнуки, Томас и Периклес, следуя веяниям времени, создали еще и интернет-магазин.

1. Шоколад ручной работы – продукт капризный. Поэтому в интернет-магазине «Аристократикона» существует только экспресс-доставка
2. Рецепты фруктовых соусов для начинок конфет держатся в строжайшем секрете – это семейная тайна (вверху)
3. Шоколадная мастерская «Аристократикона» залита белым светом и от того похожа на лабораторию (внизу)

Чтобы показать процесс создания своих конфет, Томас ведет нас в мастерскую, расположенную в старинном доме на улице Исаврон — здесь его прадед колдовал над своими первыми рецептами. Пройдя через несколько кварталов старой части города, поднимаемся по улице-лестнице, и нас окутывает тот же запах, что и в магазине, только в два раза сильнее. В мастерской работают 20 человек. Везде строго поддерживается оптимальная для работы с шоколадом температура. Здесь есть суперсовременное оборудование, от печей до холодильных камер с навороченными градусниками, но все равно в ходу старые водяные бани и почти вся работа делается вручную.

Томас искренне верит, что шоколад — продукт таинственный. В роду Битсопулосов бережно относятся к старым традициям и хранят семейные секреты. Кое-где Томас просит нас не фотографировать: «Я отдаю себе отчет в том, что мы слишком тщательно оберегаем все свои новые идеи до момента запуска их в производство».

Я прошу все-таки раскрыть какой-нибудь секрет. Битсопулос третьего поколения протягивает марципановое сердце в черном шоколаде (его сделали при нас): «Главный секрет — тщательно подобранные вкусовые комбинации и качество греческих продуктов. Мы используем только все самое лучшее». Я смеюсь. Что ж, нет, так нет.

Шеф-повар Стаматис Хациниколау заправляет кухней «Кентрикона» десять лет. До этого он 15 лет проработал в сетевых отелях и на круизных судах

Никос и Стаматис
Эпикуреец и его шеф

Несмотря на центральное расположение, в ресторане «Кентрикон» практически не бывает туристов, если только они не пришли по чьей-то рекомендации. Мы получили ее от Николаоса Папаконстантину, пресс-атташе посольства Греции в Москве: он настоятельно советовал не пропустить заведение, спрятанное под неприметной вывеской в аркаде улицы Колокотрони. Войдя внутрь, сразу попадаем в руки к владельцу — Никосу Кутузису. «Кентрикон» открыл в 1960 году его дед. Интерьер минималистичен: просторный зал, на стенах — черно-белая графика с классическими видами города, стулья удобны, а скатерти крепко накрахмалены. Кажется, что время здесь навсегда остановилось в тех самых 60-х, и публика с тех пор осталась та же. «У нас собираются на ланч члены парламента, сотрудники министерств, священники и жители соседних домов, — рассказывает Никос. — Официанты знают всех гостей по именам. Они ведь приходят снова и снова, потому что мы предлагаем те блюда, которые по воскресеньям готовили их бабушки».

Меню здесь только на греческом. И цены в нем — слишком низкие, словно их тоже не меняли со дня основания. В час дня свободных столов уже нет. Официанты бесшумно и быстро, как эквилибристы, разносят целые пирамиды тарелок. Никос ведет нас на кухню — знакомиться с шефом Стаматисом Хациниколау. Кухня начинает работу рано утром — к открытию должны быть готовы традиционные греческие закуски мезедес, многие из которых требуют времени. После часа дня ажиотаж спадает, в кастрюлях что-то томится, начинки для пирогов стоят в ряд. Повара из команды Стаматиса поют песни, а шеф рассказывает мне об особенностях греческой кухни: «Мы используем много трав. Это же национальная греческая забава — ходить по выходным в горы и собирать ароматные травы. А еще, греки не любят повторяться. Мы все время что-нибудь придумываем. Мы ведь 400 лет жили бок о бок с османами! Вот и переняли у них кое-что».

Истории, запахи специй и панорамный вид кастрюль несусветного размера не могут оставить равнодушным ни одного человека. Спешим за стол, где нас уже ждут тарелки с мезедес. Пробуем фаршированные цукини с соусом, приблизительно напоминающим бешамель, только намного нежнее и легче, гаврос* и слоеный пирог с фетой и луком-пореем. Трудно представить, что после этого делать с тефтелями и картофельным пюре, но мы их. — съели. И, наконец, тушеные баклажаны с нутом, луком и травами. Традиционный греческий обед серьезно опасен для иностранцев. Налегая на мезедес, вы не оставляете главному блюду никаких шансов. Вот и мы — не оставили. Пришлось закончить обед греческим кофе, сваренным на раскаленном песке.

Янис Барбалис
Человек-фейерверк

Наслушавшись рассказов о том, что греческие продукты — самые лучшие, мы зашли в ближайший гастроном. Прочитали на вывеске: «To Pantopoleion Tis Mesogiakis Diatrofis», то есть: «Магазин средиземноморской диеты». Оказалось, это не просто магазин, а роскошный органический бутик. От изобилия разбегаются глаза, цены — намного выше средних. Сделав круг по двум залам, мы обнаружили продукты со всей страны. Выбрали: нут, мелкую чечевицу и местную пасту (она похожа на рисовые зернышки). Надписи на этикетках — исключительно на греческом. Ничего не понятно. На помощь пришел импозантный господин, безмолвно наблюдавший за нами из-за кассы. Как выяснилось, это владелец магазина Янис Барбалис. Узнав, что мы исследуем местную кухню, он оглядел наши покупки и порекомендовал добавить циппуро* и шафран: «Шафран с севера Греции — лучший в мире! А еще обязательно купите настоящий кофе. Я вас сам к нему отведу».

И он действительно повел нас за собой, подхватив пакеты с покупками. Мы прошли мимо вереницы кофейных магазинов и оказались перед дверью Mokka Kafekopteo — лавки с огромной старинной мельницей, занимающей половину первого этажа. «Эти люди работают с кофе почти 100 лет, — рассказал Янис. — Фабрика была здесь с 1918 года, а мельница осталась в память о ней. Можете сами составить смесь, исходя из своих предпочтений, и выбрать нужный помол». Мы выбрали греческий кофе, смолотый в пыль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector