Имена богинь красоты

Имена богинь красоты

Прекрасное пленяет навсегда. Как работает метод «Шесть ступеней разделения»

Интернет – инструмент для быстрого поиска сведений по любому предмету. Как не потеряться в море данных, какими поисковиками лучше пользоваться, где что найти, каким образом сделать интернет-ресурсы органичной частью урока, школьного плана, – пожалуй, наиболее часто задаваемые педагогами на семинарах и лекциях вопросы. Данная разработка – описание поиска на первый взгляд не связанных между собой фактов, гипотез, которые постепенно складываются в единую картину. Интернет позволяет быстро найти нужные сведения, переходя от одной ссылки к другой. Бывает так, что подобный поиск уводит нас в сторону от начального пути и помогает установить связи между совершенно разными сферами.

Для того, чтобы сделать занятие более интересным, увлекательным, я воспользовалась известной теорией

(Шесть ступеней разделения). Впервые ее выдвинул в 1929 году венгерский писатель Фридьеш Каринти. Согласно его постулату, можно найти связь между любым жителем планеты, любым событием с помощью не более шести промежуточных «ступеней». Давайте выясним, как связаны между собой богиня Венера, итальянский художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли и знаменитый мореплаватель Америго Веспуччи, чьим именем, как знает каждый школьник, назван целый континент. А начнем поиск с фразы, вынесенной в заголовок.

Введя цитату в поисковую строчку yandex.ru, я получила массу ссылок. «Прекрасное пленяет навсегда» – вольный перевод строчки из поэмы английского поэта Джона Китса «Эндимион», выполненный Борисом Пастернаком: A thing of beauty is a joy forever (John Keats, 1795-1821, Endymion). Если вы ведете урок английского языка, можно предложить школьникам сравнить оригинал и перевод, поговорить о стиле, о специфике перевода. Можно предложить сделать сообщения о творчества Джона Китса. Есть и другой путь. Что такое «прекрасное», как люди видели Красоту, Любовь, Верность? Менялись ли представления о красоте с течением времени? Глядя на полотна прошлых веков, согласимся ли мы с тем, что видим красавиц? Или каноны красоты настолько изменились, что портреты минувших дней оставят нас равнодушными?

Любой интернет-поиск на тему прекрасного выдаст ссылки на богиню любви и красоты Афродиту (греческие мифы) или Венеру (древнеримская мифология). Кликнем, например, на сайте google.com на слове «Картинки», и среди миллионов ссылок обязательно окажутся наиболее замечательные полотна эпохи Возрождения. Венера, древнеримская богиня садов, весны, цветения, постепенно стала отождествляться с образом Красоты и Любви. Неудивительно, что наиболее известные изображения богини были созданы во Флоренции, городе, чье название означает «цветущий». Венеру, Весну и просто красавицу рисовали многие, но на первом месте, пожалуй, уже более пятисот лет находятся два полотна, созданные флорентийцем Сандро Боттичелли (1445-1510). Настоящая фамилия художника – Филипеппи; Боттичелли, Botticelli, буквально «бочоночек», – ласковое прозвище, полученное им в детстве в семье. Venus, Рождение Венеры, и Primavera, Весна – картины, вызывающие восхищение посетителей галереи Уффицци во Флоренции уже много веков. При ближайшем рассмотрении возникает ощущение, что художник создавал эти полотна, глядя на одну и ту же модель. Кажется, ее же лицо возникает не только на многих работах Боттичелли, но и в произведениях других художников. Посмотрим биографию мастера хотя бы на сайте wikipedia.com. Узнаем следующее: помимо того, что существует портрет некой Симонетты Веспуччи кисти Боттичелли, действительно среди искусствоведов бытует мнение, что именно она послужила моделью Венеры, Афины Паллады, Мадонны… Доказательства правоты этого мнения – явное сходство различных женских персонажей, а также некоторые факты биографии художника. Например, в своем завещании Сандро Боттичелли просил похоронить его в церкви Ognissanti (Всех Святых) во Флоренции, «в ногах Симонетты Веспуччи». Кто она?

Симонетта Каттанео де Веспуччи (

, около 1453-1476), получившая прозвище

(прекрасная Симонетта), была женой итальянского дворянина Марко Веспуччи. Известно,

что родилась Симонетта в провинции Лигурия, либо в городе Генуя, либо в близлежащем селении, в семье дворянина Гаспаре Каттанео Делла Вольта. Поэт Анджело Амброджини, по прозвищу Полициано (

, 1454-1494) посвятил ей поэму, будто предвосхищающую знаменитое полотно Боттичелли. Симонетта появилась на свет «на суровом побережье Лигурии, там, где гневный Нептун разбивает волны о скалы… Там, подобно Венере, она родилась среди волн». Марко Веспуччи был послан в Геную своим отцом учиться банковскому делу. В 1469 году, когда девушке было пятнадцать или шестнадцать лет, Марко увидел ее в церкви и влюбился с первого взгляда. Его ухаживание было принято положительно, невесту привезли во Флоренцию, где она очаровала весь свет, включая могущественных братьев Медичи. Свадьбу сыграли в роскошной вилле ди Кареджи, принадлежавшей семейству Медичи. И началось своего рода помешательство. Юную женщину провозгласили первой красавицей Флоренции и даже всего мира, ее портреты писали все жившие в городе художники, а поэты слагали стихи в ее честь.

Симонетта умерла совсем молодой, в 1776 году. Весь город вышел проводить ее в последний путь. Картина «Рождение Венеры» была закончена в 1485 году. Сегодня невозможно сказать, ее ли изобразил Сандро Боттичелли. Многие искусствоведы считают это мнение ошибочным. Однако заметно, что Боттичелли привлекал определенный тип женского лица: светлые волосы, спокойное выражение, задумчивый нежный взгляд. Его богини на полотнах молоды, художнику удалось передать легкость движения, запечатлеть то неуловимое ощущение прекрасного, которое возникает только при встрече с подлинной Красотой. А красота, как известно, находится в глазах смотрящего.

Если расположить рядом портреты Симонетты Веспуччи, созданные Боттичелли в разные годы творчества, и его же полотна с изображением Венеры, действительно возникает ощущение, что видишь одно и то же лицо. Конечно, с течением времени воспоминание о ней должно было меняться, может быть, становиться еще прекраснее, чем при жизни. Да и сюжеты картин различаются, что диктовало различия в изображении основной фигуры. Венера на картине «Рождение Венеры» отличается от Венеры, стоящей в центре полотна «Весна».

Известно, что именно прекрасная Симонетта послужила моделью для другого художника – современника, Пьеро ди Козимо, который изобразил ее в образе Клеопатры.

Репродукции картин и сведения о художниках можно найти на google.com, wikipedia.com. Могу сказать по собственному опыту: стоит объяснить школьникам, что достоверно ничего не известно, что никто не может с уверенностью сказать, кто именно изображен на полотнах различных флорентийских мастеров эпохи Возрождения, и они с удовольствием бросятся к поисковыми серверами и найдут множество ссылок, поддерживающих ту или иную гипотезу. Жизнь Симонетты Веспуччи, ее влияние на мир искусства и литературы, не оставит равнодушными юные умы.

Ну а мы с вами отправимся дальше, посмотрим на семью Веспуччи, оставившую немалый след в истории человечества благодаря младшему кузену Марко. Америго Веспуччи (Аmerigo Vespucci, 1454 – 1512) был исследователем, мореплавателем и картографом. Америго работал на семейство Медичи, в 1492 году переехал в Севилью, в испанское отделение банка Медичи. Помимо работы в банке, в течение десяти лет он принял участие в нескольких экспедициях в Новый Свет, исследуя южное побережье по приглашению короля Португалии Мануэля 1. Именно эти экспедиции сделали открытие, что Южная Америка – не остров и не полуостров, а целый континент. В 1502 и 1504 годах были опубликованы подробные отчеты об экспедициях. Их автором считается Америго Веспуччи. В 1507 году известный немецкий картограф, или космограф, как его называли в то время, Мартин Вальдземюллер (Martin Waldseemuller, 1470-1522) опубликовал карту, где назвал новый континент Америка, в честь Америго Веспуччи. В то время научные труды писались на латинском языке, и Веспуччи подписывался латинизированной версией своего имени, Americus Vespucius. В свою очередь, Americus – это латинская форма немецкого имени Heinrich и английского Henry, а в русском языке то же имя обычно произносят Генрих. Женский вариант имени, Америка, был выбран потому, что другие континенты – Европа, Азия – также были названы женскими именами.

Имя Америго Веспуччи вошло в школьные учебники, энциклопедии, справочники.

Давайте проверим этимологию названия Америка в Сети. Любой поисковик выдаст нам другую версию. В 1908 году англичанин Альфред Хадд впервые предположил, что название Америка появилось благодаря исследованиям британца Ричарда Америка (Richard ap Meryk, Richard Amerike or Ameryk,1445–1503). Америк, уэльсец по происхождению, был богатым английским купцом, он занимал пост на королевский таможне. Ему принадлежал корабль «Мэттью», совершивший плавание в Северную Америку в 1497 году под командованием капитана Джона Кабота. Хадд утверждал, что новый континент назвали в честь Ричарда Америка. Хотя документальных подтверждений данной версии нет, она регулярно возникает в печати, в интернете, и можно найти многочисленные ссылки «за» и «против» ее достоверности.

Как видим, разногласия и споры возникают не только о том, кто же послужил моделью богини красоты на известных полотнах, но и о том, в чью честь назван целый континент. Не связанные на первый взгляд между собой различные темы оказываются сплетены воедино в силу того, что и Америго Веспуччи, и прекрасная Симонетта Веспуччи – это часть общей истории человечества.

Женские образы топонимов Венеры

Мог ли подумать английский драматург, что четыре века спустя эти «крестные» доберутся до его произведений и присвоят имена их персонажей кратерам на планетах Солнечной системы. Кстати, и о кратерах где-либо за пределами Земли тогда тоже ничего не знали. Современник Шекспира итальянский ученый Галилео Галилей открыл их лишь на Луне в 1609 году, наблюдая Луну в телескоп, правда, имен им он не присвоил.

После того как MAC в 1970 году утвердил список из почти 700 названий на обратной стороне Луны (на 100 больше, чем было на видимом с Земли полушарии), общее число внеземных наименований выросло более чем вдвое, приблизившись к полутора тысячам. Наряду с сотнями лунных топонимов были также закреплены и первые пять имен кратеров на Марсе. В течение следующего десятилетия число инопланетных названий вновь удвоилось — к 1980 году их стало 3200. Появились первые имена на картах Меркурия, Венеры и четырех больших спутников Юпитера. В честь первооткрывателя этих спутников крупный объект на одном из них, Ганимеде, был назван областью Галилея. Основной же вклад пришелся на Марс. По данным съемок с космических станций «Маринер» и «Викинг» были составлены подробные карты Марса, для которых потребовалось более тысячи названий. Кратерам Марса стали давать имена ученых, причастных к его исследованию, пусть иногда лишь косвенно. В результате только что созданная карта Красной планеты стала напоминать лунную — десятки наименований повторялись. И тогда MAC ввел запрет на использование одного и того же названия на разных планетных телах. К 1990 году на планетах и спутниках было почти 4500 наименований, а к 2000 году их стало около 6500. На одной только Венере благодаря радиолокационной съемке появилось более 1500 новых имен.

Лидирует Венера и по разнообразию имен — на ней встречаются персонажи из мифов почти 200 различных национальностей и этнических групп. Согласно астрономическим правилам, названия располагаются по планете вперемешку, без образования «нацрайонов».

Поскольку Венера — единственная из больших планет, названная женским именем, MAC решил, что на ее карте будут только женские имена.

Гипотеза: женские имена в названиях (топонимах) Венеры принадлежат разным народам и странам, значит там можно найти типичных представителей сказок и легенд, имена выдающихся женщин.

Цель: изучение своеобразия топонимов Венеры.

Задачи:

  • Рассмотреть карту Венеры, выявить имена героинь сказок, легенд
  • Выявить имена героинь спорта, науки, искусства
  • Выяснить принципы присвоения названий

Методы. Я использовала следующие методы исследования:

  • Изучение литературы;
  • Получение информации в сети Интернет;
  • Анализ информации, сопоставление данных

Планирование работы:

  • 2016-2017 – изучение топонимов Венеры
  • 2017-2018 – составление интерактивной карты Венеры

Глава 1. Венера. Особенности ландшафта

На Венере нет ни океанов, ни морей, то она представляет собой своего рода огромный единый материк. Поэтому и карта Венеры – это изображение бесконечной суши. Площадь венерианской поверхности – 460 млн. км2, максимальные различия высот – 13 км (на 3емле – 20 км). Однако отдельные вулканические горы гораздо крупнее по площади, чем земные вулканы. Диаметр основания многих венерианских вулканов достигает от 100 до 500 км, а высота их – не более 1–5 км.

На Венере обнаружено около 1 000 метеоритных кратеров (в среднем по 2 кратера на 1 млн км 2 ). Поскольку такая плотность намного меньше, чем на Луне, Меркурии или Марсе, то венерианские кратеры либо образовывались в меньшем количестве, из-за экранирующего действия плотной атмосферы, либо были «стерты» последующими геологическими процессами (например, обширными излияниями лав, покрывающих большую часть этой планеты). Кратеры Венеры, диаметром от 2 до 270 км, расположены по территории в беспорядке и накладываются на самые разные геологические структуры случайным образом. Вокруг большинства из них виден покров выброшенного материала, который расположен в виде лучей. Несколько кратеров затоплено лавой, поступившей с прилегающих равнин, но подавляющее их большинство имеет очень отчетливый, «свежий» облик, что указывает на слабую интенсивность процессов эрозии материала на поверхности Венеры, что естественно для планеты, на которой отсутствует жидкая вода. Детальный анализ изображений поверхности Венеры уже проявил общую картину ее геологической эволюции. Наблюдаемые на ней геологические образования формируют 3 структурных этажа. В первый, наиболее древний, входят тессеры (от греч. – «черепица») представляют собой возвышенности, нагорья размером от сотен до тысяч километров, поверхность которых пересечена в разных направлениях системами хребтов и разделяющих их желобов-долин, горные пояса, равнины с густой сетью борозд-трещин и пояса гряд.

Расположенная ближе к Солнцу, чем Земля, она видна только по утрам и вечерам, находясь «впереди» восходящего или «позади» заходящего Солнца. Такая особенность наблюдения Венеры с Земли породила представление о ней, как о двух самостоятельных светилах – утреннем и вечернем. Во времена Пифагора (VI в. до н.э.) греки называли утреннюю звезду Эосфором [от греч. ηω′ς (утренняя заря) + φε′ρω (нести)] – несущей утро или Фосфором [от греч. φως (с вет) + φε′ρω (нести)] – несущей свет, а вечернюю – Геспером (от греч. απόγευμα – вечер). Впоследствии, в IV в. до н.э., греки, по вавилонскому образцу, дали планетам имена своих богов. К этому времени они уже знали, что утренняя и вечерняя звёзды – это одна планета. Она получила имя богини любви Афродиты. Римляне заимствовали у греков названия планет, присвоив им имена тех своих богов, которые имели функции, аналогичные греческим богам. Так появилось название Венера.

Поверхность Венеры долгое время оставалась недоступной взору человека из-за сплошного слоя облаков, постоянно окутывающего эту планету. Первые достоверные сведения о деталях строения поверхности Венеры были получены лишь в 1960-е гг. с помощью радиолокации с Земли. Они давали грубую картину распределения отражающих свойств поверхности в радиодиапазоне, выявляя детали поперечником в сотни и тысячи километров. Светлые в радиодиапазоне детали получили обозначения.

Уникальные округлые образования, наиболее важные среди геологических структур Венеры, были названы венцами. Впервые их обнаружили при анализе снимков, сделанных спутниками «Венера-15» и «Венера-16» в 1984 году. Эти кольцевые возвышенности диаметром от 100 до 600 километров состоят из горных гряд, окружающих расположенное посередине межгорное плато. Вокруг многих венцов — застывшие потоки лавы в виде широких языков или обширных покровов с фестончатым краем.
Лавы, поступившие из нескольких сотен венцов, сформировали обширные равнины, занимающие теперь около 80% поверхности Венеры. Для этих источников расплавленных горных пород были выбраны имена богинь, связанных с плодородием, землей, изобилием, рождением. Среди названий венцов — Анаит (армянская богиня плодородия), Рауни (финская богиня урожая), Шилонен (богиня кукурузы у ацтеков), Янбике (первая женщина, праматерь в башкирских мифах), Факахоту (полинезийская мать-земля), Асомама (богиня картофеля у перуанских индейцев кечуа).

Первая карта поверхности Венеры было составлена в 1980 г. американской геологической службой по данным радиолокации с космического зонда «Пионер–Венера-1» («Пионер-12»), выведенного на орбиту Венеры 4 декабря 1978 г. и проработавшего там 14 лет. Радар этого зонда измерял расстояние до поверхности через каждые 50–150 км вдоль траектории орбиты. Но самые подробные карты были составлены по данным американского зонда «Магеллан», который с 10 августа 1990 г. в течение нескольких лет проводил на орбите Венеры радиолокационную съёмку, позволившую получить изображение всей поверхности с разрешением до 150 м. В 1997 г. американской геологической службой была выпущена подробная карта Венеры в масштабах 1 : 50 000 000 и 1 : 10 000 000.

В табл. 1 представлено распределение мемориальных названий по странам, а в табл. 2 – по областям деятельности.

Читайте также  Красивые греческие названия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector