Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Гимны слагать не устану бессмертной и светлой богине.
Ты, Афродита-Любовь, как царила, так царствуешь ныне.
Алыми белый алтарь твой венчаем мы снова цветами,
Радостный лик твой парит с безмятежной улыбкой над нами.

Валерий Брюсов

Существуют две версии происхождения Афродиты, богини с ресницами гнутыми , обе хорошо разработанные. Первая: Афродита — дочь Зевса и Дионы. Вторая — Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана, оскопленного Кроном, который отрезал серпом гениталии отца и бросил их море (в залив Дрепан, если быть точным). Потому Афродита и носит имя пенорожденная: собственно, aphros — пена по-гречески. Вот как описывает это дело Гесиод:

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.

Гесиод, пер. Вересаева

Рождение Афродиты произошло близ острова Кифера (точнее Китера), она даже к нему спервоначалу пристала, и потому Киферея — одна из эпиклес[?] богини. Но остров Афродите не понравился, и она поплыла дальше, до Кипра, где и вышла впервые на сушу. Потому называется и Кипреей. В последствии богиня частенько посещала Кипр и тот самый залив, где вышла на берег: купаясь в его волнах, она возвращала себе невинность, которую теряла с завидной регулярностью. Не уверен в особом смысле такой процедуры. Залив, отмеченный живописной скалой, находится ныне между Лимассолом и Пафосом. Я лично проверял магические свойства воды в этом месте Средиземного моря, но ничего особенного не заметил. Впрочем, знающие люди говорят, что нужно не просто поплескаться, а три раза проплыть вокруг скалы — они, наверное, пробовали.

На берегу ее встретили Оры Талло и Карпо, ставшие первыми спутницами богини. А при выходе из вод ее сопровождали Эрот и Гимер: Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный . Кто такое, как они оказались на месте событий? По Гесиоду Эрот — один из перворожденных наряду с Хаосом, Геей и Тартаром, одна из одна из четырёх первых космогонических потенций, как сообщает Википедия, ссылаясь на Лосева. Потенция не может «сопутствовать деве», так что или Эрот-потенция как-то персонифицировался, то ли это другой Эрот.

Афродита — жена Гефеста. Богиня любви и красоты. Через внушаемую любовь может подчинить своей власти любых смертных и бессмертных. Только три олимпийские богини не подвержены ее чарам — Гестия, Афина и Артемида. Афродита сама не избегла собственного влияния и, более того, была весьма неразборчива в связях — вспомним хотя бы брутального Ареса! Ее собственные и внушенные ею любовные приключения часто приводили к скандалам в божественных семействах. (Смотрите, например, одну из версий происхождения созвездия Орел.)

Вообще, эволюция образа Афродиты — первоначально, вероятно, местная, не греческая, малоазиатская (?) богиня, а затем — от яростной и опасной в архаике, до нежной, милой и мягкой у римлян.

Вечный спутник Афродиты — Эрот.

Катастеризм

С периодом «пришествия Тифона» связан следующий эпизод. Однажды Афродита с сыном Эросом сидели в праздности на берегу реки, предаваясь мирной беседе. Внезапно из кустов на них выскочил Тифон с несомненной целью уничтожить обоих.

Афродита и Эрос разом прыгнули в воду, и превратились на время в рыб, чтобы беспрепятственно скрыться. (Или уплыли на двух рыбах.)

Эпизод отражен в совзедии Рыбы.

Галерея

Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Венера, выходящая из моря, Венера Морская и т.п.

Генеалогия

Богиня любви Афродита

— (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена»). Входила в число двенадцати великих олимпийских богов.

Богиня Афродита фото

Рождена из морской пены

Афродита — греческая богиня любви и плотской страсти, а так же женской красоты, рожденная из морской пены. Добра к тем, кто ее почитает, но немилосердна к людям, не относящимся к ней с должным уважением. Жрицы афродиты никогда не были девственницами и справляли сексуальные обряды, но мужчины в храм не допускались. Тотемные животные — цапля, попугай, лебедь и голубь. К богини обращаются, при ритуалах следующей направленности:любовь, красота, физическая любовь, чувственность, страсть, великодушие, сотрудничество, дружба, взаимопонимание, творчество. Плюс, все виды цветочной магии.

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Богиня любви Афродита

Прекрасная Афродита считается богиней любви, красоты и олицетворяет чувственность и очарование. Она является покровительницей морских плаваний и путешествий. Ее имя значится в переводе ‘’рожденная из пены’’.

Иное имя афродиты

Богиня красоты

Прекрасная Афродита являлась соблазнительной и чувственной особой в основном из-за ее многочисленных любовных отношений с богами, это были Адонис, Арес, они занимали особое место в легенде. Она еще была известна всем как Урания и представляла собой поистине родственную душу с одухотворенностью и изяществом. По легенде Эрос-это бог любовных романтических отношений, один из ее многочисленных детей, посылает свои любовные стрелы в тех, кто находится в его списке. Красоту прелестной богини передавали многие поэты и музыканты, певцы, золотистый цвет ее волос, красивые глаза, прелестная кожа и красивая грудь воспевались ими. Она ассоциировалась также с голубями, птицами любви, с красивыми лебедями, известными тем, что они находятся в паре всю свою жизнь, с розами, с ароматами фруктов, ягодами.

Иное имя афродиты

Греческая богиня красоты

Существует несколько мифологических версий о рождении самой богини. Гесиод и Гомер повествуют две противоположные версии в легендах. Во многих мифах богиня появлялась только тогда, когда была нужна ее помощь молившимся мужчинам, она приходила к тем, кто нуждался в ней. На просьбы Гипомена она пришла на помощь перед его соревнованиями в скорости с Атлантой. Богиня представляет собой побуждение и соединение влюбленных. Благодаря ей происходит притяжение и воссоединение всех любовников. Повстречав идеальную девушку на Олимпе, боги часто влюблялись в нее. По мифам она гуляла вместе со своими нимфами, орами и харитами. Во многих легендах она выступает богиней красоты, бракосочетания и рождения. Благодаря тому, что она была восточного происхождения ее, отождествляли с богиней Астартой, Исидой. Древние греки верили, что богиня покровительствует всем героям, за ее благословением обращались для прояснения своих чувств и отношений. Она была одной из богинь, заспоривших о красоте Париса. Отличающимся атрибутом богини был ее пояс и по мифологии, в ней находилась какая-то сила любви. Данный пояс она отдала Гере с целью отвлечь самого Зевса. Многочисленные храмы богини были расположены в районах Греции-Коринфе, Мессении, Кипре, Сицилии. В Риме ее отождествляли с богиней Венерой, которая была их прародительницей за счет своего сына Энея, предка семейства Юлиев, по легенде к нему относился Юлий Цезарь.

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

Иное имя афродиты

История персонажа

Греческий пантеон богат на божественных существ, которым древние люди приписывали необычные способности. Поклоняясь богам, они верили, что те покровительствуют им в начинаниях, важных делах, бытовой и личной жизни. У олимпийцев просили благословления в ведении войн и принятии верных решений. Одной из любимых богинь греческая мифология окрестила Афродиту. Вечная весна сопровождает дочь Зевса на изображениях и в описаниях. Чем же она так особенна?

История происхождения

Афродита состоит в числе двенадцати верховных богов Олимпа. Она бессмертна, как и большинство родственников. Кроме того, любви не свойственен финал, поэтому даже мифы у римлян не освещают гибели Афродиты, дозволяя существовать легенде о вечной любви. В Риме богиню звали Венерой, в Сирии – Астартой, шумеры верили в богиню Иштар.

Иное имя афродиты

«Рождение Венеры»

Впервые имя Афродиты было упомянуто поэтом Гесиодом в 8-7 веке до н.э. Девушка стала героиней произведения «Теогония», где ее описание было весьма немногословным. По версии Гесиода, Афродита – дочь Геи и Урана. Измучивший супругу Уран подвергся атаке со стороны детей. Матери пришел на помощь Кронос, ранив отца. Кровь божества попала в море. Так появилась Афродита, чье имя в переводе с греческого значит «пена». Миф свидетельствует, что богиня вышла на сушу на берегах Кипра. В городе Пафос был заложен большой храм в честь покровительницы любви.

Афродита покровительствует плодородию, красоте и считается богиней браков. Все прелестное, что окружает человека, является ее творением. Влюбленные, просящие благословления, обращались за ним к Афродите. Одинокие молили ее об обретении второй половины. Деятели искусства воспевали благосклонную красавицу. В противостоянии войны и мира она всегда на стороне продолжения жизни, поэтому ее внимания просили те, кто жаждал процветания и спокойствия. Афродита была способна влиять на людей, животных и богов-олимпийцев. Лишь Афина, Артемида и Гестия оставались неподвластными ее влиянию, так как дали обет целомудрия.

Скульптура

Скульптура «Венера Милосская»

Афродита в греческой мифологии

В эпичном произведении «Илиада» поэт Гомер утверждает, что Афродита приходилась дочерью Зевсу. Девушка была властительницей романтических чувств. На каждом шагу ее распускались цветы, а покровители влечения и страсти – Эрот и Гимерот – сопровождали богиню в пути. Афродита, символ гармонии, несла в мир жизнь.

Помимо писателей, чьи произведения сегодня считаются носителями традиций и культуры Древней Греции, существовало множество сказителей, складывавших легенды и мифы о божествах, проживающих на Олимпе. Немало сказаний посвящено Афродите. В соответствии с ними после своего появления на свет девушка покоряла и очаровывала всех, кого встречала на своем пути. Богиня всегда юна и свежа. Она нередко подносила щедрые дары избранникам и тем, кто нуждался в помощи. Однажды девушка подарила Гере изысканный пояс, содержащий любовь и желание. Атрибуты, находящиеся в ее владении, наделяли чарующей силой. Среди них – золотая чаша, вино из которой дарило вечную молодость.

Афродита со своим атрибутом – яблоком

Афродита со своим атрибутом – яблоком

Греки представляли Афродиту очень красивой девушкой. Ее волосы имели золотистый оттенок, голова была увенчана цветами, а тело – прикрыто белоснежной тогой. Героине прислуживали Ора и Харита – покровительницы красоты и грации. По легенде, богиня заводила романы с равными по происхождению и простыми смертными.

Мало кто мог устоять перед ее образом. Муж Афродиты, не славившийся привлекательностью бог Гефест, терпел похождения супруги. В союзе не появилось наследников, зато от внебрачной связи с Аресом у Афродиты родилось пятеро детей. Другой ее поклонник, Дионис, стал отцом Приапа, а ухажер Гермес получил наследника Гермафродита. Афродита была связана любовными узами и с царем Анхисом, которому родила сына Энея, прославившегося в Троянской войне.

Гефест

Гефест

В произведении «Одиссея» Гомер описывает роман Афродиты с Аресом. Автор повествует о том, как Гефест выковал тончайшую золотую сеть, которая помогла поймать любовников, притаившихся под ней в отсутствие супруга.

Миф, повествующий о любви Афродиты и Адониса, сына царя Кипра, рассказывает о том, что молодые люди вместе ездили на охоту. Адонис обещал не предаваться гонкам за дикими животными и предпочитать серн. Однажды ему повстречался вепрь. Собаки нагнали животное, а оно успело ранить царевича насмерть. Безутешная Афродита искал его тело, босиком бродя по тернистым зарослям. Там, где падали капли крови с ее ног, вырастали розы. По легенде, Аид пошел на сделку с Зевсом и на полгода выпускал Адониса из подземного мира к Афродите. В это время на земле царили весна и лето.

Афродита и Арес

Афродита и Арес

Афродита в культуре

Богине плодородия, любви и красоты не посвящают индивидуальных кинокартин. Но она нередко присутствует в кадре фантастических кинолент, сюжет которых связан с олимпийцами и древнегреческой мифологией.

Зато Афродита остается востребованным персонажем для деятелей искусства. Она вдохновляла скульпторов, художников и литераторов. На визуальных изображениях девушку рисовали в окружении благоухающих цветов и птиц, а в море ее сопровождали дельфины.

Голова Афродиты

Голова Афродиты

Еврипид упоминал об Афродите в пьесе «Ипполит», а Апулей – в романтических сюжетах, собранных в сборнике «Метаморфозы». Лукреций в творении «О природе вещей» рассуждал о Венере и ее способности вдыхать душу во все живое, дарить плодородие земле и женскому роду.

В философии о девушке с Олимпа высказывался Платон. Он описывал двоякость образа, в котором сочеталось низменное с возвышенным: эротика с влюбленностью. Зенон Кетийский описывал богиню как собирающую воедино, а Плотин наоборот, видел в ней олицетворение триады ума, духа и души.

Афродита-Киприда часть 2

Так на Кипре появляется военачальник Кинир (Кинирас). Согласно «Мифологической библиотеке» Аполлодора, Кинир вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «. с большим числом людей переселился на остров Кипр. женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».

Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».

Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина – Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты — Адонис.

Когда началась Троянская война, брат Агамемнона Менелай, а с ним Одиссей и Тафлибий отправились на Кипр, получить законную дань с Кинира, которую тот, по соглашению платил Агамемнону. На этот раз предводитель ахейцев потребовал снарядить для него от Кипра пятьдесят кораблей. Кинир встретил посланников торжественно, а когда они отбывали, передал Агамемнону в подарок великолепный нагрудный доспех, о котором пишет Гомер:

«После вкруг персей герой надевал знаменитые латы,
Кои когда-то Кинирас ему подарил на гостинец:
Ибо до Кипра достигла великая молвь, что ахейцы
Ратью на землю троянскую плыть кораблями решились;
В оные дни подарил он Атриду, царю угождая.
В латах сих десять полос простиралися ворони черной,
Олова белого двадцать, двенадцать блестящего злата;
Сизые змеи по ним воздымалися кверху, до выи,
По три с боков их, подобные радугам, кои Кронион
Зевс утверждает на облаке, в дивное знаменье смертным»

Кроме того, Кинир поклялся, что обязательно даст пятьдесят кораблей. Однако свое обещание царь Кипра выполнил весьма своеобразно. В условленный день к греческим берегам подошел только один корабль, кормчий которого, по приказу Кинира, спустил на воду сорок девять маленьких глиняных корабликов, на которых сидели кукольные матросы. Это была отнюдь не шутка. Отправляя эти игрушечные кораблики, Кинир, таким образом, налагал на Агамемнона заклятие: по обычаю египтян, прижившемуся на Кипре, терракотовые лодочки всегда клались в могилы царям для путешествия в мир мертвых. В Амафунте, в районе Некрополиса, найдено большое количество терракотовых корабликов, возможно именно такие и были «подарены» Агамемнону.

Надо ли говорить, что Агамемнон был в бешенстве, однако физически отомстить в данный момент был не в состоянии, так как собирал войска на войну с Троей. Он пошел по другому пути – в свою очередь предал смертному заклятию Кинира. Позднее его заклятие исполнилось: Кинир вступил в кровосмесительную связь со своей дочерью, не ведая об этом, а, узнав, погубил себя.

С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».(1)

Это был наиболее эффективный метод для расширения зоны своего влияния в средиземноморском регионе, и Кинир избрал его после того, как укрепил свою власть на Кипре. Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс.до н.э., однако о сакральных деталях этих мистерий не сохранилось практически никакой информации.

Интересно отметить, что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита – не что иное, как один из ее титулов – «Пеннорожденная» («афрос»- по-гречески «пена») и появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н.э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему, является намного более древним, чем греческие аналоги.

Итак, из всего вышесказанного вполне можно сделать вывод, что на месте будущего храма в течение многих веков существовала особая священная роща, связанная с древнейшим, доахейским культом кипрской богини.
Первым этапом строительства храма было создание специальной площадки, называемой теменос, что означает «освященный участок, священное место», и имеет тот же корень, что и слово «темно» — «скреплять жертвоприношением, освящать жертвой». Теменос всегда отделялся оградой (или межой) от мест неосвященных, дабы предохранить священное место от возможного осквернения. По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».

Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, что видел камни – не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса — как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами – то есть были посланы божеством с неба.

Так, в Эмесе центром поклонения богу Солнца был большой черный конусообразный камень (аэролит), олицетворявший Элагабала; в Дельфийском храме Аполлона хранился камень, который, согласно мифу, Рея запеленала вместо родившегося Зевса и подала Крону, пожиравшему всех своих детей. Крон проглотил этот камень, но после того, как был свергнут, изрыгнул его из уст, а победитель Зевс сбросил камень на священное место; в замке Пессинус (Турция) хранился большой метеорит конусообразной формы, олицетворявший «Мать богов».

В эзотерической традиции подобные камни считаются вместилищем жизненной энергии, и фиксированными точками Вселенной, своеобразными центрами, где человек может получить избыточную силу и овладеть с ее помощью самыми невероятными сверхъестественными способностями. Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».
Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа

Читайте также  Плотность населения греции

(1) Место, где расположен храм, находится на возвышенности, в нескольких километрах от береговой линии

Киприда

Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη , в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена» [1] ) — в греческой мифологии [2] богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия [3] , вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов [4] , а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия [5] . Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса [6] .

Содержание

Атрибуты

Афродите, как богине любви, были посвящены мирты [7] , розы [8] , мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи [9] и голубки, составлявшие ее свиты; как морской богине — дельфин. Атрибут Афродиты — пояс (см. Пояс Ипполиты).

Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть [10] . Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи [11] , усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Рождение Афродиты

Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы [12] .

Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену [13] (отсюда прозвище «пенорожденная»; подробнее см. Афродита Анадиомена). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса [14] . По орфикам, вторая Афродита родилась из моря из семени Зевса, охваченного страстью к Дионе [15] . Вскормлена она была Нереем [16] .

Мифы, связанные с Афродитой

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису [17] .

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).

Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о ее связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней, предок Юлия Цезаря.

Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла [18] .

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.

Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной [19] .

Жертвы Афродиты

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае, Танаису и Мирре, а наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Изысканные блюда для интеллектуальных гурманов

Всем знакомы традиционные типы словарей: нормативные и информативные. К орфографическим словарям мы обращаемся, чтобы проверить, как то или иное слово пишется, к толковым – чтобы узнать, что оно значит, а к энциклопедическим – чтобы получить информацию о тех или иных понятиях, событиях, персоналиях. Однако есть и другие словари – нестандартные и неформатные, которые можно не только использовать функционально, но и просто с интересом читать. В 2009 году культурно-просветительская программа «Словари XXI века» начала выпуск таких словарей в особой серии, получившей название «Словари для интеллектуальных гурманов». На сегодняшний день в серии вышли две книги, а выпуск следующих – в планах ближайших месяцев.

Досье «УГ»На сайте культурно-просветительской программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» – www.slovari21.ru – работает Справочная служба русского языка, которая была создана в 1958 году при Институте русского языка АН СССР по инициативе С.И.Ожегова. На нашем сайте вы можете ознакомиться с ответами службы, задать интересующий вас вопрос.Как пишется название фильма «Алиса в Стране чудес»? Разве не все слова в этом названии пишутся с прописной буквы?Служба русского языкаДело в том, что Страна чудес – это выдуманная страна. Поэтому ее название – образная, фантазийная номинация. По общему правилу написания подобных наименований Страна чудес пишется именно так: с большой буквы только первое слово. Этому правилу подчиняются не только выдуманные названия, но и номинации образные, иносказательные, такие как: Страна кленового листа (Канада), Страна восходящего солнца (Япония), Страна тысячи озер (Финляндия), Страна тюльпанов (Голландия) и пр.

«Словарь иносказаний Пушкина» (автор которого – Валерий Павлович Сомов) предназначен прежде всего для тех, кто стремится по возможности полнее воспринять культурные смыслы, заложенные в произведениях великого русского поэта. К иносказаниям Пушкин прибегал не в последнюю очередь для того, чтобы подчеркнуть ориентацию своих текстов на читателя просвещенного, который без труда мог понять тот или иной метафорический намек. Однако для сегодняшнего читателя эти иносказания – в силу вполне объяснимого отсутствия базовых основ фундаментального, классического образования – уже не схватываются автоматически, а скорее представляют собой своего рода загадки, требующие расшифровки. Именно такую расшифровку исторической, мифологической и литературной эмблематики пушкинской поэзии и предлагает этот словарь.

Книга состоит из двух основных разделов. Первый – «Словарь поэтических выражений». За заголовком (например, Гордая лира Альбиона или Лемноса хромой кузнец…) здесь следует стихотворная строфа (с указанием произведения: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»…), содержащая данное словосочетание, а затем – краткая справка и дополнительные сведения о лицах и предметах, о которых Пушкин написал в иносказательной манере (например, о поэзии Байрона или о боге огня Гефесте).

Второй раздел – «Словарь имен-символов» – содержит информацию о тех знаковых фигурах и реалиях европейской культуры, отсылки к которым встречаются в текстах Пушкина. Заголовком здесь служит имя (например, Авзония, Аврора или Агамемнон), а текст статьи содержит сведения энциклопедического характера и перечень произведений, в которых данное имя встречается. Оба раздела связаны друг с другом перекрестными отсылками. Облегчают же навигацию по словарю два отдельных алфавитных указателя.

Предположим, нас интересует часто появляющееся у Пушкина имя Киприда. Из «Словаря имен» мы узнаем, что так называли богиню Афродиту (поскольку родилась она из морской пены близ острова Кипра), а из всех имен богини Пушкин предпочитал именно это – в его стихах оно встречается не менее двадцати пяти раз: там, где речь идет и о самой богине, и о ее скульптуре, и о планете Венере. Обращаясь к первому разделу, мы обнаруживаем имя Киприда в строфе из стихотворения «К Щербинину» и там же, в следующей статье, находим рассказ об еще одном имени Афродиты – Кифера, которое Пушкин использовал в двух стихотворениях: «К Каверину» (жить с Киферой) и «Разговор книгопродавца с поэтом» (киферский трон).

Для некоторых персоналий иносказания Пушкина в своей совокупности образуют целостный блок. Любопытно, например, что и высот Парнаса боярин небольшой, и поэт, проклятый Аполлоном, и поэт, под Геликон упавший в грязь, и пылкого Пегаса наездник удалой – все эти характеристики относятся к известному стихотворцу Ивану Баркову, составляя в совокупности его своеобразный мозаичный портрет.

Таким образом, для ценителей литературы и истории «Словарь иносказаний Пушкина» представляет собой не только увлекательный и насыщенный источник информации, дающий возможность глубоко проникнуть в мир поэтических загадок классика; он обладает также и самостоятельной ценностью как своего рода «гипертекст», увлекательный лабиринт, двигаясь по ответвлениям которого читатель способен обнаружить неожиданные находки.

Еще одна книга этой серии, «Словарь латинских выражений» (также подготовленный В.П. Сомовым), имеет подзаголовок «По-латыни между прочим». Действительно, латынь – в виде отдельных слов (от алиби до факсимиле), словосочетаний (от вокс попули до персона нон грата) или крылатых фраз (от per aspera ad astra до Quod licet Jovi, non licet bovi) – давно и прочно вошла в обиход образованных носителей русского языка, употребляющих соответствующие выражения не задумываясь, «между прочим». Словарь будет интересен и тем, кто хочет найти истоки популярных латинских высказываний, и тем, кому неизвестная латинская фраза встретилась в литературном тексте, и тем, кто хочет расширить и пополнить свой лексический и общекультурный багаж.

Помимо собственно словаря (дополненного, среди прочего, списком общеупотребительных латинских сокращений) в книге присутствуют и информационные разделы: «Из истории латинского языка», «Источники и авторы крылатых слов» (сюда включены краткие жизнеописания знаменитых писателей и мыслителей античности, от Вергилия до Ювенала), «Латинская фраза у русских писателей» (здесь собраны цитаты прежде всего из авторов XIX века, от Аксакова до Языкова). Благодаря разделу «Алфавитный список русских переводов» можно осуществлять не только прямой (от латинского выражения к русскому аналогу), но и обратный поиск: восстанавливая по русской фразе ее латинский оригинал (и порой обнаруживая при этом любопытные этимологические факты – например, что просторечный на первый взгляд оборот рука руку моет имеет латинское происхождение: Manus manam lavat).

Говоря о латинских выражениях в русском языке, трудно не вспомнить персонаж известного фильма «Формула любви», простого крепостного мужика, каждое свое высказывание невозмутимо подкреплявшего уместным латинским словом: «Тут помощник нужен – гомо сапиенс!» или «Любовь, Фимка, у них – слово ‘амор’. Амор… и глазами так: у-у-у!» А это, в свою очередь, хороший повод, чтобы упомянуть еще об одном словаре, готовящемся в серии «Для интеллектуальных гурманов» и носящем рабочее название «Кинемалогос, или Крылатые фразы российского кино». По мнению составителя словаря, Владимира Станиславовича Елистратова, на протяжении

30-х-80-х годов ХХ века массовое кино настолько глубоко воздействовало на наших соотечественников, что породило своего рода этнофольклор: «Тексты многих фильмов становятся крылатыми практически целиком». А после того как в 90-е годы эта эпоха практически закончилась, перед нами оказался грандиозный и уникальный слой обыденного сознания, беcспорно нуждающийся в осмыслении и описании.

Источником словника «Кинемалогоса» стали несколько десятков популярных художественных и мультипликационных фильмов: «Цирк», «Чапаев», «Весна», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы», «Винни Пух», комедии Гайдая и многие другие. Конечно же, этот словарь ориентирован только на отечественного читателя, так как на какой-либо другой язык все эти выражения адекватно перевести невозможно: реальный коммуникационный смысл, который они содержат, представителем иной культуры просто не будет понят. Важно также, что для этих фраз крайне значимы особенности их произнесения: тембр речи, акцент, интонационный рисунок. Поэтому особое место в ряде статей занимают комментарии, относящиеся к речевым характеристикам, например:

СЕМЕН СЕМЕНЫЧ! Реплика, выражающая упрек в чем-либо, как правило, в излишней наивности, непосредственности. Произносится с особой интонацией: с растяжением второго слога первого слова и подъемом тона на нем.

И попробуйте-ка разъяснить все эти нюансы иностранцу…

Алексей МИХЕЕВ, кандидат филологических наук, главный редактор интернет-портала «Клуб ценителей русского языка» (www/slovari21.ru)

Богиня любви: скифская Лакшми — Лада — Афродита

Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» — тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита? Неужели Геродот перепутал? Ничего подобного. В античные времена «греки» успели забыть, что некогда Афродита была… тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа «раб — арб» (ср. «работа» и «арбайт»), «род-арт»… Греческое имя «Артемис» есть не что иное, как вариант слова «Рожаница», хорошо известного в славянской религии 257 .

Богинь-Рожаниц было две: мать и дочь. Они символизировали свет, красоту, тепло, семейные связи, плодородие. Старшую Рожаницу звали ЛАДА (от слова лад — согласие, и в смысле «супруга»), а также ЛЕТО (по времени года, которому она покровительствовала); младшую — ЛЕЛЯ. Астрономическим символом Рожаниц служила планета Венера. Супругом старшей Рожаницы Лады был весенний солнечный бог Ярило. Кроме дочери, у Лады было еще три сына: Купала, солнечный бог, символизировавший Солнце в высшей фазе годичного цикла (праздник 24 июня), и божественные БЛИЗНЕЦЫ, ЛЕЛЬ и ПОЛЕЛЬ.

Греческие мифы знали несколько вариантов этого солнечного «святого семейства»: богиня ЛЕТО (полное совпадение* со славянским именем) является матерью девы-Артемиды и юного Аполлона, а земная царица ЛЕДА (Лада) — матерью прекрасной ЕЛЕНЫ и БЛИЗНЕЦОВ (Диоскуров). Обе матери, Леда и Лето, представляют собой воплощения богини любви и красоты.

Следует напомнить, что в древнейшей, еще ахейской Греции богиня Афродита вообще известна не была, тогда как Лето (Лато) занимала одно из первых мест; в античное же время Лето упоминалась только как мать Артемиды и Аполлона. Очевидно, что Лето и есть настоящее имя богини любви; Афродита — всего лишь ее поздний эпитет, означающий «пеннорожденная»…

Солнечный бог Аполлон во всем похож на славянского Купалу. Греческая Артемида (Диана) отождествлялась с Луной. Если учесть, что греки имели еще и богиню «просто Луны», именуемую СЕЛЕНОЙ, а также, что Елена = Селена (звуки «й» и «с» взаимозамещались), то оказывается, что Артемида (то есть Рожаница), дочь Лето, тождественна Елене, дочери Леды. Имя Елена совпадает с именем младшей славянской Рожаницы, Лели. Очевидно, в греческой религии «солнечное семейство» распалось на два варианта (Лето + Аполлон + Артемида и Леда + Елена + Близнецы), причем второй вариант «спустился с небес на землю». Впрочем, близнецам-Диоскурам в Греции все же поклонялись как богам.

«Греческий» миф о рождестве Аполлона и Артемиды связан с севером, с «гиперборейской» страной; исследователи вполне обоснованно делают вывод, что это «святое семейство» попало в Грецию именно с севера, из славянского мира 258 . У скифов, несомненно, почиталось это же «святое семейство», причем имена Рожаниц — Артемид звучали очень похоже (Артимпаса).

В Ведах культ небесной богини любви, Афродиты Урании, занимал одно из первых мест. Веды называют ее не по имени, но по небесному символу — Зарей (УШАС). «Заря», воспеваемая ведическими гимнами, та же богиня, которую в Средиземноморье называли Венерой или Афродитой: планета, которая была ей посвящена, видна на заре 259 . В астрологической зодиакальной системе Заре (Венере) соответствует созвездие Тельца; в этой ипостаси она именуется РОХИНИ. В позднем индуизме Заря-Венера — это ЛАКШМИ (ШРИ), богиня любви, красоты и счастья. Прекрасная Лакшми родилась чудесным образом из океанских вод, взбаламученных сонмом богов; она появилась на лотосе. Подобным же образом вышла на свет и греческая Афродита — Пеннорожденная; сходство двух мифов указывает, что они верны единой первооснове.

Богиня любви в арийских мифах считалась также воплощением стихии воды, как иранская «Венера» — АРДВИСУРА АНАХИТА. В этой ипостаси ее аналогом в Ведах является МАТЬ СИНДХУ (от «синд» — река), упоминаемая часто наряду с солнечным творцом Варуной-Митрой и Матерью Землей в числе 4 главных божественных сущностей. Лакшми — супруга Вишну, или Сурьи (Солнца), или же самого Брамы. Греческая Афродита именуется Уранией, соотносится с самим верховным, изначальным богом.

Вишну-пурана рассматривает Лакшми-Шри как символ женской энергии мира (шакти): «Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду, так и она… Держащий в руке палицу — дух бытия, а Лакшми — энергия-шакти… Шри — ночь, а бог, Держатель диска и палицы — день; наделяющий дарами Вишну — жених, а Пребывающая между лотосов — невеста… Говинда [пастырь, господь] — океан, а Пребывающая в лотосе — его берег; Губитель Мадху — предводитель богов (Индра), а Лакшми — (его супруга), воплощенная Индрани» 260 .

В ведический период супругом Лакшми считался солнечный герой Индра, «победитель змея». Отсюда представление о браке Зари-Венеры с Сурьей-Солнцем, «весенней» ипостасью которого и является Индра. Воплощение Индры в Ведах — Бык, а Зари — Корова 261 ; символика совпадает с названием созвездия Тельца. Пара Индра + Индрани (Заря, Рохини) соответствует славянской паре весенних божеств, Яриле и Ладе, которых почитают на апрель-май.

В поздней традиции образ Индры был поглощен культом Вишну, отождествленного с творцом мира, божьим духом — Нараяном, и богиня любви стала считаться его женской ипостасью.

Сравнивая славянских, греческих, скифских и индоарийских богов, получаем следующее тождество образов богини любви — владычицы вод — Зари — планеты Венеры:

АРТИМПАСА (скиф.) = РОЖАНИЦА, ЛАДА-ЛЕТО (слав.)= = ЛЕТО, ЛЕДА, АФРОДИТА (греч. = ВЕНЕРА (рим.) = АНАХИТА (иран.) = ЗАРЯ, ИНДРАНИ, РОХИНИ, СИНДХУ, ЛАКШМИ (инд.).

Сходство вызвано общностью происхождения религиозных систем, но имелись и различия. Небесную богиню любви, отождествляемую с планетой Венерой и Зарей, знали все арийские народы и их соседи, но не у всех этот образ удержался на первоначальной высоте. Развитие «греческой религии» привело к тому, что случайный эпитет богини вытеснил ее настоящее имя, полное глубокого смысла; она лишилась своего семейства, которое, в свою очередь, распалось на куски, как разбитое зеркало… Такое развитие есть не что иное, как деградация. Настоящая Венера — идеальная супруга, Лада, прекрасная женщина, достойная любви, но одновременно и нежная мать, дающая жизнь новому мужскому началу (символ Солнца), новому женскому началу (символ Луны) и Близнецам, олицетворяющим единство двух противоположностей. В результате религиозной деградации образ Венеры искажался все больше и больше, пока она не превратилась в тривиальную шлюху. Разумеется, «драма на Олимпе» только отслеживала то, что происходило в реальном обществе. Конец известен: браки распадаются, женщины перестают рожать, этнос гибнет…

Читайте также  Лучшие аутлеты мира

С античными народами Средиземноморья именно это и произошло. В отличие от русских — потомков скифов, помнивших, что имя Лады, Жены образовано от слова лад, согласие, гармония.

Рода (Афродита). Богиня любви. Золотая серьга из кургана Куль-Оба. Скифские мастера умело трансформировали «греческие мотивы» под незыблемую и вековечную традицию скифов-русов. При этом допускались вольности в трактовке, в отступлении от «канонических стилей». Но они не поощрялись

Читайте также

Афродита

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Афродита и Адонис

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису [128]. Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

ЛАКШМИ-ШРИ

ЛАКШМИ-ШРИ У нее два имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл: «счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается, что в далекой древности это были две разные богини (так они представлены и в «Яджурведе»): одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

АФРОДИТА (ВЕНЕРА) Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того,

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

ЛАКШМИ-БАИ

ЛАКШМИ-БАИ (1835-1858) Национальная героиня Индии. Одна из предводителей восстания сипаев. Правительница (рани) княжества Джханси. Индийское народное восстание против англичан 1857-1858 годов в истории чаще называют Сипайским восстанием. Сипаями назывались индийцы, служившие в

Глава 10 Афродита

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Парвати, Лакшми, Сарасвати

Парвати, Лакшми, Сарасвати Жену бога Шивы зовут Парвати. Ее имя переводится с санскрита как «дочь гор».Как гласят индуистские мифологии, Парвати – дочь царя гор Химавата и небесной девы Менаки. Согласно предсказанию, Парвати должна была родить от Шивы бога, который сумеет

Глава V. Адонис и Афродита

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Глава 5. Лакшми Сахгал

Глава 5. Лакшми Сахгал Справедливости ради нужно отметить, что в истории Индии имеется и еще один известный коллаборационист. Субхас Чандра Бос тут не одинок. Это женщина, некто Лакшми Сахгал (Lakshmi Sehgal). К ней тоже прилип ярлык «коллаборациониста». И тоже, как и в случае с

Лада Символизировала у славян природу, жизненную силу, была матерью солнца (света) и воды, богиней любви, гармонии, брака, веселья, красоты и всякого благополучия, матерью-кормилицей мира, подательницей благ. Встреча весны начиналась зазыванием матери солнца, великой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector