Ионический стиль в архитектуре древней греции

Ионический стиль в архитектуре древней греции

Ионийский (ионический) ордер

Мы переходим теперь к той восточной разновидности греческой архитектуры, блестящие создания которой так напоминают звучный и образный язык Гомера. Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве. Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям, имеют одну и ту же форму восприятия прекрасного. Ионийское наречие греческого языка установилось с IX в. до н.э., а искусство еще в VII в. находилось в периоде исканий.

Это – время создания волютных капителей из Неандрии, очаровательных композиций, показывающих, однако, что искусство здесь еще едва освобождается от финикийских влияний Оставалось еще сделать огромный шаг, чтобы создать целый ордер, установить его элементы, уточнить пропорции. Этот шаг был окончательно сделан только в первые годы VI в.: ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский.

Рис. 192

Основные черты ионийского ордера. Происхождение его форм

Общие характерные черты. – На рисунке 192 показан ионийский ордер в его окончательной конструкции.

На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих частей: расчлененного архитрава, фриза без триглифов и немного выступающего карниза без мутул, обыкновенно украшенного рядом зубчиков.

Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян, – вот общие характерные черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорийской простоты – изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионийскому ордеру своеобразный характер.

Теоретики Александрийской школы, толкователем которых является Витрувий, уподобляют манеру и пропорции дорийского ордера стану и облику мужчины, пропорции же и манеру ионийского ордера – женщины. И далее, развивая это сравнение до мельчайших подробностей, они находят в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах – сходство с ниспадающими складками одежды и т. д. Здесь утонченность александрийцев не знает предела; однако мысль, которую они передают нам в таком, собственно, детском изложении, по существу является верной.

Существуют два вида красоты, весьма отличные друг от друга, особенности которых не смогли бы сочетаться в одном произведении и которые оба принадлежат искусству, оба имеют право быть воплощенными в его творениях: с одной стороны – сила и энергия в мощных, мужественных и строгих формах; с другой – грация и изящество, в формах менее строгих, менее энергичных и более нежных.

Таковы два противоположных проявления, которыми природа наделила обе половины рода человеческого; это те самые проявления, которые греки отобразили в двух основных видах своих ордеров.

Происхождение и образование ионийского ордера. – По мнению Витрувия, если только оно заслуживает доверия, ионийский ордер создан архитекторами VI в. при постройке Эфесского храма.

Греки ионийских колоний, говорит он, отброшенные нашествием дорян в Малую Азию, пожелали придать этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличный от других, архитектурный стиль. Архитектор Керсифрон воплотил эту мысль и таким образом создал ионийский ордер.

По этому легендарному рассказу легко восстановить истинную историю зарождения ордера.

Канонические пропорции ионийского ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше. Нельзя внезапно создать целостный архитектурный ордер, и хотя архитекторам VI в. бесспорно принадлежит честь его установления, однако его элементы, которыми они воспользовались как материалом, принадлежат значительно более ранней эпохе. Достаточно бросить взгляд на азиатские архитектурные памятники, чтобы убедиться, что ионийский ордер имеет общий с ними источник. Все детали ионийской колонны – ее капитель с волютами ее каннелюры и ее база – с поразительной точностью воспроизведены на хеттских скульптурах Птеры, т.е. задолго до постройки Эфесского храма. Тот же ордер можно целиком различить на ассирийских рельефах, относящихся к VIII в. и изображающих царские павильоны (см. рисунок 64): капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей – архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионийский антаблемент. А ясная четкость и благородство контуров волюты в Неандрии и на Лесбосе не будет превзойдена даже и в период полного расцвета ордера.

Наконец и ликийская традиция дает нам еще одно указание на происхождение ордера. На скалах ликийских гробниц воспроизведены способы соединений частей в деревянных конструкциях. И даже в V в., во время полного расцвета скульптуры, в Ликии, в этой стране подражаний, провинции, население которой было неспособно к изобретениям и отставало по крайней мере на три века от других стран греческого мира, – еще сохранялись архаические формы ионийского ордера.

Рис. 193
Рис. 194
Рис. 195
Рис. 196
Рис. 197

На рисунке 193, A представлен обычный тип ордера архаизирующих памятников Ликии.

Фриз отсутствует, карниз лежит на зубчиках и по своему профилю не может служить для стока воды.

Фронтон (рисунок 194) сильно выступает и окаймлен наклонным карнизом.

Такое построение дает и в отношении ионийского ордера место гипотезе, аналогичной той, которая была нами развита выше в отношении дорийского ордера, а именно определение его первообраза как типа, главным материалом для постройки которого служило дерево.

Для сравнения с ордером на рисунке 193, A представлена деревянная конструкция, формы которой были воспроизведены в каменных сооружениях. В отношении фронтона (рисунок 194) это объяснение дано нами на чертеже, воспроизводящем формы, существующие и поныне.

Архитрав напоминает ту искусственную балку, которую мы находим в развалинах Персеполя и Суз, сделанную в целях экономии строевого леса из нескольких рядов толстых брусьев. Расположенные тесным рядом зубчики, нередко замененные кругляками, здесь так же, как и в Персеполе, очевидно, представляют концы окантованных или неотделанных переводов, поддерживающих плоскую крышу, а карниз соответствует рядам кирпичей, защищающим ее ребро.

Представим себе, что эта плоская кровля принимает наклонное положение, чтобы облегчить сток дождевых вод, – и перед нами предстанет отвесная стена тимпана и кирпичная отделка ликийского фронтона. Что касается капители, то ею является не что иное, как подбалка, поддерживающая архитрав и охватывающая вершину столба, заменяющего колонну.

Итак, здесь, так же как и в дорийском ордере греков, все как будто объясняется подражанием деревянной конструкции, которая со всех точек зрения соответствует азиатским памятникам Персеполя.

Чем же отличается эта деревянная конструкция от той, которая послужила образцом дорийскому ордеру? Не чем иным, как размерами строевого леса.

Рассмотрим еще раз рисунок 150, изображающий деревянную конструкцию, послужившую прототипом дорийского ордера. Там архитрав состоит из двух длинных толстых балок, здесь – из двух рядов, положенных друг на друга небольших толстых брусьев, применение которых может быть объяснено только недостатком леса (строительного материала). Накат из тесно расположенных брусков заменен в дорийском ордере огромными балками со значительными интервалами между ними; но триглифы и зубчики по своей роли – вполне тождественные части.

Таким образом, замечание Дьелафуа, что ряд зубчиков в ионийском примитивном ордере следует рассматривать как настоящий фриз, можно признать правильным.

В дорийском карнизе выражены концы наклонных решетин, что свидетельствует о существовании двускатной крыши. Ионийский карниз, в котором в виде зубчиков вырисовываются концы брусков горизонтального настила, указывает на покрытие здания массивной плоской земляной кровлей.

Следовательно общие формы ионийского ордера объясняются подражанием деревянной конструкции из мелкого леса с покрытием плоской кровлей, а формы дорийского ордера – подражанием конструкции из крупного леса с покрытием двускатной крышей. Вероятно, первый зародился в бедной лесами Ионии, второй же был создан на последнем месте поселения дорян – среди лесов Фракии.

Вглядываясь в детали ионийского ордера, мы всюду встретим украшения, заимствованные либо из предметов мелкой художественной промышленности ассирийцев и египтян, ставших общедоступными благодаря торговле финикиян, либо из предметов финикийской промышленности, являющихся копиями первых. Только один шаг отделяет финикийские капители на Кипре от доэллинских капителей в Неандрии; эти же последние являются непосредственными предшественницами капителей Эрехфейона.

Переход от ассирийских и египетских образцов к доэллинским формам, а от этих последних к формам классической Греции происходит совершенно незаметно. В обоих случаях – одни и те же основные мотивы, различие же в конечных результатах вытекает из более утонченного чувства прекрасного, из того инстинктивного чувства гармонии, которое заложено в греках.

Преобразования в ансамбле ионийского ордера

Хронологические вехи. – Мы имеем следующие хронологически достоверные данные для установления последовательной смены характерных черт ионийского ордера.

В Эфесе – архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе – фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах – некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.

V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей (440); двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.

Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, – все подчинены правилам ионийского ордера.

Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей.

Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.

Прежде всего обратимся к рассмотрению его общих черт.

Первоначальная форма ордера. – Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве. Фриз – декоративная полоса между архитравом и карнизом, – по-видимому, не азиатского происхождения: он так же чужд и персидской архитектуре, и если бы возник вопрос о его прототипе, то нам пришлось бы, вероятно, искать его в микенской архитектуре.

В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.

Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по архаизирующим памятникам Ликии и по тем пережиткам, которые всплывают в течение всего классического периода: в V в. – в портике кариатид в Эрехфейоне; в IV в. – в гробницах Сидона и некоторых храмах Олимпии.

Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.

Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Для окончательной характеристики последовательных изменений ордера мы приведем примеры фронтисписов двух храмов. Первый – а именно фасад северного портика Эрехфейона, законченного, вероятно, в 400 г. – показывает его пропорции в их наиболее разумной и гармоничной соразмерности (рисунок 196). В другом – храме Милета, принадлежащем македонской эпохе, – строгая соразмерность частей уже утрачена (рисунок 197).

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектурные ордера Древней Греции

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье » Секреты древнегреческих архитекторов «.

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Схема с указателями

Коринфский ордер

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Схема с указателями

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордерная система Древней Греции.Ионическая колоннаЧто такое ордерная система Древней Греции

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно -стилевой обработке.

Ордер является воплощением стоечно-балочной системы.

Ордерная система Древней Греции пришла к нам наряду с другими важнейшими понятиями античности

В состав архитектурного ордера входят три части:

  • колонна- несущий элемент,
  • антаблемент — несомый элемент
  • и пьедестал.

Ордеры делятся на полные и неполные. К неполным относятся греческие архитектурные ордеры, не имеющие пьедестала. Ордерная система широко использовалась в архитектурных сооружениях Древней Греции.

Элементы архитектурного ордера Древней Греции

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончяющийся кверху. Прием сужения называется энтазис, что в переводе с греческого обозначает напряжение. Энтазис колонны, представляющий собой усеченный конус, начинается не с основания, а с 13 высоты колонны
Колоннадой называется ряд колонн, поддерживающий один антаблемент. Расстояние между колонная обычно равняется 13 от высоты колонны.
В зависимости от ордера, колонна может дополняться базой – основанием, но неотъемлемой частью любой колонны является капитель, которая служит для переноса тяжести антаблемента на фуст.

Капитель в свою очередь состоит из двух частей:

  • нижняя – эхин, которая в своем архитектурном развитии получила разнообразное декоративное оформление,
  • и верхняя – абака, как правило, простая квадратная каменная плита, непосредственно соприкасающаяся с антаблементом.

Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,

  • нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;
  • выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;
  • верхним элементом антаблемента является карниз.

Конструктивная необходимость завершающей части антаблемента состоит в том, что бы не допустить стока воды во время дождя по стенам здания, выемка, останавливающая «прилипшую» воду, в нижней части плиты, получила название слезник.
Карниз, как правило, значительно выдвинут по отношению к стене, это необходимо для защиты декоративного оформления фриза от косого дождя.

Ордерная система Древней Греции.Ордера Древней Греции

Дорический ордер в Древней Греции

Получил широкое распространение в Пелопонессе— материковой части Греции.На архитектуру дорического стиля в большой степени оказала влияние микенские традиции

Ордерная система Древней Греции.Ордера Древней Греции.Дорический ордер

Ионический ордер в Древней Греции

Был распространен в Аттике, Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионический ордер сложился под воздействием культуры Финикии, и ахеменидской Персии – стран малой Азии.

Ордерная система Древней Греции.Ордера Древней Греции.Ионический ордер

Коринфский ордер в Древней Греции

появился в Афинах в V веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Ордерная система Древней Греции.Ордера Древней Греции.Коринфский ордер

Видео ордерная система Древней Греции

В сюжете подробно описаны три ордера Древней Греции

Презентация на тему: Архитектура Древней Греции Типы храмов Ордер

№ слайда 1 Архитектура Древней Греции Типы храмов. Ордер.

Архитектура Древней Греции Типы храмов. Ордер.

№ слайда 2 Жилая архитектура О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, чт

Жилая архитектура О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, что он имел весьма скромные размеры и простую конструкцию. Несколько помещений, где готовили, обедали, мылись и спали, окружали внутренний дворик, через который освещались комнаты. В парадных комнатах полы нередко украшали мозаикой; утварь, в особенности керамические вазы, отличались изысканностью форм и тонкостью росписи. Все достижения древнегреческой архитектуры связаны со строительством храмов. Олимпийские боги, мудрые и совершенные, должны иметь и достойные жилища – храмы. Жилые же постройки (даже самых богатых горожан) были непрочными и скромными.

№ слайда 3 Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса и пр

Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса и принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившим местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

№ слайда 4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь значение терминов и обозначить на рисунке: А

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь значение терминов и обозначить на рисунке: Антаблемент- База- Архитрав- Фриз- Карниз- Метопа- Каннелюры- Фронтон- Триглиф-

№ слайда 5 ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ Храм в антах Простиль Амфипростиль -периптер -диптер -ложн

ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ Храм в антах Простиль Амфипростиль -периптер -диптер -ложный периптер (двойной периптер) (римский)

№ слайда 6 Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (чт

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает «оперенный») – прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами. Примером такого храма может служить храм Посейдона в Пестуме. План греческого храма. Периптер. Храм Посейдона в Пестуме

№ слайда 7 А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1

А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав ( карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база.

№ слайда 8 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРОВ

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРОВ

№ слайда 9 В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследс

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ордером (что означает «порядок»). Ордер — это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть). ЧАСТИ ОРДЕРА В ВЕРХУ: АРХИТРАВ ФРИЗ КАРНИЗ образуют АНТАБЛЕМЕНТ

№ слайда 10 Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставлен

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате (верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка — архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом образующий антаблемент.

№ слайда 11 ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и и

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом. Храм Афины в Пестуме. Построен около 570 года. Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии.

№ слайда 12 ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (о

Читайте также  Муза талия была покровительницей

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Дорический периптер стоял на каменном основании — стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками — каннелюрами, не имела базы, её завершала простая по форме круглая подушка, над ней квадратная плита. По мнению греков, дорический ордер — воплощение идеи мужественности, строгости, простоты. Колонны дорических храмов впоследствии нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

№ слайда 13 ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Ази

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. Кариатиды храма Эрехтейон храм Нике Аптерос

№ слайда 14 ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колоннада имела в основании базу и была украшена капителью в виде двух изящных завитков, которые называются волютами. Колонны ионического ордера нередко заменялись женскими фигурами (кариатидами).

№ слайда 15 КОРИНФСКИЙ ОРДЕР в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, бл

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР в эпоху классики получил развитие третий ордер — коринфский, близкий по пропорциям к ионическому, но ещё более стройный и праздничный.

№ слайда 16 КОРИНФСКИЙ ОРДЕР К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфс

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.

№ слайда 17 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Сопоставь храмы и ордера

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Сопоставь храмы и ордера

№ слайда 18 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в ант

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, а также стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма. НАПИШИТЕ В ТАБЛИЦЕ В ТЕТРАДИ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ, ГДЕ ПРИМЕНЕНА СИСТЕМА ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ СЛЕВА, А ГОД СОЗДАНИЯ СПРАВА.

№ слайда 19 Храм Зевса в Олимпии Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.

Храм Зевса в Олимпии Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Храм почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид может быть достаточно точно реконструирован. Сын Кроноса и Реи. Повелитель богов, прародитель богов и людей. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР

№ слайда 20 Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный

Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. 3а наружной колоннадой над портиками были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.

№ слайда 21 Храм Геры в Олимпии. Супруга Зевса,покровительницабрака, блюстительницасвятости

Храм Геры в Олимпии. Супруга Зевса,покровительницабрака, блюстительницасвятости и нерушимостибрачного союза. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР

№ слайда 22 Храм Посейдона на мысе Суний. Брат Зевса,повелитель морейи землетрясений. ОПРЕДЕ

Храм Посейдона на мысе Суний. Брат Зевса,повелитель морейи землетрясений. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР

№ слайда 23 Интерьер Парфенона со статуей Афины в Акрополе. Дочь Зевса,богиня мудрости и спр

Интерьер Парфенона со статуей Афины в Акрополе. Дочь Зевса,богиня мудрости и справедливой войны. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР

№ слайда 24 Храм Аполлона в Дельфах. Сын Зевса и Лето,бог солнца, света и исцеления.Покровит

Храм Аполлона в Дельфах. Сын Зевса и Лето,бог солнца, света и исцеления.Покровитель искусств. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

Архитектурные традиции и дизайн обладают способностью соединять разные культуры во времени и пространстве — и это, безусловно, относится к наследию архитектурных форм, созданных древними греками. Архитектура Древней Эллады и ее различные стили оставили свой классический отпечаток на большинстве зданий последующих эпох. Древнегреческий взгляд на эстетику и простоту, чистые линии, пропорции, перспектива и поиск гармонии, будет продолжать влиять на архитекторов Рима, а затем будет доминировать в эпоху Ренессанса.

Архитектура Древней Эллады имеет пять направлений — дорическое, ионическое, коринфское, тосканское и композитное. Греческие архитекторы создали первые три стиля и сильно повлияли на два других. Архитектурные направления различаются по ордеру – система, ред. Ордеры это конструктивные системы для вертикальной организации архитектурных компонентов в одном храме, например: колонна, ствол, капитель и антаблемент (верхняя часть храма, лежащая на колоннах). В то же время внутренние пространства и планы греческих храмов, не имеют прямого отношения к ордерам, относящиеся только к вертикальному восхождению. Они меняются в зависимости от размера здания и религиозных предпочтений.

В классическую эпоху в греческой архитектуре господствовали три основных ордера для строительства зданий: дорический, ионический и коринфский, и они наиболее легко узнаваемы по типу используемых колонн.

Дорический стиль

Дорического стиля предпочитали в материковой Греции и западных колониях. – Сицилия и Южная Италия, вместе известные как Магна Греция (Великая Греция). Его характеризует дорическая колонна – она без базы, с соприкасающимися каннелюрами под острым краем, на вершине заканчивается с простой капителью, состоящей из круглой подушки с криволинейным выпуклым профилем (эхин) и квадратная пластина (абак). Антаблемент лежит на капителе и состоит из трех горизонтальных элементов – архитрав, фриз и карниз. Одна из самых характерных черт дорического ордера — его фриз с триглифами и метопами. Триглифы представляют собой вертикальные прямоугольные плитки, построенные над каждой колонной, над каждым промежутком между колонн. Метопы — квадратные панели между триглифами, обычно богато украшенные.

Парфенон, посвященный богине города Афины, известен как самый большой дорический греческий храм, построенный во времена Перикла. (447-432 г. до н.эры).

Ионический стиль

Ионический стиль развивался параллельно с дорическим, но приобрел окончательный вид в конце IV века до Христа – Храм Афины Паллады в Приене. Он был распространен на ионических землях – на побережье Малой Азии и на Эгейских островах. Здесь интересно то, что ионическая колонна всегда ставится на базе (часть между стволом и крепидомом). Аттическая база, усовершенствованная в Аттике, широко использовался в VI и V веках до Христа. Она состоит из двух торусов — выпуклых криволинейных профилей, связанных с вогнутым элементом, называемым скоция. Самый символичный элемент в этом ордере это капитель, состоящая из двух соединенных между собой спиралей (волутты), поддерживающие значительно более легкий антаблемент.

В ионической колонне каннелюры отделены друг от друга плоскими лентами (называемыми листеллями), чаще всего 24 каннелюры, которые глубже дорических.

Один из самых известных храмов в ионическом стиле — Эрехтейон, который расположен на северной стороне Акрополя в Афинах. Храм был построен между 421 и 407 годами до нашей эры и известен своей отличительной конструкцией, и поддерживается шестью женскими фигурами — кариатидами.

Коринфский стиль

Коринфский ордер развивался последним. За исключением капители, все компоненты ордера были заимствованы из ионического стиля. Согласно Витрувия, коринфская капитель была изобретена афинским скульптором и мастером металлических изделий Калимах. Он напоминает корзину с обросшими вокруг нее листьями аканта. В своей окончательной форме, коринфская капитель имеет два ряда по восемь листьев аканта в каждом.

В отличие от Дорического и Ионического ордеров, Коринфский ордер был не конструктивной, а чисто декоративной системой.

Храм Зевса в Афинах выполнен в коринфском стиле, и его строительство длилось более 7 веков. Сегодня сохранились только 15 из 104 коринфских колонн.

К сожалению, о древнегреческом архитектурном наследии можно судить только по сохранившимся храмам и руинам общественных зданий. Никаких письменных документов до нас не дошло, кроме De Architectura римского архитектора Витрувия, посвященном императору Августу. В нем он пишет: „Греческая архитектура нацелена на порядок, расположение и эвритмию”. Эвритмия — это философия, лежащая в основе равномерного расположения элементов в композиции. Принцип, которому все еще следуют и сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector