Искусство древней греции архитектура

Искусство древней греции архитектура

Архитектура и живопись Древней Греции

Наследие архитектуры Древней Греции находится в основе всего дальнейшего развития мирового искусства, которое с ним связано. Она выделялась соответствием форм, формировавших единое целое. Главной конструкцией являлись блоки из камня, это был материал для строительства стен. Колонны, различные перекрытия, лежащие на опоре-колонне, подвергались обработке разными профилями, приобретали декоративные элементы, насыщались скульптурой.

Акрополь, что в переводе означает верхний город – яркий пример удивительной архитектуры Древней Греции. Он являлся возвышенной и укреплённой частью старинного города. Как правило, на Акрополе располагались храмы божеств-покровителей определённого города. Самым известным является акрополь в Афинах, который располагается над всеми Афинами, его силуэт диктует силуэт всему древнему городу. Несколько слов необходимо отметить про святилище. В древние времена оно служило не только, как популярный культовый центр, но и как настоящий памятник искусства, символ архитектуры Древней Греции.

Первые укрепления и постройки на скалистом выступе появились ещё задолго до прихода начала классического периода. Во времена архаики тут размещались удивительной красоты храмы, древние скульптуры, разнообразные остальные святыни. Архитектура Греции активно развивалась. В 447 году до нашей эры, по инициативе Перикла в Акрополе возникает новое строительство. Руководил всеми процессами опытнейший скульптор Фидий, он одновременно являлся главным автором художественной программы, которая легла в основу целого строительного комплекса. Фидий служил основным советником и был «правой рукой» Перикла в осуществлении широкомасштабной реконструкции Акрополя и придании ему современного стиля классики.

Фидий был выдающимся скульптором и архитектором Древней Греции, одним из самых востребованных художников. Фидий и аттическая школа скульптуры, возглавляемая им, занимали одно из ведущих мест в скульптуре высокой классики. В этом направлении наиболее полно и последовательно выражались передовые художественные идеи этой эпохи. Таким образом, было создано искусство, которое синтезировало всё то прогрессивное, что несли работы ионических, аттических и дорических мастеров скульптуры древней Греции включая Мирона.

Архитектура и живопись Греции были тесно связаны с философией. В основе древнегреческого искусства в целом, были заложены представления о силе и красоте человеческой природы. Она пребывала в единстве и равновесии со всей окружающей природной и социальными явлениями. Архитектура Греции развивалась по двум стилистическим потокам и в двух подтекстах: дорическом и ионическом. Они сложились в 7 веке до нашей эры. Дорический стиль являлся наиболее простым и лаконичным по своей форме. Главными отличительными его особенности были простота и строгость. Ионический стиль был более сложным и насчитывал больше деталей. Главными его чертами были большая разнообразность форм, легкость пропорций, изящество и относительная декоративность.

Оба эти стиля видны в храме бога-кузнеца Гефеста. Если сравнивать архитектуру храмов древней Греции с храмами древнего Египта, то греки сооружали их небольшими по своим размерам, они были соразмерны человеку. По габаритам храм Гефеста почти в два раза меньше Парфенона, его чёткая, замкнутая колоннада характеризуется аналогичной монументальностью. Декорации храма повествуют о том, что и здесь, как и в Парфеноне, были отображены 10 из 12-ти подвигов Геракла. Также как и Парфенон, храм Гефеста символизирует образец переработки дорического стиля.

Основанием для архитектуры сооружений Древней Греции являлась окаймленная площадка, которую называли стилобат. По внешнему краю сооружались многочисленные колонны, состояли из 3-х частей, а именно базы, ствола, капители. На схемах планов, храмы изображали собой прямоугольник, который по периметру окружили колонны, присутствовала и двускатная крыша. Вход украшали треугольным фронтоном. По центру этих уникальных экземпляров архитектуры Древней Греции располагалась статуя того божества, во имя которого построили и посвятили храм. Композиция архитектуры храмов Древней Греции разнообразна. Греки при строительстве памятников архитектуры использовали балочные перекрытия. Ордерная система греков является стоечно-балочной конструкцией. Ордера использовались не только в проектировке наружных портиков, но и во внутренних работах или в интерьерах.

Эпоха наивысшего расцвета скульптуры Древней Греции в период классики была и эпохой расцвета живописи для Греции. Именно к этому историческому периоду относится прекрасное новшество в живописи, утраченное впоследствии и вновь открытое, возрожденное только в эпоху Ренессанса. Первым, кто начал использовать в своей палитре полутона, был Аполлодор Афинский, за что его ещё называли Тенеписем. Работа со светотенью имела огромное значение.

Во времена «Илиады» и «Одиссеи» широко использовался геометрический орнамент. На протяжении 7-6 веков до нашей эры на вазах изображаются сцены из легенд и мифов, особенно популярны были героические подвиги Геракла или Троянская война. Возникает техника чернофигурной росписи, когда закрашенные черной краской фигуры резко выделялись на красном фоне глины.

В середине пятисотых годов до нашей эры рождается новый метод росписи ваз в живописи Древней Греции, который получил название краснофигурный. В этом случае фигуры принимают цвета глины, а фон покрывается черными красками. Этот метод раскрыл новые возможности изображения. Художники начали вырисовывать одежду с мелкими складками, использовать узоры каймы, тонкие локоны волос. Кроме Апполодора Тенеписца были широко популярны и другие художники — Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их высокое мастерство выражает эмоциональность и реализм. Однако в отличие от вазописи, монументальная живопись Древней Греции не развилась такими быстрыми темпами.

Изделия из керамики были покрыты орнаментами и сюжетными росписями. Со временем изменялся и стиль росписей. Самыми популярными формами ваз являлись амфоры для хранения вина или масла. Это был красивый сосуд в форме округлой емкости, с высоким горлышком и двумя ручками. Так же использовались кратера, в них к столу подавали вино. Античные вазы со временем получили еще одну функцию — историко-документальную, потому что рисунки на них дополняют и уточняют наши представления о живописи Древней Греции, интерьерах, быте, костюмах жителей того времени, об особенностях видения мира.

Искусство Древней Греции (архитектура, скульптура)

Цель урока: показать, что искусство в Древней Греции было связано с расцветом демократии и было призвано обслуживать широкие круги свободного населения.

Оборудование урока: таблицы 54, 55, 64 и 68 из Альбома по древней истории; кадры 1—6 из диафильма «Культура Греции».

Опрос: каких авторов греческих трагедий и комедий вы знаете? Назовите известные вам произведения. В чем сходство и отличие трагедии и комедии? Расскажите о значении древнегреческого театра. Можно видоизменить опрос, задав дополнительные вопросы: расскажите содержание трагедии «Антигона». Кто был ее автором? Какую идею содержит трагедия «Антигона»?

Обобщая ответы учитель говорит, что греческий театр возник в результате народного творчества и имел в жизни греков большое значение. Наряду с театром в Греции получило развитие и греческое изобразительное искусство, т. е. архитектура, скульптура и живопись.

План изложения нового материала

1. Забота древних греков об украшении своих городов.

2. Афинский акрополь.

3. Памятники архитектуры, скульптуры и живописи.

4. Значение греческого искусства.

Изучение нового материала начинается с рассказа, как выглядел древнегреческий город. До греко-персидских войн за городской стеной тянулись узенькие и кривые улицы; здесь в темных, маленьких комнатах жила греческая беднота. Большую часть времени бедняки проводили на улице или в крошечном дворике, где работали, отдыхали и спали при хорошей погоде. В центре города имелись большие дома. Выделялись красотою и размерами общественные здания: храмы, гимнасии, рынки.

После греко-персидских войн, когда во многих государствах Греции начался расцвет демократического строя, граждане стали восстанавливать свои города, перестраивать и украшать их. Демократическое правительство затрачивало большие средства на строительство общественных зданий и украшение города, что обеспечивало заработок свободной бедноте.

Затем вывешивается картина «Афинский акрополь». Учитель сообщает, что после греко-персидских войн на акрополе был построен ряд зданий. Сооружением руководили лучшие архитекторы Греции, их украшали лучшие живописцы и скульпторы, в их числе и знаменитый скульптор Фидий. Акрополь высится на скале в центре города и хорошо виден из любого района города. Новые мощные стены окружили акрополь. Вход на холм был только с западной стороны в виде узкой тропинки. Входом служило здание с шестью колоннами — Пропилеи 1.

Учащимся предлагается далее самим сказать, что они еще видят на акрополе. Учитель поясняет изображения 2.

Объяснив архитектурные и скульптурные памятники, помещенные на картине, учитель знакомит учащихся с особенностями греческой архитектуры. Он обращает внимание учащихся на Парфенон и на нем показывает основные части греческого здания: трехступенчатое основание, колоннаду, капители, колонны, карниз, крышу с фронтоном (см. рисунок в учебнике, стр. 113). Очень хорошо одновременно на доске зарисовать отдельные части греческого здания, а затем закрепить анализ рассмотрением греческого храма (таблица 55 или 64, кадры 1—4 диафильма). Можно привести мифы, послужившие сюжетом для скульптур Парфенона. К сожалению, в учебниках нет рисунка внутренней части Парфенона. Можно, однако, использовать рисунок храма Зевса Олимпийского, помещенный на стр. 80. Описание храма приведено в Хрестоматии 1956 г. (стр. 239).

Чтобы подробнее остановиться на скульптуре, учитель с учащимися рассматривают изображение статуи Дискобола (таблица 54, кадр 12 или учебник стр. 114).

Статуя изображает юношу, бросающего диск. Скульптор Мирон прекрасно передал движения юного гимнаста. Можно рассмотреть с учащимися таблицу 59 Альбома по Древней истории и сравнить статуи Парфенона с Дискоболом Мирона.

О живописи греков на уроке не приходится много говорить, так как она до нас почти не дошла. С учащимися рассматривается изображение вазы на таблице 68 Альбома по древней истории.

Дабы показать, что греческое искусство было связано с народом и служило ему, учитель вновь возвращается к картине и обращает внимание учащихся на процессию. Описание процессии можно заимствовать из Руководства к картинам. Учитель подчеркивает, что искусство греков было связано с народом.

В заключение учитель отмечает, что греческие художники, скульпторы и архитекторы сумели создать прекрасные произведения искусства, которые и по сей день пленяют нас. Современные художники используют в своих работах великие достижения греческого искусства.

Закрепление: почему в Греции получило распространение искусство? Назовите известные вам памятники греческого искусства. Каково значение греческого искусства?

Домашнее задание: выучить по учебнику Ф. П. Коровкина § 49; по учебнику С. И. Ковалева § 54. Подготовить по рисунку в учебнике «Афинский акрополь» рассказ о нем. Желательно нарисовать в тетради греческий храм.

Примечания

1. Сравни Пропилеи у Смольного в Ленинграде.

2. М. В. Андреева и др. Руководство к картинам, стр. 47—52,

Искусство древней греции архитектура

Архитектура

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус (башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды). Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор. Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Искусство древнего царства

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство среднего царства

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство нового царства

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Архитектура Древней Греции

Важнейшей задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. Во очаи хаматда салом все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.

Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ‘ ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (ι ‘ ερόν ε ‘ ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ‘ πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

  1. Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος ), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος ), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος ), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος ) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος ), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος ), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.
Читайте также  Бог искусства у древних греков

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε ‘ ντασις), вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ ‘ άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε ‘ χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα ‘ αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобате) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скотиями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волнообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один — коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна, имеют базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков, галерей и самого святилища было одинаково. В первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, ничем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Архитектура древней Греции

Безусловно, искусство древней Эллады оказало огромное влияние на современность. Строгая красота греческой архитектуры и скульптуры Греции, стали тем, что сегодня называется «классикой». Большая часть из того, что было сотворено эллинами, к сожалению, не сохранилаcь до наших дней. Однако, многие памятники культуры Греции все еще радуют жителей этой страны и жадных до древностей туристов, специально приезжающих в экскурсионные туры в Грецию, чтобы своими глазами увидеть Афинский Акрополь, храм Гефеста или храм Аполлона.

Зодчие времен Гомера

DSC_1363-001

Естественно, прежде, чем стать примером для всего мира, архитектура Греции прошла длинный путь в несколько веков. Первым этапом развития скульптуры и зодчества Эллады считается Гомеровский период XIII-XII веков до нашей эры. К сожалению, здания этого времени практически не сохранились до наших дней. То малое, что историкам известно об искусстве греков этого времени, они почерпнули из «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера или сделали выводы по скудным остаткам древних святых мест. Тем не менее, мы знаем, что уже тогда греки были исключительными эстетами. В скульптуре они стремились к строгости и гармонии в пропорциях, а в зодчестве предпочитали классические прямоугольные формы.

Архаика

Следующим этапом становления греческого зодчества принято считать архаический период VII – VI веков до нашей эры, когда по всей Элладе начали расцветать города-полисы. Об архитектуре Греции этого времени мы можем судить в основном по культовым постройкам. Греки стали строить для богов дома по примеру своих прямоугольных жилищ, укрепленных у входа колоннами. По их традиции, внутри храмов могли присутствовать лишь жрецы, а простому народу вход туда был запрещен. Быть может, именно поэтому внешней красоте культовых построек уделялось столь пристальное внимание. На архаическом этапе в качестве строительного материала впервые стали использовать известняк и белый мрамор. Именно тогда зародились и оформились дорический и ионический архитектурные стили. Классическими примерами зодчества этого времени являются храм Посейдона в Пестуме (Италия) и храм Аполлона в Бассах.

Классика

Третий этап развития греческого искусства называется «классический» и относится к V-IV векам до нашей эры. Именно в это время Эллада смогла одержать победу в войне с персами. После этого на первое место в культурной жизни страны вышли Афины, где в этот период создаются наиболее величественные произведения греческой архитектуры и скульптуры. Эталоном искусства эллинов того времени считается Афинский Акрополь. Историки и археологи однозначно заявляют, что Акрополь в Афинах был застроен еще в период архаики, однако на его территории были найдены памятники культуры Греции, относящиеся и к гомеровскому периоду. К сожалению, большая часть сооружений этого периода была уничтожена во время войн с Персией. Однако, в V веке до нашей эры по заданию отца эллинской демократии Перикла Афинский Акрополь был отстроен вновь еще более красивым и величественным. Ярчайшие примеры классического периода: Парфенон, храм богине Нике и уникальный храм Эрехтейон.

Господство культуры эллинов

Последний период древнегреческой архитектуры носит говорящее название «эллинистический». Он начинается в IV веке до нашей эры и заканчивается в I веке нашей эры. В это время Александр Македонский собрал воедино свою империю и разнес культуру эллинов по всему известному тогда миру. На этом этапе строгая красота классики обогащается большим количеством деталей и динамизмом, приносящим скульптуре и зодчеству дополнительную выразительность. Это легко можно увидеть, если посмотреть на храм Зевса Олимпийского в Афинах.
Древняя Греция определила вектор развития архитектуры всего мира на многие века вперед. Греческие зодчие поистине были великими людьми и мастерами своего дела, ведь они сумели не только ясно изобразить красоту форм и композиций своих творений, но и крайне точно справиться со всеми тонкостями инженерной работы, благодаря чему мы можем любоваться архитектурой древних эллинов и спустя две тысячи лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector