История архитектуры древней греции

История архитектуры древней греции

Архитектура Древней Греции

Древняя Греция — родина настоящих сокровищ искусства и архитектуры. До сих пор даже руины храмов, возведенных в незапамятные времена, поражают величием и точными пропорциями. Именно греки разгадали тайну благородной красоты, изобретя ордер. Это может показаться неважным, но на нем держится вся европейская архитектура!

Кносский дворец, или визит к минотавру

Города и письменность в Европе зародились на средиземноморском острове Крит. Самым могущественным городом острова стал легендарный Кносс. Именно здесь было заложено основание знаменитого Лабиринта, к которому вели все дороги острова. В древнегреческой мифологии Кносс связан с именем печально известного критского царя Миноса.

Кносский дворец был, пожалуй, самым сложным многоэтажным строением тех времен. Четкого, регулярного плана его постройки не было. Вполне возможно, что расположенные на разных уровнях помещения достраивались по мере надобности.

Во дворце было легко заблудиться: множество коридоров, залов, потайных лестниц и переходов сбивали с толку любого попавшего внутрь гигантской архитектурной паутины. Разные по назначению помещения располагались вокруг прямоугольного двора в центре дворца.

Кносский дворец, фрагмент. XVI–XV вв. до н. э. Реконструкция

Сложно представить архитектора, сотворившего это инженерное чудо. Потому и родилась история о том, что строителем был знаменитый греческий зодчий Дедал — художник и инженер, прославившийся изобретением инструментов.

При всей своей хаотичности Кносский дворец был буквально наполнен передовыми изобретениями того времени. Лабиринт был снабжен водопроводом и канализацией. Роль окон играли световые колодцы — большие проемы в потолке. Они же обеспечивали и естественную вентиляцию комнат, то есть были своего рода кондиционерами.

Особенностью Кносского дворца являются колонны кроваво-красного цвета. Их называют иррациональными. В противоположность привычной нам колонне, расширяющейся книзу, эти колонны, наоборот, книзу сужаются. Есть предположение, что такая необычная форма колонн была создана для того, чтобы не препятствовать прохождению света из световых шахт, окружавших эти колонны. Во всяком случае, больше пока нигде такие колонны не встречались.

Несмотря на грандиозность Кносского дворца, греки впоследствии отказались от столь сложных архитектурных решений в пользу изящества, благородства и красоты.

Что такое древнегреческий храм

Для древних греков религия была непременной составляющей жизни. Живя в довольно непривлекательных домах, для богов они возводили потрясающие по красоте храмы. Каждый храм строился для поклонения определенному богу.

Руины храма Аполлона в Дельфах

Древнегреческий храм представлял собой прямоугольное белокаменное сооружение без окон, со всех сторон окруженное колоннами в один или несколько рядов, с величественной статуей божества внутри. Колонны поддерживали двускатную крышу. К главному входу вела мраморная лестница. Еще в эпоху архаики греки предпочитали дереву белый мрамор и желтоватый известняк. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался прочностью.

Обычным людям не позволялось заходить внутрь храма. Здесь могли находиться только жрецы. Поэтому простые смертные любовались красотой сооружения снаружи. Все праздники, которые древние греки устраивали в честь богов, проходили в окрестностях мраморных исполинов.

Греческие храмы очень отличаются друг от друга — в плане сооружения, в количестве колонн и многих других деталях. Самым популярным типом этого здания стал периптер — прямоугольный храм, который колонны окружают со всех сторон. Количество мраморных столбов не могло быть произвольным, а вычислялось определенным образом — древние греки очень ценили точные науки!

Любой среднестатистический древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн, а число колонн по бокам здания определялось по формуле 2p + 1, где p — число колонн на переднем фасаде. Совсем не сложно!

Другим популярным типом постройки был диптер — прямоугольный храм, на боковых фасадах которого размещались по два или более рядов колонн. Таков, например, храм Артемиды в Эфесе.

Архитектурный ордер — опора европейской архитектуры

Словом «ордер» принято обозначать величайшее изобретение древних греков, на которое, в буквальном смысле этого слова, опирается вся европейская архитектура. Сам термин впервые ввел в обиход древнеримский архитектор Витрувий. Слово это произошло от латинского ordo и означает собственно «строй, порядок». В архитектуре этим термином стали обозначать особый тип композиции, где используются необходимые элементы, строго подчиненные архитектурному стилю.

Любой древнегреческий ордер состоит из трех главных частей. Первая часть — основание, которое располагается на фундаменте чуть выше уровня земли. Вторая часть — колонна, несущий элемент архитектурной конструкции. Она совершенно необходима, поскольку держит на себе крышу и все ее составляющие. Третья часть ордера — несомый элемент, который был назван очень красиво: антаблемент.

Поскольку древние греки любили научную точность и постоянно что-то умножали и делили, то они поделили и антаблемент. Вот его элементы: архитрав — перекладина, находящаяся прямо на колоннах; фриз — декоративная полоса с изображениями греческих героев и различных мифологических существ; карниз — верхняя часть антаблемента, он резко выступает вперед и защищает от дождя архитрав и фриз. Кстати сказать, роль карниза до сих пор осталась неизменной. Древние греки изобретали и строили на века!

Капители классических ордеров

Известны три вида классического ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне, завоевав Грецию и переняв абсолютно все достижения греков в архитектуре, сами все же придумали еще два — тосканский и композитный.

Свои названия ордеры получили от географических областей, где был распространен тот или иной ордер. Раз появившись, ордер использовался во всех типах сооружений. Правда, менее всего в амфитеатрах. Почему? Давайте разберемся.

Амфитеатры древней Греции

Будучи цивилизованными людьми, греки любили развлечения и зрелища. Как и религия, искусство театра было неотделимо от жизни каждого из них. Поэтому история театра, театрального здания и сценической техники берет свое начало именно в Древней Греции.

Народные празднества, шествия в честь бога Диониса, спортивные соревнования и состязания ораторов собирали огромные толпы. Именно поэтому площадки для этих представлений устраивались у обширных подножий холмов и гор.

Позже греки стали устраивать деревянные скамьи для сидения. А начиная с IV века до н. э. временные сооружения перестраивались уже в каменные амфитеатры.

Древние греки были настоящими эстетами. В строительстве они исключительное внимание уделяли природным условиям. Зрители не только смотрели театральное представление, но и любовались как самим театром, так и окружающим его пейзажем.

Кто хоть раз бывал в современном театре, знает: чтобы получить удовольствие от представления, нужно купить билет на хорошее место. В греческом амфитеатре такой проблемы не было. Зрительские помосты сооружались поперек склона, а сценическая площадка находилась внизу. С каждого места зрителям все было прекрасно видно и слышно. В естественном рельефе акустика была просто великолепна! Можно было бросить монетку в центр арены — и звон от ее падения доносился до самого последнего зрительного ряда.

Одним из первых театров, построенных в Древней Греции, был театр Диониса в Афинах, названный так в честь храма, расположенного напротив.

Изобретенный греками амфитеатр является сегодня наиболее распространенной формой зрительного зала. Только… удачное место все же приходится выбирать.

Иктин и Калликрат. Рождение классицизма

Не все времена в Древней Греции были одинаково удачны для развития архитектуры. Например, время от времени случались войны, в которых греки нередко проигрывали. Это останавливало развитие всей древнегреческой культуры, и в первую очередь — архитектуры.

Самым благодатным периодом для расцвета государства Древней Греции стало время правления легендарного царя Перикла. Этот правитель много сделал для процветания Афин и последующей славы города. В его эпоху главное строительство велось на укрепленном холме — Акрополе. А руководство работами было поручено знаменитому скульптору и архитектору Фидию.

Даже по сохранившимся развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был построен небольшой изящный храм, посвященный богине победы Нике. Через ворота с колоннами — Пропилеи — посетитель попадал на площадь. В ее центре высилась статуя богини мудрости Афины — покровительницы города. Несколько дальше виднелся храм Эрехтейон с выступающим сбоку портиком. Верх портика поддерживали не колонны, а мраморные женские фигуры. Эти каменные дамы были названы кариатидами.

Главное сооружение Акрополя — храм Парфенон, посвященный Афине. Он был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, но история донесла до нас имена его создателей: Иктин и Калликрат. Творения этих мастеров были настолько совершенны, что архитекторы последующих эпох стали использовать их в качестве образца. Можно сказать, именно этим архитекторам мы обязаны рождением стиля на все времена — классицизма. Классический — значит образцовый.

Таким образом, изобретенный греками ордер был воспринят сначала римлянами, восхищенными греческой культурой, а через них распространился по всей Европе.

Архитектура Древней Греции

Этапы формирования и преобразования греческой архитектуры. Происхождение древнегреческого ордера и его особенности. Архитектура гомеровской эпохи. Восстановление Акрополя, развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху.

Подобные документы

Особенности древнегреческой архитектуры. Понятие ордера, дорический и ионический стили в архитектуре Древней Греции. Ансамбль афинского акрополя. Пропилеи и храм Ники Аптерос. Храм Афины и Посейдона — Эрехтейон. Архитектурные особенности Парфенона.

реферат, добавлен 02.02.2014

Изучение греческой культуры и искусства. Особенности развития архитектуры Древней Греции в классический и эллинистический периоды истории. Устройство храмов и храмовое зодчество. Характеристика основных черт древнегреческой живописи и скульптуры.

реферат, добавлен 29.09.2017

Рассмотрение особенностей архитектуры Древней Греции. Понятие об ордере в строительстве и его происхождение. Дорический, ионический, коринфский, эолический ордеры и их характеристики. Геометрия, пластика и цвет. Возникновение типа древнегреческого города.

реферат, добавлен 18.01.2011

Архитектура и изобразительное искусство в период гомеровской Греции. Классический тип греческого храма. Строительство ансамбля Акрополя. Формы храмового здания в период эллинизма. Изобретение римлянами бетонами. Основные типы римской архитектуры.

реферат, добавлен 08.10.2009

Исследование архаической эпохи в истории Древней Греции Гомеровского периода. Керамика, архитектура и скульптура как основы развития искусства в период древнегреческой ранней классики. Схема расположения архитектурных сооружений Афинского Акрополя.

реферат, добавлен 10.06.2017

Происхождение древнегреческой драмы. Театр демократических Афин в V веке до нашей эры. Архитектура древнегреческого театра. Особенности театра эллинистической эпохи. Менандр – крупнейший драматург эллинистической эпохи. Театр в древнегреческом обществе.

курсовая работа, добавлен 11.01.2009

Образ человека в художественной культуре Древней Греции. Развитие скульптурного портрета. Своеобразие каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Особенности архаических построек: композиции, формы, рельефы, украшения храмов.

контрольная работа, добавлен 25.11.2012

Архитектура времен архаики. Появление древнегреческого ордера. Древнегреческая культура классического периода и эпохи эллинизма. Особенности греческой религии и общественные празднества, театр и литература, архитектура и искусство, философия и религия.

реферат, добавлен 19.05.2014

Формирования архитектуры в Древней Греции в ее начальный, Гомеровский, период и период ее высокого развития – Архаический. Искусство Древней Греции и его роль в развитии культуры и искусства человечества. Искусство Греческой архаики, Гомеровская Греция.

реферат, добавлен 09.11.2013

Происхождение древнегреческого театра. Организация театральных представлений. Особенности постановок Эсхила — автора героико-патриотических произведений. Творчество афинских драматургов. Архитектура древнегреческого театра. Театр эллинистической эпохи.

Всеобщая история архитектуры

Всеобщая история архитектуры – наука, изучающая функциональные, конструктивные и эстетические аспекты в развитии архитектуры во времени и пространстве с учетом соответствия социальным потребностям и научно-техническим условиям.

Всеобщая история архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими историческими процессами, а также историей культуры, религии и общества.

История архитектуры является одновременно наукой теоретического и исторического профиля. Такая особенность обусловлена спецификой предмета – развитие архитектуры и история ее возникновения, теоретическое знание об архитектуре, её язык, композиция, а также выделение общих черт и признаков архитектуры определенного места и времени, позволяющее стандартизировать архитектурные стили.

Архитектурным стилем называют характерные черты метода истории архитектуры. Стиль может определяться, как совокупность признаков и черт внешнего вида сооружения, проявляющихся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон. Понятие общего стиля входит в понятие стиля как художественного мировоззрения, который охватывает разные стороны культуры общества в определенных условиях его развития.

Архитектура Древнего Египта

Территория Древнего Египта располагалась на Африканском континенте, в этой связи среди растительности присутствует большое количество пальм, дающих дерево плохого качества, а также тростник. Основными строительными материалами в Древнем Египте были камень и необожженный кирпич. Такой строительный материал использовался преимущественно для строительства гробниц и захоронений. Из кирпича строили дворцы, крепости, а также здания в окрестностях храмов и городов.

Жилые дома в Древнем Египте строили из грязи, добываемой в Ниле. Египтяне придумали оставлять её на солнце, чтобы она высохла и стала пригодным строительным материалом.

Готовые работы на аналогичную тему

Множество египетских городов не дошло до наших дней в связи с постоянно изменяющимися разлива Нила, уровень воды поднимался каждое тысячелетие. Храмы и другие сооружения сохранились до нынешнего времени вследствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте. Повлиял на сохранность сооружений и качественный строительный материал – камень. Гробницы и храмы, имеющие ритуальное значение являются крупнейшими постройками Древнего Египта.

Архитектура Древнего Египта внесла огромный вклад в сегодняшнюю архитектуру, ведь стоечно-балочная система здесь получает сильный толчок к развитию: колонна получила эстетическое оформление.

Специалисты подразделяют архитектуру Древнего Египта на несколько периодов:

  • архитектура Раннего царства;
  • архитектура Древнего Царства;
  • архитектура Среднего царства;
  • архитектура Нового царства;
  • архитектура Позднего царства.

Рисунок 1. Египетские колонны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектура Древней Греции

Надо сказать, что древнегреческая архитектура также заложила основу для европейской, она служила примером для архитекторов всего мира. Одним из важнейших открытий древнегреческой архитектуры является ордерная система.

Архитектурный ордер основывается на системе колонн и балок, состоящих из вертикальных и горизонтальных элементов. Ордер в Древней Греции иллюстрирует работу конструкций и наделяет их эстетическими свойствами. Специалисты разделяют ордеры Древней Греции на три типа:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

После постепенного освобождения архитектуры Греции от влияния Азии и Египта осуществлялся поиск новых форм, соответствующих духу народа и его религиозным особенностям. Практически все сооружения, построенные в период ранней классики Греции – дорического стиля, сначала тяжелого и малоизящного, однако потом приобретающего всё более легкие и красивые черты.

В системе планирования городов складывается гипподамова система – данный способ планировки подразумевает проектирование улиц, пересекающихся под прямым углом, одинаковыми прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми для общественных нужд. По гипподамовой системе были спроектированы такие античные города, как Пирей, Родос, Александрия, а также множество современных городов.

Гипподамова структура порождала идентичные кварталы, главные улицы располагались перпендикулярно друг другу. Такая схема характеризуется полным равноправием застройки и демократической сеткой. Городские стены повторяют рельеф местности. Многочисленные жилые кварталы разделяются на две части проходами, в которых устраивались канализации и траншеи, покрытые плитами. Проектирование прямых улиц (если позволял рельеф) велось с учетом ориентирования на различные стороны света. Как правило, к главной улице населенного пункта примыкала рыночная площадь. Досуговые сооружения, такие как театры и стадионы строились вне населенных пунктов.

Рисунок 2. Храм Зевса в Олимпии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С развитием древнегреческой архитектуры дорический стиль продолжает господствовать, принимая в себя еще более легкие формы, чем раньше. Ионический стиль и коринфский стиль тоже начинают набирать популярность. Греческие храмы становятся более гармоничными в основном из-за пропорциональности отдельных конструкций. Вместо известкового камня, повсеместно используемого ранее начинают применять мрамор, который удается более тонко, в этой связи он придает ещё большую деликатность древнегреческой архитектуре.

Феноменальные успехи в зодчестве Афин в Древней Греции оказали сильное влияние на другие города. Так, под руководством одного из афинских архитекторов Парфенона были возведены такие роскошные храмы, как храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах. К этой же эпохе относится строительство еще одного не менее известного храма – Зевса в Олимпии. Отличительной чертой этого сооружения являлась колоссальная статуя отца богов, выполненная древним скульптором Фидием.

Архитектура древней Греции: особенности и периоды

История древней Греции разворачивалась в античный период. Он начался за тысячу лет до наступления новой эры. Окончился с падением Римской империи. Понятие античность (от латинского antigues – древний) вводят мастера Возрождения.

Обращаясь к древнейшей известной на тот момент культуре, мастера ренессанса впитывают всё, что было создано древними греками и римлянами. Их наследство влияет на развитие искусства, науки, философии.

Древняя Греция развивалась не как единое государство, но как совокупность городов-государств, разбросанных по Балканскому полуострову и близлежащим островам. Каждый такой город представлял собой небольшую республику со своей валютой, единицами измерения, богами и представлением о прекрасном.

Античная культура носила соревновательный характер. Каждый город по-своему боролся за становление идеала человека и обретение им славы. Наиболее известным противостоянием считается конкуренция Афин и Спарты.

В основе этой борьбы лежала демократичность, чувство меры и гармонии. Но главной мерой всех вещей был человек.

Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции

Ранний период

Об этой эпохе учёные могут судить лишь по произведениям Гомера. Отсюда и название – гомеровская. Архитектура того времени в основном преемственная. Она унаследовала более раннюю культуру – эгейскую. Основной тип жилища – мегарон. В качестве материала для построек греки использовали камень (фундамент), кирпич-сырец (стены) и дерево (каркас).

Особенности древнегреческой архитектурыЖилища и храмы имели прямоугольный план, вход в виде портиков, обрамлённых с двух сторон колоннами, и двускатную крышу, которая образовывала на торце фронтон.

Внутри располагался зал с деревянными перекрытиями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Впоследствии такой тип жилища лёг в основу строительства храмов, старт которого пришёлся на начало следующего периода.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архаический период

В это время складываются территориально-административные единицы древней Греции – города-полисы. В свои права вступает рабовладение. Свободные граждане могли иметь частную собственность и рабов.

Постройки возводятся из камня и известняка. В VII в. эгейские архитекторы разрабатывают ордерную систему – гармоническое соотношение несущих и несомых, конструктивных и декоративных элементов постройки.

Особенности древнегреческой архитектуры Особенности древнегреческой архитектуры

Классический период

Самый богатый в плане архитектурных достижений период. Афины демонстрируют экономическое и военное превосходство. Этот полис возвышается над остальными.

Жемчужина классического периода – построенный в V в. до н. э. Акрополь в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат).

Особенности древнегреческой архитектуры Особенности древнегреческой архитектурыК IV веку до н. э. Политическая модель Греции меняется. Разлагаются существовавшие ценности и воспетые поэтами представления о герое-гражданине. Коллективизм уступает место индивидуализму. На сцену выходит космополит – гражданин мира, служитель не отдельного полиса, но всей Вселенной.

Полисная структура претерпевает упадок, чем и воспользовался в 338 г. до н. э. Филипп II, правитель Македонии, завоевав Грецию.

Особенности древнегреческой архитектуры Особенности древнегреческой архитектуры

Эллинский период

Александр, наследник Филиппа II, совершает ряд военных походов и присоединяет к Греции полмира (Египет, Месопотамию, Среднюю Азию и др.). Складывается гигантская по территории цивилизация.

Со смертью Александра, его империя распадается на отдельные части, где жизнь складывается по эллинскому образцу. Эта огромная держава, поделённая между полководцами Великого завоевателя, продолжала существовать в виде островков, жизнь на которых строилась на греческих традициях, впитывая местные представления об архитектуре.

Особенности древнегреческой архитектурыГреция помимо своих традиционных культурных центров (Афины, Дельфы и др.) обретает новые: Александрия в Египте, о. Родос, Антиохия в Сирии.

Культура этого периода разбавляется восточными мотивами и тянется к гигантизму, возводя такие произведения искусства, которые впоследствии войдут в семёрку чудес света: Зевс в Олимпии, маяк в Александрии, Колосс Родосский и др.

Архитектура древней Греции

древнегреческая архитектура В истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха ( с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.
Читайте также  Что смотреть в афинах

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен . Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины . Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.

Развалины храма богини Геры на острове Самосе

Развалины храма богини Геры на острове Самосе

  • Архаический период ( с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор .

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период ( с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов ( IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма ( 330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или , как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины , а позднее — из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Олимпии

Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

Дорический храм Сегеста в Греции

Дорический храм Сегеста в Греции

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители ( гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).

Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).

Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.

Храм Посейдона в Пестуме

Храм Посейдона в Пестуме

По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.

Храм Парфенон в Афинах

Храм Парфенон в Афинах

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.

Храм Ники - Аптерос

Храм Ники — Аптерос

Эрехтейон - последний храм в ансамбле афинского Акрополя

Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.

Олимпейон - храм Зевса в Афинах

Олимпейон — храм Зевса в Афинах

Памятник Лисикрата ( Афины)

Памятник Лисикрата ( Афины)

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич , но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла из несущих элементов здания ( стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector