История скульптуры кратко

История скульптуры кратко

История скульптуры кратко

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась скульптура других древневосточных деспотий — Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Прякситель, Лисипп. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе математических расчётов попытался Поликлет в теоретическом сочинении «Канон». В древнегреческой скульптуре верность действительности, жизненная выразительность форм сочетаются с идеальной обобщенностью образа. В период эллинизма гражданственный пафос и архитектоническая ясность классической скульптуры сменяются драматической патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно большую степень индивидуализации. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры средних веков. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В 13-16 вв. западно-европейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине 13 — начала 14 вв. новые, реалистические тенденции проявились в скульптуре Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса). В 15-16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем памятника в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется в С. техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия).

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко — Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины 18 — 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).

В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей — барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых исторических устремлений России стал памятником Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й половине 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщенность образного строя типичны для скульптуры классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше проступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во 2-й половине 19 в. в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое движение с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура 2-й половины 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).

В реалистическом искусстве 2-й половины 19 в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной скульптуры. Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата скульптурой возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистических связей скульптуры с архитектурой, распространение натуралистических течений. Попытки преодоления кризиса типичны для С. конца 19 — начала 20 вв. В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций русской С. этого периода становится искусство С. М. Волнухина, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный язык скульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы.

В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптура принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в С., порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко — к созданию декларативно антигуманистических образов.

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, см. илл., и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, — в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, см. илл., и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, — в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки («Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности сов. искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции («Октябрь» А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет («Лениниана» Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца («Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра), воина («Часовой» Л. В. Шервуда), рабочего («Металлург» Г. И. Мотовилова). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).

Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). В 40-70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50-70-х гг. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека — строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.

Доклад Скульптура как вид искусства 6 класс сообщение

Скульптура – это вид искусства. С латинского скульптура переводится как вырезаю, высекаю. Скульптуры выполняют из твердых или пластических материалов, таких как камень, железо, металл, лёд, глина, воск и так далее.

Человека, который делает скульптуры называют скульптором.

Выделяют три способа выполнения скульптуры (в зависимости от используемого материала):

  1. Пластика – выполняется из глины, воска. Скульптуру делают путем наращивания мягкого материала.
  2. Ваяние – выполняется из камня и других твердых материалов. Скульптуру делают путем отсекания лишних частей.
  3. Отливка – выполняют из различных металлов, например бронза. Скульптуру делают путем вливания материала в специальную форму. Перед этим материал разогревают до жидкого состояния.

Так же разделяют скульптуру по жанрам:

  1. Портрет – самый популярный жанр в данном направлении. Его развитие идет параллельно с развитием понимания личности в истории. В разное время и у разных народов были свои формы портретов. Например: у греков — столб с портретной головой, у римлян — бюст, у египтян — маски мумий и так далее.
  2. Мифологический – это жанр, связанный с отражением различных сцен или героев из мифов и легенд.
  3. Исторический – это жанр, связанный с отражением реальных историй и событий, а также изображением их героев.
  4. Анималистический – это жанр, где основными героями являются животные.
  5. Фрагмент – это жанр, где скульптура отдельная часть тела человека. Этот жанр начинает развиваться как самостоятельный в 18м веке, а его родоначальником считают Родена.

Основным средством выражения в скульптуре является её объем. Именно через объем, форму, светотень, структуру и пропорции мы можем увидеть полую картину, которую пытался донести до нас художник. Плавные формы скульптуры могут передать красоту движения, а правильно подобранный материал и светотень покажут эмоции и переживания, которые испытывают герои скульптур.

Скульптура имеет большую историческую и художественную ценность. Она не только донесла до нас дух прошлого, но также на протяжении многих веков прекрасные скульптуры вдохновляли других людей на новые победы во всех направлениях: в искусстве, в литературе, в музыке и даже в спорте.

Доклад №2

Сегодня в нашем мире скульптура представлена довольно ярко и разнообразно. В течение огромного количества лет мастера создавали свои работы. В своих произведениях скульпторы отражали свой духовный мир, свое видение окружающего мира, воплощали свои фантазии и идеалы.

Как вид изобразительного искусства, конечно же, скульптура играет очень важную роль в жизни общества. Скульптура служит инструментом пропагандирования разных идей, веяний, влияет на мысли и чувства людей.

Скульптура встречается нам почти на каждом шагу. В каждом городе есть памятники защитникам отечества, статуи знаменитых деятелей, красивые барельефы, украшающие здания.

От выбора материалов для скульптуры зависит то, как она будет восприниматься зрителями. Обычно скульптуры создают свои работы из камня или бронзы. На сегодняшний день камень не самый популярный материал для создания скульптур. Его отличает высокая стоимость и неподатливость в работе.

Много лет назад одним из излюбленных материалов скульпторов был мрамор. Это очень мягкий камень, поэтому скульптуры из него получаются очень реалистичными. Художники буквально могут изобразить невесомую вуаль, тончайшие изгибы тела. Однако, мрамор очень неустойчив к внешним влияниям окружающей среды. Этот материал сильно впитывает влагу, меняя цвет.

Еще один материал для скульптур – это гранит. Гранит более устойчив к внешним воздействиям, нежели мрамор, но гранит не такой податливый. В работах из гранита преобладают ровные линии, строгие геометрические формы.

В каждой эпохе жили талантливейшие скульпторы. Каждый из них старался изобразить ту действительность, в которой он жил. Интересно, что история сплетается с разными видами скульптур. Еще в древности существовали направления объемного ваяния, которые существуют и по сей день. Скульптура современности напрямую связана с искусством древности. К величайшим скульпторам 15 – 19 веков относят Огюста Родена, Бетто Барди Донателло, Микеланджело Буонаротти, Федота Шубина и др. В 20 веке, появились такие скульпторы, как Вера Мухина, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель и др. Сегодня их единичные и групповые скульптуры хранятся в музеях по всему миру.

Скульптура как вид искусства

Скульптура как вид искусства

Популярные темы сообщений

Кострома, это древний, русский город, который был основан еще в 12 веке. Но, спустя столетие, был образован как самостоятельное, удельное княжество. Происхождение города связано с деятельностью князя Юрия Долгорукого.

Аметист – прекрасный драгоценный камень фиолетового цвета. С древнегреческого его название переводится как «неопьяняющий камень». Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении камня. Вот одна из них.

Каждый человек после напряженного учебного или рабочего дня спешит к себе домой, чтобы отдохнуть и заняться ежедневными делами. Одно из помещений, которое имеет место в каждой квартире, имеет особое назначение.

Развитие скульптуры от истоков и до наших дней

Скульптура, как искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов объемные формы прошло огромный путь от древнейших времен к современности. Попробуем коротко просмотреть как менялась скульптура.

  • Дата публикации: 19 апреля 2011
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 6 — 9 мин.
Скульптура Древнего мира

В первобытные времена и древнейшие цивилизации развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но особенно интересно обратить внимание на эти примеры, так как мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно. Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Скульптурный объем состоит в очень близком родстве с тем материалом, из которого он создан.

Палеолетические Венеры. Палеолитические Венеры.

Античная скульптура

Статуя – главная форма греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря, и словно живые участвовали в жизни греческого полюса, в празднованиях, спортивных состязаниях, шествиях. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им не было чуждо ничто человеческое. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые, по их мнению, находились в гармонии и представляли собой единое целое. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.

Мирон. Дискобол.

Скульптура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.

Портрет Люция Цецилия Юконда. I в.

Скульптура Средневековья

Главная особенность средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу. Тот факт, что соборы строились не одно десятилетие, а феодальная раздробленность ослабевала тенденции к появлению единых канонов за исключением церковно-христианских, развязывал самостоятельность в искусстве. Хотя все задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции нашли свое отражение в многих скульптурных образах.

Средневековая скульптура

Скульптура Ренессанса

Микеланджело говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы на ней не останется никаких повреждений. Данная мысль символзирует главную особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции.И, конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетней эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скульптура Барокко

Отличительными особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини. Обратите внимание на то, как вырезаны, проработаны, узорчаты детали. А объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.

Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

Скульптура Классицизма

Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Читайте также  Леонардо да винчи скульптуры

Антонио Канова. Три Грации. Антонио Канова. Три Грации

Импрессионизм в скульптуре

Главной фигурой в скульптуре XIX века является Огюст Роден. Роден совершил революцию в академической скульптуре, привнеся в нее несглаженную лепку формы и световоздушные эффекты фактуры. В результате, скульптура начинала активно взаимодействовать с окружающей средой и пространством. С этого момента, скульпторы стали активно использовать само пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объема стали достаточно размыты.

Огюст Роден. Поцелуй.Огюст Роден. Поцелуй.

Еще более развитие скульптуры предложенное Роденом были разработано в творчестве его последователей. Медардо Россо говорил: «Объемы пропитаны атмосферным светом и не существуют как объемы или массы». Скульптуры Россо имеют размытые контуры, словно растворяясь в световоздушной среде. Как это и характерно для импрессионизма его скульптуры отражают мимолетные мгновения и состояния.

Медардо Россо.Медардо Россо.

Скульптура ХХ века

Скульптура в ХХ веке отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства (Джакометти), либо делают его частью себя. Отечественный скульптор Архипенко писал по этому поводу: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, то есть пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».

Альберто Джакометти. Альберто Джакометти. Александр Архипенко. Скульптор. Александр Архипенко

Г. Мур говорил: «Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманны… Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трехмерной».

Генри Мур. Генри Мур.

Конструктивист Н. Габо своими скульптурами и вовсе стремился создать новую реальность. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я строю ее образ (ее в смысле скульптуры прим. автора) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство также является важной его частью… Произведение не говорит о чем-то; оно существует само по себе … Я говорю о своем произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако, она делает это через меня». Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура:

Конструктивистские скульптуры Наума ГабоКонструктивистские скульптуры Наума Габо

Стоит сказать, что искусство ХХ века разнопланово и многозначно, как и развитие скульптуры. Новизна в смысле постоянной выработки новых идей и направлений и стала движущей силой искусства ХХ века, в противоположность традиции, как это было ранее. Но не стоит воспринимать это слишком однозначно — многие «новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох.

Один из самых смелых и знаковых экспериментов в искусстве скульптуры ХХ века «Поцелуй» Бранкузи своей обобщенностью, предельно ясной образностью, материальностью (обращению к массе, как основному материалу скульптуры) напоминает нам древние статуи. «Поцелуй» Бранкузи в скульптуре – нечто вроде «Черного квадрата» Малевича в живописи – нулевая точка отсчета нового искусства. Окружающее пространство здесь не играет совершенно никакой роли.

«Поцелуй» Бранкузи«Поцелуй» Бранкузи

Примерно ту же плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа:

 Ханс АрпХанс Арп

Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором ХХ века Артистидом Майолем, который подобно Энгру в XIX веке, также выделялся из крайностей его современников, спокойной и ясной гармонией в искусстве. Своим творчеством Майоль отстаивал классическую самодостаточность скульптурных объемов, но при этом свои статуи он предполагал размещать в открытом пространстве: «Когда форма окружена воздухом, видишь форму истинную» — говорил он.

Артистид Майоль. Река. Артистид Майоль. Река.

Ассоциации с средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.

Эрнст БарлахЭрнст Барлах.

Четвертое измерение (время) в скульптуре пытались реализовать футуристы, что стало предвестием кинетической скульптуры, появившейся несколько позднее. В 1912-1913 года Боччони создает «разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве».

Умберто Боччони. Умберто Боччони.

Прекрасным примером ультрадинамической скульптуры является работа советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»:

Вера Мухина. Рабочий и Колхозница. Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.

Кинетическая же скульптура, то есть сменяющая статический принцип скульптуры динамическим начинается с конструктивистов. Например, В. Татлина или Н. Габо, который создает скульптуру с вибрирующей пружиной.

Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.

Наиболее известным примером кинетической скульптуры можно назвать «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана.

Велосипедное колесо. Марсель Дюшан. Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.

Во второй половине ХХ столетия развитие скульптуры происходит под влиянием всех направлений искусства.

Особое значение в скульптуре второй половины ХХ века заняли идеи минимализма, подразумевающие повторяемость, геометричность, отсутствие всякого символизма, использование промышленных материалов:

Дональд ДжаддДональд Джадд Сол Ле ВиттСол Ле Витт

Хотя скульптура, во многом схожая с архитектурой, с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, в конце ХХ столетия она вступает с окружающим пространством в диалог, став его полноправной частью. Если скульптуры прошлого могли также органично смотреться и в закрытом пространстве, то развитие скульптуры в ХХ веке приводит к тому, что она имеет смысл, лишь в взаимодействии с той средой, где она расположена.

Аниш КапурАниш Капур Дональд ДжаддДональд Джадд Дэвид НэшДэвид Нэш Николай ПолисскийНиколай Полисский Франциско ИнфантеФранциско Инфанте Энтони ГормлиЭнтони Гормли Класс ОльденбургКласс Олденбург

Класс ОльденбургКласс Олденбург

В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди наиболее известных последователей которого можно назвать Джеффа Кунса:

Джефф КунсДжефф Кунс Джефф КунсДжефф Кунс

В рамках культуры пост-модернизма скульптура аккумулирует в себе множество различных направлений. Творчество большинства из них, нельзя однозначно отнести к какому-то одному направлению. Луиза Буржуа к примеру работала в сюрреализме, конструктивизме, кубизме и т.д.

Луиза БуржуаЛуиза Буржуа

Тем не менее, общей тенденцией в скульптуре ХХ столетия является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.

Работы современной российской художницы Ани Жёлудь вовсе представляют из себя объемную графику, рисунок в пространстве:

jeludАня Желудь

Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник Петру I

Медный всадник

В настоящее время проводится реставрация памятника, монумент закрыт лесами. Завершение работ планируется до конца 2021 года.

Медный всадник в Санкт-Петербурге — самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

10 самых известных скульптур в мире

Без скульптуры искусство не может быть полноценным. Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры — это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале собрано 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями.

Давид

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.

Мыслитель

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться «Поэт» и быть частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии». Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.

Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).

Ника Самофракийская

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Пьета

Пьета — распространенное название для изображений сцены оплакивания Девой Марией ее сына. Лучшая из них была сделана Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.

Граждане Кале

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Терракотовая армия

Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая.

Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector