Италия живопись картины

Италия живопись картины

Итальянская живопись XIX века. От неоклассицизма до символизма
ARTinvestment.RU 29 декабря 2011

В рамках Года Италии в России и России в Италии в Гербовом зале Зимнего дворца проходит выставка «Итальянская живопись XIX века. От неоклассицизма до символизма», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Городскими музеями Павии. Экспозиция является самой масштабной ретроспективой живописи Италии позапрошлого века и включает более семидесяти произведений, половина которых происходит из собрания Картинной галереи XIX века Городских музеев Павии. Кроме того, в экспозицию входят произведения из Галереи современного искусства Флоренции, Милана, Турина, Генуи. Значение выставки сложно переоценить, поскольку рассматриваемый период практически не известен российскому зрителю (в собрании Эрмитажа — чуть более шестидесяти картин итальянских художников Отточенто).

На примере лучших образцов живописи XIX века выставка демонстрирует весь спектр стилей и направлений, в которых работали итальянские художники: классицизм, романтизм, историзм, маккьяйолли, символизм.

Основные черты итальянского классицизма были заложены в творчестве Антонио Кановы. К типу возвышенно-идиллических картин на мифологические темы обращался ломбардский художник Андреа Аппиани, примером чему служит полотно «Юнона, одеваемая Грациями». Тот же античный канон возвышенной гармонии — в полотнах «Парис» и «Геба» Гаспаре Ланди. Героическую ветвь неоклассицизма представляет популярная в свое время картина «Смерть Цезаря» Винченцо Камуччини.

Обращение к эпизодам и героям национальной истории, преимущественно уже описанным в литературе, характерно для большей части живописи XIX века, начиная с романтизма. Главный художник этого направления — Франческо Хайец. В картине «Примирение Оттона II с матерью Аделаидой Бургундской» он воспроизвел значительное, но малоизвестное событие итальянской средневековой истории. В «Венере, играющей с голубками» воплотил черты знаменитой балерины Карлотты Шабер, в «Тайном доносе» показал венецианку, прекрасную и жестокую.

Художники-романтики охотно изображали выдающихся людей, героев-бунтарей в моменты славы или падения. Примеры таких произведений: «Галилей перед судом Инквизиции» Кристиано Банти, «Христофор Колумб по возвращению из Америки (Христофор Колумб в цепях)» Лоренцо Деллеани, «Лорд Байрон на греческих берегах» Джакомо Трекура.

Романтики возрождают интерес к «младшим» жанрам живописи — изображению интерьеров зданий и городских видов (ведут). В полотне «Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции» Ипполито Каффи экспериментирует со зрительным восприятием и световыми эффектами.

Поиски романтиков продолжили в 1860-е годы тосканские маккьяйоли: Джованни Фаттори, Сильвестро Лега, Телемако Синьорини, Джузеппе Аббати, Одорадо Боррани, Винченцо Кабьянка. Художники предложили стилистическую манеру, заменив традиционную светотень контрастным сочетанием пятен («маккья»). В новой технике маккьяйоли представляли жанровые сценки повседневной жизни: «Пение сторнелло» и «Обрученные, или Жених и невеста» Сильвестро Леги, «Свидание в лесу» Телемако Синьорини. Пейзаж в картинах «Ротонда купальни Пальмьери» кисти Джованни Фаттори и «Вид Кастильончелло» Джузеппе Аббати интересен тем, что для его создания художники работали на пленэре.

Тенденции символизма ярко выражены в триптихе Джорджо Кинерка «Загадка человека»: художник избегает ясной характеристики персонажей, предпочитая завораживать зрителя эзотерическими символами и общей магнетической атмосферой.

В последнее десятилетия XIX века европейские художники экспериментируют с новыми средствами выразительности. В Италии Анджело Морбелли разрабатывает технику раздельного мазка (дивизионизма), пример которой — картина на социальную тему «За 80 чентезимо!». Дивизионистом был и Джузеппе Пелицца да Вольпедо, символически воплотивший идеалы высокого гуманизма в картине «Хоровод».

Выставка «Итальянская живопись XIX века. От неоклассицизма до символизма» является ответом на большую экспозицию, открытую в марте 2011 года в Кастелло Висконтео «Леонардески от Фоппа до Джампетрино: картины из Эрмитажа и Городских музеев Павии», в которой участвовало двадцать два полотна из эрмитажного собрания.

Куратор выставки со стороны Государственного Эрмитажа — Наталья Борисовна Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, со стороны Городских музеев Павии — Сюзанна Дзатти, директор Городских музеев Павии.

К открытию выставки издан научный каталог на русском и итальянском языках (издательство «Скира», Милан — Женева), со статьями Фернандо Маццокки, профессора Миланского университета, Франчески Порреко, хранителя Городских музеев Павии и Сюзанны Дзатти.

Самые дорогие картины в мире

Рейтинг самых дорогих картин мира – регулярно обновляемый список произведений искусства, проданных на художественных аукционах в ХХ и ХХI веках.

Конечно же, оценивать рыночную стоимость мировых шедевров было бы кощунством, и рейтинг основывается лишь на результатах аукционных торгов, поэтому самые известные картины мира, принадлежащие государственным музеям, в список не попали.

Одно из самых легендарных произведений мировой живописи, принадлежащее кисти Леонардо да Винчи, картина «Мона Лиза» в книге рекордов Гиннесса указана как застрахованная на самую большую сумму картина.

Самые дорогие картины в мире

14 декабря 1962 года, до выставки в США, страховка на картину была оценена в 100 млн. долларов. Лувр предпочел потратить деньги на охрану, а не на страховку. Если принять во внимание инфляцию, страховка в 2006 году соответствовала бы 670 млн. долларов.

То, что этот шедевр был признан самым дорогим – вполне ожидаемо, но вот некоторые другие картины, оказавшиеся в списке самых дорогих, способны удивить вас.

Итак, топ-20 самых дорогих картин.

1. Джексон Поллок — No. 5 (1948)

Продана за 140 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

2. Виллем де Кунинг — Женщина III (1953)

Продана за 137.5 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

3. Густав Климт — Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)

Продана за 135 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

4. Пабло Пикассо — Мальчик с трубкой (1905)

Продана за 104.1 млн. долларов в 2004 году

Самые дорогие картины в мире

5. Пабло Пикассо — Дора Маар с кошкой (1941)

Продана за 95.2 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

6. Густав Климт — Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)

Продана за 87.9 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

7. Фрэнсис Бэкон – Триптих (1976)

Продана за 86,3 млн. долларов в 2008 году

Самые дорогие картины в мире

8. Винсент ван Гог — Портрет доктора Гаше (1890)

Продана за 82.5 млн. долларов в 1990 году

Самые дорогие картины в мире

9. Клод Моне — Пруд с кувшинками (1919)

Продана за 80,5 млн. долларов в 2008 году

Самые дорогие картины в мире

10. Джаспер Джонс – Фальстарт (1959)

Продана за 80 млн. долларов в 2008 году

Самые дорогие картины в мире

11. Пьер Огюст Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт (1876)

Продана за 78.1 млн. долларов в 1990 году

Самые дорогие картины в мире

12. Петер Пауль Рубенс — Избиение младенцев (1609-1611)

Продана за 76.8 млн. долларов в 2002 году

Самые дорогие картины в мире

13. Марк Ротко — Белый центр (1950)

Продана за 72.8 млн. долларов в 2007 году

Самые дорогие картины в мире

14. Энди Уорхол — Авария зеленой машины (1963)

Продана за 71.7 млн. долларов в 2007 году

Самые дорогие картины в мире

15. Винсент ван Гог — Портрет художника без бороды (1889)

Продана за 71.5 млн. долларов в 1998 году

Самые дорогие картины в мире

16. Виллем де Кунинг — Полицейская газета (1955)

Продана за 63.5 млн. долларов в 2006 году

Самые дорогие картины в мире

17. Поль Сезанн — Натюрморт с кувшином и драпировкой (1893-1894)

Продана за 60.2 млн. долларов в 1999 году

Самые дорогие картины в мире

18. Казимир Малевич — Супрематическая композиция (1916)

Продана за 60 млн. долларов в 2008 году

Самые дорогие картины в мире

19. Винсент ван Гог — Пшеничное поле с кипарисами (1916)

Продана за 57 млн. долларов в 1993 году

Самые дорогие картины в мире

20. Пабло Пикассо — Женщина со скрещёнными руками (1901-1902)

Продана за 55 млн. долларов в 2000 году

Самые дорогие картины в мире

Экскурсии в Италии от русскоязычных гидов

А что вы думаете об этом? Оставьте комментарий к статье — Комментариев 2

Итальянская живопись XV-XVI веков в ГМИИ

Коллекция итальянской живописи — одна из самых полных в ГМИИ. Она начала складываться ещё до 1917 года, но значительно расширилась в 1924 году, в основном, за счёт поступлений из Румянцевского музея. Ещё одним источником пополнения музейного собрания итальянской живописи стала национализация частных коллекций в Москве и загородных резиденциях. Поступали полотна и из Санкт-Петербурга, из коллекций Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. В настоящее время в ГМИИ находится около 550 работ итальянских мастеров, но в залах можно видеть только около 150 полотен. Однако, экспозиция достаточно полно отражает развитие итальянского искусства с XIII до XVIII веков.

Чтобы лучше понять задачи, которые решают итальянские мастера в XVI-XVII веках и проследить эволюцию творчества, следует кратко вспомнить работы мастеров, им предшествующих. Они представлены на первом этаже в зале № 7 .

Итальянская живопись XV-XVI веков

Несомненный шедевр в собрании ГМИИ – работа Боттичелли «Благовещение», две створки алтаря.

Мастера Возрождения любили этот сюжет, но очень по разному трактовали его. Здесь перед нами предстают бесплотные образы Архангела Гавриила и Девы Марии. Архангел сложил руки на груди и умоляет Деву Марию принять Благую весть, которую он ей принёс. Так же легка и воздушна фигура Марии. В ней мы видим и одухотворённость, и порыв души, и печаль. В манере исполнения легко узнаётся рука мастера, которую мы ни с кем не перепутаем. Это характерная черта именно Эпохи Возрождения.
(В скобках можно обратить внимание на такую деталь, которая раньше, в византийской традиции вряд ли была возможна. Архангел Гавриил – небесный ангел, спустившись на землю, на картине художника обретает человеческую плоть. Его фигура отбрасывает тень, которой не должно быть у небесного жителя).

Итальянская живопись XV-XVI веков

Рядом с Ботичелли, представлена картина Джованни Антонио Больтраффио. Работа называется, не «Святой Себастьян», а «Портрет юноши в образе святого Себастьяна», написана она в последнее десятилетие XV века. Больтраффио – ученик Леонардо. Он изобразил живого человека, это портрет конкретного юноши.

Позировал Больтраффио 14-летний мальчик-подмастерье, на первых порах он был уборщиком в студии мастера. (Попасть на обучение ремеслу художника было не так просто, нужны были связи в определённых кругах. Мастера не брали к себе людей с «улицы»). Позже сам юноша стал художником. Обладая таким красивым лицом он часто позировал другим мастерам, но, как правило, с него писали образ Мадонны.

Итальянская живопись XV-XVI веков

Изобразить современника — такой сюжет мог создать только мастер эпохи Ренессанса, никак не раньше. Но это совсем не образ молодого мужчины, какой он есть, каким он был. Это идеализированный образ, такой, каким этот юноша должен быть. И это тоже характерно именно для Возрождения.
Ещё одна картина в нашем собрании – это «Мадонна с младенцем» Перуджино. Он был учителем Рафаэля. (В нашем собрании нет полотен Великих Мастеров, только работы их учителей и учеников). Этот мастер уже стал превращать икону в картину. Перед нами прекрасная женщина, которая заботится о своём ребёнке.

Она максимально приближена к земной жизни. Изображение Богородицы уже очень далеко ушло от изображения Царицы Небесной, как было принято в византийской традиции, когда Дева Мария представала недосягаемой для человека.

От этих же традиций идёт и Аньоло Бронзино. Картина «Святое семейство» происходит из собрания Строгановых. В 1928 году она поступила в «Антиквариат» — специальную комиссию, занимающуюся продажей художественных ценностей за границу, но, по счастливой случайности, её не купили и передали в Эрмитаж, а уже оттуда, в 1932 году, привезли в ГМИИ в обмен на полотно Рубенса. (Через «Антиквариат» из ГМИИ было продано 250 полотен).
В середине XVI века картину заказал Козимо Медичи, великий герцог Тосканы, его портрет, тоже кисти Бронзино, находится в нашем собрании.

Итальянская живопись XV-XVI веков

Козимо Медичи — холодный и надменный властитель северной Италии.

Он укрепил свою власть путём беспощадного террора, не останавливался ни перед предательством, ни даже перед убийством собственных детей. Но в портрете Бронзино характер вельможи скрыт под маской надменности и бесстрастия. Такому впечатлению способствует и манера живописи с её гладкой фактурой и достоверностью деталей.

Следует вспомнить, что в XVI веке Италия переживала не лучшие времена. Рим был разграблен войсками императора Карла V, пала Флорентийская республика. В искусстве Италии уже не стало столь значительных имён, как Леонардо и Рафаэль. Наступает тирания Медичи. Рушится цеховая система мастеров. Знать стала заказывать художникам свои портреты, гобелены. Всемогущий Козимо Медичи заказывал картины у Аньоло Бронзино.

Итальянская живопись XV-XVI веков

Но традиции Возрождения были ещё очень сильны в искусстве того времени. Стиль Ренессанс, или Возрождение получил своё название, потому что художники обратились к уже забытым тогда греческим и римским образцам. В картине Бронзино «Святое Семейство» очень хорошо прослеживаются античные традиции.

Руки персонажей – удлинённые. Красивы аристократические фигуры героев, каждое лицо – идеал греческой красоты с удлинённым прямым носом и греческим профилем. Младенцы написаны, как амуры. Иосиф тоже написан, как грек, у него чеканный, классический профиль.>

Весьма интересна поза Богородицы – она сидит на земле и этим художник выразил смирение Девы Марии. Но вся её фигура, стан, поворот головы, прямая спина, царственная осанка – в позе нет и ни тени смирения. Наоборот, художник изобразил идеал гармоничного и прекрасного образа. Богородица уподоблена греческой богине.

И в этом художник тоже следует античным образцам. Ведь красота персонажей отнюдь не располагающая и смиренная. В лицах и Девы Марии, и Иосифа красота холодная и мраморная. Богоматерь даже не смотрит в сторону младенца Христа, она погружена в себя. И точёный греческий профиль Иосифа тоже не выражает ни заботы, ни нежности, его образ каменный, надменный, мраморный, не живой.
Итальянская живопись XV-XVI веков

Итальянская живопись XV-XVI веков

Все персонажи картины «Святое семейство» — это не отвлечённые и придуманные образы. У героев картины есть реальные прототипы. Лицо Пресвятой Богородицы списано с лица Элеоноры Толедской, несколько ранее Бронзино написал «Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни». Картина находится в собрании Галереи Уффици.

В лице младенца Христа явно угадываются черты лица сына Элеоноры.
Итальянская живопись XV-XVI веков

Итальянская живопись XV-XVI веков

А Иосиф – ни кто иной, как сам Козимо Медичи.
Итальянская живопись XV-XVI веков

Изображение Элеоноры в образе Богоматери – это явный реверанс в сторону графини Толедской.
Итальянская живопись XV-XVI веков

Итальянская живопись XV-XVI веков

Художественными средствами Бронзино говорит, что Элеонора также красива, как сама Богородица.

Но, изображая Деву Марию, художник тоже использует особые средства. И если на портрете Элеоноры Толедской ткань выписана не менее тщательно, чем лицо, глаз ощущает переливы дорогого бархата, то качество ткани покрова Богородицы мы не можем определить. Это не шёлк, не сатин, не парча и не бархат. Это просто некая ткань. И здесь художник бравирует своим мастерством, выписанные таким образом складки, светотень драпировки говорят о высочайшем мастерстве Бронзино, об его умении виртуозно владеть кистью. Мастер считает, что главное в живописи – это линия. Линия – важнее всего.

Таким образом, Аньоло Бронзино опирается на открытия своих предшественников. Он вобрал всё лучшее, что накопили итальянские мастера прошлого. Именно от Леонардо да Винчи Бронзино взял рисунок и линию. От Рафаэля он идёт в передаче света. Опирается на Тициана в выборе цветовой гаммы. Здесь прослеживается начало новой, хоть и короткой эпохи в искусстве – эпохи маньеризма, когда мастера вобрали в себя всё лучшее от предыдущих эпох и переработали, пересмотрели традиции.
Чтобы до конца раскрыть тему «Святого Семейства» Бронзино, следует вспомнить работу великого Микеланжело «Святое семейство». (Флоренция. Галерея Уффици).

Итальянская живопись XV-XVI веков

Поза Богородицы у Микеланжело подобна позе, выбранной Бронзино.

Такой изгиб фигуры называется серпентината. Но у Бронзино фигура Девы Марии развёрнута совсем в другую сторону, мастер дал её зеркальное отражение. И у Микеланжело вся фигура вписана в круг. Такой же круг даёт и Бронзино. Если провести линию, соединяющую лица героев, то мы увидим, что вся композиция вписана в круг. Бронзино было бы намного легче заключить композицию именно в круг. Но мастер не ищет лёгких путей. Он берёт прямоугольник, более сложную форму. Именно поэтому, стопа ножки Иоанна Крестителя отрезана, так и отрезана фигура Иосифа.
Такой формат нужен художнику чтобы подчеркнуть значимость картины и свое мастерство. Такое стало возможно лишь на закате Возрождения. Когда стиль только зарождался, художники не могли даже и помыслить об этом.

Живопись Возрождения была призвана отражать реальный мир, человека же изображать прекрасным и всесильным.
Несомненно, с течением времени в обществе происходит переосмысление идеалов и в XVII веке искусство Италии совершенно меняется. Художники продолжают искания, начатые в XVI веке и отвергают многие находки, казавшиеся незыблемыми ранее.

piazza_italiana

Изысканная винтажная миниатюрная картина `Бергамо` выполнена на пластине из серебра 925 пробы.
Картина имеет рамку из дерева, стекло.
Период 1970-е.
Имеет метки о серебре, на обратной стороне сертификат и гарантия,что картина сделана из серебра 925 пробы.
Сохранность идеальная,имеет подвес для стены.
Размер рамы :29,5 на 20 см
Безупречное качество ручной работы , утонченный аристократический стиль -прекрасный подарок для ценителей винтажных вещей и любителей Италии.
Будет замечательным и стильным украшением для вашего декора дома .Желанный подарок для коллекционера и любителя интересных и редких вещиц.
Доставка возможна в любую страну.
Внимание! Доставка: на Украину 3 евро, на Молдову 3 евро, на Москву экономная совместная доставка!

Антикварная рама для зеркала или картины,бронза.
Эта шикарная антикварная овальная рама из бронзы для зеркала или картины.
Имеет цветочный узор и украшена лентой и бантом по центру в стиле Людовика XVI.
Подойдет для любого интерьера в классическом стиле.
Размер рамы:44,5 см x 32 см
В отличном виде для своих лет.
Период 1880-1890-х годов.
Редкий предмет интерьера,который будет радовать еще долгие годы.

Старинный натюрморт маслом «Скрипка», сделана маслом, в шикарной флорентийской раме в античном стиле. Идеально впишется в помещение, создаст в нем атмосферу гармонии и уюта.
Размер :36 см x 30 см
Подписана в углу автором:Van Peter
В отличном винтажном состоянии. Стекло.
Стекло.
Сделано в Италии,ручная работа
В отличном винтажном состоянии,мелкие следы бытования.
Такая шикарная картина идеально подойдет в любую комнату,создаст атмосферу гармонии и уюта.
Будет хороша не только в качестве украшения вашего интерьера, но и в качестве оригинального подарка любителю живописи.

Старинный гобелен на стену,гобеленовое панно,Бельгия.

Шикарный старинный бельгийский гобелен с редким сюжетом-`Художник за работой`, отличный способ создания уюта и комфорта в доме. Гобеленовое панно сочетает в себе и декоративные, и художественные функции.
Гобелены, по сравнению с живописью, значительно лучше вписываются в интерьер, меньше привлекают внимание, оставаясь при этом неким постоянным эмоциональным фоном комнаты.
Гобелен изготовлен: Бельгия, есть бумажная этикетка на обратной стороне
Состав ткани : выполнен из хлопка,ручная работа
Имеет яркие цвета.В очень хорошем винтажном состоянии,без утерь.
Период 1950-60-е
Размер:62 см x 61см
Уход за изделием: можно аккуратно пылесосить раз в пол года. Сухая химчистка в исключительных случаях.
Внимание! Доставка: на Украину 3 евро, на Молдову 3 евро, на Москву экономная совместная доставка!

Антикварные картины`Итальянский пейзаж`,живопись.

Пара антикварных картин маслом `Итальянский пейзаж`, идеально впишутся в помещение, создадут в нем атмосферу гармонии и уюта.
Картины имеют двойную раму-овал из латуни,бархатный подрамник и элегантную раму из дерева. Живопись маслом,стекло, подвес для стены.
Размеры с рамой:19 см x 17 см.
В отличном винтажном состоянии.
Период 1950-е
Сделано в Италии,ручная работа
В отличном винтажном состоянии.
Такой настенный декор идеально подойдет в любую комнату,создаст атмосферу гармонии и уюта.
Будет хорош не только в качестве украшения вашего интерьера, но и в качестве оригинального подарка любителю Италии и итальянской живописи.
Внимание! Доставка: на Украину 3 евро, на Молдову 3 евро, на Москву экономная совместная доставка!
Антикварные картины`Букеты цветов`,живопись, Италия

Пара антикварных картин в красивых деревянных рамах, идеально впишутся в помещение, создадут в нем атмосферу гармонии и уюта.
Натюрморты выполнены в знаменитом голландском стиле на темном фоне с яркими цветами, античная позолота деревянной рамы оживит пространство дома .
Живопись маслом,имеют подвес для стены.
Картины имеют подпись автора в углу.
Размеры с рамой:17,5 см x 14,2см.
В отличном винтажном состоянии.
Период 1930-е
Сделано в Италии,ручная работа
В отличном винтажном состоянии.
Такой настенный декор идеально подойдет в любую комнату,создаст атмосферу гармонии и уюта.
Будет хорош не только в качестве украшения вашего интерьера, но и в качестве оригинального подарка любителю Италии и итальянской живописи.
Внимание! Доставка: на Украину 3 евро, на Молдову 3 евро, на Москву экономная совместная доставка!
Антикварные картины `Тосканский пейзаж`,живопись, Италия

Пара антикварных картин в бордовых велюровых рамах,идеально впишутся в помещение, создадут в нем атмосферу гармонии и уюта.
Живопись на медном листе ,масло,имеют подвес для стены.
Размеры:15 на 13 см.
В отличном винтажном состоянии.
Период 1950-е
Сделано в Италии,ручная работа
В отличном винтажном состоянии.
Такой настенный декор идеально подойдет в любую комнату,создаст атмосферу гармонии и уюта.
Будет хорош не только в качестве украшения вашего интерьера, но и в качестве оригинального подарка любителю Италии и итальянской живописи.
Внимание! Доставка: на Украину 3 евро, на Молдову 3 евро, на Москву экономная совместная доставка!
Купить можно тут в моем магазине :https://www.livemaster.ru/dolcevintage
Либо пишите на мой емаил:milavs@rambler.ru

Читайте также  Оперные театры италии

Старинная авторская картина пейзаж `Замок`,ИталияСтаринная картина маслом итальянского художника, выполнена маслом по медной пластине, имеет восхитительную двойную деревянную раму с красивым декором, на самой картине стоит автограф художника.
Рама сделана из дерева, имеет стекло.
Размеры:33,5 см x 28 см
В отличном винтажном состоянии, мелкие следы бытования.
Период 1930-е
Сделано в Италии.
Идеально впишется в помещение, создаст в нем атмосферу гармонии.
Окружите себя гармонией, вдохните в свой дом тепло и уют!
Внимание! Доставка: на Украину 5 евро, на Молдову 5 евро, на Москву экономная совместная доставка!

Картина Овербека «Италия и Германия»

Аллегория политического союза и переплетения культур.

В Новой Пинакотеке в Мюнхене есть довольно странная картина, как будто составленная из двух полотен старых мастеров. На этом полотне, написанном в 1811-1828 годах, художник Фридрих Овербек изобразил двух женщин, позы которых повторяют традиционный для академической живописи сюжет «Суламифь и Мария». Непохожие друг на друга героини прониклись нежностью и взялись за руки.

Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811-1828. Масло, холст. 94х104 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.

Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811-1828. Масло, холст. 94х104 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Источник: https://wikimedia.org/

Но странность картины в другом. Фигура слева написана в традициях итальянского Возрождения и как будто сошла с одного из полотен Рафаэля: об этом говорят и тип лица, и прическа, и венец, и одежда, и поза, и поворот головы в три четверти с легким наклоном. А фигура справа напоминает германскую живопись той же поры: она и одета, как героини картин Дюрера, и повернулась в профиль, и слегка ссутулилась (так немецкие художники передавали расслабленность – в отличие от прямых спин на парадных портретах). Больше того, за спиной «героини Рафаэля» мы видим традиционный итальянский пейзаж – небольшой городок в горах с низкими романскими строениями. А за плечами «героини Дюрера» изображен немецкий городок с тесноватым готическим кварталом и шпилем собора.

Разумеется, эта двойственность не случайна. Овербек пошел на смелый эксперимент, решив аллегорически изобразить союз Италии и Германии. Вообще-то поначалу в 1811 году он имел в виду переплетение двух мощных потоков искусства, взаимопроникновение итальянской и германской культур, случившееся в XVIII веке, в том числе, благодаря венским правителям Габбсбургам и мюнхенским правителям Виттелльсбахам, которые уже в XIX столетии покровительствовали и Овербеку. Но Наполеоновские войны спутали планы, и картина была отложена. А через 16 лет она очень пригодилась, когда после смерти Александра I и политических потрясений в России (восстание декабристов, суд над ними, «затягивание гаек» Николаем I) Пруссия предприняла попытку усилить свое влияние в Европе, сблизившись с Италией. Художникам предложили создать картину, выражающую идею органического союза двух стран. Вот тут-то Овербек и вызвался поразить публику, что ему, в общем-то и удалось.

Фридрих Овербек. Автопортрет с семьей. 1820. Масло, дерево. 46х37 см. Музей Бенхаус, Любек.

Фридрих Овербек. Автопортрет с семьей. 1820. Масло, дерево. 46х37 см. Музей Бенхаус, Любек.
Источник: https://wikimedia.org/

Итак, две женщины на его полотне – это Италия и Германия, изображенные аллегорически. Сама по себе идея уже обеспечила бы картине достойное место в любом музее, но есть в этом произведении нечто, о чём вот уже почти двести дет с восторгом говорят критики. Это нежное переплетение рук женщин, написанное Овербеком после изучения рисунков Микеланджело и Дюрера. «Итальянская» и «германская» руки выглядят по-разному, каждая в духе соответствующей традиции, но они настолько естественно слились в рукопожатии, что именно оно прочно сцепляет две части картины, превращая ее в неразрывное целое.

В настоящее время картина постоянно экспонируется в Новой Пинакотеке в Мюнхене.

Картины Леонардо да Винчи в Италии: где можно увидеть шедевры мастера

Италия подарила миру множество известных имен художников, скульпторов, музыкантов, но, пожалуй, самой известной личностью был и остается Леонардо да Винчи. Говорить о великом мастере можно бесконечно долго. Мы коснемся лишь одной грани его таланта – живописи – и расскажем о великих картинах Леонардо да Винчи, которые можно увидеть в музеях и галереях на его родине, в Италии.

Поскольку сам Леонардо считал себя, в первую очередь, ученым и инженером, его художественное наследие не столь велико. После себя он оставил порядка 20 известных полотен и примерно столько же рисунков.

К настоящему времени на родине Леонардо, в Италии, сохранилось 15 картин и набросков, которые можно увидеть в Милане и Флоренции, где жил и трудился Леонардо да Винчи, а также в Риме, Венеции, Турине и Парме.

Картины Леонардо да Винчи в Милане

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи

Картина Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» наравне с «Мона Лизой» – одна из самых известных работ великого мастера. Эта огромная фреска украшает стену трапезной монастыря Санта-Мария-дель-Грацие в Милане. Мы уже неоднократно писали о ней, например, вот здесь.

Традиционный библейский сюжет последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками поражает достоверностью образов.

Известно, что труднее всего автору давались Спаситель и Иуда. Существует легенда, что за основу этих двух персонажей Леонардо взял образ одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Поражает в картине и глубокая перспектива. Картина «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи стала первой работой в истории живописи, где так органично и четко выражена перспектива, соединяя пространство и рисунок в единое целое.

К сожалению, складывается впечатление, что сам Леонардо не очень-то хотел, чтобы этот шедевр увидели его потомки.

Техника исполнения картины привела к тому, что еще до ее завершения, краски уже начали разрушаться. До настоящего времени ученые и исследователи ищут способ сохранить бесценное полотно, но пока безрезультатно.

В связи с тем, что картина да Винчи «Тайная Вечеря» находится не в удовлетворительном состоянии, доступ посетителей к ней строго ограничен.

В трапезной одновременно может находиться 25 человек не более 15 минут. Поэтому, если вы планируете увидеть шедевр мастера, озаботьтесь покупкой билетов заранее. О том, как это сделать Blogoitaliano писал отдельную статью.

Картины да Винчи в Пинакотеке Амброзиана

Пинакотека Амброзиана – второй музей Милана, где можно увидеть полотна Леонардо да Винчи.

Первая из них – «Портрет музыканта». Леонардо да Винчи начал писать ее в начале 90-х гг. XV в., но так до конца и не завершил. Картина обрела свой окончательный вид и была немного переделана значительно позже уже последователями мастера.

Долгие годы считали, что на картине изображен Лодовико Сфорца – миланский герцог, жених Беатриче д’Эсте, но в начале ХХ в. когда частично был снят верхний красочный слой и удалось разобрать подписи на листе бумаги молодого человека.

Это были слова и ноты «Ангельской песни». Открытие позволило прийти к выводу, что на портрете изображен музыкант, вероятнее всего руководитель хора Миланского собора Франкино Гафури.

Впрочем, до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.

«Портрет Беатриче д’Эсте»

Вторая картина кисти Леонардо да Винчи в пинакотеке Амброзиана – это «Портрет Беатриче д’Эсте». Картина, также как и «Портрет музыканта» писалась в одно и то же время и не была закончена самим да Винчи. Последние штрихи принадлежат его ученику Джованни Амборджио де Предису.

Беатриче д’Эсте – одна из самых прекрасных принцесс эпохи Ренессанса в Италии. Она была лично знакома с Леонардо да Винчи, причем мастер даже был назначен организатором свадьбы Беатриче с миланским герцогом Лодовико Сфорца.

«Портрет музыканта» и «Портрет Беатриче д’Эсте» долгое время считали парными и размещали друг напротив друга.

Атлантический кодекс Леонардо да Винчи

Рядом с пинакотекой размещена библиотека Амброзинана, где сохранилось еще одно сокровище да Винчи – Атлантический кодекс Леонардо. 12 тетрадей, 1119 листов бесценных рукописей с чертежами, графиками, рисунками, эскизами знаменитых картин и фресок, в том числе не дошедших до наших дней «Битвы при Ангьяри» и «Леды и лебедя».

Посетить пинакотеку и библиотеку Амброзиана не так просто. Ажиотаж вокруг Атлантического кодекса не стихает до сих пор и у касс музея можно встретить внушительную очередь. Отличный вариант – подготовиться к поездке заранее и забронировать билеты на посещение пинакотеки онлайн на сайте Getyourguide.

Увидеть картины Леонардо да Винчи в Милане можно и в рамках экскурсии с нашим гидом Оксаной, о которой Blogoitaliano уже писал в этой статье.

В рамках экскурсии вы сможете увидеть гениальные творения мастера, посетить трапезную монастыря с картиной «Тайная Вечеря», побывать в библиотеке Амброзиана и замке Сфорцеско, а при желании посетить еще и музей науки и техники Леонардо да Винчи.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь или сходить на похожую прогулку с одним из других гидов по ссылкам ниже.

Картины да Винчи во Флоренции

Флоренция, наравне с Миланом, неразрывно связана с жизнью Леонардо да Винчи. Именно здесь прошли его детство и юность, здесь он постигал премудрости наук и делал первые пробы пера.

Именно во Флоренции можно увидеть ранние картины Леонардо да Винчи, в том числе и те, которые он писал, будучи еще учеником Андреа дель Вероккио. Все они хранятся в Галерее Уффици.

Вероккио учил своих учеников на живом примере, давая им расписывать части своих картин. Так еще юному Леонардо было поручено изобразить одного из ангелов, который держит одеяние на картине учителя «Крещение Христа».

Леонардо выполнил задачу настолько хорошо, что Андреа дель Вероккио после этого навсегда забросил живопись.

На картине своего учителя «Крещение Христа» Леонардо да Винчи изобразил ангела, держащего одеяния

Внимание к деталям, размытость линий и собственное видение сюжета – вот что с юности отличало картины Леонардо да Винчи.

Уже с первых работ стало понятно, что Леонардо создал новые веяния в традиционной живописи. Его работы не имели четких линий, как раньше, изображенные на картине объекты благодаря игре свето-тени как бы растворялись в окружающем пейзаже, создавая более реалистичные композиции.

«Благовещение» – одна из ранних картин Леонардо

Обучаясь у Вероккио, Леонардо пишет и еще одну из своих известных работ – «Благовещение». В характерный для эпохи Возрождения библейский сюжет, юный мастер внес свои коррективы.

Он переместил все Евангельское действо из дома Марии на террасу, уделив особое внимание прорисовке пейзажа на дальнем плане.

«Поклонение волхвов» отличает нетипичное представление сюжета

Еще одна противоречивая по своей видимости картина да Винчи «Поклонение волхвов». Она также как и многие шедевры мастера, осталась незавершенной, по причине того, что через год после начала работы, Леонардо отбыл в Милан.

Дворец, всадники на заднем плане, большое скопление людей вокруг Марии – совершенно не характерны для библейского сюжета. Аналогов шедевра в итальянской живописи больше нет. Существует мнение, что среди собравшихся Леонардо изобразил сам себя в возрасте 29 лет (молодой человек справа).

Из ранних работ в Галерее Уффици хранятся также два известных рисунка Леонардо – «Пейзаж Арно» и набросок для картины «Поклонение Марии».

Копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» в Галерее Уффици

Есть в галерее Уффици еще одна интересная картина «Леда и лебедь». К сожалению, оригинальная картина Леонардо да Винчи до наших дней не сохранилась. Последний раз творение мастера видели в XVIII веке во дворце Фонтенбло.

Однако остались эскизы, по которым его последователи создали несколько копий. Одна в настоящее время хранится в галерее Уффици, вторая – в галерее Боргезе в Риме.

Галерея Уффици – популярный музей Флоренции. О том, как попасть сюда и где купить билеты Blogoitaliano уже писал здесь.

Ну а тем, кому в рамках самостоятельного осмотра достопримечательностей не хватает увлекательной и познавательной информации, рекомендуем заказать экскурсию в галерею Уффици. Узнать подробности и цены можно в этой статье.

Наследие Леонардо да Винчи в Риме

В столице Италии сохранилась лишь одна картина великого Леонардо да Винчи – «Святой Иероним». Ее можно увидеть в Ватиканской пинакотеке.

«Святой Иероним в пустыне»

«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан.

Впоследствии картина была сильно повреждена, обрезана и распилена на две части, одна из которых использовалась в качестве столешницы в продуктовой лавке.

Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки.

Пинакотека входит в состав музеев Ватикана. Сюда, также как и в пинакотеку Амброзиана и галерею Уффици, можно купить билеты онлайн. Обо всех тонкостях бронирования и покупки билетов мы уже писали отдельную статью. Прочитать ее можно по этой ссылке.

Также посетить Пинакотеку можно и в рамках русскоязычных экскурсий. Ссылки на них приводим ниже.

Другие картины Леонардо да Винчи в Италии

К сожалению, картин да Винчи в Италии больше найти не удастся, зато можно найти несколько чертежей и набросков.

“Витрувианский человек” Леонардо да Винчи

Самый известный из них – «Витрувианский человек» с пояснениями мастера о канонических пропорциях человеческого тела, хранится в галерее Академии в Венеции, два женских портрета, выполненных в карандаше, можно найти в Национальной галерее Пармы и в собрании Королевской библиотеки Турина.

Ну и, наконец, автопортрет Леонардо да Винчи, вызвавший множество споров, также находится в Туринской Королевской библиотеке.

Автопортрет Леонардо да Винчи

Не все специалисты верят, что человек, изображенный на портрете, и есть Леонардо, однако поклонники его творчества частенько закрывают глаза на исследования, полагая, что великий мастер и знаменитый художник выглядел именно так: умудренный опытом старец, с печальным взглядом…

Хотите увидеть шедевры Леонардо да Винчи? Тогда вам непременно стоит побывать на родине великого мастера, в Италии.

Ну, а чтобы сделать свой отпуск бюджетным и по-настоящему комфортным, рекомендуем подписаться на наш бесплатный курс с полезными секретами о путешествиях по Италии. Курс создавался настоящими экспертами по стране и позволит увидеть то, что пропускает 95% итальянских туристов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector