Итальянские оперы список

Итальянские оперы список

Итальянские оперы список

Всем поклонникам классической музыки, наверняка, интересным будет узнать, какие оперы признаны в мире самыми лучшими, хотя, что и говорить, на эту тему можно дискутировать часами. Оперные произведения по праву занимают важную нишу в ветке музыкально-драматических произведений, они почитались самыми аристократическими кругами нашего общества и, надо заметить, остаются популярными по сей день.

Как известно, оперные произведения бывают разными – романтические, комические, опера-балет и так далее – однако, среди них всех есть те, которые признаны лучшими из лучших. Давайте узнаем, о чем идет речь.

  • «Травиата», Джузеппе Верди

Открывает наш топ 10 самых знаменитых опер в мире «Травиата», написанная композитором Джузеппе Верди. Интересным является тот факт, что первая постановка, которая проходила в Венеции в 1853 году, потерпела сокрушительный провал, однако, после нескольких доработок приобрела мировую славу и известность. Опера повествует о красивой куртизанке с неизлечимой болезнью, жизнь которой полна любви, интриг, обманов, позднего раскаяния и даже самопожертвования.

  • «Война и мир», С. Прокофьев по роману Л. Н. Толстого

Если вы читали книгу или хотя бы смотрели одноименный фильм, то, наверняка, знаете, в чем там соль. Пышные балы, утонченные дамы, совсем юная Наташа Ростова, французские офицеры, простые жители и действия, разворачивающиеся на фоне войны 1812 года. План оперы состоит из двух частей и предполагает показ, разделенный на два вечера, однако, существует и специальный сокращенный вариант для одного вечера.

  • «Кармен», Жорж Бизе

Пожалуй, одно из самых узнаваемых произведений в мире классической музыки, мелодии и даже целые арии из «Кармен» известны в народе, их часто можно услышать в фильмах или даже мультфильмах. Первая постановка «Кармен» свершилась именно в Париже в 1875 году, и, опять-таки, завершилась полным провалом, ее раскритиковали в пух и прах, возможно, именно бурные обсуждения творения и создали для «Кармен» ее будущую популярность. После небольшой доработки она снова появилась на парижских подмостках, после чего продолжила свое триумфальное шествие по всей Европе, Америке и России.

  • «Лючия ди Ламмермур», Г. Доницетти

Трагическая опера итальянского композитора, которая на сегодняшний день является одним из лучших образцов стиля бельканто. Если говорить о сюжете, то он сильно напомнит «Ромео и Джульетту», ведь здесь, как и там, есть трагическая история влюбленных, роковые ошибки, враждующие кланы, пылкие чувства, безумие и горькая смерть в финале.

  • «Богема», Джакомо Пуччини

Искренняя и трагическая история швеи Мими и ее возлюбленного поэта Рудольфа, которая разворачивается на фоне жизни тогдашней богемы Парижа. Впервые произведение вышло в свет в 1896 году, сегодня же остается одним из самых популярных в мире, а арии из нее входят в обязательную концертную программу любого уважающего себя оперного артиста.

  • «Севильский цирюльник», Джоаккино Россини

Комическая и яркая опера, которая рассказывает о хитром и остроумном цирюльнике Фигаро. Так уж случилось, что граф Альмавиве влюбился в красавицу Розину, а Фигаро со всех сил помогает ему добиться расположения красавицы. Произведение озорное и увлекательное, полное веселых недоразумений и путаницы. Премьера, как и у многих других известных произведений, была неудачной, однако, со временем, «Севильский цирюльник» стал пользоваться бурной популярностью у зрителя, что и продолжается по сей день.

  • «Волшебная флейта», В. А. Моцарт

Разве можно представить себе список опер, в котором бы не значилось имя гениального композитора Моцарта? Вероятно, самой знаменитой и наиболее часто исполняемой его оперой является именно «Волшебная флейта», которая впервые была поставлена в Вене. Дирижером выступал сам композитор! В центре истории – принц Тамино, который проходит через все испытания и трудности, чтобы добиться любви и расположения дочери Царицы ночи.

  • «Норма», Винченцо Беллини

Ее называют ультраклассикой, в особенности, великолепную и крайне сложную арию «Casta Diva». Премьера оперы состоялась в 1831 году, в Милане. В наше время справиться со сложнейшими партиями сопрано смогли немногие, среди них Галина Вишневская и непревзойденная Монтсеррат Каабалье.

  • «Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт

Еще одно произведение Моцарта, повествующее о суматохе подготовки к свадьбе камердинера Фигаро и хорошенькой служанки Сюзанны. А хлопот, как оказалось, хватает! Все это оформлено в юмористической и очень воодушевляющей манере. Впервые опера была поставлена в Вене в 1786 году, но полное признание получила только после повторной постановки в Праге того же года.

  • «Евгений Онегин», П. И. Чайковский

Известнейшее произведение русского композитора, без которого список известнейших опер мира не был бы полным. «Евгений Онегин» прекрасно сочетает в себе мелодичность пушкинского слова и гармоничность музыки Чайковского, кстати, это одна из тех знаменитых опер, которая пользуется бурным успехом у зрителя на Западе.

Видео YouTube

Самые популярные оперы в мире (сезон 2018-19). Топ-10

Опера — жанр музыкально-драматического искусства, основанный на трех составляющих, а именно слове, сценическом действии и музыке. Родиной оперы является Италия. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года. В России опера появилась в 18 веке. В 21 веке тон в мировом оперном искусстве задают 4 города, в каждом из которых ежегодно ставится более 500 оперных и музыкальных постановок в других жанрах: это Москва (616 постановок в сезоне 2018-2019), Вена (591), Берлин (569), Санкт-Петербург (552). В Москве, которую с полным правом можно назвать мировой оперной столицей, ведущими оперными театрами являются Большой театр и Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а в Санкт-Петербурге — Мариинский и Михайловский театры. Что касается родоначальников оперы итальянцев, то оперная столица Италии Милан находится лишь на 20 месте в мире по числу оперных постановок. Ведущим оперным театра Милана является Ла Скала.

В этом рейтинге мы рассмотрим 10 самых популярных опер в мире по числу исполнений в сезоне 2018-2019. Данные взяты с сайта operabase.com. К сожалению, в топ-10 не попала ни одна российская опера. Наилучшего результата, а именно 18-го места в мире, добилась опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, которую исполнили в прошедшем сезоне 203 раза, из них 72 раза в России, где она стала самой популярной оперой. При этом Чайковский входит в десятку самых исполняемых оперных композиторов в мире, занимая 9-е место. Помимо «Евгения Онегина», популярны его оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», входящие в мировой топ-50.

10 место. Свадьба Фигаро / Le nozze di Figaro — 415 исполнений в мире в театральном сезоне 2018-2019. В России — 37 исполнений (12 место).

Опера австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на итальянском языке, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше. Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. На русский язык либретто оперы впервые перевёл для пения Чайковский.

Сцена из постановки оперы «Свадьба Фигаро» в Мариинском театре. Сюзанна (невеста Фигаро) — Виолетта Лукьяненко

9 место. Дон Жуан / Don Giovanni — 448 исполнений. В России — 24 исполнения (19 место).

Опера Амадея Моцарта на итальянском языке на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы. Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.

Сцена из постановки оперы «Дон Жуан» в Московском академическом Музыкальном театре. Дон Жуан — Дмитрий Зуев, Лепорелло — Дмитрий Макаров, Донна Эльвира — Наталья Петрожицкая.

8 место. Риголетто / Rigoletto — 496 исполнений. В России — 31 исполнение (15 место).

Опера итальянского композитора Джузеппе Верди. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.

Сцена из постановки оперы «Риголетто» в Мариинском театре. Риголетто — Валерий Алексеев, Джильда — Анастасия Калагина

7 место. Мадам Баттерфляй / Madama Butterfly — 523 исполнения. В России — 45 исполнений (9 место).

Опера итальянского композитора Джакомо Пуччини на итальянское либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам одноимённой драмы Дэвида Беласко (1900). Драма Беласко представляет собой переработку рассказа «Мадам Баттерфляй» американского писателя Джона Лютера Лонга (1898), вдохновлённого, в свою очередь, автобиографическим романом французского писателя и путешественника Пьера Лоти «Мадам Хризантема» (1897).

Опера впервые была поставлена в Миланском театре «Ла Скала» 17 февраля 1904 года.

Сцена из постановки оперы «Мадам Баттерфляй» в Московском академическом Музыкальном театре. Чио-Чио-сан — Ирина Ващенко

6 место. То́ска / Tosca — 529 исполнений. В России — 36 исполнений (13 место).

Опера Джакомо Пуччини на итальянское либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.

Сцена из постановки оперы «Тоска» в Московском академическом Музыкальном театре. Тоска — Наталья Мурадымова

5 место. Севильский цирюльник / Il barbiere di Siviglia — 531 исполение. В России — 59 исполнений (4 место).

Опера итальянского композитора Джоаккино Россини в двух действиях. Итальянское либретто за авторством Чезаре Стербини создано на основе одноимённой комедии французского драматурга Пьера Бомарше, написанной в 1773 году. Премьера оперы состоялась в Риме, на сцене Театро Арджентина 20 февраля 1816 года.

Сцена из постановки оперы «Севильский цирюльник» в Большом театре. Розина — Антонина Весенина

4 место. Кармен / Carmen — 611 исполнений. В России — 55 исполнений (5 место).

Опера французского композитора Жоржа Бизе, премьера которой состоялась 3 марта 1875 года в парижской «Опера-Комик». Либреттисты оперы — Анри Мельяк и Людовик Галеви, сюжет создан по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме. Это единственное в топ-10 мировых опер произведение на французском языке, при этом во Франции «Кармен» не являлась самой популярной оперой, уступая итальянским «Травиате» и «Тоске» и «Волшебной флейте» на немецком языке. Стоит отметить, что в некоторые годы «Кармен» становится самой популярной оперой в мире. Например, так было в сезоне 2016/17 (812 исполнений) или в сезоне 2011/12 (687 исполнений).

Сцена из постановки оперы «Кармен» в Большом театре. В заглавной партии Юлия Мазурова

3 место. Богема / La Bohème — 627 исполнений. В России — 44 исполнения (10 место).

Опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Итальянское либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio. «Богема» — самая популярная опера в США. В сезонах 2007/08 и 2008/09 «Богема» была самой популярной оперой в мире.

Сцена из постановки оперы «Богема» в Московском академическом Музыкальном театре. Мюзетта — Инна Клочко

2 место. Волшебная флейта / Zauberflöte — 711 исполнений. В России — 60 исполнений (3 место).

Опера Моцарта на либретто Э. Шиканедера. Первая постановка — театр «Ауф дер Виден» (Вена) 30 сентября 1791 года. Это не единственная опера Моцарта в топ-10 самых популярных опер в мире, но единственная из вошедших в наш список опера на немецком языке. «Волшебная флейта» — самая популярная опера в Австрии (родине Моцарта) и Германии. В сезонах 2009/10 и 2010/11 «Волшебная флейта» была самой популярной оперой в мире.

Сцена из постановки оперы «Волшебная флейта» в Михайловском театре (Санкт-Петербург)

1 место. Травиата / La traviata (по-итальянски «падшая») — 797 исполнений. В России — 70 исполнений (2 место).

Опера Джузеппе Верди на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Впервые была представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре «Ла Фениче» в Венеции. «Травиата» чаще других опер становится номер 1 в мире, хотя в некоторые сезоны всё же уступает «Волшебной флейте», «Кармен» и «Богеме». В России «Травиата» также очень популярна, в некоторые сезоны выходя на первое место по исполнениям, опережая «Евгения Онегина» Чайковского (последний раз такое было в сезоне 2017/18).

Сцена из постановки оперы «Травиата» в Московском академическом Музыкальном театре. Виолетта — Хибла Герзмава

Итальянская опера

Меня с братом стали возить в итальянскую оперу с ранних лет, но мы мало ценили эти выезды. Оперные спектакли были, так сказать, сверх программы, и мы просили не ставить нам их в зачет, в ущерб другим очередным удовольствиям — вроде цирка.

Нам была скучна музыка. Тем не менее я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том, что это благотворно повлияло и на мой слух, и на выработку вкуса, и на глаз, который присмотрелся к красивому в театре. У нас был абонемент на весь сезон, т. е. на 40–50 спектаклей, и мы сидели в бенуаре, близко к сцене. Впечатления от спектаклей итальянской оперы живут и теперь во мне с чрезвычайной остротой и, конечно, гораздо больше, чем от цирка. Я думаю, это происходит оттого, что самая сила впечатлений была огромна, но не осознана тогда, а воспринята органически и бессознательно, не только духовно, но и физически. Я понял и оценил эти впечатления лишь впоследствии, по воспоминаниям. Цирк же забавлял, веселил — в детстве; но воспоминания о нем не представляли интереса в зрелом возрасте, и я забыл их.

На итальянскую оперу, так же как и на французский и немецкий театры, в С.-Петербурге тратились большие деньги, — выписывались первоклассные артисты драмы из Франции и лучшие оперные певцы со всего света.

В начале сезона выпускались афиши, в которых объявлялся состав труппы, — почти исключительно из мировых звезд: Аделина Патти, Лукка, Нильсон, Вольпини, Арто, Виардо, Тамберлик, Марио, Станио, впоследствии Мазини, Котоньи, Падилла, Багаджоло, Джамет, Зембрих, Уэтам.

Я помню очень много опер с составом исполнителей из первоклассных мировых знаменитостей. Например, в опере Россини «Севильский цирюльник» пели: Розина — Патти или Лукка; Альмавива — Николини, Капуль, Мазини; Фигаро — Котоньи, Падилла; Дон Базилио — Джамет; Бартоло — знаменитый комик и бас-буффо Босси.

Не знаю, позволяли ли себе другие города Европы такую роскошь!

Впечатления от этих спектаклей итальянской оперы запечатлелись во мне не только в слуховой и зрительной памяти, но и физически, т. е. я их ощущаю не только чувством, но и всем телом. В самом деле, при воспоминании о них я испытываю вновь то физическое состояние, которое когда-то было вызвано во мне сверхъестественно высокой нотой чистейшего серебра Аделины Патти, ее колоратурой и техникой, от которой я физически захлебывался, ее грудными нотами, при которых физически замирал дух и нельзя было удержать улыбки удовлетворения. Рядом с этим запечатлелась в моей памяти ее точеная небольшая фигурка с профилем, точно вырезанным из слоновой кости.

Такое же органическое, физическое ощущение стихийной силы сохранилось во мне от короля баритонов Котоньи и от баса Джамета. Я волнуюсь и сейчас, когда задумываюсь о них. Мне вспоминается благотворительный концерт в доме у знакомых.

В небольшом зале два богатыря пели дуэт из «Пуританки», затопляя комнату волнами бархатных звуков, которые лились в душу, опьяняя южной страстью. Джамет с лицом Мефистофеля, с громадной красивой фигурой, и Котоньи с добродушным открытым лицом, с огромным шрамом на щеке, здоровый, бодрый и по-своему красавец.

Вот какова сила молодых впечатлений от Котоньи. В 1911 году, т. е. около тридцати пяти лет после его приезда в Москву, я был в Риме и шел со знакомым по какому-то узкому переулку.

Вдруг из верхнего этажа дома вылетает нота — широкая, звенящая, бурлящая, греющая и волнующая. И я физически вновь испытал знакомое ощущение.

«Котоньи!» — воскликнул я.

«Да, он здесь живет, — подтвердил знакомый. — Как ты узнал его?» — удивился он.

«Я его почувствовал, — ответил я. — Это никогда не забывается».

Такого же рода физические воспоминания о мощи самого звука сохранились во мне от баритонов Багаджоло, Грациани, от драматического сопрано Арто и Нильсон, а впоследствии от Таманьо. Воспоминания об обаятельности тембра также ощущаются мною физически от голосов Лукки, Вольпини, Мазини в молодости.

Но есть еще впечатления другого характера, которые сохранились во мне, несмотря на то что я, казалось, был слишком молод, чтобы их оценить. Это впечатления скорее эстетического порядка. Я помню совершенно поразительную манеру пения почти безголосого тенора Нодена, пожалуй, лучшего вокалиста прежнего типа, какого мне пришлось слышать. Он был стар и некрасив, а мы, дети, предпочитали его более молодым певцам. Я помню, далее, совершенно исключительную отточенность фразировки и произношения (на непонятном для ребенка итальянском языке) баритона Падиллы хотя бы в серенаде Дон Жуана Моцарта или в «Севильском цирюльнике». И эти впечатления были нами крепко и органически восприняты в детстве, а оценены впоследствии. Я никогда не забуду такой же четкости, отточенности, изящества и ритмичности игры тенора Капуля (создателя прекрасных ролей и вместе с тем очень модной в свое время прически).

К стыду наших меломанов, они пользовались предоставленной им роскошью с недостаточным вниманием. Это они ввели у нас дурной шик приезжать в театр с большим опозданием, входить, усаживаться и шуметь в то время, как великие певцы оттачивают серебряные ноты или заставляют замирать дыхание на пиано-пианиссимо.

Такой плохой шик напоминает зазнавшуюся горничную, которая считает высшим тоном всем пренебрегать, и на все фыркать.

Был и другой шик, еще худшего порядка. Клубмены, абонированные в итальянской опере, весь вечер, пока шел спектакль, играли в карты, — и ехали в театр лишь для того, чтобы послушать ut diez знаменитого тенора. Когда начинался акт, передние ряды были еще не полны, но за несколько времени до прославленной ноты подымался шум, говор и скрип мебели. Это съезд «знатоков» — клубменов. Нота взята, ее по несколько раз бисировали, и снова подымался шум — клубмены уезжали доигрывать партию в карты. Безвкусные, пустые и бездарные люди.

Увы, на моих глазах вокальное искусство падало, терялся секрет постановки голоса, бель-канто и дикции в пении. В конце прошлого столетия снова была в Москве мания на итальянскую оперу. Частная опера известного мецената С. И. Мамонтова собрана была из лучших певцов-иностранцев. Многие из них показали себя талантливыми людьми и даже артистами. Но у тех, кто помнит феноменов, как Патти, Лукка, Котоньи и др., воспоминания о прежних певцах затерли последующие воспоминания.

Шаляпин не в счет. Он стоит на вершине, особо от всех. Но были и еще исключения в смысле стихийности голосового материала. Это знаменитый тенор Таманьо. Вот какова его сила. До его первого выступления в Москве он не был достаточно рекламирован. Ждали хорошего певца — не больше. Таманьо вышел в костюме Отелло, со своей огромной фигурой могучего сложения, и сразу оглушил всесокрушающей нотой. Толпа инстинктивно, как один человек, откинулась назад, словно защищаясь от контузии. Вторая нота — еще сильнее, третья, четвертая — еще и еще, — и когда, точно огонь из кратера, на слове «му-сульма-а-а-не», вылетела последняя нота, публика на несколько минут потеряла сознание. Мы все вскочили. Знакомые искали друг друга, незнакомые обращались к незнакомым с одним и тем же вопросом:

«Вы слышали? Что это такое?» Оркестр остановился, на сцене смущение. Но вдруг, опомнившись, толпа ринулась к сцене и заревела от восторга, требуя «биса».

В следующий приезд Таманьо он пел в Большом театре. Открытие совпало с царским днем, и потому перед началом был исполнен гимн. В то время как оркестр, хор, все солисты, кроме самого Таманьо, выстроенные на авансцене, пели полной грудью и играли самое сильное forte, сзади раздалась, полетела вперед, покрыла всех певцов, хор и оркестр одна беспредельная нота, потом другая, третья. Кроме них ничего не было слышно, и не хотелось слышать. Это пел Таманьо, спрятанный позади хора. Он был посредственный музыкант. Часто детонировал, фальшивил, попадал не в такт, ошибался в ритме. Он был плохой актер, но он не был бездарен. Вот почему с ним можно было сделать чудо. Его Отелло — чудо. Он идеален и в музыкальном и в драматическом отношении. Эту роль он в течение многих лет (да, именно лет) проходил с такими гениями, как сам Верди — по музыкальной части и сам старик Томазо Сальвини — по драматической.

Пусть же молодые артисты знают, каких результатов можно достигнуть трудом, техникой и подлинным искусством. Таманьо был велик в этой роли не только тем, что его научили два гения, но и тем темпераментом, искренностью и непосредственностью, которые были даны ему богом. Мастера техники — его учителя — умели вскрыть его талантливую духовную сущность. Сам он не умел ничего с собой сделать. Его научили играть роль, но не научили понимать и владеть искусством актера.

Читайте также  Лучшие острова греции для отдыха

Я рассказываю об этих моих воспоминаниях потому, что мне важно для дальнейшей части книги, чтобы читатель пережил вместе со мною мои впечатления из области звука, музыки, ритма и голоса. Со временем они сыграют роль в моей артистической жизни и работе. Об этом я только недавно узнал, уже на склоне моей артистической деятельности. Я понял значение для себя стихийных впечатлений. Они явились теми толчками, которые направили меня лишь недавно к изучению голоса, его постановки, облагораживанию звука, дикции, ритмической музыкальной интонации, ощущению души гласных, согласных, слова и фразы, монолога. Все это — применительно к драматическим требованиям. Но об этом в свое время, а пока пусть мои музыкальные воспоминания оставят лишь след в памяти читателя.

Я привожу все эти воспоминания еще и для того, чтобы показать молодым артистам, как важно для нас вбирать в себя побольше прекрасных, сильных впечатлений.

Артист должен смотреть (и не только смотреть, но и уметь видеть) прекрасное во всех областях своего и чужого искусства и жизни. Ему нужны впечатления от хороших спектаклей и артистов, концертов, музеев, путешествий, хороших картин всех направлений, от самых левых до самых правых, так как никто не знает, что взволнует его душу и вскроет творческие тайники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Итальянская тетрадь

Итальянская тетрадь РассказыКондотьерНа площади Сан-Джиованни и Паоло, бегло осмотрев собор и заглянув в примыкающий старинный госпиталь, мы с женой расстались; она пошла в город по магазинам, мне же хотелось побыть с Бартоломео Коллеони, чей знаменитый конный монумент

Двойная итальянская…

Двойная итальянская… Саша Лобанов несколько дней не появлялся в райкоме, потом пришел и огорошил нас неожиданным вопросом: что это такое «ресконтро»?Ну, «контро» — это понятно. Контро — контра — контрреволюция. Но при чем тут «рес»? Республиканский? «Республиканская

XIX. Итальянская деревня

XIX. Итальянская деревня Волны пахучего смолистого воздуха плывут в окна старой башни, которая теперь стала рабочим кабинетом Тура. Лучи южного солнца пробиваются меж корявых сучьев вековых пиний, щебечут птицы. Пернатым певцам нечего больше бояться, они могут спокойно

Пестрая итальянская карта

Пестрая итальянская карта Прежде чем продолжить наш рассказ о Леонардо, нужно рассказать, что представляла собой в то время Италия. Вернее – итальянские государства, поскольку страны Италии как таковой еще не было, хотя итальянцы, жители больших и малых городов, грезили

Итальянская опера

Итальянская опера Меня с братом стали возить в итальянскую оперу с ранних лет, но мы мало ценили эти выезды. Оперные спектакли были, так сказать, сверх программы, и мы просили не ставить нам их в зачет, в ущерб другим очередным удовольствиям — вроде цирка.Нам была скучна

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПРОБЛЕМА

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПРОБЛЕМА В июне 1940 года, сразу после вступления Италии в войну на стороне Германии, между германским и итальянским командованием было достигнуто соглашение о формировании флотилии итальянских подводных лодок для действия их в Атлантическом океане. Чтобы

Глава XIII ИТАЛЬЯНСКАЯ РАПСОДИЯ

Глава XIII ИТАЛЬЯНСКАЯ РАПСОДИЯ Еще в тиши парижских библиотек, изучая историю Римской империи в Сорбонне, Гумилёв мечтал побывать на овеянной легендами земле древних гладиаторов. Но из-за отсутствия денег он так и не совершил этой поездки.Италия давно стала своеобразной

Глава двенадцатая. Итальянская кампания

Глава двенадцатая. Итальянская кампания 3 сентября — 31 декабря 1943 г.Если планирование и проведение сицилийской кампании были скверными, то подготовка к вторжению в Италию и последующий ход кампании в этой стране были еще хуже.Напоминаю, что очередной задачей после

Глава 16 Итальянская комическая опера

Глава 16 Итальянская комическая опера Десятичасовая разница между Вашингтоном и Нью-Дели оказалась Светлане на руку. Ее самолет был уже на пути в Рим, когда в Вашингтоне завертелась дипломатическая машина. Заместитель госсекретаря Фой Колер был зол на посла Боулза за то,

XII. Итальянская кампания

XII. Итальянская кампания Екатерина II помогала всем крепостническим, реакционным государствам, воевавшим с республиканской Францией. Она готова была послать русские войска на помощь коалиции реакционных государств, и только внезапная смерть в 1796 году помешала ей

XIII. Итальянская кампания. Треббия, Нови

XIII. Итальянская кампания. Треббия, Нови Наконец подошли подкрепления: пятнадцатитысячный австрийский корпус генерала Бельгарда. Суворов вручил ему предписание, начинавшееся словами: «Деятельность есть вернейшее из всех достоинств воинских». Багратиону было приказано

Здравствуй итальянская кухня!

Здравствуй итальянская кухня! 3 декабря 2011, 20:32 вечераУ меня опять кардинальные изменения. Я ухожу из ресторана, в который всего лишь три месяца назад даже не мечтал попасть. Понял, что не смогу тут сильно вырасти. До су-шефа близко. А надо? Я в своей жизни себя как управленец

Космонавты и опера

Космонавты и опера Скажу так: найти общий язык с космонавтами не всем и не всегда было легко, чему в подтверждение приведу пример одного из оперработников, который в 1970-х годах некоторое время работал в Звездном городке.В тот период во всех зарубежных поездках космонавтов

ОПЕРА

ОПЕРА Не было у передовой России большего врага, чем самодержавный порядок — оплот крепостничества, столп и утверждение всяческой отсталости. Не было большей беды, чем народная вера в царя-батюшку. Не было иной надежды, чем надежда на богатырскую народную силу, которая

4. Опера

4. Опера На первое представление не удалось попасть; может быть, и к лучшему, оттого что несравненный Ратмир [8] не участвовал в первых спектаклях.До поднятия занавеса шли толки об опере.Насколько счастлива была судьба «Сусанина», настолько труден путь второй оперы Глинки.

Итальянская война в Ломбардии

Итальянская война в Ломбардии 26 марта. Из полученных сообщений следует, что молниеносно реализуется сон неогвельфов. На помощь войскам Карло Альберто, сражающимся за освобождение Италии, приходит 17 тысяч солдат папской армии, возглавляемой генералом Дурандо, из

Итальянские оперы список

Многие начинающие своё знакомство с миром классической музыки и оперы часто задаются неправильными вопросами, вроде: «Самый известный классический композитор?» или «Самое лучшая симфония?» или «Какая самая лучшая опера?» и т.п. Эти вопросы лишены какого-либо однозначного ответа.

Тем не менее, чтобы помочь желающим познакомиться и понять классическую музыку и оперу, можно определить список авторов оперного жанра и их основных произведений, на которые необходимо обратить внимание. Список составлен в хронологическом порядке по дате рождения композиторов, начиная с зарождения оперы и до наших дней.

Лучшая опера 1550-1699 годов.

Якопо Пери (1561-1633 ) — флорентиец, сочинивший две самые первые оперы: «Дафна» (1598) и сохранившаяся до наших дней «Эвридика» (1600).

Клаудио Монтеверди (1567-1643) — важнейший крупный композитор в создании оперного жанра. В своей первой опере «Орфей«(1607) он развил эксперименты Пери, добавив опере глубины и зрелищности. Позднее, в Венеции в 1637 г. активно участвовал в открытии первого общественного оперного театра и создал для него две свои лучшие оперы: «Возвращение Улисса» (1640) и «Коронация Поппеи» (1642), до сих пор входящие в репертуар современных театров.

Франческо Кавалли (1602-1676) — один из наиболее важных преемников Монтеверди. Кавалли был главной движущей силой распространения оперы по всей Италии и, частично, во Франции. Именно он первым ввёл термин «опера», до этого данный жанр именовался «драма на музыку». Его «Язон» (1649) был «самой популярной оперой 17-го века». Другие его интересные оперы: «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639), «Калисто» (1652), «Ксеркс» (1654).

Жан-Батист Люлли (1632-1687) — в тесном сотрудничестве с либреттистом Филиппом Кино, Люлли основал традицию «лирической трагедии» (tragedie mise en musique, сочетание пения, танца и драматического спектакля). Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и оставались наиболее престижным французским оперным жанром почти сто лет.
Одни из самых известных его работ — балет «Мещанин во дворянстве» (1670) и опера «Армида» (1686).

Генри Пёрселл (1659-1695) — первый значимый английский оперный композитор. Его шедевр — опера «Дидона и Эней» (1689) не был принят современниками, но нашёл свою вторую жизнь сто лет спустя.

Алессандро Скарлатти (1660-1725) — ключевая фигура в развитии жанра опера-серия, основатель неаполитанской оперной школы. Сам он утверждал, что сочинил более ста опер. Яркими примерами его творчества являются «Митридат Евпатор» (1707) и «Гризельда» (1721).

Жан-Филипп Рамо (1683-1764) — самый важный французский оперный композитор 18-го века. Создал новый оперный стиль, смелость которого вызвала большие споры в своё время. После смерти Рамо его наследие надолго затмила слава Глюка как реформатора оперной сцены и лишь на рубеже 19-20 веков к нему вернулось признание. Вершиной его творчества считаются оперы «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737) и «Галантная Индия» (1735).

Поэт Джон Гей (1685-1732) и композитор Иоганн Кристоф Пепуш (1667-1752) — создатели первой английской балладной оперы (разновидность комической оперы). Их детище «Опера нищих» (1728) подорвало позиции итальянских авторов на английских сценах.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) — его произведения установили стандарт оперы-серии конца эпохи Барокко. Гендель сочинил более 40 опер, многие из которых продолжают очаровывать аудиторию сегодня: «Ринальдо» (1711, 1731), «Орландо» (1733), «Ксеркс» (1738). Однако лучшими считаются «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724) и «Роделинда» (1725).

Опера высшей пробы в Италии

Где лучшая опера в Италии? / Pixabay

Италия-бесспорный дом оперы. Этот вид искусства был изобретен здесь в XVI веке, и с тех пор многие из величайших опер в мире были написаны на прекрасном итальянском языке, безусловно, лучший язык, чтобы петь оперу. Пуччини, Верди, Беллини, Сальери. Это даже не говоря об итальянских оперных певцах, лучших в истории, от Лучано Паваротти и Энрико Карузо до Андреа Бочелли и Сесилии Бартоли.

Сегодня, idealista / news представляет вам лучшие оперные театры в Италии и где их найти, чтобы вы могли почувствовать острые ощущения от переживания оперы на родине, в древней и художественной утопии Италии.

1. Teatro alla Scala, Милан

La Scala знаменитый оперный театр / Wikipedia

Первым в списке непременно должен быть «Ла Скала», который является не только ведущим оперным театром Италии, но и одним из лучших в мире. Он расположен на одной из главных площадей в центре Милана, рядом с театральным музеем Ла Скала, посвященным истории оперы и театра в целом.

В сезоне 2018/19 театр ставит спектакли известных итальянских опер «Травиата» и «Риголетто», а также специальные программы, призванные побудить зрителей до 30 лет познакомиться с миром оперы и балета.

2. Teatro dell’Opera di Roma, Рим

Оперный театр Рима / Wikipedia

Римский Оперный театр на площади Бениамино Джильи расположен в большом здании с колоннами, сразу за площадью Республики в итальянской столице.

Афиша на 2018/19 включает в себя различные концерты и танцевальные шоу, от концертов Брамса и Бетховена до балетной версии испанского классического Дон Кихота. Кроме того, есть традиционные оперные спектакли, такие как «Риголетто» в декабре, «Травиата» в январе и «Анна Болейн» в феврале.

3. La Fenice, Венеция

La Fenice / Wikipedia

Этот оперный театр в одном из самых красивых и символичных городов Италии назван в честь легендарной птицы Феникс, после того, как он почти сгорел дважды, но восстал из пепла. Театр Ла Фениче расположен на площади Сан-Марко, на центральной площади рядом с Гранд-каналом.

В предстоящем сезоне этот знаменитый оперный театр планирует дать спектакли опер «Макбет» и «Травиата», а также известные оперы Моцарта, Вивальди, Пуччини, Верди и Россини и многих других известных композиторов. Здесь также проходят концерты лучших современных дирижеров мира и продолжение фантастического ежегодного новогоднего шоу с участием Мен Вун Чанга, сопрано Надин Сьерра и тенора Франческо.

4. Teatro Regio, Турин

 Teatro Regio / Wikipedia

Королевский театр Турина — это длинное историческое здание, которое занимает целую сторону площади Кастелло, недалеко от королевского дворца и потрясающей Королевской церкви Святого Лаврентия. Театр был построен аж в 1740 году и пользуется большим уважением в мире оперы, сезон здесь октября по июнь.

В этом году здесь есть постановки «Травиаты», а также «Мадам Баттерфляй» и «Пиноккио» ближе к началу нового года, «Ромео и Джульетта» позже весной. Существует даже очень специальное выступление Порги и Бесс Гершвинов, которого мы все с нетерпением ждем в июле

5. Teatro di San Carlo, Неаполь

Старинный San Carlo / Wikipedia

Старейший из оперных театров Италии, театр Сан-Карло последний в нашем списке. Будучи открытым в 1737 году, он служил образцом для многих европейских оперных театров, но остается впечатляющим образцом в своем собственном стиле, и его стоит посетить.

В новейший сезон в театре проходят оперные спектакли «Набукко» и «Богема», а также всегда присутствующие «Травиата» и «Мадам Баттерфляй». Здесь также представлены разнообразные космополитические и экспериментальные танцевальные шоу, такие как Rossini Cards и Pulcinella, а также более узнаваемая классика, такая как «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Сон в летнюю ночь».

Итак, теперь вы знаете все лучшие оперные театры Италии, вам остается только выбрать, какой из них вы хотите посетить первым!

Итальянская опера первой половины XVII века. Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы Куколь, Галина Витальевна

Куколь, Галина Витальевна. Итальянская опера первой половины XVII века. Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы : автореферат дис. . кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1989.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/1646-6

Введение к работе

исследования. Предлагаемая ‘диссертация посвящена мало

изученным вопросам истории становления оперы как вида искусства, исследованию специфики начальных стадий ее эволюции. .

ХУП век отмечен бурным развитием новых жанровых образований зо всех сферах искусства. Начавшийся в конце ХУІ века процесс дифференциации различных его видов имел своим последствием новое пони-4ание идеи синтеза искусств, что создало условия для возникновения (уэыкального театра.

Предметом исследования являются исторические закономерности іазвития оперы в Италии в первой половине ХУП века в аспекте синте-а искусств. Использование комплексного подхода диктует выход за амки сугубо музыковедческой проблематики. Основной акцент при изу-ении оперного искусства первой половины ХУП века делается на цело-тних качествах системы, возникающих в результате взаимодействия сех слагаемых оперного синтеза. В связи с этим история оперы рас-матривается в контексте историко-культурного развития Италии, в оотнесении со специфическими театральными-и музыкальными процесами.

Актуальность темы определяется характерными тенденциями раэви-ія оперы на современном этапе, возрастающим интересом к оперному іследию композиторов ХУП века. Полемика о сущности и специфике іерн, о жизнеспособности ее форм, которая началась и ведется с івних времен, в наше время приобретает особую остроту. Дестабили-‘ щия всей жанровой системы оперного искусства в современном компо-іторском творчестве породила потребность заново разобраться в при-де оперного феномена, вызвала активный интерес к старинным оперлі школам и к творчеству композиторов «доклассического» периода. В советском музыкознании и театроведении история оперы ХУП вене получила достаточно полного освещения. Основные ее вехи обоз-чены в четвертой главе «Музыкально-исторических портретов» А.Кузнецова, в нескольких разделах «Истории западноевропейской зыки до 1789 года» Т..Н.Ливановой: Творчеству выдающихся компо-горов этой эпохи — К.Монтеверди и Г.Перселлу — посвящены две мо-ррйфии В.Д.Конен. Местоположение оперы в жанровой и стилевой сис-ле искусства ХУП столетия, влияние музыкального театра этого пе-зда на формирование музыкальных стилей последующих эпох, в част-гти венского классицизма, рассматриваются в фундаментальных рабо-

тах «Театр и симфония» В.Д.Конен и «Западно-европейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств» Т.Н.Ливановой.

Более детальное изучение конкретных вопросов истории оперы на первых стадиях ее формирования с учетом новейших архивных исследований, проведенных зарубежными учеными и практиками оперного театра,, поможет откорректировать сложившиеся представления о природе оперного синтеза, о своеобразии оперных стилей первой половины ХУЛ века, по-новому представить закономерности дальнейшей эволюции музыкального театра.

Материалом исследования послужили мало изученные произведения итальянских композиторов, созданные в первой половине ХУЛ века: «Эвридика» Я.Пери, «Эвридика» Д.Каччини, «Дафна» М.да Гальяно, «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» К.Мон-‘ теверди, «Орминдо» Ф.Кавалли.

Цели и задачи работы. Основной целью работы является выяснение основных жанрообразующих тенденций, действовавших на начальных стадиях формирования итальянской оперной культуры, в частности,специфики проявления родовых свойств театрального искусства в границах оперного синтеза. Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи: обзор стилевых направлений эпохи, взаимодействовавших и противоборствовавших в искусстве как Западной Европы в целом, так и в Италии в частности; характеристика итальянской художественной культуры конца ХУІ — начала ХУЛ века; установление путей воздействия ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма на развитие театра в сравнении с другими Еидами искусства; уточнение условий возникновения drarnma per .musica в стилевом и жанровом контексте итальянского искусства конца ХУІ — начала ХУЛ столетия и корректировка принятой периодизации истории оперы ХУЛ века; выявление принципов жанро-обраэования, особенностей драматургии, путей формирования’ специфического для оперы музыкального тематиэма как композиционной основы ‘ оперной формы в итальянской музыкальной драме первых трех десятилетий ХУЛ века /Я.Пери, Д.Каччини, К.Монтеверди, творчество композиторов римской школы/; изучение роли театрально-драматического фактора в процессах стилеобразования на примере опер «Коронация Поппеи» К.Монтеверди и «Орминдо» Ф.Кавалли.

Научная новизна работы состоит-в определении закономерностей жанрообразования в опере на первом этапе ее развития. Новым является подробное изучение связей итальянской оперы первой половины

ХУЛ века с жанровой и стилевой системой театрального искусства Западной Европы. На конкретных примерах выявлены общие и отличительные черты оперной драматургии с наиболее яркими художественными явлениями театральной культуры — театром Шекспира, Лопе де Вега, Тирсоде Молина, Педро Кальдерона, комедией масок. В диссертации впервые в советском музыкознании анализируется опера «Орминдо» Ф.Кавалли — Д.Фаустни, подробно исследуется либретто Ф.Бузенелло «Коронация Поппеи» в аспекте его влияния на специфику преломления ренессансных идеалов в опере К.Монтеверди.

Методологической базой исследования стал системно-исторический подход к изучению художественных явлений, принцип комплексного анализа оперы, к которому тяготеет’современное музыкознание, интонационная теория Б.В.Асафьева,, последовательно -развиваемая советскими музыковедами в ходе изучения теоретических и исторических проблем музыкальной науки.-В исследовании конкретных произведений применена методика анализа музыкально-драматического строения оперы по «циклам действия», предложенная И.Налетовой. *’.

На защиту выносятся следующие положения:

Возникновение опери связано с кризисом стилевой и жанровой системы итальянского театра конца ХУІ — начала ХУП века: опера борет на себя функцию «замещения» высокого жанра трагедии, не получившего развития в Италии по ряду объективных причин.

Особенности оперного стиля рассматриваемого периода определяются борьбой разнонаправленных стилевых тенденций искусства ХУП века, скрещиванием принципов Высокого Ренессанса с барочным типом драмы.

В эволюции итальянской оперы первой половины ХУП века к середине столетия акцент перемещается с общетеатральных закономерностей на становление логики имманентно музыкального развития, что» оказывает определяющее влияние на все уровни системы: жанровый, драматургический, композиционный.

I/ ‘ См.: Налетова И. К проблеме цел’остного анализа оперы // Задачи дальнейшего развития социалистической культуры и искусства в свете решений ХХУІ съезда КПСС: Тез. докл. респ. науч. -теорет. конф. преп. и аспирантов вузов культуры и искусства, 23-25 сент. І9ЄГ г. — Харьков, 1981. — С. І69-171.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть применены при прохождении курсов истории зарубежной музыки и зарубежного_ театра, основ оперной драматургии, анализа музыкальных произведений и музыкальной эстетики. Содержание работы может заинтересовать практиков оперного театра, которые обратятся к постановке рассматриваемых в работе произведений.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Киевской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Тезисы доклада по теме диссертации вошли в программу республиканской научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов вузов культуры и искусства /Одесса, 1967/. Основные положения диссертации отражены в статьях, указанных в списке опубликованных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и нотных примеров. Первая глава: «Итальянский музыкальный театр первой трети ХУП столетия. Предпосылки возникновения и проблемы жанрообразования»; вторая глава: «На сломе эпох. «Коронация Поппеи» К.Монтеверди — Ф.Бузенелло»; третья глава: «Венецианская оперная школа середины ХУП века. «Ормин-до» Ф.Кавалли т- Д.Фаустини»; четвертая глава: «Тематизм. Формообразование. Композиционно-драматургические закономерности».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector