Итальянский скрипичный мастер

Итальянский скрипичный мастер

Великие мастера: Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипичные мастера италии Итальянский скрипичный мастер амати

Пожалуй, ни один другой инструмент не прославил своего создателя так, как скрипка. Словосочетание «скрипка Страдивари» стало уже нарицательным. Не стоит, однако, забывать, что помимо Страдивари были и другие великие мастера, занявшие место в истории этого замечательного инструмента.

Одними из первых скрипичных мастеров были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало») (ок. 1542–1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580–1632) из Брешии на севере Италии. Но все же слава мировой скрипичной столицы по праву принадлежит Кремоне. Именно в этом городе трудились мастера Амати, Страдивари и Гварнери.

Первыми были члены семьи Амати. Андреа Амати (ок. 1520 – ок. 1580) был основателем династии. Учителя его неизвестны. Андреа, наравне с Бертолотти и Маджини, изготавливал первые скрипки, которые отличались от поздних образцов, принятых за стандарт. Так же есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1564г. Самым известным представителем семьи Амати был Николо Амати(1596–1684). Он довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Так же, он вошел в историю как учитель Антонио Страдивари. Но после его смерти мастерская была закрыта, и скрипичная школа Амати исчезла.

Антонио Страдивари (ок. 1644–1737) является самым известным скрипичным мастером, более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой. Будучи учеником Амати, он долго добивался создания скрипки, звучащей так же, как скрипка его учителя. Достигнув этого звучания, он пошел дальше и создал свою конструкцию скрипок. Большое внимание он уделял лаку, покрывающему скрипку. Голоса его скрипок похожи на звонкий нежный женский голос, голос девушки, поющей на площади Кремоны. К сожалению, его сыновья не смогли перенять дар и знания отца.

Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семья Гварнери. Старейший из мастеров этой семьи, Андреа Гварнери, учился у Николо Амати, но не достиг особых успехов. Самым известным представителем стал Джузеппе Гварнери (или Джузеппе дель Джезу) (1698–1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. Его скрипки ни в чем не уступали, а возможно даже и превосходили скрипки Страдивари. Голос его скрипок гораздо теплее и насыщеннее. Именно на скрипке Гварнери играл знаменитый скрипач Никколо Паганини.

К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки.

Использованы материалы krugosvet.ru

Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности
В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.
Кремона
Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Панорама Кремоны 1782 года

В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны. В Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый — посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати — Андреа — родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа — мастера из города Брешии — Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.

С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) — 35,5 см в длину и меньший — 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже «сделал» себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля «24 скрипки короля». Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

У Андреа Амати было два сына — Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.


Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса («большая модель»), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет — золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.

Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати — отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.

Сыновья Андреа Гварнери — Пьетро и Джузеппе — также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.

Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695- 1762) работал в Венеции, младший сын — тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.
Основные размеры:
длина корпуса — 355
ширина верхней части — 160
ширина нижней части — 203
наименьшая ширина — 108
мензура — 194
шейка — 131
головка — 107
завиток — 40.
Материалы:
нижняя дека — из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека — из двух частей ели.

Антонио Страдивари

Антонио Страдивари или Страдивариус — знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо «1666, Кремона». То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты — гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.

Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная «удлиненная скрипка» Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, — так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как «скрипка Страдивари», а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка «Максимилиан», на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) и «Мессия» (1716).

Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno в переводе — Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona >

СТРАДИВАРИ, АНТОНИО

С именем Страдивари связано гораздо больше легенд, чем реальных фактов. Ни один из всех живших когда-либо на свете скрипичных мастеров не знал такой славы при жизни, и мало кто из них сохранил известность до настоящего времени. Не только многочисленные итальянские князья, но и короли Испании, Англии, Австрии заказыва­ли ему инструменты для своих оркестров. И тем не менее мы узнали это имя лишь в начале XIX века, когда в одной из скрипок была обнаружена табличка с фамилией мас­тера.

Сегодня мы знаем, что Антонио Страдивари родился в богатом итальянском городе Кремона, который издавна славился своими скрипичными мастерами. Наибольшей известностью среди них пользовалась династия Амати.

Именно ее родоначальник Андреа создал тот музы­кальный инструмент, который сейчас мы и называем скрипкой. Все его скрипки отличались изысканным, но не очень сильным звуком. Секреты мастера в то время пере­ходили по наследству. Его внук, Никколо Амати, был не только замечательным скрипичным мастером, но и пре­красным педагогом. К нему-то и пришел учеником юный Антонио Страдивари и со временем вместе с другим уче­ником Амати — А.Гварнери — перенял многие секреты своего учителя, добавил к ним свои и тоже стал знамени­тым скрипичным мастером. Но для этого ему пришлось в течение долгих лет проработать в мастерской Амати и пройти путь от мальчика на побегушках до мастера.

Трудиться Антонио начал с самого детства. Он рано потерял родителей и воспитывался в сиротском приюте, где его вначале определили в ученики к резчику по дере­ву. Антонио проявил себя как талантливый подмастерье, прекрасно чувствовавший природу дерева и его возмож­ности, что впоследствии помогало ему практически безо­шибочно определять материал для своих инструментов.

Страдивари задался целью создать свою собственную скрипку, в которой нежная звуковая гамма, свойственная всем скрипкам Амати, сочеталась бы с большой силой звука. Это позволило бы также создать большее разнооб­разие музыкальных струнных инструментов.

На эксперименты ушли многие годы. Медленно и упор­но Страдивари шел к цели. Он отрабатывал рецепты лака, технику обработки древесины. Так, мастер установил, что каждую скрипку необходимо настраивать еще до того, как она собрана. Сочетая разные породы дерева, Страдивари добивался согласованного звучания разных частей инст­румента.

Кроме того, практически первым из мастеров он обра­тил внимание на особые свойства лака и понял, что от него тоже во многом зависит звучание скрипки. Страдивари не просто покрывал свой инструмент лаком, как это дела­ли до него, а изобрел свою систему обработки, благодаря которой его скрипки сохраняли упругость. К сожалению, сейчас этот секрет считается утерянным.

Всего мастер изготовил более 1000 скрипок, каждая из которых была уникальна. До наших дней дошло чуть более 400.

Каждый из инструментов Страдивари становился предметом всестороннего исследования. Скрипичные ма­стера разных стран пытались сделать точную копию скри­пок великого мастера. Ближе всего к решению этой зада­чи подошел французский мастер Жан Вильом.

В отличие от других мастеров, например Гварнери, работавших исключительно для церкви, Страдивари счи­тался светским мастером. Изготовленные им скрипки при­вели в такой восторг испанского короля, что он наградил его титулом магистра ордена пресвятой девы Марии.

В 1680 году Страдивари основал свою собственную мастерскую, а также магазин, где можно было приобрес­ти изготовленные им инструменты — скрипки, виолонче­ли и альты.

Как и другие мастера, он передавал свои секреты де­тям. Вместе с ним в мастерской работали два его сына, Франческо и Омобоно. Из-под их рук также выходили великолепные инструменты, но ни один не мог сравнить­ся со скрипкой их отца. Кстати, семейная жизнь Стради­вари складывалась вполне удачно. Правда, женат он был два раза, поскольку его первая жена умерла, оставив ему троих детей. Во втором браке у него родилось еще шесте­ро детей.

Мастер считал скрипку живым существом и нередко давал наиболее удачным инструментам собственные на­звания: «Дельфин», «Добрые времена». Страдивари рабо­тал практически без выходных и перестал изготовлять инструменты лишь в глубокой старости. Последнюю скрипку он создал, когда ему было 93 года.

Многие инструменты Страдивари сохранились благо­даря труду энтузиастов-собирателей. Так, итальянский любитель Луиджи Тарцио исходил всю Италию, собирая скрипки и виолончели. В его коллекции, случайно обна­руженной Ж.Вильомом, было множество прекрасных ин­струментов. К счастью для потомков, в ней сохранились и некоторые скрипки Страдивари.

В наше время на изготовленных гениальным мастером скрипках и виолончелях играют лучшие музыканты. Эти инструменты считаются национальным достоянием и пер­сонально закрепляются за исполнителями. На них игра­ли представители семьи Ойстраха, Г.Кремер, В.Третьяков, П.Коган.

Скрипичные мастера со всего мира съехались в Огайо — 2004-07-17

В городке Оберлин в штате Огайо, где находятся известные во всей Америке колледж и консерватория, закончился ежегодный всемирный семинар скрипичных мастеров. В то время как новшества в технологии и других областях ведут человечество по пути к будущему, люди, создающие скрипки, для того, чтобы двигаться вперед, должны углубляться в далекое прошлое.

. Все участники семинара пошли на званый обед, но Грег Олф из Мичигана остался в помещении. Он покрывает скрипку двумя видами лака, чтобы сравнить их цвет.

«Мне нравятся оба лака, — говорит Грег. — В одном меня привлекает глубина красного цвета, в другом — теплота и блеск. Поэтому я хочу смешать их, но в правильной пропорции. Найти ее можно только при дневном свете. После этого я пойду на обед, а вернувшись — покрою скрипку лаком в последний раз».

То, что Грег Олф предпочел остаться один, характерно для людей его профессии. Скрипичный мастер из Франции Патрик Робэн говорит, что он и его коллеги тоже обычно работают в одиночестве:«Мы, как правило, делаем скрипки в одиночку, иногда — с одним или двумя помощниками. На этом семинаре собрались мастера из различных уголков планеты. У каждого из нас своя техника и свои представления о методах изготовления скрипки, свои концепции о ее звуке. ».

Большую часть года скрипичные мастера из разных стран мира конкурируют друг с другом, стремясь продать свой товар. Однако каждое лето около сорока лучших мастеров из Италии, Англии, Китая и других стран съезжаются на две недели в Оберлин, чтобы поделиться с коллегами своими знаниями и умением. В прошлом году они работали сообща, чтобы построить скрипку по модели Антонио Страдивари — ту самую, которую Грег Олф сейчас покрывает лаком.

Искусство изготовления скрипок достигло совершенства в итальянском городе Кремона три столетия назад. Мастера того времени не имели привычки делиться своими знаниями и методами, поэтому опыт Страдивари и других итальянских мастеров в значительной своей части утерян. Директор семинара Кристофер Джермэйн считает, что произошло это отчасти потому, что традиция передавалась только устным способом.

«Если бы вы были скрипичным мастером около 1700-го года, вы бы, скорее всего, были неграмотны, — говорит Джермэйн. — Так что вы не могли описать свой опыт: вы могли лишь передать его устно своему ученику. А тот, став мастером, передавал свой опыт подмастерьям таким же способом. Вероятно, где-то, на каком-то участке произошел обрыв традиции, и часть опыта старых мастеров не дошла до следующего поколения».

Утраченной, в частности, оказалась техника, при помощи которой Страдивари, Гварнери и Амати добивались особого скрипичного звука и вида своих инструментов. Участники семинара в Оберлине пытаются заново воссоздать старинный лак, которым покрывались скрипки, и их классические формы. Мастера говорят, что обмен информацией на ежегодном семинаре поможет сохранить и двинуть вперед их искусство.

Читайте также  Шедевры древней греции

Некоторые мастера стремятся к тому, чтобы создать как можно более совершенные копии инструментов Страдивари и Гварнери, оригиналы которых считаются высочайшими образцами. Однако Джон Дилворт, старый мастер из Англии, говорит, что копирование вряд ли должно быть конечной целью современных создателей скрипок: «Нам необходимо пойти дальше Страдивари. Он создал образец, превзойти который, по мнению многих, невозможно. Но мы обязаны продолжать попытки, мы должны искать другие пути, которые приведут когда-нибудь к созданию чего-то аналогичного, а может быть и лучшего.

Но почему выдающиеся скрипичные мастера мира собираются именно в городке Оберлин в штате Огайо?

«Вспомним, что лучшие струнные инструменты создавались в Кремоне, которая большую часть года покрыта густым туманом, — говорит директор семинара Крис Джермэйн. — А если вам случалось быть на Французской Ривьере, вы могли бы убедиться, что в красивейших местах обычно изготовляются очень плохие скрипки. Так что Оберлин в юго-восточном Огайо — вполне подходящее место».

Участники семинара этого года занимались проблемой улучшения качества скрипок. Одно занятие было посвящено плотности дерева и влиянию влажности. Другое — научным и математическим расчетам, лежащим в основе формы и звучания скрипки. Сочетание новейшей технологии и сведений, добытых из прошлых веков, может помочь некоторым из этих мастеров добиться больших успехов в будущем.

Страдивари, Гварнери и Амати: чем так уникальны скрипки мастеров из Кремоны

Скрипка Страдивари

Скрипка Страдивари

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

Скрипичные мастера: Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и другие

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

скрипичные мастера

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер — это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

итальянский скрипичный мастер

Семья Амати — это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати — Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

скрипичных дел мастер

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей — дочь и трое сыновей — Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения — что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) — главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини — ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери — ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

амати николо

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии — Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками — латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Скрипки итальянских мастеров на просторах Украины

Мирослава Которович

Украинская земля вырастила немало талантливых музыкантов, в частности, скрипачей, которые сформировали национальную скрипичную школу и прославили отечественную культуру, получив мировое признание. Это Давид Бертье, Петр Столярский, Алексей Горохов, Ольга Пархоменко, Богодар Которович, Борис Громов, Ольга Ривняк, Богдана Пивненко, Кирилл Шарапов, Мирослава Которович и многие другие. За рубежом украинская скрипичная школа также хорошо известна, благодаря мастерству Олега Крысы (Украина-США), Виктора Кузнецова (Украина-Польша), Дмитрия Ткаченко (Украина-Англия), Андрея Белова (Украина-США). Некоторым из наших соотечественников посчастливилось играть на антикварных скрипках самых выдающихся в мире мастеров ― итальянских.

Богодар Которович и скрипка «Вдова Паганини»

В 1971 году украинский скрипач Богодар Которович завоевал Гран-при Международного конкурса имени Никколо Паганини в Генуе. В качестве награды за победу музыкант получил возможность сыграть на скрипке Гварнери дель Джезу, на которой раньше играл сам маэстро Паганини. В 1991 г. Которовича пригласили в жюри этого конкурса. А в 1999 г. скрипач снова получил возможность сыграть на скрипке Гварнери, известной еще как «Вдова Паганини», на сценах Колонного зала имени Н.Лысенко Национальной филармонии Украины и Национальной оперы Украины.

Именно Богодар Которович стал первым украинцем (и единственным скрипачом в мире), который не просто прикоснулся к скрипке, на которой играл Паганини, но и дважды заставил ее звучать «во весь голос» за пределами Италии. Однако интересно, что такую «встречу» Богодара Антоновича и Гварнери дель Джезу можно считать неслучайной, ведь обычно музыкант играл на скрипке французского мастера Жана Батиста Вильома, известного своими копиями скрипок Страдивари и Гварнери. [Согласно информации аукционного дома «Tarisio», estimate скрипки Вильома 70 — 100 тысяч долларов США].

Во время путешествия в Украину предоставленная музеем города Генуи скрипка хранилась в Итальянском посольстве, к ней был приставлен скрипичный эксперт, который ухаживал и следил за ней, подбирал струны и присутствовал на всех репетициях. После концертов инструмент выносили (под присмотром вооруженной охраны) из помещения концертного зала и передавали лично в руки представителю посольства.

Позже, в одном из своих интервью, Богодар Которович рассказал, что тот концерт в оперном театре собрал не только ценителей академической музыки, но и коллекционеров и бизнесменов. Один из них предложил приобрести скрипку Гварнери для Украины (во многих странах существуют так называемые фонды старинных музыкальных инструментов, которые проводят конкурсы и предоставляют лучшим музыкантам возможность играть на уникальных скрипках). Но, к сожалению, из-за высокой стоимости этого редкого инструмента в нашей стране пока что не удалось воплотить в жизнь эту идею.

Олег Крыса приобрел скрипку Гварнери дель Джезу

В 1999 г. украинско-американский скрипач Олег Крыса, который в 1989 г. эмигрировал в США (в Украине остался его брат ― Богдан Крыса, ― «первая скрипка» в Национальном заслуженном академическом симфоническом оркестре Украины и преподаватель в Киевской консерватории), во время украинских гастролей в интервью газете «День» рассказал, что в начале 1980-х гг. приобрел для себя и для своей семьи (оба его сына также скрипачи) скрипку работы Гварнери.

Музыкант является победителем многих международных скрипичных конкурсов, включая и Международный конкурс имени Н. Паганини (1963 г.). Сам Олег Крыса в своих интервью не вспоминает об этом событии, однако на официальном сайте конкурса отмечается, что «все победители конкурса имели честь играть на знаменитой скрипке Паганини мастера Гварнери дель Джезу во время празднования дня Колумба 12 октября».

Скрипка Пьетро Гварнери в руках Богданы Пивненко

В 2008 г. скрипка выдающегося итальянского мастера Пьетро Гварнери ― брата упомянутого выше Гварнери дель Джезу и внука родоначальника, Андреа, ― спела под украинским небом в руках талантливой украинской скрипачки Богданы Пивненко. Как известно, Пьетро был последним из мастеров семейства Гварнери.

Осенью 2012 года на открытии IV Международного конкурса молодых исполнителей академической музыки им. Николая Лысенко (Киев) один из членов жюри ― украинский скрипач Дмитрий Ткаченко, ― исполнил Концерт для скрипки с оркестром австрийского композитора Эриха Корнгольда также на скрипке Гварнери дель Джезу (1727 г.). Эту скрипку привез в Киев лондонский скрипичный мастер, дилер, эксперт и реставратор Флориан Леонард. Но не только для того, чтобы она появилась на открытии и зазвучала под пальцами уже известного музыканта. В этом конкурсе был объявлен уникальный приз для победителя в номинации «скрипка». Лучшему скрипачу пообещали предоставить возможность сыграть на инструменте Гварнери в последний день конкурса. «Счастливчиком» стал россиянин Роман Филиппов, серебряный призер конкурса («золото» жюри решило не присуждать).

Андрей Белов играет на скрипке Гваданини

Еще один из необычайно одаренных скрипичных «сыновей» Украины, Андрей Белов, который недавно возглавил Международный конкурс скрипачей в Одессе (2018 г.), играет на скрипке известного итальянского мастера Гваданини 1745 года. [Недавно подобную скрипку реализовали в Турине на аукционе “Tarisio” за 2,1 миллиона долларов США].

Скрипку Николо Амати получил Андрей Мурза

Его коллега, скрипач украинского происхождения Андрей Мурза (г. Одесса), который в свое время переехал в Европу, с 2015 года играет на скрипке всемирно известного итальянского мастера Николо Амати (это внук основателя Кремонский школы Андреа Амати), более трех веков назад воспитавшего упомянутых выше мастеров Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Эту скрипку Андрею, как победителю в конкурсе, предоставил в личное пользование немецкий фонд «Симфонима». [В мае 2013 года подобную скрипку Николо Амати на аукционе «Ingles & Hayday» реализовали за $ 654 588 долларов США].

Алексей Семененко заслужил скрипку Антонио Страдивари

Другой немецкий фонд Deutsche Stiftung Musikleben в г. Гамбурге предоставил тридцатилетнему одесскому скрипачу Алексею Семененко скрипку Антонио Страдивари. У музыканта также есть многочисленные награды, он ведет активную концертную деятельность. Мировое признание ему принесло второе место на самом престижном Конкурсе имени Королевы Елизаветы (Бельгия, 2015 г.).

12 июня 2016 г. Львов имел уникальную возможность услышать звучание скрипки Страдивари (1703 г.). На закрытии XXXV Международного фестиваля музыкального искусства «Виртуозы» на ней играл украинец Валерий Соколов.

Безусловно, украинские скрипачи, особенно молодая плеяда, являются гордостью нашей страны, ведь они достойно представляют Украину как на ее просторах, так и за рубежом, способствуя формированию ее положительного культурного имиджа. И тот факт, что крупнейшие зарубежные фонды поддерживают наших соотечественников и доверяют им, предоставляя возможность совершенствовать свой талант на лучших в мире инструментах, также свидетельствует о мировом признании украинских музыкантов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector