Итальянский создатель скрипок

Итальянский создатель скрипок

История скрипок Страдивари

Скрипка современного стиля впервые создана в начале эпохи Возрождения в 1500-х годах.
Считается, что первая скрипка с четырьмя струнами была собрана итальянцем Андреа Амати в 1555 году. Скрипка стала очень популярной, а король Франции Карл заказал у Амати 24 скрипки. Старейшая сохранившаяся скрипка названа в честь Карла IX.

Андреа Амати со своими сыновьями создавал скрипки в Кремоне, Италия. Кремоне также считается родиной самого известного скрипичного мастера Антонио Страдивари.
Некоторые считают, что он был учеником Николо Амати, внука создателя скрипки Андреа Амати (1511-1577). По другим сведениям Страдивари был мастером по дереву, что объясняет его гениальный талант в дизайне и разработке.
Самая ранняя известная скрипка Страдивари была сделана в 1666 году, когда Страдивари было всего двадцать два.
В начале своей карьеры Страдивари создал скрипки в классическом стиле Амати. Однако, даже используя традиционные методы, его мастерство и талант были впечатляющими. Например, скрипка Hellier, созданная Страдивари в 1679 году, показывает его непревзойденное мастерство и способность создавать скрипку лучше, чем любой другой создатель в свое время.
В 1680-х годах Страдивари разработал и создал скрипку с богатыми физическими и тональными характеристиками. Несмотря на то, что Страдивари продолжал использовать основную структуру скрипки Амати, в его дизайне начали проявляться черты индивидуальности. Его два сына Франческо и Омобоно присоединились к семейному бизнесу к 1698 году, но ни один из них не проявил такого же пыла или таланта, как их отец.

Страдивари изготовил свои лучшие инструменты в период с 1700 по 1725 год. Именно в это время он разработал и усовершенствовал свои скрипки, установив стандарт для ремесленников будущего. Во время своего золотого периода Страдивари создал скрипки, чьи звуковые данные не имеют себе равных и, по сей день.
Некоторые из его самых известных скрипок, созданных в течение его золотого периода, включают 1715 Липински и Мессию 1716 года. Эти скрипки никогда не продавались, и оставались со своим создателем до самой смерти. Кроме скрипок Страдивари также создавал другие струнные инструменты, виолончели, лютни,мандолины, гитары и арфы.
Страдивари продолжал создавать непревзойденные инструменты до 70-ти лет. Скрипки, которые он произвел в 80 лет, отличались скрипок, созданных в золотые годы, но все же не утратили своего качества. Мастер разрабатывал и собирал музыкальные инструменты до своей смерти в 1737 году, одной из последних известных работ была скрипка Хейвенхиллер 1733 года. За всю свою жизнь Страдивари разработал и создал более 1000 скрипок и инструментов за всю свою жизнь, около 650 из которых сохранились и по сей день. Скрипки и инструменты Страдивари настоящее произведение искусства, и до сих пор продолжают завораживать людей своей красотой и звучанием.
Сегодня ремесленники пытаются воссоздать что-то, хотя бы похожее на творения Страдивари.
Тысячи скрипок были сделаны в честь Страдивари, копируя его модель и наклейки с надписью «Страдивариус». Поэтому наличие ярлыка Страдивари на скрипке –еще не признак того, что этот инструмент — подлинная работа самого Страдивари.
На ярлыке используется латинская надпись «Антониус Страдивариус Кремоненсис Фамибат Анно [дата]». В этой надписи указывается создатель (Антонио Страдивари), город (Кремона) и «сделано в год», за которым следует дата, печатная или рукописная. На копиях, сделанных после 1891 года, может также указываться страна происхождения, напечатанная на английском языке внизу этикетки, например «Сделано в Чехословакии», или просто «Германия».
Прикрепление ярлыка с именем мастера производится не для обмана покупателя, а скорее для обозначения модели, на основе которой был создан инструмент.
Подлинность скрипки определяется только путем сравнительного изучения дизайна, характеристик модели дерева и текстуры лака.

Словари

Известный итальянский скрипичный мастер конца XVI — середины XVII в., учениками которого были Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари.

Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Николо Амати — самого знаменитого из данной семьи итальянских мастеров).

Ама́ти (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (около 1520 — около 1580), создатель скрипки классического типа. Его сыновья: Андреа Антонио (около 1540 — после 1600) и Джироламо (1561-1630). Наиболее известен сын последнего — Николо (1596-1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649-1740), А. Гварнери, А. Страдивари.

АМАТИ — АМА́ТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (ок. 1520 — ок. 1580), создатель скрипки классического типа. Его сыновья: Андреа Антонио (ок. 1540 — после 1600) и Джироламо (1561-1630). Наиболее известен сын последнего — Николо (1596-1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649-1740), А. Гварнери, А. Страдивари.

АМАТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520-1740).

Андреа (ок. 1520 — ок. 1580) — основатель династии. Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1564. С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Тип скрипок Амати оставался совершенно неизменным на протяжении последующих поколений; существовало два размера: больший, или grand Amati, имел в длину 35,5 см в длину, меньший — 35,2 см. Андреа изготовлял также альты и виолончели.

Антонио (1550-1638), сын Андреа.

Джироламо (Иеронимус) (1551-1635), брат и многолетний партнер Антонио. Оба выросли в отцовской мастерской и были, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.

Николо (1596-1684), сын Джироламо, родился 3 сентября 1596; он приобрел наибольшую известность — отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти же благодаря своему прославленному имени. Среди его учеников был Страдивари. Умер 12 августа 1684.

Джироламо II (1649-1740), сын Николо, родился 26 февраля 1649. Последний из представителей династии. Умер 27 февраля 1740.

Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964

Ама́ти, нескл., муж. (скрипичный мастер) и ама́ти, нескл., муж. (скрипка)

Секрет гениальных скрипок Страдивари

секрет скрипок Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. 1666 год, Кремона – это отметка на одной из скрипок мастера, которая даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Более 1000 скрипок, виолончелей и альтов создал великий мастер, посвятив жизнь изготовлению и совершенствованию инструментов, навеки прославивших его имя. Около 600 из них дошло до нашего времени. Специалисты отмечают его постоянное стремление наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра.

Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок мастера, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки. Все скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.Б. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов. Однажды он изготовил даже арфу. Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью.

Также неизвестно почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье. Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

В чем секрет скрипок Страдивари?

Известно, что Страдивари в огромном количестве ведал тонкости «поведения» древесных частей скрипки, ему были открыты рецепты варки специального лака и секреты правильной установки струн. Сердцем мастер ещё задолго до окончания работы уже понимал, сможет ли красиво петь скрипка или нет.

Многие мастера высокого уровня так и не смогли превзойти Страдивари, они не научились чувствовать сердцем дерево так, как это чувствовал он. Учёные пытаются понять, чем же обусловлен чистый уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клен, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов? Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов.

Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов. А реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выявилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетья тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии.

3 года назад провели интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-балльнои шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки. Тем не менее, изготовители скрипок и музыканты не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. Антиквары же, в свою очередь, желая сохранить высокую стоимость, заинтересованы в сохранении ореола загадочности старинных скрипок.

У Страдивари не было секретов

Вряд ли кто-то не слышал имена знаменитых итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери. Сегодня их скрипки стоят миллионы долларов, на них стремятся играть все выдающиеся музыканты. Причем у каждой скрипки свой особый «голос». И конечно, ученые уже давно пытаются разгадать секрет этого изумительного звука. Рассуждают об особенностях формы скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака, которому посвящены сотни статей.

Казалось бы, все уже изучено вдоль и поперек, проведено множество экспериментов, но окончательный вывод так и не сделан. Кстати, еще при жизни Антонио Страдивари говорили, что он продал душу дьяволу, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, — это обломки Ноева ковчега.

Но пока тайна старинных скрипок так и осталась нераскрытой. И вот группа ученых Франции и США решила замахнуться на святое: а вообще есть ли тайна? Так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Или же все дело во внушении, в самообмане? Может, это всего-навсего этакое музыкальное плацебо?

Для эксперимента, который проходил в Париже, было отобрано шесть скрипок: три старых итальянских мастеров (две Страдивари, одна Гварнери) и три современных. Чтобы «не выдать» запаха старых инструментов, исследователи даже опрыскали подбородники скрипок духами.

Шесть виртуозов международного конкурса согласились помочь ученым. Эксперимент проводился слепым методом. В затемненном помещении на музыкантов надели непроницаемые черные очки и предложили в течение минуты поиграть по очереди на шести разных скрипках и оценить качество их звука. Результат поразил экспертов: музыканты отдали предпочтение современным инструментам. Более того, они дружно «забраковали» одну из скрипок Страдивари стоимостью в сотни тысяч долларов.

Затем состоялся второй этап, когда музыканты смогли более детально ознакомиться со всеми шестью инструментами. В течение 20 минут они могли играть на любом из них, произвольно их менять, снова возвращаться к предыдущему. На вопрос, какую из скрипок они охотнее всего забрали бы с собой, однозначного ответа ученые не получили. Разброс мнений оказался широким, и очевидных лидеров не оказалось. Одни и те же скрипки у кого-то занимали первое место, а кого-то — последнее место. Правда, одна современная скрипка все же вырвалась вперед, а уже упомянутая скрипка Страдивари снова попала в аутсайдеры. Вывод? Современные скрипки как минимум не хуже знаменитых старинных. А как максимум даже в чем-то их превосходят.

Максим Федотов, Народный артист РФ

Скажу сразу, что вполне доверяю результатам этого эксперимента. Но в нем есть немало нюансов, которые следует понимать. Напомню, что скрипки по своей музыкальной сути рождены именно в эпоху великих мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. Именно тогда был сформирован эталон звучания. Но почти все они по самым разным причинам дошли до нас в искаженном виде, и только единичные экземпляры сохранились в первозданном. Только эти надо брать за эталон. А в экспериментах нередко совершают ошибку, считая, что проверяется именно «тот самый Гварнери». Да, он тоже хорош, но уже не «тот самый», у него иное звучание.

Кроме того, важно, кто участвует в эксперименте. Ведь каждый солист очень специфичен, он играет по-своему, у него свое звучание. Одному музыканту больше подходит Страдивари, другому — Гварнери, третьему — современная скрипка. У музыканта есть особенности, которые должны самым оптимальным образом слиться с инструментом. Поэтому и его выбор лучшего инструмента очень субъективен.

Сегодня в мире работает целая плеяда замечательных скрипичных мастеров, их инструменты звучат не хуже, а даже лучше эталонов. Могу об этом говорить, так как играл на многих лучших скрипках мира, в частности, на знаменитой «Пушке» Никколо Паганини, которая хранится в Генуе. Даже она ничем не отличается от лучших современных инструментов, созданных в том числе и нашими мастерами, такими как Андрей Зубенко или Владимир Якименко.

Почему же лучшие Страдивари или Гварнери стоят миллионы долларов, а лучшие «современники» не больше 80 тысяч долларов. Старинные скрипки — это антиквариат, ведь Страдивари сохранилось около 650, а Гварнери — 140. Причем эталонов на порядки меньше. Отсюда и такая высокая цена на них. На нее работает и сама история этих скрипок, легенды, сложившиеся вокруг них, и, конечно, имена тех, кто на них играл. У современных инструментов нет такого шлейфа.

Возвращаясь к эксперименту в Париже, могу вспомнить примерно такой же, который проведен в этом же городе почти 100 лет назад. Тогда в зале собрали цвет технической, художественной, научной интеллигенции и предложили послушать разные звуки, которые раздавались из-за ширмы: щелчки, удары, стуки, шумы и т.д. Один из звуков издавала знаменитая последняя скрипка Страдивари «Лебединая песня», принадлежавшая великому скрипачу Жаку Тибо. Кстати, он тоже находился в зале. И ни один из экспертов, в том числе и сам Тибо, не узнал звук скрипки. Они даже не сказали, что звучал музыкальный инструмент.

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок, но разгадать секрет скрипок Страдивари пока не удалось. Одно время считали, что секрет — в форме инструмента, затем — в материалах, из которых он сделан. Потом пришла очередь лаков, которые позволяет декам резонировать и «дышать», придавая тембру «объемный» звук. Кстати, точный состав тех лаков не установлен и по сей день.

В 2001 году американец Джозеф Нигиваре объявил, что разгадал секрет Страдивари. Он связан с жуком-древоточцем. Чтобы защитить от него деревянные заготовки, мастер применял буру. Она как бы спаивала молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, жука в Италии победили, и бура больше не требовалась. По словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

В конце 2011 года появилось сообщение, что ученые США с помощью компьютерной томографии создали точную копию одной из скрипок Страдивари. Сначала была разработана трехмерная компьютерная модель, а затем скрипичные мастера ее воспроизвели в дереве. Также эксперты заявили, что лак не влияет на звуки скрипки. Все зависит от структуры, качества, породы дерева, его толщины, формы деки. А влияние лака — вторично.

История скрипки

Прообраз инструмента

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.
Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия. Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе. Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.

Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII — XV веках.

Ребек — трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.

Гитарообразный фидель имеет так же, как и ребек, грушевидную форму, но без шейки, с одной-пятью струнами.

Смычковая лира наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVI век). История Скрипки Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов (f). Но лира, в отличие от скрипки, была многострунной.

Рассматривается так же вопрос и об истории происхождения скрипки в славянских странах – России, Украине и Польше. Об этом свидетельствуют иконописи, археологические раскопки. Так, к польским смычковым инструментам относят трехструнные геньсле и мазанки, к русским – смыки. К XV веку в Польше появляется инструмент, близкий к нынешней скрипке – скрипица, в России с похожим названием – скрипель.

По своему происхождению скрипка была все же народным инструментом. Во многих странах скрипка до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке. Это можно видеть на картинах художников Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Х.В.Э. Дитриха («Бродячие музыканты») и многих других. На скрипке любили играть и бродячие музыканты, которые шли из города в город, участвовали в праздниках, народных гуляньях, выступали в кабаках и трактирах.

Долгое время скрипка оставалась на втором плане, знатные люди к ней относились с пренебрежением, считая ее простонародным инструментом.

Начало истории современной скрипки

В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.

Несомненно, все мы знаем, что скрипка приобрела свой современный облик в руках итальянских мастеров, а скрипичное дело начало активно развиваться в Италии примерно в XVI веке. Это время и можно считать началом истории развития современной скрипки.

Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало» (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират.

Долгое время скрипка считалась аккомпанирующим инструментом (например, во Франции она подходила только для танцев). Лишь в 18 веке, когда музыка зазвучала в концертных залах, скрипка, с ее непревзойденным звучанием, стала солирующим инструментом.

Читайте также  Как в древнегреческой мифологии звали богиню любви

Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Вивальди (цикл «Времена года»), Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А.И. Хачатуряна и др. История скрипичного исполнительства выдвинула плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный Н. Паганини, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, Й. Иоахим, Э. Изаи, Ф. Крейслер, Ж. Тибо, Б. Губерман, Я. Хейфец, З. Франческатти, М.Б.Полякин, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, М.И. Вайман, Б.Л. Гутников. Широчайшей известностью пользуется искусство И. Стерна, И. Менухина, И. Перельмана, Ш. Минца, П. Цукермана, В.А. Климова, И.Д. Ойстраха, В.В. Третьякова, В.Т. Спивакова и др. В 30-е годы появились первые скрипачи-джазмены мирового значения, такие как Стефан Граппелли, Джо Венути, Стафф Смит.

В настоящее время скрипку в джазе представляет один из самых популярных джазистов – Жан-Люк Понти. Звучание скрипки и ее образ можно встретить и в кино: А. Тарковский («Каток и скрипка»), Л. Менакер («Никколо Паганини»), Ф. Феллини («Репетиция оркестра»), и в литературе: В. Маяковский («Скрипка и немножко нервно»), Н. Гумилев («Волшебная скрипка»), А. Чехов («Скрипка Ротшильда»), и в живописи: М. Шагал («Одиночество», «Синий скрипач»), и даже в мультфильмах: как Микки-Маус играл «Венгерский танец» Брамса или «Грезы» Шумана).

Правнук Страдивари. Как делают скрипки в Италии

Небольшой итальянский город Кремона в Ломбардии. Именно здесь проживает самое большое количество мастеров по изготовлению скрипок на планете. Славу этому месту принёс знакомый вам понаслышке Антонио Страдивари, наверное, самый знаменитый в мире лютье, задавший мировой стандарт скрипки, какой мы её видим сегодня.

В наш век больших заводов и автоматизированных конвееров скрипки продолжают делать вручную, каждый инструмент неповторим и уникален. В Кремоне живёт три сотни скрипичных дел мастеров, и я побывал в гостях у одного из них, у потомственного лютье Стефано Кониа.

1 Если гулять по центру Кремоны (а здесь есть, что посмотреть), на каждом шагу вы будете встречать скрипки. В витринах магазинов, на стенах домов, на памятниках и вывесках кафе. Музей музыки, музей Страдивари, музей скрипки — всё это превосходно, но туда вы сходите без меня. Не отходите далеко, я уже звоню в домофон, дверь в арке открывается, и мы оказываемся во дворе.

2 Утопающий в зелени небольшой сад, почти грузинские балконы, и в глубине дворика мастерская с окнами во весь этаж.

3 Дверь открывает сам Стефано: внизу у него лишь мастерская, а дом этажом выше, где он живёт вместе с родителями. За окном проливной дождь, а здесь тепло. Отдышаться после мокрой пробежки, согреться, и начать осматриваться. Где мы очутились?

4 Почти так же выглядел рабочий стол трудовика в школе, не находите?

5 Чтобы стать мастером, нужно хорошо знать множество наук, кроме столярного и плотницкого дела. Химия и математика среди их числа.

6

7 Скрипка и гитара — почти родные братья, несмотря на принципиально разные принципы игры на этих инструментах. Как правило, мастера-скрипичники иногда делают и гитары, хотя лютье-гитаристы вряд ли смогут сразу сделать хорошую скрипку. Но принцип клейки корпуса похож и у тех, и у других. Всё начинается с дерева. Именно от правильного выбора материала в большей степени зависит звук будущей скрипки. Самый распространённый среди кремонских скрипок — клён. Мастер клеит обечайку, боковую поверхность корпуса скрипки (или гитары).

8 Самое большое различие в процессе изготовления в том, что обечайка скрипки «собирается» внутри распорок, а у гитары строится вокруг этой распорки.

9 Со стороны кажется, что мастер просто «стругает фанерку»? Верхняя дека скрипки изготавливается из резонансной ели, специальной акустической древесины. Удивитесь, но люди выращивают специальные леса с музыкальными ёлками! Остальная часть инструмента изготовлена из клёна. Каждое движение рубанком меняет звук будущей скрипки. Грубая столярная работа в исполнении лютье становится почти ювелирным делом.

10

11 Стефано Кониа потомственный мастер, его отец тоже занимается скрипками, как и его дед. Кстати, наш герой — Степан Степанович, папу зовут так же, и сначала, найдя сайт мастера в интернете, я думал, что встречу Конио-старшего. Такая уж это профессия, династическая.

12 Хотя сам Страдивари не оставил своим сыновьям секретов мастерства, они давно разгаданы, и сегодня каждый старается следовать его традициям. Посмотрите, форма у всех скрипов абсолютно идентична, всё делается по канонам, давно закреплённым в этом мире, отступить нельзя ни на миллиметр. Где творчество в такой работе? В звуке!

13 Различаются между собой инструменты, в первую очередь, по звуковым качествам, здесь двух равных уже не найти. Можно придумать разные декоративные элементы и рисунки, но такая работа будет не фантазией изготовителя, а заказом клиента. Создатель скрипки в Кремоне никогда не ставит своего клейма на инструмент, но в очень узком кругу местных мастеров всегда безошибочно определят, кто её делал. Три сотни человек, давно и плотно знакомых друг с другом — не так уж много.

14 Конечно же, скрипки делают во многих странах мира, в Китае их отчаянно клепают на заводах, но всё равно, серьёзные музыканты со всей планеты заказывают скрипку здесь, в Кремоне. Кроме всего прочего, это ещё и статус.

15 Скрипка работы Конио-сына стоит десять тысяч евро. Стефано-старший успешно продаёт свои инструменты по цене от двадцати тысяч. Заказы штучные, но расписаны на полгода вперёд. Очень много музыкантов лично приезжает в Кремону, чтобы выбрать лучшего мастера.

16 Стефано рассказал, что в их городе живут и работают два русских скрипичных мастера. И тоже продолжают дело великого «дедушки» Страдивари.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector