Изображение человека в древней греции

Изображение человека в древней греции

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важную роль в развитии культуры и искусства всего человечества, так как заложило его классические законы. Для произведений греческого искусства характерно реалистическое изображение фигуры человека, передающее изящество, гармонию и совершенство тела, наполненного героическим духом и достоинством.

Изображение фигуры человека в Древнем Египте

Рис. 116. Изображение фигуры человека в Древнем Египте

Древнеегипетский орнамент

Рис. 117. Древнеегипетский орнамент

Анализ изобразительного искусства Древней Греции дает возможность заключить, что фигура человека подвергалась глубокому изучению, так как изображалась с точным соблюдением пропорций тела и пластики движений. Греки находились в постоянном поиске рациональных основ красоты и гармонии. Изучение анатомии тела позволило им определить пропорцию, основанную на числе. Выведенная еще в Древней Греции идеальная пропорция известна сегодня как «золотое сечение» и представляет математическую закономерность в строении тела человека, которая определила эстетическое сознание художников и архитекторов.

Источниками вдохновения в графическом искусстве для художников обычно служили участники Олимпийских игр и герои мифологии Древней Греции. Их изображения представляют примеры изобразительной манеры греческих художников и встречаются в скульптуре и вазописи. Именно греческая вазопись отражает особенности графического искусства Древней Греции (V в. до н.э.). Различают два вида греческой вазописи и керамики с изображением людей — черно- и краснофигурная роспись. Древнегреческая графика отличается от древнеегипетской разнохарактерностью линейного способа изображения (рис. 118).

Древнегреческая вазопись

Рис. 118. Древнегреческая вазопись

Русский лубок

С точки зрения характера использования графических элементов для дизайнера интерес представляет русский лубок, который является примером древнерусской графики XVIII в. Так, основными графическими элементами в лубке являются линия и штрих, благодаря которым изображения приобретают своеобразный ритм.

Русский лубок — это народная картинка, в композиции которой участвуют не только изображения людей и животных. Все элементы в лубочной композиции взаимодействуют друг с другом, передавая сцены из жизни. Изображения людей и животных, чередуясь с декоративными элементами (орнаментом, бордюрами) и текстом, объединяются в единое целое, отражающее замысел художника и идею сюжета. Принципы графической организации лубка основаны на орнаментальности изображения, подчиненной сюжетному замыслу художника.

Образы в лубочных картинках отличаются простотой, доступностью, лаконизмом и декоративным эффектом, активно привлекающим внимание зрителя. Цель изображений в данной технике часто носит повествовательный характер, направленный на передачу или описание событий посредством графических образов.

Лубочные изображения в более поздних образцах являются произведениями печатной графики, которые предназначались для массового распространения. Лубочные картинки (рис. 119, 120) использовались в создании рисунков для тканей, поэтому и приобрели особую популярность в дизайне текстиля в XVIII—XX вв.

Русский лубок. Кот Казанский

Рис. 119. Русский лубок. Кот Казанский

Русский лубок. Брат целовальник

Рис. 120. Русский лубок. Брат целовальник

Графическое искусство Японии

Графическое искусство Японии характеризуется особым изображением фигуры человека и пространства. Много поколений графиков воспитывалось на примерах безукоризненной пластики линий таких японских художников XIX—XX вв., как Китагава Утамаро (рис. 121) и Кацусика Хокусай. В их работах линия — не единственное изобразительное средство, там есть и пятно, и цвет. Японские графики создавали на плоскости бумаги особую среду, не подчиняющуюся законам линейной перспективы, не воспроизводили светотень, считая ее преходящим и несущественным явлением.

Утамаро. Высший класс

Рис. 121. Утамаро. Высший класс

Посредством пластики и цвета графики Японии старались отразить тончайшие оттенки чувств, особенно любовные эмоции. Источниками вдохновения для них часто служили образы красавиц и детали их одежды, украшенные орнаментом. Часто эти элементы заполняют всю изобразительную плоскость, позволяя зрителю рассмотреть все детали одежды. Большое значение в манере японских графиков имеет передача пластики языка жестов, когда с особой тщательностью прорисовывались глаза и руки людей. Позы изображенных точно передают их внутреннее состояние.

Дизайнеры по костюму не случайно используют художественное наследие Японии в своем творчестве. Опыт японских графиков учит придавать интонацию проектным образам, создавать настроение в эскизах моделей одежды.

Изображение фигуры человека и в истории искусства. — презентация

Презентация на тему: » Изображение фигуры человека и в истории искусства.» — Транскрипт:

1 Изображение фигуры человека и в истории искусства

2 Человек в искусстве остается главной темой. Художники и скульпторы передают различные образы человека. Портрет человека – это отражение внутреннего мира, настроения отдельного лица. Однако, с течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека

3 Скульптура VI – начала V века до н.э. Скульптура VI – начала V века до н.э. В эпоху Древней Греции мастера-скульпторы чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Греческие скульпторы многое заимствовали из Древнего Египта, греческие скульптуры создавались по египетским канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие искусства в Древней Греции

4 Древняя Греция, VI – начала V века до н.э. Мирон, статуяДискобол Поликлет, статуяДорифор

5 Также греческие мастера обращались и к женским образам, которые создали новый вид скульптуры, название которогокора (т.е. девушка). Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

6 Древняя Греция, VI – начала V века до н.э. Кора с афинского Акрополя Кора, женская скульптура

7 Скульптура первой половины V в. До н.э. Скульптура первой половины V в. До н.э. В это время мастера изображали атлетов – победителей Олимпийских игр. Великим ваятелям поручалось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого города-полиса.

8 Пифагор, статуя Гиацинт, V век до н.э. Герой Гиацинт, любимец Аполлона, был случайно убит богом Солнца, метнувшим диск во время гимнастических состязаний. Из капель его крови вырос прекрасный цветок, и Пифагор постарался передать определенное действие в своей скульптуре – юный герой наблюдает за летящим диском.

9 Пифагор, статуя Кифаред, V век до н.э. Статуя демонстрирует умение автора преодолевать плоскостность и фронтальность архаической скульптуры в объемном изображении сидящего музыканта. Фигура отличается монументальной лаконичностью форм и своеобразия замкнутостью композиционного построения.

10 Мирон, статуя Дискобол, V век до н.э. Мирон – один из лучших мастеров Древней Греции. Афинский скульптор отличался удивительным даром передачи человеческой красоты. Его статуя Дискобол поражает своей грандиозностью. Образ дискобола выглядит естественном и настоящим. Мирон – первый скульптор древности, изобразивший человека в движении.

11 Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Вторым крупнейшим скульптором был Поликлет. Именно Поликлет в классический период воплотил образ прекрасного и доблестного гражданина полиса. В своих статуях мастер старался передать совершенные пропорции человеческого тела, исходя из математических вычислений.

12 Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Мастер очень тонко передал пластику здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к действию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направлена на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повернутая к правому плечу голова создает впечатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч.

13 Пракситель, статуя Афродита Книдская, V век до н.э. Одним из интересных скульпторов Древней Греции является Пракситель. Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих работах. Его скульптураАфродита Книдская пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородство, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель первым изобразил всю красоту женского тела

14 Лисипп, статуя Геракл в борьбе со львом, V век до н.э. Творчество скульптора Лисиппа тоже уникально. Лисипп стремился к созданию образу идеального человека. Из всех его работ больше всего поражает скульптура Геракла со львом. Здесь красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Лев изображен в динамике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек напротив, держится твердо и уверенно, открыто демонстрируя красоту и силу своего идеального тела.

15 Искусство в Древней Греции было направлено на то, чтобы показать зрителю всю красоту физического совершенного человека, грандиозность человеческого образа

Презентация, доклад по изобразительному искусству Изображение человека в истории искусства (7 класс)

Презентация на тему Презентация по изобразительному искусству Изображение человека в истории искусства (7 класс), предмет презентации: МХК. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • МХК
  • Презентация по изобразительному искусству Изображение человека в истории искусства (7 класс)

Слайды и текст этой презентации

Изображение фигуры человека в истории искусстваИЗО 7 классПрезентация подготовлена учителем ИЗО МБОУ «СОШ № 16»Преиной Е. В.

Изображение фигуры человека в истории искусства

ИЗО 7 класс
Презентация подготовлена
учителем ИЗО МБОУ «СОШ № 16»
Преиной Е. В.

Изображение человека в первобытном искусстве«Палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, являются самыми древними скульптурными изображениями. Всем им

Изображение человека в первобытном искусстве

«Палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, являются самыми древними скульптурными изображениями. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и грудь, отсутствие ступней ног и черт лица. Задача первобытного скульптора заключалась в создании некоего обобщенного образа женщины – матери, символа плодородия и хранительницы очага.

Изображение человека в первобытном искусствеПиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита - III тыс. до н.э.). Наскальные

Изображение человека в первобытном искусстве

Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита — III тыс. до н.э.).

Наскальные рисунки Бушменов

Наскальные рисунки, найденные во Франции (возраст – 37 тысяч лет)

Основная идея древнеегипетского искусстваИскусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни. Мысль о сохранении тела для будущей

Основная идея древнеегипетского искусства

Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни. Мысль о сохранении тела для будущей жизни привела к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшей через всю египетскую культуру.

Что такое «канон»?Канон – это свод правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, сложившиеся в процессе художественной практики.Смысл:

Что такое «канон»?

Канон – это свод правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, сложившиеся в процессе художественной практики.
Смысл: канон являлся для египтян выражением божественного порядка.
Слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Египетский канонЕгипетский канон можно назвать «космическим» в отличие от антропоморфного (человекоподобного) канона древних греков, которые образы богов

Египетский канон можно назвать «космическим» в отличие от антропоморфного (человекоподобного) канона древних греков, которые образы богов приводили к человеческому подобию. Египтяне же человеческие образы возвышали до образа богов.

Канон в изображении человекаФигура человека (за редким исключением) всегда изображалась целикомКаждая часть тела прорисовывалась в таком положении,

Канон в изображении человека

Фигура человека (за редким исключением) всегда изображалась целиком
Каждая часть тела прорисовывалась в таком положении, в котором она могла быть воспринята легче всего, наиболее чётко:
Лицо – в профиль
Плечи – в фас
Глаза – в фас
Торс – в ¾
Стопы – в профиль
Руки – обе правые или обе левые
Размер фигуры определялся по социальному положению: фигура фараона изображалась в несколько раз больше фигур приближённых или рабов.
Фигура взрослого и ребёнка отличались не пропорциями, а размерами.

Палетка Нармера

Золотое сечение в искусстве Египта

Золотое сечение в искусстве Египта

Канон в изображении человека

Канон в изображении человека

Цвет в древнеегипетском искусствеМужская фигура изображалась тёмно-красной с чёрной обводкойЖенская фигура изображалась бледно-жёлтой с красной обводкойВолосы изображались

Цвет в древнеегипетском искусстве

Мужская фигура изображалась тёмно-красной с чёрной обводкой
Женская фигура изображалась бледно-жёлтой с красной обводкой
Волосы изображались чёрными
Одежда — белой

Танцовщица. 12 в. до н.э.

Нанесение рисункаПредварительный рисунок наносили углем по сетке, которую наносили с помощью красной краски и верёвки. Сетка потом

Предварительный рисунок наносили углем по сетке, которую наносили с помощью красной краски и верёвки. Сетка потом закрашивалась.

Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 2 тыс. до н.э.

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек.Сделанная по образцу божества, фараона

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек.
Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.

Погребальная маска фараона Тутанхамона
2 тыс. до н.э.

Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 2 тыс. до н.э. СкульптураПринц Рахотеп с супругой принцессой Неферт.

Нефертити — жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 2 тыс. до н.э.

Принц Рахотеп с супругой
принцессой Неферт.
3 тыс. до н.э.

Статуэтка писца Каи .
3 тыс. до н.э.

Изображение человека в Древней ГрецииОтдельные статуи эпохи архаики вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу,

Изображение человека в Древней Греции

Отдельные статуи эпохи архаики вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи часто предстают обнажёнными, а женские – в одеяниях.

Изображение человека в Древней ГрецииОднако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное

Изображение человека в Древней Греции

Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. К концу VI – началу V века до н. э пропорции женских фигур кор (от греч. «кора» – «девушка») и мужских фигур куросов (от греч. «курос» – «юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными.

Древнегреческая вазописьДревнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.Кратер краснофигурный. Посейдон и Амимона.

Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.

Кратер краснофигурный. Посейдон и Амимона. V век до н.э.

Скульптура Ранней классикиВеличайшим ваятелем V века до н. э. Мироном была создана знаменитая статуя метателя диска -

Скульптура Ранней классики

Величайшим ваятелем V века до н. э. Мироном была создана знаменитая статуя метателя диска — «Дискобол». Остроумие замысла автора проявляется в том, что метатель диска и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо юноши асимметрично, но в сильном наклоне в результате оптического эффекта создаётся впечатление цельного восприятия лица.

Скульптура Высокой классикиАгросский скульптор Поликлет создал статую Дорифора (копьеносца). Возможно, это герой Троянской войны. Дорифор показан спокойно

Скульптура Высокой классики

Агросский скульптор Поликлет создал статую Дорифора (копьеносца). Возможно, это герой Троянской войны. Дорифор показан спокойно стоящим, в то же время он кажется шагающим. Благодаря сложным расчётам все части тела подчинялись единому принципу. Итог своих теоретических изысканий Поликлет подвёл в трактате «Канон».

Что необходимо знать, чтобы изобразить идеальную фигуру человека?Скопас. ВакханкаЛеохар. Аполлон БельведерскийФидий. Афина Парфенос

Что необходимо знать, чтобы изобразить идеальную фигуру человека?

Леохар. Аполлон Бельведерский

Фидий. Афина Парфенос

Пропорции фигуры по ВитрувиюДлина вытянутых рук равна росту человекаРасстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 ростаДлина четырёх

Пропорции фигуры по Витрувию

Длина вытянутых рук равна росту человека
Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 роста
Длина четырёх пальцев равна длине ладони
Длина ладони – это 1/10 роста
Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 роста
Четыре ладони равны стопе
Шесть ладоней составляют 1 локоть
Четыре локтя – рост человека
Ширина плеч составляет 1 локоть
Расстояние от ступни до колена составляет ¼ роста = 1 локоть

Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

ЗаданиеНарисуйте идеальную фигуру человека, руководствуясь пропорциями, изложенными в трактате Витрувия.

Нарисуйте идеальную фигуру человека, руководствуясь пропорциями, изложенными в трактате Витрувия.

Презентация: «Изображение фигуры человека в истории искусств». ИЗО 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, являются самыми древними скульптурными изображениями. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и грудь, отсутствие ступней ног и черт лица. Задача первобытного скульптора заключалась в создании некоего обобщенного образа женщины – матери, символа плодородия и хранительницы очага.

Изображение человека в первобытном искусстве Наскальные рисунки Бушменов Наскальные рисунки, найденные во Франции (возраст – 37 тысяч лет) Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита - III тыс. до н.э.).

Изображение человека в первобытном искусстве

Наскальные рисунки Бушменов

Наскальные рисунки, найденные во Франции (возраст – 37 тысяч лет)

Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита — III тыс. до н.э.).

Основная идея древнеегипетского искусства Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни. Мысль о сохранении тела для будущей жизни привела к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшей через всю египетскую культуру.

Основная идея древнеегипетского искусства

Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни. Мысль о сохранении тела для будущей жизни привела к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшей через всю египетскую культуру.

Что такое «канон»? Канон – это свод правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, сложившиеся в процессе художественной практики. Смысл: канон являлся для египтян выражением божественного порядка. Слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Что такое «канон»?

Канон – это свод правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, сложившиеся в процессе художественной практики.

Смысл: канон являлся для египтян выражением божественного порядка.

Слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Египетский канон Египетский канон можно назвать «космическим» в отличие от антропоморфного (человекоподобного) канона древних греков, которые образы богов приводили к человеческому подобию. Египтяне же человеческие образы возвышали до образа богов.

Египетский канон

Египетский канон можно назвать «космическим» в отличие от антропоморфного (человекоподобного) канона древних греков, которые образы богов приводили к человеческому подобию. Египтяне же человеческие образы возвышали до образа богов.

Канон в изображении человека Фигура человека (за редким исключением) всегда изображалась целиком Каждая часть тела прорисовывалась в таком положении, в котором она могла быть воспринята легче всего, наиболее чётко: Лицо – в профиль Плечи – в фас Глаза – в фас Торс – в ¾ Стопы – в профиль Руки – обе правые или обе левые Размер фигуры определялся по социальному положению: фигура фараона изображалась в несколько раз больше фигур приближённых или рабов. Фигура взрослого и ребёнка отличались не пропорциями, а размерами.

Канон в изображении человека

Фигура человека (за редким исключением) всегда изображалась целиком

Каждая часть тела прорисовывалась в таком положении, в котором она могла быть воспринята легче всего, наиболее чётко:

Лицо – в профиль

Стопы – в профиль

Руки – обе правые или обе левые

Размер фигуры определялся по социальному положению: фигура фараона изображалась в несколько раз больше фигур приближённых или рабов.

Фигура взрослого и ребёнка отличались не пропорциями, а размерами.

Палетка Нармера

Палетка Нармера

Золотое сечение в искусстве Египта

Золотое сечение в искусстве Египта

Канон в изображении человека

Канон в изображении человека

Цвет в древнеегипетском искусстве Танцовщица. 12 в. до н.э. Мужская фигура изображалась тёмно-красной с чёрной обводкой Женская фигура изображалась бледно-жёлтой с красной обводкой Волосы изображались чёрными Одежда - белой

Цвет в древнеегипетском искусстве

Танцовщица. 12 в. до н.э.

  • Мужская фигура изображалась тёмно-красной с чёрной обводкой
  • Женская фигура изображалась бледно-жёлтой с красной обводкой
  • Волосы изображались чёрными
  • Одежда — белой

Нанесение рисунка

Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 2 тыс. до н.э.

Предварительный рисунок наносили углем по сетке, которую наносили с помощью красной краски и верёвки. Сетка потом закрашивалась.

Скульптура Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу. Погребальная маска фараона Тутанхамона 2 тыс. до н.э.

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек.

Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.

Погребальная маска фараона Тутанхамона

2 тыс. до н.э.

Скульптура Статуэтка писца Каи . 3 тыс. до н.э. Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. 3 тыс. до н.э. Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 2 тыс. до н.э.

Статуэтка писца Каи .

3 тыс. до н.э.

Принц Рахотеп с супругой

принцессой Неферт.

3 тыс. до н.э.

Нефертити — жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 2 тыс. до н.э.

Изображение человека в Древней Греции Отдельные статуи эпохи архаики вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи часто предстают обнажёнными, а женские – в одеяниях.

Изображение человека в Древней Греции

Отдельные статуи эпохи архаики вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи часто предстают обнажёнными, а женские – в одеяниях.

Изображение человека в Древней Греции Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. К концу VI – началу V века до н. э пропорции женских фигур кор (от греч. «кора» – «девушка») и мужских фигур куросов (от греч. «курос» – «юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными.

Изображение человека в Древней Греции

Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. К концу VI – началу V века до н. э пропорции женских фигур кор (от греч. «кора» – «девушка») и мужских фигур куросов (от греч. «курос» – «юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными.

Древнегреческая вазопись Кратер краснофигурный. Посейдон и Амимона. V век до н.э. Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.

Древнегреческая вазопись

Кратер краснофигурный. Посейдон и Амимона. V век до н.э.

Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.

Скульптура Ранней классики Величайшим ваятелем V века до н. э. Мироном была создана знаменитая статуя метателя диска - «Дискобол». Остроумие замысла автора проявляется в том, что метатель диска и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо юноши асимметрично, но в сильном наклоне в результате оптического эффекта создаётся впечатление цельного восприятия лица.

Скульптура Ранней классики

Величайшим ваятелем V века до н. э. Мироном была создана знаменитая статуя метателя диска — «Дискобол». Остроумие замысла автора проявляется в том, что метатель диска и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо юноши асимметрично, но в сильном наклоне в результате оптического эффекта создаётся впечатление цельного восприятия лица.

Скульптура Высокой классики Агросский скульптор Поликлет создал статую Дорифора (копьеносца). Возможно, это герой Троянской войны. Дорифор показан спокойно стоящим, в то же время он кажется шагающим. Благодаря сложным расчётам все части тела подчинялись единому принципу. Итог своих теоретических изысканий Поликлет подвёл в трактате «Канон».

Скульптура Высокой классики

Агросский скульптор Поликлет создал статую Дорифора (копьеносца). Возможно, это герой Троянской войны. Дорифор показан спокойно стоящим, в то же время он кажется шагающим. Благодаря сложным расчётам все части тела подчинялись единому принципу. Итог своих теоретических изысканий Поликлет подвёл в трактате «Канон».

Что необходимо знать, чтобы изобразить идеальную фигуру человека? Скопас. Вакханка Леохар. Аполлон Бельведерский Фидий. Афина Парфенос

Что необходимо знать, чтобы изобразить идеальную фигуру человека?

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.

В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.

Эгейский период (III—II тыс. до н. э.)

Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.

Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы. По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.

Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.

Читайте также  Информационный портал святой горы афон вк

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.

Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.

Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.

Классический период (V—IV вв. до н. э.)

Переход от архаики к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.

Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.

Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.)

Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector