Изображение святой агнессы

Изображение святой агнессы

Святая Агнесса Римская — быль, ставшая христианской легендой

Святая Агнесса

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих. Что мы знаем о ней?

Житие Святой Агнии дошло до нас в нескольких редакциях. Достоверно известно лишь немногое. Например, ее имя Agnese (греч. agnox) — священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно также:

— Ее социальное положение — родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства. Возможно, ее родители были зажиточными людьми.
— День ее великомученической смерти — 21 января.
— Возраст — от 12 до 13 лет. А также место захоронения — там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами (см на карте Рима).

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К тому времени, по подсчетам некоторых историков, в Римской империи насчитывалось не менее 6 млн. христиан, многие из которых участвовали в органах государственного управления. К тому же времени или чуть раньше (295 год) относится Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. В значительной степени претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы и амбиций местных градоначальников — префектов.

Легенда о самоотверженной любви к богу

Грустная легенда гласит о том, что в далекие времена, когда у власти стоял император Диоклетиан, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта был безнадежно влюблен в юную девушку по имени Аньесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты и владеет даром колдовства. Префект, следуя предначертаниям Дамасского эдикта и в немалой степени руководимый негодованием, приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне — красивейшая площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант Аньезе ин Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога и его силу в воскрешении простых смертных.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись ступней великомученицы, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. Тогда юную девушку заклали как агнца (см. картины ниже).

Проведенное недавно исследование костей Святой Агнессы в самом деле не обнаружило следов огня.

Послесловие

В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец — это символ непорочности и чистоты.

Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.

В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.

Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима — Джироламо Райнальди и Франческо Борромини.

21 января. Святая Агнесса (Агния), дева и мученица. Память

132702667

Христианская мученица Агнесса, жившая в Риме на рубеже III и IV веков, – одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых, образ которой к тому же отличается особо трогательной притягательностью.

Наиболее древние источники о ее жизни и мученичестве – панегирик св. Амвросия Медиоланского («О девстве», I, 2), высеченная в мраморе надпись Папы Дамасия в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также посвященный ей гимн поэта Пруденция – восходят ко второй половине IV века. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

2 Агнесса родилась около 291 г. в знатной римской христианской семье. Она отличалась красотой, но уже в раннем возрасте приняла решение всецело посвятить себя Богу и приняла обет безбрачия. Между тем, к ней воспылал страстью сын римского префекта Семпрония, а когда она отвергла его сватовство, донес властям, что она – христианка.

В начале IV века как раз было в разгаре гонение, устроенное императором Диоклетианом, а потому Агнессу схватили и отвели на допрос к префекту. Тот предложил ей принести жертву языческим богам, но Агнесса наотрез отказалась. Стремясь запугать ее, префект велел показать ей орудия пыток, но они, вместо ужаса, вызвали у нее лишь смех: «Вы можете, — сказала она, — испачкать свой меч в моей крови, но никогда не сможете осквернить мое тело, посвященное Христу».

550Тогда разгневанный префект приказал раздеть ее и отправить нагую в публичный дом. Но когда с Агнессы сорвали одежды, у нее чудесным образом отрасли волосы, так что она смогла закрыться ими. Позже ангел доставил ей светлое покрывало. В публичном доме все мужчины, пытавшиеся приблизиться к ней, внезапно теряли свою мужскую силу и вынуждены были с позором отправляться восвояси, так что она сохранила свое целомудрие.

Также посетивший ее жених и вовсе умер, но когда его отец умолял Агнессу вернуть его к жизни, она молилась за него и он воскрес.

В конечном счете Агнессу приговорили в сожжению на костре как колдунью. Когда ее вели к месту казни, толпа язычников выкрикивала в ее адрес оскорбления. Однако солдаты, которые должны были привести приговор в исполнение, испытывали жалость к ней и колебались. Тогда Агнесса сказала: «Не медлите. Это тело пробуждает такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».

Agnes_2Ее поместили на костер и зажгли огонь. Агнесса молилась так: «Твое имя я славословлю и восхваляю по всей земле до ее края. Я исповедую Тебя своими устами и всем сердцем желаю Тебя». Тем временем огонь погас. Агнессу попытались заковать в кандалы, но оковы упали с ее миниатюрных членов. Наконец, один из солдат убил ее мечом, отрубив ей голову.

Было это, по преданию, 21 января 304 г., когда Агнессе было 12 лет.

Святой Амвросий писал о ее свидетельстве: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки в пальчик она вскрикивает как от раны. Но у этой девочки хватило смелости, чтобы не убояться меча. Она не потеряла отваги, оказавшись в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила голову. Узрите в ее жертве двойное мученичество: она сберегла свое целомудрие и свою веру».

Поэт Пруденций в своем посвященном Агнессе гимне писал так: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа ее, освободившись, улетела на небеса, где ее, следующую по белой дороге ведущей в рай, встретили ангелы».

Мученица Агнесса была похоронена в Римских катакомбах, которые до сих пор носят ее имя. Место ее погребения с самого начала было окружено почитанием верующего народа, там совершались чудеса. Затем почитание св. Агнессы распространилось по всей Западной Европе.

Дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 г. над катакомбами, где покоились останки святой, храм, который позднее был перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Святой Агнессе посвящен также еще один римский храм: Сант-Аньезе-ин-Агоне, в крипте которого покоится ее главная реликвия – отсеченная голова.

000Для великих Учителей Западной Церкви – Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина – св. Агнесса была олицетворением девственной чистоты и целомудрия. Ее почитали как небесную покровительницу девственниц.

В Латинском обряде имя св. Агнессы было включено в Римский канон св. Мессы и в Литанию всем святым. Св. Агнессу почитают также православные (дни памяти – 21 января и 5 июля по Юлианскому календарю), верные Древних Восточных Церквей, англикане и лютеране.

Иконографические символы св. Агнессы – белый агнец (по созвучию имени), изображаемый у нее на руках или стоящим рядом, пальмовая ветвь. Святую часто изображают с длинными волосами, покрывающими ее тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у художников Средневековья и Возрождения: ее изображали Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера и другие.

Palium

По давней традиции в день литургического поминовения св. Агнессы 21 января Папа совершает в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура обряд благословения двух ягнят (агнцев), из шерсти которых изготовляются паллии для митрополитов.

Святая Агнесса, символ революции

Святая Агнесса у постели больного

В Чехии отмечают восьмисотлетие святой Агнессы (Анежки) Чешской – одной из небесных покровительниц страны. Известная своими христианскими подвигами, эта праведница была причислена к лику святых в 1989 году.

Вскоре после канонизации Агнессы Чешской произошла «бархатная революция», в результате которой от власти отстранили коммунистическую партию, руководившую страной более 40 лет. Рассказывает Антонин Ранда, главный редактор чешской газеты «Католический еженедельник».

– Агнесса Чешская всегда была важной фигурой чешской истории. Особое отношение к ней чехов стало еще более очевидным после 12 ноября 1989 года, когда Агнесса была причислена к лику святых Папой римским Иоанном Павлом II. Многие паломники тогда отправились в Рим – несмотря на угрозу арестов и несмотря на слежку со стороны агентов службы безопасности за каждым участником этой поездки. В пражском кафедральном соборе Святого Вита верующие затеяли перепалку с агентами чехословацкого КГБ. Все эти события стали символом сопротивления. И буквально через несколько дней – 17 ноября 1989 года – пал коммунистический режим.

Не только для католиков, но и для всего чешского народа святая Агнесса Чешская стала символом свободы. В отличие от соседних стран, в Чехословакии движение сопротивления режиму казалось слабым. Протестные демонстрации проходили и раньше – они начались за год до причисления Агнессы Чешской к лику святых, но режиму их удавалось подавлять. Конечно, каждый католик воспринимает канонизацию этой святой по-разному, но я знаю несколько случаев, когда так называемые «сомневающиеся» обрели веру после этих событий. И я сам связываю понятие «свобода» с личностью святой Агнессы Чешской. Верующие особо почитают ее еще и за то, что она была из богатой семьи, но посвятила свою жизнь служению бедным. Дочь чешского короля Пржемысла Оттокара I, она должна была выйти замуж за сына императора Священной Римской империи Фридриха II, но отказалась от уготованной ей жизни и основала больницу для бедных, где сама же за ними ухаживала. В этой больнице она и умерла во время эпидемии чумы, которая случилась в Праге в начале XIII века. Всю свою жизнь Святая Агнесса посвятила другим людям. Она также основала в Праге монастырь клариссинок – женского ордена францисканцев, — который действует поныне.

По случаю годовщины со дня рождения Святой Агнессы Чешской, в основанном ей монастыре, где сегодня располагается Галерея средневекового искусства Праги, открылась выставка, рассказывающая о королевской и монашеской жизни святой. Здесь представлены церковные предметы с изображением Агнессы Чешской, а также произведения средневекового искусства. Некоторые реликвии, связанные с памятью об этой святой, сохранили члены Ордена крестоновцев с красной звездой – братства, появившегося в основанном Агнессой госпитале. О выставке «Святая Агнесса Чешская – принцесса и монахиня» рассказывает куратор Штепанка Хлумска:

– На выставке представлены около 200 экспонатов самых разных видов изобразительного искусства – скульптуры, картины, ремесленные предметы. Особый интерес представляют архитектурные фрагменты убранства монастыря Святой Агнессы, которые хранятся в запасниках Национальной галереи, а также оригинальные документы, свидетельствующие об основании монастыря в начале XIII века и об основании ордена крестоносцев с красной звездой. Они выставляются впервые. Среди ценных экспонатов – специальные ларцы для хранения реликвий, которые обычно богато украшали драгоценными камнями.

Из-за того, что святая Агнесса Чешская канонизирована относительно недавно, предметов с ее изображением сохранилось мало. У нас есть буквально несколько таких изображений средневекового периода – и все они хранились либо в монастыре клариссинок, либо в основанном праведной королевой госпитале. Больше ценных предметов эпохи барокко, когда, собственно, и родилось движение за канонизацию – тогда появились, например, алтари с изображением подвигов Агнессы Чешской. Самая известная картина, на которой она изображена склоняющейся над кроватью больного – на алтаре, созданном для главного храма крестоносцев. Главным экспонатом можно назвать сам монастырь Святой Агнессы Чешской, в котором проходит эта выставка. Агнесса основала его вместе со своим братом, королем Вацлавом I в 30-х годах XIII века. Посетители могут осмотреть кельи монастыря клариссинок, костел Святого Франциска.

В изобразительном искусстве образ Агнессы Чешской чаще всего встречался в XIX веке, так как в это время она была причислена к лику блаженных – это первый шаг к канонизации. Один из крупнейших чешских скульпторов Йозеф Мысльбек включил изваяние святой Агнессы Чешской в скульптурную группу покровителей чешских земель, окружающих конную статую святого Вацлава на Вацлавской площади в Праге. Кстати, в это же время начали появляться и иконы – на них святая изображается в монашеском одеянии клариссинок с книгой и барашком. Это символы мученичества и святой Агнессы Римской. Agnus на латыни – барашек, а книга является традиционным атрибутом видных монахинь или отцов церкви.

Церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона

Исторический центр Вечного города является средоточием Римского барокко, где буквально на каждом шагу встречаются монументальные архитектурные шедевры эпохи Возрождения. Примером этому может служить посещение великолепной площади Пьяцца Навона – одной из главных достопримечательностей Рима, со знаменитыми фонтанами и палаццо. Наиболее ярким ее украшением, без сомнения, является церковь Сант Аньезе (Sant’Agnese in Agone), расположенная по центру западной стороны площади.

История возведения церкви и ее посвящение, определившее настоящее название, уходят в далекое прошлое, в те времена, когда здесь находился древний стадион Домициана. Построенный в 85г.н.э., он использовался для проведения атлетических соревнований вплоть до середины V века. Согласно легенде, здесь была замучена 12-летняя Агнесса, память о которой увековечена в названии великолепной барочной церкви.

церковь сант аньезе, церковь святой агнессы, церковь сант аньезе ин агоне, церковь святой агнессы в римеЦерковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона

Легенда о Святой Агнессе

Агнесса (293-305гг.н.э.), принадлежавшая к благородному древнеримскому роду Клаудия, приняла мученическую смерть во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане, издавшем в 303 г. ряд указов, направленных на аннулирование прав христианских общин.

Церковь Святой Агнессы на Пьяцца НавонаСогласно легенде, юная девушка 12 лет от роду, давшая себе обет целомудрия ради служения Спасителю, отказала в близости сыну префекта Рима, влюбившегося в нее. За это Агнессу бросили в находившийся на стадионе Домициана бордель, но ни один из его клиентов так и не смог лишить ее девственности, так как моментально терял мужскую силу. Чтобы утешить самолюбие богатых патрициев, обвиненную в колдовстве девушку совершенно нагую вывели на заполненную зрителями арену.
Церковь Святой Агнессы на Пьяцца НавонаОднако случилось чудо – ее волосы тут же мгновенно отрасли до пят, спрятав обнаженное тело от устремленных на нее тысяч вожделенных глаз. Вменив в вину публично продемонстрированную магию, Агнессу приговорили к сожжению на костре. И здесь чудо повторилось – пламя костра, достигнув тела девушки, тут же затухало, не причиняя ей никакого вреда. Чтобы ускорить акт экзекуции, подбежавший к мученице солдат ударом меча отсек ей голову. После казни тело девушки было захоронено на кладбище вдоль Номентанской дороги, в катакомбах, известных сегодня как Catacomba di Sant’Agnese (современный район Рима Триест). Чтобы трагическое событие не исчезло из людской памяти, принцесса Констанция, дочь императора Константина Великого (274-337), в середине IV века построила над местом захоронения Агнессы небольшую часовню. Сегодня здесь находится нынешняя базилика Sant’Agnese fuori le mura (Базилика Сант Аньезе за Стенами), возведенная в первой половине VII века папой Гонорием I.
Юная Агнесса, принявшая мученичество во славу целомудрия и канонизированная впоследствии католической Церковью, по сей день является покровительницей всех девственниц.

АГНИЯ

[Агнесса, Анна; лат. Agnes от греч. ῾Αγνή — непорочная] († III в. или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля; зап. 21 или 28 янв.). Житие этой святой известно в 3 редакциях, составленных в кон. IV — нач. V в. на основе письменных актов и устного предания свт. Амвросием Медиоланским, папой Дамасом и Пруденцием. Дошедшие до нас мученические акты А. считаются неподлинными. Источники единодушны лишь в том, что во время мученичества А. было 12 лет.

А. род. в Риме в богатой и знатной семье. Уже в 12 лет она получила предложение выйти замуж за сына рим. претора Симфрония, плененного ее красотой, но А., решившая посвятить себя Богу, отказала ему. Свт. Амвросий сообщает, что за это она была усечена мечом. По др. версии, А. по приговору суда раздели и выставили на улице, но распущенные густые и длинные волосы прикрыли ее наготу. А. отвели в публичный дом. Там при покушении на ее чистоту совершилось чудо: явился ангел и облачил А. в белую одежду, от к-рой комната, где находилась святая, наполнилась ослепительным сиянием, а все, кто приходил в публичный дом, повергались на колени пред святой девой и уходили, прославляя Бога. Был в их числе и сын Симфрония, ранее искавший ее руки; его не остановило чудесное сияние, и как только он попытался прикоснуться к А., тотчас упал замертво. По просьбе его отца А. воскресила юношу, обратившись с молитвой к Богу. Воскресший юноша и 160 чел., свидетели этого чуда, прославили Бога, стали христианами и впосл. были усечены мечом. Мученицу обрекли на сожжение, но она вышла из огня невредимой. По словам папы Дамаса, А. все же приняла мученическую кончину на костре, Пруденций пишет, что она была обезглавлена. Невозможно точно установить время ее кончины: это произошло либо в сер. III в., в гонение имп. Деция или Валериана (251 или 258-259), либо в нач. IV в., в гонение Диоклетиана (303-304). Родители похоронили А. недалеко от своей рим. виллы на Номентанской дороге. На собравшихся у ее могилы христиан напали язычники и побили камнями осмелившуюся обличать их сверстницу А. св. Емерентиану, память к-рой отмечается в тот же день; тотчас многие из убийц пали замертво, пораженные молниями. Через неск. дней после этого произошло чудесное явление А. своим родителям в сонме девственниц с непорочным агнцем, символом Христа, на руках. Поэтому символ А.- ягненок. Возможно, что и само имя мученицы — это имя, данное ей при Крещении, а ее первоначальное имя неизвестно. блж. Августин отмечает, что само имя А. указывает на ее добродетель.

Почитание А. установилось в Риме уже к IV в. и вскоре распространилось во всей Зап. Церкви. Ее память 21 янв. присутствует в древнейших календарях — римском Бухерианском (354) и Карфагенском (V или VI в.); мартиролог Иеронима указывает также празднование «восьмого дня» (явление А. родителям на 8-й день после смерти). При этом о времени мученичества А. точных известий нет, а его обстоятельства излагаются по-разному уже в самых ранних источниках. Существует также память некой мц. Анны (5 июля), к-рая отождествляется с А.

Читайте также  Население греции на 2018 год составляет численность

Усыпальница А. на Номентанской дороге составляет центр комплекса христ. погребений знаменитой катакомбы ее имени; сохранилась часть надгробной плиты с надписью: «AGNE-SANC-/TISSIMA».

По сообщению Никифора Каллиста Ксанфопула, мощи А. хранились в К-поле в ц. св. Лаврентия в Пульхерианах. Во времена имп. Константина Великого над могилой была возведена ц. св. А., где находится мозаичное изображение святой, относящееся к VI в.; по преданию, церковь была построена на могиле А. в честь исцеления дочери Константина Констанции. Существует и более древнее (IV в.) скульптурное изображение А. в мраморе. При папе Гонории I († 638) эта церковь была перестроена. В Риме существует др. церковь, освященная во имя А., построенная на предполагаемом месте тюрьмы, в к-рую была заключена мученица. В этой церкви ежегодно в день памяти А. папа благословляет ягнят, из шерсти к-рых делается паллиум (омофор), вручаемый папой вновь поставляемым архиепископам. Часть мощей А. была перевезена в Утрехт (Нидерланды), где первое их обретение, бывшее ок. 964 г., праздновалось 3 марта (второе перенесение — 1421). В Париже перенесение мощей А. в храм св. Евстахия празднуется в 4-е воскресенье по Пасхе. А. является покровительницей молодых девушек, а также садовников; ее житие, вошедшее в популярный средневек. сб. «Золотая легенда», известно на всех европ. языках и в духовных стихах. Накануне дня памяти А. в народе практикуются гадания, в частности в Англии девушки в этот день пытаются узнать о своих буд. супругах.

Иконография

Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые — из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты, в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи, 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк, 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал — орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура, 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

Сант-Аньезе-ин-Агоне

Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. Basilica Sant’Agnese in Agone) — церковь в стиле барокко, построенная в середине XVII века по проекту архитектора Джироламо Раинальди. Освящена в честь святой Агнессы, одной из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Агнесса родилась в христианской семье в конце III века и получила соответствующее воспитание. Будучи совсем юной (предположительно в возрасте 12 лет), она отвергла сватовство сына римского префекта и приняла обет безбрачия, желая целиком и полностью посвятить себя праведной жизни. Разгневанный префект, узнав о христианском вероисповедании Агнессы, приказал отдать её в публичный дом. Согласно житию, все мужчины, желавшие за деньги овладеть девушкой, чудесным образом лишались мужской силы и со стыдом покидали публичный дом. Отверженный жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе отца. Тогда Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Сегодня Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне находится на площади Навона (Piazza Navona). В древнеримские времена на этом месте был расположен стадион Домициана, предназначавшийся для проведения всевозможных состязаний атлетов. Возведение церкви началось в 1652 году по заказу Папы Иннокентия X, представителя известного римского рода Памфили, которому принадлежал роскошный фамильный дворец, также расположенный на площади. Религиозное сооружение должно было стать своего рода домовой церковью знатного семейства. Проект будущего сооружения доверили главному архитектору Папского государства Джироламо Раинальди, однако руководил строительными работами другой, не менее известный, представитель раннего барокко — Франческо Барромини. Для создания более выразительного экстерьера, он привнёс некоторые изменения в изначальный проект постройки. Увеличив расстояние между колокольнями, Барромини подчеркнул величие купола.

Центральная часть фасада, где расположен главный вход в церковь, отделена от боковых башен полукруглыми простенками и украшена колоннами, придающими монументальность композиции. Интерьер богато декорирован мраморными барельефами, изображающими сцены из жизни святых, прекрасными росписями, украшающими позолоченные своды, и величественными скульптурами. В центральной части собора, имеющей восьмиугольную форму, расположены четыре алтаря, посвящённые святым мученикам. Паруса купола украшены фресками с изображением четырёх основополагающих добродетелей, которыми в христианском нравоучении являются справедливость, мужество, благоразумие и умеренность. Эта прекрасная работа итальянского художника Джованни Баттиста Гаулли, созданная во второй половине XVIII века, представляет большой интерес с точки зрения изобразительного искусства эпохи барокко.

Правый трансепт церкви посвящён святой Агнессе, именно здесь хранится главная реликвия — череп мученицы. Левый трансепт посвящён святому Себастьяну, пострадавшему, как и другие ранние христиане, за проповедование чуждой языческому миру веры.

Главный алтарь построен по проекту Карло Раинальди в начале XVIII века. Колонны из зелёного мрамора с позолоченными капителями, обрамляющие запрестольный образ, в античные времена украшали Триумфальную арку Марка Аврелия, римского императора конца II века. Сам барельеф, расположенный над алтарём, посвящён двум святым семействам: Марии, Джузеппе, Иисусу и Елисавете, Захарию, Иоанну Крестителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector