Известные древнегреческие скульпторы

Известные древнегреческие скульпторы

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Первые ассоциации при упоминании древней Греции – это уникальная архитектура того времени. Вклад древнегреческих скульпторов в историю искусства невозможно оценить. Копии их работ выставляются в лучших галереях мира, а современны мастера пытаются повторить выдающиеся экземпляры.

Главное – не произведения, а мастера, которые их сотворили. Можно выделить 5 значимых скульпторов и их главные композиции.

Мирон Элевтерский

Великий скульптор жил в 480-440 веке до н.э. Несмотря на огромную временную пропасть, его работы хорошо известны и в наше время. Главная гордость Мирона – это скульптура «Дискометатель», она выполнена из бронзы. Материал позволил сохранить ее и сейчас она представлена в Национальном музее Рима.

Мирон выполнял свои статуи в реалистичных пропорциях. Творец любил работать с бронзой, большая часть его работ выполнена из металла, а это технически сложный процесс. Люди на его статуях находятся в состоянии движения, это отличительная черта мастера.

Еще одна известная работа Мирона – это бронзовая корова. О ней слагали легенды, потому что люди не сразу могли поверить в то, что перед ними не живое существо. Ходил миф о том, что Мирон просто облил корову бронзой, поэтому она настолько реалистична.

Фидий Афин

Фидий жил в V веке до н.э. Он был универсальным мастером. Скульптур умел управляться с бронзой, гипсом, камнем, золотом, деревом и мрамором. Самая известная работа – это статуя Афины Паллады. Ее рост превышал 40 метров, но увы, это произведение искусства не сохранилось до нашего времени.

Считается, что именно Фидий сотворил золотую статую Зевса, которую причисляют к одному из семи чудес света. Фидий любил работать с Олимпийскими божествами. Помимо статуй, он создавал настенные объемные фрески. Мастер работал по принципу «золотого сечения». Подлинные работы Фидия не сохранились, остались только письменные упоминания и римские копии.

Пракситель

Скульптор жил в 400-330 гг до н.э. Его отец – Кефизодот Старший, также был известным творцом. Пракситель создавал скульптуры из гипса, мрамора или бронзы. В качестве образца для лепки, мастер брал как обычных людей, так и древнегреческих Богов. Искусствоведы полагает, что именно он стал первым творцом, который слепил женскую фигуру в натуральную величину.

Самые известные работы Праксителя – это Афродита и скульптура Гермеса с его сыном Дионисом на руках. С него начался период чувственного искусства в Афинах. Пракситель первым создал скульптуру с грустным изображением на лице. Его работы не сохранились до нашего времени.

Скопас

Скопас жил в 395-350 гг до н.э. Он был главным архитектором в храме Афины-Алеи в городе Тегее. Скульптор творил в разных жанрах: он создавал настенные фрески и статуи в человеческий рост. К его работам приписывают барельефы на стенах Мавзолея в Карии и целую колонну из скульптур в храме Артемиды.

Наследия мастера не сохранилось до нашего времени. Но все желающие увидеть его работы, могут отправиться в Рим и посмотреть на копии скульптур творца – Людовизи Ареса и Аполлона Китароедуса.

Лисипп Сиционский

Древнегреческий творец жил в IV веке до н.э. Он учился на работах другого известного мастера – Поликлита. Лисипп изучал анатомию и природу, потому его работы выглядели очень реалистично. Юноша официально стал личным скульптором Александра Великого.

Работы Лисиппа отличались тонкими чертами лица и мускулистыми фигурами. Он не повторял фигуры людей в точности. На его работах все выглядели так, как хотели бы себя видеть. Можно сказать, что творец создавал идеальных людей с точки зрения красоты. Чаще всего мастер работал с бронзой. Его работы не сохранились до нашего времени, но есть несколько копий в музеях Рима и Стамбула.

Древнегреческие скульпторы стали главными мастерами рельефного дела. Их реализм и откровенность притягивали взгляды. Современные творцы не оставляют попыток в повторении древних шедевров.

6 древнегреческих скульпторов, изменивших скульптурное искусство

6 древнегреческих скульпторов, изменивших скульптурное искусство

Говоря о Древней Греции, каждый из нас вспоминает уникальную архитектуру, богатую лепниной, скульптурами и барельефами. Эти ассоциации возникают во многом благодаря знаменитым древнегреческим скульпторам, вклад которых в мировое искусство невозможно переоценить. Даже спустя тысячелетия потомки восхищаются работами древнегреческих мастеров, подробнее о которых расскажем в этой статье.

Мирон Элевтерский (середина V в. до н.э.)

Мирон Элевтерский (480–440 до н.э.) был учеником Агелады. Он создавал свои творения из гипса, после чего воплощал каждую работу в бронзе. Мирон известен своим Метателем диска, который имел реалистичные пропорции и передавал ритм движений.

Плиний Старший утверждал, что самой известной скульптурой Мирона была бронзовая телка. Она якобы была настолько реалистичной, что ее можно было бы принять за настоящую корову. Первоначально эта скульптура была помещена в Афинский Акрополь между 420–417 гг. до н.э. Однако далее она была перемещена в Храм Мира в Риме, а затем на Форум Таурий в Константинополе. Скульптура коровы была в поле зрения почти тысячу лет. Греческий ученый Прокопий сообщал, что он видел ее в 6 веке нашей эры. Кроме того, ей посвящено множество греческих и римских эпиграмм, в которых говорили, что Мирон взял настоящую корову и прикрепил ее к каменной основе.

Мирон Элевтерский Метатель диска
Фото: источник

Среди других выдающихся работ Мирона Элевтерского – статуи победителей Олимпиад. Предположительно эти скульптуры изображают триумфаторов соревнований в Лицине в 448 году, Тиманте в 456 году и Ладе вероятно в 476 году.

Фидий Афин (493–430 до н.э.)

Фидий был скульптором 5-го века до н.э., известным своей способностью работать с любым материалом. Кроме гипса мастер использовал камень, бронзу, серебро, золото, дерево, мрамор, слоновую кость. Среди его самых известных работ — статуя Афины высотой почти 40 футов. Скульптура выполнена из гипса с пластинами из слоновой кости и украшена чистым золотом. Кроме того, его Статуя Зевса в Олимпии, сделанная из слоновой кости и золота, была причислена к одному из семи чудес древнего мира.

Афинский государственный деятель Перикл заказал несколько работ Фидия, в том числе скульптуры, чтобы отпраздновать победу Греции в битве при Марафоне. Фидий — один из скульпторов, связанных с ранним использованием теории «Золотого сечения». Интересно, что мастер завершил свою жизнь в тюрьме, куда был помещен за попытку присвоить чужое золото. Информация об этом факте была найдена в трудах Плутарха.

Фидий Афин
Фото: источник

Поликлет из Аргоса (V в. до н.э.)

Поликлит создал статую Геры из золота и слоновой кости для храма богини в Аргосе. Античный историк и географ Страбон назвал это самым прекрасным изображением Геры, которое он когда-либо видел. При этом большинство древних писателей считало скульптуру одним из самых красивых произведений всего греческого искусства.

Все остальные работы скульптора были созданы из бронзы. Поликлит также известен своей статуей Дорифора (Копьеносца), которая иллюстрировала его книгу под названием канон. Это важная теоретическая работа по идеальным математическим пропорциям частей человеческого тела и по балансу между напряжением и движением, известным как симметрия. Его работы были также представлены в коллекции атриума Императора Тита.

Пракситель (400–330 гг. до н.э.)

Пракситель был сыном скульптора Кефизодота Старшего и молодого современника Скопа. В качестве прототипов для своих скульптур он брал различных людей и богов, как мужчин, так и женщин. Говорят, именно он был первым, кто ваял женскую фигуру в натуральную величину. Для первичной работы мастер использовал гипс. Далее Пракситель в основном выбирал мрамор из знаменитых карьеров Пароса или использовал бронзу.

Два примера работы Праксителя — это Афродита Книдосская и Гермес с Младенцем Дионисом. Одна из его работ, которая отражает изменения в позднем классическом периоде греческого искусства, — это фигура бога Эроса с печальным выражением лица. Такое откровенное изображение многие ученые считают началом периода чувственного искусства в Афинах.

Пракситель
Фото: источник

Скопас (395-350 гг. до н.э.)

Скопас был архитектором храма Афины-Алеи в Тегее. Здесь он использовал все три греческих архитектурных ордера — дорический и коринфский снаружи, и ионные внутри . Скульптор создал уникальные скульптуры для Аркадии, которые позже были описаны Павсанием. Скопас также работал над барельефами, которые украшали фриз Мавзолея в Галикарнасе в Карии. По легендам он возможно, создал одну из скульптурных колонн в храме Артемиды в Эфесе после его пожара в 356.

Из сохранившегося наследия этого мастера – копия скульптуры менады. Так в те времена называли женщин, принимавших участие в безумных мистериях бога вина Вакха (Диониса).

Лисипп Сиционский (IV в. до н.э.)

Лисипп учился скульптуре, изучая природу, анатомию и канон Поликлита. Благодаря этому работа Лисиппа характеризуется реалистичным натурализмом и тонкими пропорциями. Современниками это было описано как импрессионизм. Лисипп был официальным скульптором Александра Великого.

О Лисиппе говорят, что «в то время как другие создавали людей такими, какими они были, он изображал их такими, какими они хотели бы быть». Считается, что у Лисиппа не было формального художественного образования. Однако он был талантливым и продуктивным скульптором, оставившим богатое творческое наследие.

Древнегреческие скульпторы во все времена считались главными мастерами скульптурного и рельефного искусства. Даже художники эпохи Возрождения стремились повторить шедевры Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса и Лисиппа.

Фидий – творец одного из чудес света

Основоположник европейского искусства, древнегреческий скульптор Фидий известен на весь мир как автор одного из семи чудес света – статуи Зевса. Несмотря на известность и востребованность, судьба Фидия, как и его творения, имела трагическое завершение.

Зевс Олимпийский

О жизни Фидия известно немного, творческие его изыскания пришлись на период 460-430 гг. до н. э. Главным творением всей жизни греческого скульптора Фидия считается создание величественной статуи Зевса. К моменту начала работы над статуей Громовержца Фидий был достаточно известным скульптором. Он уже успел создать две знаменитые статуи Афины для Акрополя. Кроме того, Фидий прославился разработкой плана реконструкции греческой столицы.

Талант Фидия был отмечен правителями Афин, которые решили привлечь скульптора к наиболее грандиозной работе того времени – колоссальной статуи Зевса в Олимпии. Прибыв в Олимпию, скульптор распорядился построить специальную мастерскую, соответствующую размерам храма, где будет установлена статуя Громовержца. Впоследствии были обнаружены остатки литейного цеха и орудия труда, которые использовались мастером для создания скульптуры. В непосредственной близости к мастерской находилась яма, в которой были обнаружены отбракованные детали статуи. Кроме того, археологам удалось найти готовые формы одежды Громовержца и множество пластин из слоновой кости. Ну а прямым доказательством того, что творение одного из семи чудес света принадлежит руке Фидия, стал найденный при раскопках сосуд с выцарапанными словами: «Принадлежу Фидию».

Для создания своего уникального творения Фидий пригласил брата Паненома и ученика Колота. Своё творение скульпторы тщательно скрывали от глаз посторонних. Для этого использовался огромный пурпурный занавес.

В ходе проведения работ над статуей возникало множество проблем. Сначала Фидий был недоволен предоставляемым материалом. Затем у него возникли претензии к качеству используемой слоновой кости. А перед самым завершением работ скульптор потребовал поднесение к ногам Зевса 200 кг чистого золота и драгоценных камней.

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса состоялось в 435 году до н. э. Фидий лично наблюдал за реакцией приглашённых гостей, которые были поражены величием его творения. В Древней Греции даже сложился миф о том, что Зевс лично спустился к Фидию, чтобы выгодно попозировать.

Сама статуя выглядела просто божественно. Плечи и голова Зевса сверкали невероятным образом. У очевидцев складывалось впечатление, что свет от Громовержца проливается на присутствующих рядом людей. Данный эффект был создан за счёт использования прямоугольного бассейна, находящегося у подножия статуи. Поверх воды в этом бассейне наливалось оливковое масло, которое способствовало отражению лучей вверх – на тело и голову Зевса.

Судьба Фидия и его творения

Творение Фидия навсегда вошло в историю нашей цивилизации как одно из чудес света. Однако статуя имеет печальную судьбу. Во II веке до н. э. она была практически разрушена в результате землетрясения. Позже её удалось восстановить. Впоследствии скульптура была перевезена в Константинополь, где в 476 году была уничтожена в результате пожара. Уже в XX веке, во время обнаружения мастерской Фидия, археологи и учёные смогли выяснить, как именно выглядела статуя.

Судьбу Фидия тоже можно назвать трагической. У прославленного скульптора было множество завистников и недоброжелателей, которые впоследствии обвинили его в краже золота, предназначавшегося для работы над образами богов. В результате Фидий оказался за решёткой. Не дождавшись оправдания, великий мастер ушёл из жизни.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Великие учителя человечества

Экcпозиция расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие — знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Презентация МХК. Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Бондаренко Артём Александрович 10 класс МОБУ СОШ №5 с. Нагорное Пожарский рай.

Бондаренко Артём Александрович 10 класс МОБУ СОШ №5 с. Нагорное Пожарский рай

1 слайд

Бондаренко Артём Александрович 10 класс МОБУ СОШ №5 с. Нагорное Пожарский район Приморский край

Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого т

2 слайд

Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого тела.

Куросы – обнаженные атлеты. Устанавливались вблизи храмов; Воплощали идеал му

3 слайд

Куросы – обнаженные атлеты. Устанавливались вблизи храмов; Воплощали идеал мужской красоты; Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н.э.

Коры – девушки в хитонах. Воплощали идеал женской красоты; Похожи одна на дру

4 слайд

Коры – девушки в хитонах. Воплощали идеал женской красоты; Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н.э.

Конец V—IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования ид

5 слайд

Конец V—IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.

Дорифор (копьеносец). 450-440 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей.

6 слайд

Дорифор (копьеносец). 450-440 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры», Духовный и физический облик гармоничен. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).

Дорифора часто называли «канон Поликлета». Здесь в основе ритмической композ

7 слайд

Дорифора часто называли «канон Поликлета». Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета — равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» — ранний пример классического контраста, приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, парамет

8 слайд

Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1.объем шеи — 44 см, 2.груди — 119, 3.бицепса — 38, 4.талии — 93, 5.предплечья — 33, 6.запястья — 19, 7.ягодиц — 108, 8.бедра — 60, 9.колена — 40, 10.голени — 42, 11.лодыжки — 25, 12.ступни — 30 см. «Дорифор» (реконструкция)

«Раненая Амазонка»

9 слайд

Петербургские боги: изучаем мифологию по городским фасадам

Как ни удивительно, главного бога олимпийского пантеона, Зевса, и его супруги Геры на петербургских фасадах не встретить — их нет. Почему так получилось, история умалчивает, однако дочь Зевса (пусть и не от Геры) Афина встречается не единожды. Одни из старейших и самых известных скульптурных изображений Афины находятся в самом сердце Петербурга — на Петровских воротах Петропавловской крепости.

Первому петербургскому архитектору Доменико Трезини Пётр I велел прославить в камне свои военные победы и государственные достижения — что и было сделано в 1708 году. Именно тогда в Петровской куртине появились Петровские ворота — которые сегодня считаются старейшими в городе триумфальными воротами и единственным подобным сооружением, сохранившимся с петровских времён. На аттике ворот расположено деревянное резное панно, изображающее низвержение Симона-волхва апостолом Петром, — историки трактуют этот барельеф не иначе как аллегорию победы Петра I над шведским королём Карлом XII.

В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада — победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея — символ мудрости. У второй — копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот — в 1714-30 годах.

Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы — задумка скульптора.

Если вспомнить историю рождения Афины, то она, по легенде, появилась из расколовшейся головы Зевса в полном боевом облачении. В некоторых источниках мать воительницы не упоминается вовсе, в других в этом качестве указывают первую жену Зевса Метиду, которую тот проглотил беременной, опасаясь, что она родит сына — конкурента его власти. Согласно этой версии, на третий день после пожирания Метиды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он призвал на помощь бога-кузнеца Гефеста, чтобы тот расколол ему череп — и дал Афине возможность выйти из него. Обстоятельства появления Афины на свет считаются определяющими для её роли в олимпийском пантеоне: появление из головы величайшего бога предопределило её мудрость, а молот Гефеста облачил её в воинские латы. Кроме того, не слишком популярная в мифологии Метида считается первой богиней мудрости — вероятно, она также передала свои качества дочери «по наследству».

Список достижений Афины достаточно велик: пожалуй, она оказалась самым «полезным» для человека древнегреческим богом. Ей приписывают изобретение корабля и плуга, ткачества, кулинарии и гончарного дела, флейты и колесницы — и даже законов и государства. К тому же, мудрая Афина считалась покровительницей справедливой войны и помощницей при родах (возможно, из-за своего необычного появления на свет, ведь сама она не просто так называлась девой: мужа и детей у Афины не было).

Посейдон на здании Биржи

Владыка морей Посейдон не мог не появиться в Петербурге — городе-порте, судостроительном и мореходном центре России. Фигура Посейдона, окружённого аллегориями рек Невы и Волхова, украшает и один из самых знаменитых ансамблей Петербурга — Стрелку Васильевского острова. А если точнее — фронтон здания Биржи.

Здание Биржи было построено в начале XIX века французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томоном. Как представитель зрелого классицизма, Тома-де-Томон сделал постройку похожей на древнегреческий храм: прямоугольное в плане сооружение окружено строгой дорической колоннадой и венчается правильной формы двускатной крышей. Скульптурные группы на фронтоне — едва ли не единственные «вольности», которые смог себе позволить архитектор. Выполнены они по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского.

Тяжёлый нрав Посейдона, его вспыльчивость и неугомонность, были для греков объяснением любой морской бури. Посейдона боялись, уважали и почитали как одного из величайших богов пантеона — в мифологии он стоял на одной ступени с верховным богом Зевсом и Аидом, покровителем подземного царства. В скульптуре как в древние времена, так и в эпоху классицизма, владыка морей изображался грозным и волевым.

Читайте также  Олимпийский венок в древней греции

Посейдон — или, в римском варианте, Нептун — держит в руках трезубец, символ своей власти. С помощью этого трезубца он мог вызывать бури и добывать воду из-под земли. По легенде, даже в самой засушенной местности в месте удара трезубца Посейдона появлялся ключ чистой пресной воды. А где источник влаги — там и богатый урожай: если внимательно разглядывать скульптурную группу на фронтоне Биржи, можно заметить корзину с фруктами. К тому же, в мифологии морской царь был не только покровителем водной стихии, но и создателем коневодства: часто Посейдон изображается в окружении гиппокампов — морских коней. В этой скульптурной группе можно насчитать четверых.

Противоположный фронтон здания венчает скульптурная группа с изображением ещё одного древнегреческого бога — Гермеса (Меркурия). Но этот бог, который, казалось бы, в храме торговли должен блистать на первых ролях, скрыт от глаз большинства прохожих. Площадь позади здания обычно безлюдна, и Гермес на западном фронтоне большую часть времени «скучает» без внимания.

Гермес на фасаде Елисеевского

Более удачливым оказался Гермес на фасаде Елисеевского магазина, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Многометровой скульптуре покровителя торговли, коммерции, прибыли, хитрости, ловкости и богатства сложно избежать взглядов прохожих.

Здание было построено в 1902-03 годах архитектором Гавриилом Барановским. Дома Зингера тогда ещё не было, и это строение несколько лет оставалось единственным представителем супермодного тогда модерна на консервативном Невском проспекте. Да и сегодня Елисеевский ярким пятном выделяется в ряду старинных фасадов Невского.

Многометровая скульптура Гермеса — одно из четырёх аллегорических изображений, украшающих здание. Он олицетворяет Торговлю, расположившийся рядом с ним мощный муж — Промышленность, ещё две женские фигуры — Науку и Искусство. И если последние три скульптуры не связываются с конкретными божествами, то первую спутать с кем-либо сложно.

На ногах Гермеса — таларии — крылатые сандалии, позволявшие ему быстро перемещаться на большие расстояния. На голове — шляпа-петас, также снабжённая парой крыльев. В руках бога — его главный символ, примиряющий жезл-кадуцей, атрибут древнегреческих глашатев. По легенде, Гермес с его помощью усыплял людей, чтобы передать им во сне послания богов.

Ловкий Гермес считался у греков покровителем всего, что сопутствует обогащению (и торговли, и воровства). Его же хитроумию приписывали изобретение мер, весов, счёта и алфавита. Кроме того, Гермеса называли вестником богов и проводником душ в царство мёртвых.

Аполлон на фронтоне Александринки

Какая же культурная столица без покровителя искусств Аполлона? Его скульптурное изображение поместилось напротив Елисеевского магазина, на фронтоне одного из старейших театров Петербурга и России — Александринского.

Годом основания театра считается 1756, однако нынешнее здание — и название — труппа получила в 1832 году. Здание, созданное выдающимся архитектором классицизма Карлом Росси, получило имя в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Автор всех скульптур — Василий Демут-Малиновский.

Аполлон возвышается на фронтоне театра в квадриге — двухколёсной колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В левой руке у него лира — атрибут бога-покровителя искусств и муз. В правой — венок, символ творческого триумфа и славы.

В Древней Греции Аполлон был одним из любимых и почитаемых божеств — ведь театр и музыка являлись для греков главными развлечениями. Он считался олицетворением Солнца и образцом мужской красоты, предсказателем будущего, врачевателем и искупителем тяжких грехов. На колеснице, согласно одному из мифов, он отправлялся на зиму в северную Гиперборею. И хотя по легенде запряжена его колесница была белыми лебедями — в скульптуре квадрига Аполлона обычно изображается конной.

Гефест на фризах Горного института

Что бы делал Аполлон на крыше Александринки без колесницы? Мы не знаем — но появлением своего средства передвижения он обязан Гефесту, богу-кузнецу. О том, как Аполлон получил колесницу у Гефеста, повествует барельеф на одном из фризов Горного института.

Гефеста (в римской мифологии — Вулкана) редко можно встретить на петербургских фасадах — но бог-ремесленник, напрямую связанный с добычей и обработкой полезных ископаемых, не мог не появиться на здании Горного. Правда, отыскать его изображения не так просто. Все они размещены на фризах — почти под самой крышей. И если одна из скульптурных историй повествует об изготовлении колесницы для Аполлона, то другая — о доспехах для бога войны Ареса (или, если по-римски, Марса).

Оба барельефа скомпонованы из 24 фигур. Каждый повествует не столько о самих мифах — явлении Аполлона за колесницей и Афродиты за доспехами для Ареса — сколько процессу изготовления различных изделий из богатств земли. Фактически сюжеты барельефов посвящены горному делу. Автор обоих фризов — Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.

В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, — один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие — молнии.

Скульптура — важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет, Лисипп и многие другие. — презентация

Презентация на тему: » Скульптура — важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет, Лисипп и многие другие.» — Транскрипт:

1 Скульптура — важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет, Лисипп и многие другие.

2 Лоуренс Альма Тодема Так представил себе художник работу над скульптурой

3 Скульптура Древней Греции 1.Мирон-5 в. до н.э., Афины. Движение. «Дискобол» 2.Поликлет- 5 в. до н.э., Пелопоннес. Определил пропорции человека. «Дорифор» (Копьеносец). 3.Скопас-4 в. до. н.э., о. Парос. Паросский мрамор. Передавал чувства. «Менада»( Вакханка) 4. Пракситель- 4 в. до. н.э., « Гермес с Дионисом», « Афродита Книдская» 5. Лисипп -4 в. до. н.э. Придворный художникк А.Македонского. Мужские образы. «Апоксиомен», портреты А.Македонского 6. Колосс Родосский ( 30 метров) -3 в.до н.э. 7. о. Родос –возникновение во 2 в.до н.э. прославленной школы ваяния. «Лаокоон»(авторы: Агесандр, Полидор,Афинодор) -40 г. до н.э. «Ника Самофракийская» 8. Венера Милосская – о.Мелос (Александр или Агесандр) – 2 в. до н.э.

4 Автор ДатаРегион ДостиженияСамая известная работа Фидий 5 в. до н.э.«Афина Парфенос» Поликлет 5 в. до н.э.Пелопоннес Определил пропорции человека. «Дорифор» (Копьеносец). Мирон 5 в. до н.э.Афины Передача движения «Дискобол» Скопас 4 в. до. н.э.о. Парос.Паросский мрамор. Сумел передать чувства «Менада» (Вакханка)

5 Они воспевали красоту человеческого тела, красота воспевалась почти во всех произведениях искусства древней Греции. Богов и людей изображали одинаково молодыми, сильными, прекрасными. Греки считали, что человек подобен богам. Статуи отливали из бронзы или высекали из белого мрамора. Мраморные статуи нередко раскрашивали. В храмах, на площадях и улицах греческих городов стояли бронзовые и мраморные статуи богов, спортсменов, философов, трагиков и знаменитых людей.

6 Фидий. «Афина Парфенос» Афина Парфенос. 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор.

8 Самые знаменитые работы Фидия Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике золото и слоновая кость Самые знаменитые работы Фидия Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике золото и слоновая кость

9 Фидий. Афина Лемния

10 Фидий Афинский. Зевс Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах «Илиады». Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам — четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостивого бога.

12 Скульптура в Древней Руси Сравните древнегреческую скульптуру и древнерусскую

13 Поликлет «Дорифор» (Копьеносец )

14 Скульптор Поликлет установил особые правила, согласно которым следовало ваять статуи. Пропорции тела должны быть такими: голова человека семь раз укладывается в высоту фигуры, профиль головы приближается к квадрату, а лоб и нос составляют одну линию «Амазонка»

15 Скопас Скопас ввёл в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.). В честь Скопаса назван кратер на Меркурии. кратер МеркуриикратерМеркурии

16 Древнегреческий скульптор Скопас Скопас (греч. Σκόπας, Skopas); ок. 395 г. до н. э. 350 г. до н. э.) древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета. Скопас (греч. Σκόπας, Skopas); ок. 395 г. до н. э. 350 г. до н. э.) древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

17 Скопас ««Танцующая менада»

18 Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея

19 Скульптор Пракситель ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии.

20 Пракситель, «Гермес с младенцем Дионисом» Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямлен насти, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художниккам.

21 Пракситель, «Гермес с младенцем Дионисом»

22 Лисипп Лисипп великий греческий скульптор завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено. Он был любимым художникком Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале. Одно из центральных произведений Лисиппа колоссальная бронзовая статуя Геракла была увезена из Тарентума в Константинополь и расплавлена там в 1022 г.

23 Пракситель — первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). Пракситель — первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).

24 Пракситель. Афродита Книдская.

25 Лисипп. Портрет А. Македонского

26 Особенно ярко понимание Лисиппом образа человека воплотилось в его знаменитой в древности бронзовой статуе «Апоксиомен». Лисипл изобразил юношу, который скребком счищает с себя песок арены, приставший к его телу во время спортивного состязания. В этой статуе художникк очень выразительно передал то состояние усталости, которое охватило юношу после пережитого им напряжения борьбы. Лисипп. «Апоксиомен».

27 «Лаокоон» (авторы: Агесандр,Полидор, Афинодор) Лаокоон — прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоона Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоона Троянской войны Троянского коня

29 Ника Самофракийская (II в. до н. э.) Древнегреческая Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. Ники Самотраки Родос Древнегреческая Ники Самотраки Родос

30 «Венера Милосская» Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.

31 «Венера Милосская» Скульптура с острова Ми́лос знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Богиня, придерживает рукой упавшее одеяние. Высота статуи Венеры Милосской 2,02 м, пропорции тела при перерассчёте на рост 164 см 86 х 69 х 93. Скульптура с острова Ми́лос знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александрос) Антиохийский (надпись неразборчива). Богиня, придерживает рукой упавшее одеяние. Высота статуи Венеры Милосской 2,02 м, пропорции тела при перерассчёте на рост 164 см 86 х 69 х 93. древнегреческая скульптура Статуя Афродитымрамора древнегреческая скульптура Статуя Афродитымрамора

33 Гигантская статуя Гигантская статуя древнегреческого древнегреческого Гигантская статуядревнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Гелиоса Родосе одноимённом острове Эгейском море Греции Семи чудес света Гелиоса Родосе одноимённом острове Эгейском море Греции Семи чудес света

35 В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит чуть склонив голову, его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз, бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит чуть склонив голову, его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз, бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector