Как проводились олимпийские игры в древней греции

Как проводились олимпийские игры в древней греции

Бугулова Ольга Даниловна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №29 ГО «город Якутск»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
— рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
— объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
— назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

  1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  2. Выдвигать версии.
  3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
  2. Выявлять причинно-следственные связи.
  3. Делать выводы.
  4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  5. Доказывать.
  6. Сравнивать.
  7. Анализировать – выделять главное.
  8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

  1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
  2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:

мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта. (10 минут)

Учитель: Историю какой страны вы в данный момент изучаете? Ответы учеников. Давайте с вами повторим пройденный материал. На партах у вас лежат пазлы контурной карты. Это карта древнейшей Греции. Соберите ее и отметьте на ней основные географические обьекты: полуострова, острова, водные пространства, основные полисы Греции.

Ученики работают в парах сообща. По окончанию задания проверяют вместе с учителем обс

Мотивационная беседа (10 минут)

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие прошло в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?

Ответы учеников, формулировка темы урока.

Слайд (амфора и кольца)

Учитель:

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно, это символ Олимпийских игр.

— Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой — Европа, черный — Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?) белый мишка, зайка и леопард

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

  1. История возникновения Олимпийских игр;
  2. Организация и проведение олимпиады;
  3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

— Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: Кто эти люди на фотографиях, которые я для вас приготовила и что их связывает?

Слайд и показывает фотографии золотых медалистов Олимпийских медалистов. Дети по мере возможности называют имена спортсменов . Но вот что их связывает? Ответ на этот вопрос мы получим с вами в конце урока.

1 глашатай: « Все в Олимпию!»

2 глашатай: « Священный мир объявлен!»

3 глашатай: « Дороги безопасны!»

4 глашатай: « Да победят сильнейшие!»

Учитель: Спасибо, уважаемые глашатаи. Мы обязательно воспользуемся вашим приглашением. Ребята, что нового мы можем узнать из этих слов?

Ученики:

  1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
  2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
  3. Игры были честными.

Итак, ребята, собираемся в дорогу. А в дорогу каждый из вас должен взять портфель. Как называется портфель? Правильно, «Портфель знаний». Давайте посмотрим, что же находится в ваших портфелях?

Кармашек №1. Работа с текстом. (карточки 1,2,3,4) Прочитайте текст параграфа на странице 157-159 1,2,3 пункты и впишите недостающие слова.

Кармашек №2. Рисунки знаменитых атлетов, опираясь на текст параграфа на стр. 159-160 напишите их имена и совершенные подвиги.

Кармашек №3. Прочитайте текст и решите историческую задачу.

Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.

На своей контурной карте отметьте пожалуйста город Олимпию, опираясь на карту Древней Греции в атласах.

3. Изучение нового материала.

Итак, мы в городе Олимпия. Слайд (15 минут- 10 мин выполняют задание и 5 минут проверяем)

Учитель: Сейчас работаем по парам: откройте свои портфели из кармашка №1 возьмите карточки 1-4 ,самостоятельно читаем текст учебника 1,2,3 пункт и вставляем пропущенные слова в задание.

Учитель: Давайте проверим, как вы сделали задание:

Карточка № 1.

Вопрос: Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в______________ один раз в ____ года. Праздник и соревнования устраивали в честь _____________. На время игр во всей Греции ________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в __________г___________. По мнению греков их основал ______________. Потом игры долго не проводились из-за _______________________________________.

Карточка № 2.

Вопрос: Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе, области _______________. В ней расположены храм и статуя бога_____. Праздник в Олимпии проходил ___дней, а сами состязания___ дня. «Судьи греков» следили, чтобы___________________________________________. Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось ________________.

Карточка № 3

Вопрос: Какие виды состязаний проводились?

Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с ___________ ,(1) затем атлеты состязались в ___________, (2)_______________,(3) ________________(4). Последним состязанием в пятиборье была _________________(5). Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________. Победителей – атлетов награждали___________________________.

Карточка № 4

Вопрос: Как чествовали победителей игр на родине?

Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье.

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Теперь мы с вами попробуем решить историческую задачу. Откройте р/т на стр. 23 выполняем задание 30.

Ответы проверяются (5 минут)

Учитель:

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды, выполняем задание 3 из кармашка номер 3. Смотрите рисунки знаменитых атлетов и подпишите, кто из них кто.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

— Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

4. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

(можно использовать белые и черные карточки)

  1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
  2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
  3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
  4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
  5. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
  6. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
  7. Пятиборье — это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Что же связывает этих золотых медалистов?

Ученики называют имена спортсменов, победивших именно в тех видах спорта, которые были популярны в Древней Греции.(Пятиборье)

5. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Я понял, что…

Я научился ….

Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание: Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

Назовите место, где проводились Олимпийские игры в древности?

  1. Какой девиз у современной Олимпиады? Кто его автор?
  2. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры?
  3. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности?
  4. Когда и где был создан Международный олимпийский комитет — МОК?
  5. Как называется молодой спортсмен?
  6. Как выглядит Олимпийский флаг?
  7. В каком году первая российская команда, в составе скольких человек, поехала на Олимпийские игры? Где проходили эти игры?
  8. Какие Игры не состоялись из-за мировых войн?
  9. Когда и в каких видах спорта в Олимпийских играх стали принимать участие женщины?
  10. Когда в честь побед россиян впервые на Олимпийских играх поднялось трёхцветное знамя?
  11. Когда и где была сооружена первая олимпийская деревня?
  12. Н а каких играх впервые выступали спортсмены всех пяти континентов?
    1. В каком году прошли первые зимние Олимпийские игры?
    2. Когда и где спортсмены СССР впервые принимали участие в Олимпийских зимних играх?
    3. X I зимние Олимпийские игры впервые проводились в Азии. Когда и где?
    4. Какие зимние виды спорта вам известны?
    5. Участники какой страны выиграли на первой Белой олимпиаде в лыжных видах спорта 10 медалей из 12 возможных?
    6. Какое название получила зимняя Олимпиада 1948 года вСанкт-Моритце?
    7. Виды спорта, по которым соревнования больше не проводятся.
    8. Громкой сенсацией соревнований XIII зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде стало поражение непобедимой сборной СССР по хоккею от американских хоккеистов -3:4. Как журналисты назвали этот поединок?
    9. В каком году санный спорт стал зимним олимпийским видом спорта.
    10. Эта советская спортсменка является единственной женщиной в истории конькобежного спорта, которой удалось на одной Олимпиаде выиграть четыре золотые медали.
    11. Назовите первого российский олимпийский чемпиона, фигуриста.
    12. Хоккейный вратарь, трехкратный олимпийский чемпион, в 22 года признанный лучшим вратарем мира. Кто он?
    13. Впервые такой лёд для конькобежцев был опробован на Олимпиаде 1964 года в Инсбруке.
    1. Месяц проведения в Сочи Паралимпийских игр-2014.
    2. Когда впервые проведены “Олимпийские игры для глухих”? В каких видах спорта соревновались спортсмены?
    3. Назовите паралимпийский девиз.
    4. Назовите Паралимпийские ценности.
    1. Какая попытка города Сочи стать олимпийской столицей увенчалась успехом?
    2. Когда и где город Сочи был объявлен местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года?
    3. Какие зимние Олимпийские игры пройдут в Сочи в 2014 году?
    4. В каком месяце 2014 года состоятся в Сочи зимние Олимпийские игры?
    5. Перечислите талисманы Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в городе Сочи.
    6. Какой талисман выбран для зимней Олимпиады-2014 в Сочи?
    7. Какой объект будет построен в Олимпийском парке Сочи?

    Истории 10 интересных фактов о спорте в Древней Греции

    Физкультура и спорт — это важная составляющая жизни человека.

    Наиболее интересные 10 фактов о спорте в Древней Греции

    Первые попытки участия в состязаниях были предприняты за много лет до нашей эры, то есть ещё в период расцвета Древнего Египта.

    Позднее стали проводиться Олимпийские игры античности.

    Благодаря историкам, до наших дней дошли 10 интересных фактов о спорте в Древней Греции:

    Олимпийские игры

    Исторические факты в спорте

    • Впервые атлеты древности соревновались в беге на одну стадию, которая равнялась 190 метрам. Отсюда и возникло слово «стадион». Трудно установить происхождение этого вида, но одна из дошедших легенд утверждает, что сын Зевса Геракл провёл состязания по бегу в Олимпии в 776 году до н. э. С тех пор Игры должны были повторяться каждые четыре года.
    • Главной отличительной чертой состязаний по бегу было явление, которое заключалась в том, что старт давался из положения стоя с вытянутыми руками. В случае ничьей забег проводился повторно.
    • Во время проведения игр на территории всей Греции отменялись все войны и битвы, не допускались смертные казни. Это состояние называлось экечеирия.
    • Летописцы донесли до наших дней имя первого чемпиона Олимпийских игр, состоявшихся в 776 году. Молодой повар по имени Корэб первым пришёл к финишу в беге на одну стадию. Беговые виды были единственными дисциплинами на протяжении первых тринадцати игр.
    • Позднее на Олимпиадах добавилось пятиборье, в состав которого входили бег, прыжки в длину, борьба, метание диска и копья. В 688 году атлеты стали соревноваться в кулачных боях и состязаниях на колесницах.
    • Первые игры длились всего один день. Но в период расцвета продолжительность увеличилась до 5 дней, из них три предназначались непосредственно для спортивных баталий. Два дня посвящались ритуальным мероприятиям и пиршествам. В качестве жертвоприношения богу Зевсу устроители убивали 100 быков.
    • В 520 году до н. э. в Олимпийские выступления добавили вид, называвшийся «гоплитодром». Суть состязания была в том, что бегуны преодолевали 400 или 800 метров в боевом вооружении.
    • Ещё один исторический факт: древние греки участвовали в Олимпийских играх обнажёнными. Некоторые борцы стали втирать в кожу оливковое масло, это помогало выскользнуть из рук соперника. А слово «гимнастика» с древнегреческого буквально переводится как «голый, обнажённый».
    • Медали победителям стали вручаться не сразу. Первые чемпионы в качестве наград получали оливковую ветвь или венок. Позднее появились амфоры с оливковым маслом.
    • Помимо Олимпийских состязаний, которые были самыми важными и значимыми, ежегодно проводились другие спортивные соревнования. К ним относились Пифийские, Немейские и Истмийские игры.

    В 390 году н. э. римляне признали олимпийские соревнования языческими.

    Запрет на проведение объявил римский император Феодосий.

    До этого времени Олимпиады успели провести около 300 раз.

    Олимпийские игры в Древней Греции

     Олимпийские игры в Древней Греции

    Цель: в яркой красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр.

    • образовательные – познакомить с историей Олимпийских игр, особенностями проведения спортивных состязаний в Древней Греции, с культурными традициями древних греков;
    • воспитательные – формировать чувство уважения к другой культуре и традициям других народов, желание заниматься спортом, стремление быть сильнее, выносливее.
    • наглядные пособия – декорации с изображением статуи Зевса, газета «История пяти колец», девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!», даты «776г. до н.э.», новые понятия «стадион», «пятиборье», «панкратий», фотографии из журналов, иллюстрации из альбома по истории культуры Древней Греции;
    • костюмы и атрибуты для учащихся – алая и белая накидки, венок из лавра;
    • ТСО – магнитофон.

    Звучит греческая музыка «Сиртаки». Выступление.

    Учитель. Соревнования и народные игры всегда радовали сердца людей. Любили их и в Древней Греции. В Афинах, Дельфах, на Истминском перешейке в назначенное время сходились желающие помериться силой, ловкостью и талантом. Много участников и зрителей собиралось на соревнования со всех концов Греции. Но самой большой славой пользовались состязания в Олимпии, расположенной в Южной Греции. Их ждали все, к ним задолго готовились, ими жила буквально вся Греция. Олимпийские игры проходили при огромнейшем стечении народа и превращались в настоящий национальный праздник.
    С давних пор возникновение Олимпийских игр связывалось с победой Зевса Олимпийского над своим свирепым и жестоким отцом Кроносом. В память об этой великой победе сын Зевса Геpaкл и основал Олимпийские игры. Согласно легенде именно Геpaкл выбрал подходящую для игр долину, которая до сих пор считается одной из самых красивых долин Греции. Считают, что Геpaкл сам отмерил длину беговой дорожки – 600 ступеней. Эта длина была названа «стадий» (192 м). Отсюда и произошло слово «стадион». Когда впервые начали проводить игры в Олимпии – никто не знает, но, очевидно, с глубочайшей древности. А вот игры, записанные в истории, с которых начался счёт победителей-олимпиоников – были проведены в 776г. до н.э. От этой даты греки ведут своё летоисчисление. Давайте и мы с вами отправимся в Древнюю Грецию и побываем на Олимпийских играх.

    Учитель.Дeвyшки могли присутствовать на Олимпийских соревнованиях. Но замужним женщинам под страхом cмepти запрещалось не только присутствовать на играх, но даже преступать границы священного округа Олимпия. Суеверные греки боялись, что замужние женщины сглазят атлетов. Единственной женщиной, всегда присутствовавшей на Олимпийском стадионе во время соревнований, была жрица богини Деметры. Она невозмутимо восседала у алтаря, стоявшего возле финишной полосы стадиона.
    За всю историю античных Олимпийских игр только одна женщина осмелилась нарушить строжайший запрет. Этой женщиной была Ференика, дочь прославленного кулачного бойца Диагора с о.Родос. Она руководила тренировкой своего сына, подготавливая его к кулачным боям. Когда подошло время игр, Ференика, переодевшись в мужскую одежду и рискуя жизнью, отправилась со своим сыном в Олимпию, где выдала себя за учителя гимнастики. После того, как её сын одержал победу и завоевал лавровый венок, Ференика, забыв о грозящей ей опасности, перепрыгнула через ограду и бросилась обнимать победителя. Все сразу поняли, что перед ними переодетая женщина. Угроза неминуемой гибели нависла над Ференикой. Но она бесстрашно защищала себя, говоря, что она дочь славного бойца и мать победителя Олимпийских игр. А он становился национальным героем Греции и почти полубогом. Вмешались зрители и стали требовать её пощады. И высшим судьям пришлось уступить – они помиловали её.
    Одним из главных состязаний Олимпийских игр было пятиборье. А знаете ли вы, какие виды соревнований оно включало?

    Работа с учебником, стр. 152 – 153.

    Совершенно верно. Это были бег, прыжки в длину, метание копья, длека, борьба. Особенно нравился эллинам «панкратий» – состязание, включавшее в себя борьбу и кулачный бой.

    Продолжается работа над заданиями, полученными в начале урока (10 – 11 вопросы, см. Приложение 2).

    Учитель.Имена многих олимпиоников вошли в историю. Среди них прославленный борец Милон, атлеты Полидам и Феаген, славившиеся невероятной силой. Какие же факты подтверждают мнение, что греки придавали очень большое значение Олимпийским играм?

    Примерные ответы учащихся.

    Олимпийские игры считались событием настолько важным, что греки вели по ним счёт времени.
    – Олимпийским играм придавалось такое большое значение, что во время их проведения даже прекращались войны. Объявлялось всеобщее священное перемирие и длилось оно целых три месяца, хотя сами игры продолжались всего пять дней.
    В 424г. до н.э. во время священного перемирия спартанцы начали осаду города. На них наложили громадный штраф. Спарта наотрез отказалась его выплачивать. Тогда атлетов Спарты на целых 20 лет лишили права выступать на Олимпийских играх.
    – Даже грабители и разбойники не нападали на прохожих. Считалось, что все идущие в Олимпию или пребывающие в ней находятся под защитой самого Зевса. Приходить в Олимпию с оружием значило впасть в немилость богам.
    – Граждане и целые полисы приносили бесчисленные дары храмам Олимпии. 12 сокровищниц были всегда переполнены.
    – Сюжеты Олимпийских игр являлись излюбленной тематикой скульпторов и живописцев Древней Греции. Примеры: Мирон – «Дискобол», Поликлет – «Копьеносец», роспись греческих ваз и амфор. (Иллюстрации в учебнике стр.151 – 155)

    Учитель. Олимпийские игры проводились в Греции почти 1200 лет и были упразднены в 394 году до н.э. Казалось, священный огонь Олимпии погас и навсегда. Но Олимпийские игры возродились. Этим человечество обязано французу Пьеру де Кубертену – историку, литератору. Именно он разработал кодекс и правила проведения игр, написал текст, клятвы участников соревнования и даже сочинил «Оду спорту».
    А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете историю современных Олимпийских игр.

    Учитель. Современные Олимпийские игры, конечно, отличаются от античных. Они стали международными, программа их расширилась, проводятся они в разных городах мира. Единственное, что не удалось возродить – священное перемирие. А в наши дни это особенно важно. И не только во время игр, а всегда, чтобы нигде и никогда не мог вспыхнуть огонь бессмысленных и бесстрашных войн.

    Заключительный этап урока. Подведение итогов, отметки за урок, домашнее задание – §33, рабочая тетрадь №№ 2, 32,33.

    Как проводились олимпийские игры в древней греции

    Interesnye fakty o drevney grecii 12

    Ещё со школьной скамьи всем известно, что античные Олимпийские игры были загублены ярыми последователями христианства, истреблявшими все языческие традиции, к которым в частности относились и древние Олимпиады. Однако новейшие исследования российских учёных заставляют усомниться в том, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий своим указом в одночасье лишил всех поклонников спорта традиционных и популярных спортивных соревнований.

    Христианство против Олимпийских игр

    Все поклонники спорта прекрасно знают, что современные Олимпийские игры созданы по образу Олимпиад, которые проводились ещё в Древней Греции. Сражения атлетов во множестве дисциплин, пышные празднования и чествования, стечение тысяч людей к месту проведения соревнований и даже всевозможные ритуалы, которые в наши дни, правда, уже не носят религиозного значения. Всё это неведомым образом исчезало на почти 15 веков, поскольку история античных Олимпиад имеет вполне определённую дату своего завершения – 394 год нашей эры, в тот же год, когда проходила 293-я Олимпиада.

    Общепринятая версия причины завершения Олимпиад описана, например, в «Школьной энциклопедии «Руссика». История древнего мира». «В 392 году Олимпийские игры были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого». На этом история Олимпиад прерывается и возобновляется лишь спустя полтора тысячелетия, когда по инициативе Пьера де Кубертена, который в своих трудах также придерживался общепринятой версии, было создано современное олимпийские движение. В версии запрета Игр в Древней Греции всё довольно логично: христианство в Римской империи стало доминирующей религией, и власти всеми силами боролись с язычеством. Олимпийские игры – это не только спортивные состязания, но и ритуал обращения к богам. Логично, что всё это было запрещено специальным указом.

    Но в этой истории оказалось одно слабое место…

    Срыв покровов

    Российские учёные Алексей Кыласов и Павел Нестеров решили выяснить, когда именно и какими документами были запрещены Олимпийские игры. Однако результат оказался неожиданным. Никаких свидетельств о запрете обнаружено не было!

    Исследователи обратились к первоисточнику: эдикту Феодосия Великого от 10 ноября 392 года, который считается пограничным указом в момент перехода Римской империи от язычества к христианству. Олимпийские игры, которые вроде бы им и были запрещены, там не упоминаются вовсе. Речь идёт о запрете целого ряда италийских языческих обрядов, но ни слова о спортивных соревнованиях там сказано не было. Да, разумеется, там предусмотрены наказания за поклонение божествам, не признанным государством, что предопределило будущее запрещённого культа олимпиоников, но запрет никоим образом не коснулся самих спортивных состязаний.

    Более того, христианская церковь в целом никогда не боролась с Олимпийскими играми как таковыми. Напротив, Иоанн Златоуст, будучи современником олимпийских сражений, чаще прибегает к положительным эпитетам. Порой он даже поясняет некоторые положения христианского вероучения примерами из олимпийских соревнований, призывает своих прихожан брать пример с атлетов в их стойкости и выносливости. Российские учёные обнаружили, что даже зрители олимпийских соревнований в проповедях Иоанна Златоуста представляются как пример упорства.

    Выходит, что видные представители христианского вероучения не видели в Олимпийских играх ничего дурного. Феодосий Великий на самом деле никаких решений об их запрете никогда не выносил. Но что же тогда стало с античными Олимпиадами?

    Угасание и трансформация

    Ключевым моментом в истории поздних античных Олимпиад стал пожар, возникший в Дафне Антиохийской, разрушивший храм, где проходили важнейшие ритуалы Олимпийских игр. Этот храм никто так и не решился восстанавливать, и так соревнования во многом лишились своего культового оформления. А впоследствии сказались и последствия законов Римской империи, создавшей принцип «плавильного котла». Греческая культура постепенно вымывалась и искоренялась. Уменьшалась и популярность главного спортивного состязания – Олимпийских игр.

    Впрочем, спорт не исчез из жизни последователей олимпийцев. Игры не исчезали, менялась лишь их форма. Традиционные игры трансформировались и в разных видах дошли до наших дней, существуя на Балканах и в Малой Азии. Что касается Европы, то олимпийские сражения сначала подверглись удивительной модернизации и превратились в соревнования аристократов на рыцарских турнирах, а затем и переродились в классический англосаксонский спорт, породивший по инициативе барона Пьера де Кубертена то, что мы сейчас знаем как современные Олимпийские игры.

    А черты игровой культуры древних греков до сих пор можно обнаружить, например, в Турции, где до сих пор проводится фестиваль Кыркпынар, впервые проведённый ещё в XIV веке. В рамках этого соревнования атлеты до сих пор сражаются в масляной борьбе и скачках, а также используют ритуалы, похожие на те, что применялись на Олимпийских играх. Эти соревнования прошли до наших дней сквозь века и религии. Турецкие атлеты сначала поменяли политеизм на христианские богослужения во времена Византии, затем на суфизм при османах, а потом вновь вернулись к имитации языческих ритуалов во времена светского государства при Ататюрке. Так что Олимпийские игры по религиозным мотивам никто не запрещал: они причудливым образом угасали и расцветали, множились и трансформировались и в сильно изменённом виде даже дошли до наших дней.

    Читайте также  Древнегреческий архитектор 5 букв
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector