Как зовут бога войны в древней греции

Как зовут бога войны в древней греции

Арес — бог войны. Символ бога Ареса

Известно, что у многих древних народов были свои верования, которые сегодня называют язычеством. Мифология древних греков особенно интересна большим разнообразием легенд и персонажей – титанов, бессмертных богов, нимф и муз. Каждый из них занимает собственное место, имеет уникальный характер и свое предназначение. Важное место в мифологии занимает Арес, бог войны, – он один из двенадцати главных богов Олимпа.

арес бог

Происхождение бога

Принято считать, что Арес является единственным сыном Зевса и Геры. Кроме того, в римской мифологии существует версия, согласно которой Арес рожден Герой самостоятельно, без участия Зевса, – зачатие произошло благодаря прикосновению к волшебному цветку, наделявшему плодовитостью. Известно, что таким образом был рожден Гефест.

Существует еще один, менее распространенный, вариант его имени – Арей, или Арейон.

Характеристики

Древнегреческий бог Арес был не единственным покровителем войны, – его сестра Афина Паллада олицетворяла собой войну честную и справедливую. Арес же был кровожадным, безрассудным, все время рвался в бой, несмотря на то что олимпийцам было запрещено напрямую вмешиваться в дела людей и участвовать в сражениях. Он предпочитал войну ради самой войны, и часто под влиянием эмоций мог встать на чью-то сторону и сражаться, круша все на своем пути.

Арес – бог кровопролитной и жестокой войны. Относительно других сфер жизни он характеризуется как агрессивный, вспыльчивый и импульсивный, совершающий необдуманные поступки, за что его недолюбливают остальные обитатели Олимпа. Рассудительная Афина даже презирает Ареса за его буйный нрав и постоянно норовит проучить. Также недолюбливает бога и его отец – Зевс. Впрочем, олимпийцам приходится считаться с Аресом только по причине его благородного происхождения.

арес бог войны

Но Арес имеет и хорошие качества – это верность и преданность, готовность постоять за своих близких и защитить тех, к кому он благосклонен. Стоит отметить, что не все боги Олимпа могут похвастать этими качествами.

Любовник и отец

Несмотря на то, каким жестоким и коварным является Арес, бог не остается равнодушным к легендарной красоте Афродиты. Она была женой Гефеста, но считается, что именно с Аресом у нее была самая крепкая и страстная любовь. Союз Войны и Любви оказался довольно прочным. Хотя между богами Олимпа часто возникали любовные отношения, так что иной раз уже и не разобрать, кто и чьим был любовником, узы Ареса и Афродиты можно по праву назвать одними из самых крепких и долговечных.

В результате этой любви у богов родились дети: сыновья Фобос (ужас) и Деймос (страх), которые сопровождали отца на поле брани. А имя их дочери — Гармония — символизирует слаженность отношений противоположных друг другу Ареса и Афродиты. Бога любви Эрота (Эрос, или Амур) и противоположного ему Антероса также считают их потомками, однако это не единственная версия относительно их происхождения.

древнегреческий бог арес

У бога войны были и другие потомки, как минимум трое из них участвовали в походе за золотым руном, а одна из дочерей стала царицей амазонок. Многие из его детей унаследовали черты характера, которыми отличался Арес. Бог весьма привязан к своим детям и при необходимости всегда был готов вступиться за них.

Мифы об Аресе

Древнегреческая мифология изобилует бесконечным множеством легенд и сказаний. На самом деле их так много, что иногда некоторые мифы могут противоречить друг другу. Бог Древней Греции Арес не является исключением и у него тоже есть своя история.

В детстве Аресу довелось провести тринадцать месяцев закованным в цепи и заключенным в бронзовый сосуд – так над ним «подшутили» близнецы-великаны Алоады От и Эфиальт. Позже мачеха великанов рассказала об этом Гермесу, который спас маленького Ареса и прекратил его мучения.

Изначально Арес обучался искусству танца у Приапа, которому поручила воспитание молодого бога его родительница Гера. И только после этого будущий бог войны начал постигать азы воинского дела.

Еще один миф о боге Аресе повествует о тех эпизодах, когда он был возлюбленным Афродиты. Муж богини, Гефест, узнав об измене супруги, захотел разоблачить любовников и взять их с поличным. Для этого он создал прочную и невидимую сеть, которую закрепил над ложем жены, после чего сделал вид, будто уходит заниматься своими делами. Арес не заставил себя долго ждать и спустя некоторое время уже возлегал с Афродитой, не ведая о той ловушке, которую приготовил им Гефест. Когда любовники поняли, что попали в западню, законный супруг созвал богов Олимпа, чтобы они стали свидетелями сей измены, но в результате ничего из этого не вышло – небожители только посмеялись над пойманными любовниками.

миф о боге аресе

Символы и атрибуты бога войны

Рука об руку с Аресом следуют его спутницы – кровожадная Энио и богиня раздора Эрида. Ну и как же в бою без коня? У покровителя войны их было аж четыре, и звали их соответственно – Блеск, Пламя, Ужас и Шум. Впрочем, символ бога Ареса – это сама война, ее разрушения, жертвы и все, что с этим связано. Его атрибутами в основном были копье и зажженный факел, а также яростные собаки и коршун, которые терзали воинов, павших в битве.

символ бога ареса

Обычно Арес изображался в виде сильного и энергичного мужчины. Он может иметь бороду, а может быть и без нее, но обязательно должен располагать атрибутами воина: шлемом, щитом, а также мечом или копьем. Иногда на нем надеты доспехи либо металлический нагрудник. Он огромный, запятнанный кровью губитель людей, разрушающий города, – таким представлялся древним грекам Арес, бог войны.

Отношение к Аресу

В Древней Греции к Аресу в основном относились негативно, не любили и боялись его. Это отражается в поэмах Гомера, описывающих, например, Троянскую войну, в которой принял участие сам бог войны. Кровожадный сумасброд, мечущийся из стороны в сторону, – таково в Илиаде описание бога. Арес хвастлив и несдержан, а когда терпит поражение, ему даже свойственны жалобы и нытье. Так случилось, когда Афина в очередной раз доставила брату определенные неудобства, направив руку Диомеда, что помогло ему ранить бессмертного и сильного бога копьем. Но Зевс не внял жалобам сына и только еще больше унизил его, сказав, что тот отвратителен ему в связи со склонностью Ареса к дракам и побоищам.

Впрочем, плохо относился к богу войны не только громовержец Зевс, что уж говорить о постоянном противостоянии Ареса и Афины Паллады. Древние греки любили рациональность и расчетливость, а Аресу как раз таки недоставало этих качеств. Однако даже у Гомера нашлись положительные эпитеты в адрес бога войны – в «Гимне Аресу» о нем говорится как об отце победы, стороннике справедливости, образце мужественности.

В римской мифологии

Если греки не особо почитали Ареса, то римляне, напротив, относились к богу войны с большим уважением. В древнеримской традиции Ареса называли Марсом, и он занимал значимое место в пантеоне богов – выше него был только Юпитер (Зевс). Марс считается покровителем народа и государства, а также приходится отцом Ромулу и Рему, братьям-основателям Рима.

Скульптуры

В Древней Греции Арес не был слишком популярен, поэтому в наше время известно не так много его скульптур. Самыми значимыми считаются статуи времен античности «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи», которые на самом деле являются римскими копиями.

бог арес фото

В парижском Лувре сегодня находится один из этих памятников, на котором изображен бог Арес, фото его представлено выше.

11. Гефест — бог-ремесленник и Арес — бог-воин

Гефест

Бог ремесел Гефест

Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.

Кузница Гефеста

Кузница Гефеста

Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

Афродита — жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня — Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса — его оружие и доспехи, для Геракла — золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.

Арес

Бог войны Арес

Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.

Арес. Римская копия с греческого оригинала

Арес. Римская
копия с греческого
оригинала

Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

Арес в глазах греков.

Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Как звали бога войны у разных народов

Статуя греческого бога Ареса

Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в пантеон двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: богиня раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).

Римские боги войны

Главным богом войны римлян являлся Марс, который изначально был богом плодородия и считался основателем и хранителем Рима. После завоевания Греции Марс был отождествлен с Аресом. Марс входил в тройку богов, стоявших во главе римского пантеона. Его спутниками были бог ужаса Павор (отождествляемый с греческим богом Деймосом), бог страха Паллор (отождествляемый с греческим богом Фобосом), богиня войны Беллона (отождествляемая с греческой богиней Энио) и богиня Дискордия (отождествляемая с греческой богиней Эридой). Римляне также почитали Минерву, отождествляемую с греческой богиней Афиной, как покровительницу войны.

Египетские боги войны

В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет считался богом-воином, покровительствующим царской власти. Позже Сет был демонизирован и противопоставлен одному из центральных египетских божеств Гору. В результате Сет стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал почитаться в качестве бога войны.

Западносемитский бог войны

Семиты не имели единой мифологической системы, так как каждая местность, как правило, имела своего бога-покровителя. Тем не менее, общим божеством войны для всех западных семитов являлся Баал, также называемый Ваал и Балу. Баал почитался не только как бог войны, но и как бог плодородия, неба, солнца, вод, создатель вселенной, животных и людей.

Кельтские боги войны

Кельтским божеством войны являлся Камул, которого римляне отождествляли с Марсом. Функции Камула мало известны, поскольку письменных упоминаний об этом боге сохранилось немного. Помимо Камула кельты поклонялись трем сестрам Морриган, Бадб и Махе. Некоторые исследователи считают, что они являлись не отдельными божествами, а отражали разные аспекты триипостаной богини войны.

Скандинавские боги войны

Верховный бог скандинавов Один одновременно являлся и богом войны. Его свиту составляли валькирии — девы, решающие судьбу воинов на поле брани и отбирающие героев для небесного чертога Вальхаллы. Сыну Одина Тюру, также называемому Тир или Тив, поклонялись как богу воинской доблести. Скандинавская богиня любви и плодородия Фрейя тоже могла принести победу в битве, поэтому она почиталась и как богиня войны. Кроме того она забирала себе тех павших воинов, которые не попадали в Вальхаллу.

Читайте также  Паганини фото композитора

Славянский бог войны

Главный бог древнерусского языческого пантеона Перун почитался как бог грома и молнии, а также покровитель князя, дружины и военной элиты. После прихода христианства воинские черты Перуна были перенесены на Георгия Победоносца и частично на святых мучеников Бориса и Глеба.

Как зовут бога войны в древней греции

Арей (Άρης), в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Первоначально А. просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. П. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об А. свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (О. R. 190-215) называет А. «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты А. отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях А. — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила А. без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229-260). В олимпийской мифологии А. с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. II. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера А. — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859-861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403-407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь А. его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889-898). Но вместе с тем А. уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264-366). О любви А. и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. Ill 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает А. как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный А. с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме А. отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, «Archiv für Religionswissenschaft», 1920-22, № 20-21; его же, Ares, там же, 1923-24, 22.
А. Ф. Лосев.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «А. Боргезе» и «А. Лудовизи» (римские копии). А. изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «А. и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях А. изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью А. и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда А. изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «А. и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, X. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла А. («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж. Л. Давида). Первые статуи А. созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А. В. Суворову статуя бога войны работы М. И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.
В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об А. послужили сюжетом для либретто ряда опер («Обманутый Марс» М. А. Циани; «Любовь Марса и Венеры» Г. Фингера; того же названия опера А. Кампра; «Умиротворённый Марс» А. Ариости).

Арес (так называемый Арес Боргезе).

Арес (так называемый Арес Боргезе).

Арес (так называемый Арес Боргезе).
Римская копия.
С греческого оригинала, приписываемого Алкамену (около 430 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Арес Лудовизи.

Арес Лудовизи.

Арес Лудовизи.
Римская копия.
С греческого оригинала (вторая половина IV в. до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Национальный музей.

Арес. Фриз из сокровищницы в Дельфах.

Арес. Фриз из сокровищницы в Дельфах.

Полезное

Смотреть что такое «АРЕС» в других словарях:

Арес I-Х — Арес I X Арес I X   лётное испытание новой ракеты носителя Арес I, разрабатываемой НАСА. Старт ракеты состоялся 28 октября 2009 года в 15:30 … Википедия

Арес I-Y — будет структурным пробным полётом по программе доводки ракеты носителя Арес I. Нагрузка для пробного полёта будет схожа на запланированую для Арес I. Запуск назначен на сентябрь 2013 года.[1][2] В пробном полёте будут участвовать пятисегментный… … Википедия

Арес — >.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. /> Арес (.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. Арес (.н.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Арес — (т.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. АРЕС (Арей), в греческой мифологии бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. Арес соответствует римскому Марсу. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АРЕС — (греч. Ares). То же, что Марс. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЕС греч. Ares. То же, что Марс. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

Арес — (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Чернышевского улица 13, 98107 Феодосия, Крым … Каталог отелей

Арес — (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Чернышевского улица 13, 98107 Феодосия, Крым … Каталог отелей

АРЕС — (Арей), в греческой мифологии бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. Арес соответствует римскому Марсу … Современная энциклопедия

Арес — (АРЕЙ) см. Марс. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

арес — Арей, Марс, бог войны (ради войны) Словарь русских синонимов. арес сущ., кол во синонимов: 5 • бог (375) • боги войны … Словарь синонимов

Божественная Санта-Барбара – история Кратоса в кратком изложении

Рядом с сюжетами игр серии God of War мифы Древней Греции выглядят детскими иллюстрированными книжками. Взяв за основу античные сказания, разработчики создали сагу, которую не грех вынести в самостоятельное литературное произведение. Замысловатые интриги небожителей, эпические битвы с участием мифических чудовищ, титанов и самих олимпийских богов, путешествия между мирами живых и мертвых, прыжки во времени – все это сплетается в такой замысловатый клубок, что и не враз разберешься, кто, с кем и почему поссорился. Поэтому, прежде чем начинать знакомство с God of War 3 (возможно, заключительным эпизодом серии), мы рекомендуем окунуться в прошлое, дабы освежить воспоминания и лучше понять события новой игры. Кто такой Кратос и как он оказался в центре колоссального противостояния высших существ? Мы ответим на эти и многие другие вопросы.

Серия God of War состоит из пяти эпизодов. Первая часть вышла на PlayStation 2 в 2005 году, а за ней в марте 2007-го последовал сиквел God of War 2. В июне того же года появился экшен God of War: Betrayal для мобильных телефонов, повествующий о событиях между двумя основными эпизодами серии. Наконец, в марте 2008-го на PSP состоялась премьера приквела God of War: Chains of Olympus. И чтобы не нарушать событийный ряд, экскурс в прошлое мы начнем именно с него.

Слуга богов

Главную роль во всех эпизодах God of War играет Кратос – великий спартанский воин, настолько преуспевший в боевом ремесле, что сам Арес, бог войны, сделал его своим слугой. С дарованным ему божественным оружием – Клинками Хаоса (Blades of Chaos) – Кратос был непобедим, но почетная служба не принесла ему счастья. Коварный, как и все боги Олимпа, Арес обманом вынудил Кратоса уничтожить свою собственную семью, тем самым оставив в его жизни только одну цель – сражаться, убивать и мстить. О дальнейшем служении покровителю воинов не могло быть и речи, но мучимый кошмарами и терзаниями о содеянном Кратос все равно оставался непревзойденным бойцом. И воспользоваться его силой не преминули другие небожители.

Тем более что сами они оказались в незавидном положении. В God of War: Chains of Olympus Кратоса о помощи просит Афина. Титан Атлант сумел похитить солнечного бога Гелиоса, из-за чего мир погрузился во тьму. Властелин сновидений Морфей воспользовался ситуацией и напустил на олимпийских богов дремотное оцепенение. Чтобы развеять чары, необходимо освободить Гелиоса, и с этой целью Кратос отправляется в подземное царство. Правда, лодочник Харон не захотел пустить туда героя по-хорошему и даже сбросил его в Тартар, но Кратос в итоге расправился с нахалом.

Спустившись по реке Стикс, герой попал в храм Персефоны, королевы подземного мира. Но хитрая богиня мертвых сумела без боя его остановить. Она сделала Кратосу предложение, от которого невозможно отказаться. Ему было дозволено отправиться на Елисейские поля, обитель чистых душ, где ныне находится его дочь Каллиопа. Персефона поставила лишь одно условие – воин должен был отринуть все свое оружие и силы, дарованные ему богами. Согласившись, Кратос стал простым смертным, попал на Елисейские поля и узнал правду, заставившую его содрогнуться.

На встречу с дочерью Персефона толкала героя отнюдь не из благих побуждений. Некогда преданная Зевсом и обманутая Аидом, она задумала отомстить всем олимпийцам сразу, разрушив с помощью Атланта колонну, на которой зиждется мир. Боги в оцепенении, Кратос обессилен, и исполнению плана ничто не мешает. Герою приходится переступить через себя, через свою любовь и боль, навсегда расставшись с надеждой еще когда-нибудь увидеть дочь ради спасения и богов, и человечества. Он возвращает себе свой арсенал, покидает Елисейские поля, вступает в бой с Персефоной и побеждает ее. Правда, столп во время драки таки разрушается, но Кратос успевает приковать к своду Атланта, и тот остается держать на себе мир.

Наконец, Гелиос возвращается на небо, но изможденный и убитый горем герой вываливается из его огненной колесницы. Разбиться насмерть ему не дают Афина и сам Гелиос, оставляя угрюмого Кратоса на утесе, нависшем над Эгейским морем…

Долгожданная месть

С этого-то утеса и бросается Кратос в начале оригинальной God of War, но попытке суицида предшествует еще одна эпическая история (действие игры проходит как бы в воспоминаниях). После спасения Гелиоса и всего мира в придачу Афина вновь обратилась к Кратосу за помощью. В этот раз ей понадобилось расправиться с богом войны Аресом, а сделать этого сама она не могла – Зевс запретил богам напрямую воевать друг с другом. Кратоса не пришлось долго упрашивать, ведь к Аресу у него давние счеты.

Чтобы обрести силы, необходимые для битвы со столь могущественным противником, герой отправился за шкатулкой Пандоры, укрытой в храме Пандоры, что выстроен на спине титана Хроноса, сосланного Зевсом в пустыню Потерянных душ. Пройдя через суровые испытания, Кратос добрался до заветного артефакта, но Арес прознал о его планах и, пока воин не успел воспользоваться шкатулкой, убил его.

Но что такое смерть для того, кто выбрался из Тартара и справился с Атлантом? После гибели Кратос провалился в подземное царство, как и подобает покойному, но с боем проложил себе путь назад в мир живых. Вернув себе шкатулку Пандоры, воин распахнул ее и обрел божественную силу. Впрочем, это не сделало его победу над Аресом легкой. Фактически, герой едва вновь не погиб, но бог войны все же был повержен.

Увы, вожделенной награды Кратос не дождался. Афина обещала, что боги избавят его от кошмаров, связанных с чудовищным прошлым, но выяснилось, что такое не под силу даже жителям Олимпа. Под грузом боли и отчаяния воин бросается с памятного утеса в Эгейское море, но и в этот раз смерть обходит его стороной. Афина спасает Кратоса и берет его на гору Олимп, где спартанец становится новым богом войны. Так заканчивается первая часть God of War, однако драматичные события неслыханного масштаба с этого лишь начинаются.

Неповиновение

Мог ли Кратос со своим бунтарским спартанским норовом ужиться на Олимпе, где верховодит Зевс? Да и небожители отнюдь не обрадовались появлению в своих рядах бывшего смертного. Игра для мобильных телефонов God of War: Betrayal рассказывает о том, как Кратоса попытались подставить.

Кто-то убил питомца Геры Аргоса, а подозрение пало на спартанца. Настоящего убийцу Кратос преследует через всю Грецию, оставляя за собой хаос и разруху. Такое отношение к подвластным землям, естественно, обеспокоило Зевса, и тот отправил к Кратосу сына Гермеса Церикса с посланием, мол, хватит безобразничать. Но разгоряченный Кратос затевает с Цериксом бой и убивает его. Простить такое Зевс не может.

Начало конца

А Кратос еще больше усугубляет свое без того незавидное положение. Мучимый ужасами прошлого, упокоение он находит лишь в одном занятии – войне. В God of War 2 новоявленный бог вместе со спартанской армией захватывает греческие полисы один за другим, чем и настраивает против себя богов. В битве за Родос Зевс лишает Кратоса части его божественных сил и вынуждает сражаться с оживленным Колоссом Родосским, а затем своими руками убивает спартанца.

По замыслу громовержца впереди Кратоса ждут вечные пытки в Аиде, но на помощь герою приходит Гея, мать титанов. Некогда поверженные олимпийцами титаны давно мечтают о мести, и союз с Кратосом видится отличным способом осуществить задуманное. Гея отправляет воина к мойрам, сестрам судьбы, которые оберегают веретено судьбы, сплетающее нити судеб как смертных, так и самих богов. Веретено – единственный шанс Кратоса изменить свое прошлое и получить возможность вновь сразиться с заносчивыми небожителями.

По пути к мойрам воин сталкивается со многими титанами, включая Прометея и давнего знакомого Атланта, которого даже умудряется склонить на свою сторону. От титанов Кратос получает магические силы и к мойрам заявляется уже во всеоружии. Но три сестры – Лахесис, Атропос и Клото – вовсе не горят желанием допустить спартанца к святая святых – веретену судьбы. Приходится сражаться. Во время боя Атропос переносит Кратоса в прошлое и заставляет его вновь биться с Аресом, но герою удается выкрутиться и запереть обеих сестер в вечности, тем самым избавившись от них. С оставшейся Клото воин расправляется столь же хладнокровно.

Используя веретено, спартанец возвращается к своей схватке с Зевсом в Родосе, наносит правителю Олимпа серьезные ранения, заставляя его отступить, и едва не убивает, но Афина ценой собственной жизни защищает Зевса. Выбирая между своим любимчиком и громовержцем, она встает не на сторону Кратоса. Перед смертью Афина раскрывает шокирующую правду: Кратос – сын Зевса. Увы, для Олимпа это ничего не меняет. Ведомые Кратосом и Геей титаны вторгаются на вершину горы, но Зевс, Посейдон, Аид, Гермес, Гелиос и Аполлон уже готовы к встрече. God of War 2 заканчивается зловещим пророчеством: «Конец начался…»

Битва титанов

О грандиозном противостоянии Кратоса главным олимпийским богам расскажет God of War 3, и мы со своим кратким содержанием на его территорию вторгаться не будем. Но и пережить практически все описанные выше события сегодня любой владелец PS3 может лично. Вместе с God of War 3 компания Sony выпускает сборник God of War Collection, куда входят адаптированные для работы на PS3 первая и вторая части серии. От вышедших на PS2 оригиналов они отличаются высоким разрешением (1280 на 720 точек) и скоростью кадров (60 в секунду). Добавьте к этому поддержку системы трофеев – и получится, что стимул познакомиться с God of War Collection есть даже у тех, кто раньше уже играл в God of War 1 и 2. Эти хиты действительно стоят того, чтобы к ним вернуться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector