Как зовут богиню плодородия

Как зовут богиню плодородия

Анге Патяй

Анге Патяй — в мифологии мордвы-эрзян богиня-мать, творение демиурга Чам-Паса, одновременно его жена, богиня плодородия, покровительница ро́дов, рожениц и женских работ, прародительница всех остальных богов [1] [2] . Вопрос о достоверности этого мифологического персонажа остаётся дискуссионным.

Содержание

Споры о достоверности мифа [ править ]

Поскольку сведения об Анге Патяй впервые были введены в научный оборот этнографом-любителем П. И. Мельниковым-Печерским, некоторыми исследователями (в частности, И. Н. Смирновым, М. Е. Евсевьевым и др.) позднее действительность существования такой богини в языческом пантеоне эрзян ставилась под сомнение [3] . Так, по мнению сторонников фиктивности образа Анге Патяй, «сомнение возбуждает самое имя богини Анге-патяй, по толкованию Мельникова, слово в слово означает мать-богиня. На самом деле слово анге не встречается ни в одном из мордовских словарей, а слово патяй значит вовсе не мать и не богиня, как предполагает, по-видимому, Мельников, а тётка» [4] . Финский учёный Уно Харва [fi] полагал мифы об Анге Патяй в изложении Мельникова-Печерского «курьёзом» [5] .

Критики работ Мельникова-Печерского указывали, что их автор без достаточных оснований подгонял содержание мордовских мифов под «библейскую схему», выстраивая чёткую иерархию богов с Чам-Пасом — Богом-творцом — во главе [6] . С другой стороны, отмечается, что «материалы по мордовской мифологии в принципе не дают оснований отрицать „систему“ П. И. Мельникова, однако некоторые её положения сомнительны. Прежде всего, сомнительно имя Анге-патяй, которое, по мнению Мельникова, означает боги­ня-мать. Имя это записано от сильно обрусевшей Мордвы, которая легко могла его исказить. Такие примеры нам известны, поэтому „система“ П. И. Мельникова нужда­ется в глубоком анализе и тщательной проверке» [7] .

С точки зрения современных оценок, существование данной богини в мифологической картине эрзян в том виде, в каком она была описана Мельниковым-Печерским, нельзя считать однозначно доказанным, однако, сопоставляя мифологию эрзян с мифологиями родственных финно-угорских народов, в которых также в той или иной степени присутствует миф о небесной деве — подательнице жизни и источнике плодородия, можно прийти к выводу о наличии подобной богини также и в языческом пантеоне мордвы [8] .

Кроме того, сторонники достоверности мифа указывают, что в работах Мельникова-Печерского приводятся тексты мордовских молений, обращённых к Анге Патяй, которые он вряд ли мог придумать сам [3] ; также имеются свидетельства современных фольклористов об обрядах, связанных с почитанием Анге Патяй, бытовавших у мордвы [9] .

Однако ряд исследователей до сих пор вопрос о существовании такой богини в мифологии эрзян относят к числу спорных: «Спорная по факту своего существования Анге патяй отличается нечёткостью функций, недоработанностыо образа, возможно, у данного божества была лишь узкодиалектная, узколокальная распространённость, что, в конечном счёте, приводит к постепенному её исчезновению» [10] .

Содержание мифа (по П. И. Мельникову-Печерскому) [ править ]

Первоначально демиург Чам-Пас случайно из своей слюны сотворил Шайтана, которому предложил стать своим товарищем в сотворении всего сущего. Однако Шайтан возгордился, неточно исполнял повеления Чам-Паса, мешая последнему творить мир. Чам-Пас проклял Шайтана и низвергнул его в пропасть. После чего Чам-Пас сотворил Анге Патяй в противовес Шайтану: если Шайтан ассоциировался со злым началом, то Анге Патяй — с добрым. По одной из версий мифа, Анге Патяй появилась из яйца, разбитого Чам-Пасом; после явления Анге между нею и Чам-Пасом произошёл следующий диалог: «„Кто ты, девушка?“ — спросил Чам-Пас. „Я — твоя дочь, мой повелитель“. — „Ты не предназначена быть моей дочерью, ты будешь моей любимой женой“, — сказал Чам-Пас» [11] . При этом и Шайтан, и Анге Патяй уступают по могуществу Чам-Пасу, однако равны в своём могуществе друг с другом, ввиду чего ведут постоянную борьбу.

Анге Патяй произвела, в свою очередь, на свет по четыре бога и богини:
Боги:

  • Нишки-Пас — бог неба, солнца, огня, света, покровитель пчёл;
  • Свет-Верешке-Велен-Пас — бог земли, устроитель человеческого общества;
  • Назаром-Пас — бог зимы, ночи, Луны, владыка царства мёртвых, определяющий их посмертную участь (добрых отправляет в обитель Нишки-Паса, злых низводит к Шайтану);
  • Волцы-Пас — бог животного мира, покровитель охоты;
  • Нишкенде-Тевтяр — сестра Нишки-Паса, покровительница пчеловодства;
  • Норрова-Анаручи — богиня земледелия;
  • Пакса-Патяй — покровительница лугов, полей, огородов;
  • Верья-Патяй — богиня лесов, рощ и деревьев.

Народив этих богов, Анге Патяй решила наводнить весь мир добрыми духами, чтобы успешней противостоять козням Шайтана. Для этого она попросила у Чам-Паса огниво, а у своего сына Нишки-Паса — кремень. Ударяя огнивом о кремень, Анге Патяй стала высекать искры, превращающиеся в добрых духов — öзаисов. Увидев это, Шайтан также стал высекать искры, порождающие злых духов. Этим процессом они заняты постоянно и до сих пор.

Анге Патяй обитает как на небе, так и на земле. На небе в её жилище пребывают семена растений, зародыши животных и души ещё не родившихся людей: через дождь, росу и зарницу Анге проливает на Землю жизнь. В небесном обиталище Анге Патяй пребывает в образе прекрасной и молодой женщины, однако, сходя на землю, принимает образ старухи, при этом физически очень сильной, под пятой которой прогибаются камни (поэтому, по эрзянским поверьям, отметины на камнях, похожие на человеческие следы, оставляет именно Анге Патяй [12] ), или белой птицы с золотым клювом.

Анге Патяй приставляет к младенцам духов-хранителей, помогает при родах (почему в некоторых местностях её зовут Булмань Патяй, то есть «богиня-повитуха»), оберегает домашних животных и птицу (в особенности, кур, почему и жертвовать ей положено куриные яйца).

Влияние христианства [ править ]

По мнению исследователей, под влиянием распространившего среди мордвы христианства претерпел изменения и образ Анге Патяй. Так, если Чам-Паз стал восприниматься как Бог-Отец, Нишке (Нишки-Пас) — как Бог-Сын, то собственно Анге Патяй — как Богородица [13] , а иногда также и как апокрифическая Саломея-повитуха [14] . В одном из вариантов мифа об Анге Патяй рассказывается, что она, родив восемь детей-богов, осталась девственницей, что также позволяет сопоставить образ Анге Патяй с образом Богоматери [11] .

Высказывается предположение, что в процессе христианизации мордвы на образ Анге Патяй наложился образ Богородицы, который вобрал в себя большинство функций Анге Патяй, со временем полностью заместив его [8] .

Как звали богиню любви и красоты? Несколько вопросов, которые проверят, насколько хорошо вы знаете древнегреческих богов

Как известно, Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации. С тех далеких времен до нас дошла ее мифология, которая тесно переплетена с религиозными верованиями, оказала на развитие культуры и искусства во всем мире огромное влияние. Тем, кто хочет проверить свои знания о древнегреческих божествах, предлагаются следующие вопросы.

1. Сияющий и лучезарный

Златокудрый, лучезарный бог света с серебряным луком, который покровительствовал музыке, искусствам, был предводителем муз, олицетворял мужскую красоту.

Варианты ответов: Арес, Аполлон.

2. Грозная богиня

Богиня возмездия, которая карала тех, кто нарушал общественный и нравственный порядок.

3. Ведающий миром

Верховное божество, повелевавшее небом, громом, молниями, управлявшее всем миром. Глава богов-олимпийцев.

4. Родившаяся из морской пены

Богиня любви, красоты, плодородия, жизни и вечной весны. Почиталась как покровительница браков и успешных родов.

(Афина, Артемида, Афродита).

5. Посланник богов

«Заведовал» торговлей, был хитрым, вороватым и красноречивым. Покровительствовал юношеству, был посланником богов, а также проводил в подземное царство Аида души умерших.

(Гермес, Зевс, Посейдон, Аид).

6. Бог вина и веселья

Младший олимпиец, бог растительности, виноделия, виноградарей, религиозного экстаза, вдохновения, театра и производительных сил природы.

7. Самая мудрая

Богиня мудрости, знаний, ремесел и искусств, покровительствовала городам и государствам, наукам и мастерству, уму, сноровке и изобретательности. Дева-воительница, занимавшаяся военной стратегией и тактикой.

(Гера, Деметра, Афина).

8. Хранительница очага

Юная хранительница семейного очага, а также жертвенного огня, давшая обет целомудрия.

9. Воинственная богиня

Богиня победы, которая была союзницей Зевса в войне с титанами и гигантами.

(Гестия, Афина, Деметра, Ника).

10. Сестра и супруга Зевса

Была покровительницей брака, охраняющей матерей во время родов. Верховная богиня, властная, жестокая и ревнивая.

11. «Мать-земля»

Покровительница земледельцев, богиня плодородия, относилась к наиболее почитаемым божествам в олимпийском пантеоне.

(Артемида, Гестия, Деметра).

12. Верховный морской бог

Наряду с Зевсом и Аидом был главным олимпийцем, управлял водной стихией, оттеснив других морских богов.

13. Персонификация сна

Бог сна и сновидений, жил на краю мира, был тихим, спокойным и благосклонным к людям.

(Дионис, Гефест, Гипнос).

14. Вероломный бог

Бог войны, но войны не честной и справедливой, а отличавшейся хитростью, коварством и жестокостью, ведущейся ради самих столкновений.

(Арес, Аид, Гермес).

15. Царствовал под землей

Бог царства мертвых, находившегося под землей, стороживший его врата, гостеприимный и щедрый.

(Гермес, Аид, Дионис).

16. Вечно юная

Богиня охоты, плодородия, целомудрия, вечно молодая, покровительствовавшая всему живому, дававшая счастье в браке. Позже — богиня Луны.

(Гера, Артемида, Гестия).

17. Олицетворение радуги

Богиня радуги, вестница богов, разносящая их поручения со скоростью ветра и по земле, и в морские глубины, и даже в преисподнюю.

Правильные ответы

Если вы хорошо помните греческих богов, то вы догадались, что речь идет об:

Деметра

Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях.

Деметра (у римлян Церера) — одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Это богиня плодородия и земледелия, которую особенно чтили земледельцы. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы отодвинута на второй план. Это доказывает, что чтить ее как величайшую богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а скотоводство потеряло былое значение.

ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ АИДОМ

Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец Зевс. Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного царства, лишенная света и горячего южного солнца.

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до высокого, светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.

Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но нигде не было ее. Океаниды не видали, куда скрылась Персефона.

Тяжкая скорбь об утрате единственной возлюбленной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не сознавая, ни о чем не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле, проливая горькие слезы. Она всюду искала Персефону, всех просила о помощи, но никто не мог помочь ей в ее горе. Наконец, уже на десятый день она пришла к богу Гелиосу-Солнцу и стала со слезами молить его:

— О, лучезарный Гелиос! Ты объезжаешь на златой колеснице высоко по небу всю землю и все моря, ты видишь все, ничто не может скрыться от тебя; если ты имеешь хоть немного жалости к несчастной матери, то скажи мне, где моя дочь Персефона, скажи, где мне искать ее! Я слышала ее крик, ее похитили у меня. Скажи, кто похитил ее. Я всюду искала ее, но нигде не могу найти!

Ответил Деметре лучезарный Гелиос:

— Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя, ты видишь, как скорблю, видя твое горе. Знай, великий тучегонитель Зевс отдал дочь твою в жены своему мрачному брату, владыке Аиду. Он похитил Персефону и увез ее в свое полное ужасов царство. Побори же свою тяжелую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери, она стала женой могущественного брата великого Зевса.

Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца Зевса за то, что отдал он без ее согласия Персефону в жены Аиду. Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы.

Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.

Наконец Деметра пришла к городу Элевсину. Там, у городских стен, села в тени оливы на «камень скорби» у самого «колодца дев». Недвижима сидела Деметра, подобная изваянию. Прямыми складками спадала до самой земли ее темная одежда. Голова ее была опущена, а из глаз одна за другой катились слезы и падали ей на грудь. Долго сидела так Деметра, одна, неутешная.

Увидали ее дочери царя Элевсина, Келея. Они удивились, заметив у источника плачущую женщину в темных одеждах, подошли к ней и с участием спросили, кто она. Но богиня Деметра не открылась им. Она сказала, что ее зовут Део, что родом она с Крита, что ее увели разбойники, но она бежала от них и после долгих скитаний пришла к Элевсину. Деметра просила дочерей Келея отвести ее в дом их отца, она согласилась стать служанкой их матери, воспитывать детей и работать в доме Келея. Дочери Келея привели Деметру к матери своей, Метанейре.

Дочери Келея не думали, что вводят в дом отца своего великую богиню. Но когда вводили они Деметру в дом отца, то коснулась богиня головой верха двери, и весь дом озарился дивным светом. Метанейра встала навстречу богине, она поняла, что не простую смертную привели к ней ее дочери. Низко склонилась жена Келея перед незнакомкой и просила ее сесть на ее место царицы. Отказалась Деметра; она молча села на простое сиденье служанки, по-прежнему безучастная ко всему, что делалось вокруг нее. Служанка же Метанейры, веселая Ямба, видя глубокую печаль незнакомки, старалась развеселить ее. Она весело прислуживала ей и своей госпоже Метанейре; громко звучал ее смех и сыпались шутки. Улыбнулась Деметра в первый раз с тех пор, как похитил у нее Персефону мрачный Аид, и в первый раз согласилась она вкусить пищи.

Деметра осталась у Келея. Она стала воспитывать его сына Демофонта. Богиня решила дать Демофонту бессмертие. Она держала младенца у своей божественной груди, на своих коленях; младенец дышал бессмертным дыханием богини. Деметра натирала его амврозией, а ночью, когда все в доме Келея спали, она, завернув Демофонта в пеленки, клала его в ярко пылавшую печь. Но Демофонт не получил бессмертие. Увидала раз Метанейра своего сына, лежащего в печи, страшно испугалась и стала молить Деметру не делать этого. Деметра разгневалась на Метанейру, вынула Демофонта из леча и сказала:

— О, неразумная! Я хотела дать бессмертие твоему сыну, сделать его неуязвимым. Знай же, я — Деметра, дающая силы и радость смертным и бессмертным.

Деметра открыла Келею к Метанейре, кто она, и приняла свой обычный образ богини. Божественный свет разлился по покоям Келея. Богиня Деметра стояла, величественная и прекрасная, золотистые волосы спадали на ее плечи, глаза горели божественной мудростью, от одежд ее лилось благоухание. Пали на колени перед ней Метанейра и ее муж.

Богиня Деметра повелела выстроить храм в Элевсине, у источника Каллихоры, и осталась жить в нем. При этом храме Деметра сама учредила празднества.

Печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру, не забыла она и гнева своего на Зевса. По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее, так как на полях земледельцев не всходило ни единой травки. Напрасно тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне — бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали куриться на земле жертвы бессмертным богам. Гибель грозила всему живому. Не хотел гибели смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов Приду. Быстро помчалась она на своих радужных крыльях в Элевсин к храму Деметры, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов. Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей Аид ее дочь Персефону.

Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида, предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал ему волю Зевса.

Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно плода граната, символ брака. Взошла Персефона на златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида, никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина.

Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила ее в свои объятия. Снова была с ней ее возлюбленная дочь Персефона. С ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть — возвращаться к мужу своему Аиду.

Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.

Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

Великая богиня Деметра, дающая плодородие земле, сама научила людей, как возделывать хлебородные нивы. Она дала юному сыну царя Элевсина, Триптолему, семена пшеницы, и он первый трижды вспахал плугом рарийское поле у Элевсина и бросил в темную землю семена. Богатый урожай дало поле, благословленное самой Деметрой. На чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, Триптолем по повелению Деметры облетел все страны и всюду научил людей земледелию.

Был Триптолем и в далекой Скифии у царя Линха. Его тоже научил он земледелию. Но гордый царь скифов захотел отнять у Триптолема славу учителя земледелия, он захотел присвоить эту славу себе. Линх решил убить во время сна великого Триптолема. Но Деметра не допустила совершиться злодеянию. Она решила покарать Линха за то, что он, нарушив обычай гостеприимства, поднял руку на ее избранника.

Читайте также  Изображение человека в древней греции

Когда Линх ночью прокрался в покой, где мирно спал Триптолем, Деметра обратила царя скифов в дикую рысь в то самое мгновение, когда занес он над спящим кинжал.

Скрылся в темных лесах обращенный в рысь Линх, а Триптолем покинул страну скифов, чтобы, переносясь из страны в страну на своей чудесной колеснице, учить людей великому дару Деметры — земледелию.

Не одного царя скифов, Линха, покарала Деметра, она покарала и царя Фессалии, Эрисихтона. Надменен и нечестив был Эрисихтон, никогда не чтил он богов жертвами. В своей нечестивости он осмелился дерзко оскорбить великую богиню Деметру. Он решил срубить в священной роще Деметры столетний дуб, бывший жилищем дриады, любимицы самой Деметры. Ничто не остановило Эрисихтона.

— Хотя бы это была не любимица Деметры, а сама богиня, — воскликнул нечестивец, — все же срублю я этот дуб!

Эрисихтон вырвал из рук слуги топор и глубоко вонзил его в дерево. Тяжкий стон раздался внутри дуба, и хлынула кровь из его коры. Пораженные стояли перед дубом слуги царя. Один из них осмелился остановить его, но разгневанный Эрисихтон убил слугу, воскликнув:

— Вот тебе награда за твою покорность богам!

Эрисихтон срубил столетний дуб. С шумом, подобным стону, упал дуб на землю, и умерла жившая в нем дриада.

Надев темные одежды, дриады священной рощи пришли к богине Деметре и молили ее покарать Эрисихтона, убившего их дорогую подругу. Разгневалась Деметра. Она послала за богиней голода. Посланная ею дриада быстро помчалась на колеснице Деметры, запряженной крылатыми змеями, в Скифию, к горам Кавказа, и там нашла на бесплодной горе богиню голода, с впалыми глазами, бледную, с растрепанными волосами, с грубой кожей, обтягивавшей одни кости. Посланная передала волю Деметры богине голода, и та повиновалась велению Деметры.

Явилась богиня голода в дом Эрисихтона и вдохнула ему неутолимый голод, сжигавший все его внутренности. Чем больше ел Эрисихтон, тем сильнее становились муки голода. Все свое состояние истратил он на всевозможные яства, которые только сильнее будили в Эрисихтоне неутолимый, мучительный голод. Наконец, ничего не осталось у Эрисихтона — лишь одна дочь. Чтобы добыть денег и насытиться, он продал свою дочь в рабство. Но дочь его получила от бога Посейдона дар принимать любой образ и каждый раз освобождалась от покупавших ее то под видом птицы, то коня, то коровы. Много раз продавал свою дочь Эрисихтон, но мало ему было денег, которые выручал он от этой продажи. Голод мучил его все сильнее и сильнее, все нестерпимее становились его страдания. Наконец, Эрисихтон стал рвать зубами свое тело и погиб в ужасных мучениях.

Боги и Богини скандинавской мифологии

Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.

Кратко о скандинавских богах

  1. Три основных бога скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
  2. Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
    1. Асы — семья верховного бога Одина [Боги войны]
    2. Ваны — семья морского бога Ньёрда [Боги плодородия]

    Наше сообщество

    Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо, что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — Freinheim . В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.

    Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

    В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.

    Тор и великан Хрунгнир мифология боги скандинавские

    Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

    Главные боги

    Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

      — верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и одноглазый правитель Вальхаллы . Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель миров скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой

    Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

    1. Эйр — покровительница врачевания
    2. Гевьон — покровительница юных дев
    3. Фулла — служанка и спутница Фригг
    4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
    5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
    6. Лови — соединяет влюблённых
    7. Вар — покровительница клятв
    8. Вер — богиня ума и любопытства
    9. Сюн — стражница закрытых дверей
    10. Хлин — оберегает людей от опасности
    11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

    Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

    1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
    2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
    3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.

    Боги и богини скандинавии мифология

    Другие боги и младшие божества

    • Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в Вальхаллу , могут даровать победу или поражение в битве
    • Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве Иггдрасиль
    • Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
    • Бури — дедушка Одина, предок всех богов
    • Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
    • Бестла — мать Одина, жена Бора
    • Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
    • Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
    • Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
    • Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
    • Сигюн — жена Локи родившая ему сыновей Ва­ли и Нар­ви
    • Ангрбода — жена Локи породившая волка Фенрира , змея Ёрмунганда и богиню Хель

    На этом у меня всё. Если хочешь познакомиться со всеми мифами и легендами скандинавской мифологии, у меня есть для тебя целый сборник — Основы скандинавской мифологии

    Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .

    Запись украшают работы художников:

      — New guy in Valhalla — Fierce attack
    1. Unknown — Valkyrie

    Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

    Вот имя 10 богинь красоты и их истории


    Человеческие общества, накапливающие идеалы красоты и чувствующие близость к этой социальной конструкции, — это история, столь же старая, как само время. Эти идеалы часто основаны на мифологиях, созданных этими обществами, и можно найти много таких примеров в греческих, римских, месопотамских и других мифах и легендах. Так же, как олимпийские боги, но за редким исключением древнегреческие богини проживали и на горе Олимп. Эти богини с их собственными захватывающими историями — действительно силы, с которыми приходится считаться в греческой мифологии, но греки не единственные, кто построил богинь красоты, и следующий список включает в себя богинь из различных древних обществ.

    Почему люди поклоняются богиням красоты?

    С начала времен люди поклонялись либо тому, что они глубоко ценили, либо тому, чего они глубоко боялись — в обоих случаях; это сила, которой поклоняются. Божества, созданные людьми, часто представляют собой дискурсы, которые имеют значение для общества, а красота — это дискурс, который большинство обществ активно вовлекает в себя и высоко ценит. Тогда имеет смысл, что древние греки создали мифологию женского во всех ее цветах и ​​чудесах, воплощая идеалы женской красоты и силы в качестве материнства и чувственности среди других. Мы видим, что многие богини широко представлены в различных мифологиях, каждая из которых имеет свою собственную захватывающую историю.

    Список имен 10 богинь красоты и их истории

    1. Афродита

    Афродита, пожалуй, самая известная греческая богиня красоты, считается воплощением физической красоты, любви, плодородия и удовольствия. Есть много легенд о ее рождении, но самая популярная из них предполагает, что она родилась из морской пены в морской раковине, как жемчужина в раковине устрицы. Эта культовая сцена иллюстрируется в «Рождении Венеры» Сандро Боттичелли. Мать Эроса (Амур), Афродита, связана с символами, которые включают голубей, роз, воробьев, миртов и лебедей. Термин «афродизиак» также был непосредственно получен из ее имени.

    Однако, несмотря на легенду о ее потрясающей красоте, ничего хорошего не вышло из историй, окружающих миф об Афродите. Известно, что она начала Троянскую войну, пообещав Хелен из Трои, самой красивой смертной в мире, в Париж в обмен на звание «Самой богини земли». Она также была причастна к жестокому обращению со смертным любовником своего сына Эроса Психее и многим другим скандалам на горе Олимп.

    2. Гера

    Ни один список богинь не будет полным без упоминания о Гере, королеве богов и жене Зевса. Гера была богиней женщин и брака и считалась настоящей олимпийской богиней бесподобной красоты. Настолько, что она стала привлекательной с Афродитой. Она приняла сторону греков за троянов в войне, потому что принц Париж выбрал Афродиту над ней как самой прекрасной греческой богиней. Утверждение, что мы знаем, что Афродита маневрировала через обещание Елены Трои.

    Она также, как и Афродита, сыграла негативную роль на Олимпе, осудив многих любовниц Зевса и причиняя страдания ее многочисленным пасынкам и падчерицам. Гефест, ее собственный сын, был изгнан с горы Олимп за непростительный грех быть непривлекательным и уродливым. Утверждается также, что она послала змей в кроватку Геракла, сына Зевса со смертной женщиной.

    3. Гестия

    Одна из первых и самых древних греческих богинь, Гестия была богиней очага и родным братом Зевса, Посейдона и Аида. Гестия была одной из трех девственных богинь — две другие были Афина и Артемида. Несмотря на то, что Аполлон и Посейдон преследовали ее без устали, она клялась Зевсу оставаться чистой и непорочной и представляет целомудрие, высшую добродетель женственности, известную древнему обществу. Она символизировала красоту тепла, исходящего от горящего огня очага, и божественный след спокойствия в домашней жизни.

    4. Хебе

    Младшая дочь Зевса, Геба, считалась божественным воплощением вечной благодати и красоты. Само ее имя означает «молодежь». на греческом языке, и она представляет женскую грацию и очарование для древних греков. Считалось, что она может восстановить молодость старым. Ей также было поручено сохранить бессмертных богов Олимпа, служа им нектаром бессмертия — одним из многих домашних дел, с которыми она была связана на горе Олимп. Она также была служанкой Геры и участвовала в строительстве королевской колесницы. Позже она вышла замуж за Геракла и родила ему двоих детей.

    5. Инанна

    Инанна, «Королева Небес», rdquo; месопотамская богиня, представляющая любовь, красоту, секс, справедливость, войну и политическую власть. Она является месопотамским эквивалентом Афродиты и ассоциируется с планетой Венера, как и большинство богинь красоты. Ее наиболее выдающиеся символы включают восьмиконечную звезду и льва.

    Несмотря на то, что Инанна считалась девственной богиней, она отвечала за любовь, похоть и размножение. Также считалось, что она украла у бога мудрости темы, представляющие все положительные и отрицательные стороны цивилизации, и многие легенды о ней связаны с узурпацией владений других богов и богинь.

    6. Хедон

    Гедон была богиней любви, удовольствия, наслаждения и восторга. Она родилась в результате союза Эроса (Купидона), сына Афродиты, и Психеи, его смертного любовника. Термин & ldquo; гедонизм & rdquo; происходит от богини Хедон и подчеркивает похоть, сексуальность и женскую красоту, которые заключила в себе Хедон. Соответствующая богиня в римской мифологии — Волюпта. Хедон будет проживать в Храм Химероса но редко бывают там. Вместо этого она всегда блуждала по человеческим городам, вооруженная ароматным факелом Любви и Мирта, который она использовала бы, чтобы вызывать восторг, глубину и экстаз у людей. У нее также было много смертных любовников.

    7. Lada

    В славянской и балтийской мифологии Лада — богиня, связанная с красотой и плодородием. У нее также есть мужской аналог, Ладо. Они часто упоминаются вместе в песнях, связанных с посадкой, свадьбами и временем сбора урожая. Название Lada происходит от русского слова отпуск, что означает гармонию, союз и мир. Лада тесно связана с другими божествами, чьи аспекты связаны с Солнцем, зерном и водой.

    В России, между пятнадцатым и восемнадцатым веками, Ладе и Ладо поклонялись в течение весенних обрядов плодородия.

    8. Хатор

    В древнеегипетской религии Хатор был очень важным божеством, у которого было много разных ролей. Она была женой Ра, бога Солнца, и, следовательно, символической матерью фараонов. Ее мягкая сторона представляла танец, музыку, радость, сексуальность, любовь и материнскую заботу. Тем не менее, она также служила Оком Ра, что дало ей мстительную сторону, а также защитником бога Солнца.
    В этой двойственности, мягкости и силы она воплотила египетскую концепцию женственности. Хатор ассоциируется с символом коровы, как ссылка на ее материнскую сторону, но ее самая распространенная форма — женщина, носящая коровьи рога. Она также была представлена ​​в виде кобры, львицы или платана.

    9. Удовольствие

    Волюпт, в римской мифологии, является дочерью, рожденной от союза Купидона / Эроса, сына Венеры со своим смертным возлюбленным, Психеей. Волюпта была задумана до их союза и была силой красоты и любви, с которой нужно считаться, несмотря на крайнее неодобрение ее бабушки по отцовской линии. Она часто встречается в компании Трех граций, и она известна как богиня чувственных удовольствий, имя Волюпта буквально означает удовольствие или восторг. Эквивалентная богиня в греческой мифологии — Гедон.

    10. Венера

    Венера — римская богиня, охватывающая любовь, секс, желание, красоту, плодородие и процветание. Она является римским эквивалентом греческой богини Афродиты и месопотамской иннаны. В римской мифологии Венера была богиней целомудрия, хотя по иронии судьбы имела довольно много незаконных любовных отношений. У нее было два главных божественных любовника: ее муж Вулкан / Гефест и Бог Войны, Марс / Арес. Венера и Марс, как утверждается, были ловко пойманы Вулканом в кровать с сеткой; вот почему брак Вулкана и Венеры был без любви и у них не было детей. Однако богиня плодородия ни в коем случае не была бездетной; У Венеры было много детей от разных богов. С Марсом она родила Тимора, олицетворение страха, его близнеца Метуса, олицетворение террора, Конкордию, богиню гармонии и Купидонов, которые были собранием крылатых божеств, представляющих любовь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector