Как звали древнегреческую богиню плодородия

Как звали древнегреческую богиню плодородия

Как звали древнегреческую богиню плодородия

Дмитрий Гаврилов (Иггельд), Алексей Наговицын (Велемудр)

Языческие боги славян

Впервые этот ряд был опубликован в Кировоградском журнале «Порог», здесь же он представлен в еще более полном виде. Затем свод был опубликован нами в книге Д. Гаврилов, А. Наговицын. «Боги Славян. Язычество. Традиция», — М.: «Рефл-Бук», 2002. 464 с.

Отличительной особенностью данного списка является то, что он привязан к датам языческого народного календаря. Следует учесть, однако, что все даты даны для средней полосы России и могут варьироваться в зависимости от широты и долготы празднования. Добавлены цитаты из ряда прежде недоступных нам западных средневековых первоисточников по верованиям славян.

Упомянем и такую любопытную гипотезу исследователя Сергея Пивоварова — Святича — из «Круга Бера», что пантеон не мог превышать 33 истинных имен богов. Это священное число для ведической Традиции.

Тогда остается предположить, что часть названных ниже богов — это хейти (иносказательное поминание), так богиня-матерь могла иметь «псевдонимы» Лада, Прия, Рожаница, Коруна, Карна… А богиня-дочь могла иметь хейти — Леля, Рожена, Желя, Жля…

Первые, старейшие боги и богини

1. Род и рожаницы

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…», упомянут, например, в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов». Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.

«Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: „Hи хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду Суда Божиа не минути“. Было бы смешно, если бы внук Велесов, обращался к иному суду, кроме языческого, Велесова ли или суда Рода. Мы предполагаем, что и тут под именем Бога скрывается как раз Род. Роду сопутствуют рожаницы. В „Вопросах Кирика находим“, памятнике словесности XII века: „Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…“, как-то связаные с судьбой. Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц — судиницами — а главное, с посмертной жизнью язычника, перерождением „мужского принципа“ через „женский“.

Иногда упомянута только одна Рожаница: „Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом“. В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): „Артеми, юже нарицають Родъ“. Любопытно, что в качестве синонима к „родъ“ Срезневский проводит слово „геена, огонь неугасимый“. Род в ППЯ по Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противнику, Сатане, равным ему по „назначению“: „То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам“. Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю (см.), хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Ясно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым „с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ“, и люди еще в 13 веке „готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания“ „А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам“ „Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола“

В шестнадцатом веке в „Уставе преподобного Саввы“ находим такой исповедальный вопрос: „не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?“

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом.

Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде „пасхальных“ яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

Птицей Рода следует почитать также утку. А рыба Рода — щука, потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя.

2. Стрибог, Стрибо, Стриба

Бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров (вероятно, может быть соотнесен с индийским богом Рудрой), упомянут в „Слове о Полку Игореве“ („Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы“), в русских летописях, в пересказах Стрыковского „Слово Иоанна Злотоуста… како первое погани веровали в идолы и требы им клали…“ говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Вдувает посредством ветра жизнь (дух) в тела людские. Его день — суббота. Не случайно, суббота — родительский день, день Сатроса — Сатурна, родителя богов.

В поздних источниках изображался в виде одной головы, приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Известно описание языческого храма на киевской земле 16 века эпохи двоеверия.

Связан с лунным культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Даждьбогом — солярным божеством, наводит как раз на эту мысль, что старый бог уступает дорогу молодому, а Месяц — Солнцу красному: „кумирьскую жертву ядять… верують Стрибога, Даждьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех“

Может быть, один из вестников Стрибога — стриж. Языческое празднование непосредственно Стрибога приходилось, вероятно, на первый день последнего летнего месяца. По новому стилю — это 21 августа. Народный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров — внуков Стрибога: „ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету“. „Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут“.

3. Световит и/или Белобог

Svantevit — явий („добрый“) бог, бог плодородия согласно чешскому средневековому словарю „Mater Verborum“ — „Ares, bellum“, „Mavors: Mavortem poete dicunt martem“, где он уподоблен также богу войны Аресу. В том же источнике: „Belboн: Белъбогъ — beel, baal“.

Бог, противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода.

Свентовит, Святовит, Световик, Светич — бог Белого света, верховный бог западно-славянского пантеона, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Упомянут в „Славянской хронике“ Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в „Деянии данов“, как главный бог, „бог богов“, „самый убедительный в ответах“. Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, функционально соотносим с Аполлоном, т.е. тем самым Атремидом-Артемидом, братом Артемиды-Роженицы. „Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит“. С большой головой, густой бородой он сокрее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом“ („История Каменской епархии“, 17 век). А веком ранее сообщалось: „Изображение идола Руяны, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом.“ (Давид Хитреус. Саксонская хроника, 16 век). Таким образом Световит и Белобог — это одна и та же суть, но под разными именами Единого доброго бога.

Воинственный бог римлян 4 буквы сканворд. Как звали бога войны у разных народов

М. морск. дощатая или решетчатая площадка у топа (вершины) мачты, на первом колене рангоута, при соединении мачты со стенгою; подобная решетка на стене называется салинг. По мачте, марсы зовутся: грот-марс, фор-марс и крюс-марс или крюсель. Команда: по марсам, означает приказанье лезть по вантам на марсы. Оклик: на марсе! вызывающий отзыв есть, старшего из чинов, кто есть на марсе, означает: слушай, будет приказанье. Марсовой, к марсу относящ.; в виде сущ. матрос, которого место на марсе (шканечные, ютовые и баковые на палубе); на Волге, музур. Марсель м. второй снизу прямой парус, подымаемый по стеньге на марса-рее, снастью марса-фалом. Грот-марсель. фор-марсель и крюсель. Марсельный, к марселю относящ. Марсельный ветер, при котором, в бейдевинд (в бет, круть), нельзя нести верхних парусов (брам-селей), а только марсели. Все снасти, относящиеся к этому парусу, принимают перед себя слово марса, напр. марса-брас, марса-топенант, шкот, гитов, булин; а впереди этого ставится еще название мачты: грот-марса-брас, фор-марса-топенант и пр., а у бизань-мачты: бегин-брас, крюс-топенант и пр. Марса-лисель, боковой у марселя и дополнительный в ширину парус, на выдвижном по рею лисель-спирте, подымаемый марса-лисель-фалом

М. четвертая от Солнца планета, между которою и Венерою находится земля. Бог войны греков и алхимическое название железа; мартиальный, марциальный, воинский; железистый. Марциальные воды, ванны, железистые

Мачтовая площадка наблюдателя

Мачтовая смотровая площадка

Между Землей и Юпитером

Место действия романа «Аэлита»

На какой планете итальянец Джованни Скиапарелли обнаружил в 1877 г. каналы

На какой планете происходит действие фильме Пола Верхувена «Вспомнить все»

На какой планете разворачивается действие романа А. Толстого «Аэлита»

На эту планету направил героев А. Н. Толстой в известном фантастическом романе

Название именно этой планеты связано с ее кроваво-красным цветом

Недалекая к Земле планета

Планета Солнечной системы

Планета Фобоса и Деймоса

Планета в оранжевой пыли

Планета мышей-рокеров (мульт.)

Планета оранжевой пыли

Планета рядом с Землей

Планета рядом с нами

Планета солнечной системы, между Землей и Юпитером

Планета, бог и батончик

Планета, на которой будут яблони цвести

Планета, чьи хроники сочинил американец Рэй Брэдбери

Родина пришельцев Уэллса

С какой планеты были мультипликационные мыши-рокеры

Самая высокая на планетах Солнечной системы гора находится именно там

Смотровая площадка на мачте

Смотровая площадка наверху мачты

Смотровая площадка парусника

Стрелковая площадка на мачте

Фантастический фильм Брайана де Пальмы «Миссия на. «

Фантастический фильм Тима Бертона «. атакует»

Фильм «Миссия на. «

Четвертая планета от Солнца

Четвертый на параде планет

С какой планеты были мультипликационные мыши-рокеры?

Английский автоматический пистолет калибра от 8,5 мм до 45 калибра

Древнеримский бог войны, соответствующий греческому Аресу

Кинотеатр в Москве, ул. Инженерная

Нижняя площадка у соединения мачты

Площадка в верхней части мачты для наблюдения

Римский бог войны, в древней Италии он был также богом плодородия

Советская автоматическая межпланетная станция

Площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам

Какой древнеримский бог соответствует греческому Аресу?

Какому богу был посвящен месяц март?

Император Август поместил храм этого бога в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря

Какую планету исследовала американская межпланетная станция «Маринер-6»?

На какой планете разворачивается действие романа А. Толстого «Аэлита»?

Для изучения этой планеты были отправлены космические аппараты «Спирит» и «Оппортьюнити»

Этот бог был отцом основателей Рима Ромула и Рема

Ему постоянно приходится вращаться в окружении Страха и Ужаса

На какой планете происходит действие фильме Пола Верхувена «Вспомнить все»?

Фантастический фильм Тима Бертона «. атакует»

Фантастический фильм Брайана де Пальмы «Миссия на. »

. «батончик» из Солнечной системы

Бог войны в древнеримской мифологии

. «вспомнить все», планета

Есть ли там жизнь?

Фильм «Миссия на. »

Место действия романа «Аэлита»

Римский брат Ареса

Следом за Землей

Смотровая площадка парусн..

Смотровая площадка парусн.

Название шоколадного батончика

Бог войны или шоколад. батонч..

Срам от конца к началу

В древности римляне представляли богов в виде неких невидимых сил, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни и даже после нее.

Боги Древнего Рима

Для систематизации знаний создадим список и описание богов Древнего Рима, являющимися главными.

За время более тесных взаимоотношений Рима с Грецией римские боги из необъяснимой субстанции приобрели человеческий образ.

Рис. 1. Римский бог Юпитер.

Является главным среди всех богов. Покровитель неба и грозы. Он охраняет мировой порядок, является высшим божеством. Его сопровождает орел, а в качестве оружия использует молнии.

Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.

Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье — его постоянное оружие.

Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.

Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.

Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.

Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.

Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.

Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.

Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.

Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.

Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.

Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря

Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.

Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.

Богиня победы у римлян.

Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме — весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.

Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие — лук, а сопровождает ее лань.

По поверьям римлян, Квирин — это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получив божественное начало.

Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).

Римские боги войны

Главным богом войны являлся Марс, который изначально был богом плодородия и считался основателем и хранителем Рима. После завоевания Греции Марс был отождествлен с Аресом. Марс входил в тройку богов, стоявших во главе римского пантеона. Его были бог ужаса Павор (отождествляемый с греческим богом Деймосом), бог страха Паллор (отождествляемый с греческим богом Фобосом), Беллона (отождествляемая с греческой богиней Энио) и богиня Дискордия (отождествляемая с греческой богиней Эридой). Римляне также почитали Минерву, отождествляемую с греческой богиней Афиной, как покровительницу войны.

Египетские боги войны

В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет считался богом-воином, покровительствующим царской власти. Позже Сет был демонизирован и противопоставлен одному из центральных египетских божеств Гору. В результате Сет стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал почитаться в качестве бога войны.

Западносемитский бог войны

Семиты не имели единой мифологической системы, так как каждая местность, как правило, имела своего бога-покровителя. Тем не менее, общим божеством войны для всех западных семитов являлся Баал, также называемый Ваал и Балу. Баал почитался не только как бог войны, но и как бог плодородия, неба, солнца, вод, создатель вселенной, животных и людей.

Кельтские боги войны

Кельтским божеством войны являлся Камул, которого римляне отождествляли с Марсом. Функции Камула мало известны, поскольку письменных упоминаний об этом боге сохранилось немного. Помимо Камула кельты поклонялись трем сестрам Морриган, Бадб и Махе. Некоторые исследователи считают, что они являлись не отдельными божествами, а отражали разные аспекты триипостаной богини войны.

Скандинавские боги войны

Верховный бог скандинавов Один одновременно являлся и богом войны. Его свиту составляли валькирии — девы, решающие судьбу воинов на поле брани и отбирающие героев для небесного чертога Вальхаллы. Сыну Одина Тюру, также называемому Тир или Тив, поклонялись как богу воинской доблести. Скандинавская богиня любви и плодородия Фрейя тоже могла принести победу в битве, поэтому она почиталась и как богиня войны. Кроме того она забирала себе тех павших воинов, которые не попадали в Вальхаллу.

Славянский бог войны

Главный бог древнерусского языческого пантеона Перун почитался как бог грома и молнии, а также покровитель князя, дружины и военной элиты. После прихода христианства воинские черты Перуна были перенесены на Георгия Победоносца и частично на святых мучеников Бориса и Глеба.

Как звали древнегреческую богиню плодородия

Опубликовано: 04 Сентябрь 2012. Автор: reader

Зодиакальное созвездие Девы (23 августа — 22 сентября) лучше всего наблюдать по ночам весной, когда оно находится высоко над горизонтом с южной стороны. Вокруг него расположены созвездия Весы, Ворон, Лев и Волосы Вероники.

Дева часто изображается в виде молодой женщины со снопом пшеничных колосьев в руке, поскольку это созвездие всегда связывается с урожаем. В Вавилоне его называли Бороздой и представляли в виде богини пшеницы. Главная звезда в Деве — Спика, что означает «пшеничный колос».

Чаще всего с созвездием Девы связывают следующую древнегреческую легенду.

У Деметры, богини плодородия, покровительницы земледелия, научившей людей обрабатывать Землю была единственная дочь, которую звали Персефоной. Стройная и красивая, она очаровывала любого, кто ее видел. Ее отцом был громовержец Зевс.

Веселая и беззаботная Персефона целыми днями играла со своими подругами – океанидами – в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке, перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала васильки и фиалки, плела чудесные венки и украшала ими себя и своих подруг. Смех и песни Персефоны и океанид оглашали всю долину, и даже дикие кровожадные звери замирали от восторга.

Так летели дни. Персефона вырастала и еще более хорошела, еще веселее становились игры и песни ее подруг. Она даже не подозревала, что вскоре перестанет радоваться золотистым лучам, которые Гелиос посылал на Землю. Ее отец, всемогущий Зевс, обещал отдать в жены свою дочь брату Аиду – властителю подземного царства теней. С ним она должна была жить среди вечно скорбных бесплотных теней, там, где не слышен никакой звук и куда не проникает ни один солнечный луч.

Читайте также  Где хоронят пап римских

Пришло время, когда Аид потребовал Персефону к себе. Однажды, когда она резвилась с океанидами, Аид увидел Персефону и придумал способ, как ее похитить. Он упросил богиню Земли Гею вырастить цветок необычайной красоты. Гея согласилась и вырастила цветок с такими лепестками и таким дивным запахом, какого никто еще не видывал. Персефона увидела цветок, протянула руку, чтобы его сорвать, но как только она наклонилась над цветком. Земля неожиданно разверзлась, и на колеснице, в которую были запряжены черные кони, появился Аид, схватил Персефону и в мгновение ока скрылся вместе с колесницей в непроглядных недрах Земли. Все это произошло так быстро, что ни одна из океанид даже не заметила, как и куда исчезла Персефона. Они услышали только крик, который донесся и до морских пучин, и до далеких вершин Олимпа. Богиня Деметра сразу же примчалась в Нисейскую долину, но никого там не нашла. Испугавшиеся океаниды разбежались и спрятались у своего отца, седовласого Океана. В глубокую скорбь погрузилась Деметра, надела длинную черную мантию и, роняя слезы, отправилась на поиски дочери, но не нашла никаких следов. Только на десятый день она узнала от лучезарного Гелиоса, что мрачный Аид похитил Персефону в свое царство теней.

Еще больше опечалилась богиня Деметра. Слезы ручьем текли из ее глаз. Вся земля как будто замерла. С деревьев осыпались листья, и ветры шумели в голых ветвях. Завяли цветы, а на месте плодородных полей образовалась пустыня. Голод охватил Землю, и повсюду слышались только стенания и плач. Но ничто не трогало богиню Деметру. Она думала лишь о своей дочери. Со склоненной скорбно головой пустилась она в путь и пришла к городу Элевсину. Там, у городских стен, возле маслинового дерева села она на «камень скорби» у самого «колодца дев». Долго она сидела там. Дочери царя Элевсина обратили на нее внимание и отвели во дворец своего отца. Но и там она оставалась все такой же скорбной и печальной.

Голод становился все сильнее, так как на черной потрескавшейся земле не всходило ни единой травинки. Гибель грозила всему живому из-за голода и мора. Никто уже не приносил жертв богам, опустели храмы, погасли жертвенники. Только сейчас властелин Неба и Земли Зевс понял, что от скорби его сестры богини Деметры погибнет весь род человеческий, и послал к Деметре вестницу богов Ириду. Быстро полетела Ирида на своих крыльях в Элевсин, смиренно предстала перед погруженной в скорбь Деметрой и передала ей повеление Зевса вернуться на Олимп. Но едва слышно богиня ответила: «Пока Аид не отдаст мне мою дочь, я не вернусь на Олимп!»

Нахмурился Зевс, когда Ирида передала ему ответ Деметры. Позвал он Гермеса и поручил ему отправиться в царство Аида и передать ему, чтобы он отпустил Персефону к ее матери.

Аид не мог не исполнить воли Зевса. Он согласился отпустить Персефону, но перед расставанием обнял ее и заставил проглотить зерно граната – символ неразрывности брака. После этого Персефона никогда уже не могла забыть Аида. Персефона села в колесницу с Гермесом, и крылатые кони понесли ее над бездонными пропастями подземного царства. В мгновение ока достигли они Элевсина и остановились перед застывшей в скорби Деметрой. Вздрогнула Деметра от топота буйных коней и подняла голову. Увидела свою дочь, вспыхнула от радости, обняла ее и вознеслась вместе с ней на Олимп. Там Зевс определил ее судьбу так: две трети года Персефона будет жить на земле, с матерью, а на одну треть возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство.

Обрадованная, что ее дочь с ней, Деметра взглянула на Землю. Ее благотворные силы возвратили жизнь и плодородие всему на Земле. Зазеленели леса, на лугах расцвели цветы, начали весело петь птицы, а обширные поля пожелтели от тучных колосьев. Снова на Землю пришел праздник. Люди снова зажили радостно и счастливо. Но вот пришло время Персефоне возвращаться к Аиду в подземное царство. Опять Деметра погрузилась в печаль. Желтеют на деревьях листья, срывает их холодный ветер. Засыхает трава, увядают цветы, перестают петь птицы, и слышно только зловещее карканье ворон. Вьюги и снежные бури сковывают Землю холодом. Жизнь словно засыпает, пока Деметра оплакивает судьбу своей дочери. Но стоит Персефоне вернуться к матери, и богиня снова щедро поит Землю животворной силой. Начинают зеленеть луга и деревья, расцветать цветы, петь птицы, и Гелиос осыпает Землю золотистыми лучами. Желтеют поля, наливаются тяжестью колосья, и далеко разносятся над нивами песни жниц. Щедро осыпает Землю своими дарами богиня плодородия Деметра, благословляет труд земледельцев и награждает их обильными плодами.

Когда на небе появлялось созвездие Девы, люди видели в нем великую богиню Деметру, держащую в руках созревшие колосья пшеницы и сияющую от радости, что ее любимая дочь Персефона снова с ней. Тогда они начинали готовиться к жатве и надеялись, что Деметра щедро вознаградит их труд богатым урожаем.

Amazing-Women / Выдающиеся женщины

Archive for the ‘Божественные женщины’ Category

Богиня Кострома

December 30th, 2016 | Author: admin

Богиня Кострома
10.10.2013 | Автор: admin

богиня Кострома
Культ славянской богини Костромы на сегодняшний день практически полностью утрачен. Известно лишь, что в обрядах ее роль исполняла молодая девушка, которую укутывали в белые простыни, с дубовой веткой в руке. На «проводах Весны» ее сопровождал хоровод. Более известным обрядом, который сохранялся в ряде областей России до середины XIX века были «похороны Костромы», при этом богиню олицетворяло соломенное чучело, которое под обрядовые песни и плач разрывали, сжигали или топили. Таким образом ежегодно обеспечивалось плодородие.

По мнению академика Б. А. Рыбакова, чьи труды “Язычество древних славян” и “Язычество древней Руси” значительно расширили наши познания в этой области, языческая Кострома у древних греков соответствует Персефоне — дочери Зевса и Деметры, у древних римлян ее имя — Прозерпина. Это мнение было впервые высказано еще в XIX веке А.С. Фаминцыным. По мнению ученых античная мифология по существу является контаминацией многих древних племенных и локальных мифов. С ее помощью можно достаточно точно классифицировать мифы других других древних народов.

богиня Деметра
богиня Деметра
Согласно верованиям древних греков Деметра являлась богиней земледелия и плодородия. Именно она дала людям необходимые знания. Нам ее имя более известно как «Мать-Сыра-Земля». От Громовержца Зевса у нее была дочь — юная и прекрасная Персефона, которую полюбил Аид — брат Зевса и повелитель подземного царства. Однажды, во время прогулки, когда Персефона собирала цветы, земля разверзлась и на колеснице выехал Аид, он схватил девушку и увез ее в царство мертвых. Так Персефона стала его женой. Узнав об этом Деметра от горя покинула Олимп и на земле прекратились урожаи и рождение потомства. Облетели листья на деревьях, поблекла трава, семена не прорастали. Наступил голод, люди умирали и не приносили жертвы богам.

Обеспокоенный Зевс несколько раз посылал за Деметрой и просил ее вернуться на Олимп, но она не соглашалась, требуя чтобы Аид вернул Персефону. В подземный мир был послан Гермес, который передал Аиду наказ Зевса о возвращении похищенной. Аид вынужден был подчиниться, но оказалось, что к этому времени Персефона успела съесть в саду несколько зерен граната, а вкусивший пищу в царстве мертвых уже нем вернуться в мир живых. Богам пришлось искать компромиссное решение согласно которому Одну треть года Персефона живет в царстве мертвых, а остальное время на земле.

Деметра вернулась на Олимп и все вновь пробудилось и расцвело, однако каждый год Персефона — богиня плодородия и подземного мира возвращается в царство мертвых. Деметра, а с ней и вся природа горюет: желтеют листья, отцветают цветы, пустеют нивы и наступает зима — природа спит пока весной Персефона не вернется к матери.

Сопоставление древнеславянской Костромы и античной Персефоны позволяет понять смысл обряда «похороны Костромы». Обряд проводился в период, когда хлебные злаки уже созревали, к этому времени посеянное в землю зерно уже отдало свою силу росткам, что означало, что Персефона выполнила свое предназначение и поэтому может вернуться к Аиду. Причем это не праздник урожая, так как до жатвы еще более месяца, а мольба о том, чтобы сила ярового посева перешла в еще не созревшие растения и передала им свою ярь.

Похищение Персефоны
Похищение Персефоны
Примерно в это же время (в дни летнего солнцестояния) проводились и похороны чучела мужского персонажа — Ярилы. Ярила — бог земледелия и плодородия, бог-воин соответствовал древнегреческому Дионису. Его чучело было снабжено огромным фаллосом, похороны сопровождались притворным плачем, весельем и непристойными шутками.

лубок “похороны Костромы”
лубок «похороны Костромы»
Эти факты позволили А. Б. Рыбакову сделать вывод, что «похороны Костромы» относятся к обрядам умилостивления всемогущих подводно-подземных сил, в ходе которых приносимые жертвы бросаются в воду. Эти обряды проводились в середине лета, когда хлеба начинали колоситься, а результат сезона еще был не вполне ясен. Переплетение мужского и женского начала (куклы Ярилы и Костромы), которые уже стали бесполезными и поэтому должны быть похоронены, в тоже время заменяли собой человеческую жертву, которую приносили в благодарение природным силам и их повелителю в качестве которого выступали Аид, Посейдон, Ящер.

Славянская же Персефона — Кострома ежегодно уходила к одному из самых известных всем нам с малых лет персонажу — Кощею Бессмертному — аналогу античного Аида (Плутона). Похищение девушек — один из основных сказочных сющетов, связанных с Кащеем. Славянские божества, вытесненные из пантеона христианской религией возродились в сказках и былинах.

бог царства мертвых Аид
бог царства мертвых Аид
Кострома оставила след в значительной части народных сказок, где она выступает не под своим именем, а в роли красной девицы, царевны, которую спасает Иван-царевич или другой герой, в образе которого легко угадывается Ярило (его античный аналог Дионис спускался в царство мертвых для возвращения матери Сивиллы). Более того, многие исследователи указывают, что Серый Волк на котором они едут в известной сказке — ипостась могущественного славянского бога — Велеса.

Завуалированный образ Костромы, под именем Анастасии (переводится с греческого как «воскресение, возрождение»), по свидетельству Б. А. Рыбакова, сохранился в билине «Иван Годинович». Рассказ о том, как Иван Годинович — богатырь киевского князя Владимира сватался к Анастасии — дочери торгового гостя Дмитрия, уже просватанную за царя Афромея Афромеича, который в некоторых вариантах именуется Кащеем. Иван Годинович увез Анастасию Дмитриевну, но Афромей Афромеич догнал их и стали они биться, причем Анастасия помогала в этом поединке царю. Победив царя, Иван Годинович расправился и с коварной девицей, причем во всех былинах это происходит всегда у воды.

Известно, что в христианскую эпоху боги древних славян заменялись христианскими святыми, на которых переносились черты языческих предшественников. Так языческий Перун (античный Зевс Громовержец) имеет множество общих черт со святым пророком Ильей, в былинном эпосе ему соответствует Илья Муромец. Кострома (Персефона) в христианстве стала святой мученицей Анастасией, а в былинах — Анастасией. В сказках Иван Годинович (Ярило) стал называться Иван-царевичем, а в былинном богатырском эпосе Яриле наиболее соответствует один из наиболее знаменитых богатырей Алеша Попович — молодой, красивый, любвеобильный, и в тоже время доблестный воин.

Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный
Существует мнение, что Кострома это созвучное и слегка измененное славянами более древнее финно-угорское наименование реки — оставшееся от прежних обитателей этих земель. Этимологически слово кострома родственна однокоренным словам кострыка (крапива), костра (льняная солома), костеря (трава метелица) и других — обозначающих прутья, розги, грубую солому. Нельзя исключить, что имя древней богини было совершенно иным, а в обиходе закрепилось только название материала, из которого изготавливалось ее кукла.

Слово Кострома в топонимике достаточно редкое. В России существует река с таким названием и стоящий на ней областной центр, названный этим же именем. В устье реки Сулы близ Костромы находилось языческое святилище, разрушенное в I-ой половине XII века, на месте которого впоследствии была воздвигнута христианская церковь Анастасии Солунской, которую в XIV-XV веке сменил Анастасиин монастырь.

Судя по всему, Кострома — богиня плодородия и царства мертвых древнеславянского пантеона. Посвященные ей празднества проводились на «макушку лета», когда ей устраивали похороны, растрепывали соломенное чучело и топили его в воде. Вскоре после проводились похороны Ярилы, который отправлялся в подземное царство Кощея Бессмертного. Мать-Сыра-Земля (Деметра) погружалась в горе, все постепенно увядало и наступала зима. После того как Ярило находил, где спрятана смерть Кощеева, он побеждал подземного владыку и весной они с Костромой возвращались на белый свет. Вероятно в один из весенних праздников праздновалось их возвращение. Затем бессмертный Кощей возрождается и все повторяется вновь.

С приходом христианства культ Костромы был запрещен, но в виде обряда «похорон» был распространен во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях, где он сохранялся до конца XIX века. В христианстве ее заменили святой мученицей Анастасией. В русском фольклоре она сменила имя и превратилась в сказочного и былинного персонажа в образе прекрасной девушки, за которую герои сражаются с Кощеем Бессмертным.

В. Васнецов “Иван-царевич и Серый Волк” 1889 г.
В. Васнецов «Иван-царевич и Серый Волк» 1889 г.
Рубрика: Божественные женщины | Метки: Кострома

Тест с ответами: “Религия древних греков”

3. Почему Зевс был самым почитаемым богом:
а) потому что Зевс был богом Солнца
б) потому что Зевс совершил 12 подвигов
в) потому что у греков существовало единобожие
г) потому что он олицетворял важнейшее для греков природное явление +

4. Почему одним из наиболее почитаемых богов был Посейдон:
а) потому что Средиземное море играло большую роль в хозяйственной жизни Греции +
б) потому что Посейдон помог Одиссею вернуться на родину
в) потому что Посейдон был владыкой «царства мертвых»
г) потому что у греков существовало единобожие

5. Кто был владыкой загробного мира:
а) Гефест
б) Аид +
в) Арес
г) Аполлон

6. Почему по представлению греков их боги были знатной семьей, которая захватила власть:
а) в Греции было много богатых людей
б) греки часто вели захватнические войны
в) греки боялись многих природных явлений
г) в религии отразилось неравенство, существовавшее между людьми +

7. Богиню утренней зари звали:
а) Эовин
б) Эос +
в) Афродита
г) Афина

8. Богом солнца был:
а) Гефест
б) Гермес +
в) Дионис
г) Аполлон

9. Кто, согласно древнегреческому мифу, держал на плечах небесный свод:
а) Тесей
б) Атлант +
в) Прометей
г) Геракл

10. Богиней плодородия была:
а) Деметра +
б) Артемида
в) Гера
г) Афродита

11. Дионис был покровителем:
а) веселья и виноделия +
б) кузнечного дела
в) воинской доблести и мужества
г) музыкантов и поэтов

12. Какой бог Древней Греции подарил людям огонь:
а) Перикл
б) Прометей +
в) Патрокл
г) Артемида

13. Богиня мудрости Афина появилась из:
а) библиотеки
б) ее родила Гера
в) головы Зевса +

14. Самым трудолюбивым богом греки считали:
а) Гефеста +
б) Ареса
в) Гермеса
г) Диониса

15. Что из перечисленного, по мнению греков, делали боги:
а) направляли души умерших в рай или ад
б) управляли силами природы +
в) воскрешали умерших людей
г) наблюдали за жизнью людей, не вмешиваясь в нее

16. Покровителем ремесленников был:
а) Гермес
б) Гефест +
в) Геракл
г) Тесей

17. Богиней любви и красоты, родившейся по легенде из морской пены, была:
а) Афина
б) Деметра
в) Афродита +
г) Артемида

18. Что было общего между верованиями древних греков и древних египтян:
а) почитание священных животных
б) принесение жертв, даров богам +
в) обычай сохранять мумию умершего
г) единобожие

19. Как в мифах Древней Греции называли тех, кто был рожден от брака бога и человека:
а) герои +
б) нефилимы
в) полубоги
г) оборотни

20. Какая морская богиня была матерью Ахиллеса:
а) Деметра
б) Фетида +
в) Афина
г) Артемида

21. Как звали чудовищного трехголового пса, который охранял царство Аида:
а) Цербер +
б) Харибда
в) Сцилла
г) Циклоп

22. Сына Зевса, который совершил 12 подвигов, звали:
а) Тесей
б) Прометей
в) Гермес
г) Геракл +

23. Символами какой богини были сова и оливковое дерево:
а) Геры
б) Афины +
в) Деметры
г) Артемиды

24. Грозным богом несправедливой войны был:
а) Арес +
б) Аид
в) Зевс
г) Гефест

25. Как назывались божественные существа с ногами козла, которые всегда сопровождали Диониса:
а) музы
б) нимфы
в) сатиры +
г) лешие

26. У какого бога символом были крылатые сандалии:
а) Аполлона
б) Гермеса +
в) Аида
г) Ареса

27. Пшеничный колос был символом:
а) Афродиты
б) Деметры +
в) Геры
г) Артемиды

28. Богиней охоты и покровительницей животных была:
а) Гера
б) Афина
в) Деметра
г) Артемида +

29. Какая богиня была женой Зевса:
а) Гера +
б) Афродита
в) Афина
г) Деметра

30. Символом какого бога были лира и лавровый венок:
а) Гефеста
б) Диониса
в) Аполлона +
г) Посейдона

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector