Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Какая богиня обучила эллинов пахать и сеять

Церера, богиня зарождения жизни и покровительница плодородия

Церера – так древние римляне называли богиню земли и плодородия. Художники на своих холстах изображали ее прекрасной, высокорослой и величественной женщиной с зелеными глазами, в густых пшеничных волосах которой цвели алые маки. Неизменными атрибутами в руках богини были либо рог изобилия, либо чаша, наполненная фруктами, либо охапка налитых пшеничных колосьев. Облачена Церера была в легкие воздушные одежды, непременно яркого голубого цвета, который подчеркивал ее алебастровую кожу. Колесница величественной богини изображалась запряженной огнедышащими драконами или царственными львами.

Церера в мифах разных народов

Церера – богиня плодородия. Ее имя переводится, как «мать-земля». Когда-то в Древнем Риме ее чтили больше других богов, так как считалось, что от нее зависело количество и качество урожая, а значит и достаток земледельцев.

церера богиня плодородия

Ранее считалось, что Церера была покровительницей подземного мира, которая насылала на смертных безумие. Наряду с этим ей приписывалось покровительство семьи и брака. И считалось, что Церера – богиня зарождения жизни. По законам Ромула Церере подносилась половина имущества мужа, если он без особых причин разводился со своей женой.

Также богиня Церера покровительствовала сельским общинам и была защитницей урожаев от воров. Казни, которые проводились над такими грабителями, тоже посвящались ее имени. Но впоследствии Церера стала считаться лишь богиней урожаев и земли.

Церера – богиня Рима. Однако у разных народов она имела разные имена. Например, в Древней Греции богиня Церера называлась Деметрой. Греки считали ее богиней плодородия и земледелия и тоже очень почитали. В Древнем же Египте была Исида – богиня плодородия и материнства. А у славян Цереру называли Мереной, и она считалась покровительницей плодородной земли и царства мертвых.

Цереалии – празднества в честь любимой богини

Богиня Церера в Древнем Риме почиталась настолько, что в ее честь устраивались пышные празднества с игрищами и жертвоприношениями. Назывались эти празднества цереалиями. Римляне начинали праздновать 12 апреля и продолжали еще восемь дней.

Особенно ревностно цереалии отмечались римскими плебеями, которые строго соблюдали все полагающиеся церемонии и обычаи. Крестьяне наряжались во все белое, а головы украшали пышными венками.

Праздник начинался с жертвоприношений, которыми являлись медовые соты, различные плоды, свиньи и даже стельные коровы. После этого несколько дней подряд в цирке проводились скачки. Под открытым небом накрывались праздничные столы, которые ломились от яств.

К столам приглашались все, кто в этот момент находился рядом, даже проходящие мимо прохожие должны были обязательно провожаться к столу. Таким образом, римляне надеялись умилостивить свою богиню, чтобы и дальше урожаи были богатыми, а жизнь сытой.

Церера и ее дочь Прозерпина

У римлян с древних времен и до сегодняшних дней существует один интересный миф о богине Церере и ее бессмертной дочери Прозерпине. Прозерпина у греков зовется Персефоной. Отец ее – Юпитер у римлян, а Зевс – в греческих мифах.

Согласно этому мифу, красота Прозерпины пленила бога Плутона (Аид у греков), который был суровым властителем подземного царства мертвых. Плутон похитил красавицу Прозерпину и, применив силу, заставил ее стать своей женой.

богиня церера в древнем риме

Церера была безутешна. Она повсюду искала любимую дочь с двумя факелами в руках: одним был разум, а другим – эмоции. Богиня нашла ее в подземном царстве и потребовала, чтобы Плутон вернул Прозерпину назад на Землю. Когда подлый бог мертвых отказался, несчастная мать молила о помощи других богов, но и те не захотели ей помочь.

Тогда Церера, будучи вне себя от горя, забыла о своих обязанностях, и вся природа вместе со своей богиней начала увядать. Люди умирали от голода и молили богов сжалиться над ними. Только тогда отец Прозерпины Юпитер приказал Плутону вернуть дочь на землю.

По договоренности между богом мертвых и Юпитером, красавица Прозерпина две трети года жила на земле, а на остальное время она должна была спускаться к мужу.

Церера была счастлива рядом с дочерью большую часть года, и природа вокруг тоже расцветала и плодоносила, а когда Прозерпина уходила к мужу, вместе с печалью богини-матери на землю приходило увядание и смерть. Так мифы объясняли смену времен года на земле.

История странной любви

Есть еще один интересный римский миф. В нем бог моря Нептун (или Посейдон у греков) страстно полюбил прекрасную Цереру. Нептун даже помогал своей возлюбленной искать ее пропавшую дочь Прозерпину по всему белому свету.

Церера богиня

Однако молодой бог моря был слишком навязчив в своих настойчивых ухаживаниях, и Церера, устав от него, решила спрятаться и превратилась в кобылицу. Вскоре настырный юноша нашел свою любимую и превратил себя в жеребца. Результатом всего этого стало рождение у богини Цереры дочери нимфы Деспины и сына, которого назвали Арион.

Сын Цереры – Арион

Арион был конем – ослепительно красивым, крылатым и быстрым, как ветер. К тому же, он обладал даром красноречия, то есть умел красиво говорить на человеческом языке. Его в молодом возрасте отдали на воспитание морским божествам — нимфам нереидам. Нимфы научили быстроного коня возить колесницу Нептуна по бушующему морю.

церера богиня зарождения жизни

Первым хозяином Ариона был знаменитый сын бога Юпитера Геркулес. Потом царь Аргоса Адраст, в свою очередь владевший этим конем, выигрывал на нем все бега и скачки.

Искусство земледелия от Цереры

Богиня Церера после мучительных поисков Прозерпины научила Триптолема, своего воспитанника, ведению сельского хозяйства. Кроме этого, она сделала ему еще один дорогой подарок – свою чудесную колесницу.

церера богиня рима

По приказу Цереры Триптолем ездил по всему миру и обучал людей всему, что узнал от великой богини. Также в честь Цереры должны были проводиться Элевсинские празднества.

Итак, согласно древнеримским мифам, великая богиня плодородия не только научила смертных пахать, сеять и убирать урожай, но и правильно использовать то, что они вырастили. К примеру, люди научились молоть зерно в муку и выпекать из нее чудесный хлеб.

Греческий учитель Сократ

Сократ родился в Греции, в городе Афинах. Отец Сократа был рабочий, каменотес, а мать повивальная бабка. От этого-то Сократ и говаривал часто, что мать его была бабушка – помогала людям рожаться, и он то же делает, только помогает не людям, а мыслям людским рожаться. Отец Сократа учил его своему мастерству, посылал и в училище учиться грамоте и другим наукам. В Афинах все были грамотные, и было много разных училищ. Были самые бедные училища, где дети учились на дворе и буквы выводились палочками на песке. Были училища побогаче, где учились грамоте, черчению, счету и читали стихи. Были училища и самые высокие, где ученики обучались всему тому, что знали в то время греки. Сократ был смолоду понятлив и охоч до учения, и отец отдал его в высшее училище. И выучился Сократ в училище всем наукам и прочел сочинения всех лучших греческих писателей. Кончил Сократ науку и вернулся к отцу и опять стал работать своим ремеслом, камни тесать. Работал Сократ хорошо, но за работой часто задумывался. Задумывался Сократ о том, что прошел он все науки и узнал все то, чему учили людей, и ничего-то он не узнал того, что ему и другим людям знать нужно было. «Надо, – думал Сократ, – дойти и понять, как жить человеку. А то учимся мы все много, и нет нам от нашего ученья прока. Хоть мы бы все звезды узнали и все камни в море учли и всех тому же научили, что я знаю, житье наше не стало бы от этого лучше. Все мы, люди, хлопочем, ищем каждый себе добра, а разберешь дело – мы вместо добра себе зло готовим. И не знает никто из нас, в чем настоящее добро для человека. Вот я учился, учился, а спроси меня, как человеку жить надо, – я и не знаю. А это одно нужно знать человеку. Только и пользы от моего учения, что я узнал, что ученье все наше пустое. Прежде, до ученья моего, я думал, что я что-нибудь знаю, а теперь верно знаю, что ничего я не знаю. Только и проку от моего учения, что я знаю теперь то, что я ничего не знаю. Учили меня про богов, что они создали людей и награждают их, если люди живут по их наказу, и казнят их, если люди не то делают, что велят боги. Но чего же хотят от нас боги и как они велят нам жить?» И стал припоминать Сократ все, чему учили его про богов. Богов почиталось у греков много. Один бог неба считался главным, другой считался богом морей; третий – богом ветров; четвертый – богом солнца; пятый – богом войны; шестой – богом веселья; седьмой – богом смерти. Были и богини: была богиня мудрости, богиня вражды, богиня земледелия, богиня рукоделия и еще много других богинь. Писано было про богов, что живут они на небе, как люди на земле, и женятся, и блудят, и ссорятся, и плутуют, и воюют. Про главного бога Зевса учили, что он был силен и страшен; кто ему угождал, тому он давал во всем удачу, а на кого гневался, на того пускал молнию и убивал. И так представлен был Зевс в храме из камня, как большой, здоровый старик, с молнией в руке. Начал же царствовать на небе Зевс с того, что сбросил с неба родного отца своего – Ад. Вспомнил это Сократ, вспомнил и о том, что его учили про Зевса, как он с своею женой ссорился и обманывал ее, как напивался допьяна небесным напитком и как его тогда обманывали другие боги и даже люди. И понял Сократ, что если и есть такой Зевс, то Зевс этот не знает, как жить надо, так и от него заняться нечем. После Зевса в почете была еще богиня Афина – в честь ее и был назван город. Была такая кукла большая высечена из камня и поставлена на главной площади. На голове у нее был большой шлем, и в руке было золотое копье. Учили про эту богиню, что она научила народ мудрости. И стал припоминать Сократ все, что учили про нее. И тоже, когда он разобрал дело, то увидел, что и от этой богини выучиться нечему. По рассказам была эта Афина хитрая и жестокая, помогала своим любимцам, а другим вредила без вины. И учили еще, что Афина эта узнала раз, что одна девушка-гречанка прядет и ткет не хуже ее самой, то так раздосадовалась на девушку-мастерицу, что обернула ее в паука и велела ей век прясть. Про других богов учили про такие же плохие дела. Назывались боги богами, а дела их были человеческие, да еще часто плохие. И подумал Сократ: «Нет! эти боги не настоящие, и через них не узнаешь, как человеку жить. Эти боги такие же слабые, как и мы, люди, они сами поступают не по правде, от них не научишься отличать добро от зла. А настоящий Бог должен быть праведен и научить человека, как ему жить». И стал искать Сократ такого Бога. Не год и не два мучился Сократ, и не давали ему мысли покоя ни днем, ни ночью. Но прошло время, и открылось Сократу то, чего он искал. Узнал он того Бога, которого искал и которого не знали греки, и нашел он Его ни где-нибудь, а в своей совести. Пока искал Сократ этого Бога праведного, случалось с ним не раз и не два, ночью и днем, когда задумается Сократ и хочет такое или другое дело сделать, вдруг слышит голос у себя в душе. Если хорошее дело, голос говорит: «Делай, Сократ»; если дурное, голос говорит: «Не делай, Сократ». И привык Сократ прислушиваться к этому голосу. И голос все чаще и чаще говорил Сократу. И все, что он говорил Сократу, была правда. И подумал Сократ: «Если хорошее голос говорит, кто это говорит мне? Не я сам, а кто-то другой, – кто ж это? Голос этот всегда говорит правду. Научает он меня жить праведно, и потому знаю, что этот голос Божий». И голос этот стал Сократ называть Богом. И голос этот открыл Сократу то, что он хотел знать – то, как надо жить людям. И когда Сократ узнал этого Бога, то увидал он, что узнать этого Бога может каждый человек и, так же как и он, узнать от этого Бога, как жить надо. И сказал себе Сократ: «Дело это великое; если я узнал правду и добро, то мне этому и других учить, чтобы и им было хорошо». Когда Сократ дошел до этого, отец его уже помер, и был он сам женат, и были у него дети. Когда он сказал своей жене то, что открыл ему голос Бога, то она не поверила ему. Когда же он сказал ей, что он это будет всем говорить и всех будет учить этому, то она стала его отговаривать. «Не делай, – говорит, – этого. Бросишь ты мастерство, станешь учить народ – только беды наживешь, да и мне с детьми жить плохо будет. Брось ты эти затеи, и без тебя учителей довольно». Но не послушался жены Сократ. Видел он, что народ вокруг него бедствует и мучится все от того, что не знает, как жить, и что если он знает это, ему нельзя это про себя таить. Так и голос Божий говорил ему. В самые старинные времена, до Сократа, греки жили хорошо. Земля у них была теплая и плодородная. Они все сами работали: пахали, сеяли, сады разводили, водили пчел и скотину. И богатых, и бедных, и господ, и рабов у них не было, а все жили равно. Потом стали греки воевать, стали обижать соседей. На войне захватывали добычу, и золото, и серебро, и вещи всякие, и скот, и людей забирали в плен и держали в рабстве. Стали от войны греки богатеть, и стала их жизнь портиться. Кто посмелее, тот военным делом занимался. Кто поумней, тот в управление, в начальство попадал. Кто поизворотливей, тот стал заниматься торговлей. А от черной работы греки совсем отстали, и никто из них ничего не работал. Во времена Сократа в Афинской земле рабов было больше, чем господ: господ сто тысяч, а рабов триста пятьдесят тысяч. Всякую работу делали рабы, так что греки-господа за стыд считали заниматься каким-нибудь ручным делом. Вся работа господ была в том, как бы торговлей, или войной, или в начальстве побольше нажить денег и накупить себе сильных и искусных рабов и рабынь и жить в свое удовольствие. И жили так греки и избаловались совсем, и никто из них не думал о том, чтобы жить по правде, помочь брату, пожалеть раба и послужить другому, а все думали только о том, как бы нагнуть другого да на нем ехать. И видел Сократ, что заблудился народ и что сами себя губят, и выходил Сократ на площадь и при всяком случае говорил им то, что ему говорил голос, – что жизнь их дурная и что не так жить надо.

ДОЧЬ РЕИ И КРОНОСА, БЫВШАЯ СУПРУГА ЗЕВСА

Деметра — дочь титана Кроноса и титаниды Реи. По материнской линии она — внучка земли-Геи. Это все богини-матери, страдающие от своих мужей. Гея была утомлена любовным пылом Урана (Неба) и необходимостью постоянно рожать, поэтому попросила своего сына Крона расправиться с отцом, и тот его оскопил; так у греков Земля была отделена от Неба. Рея пребывала в отчаянии от того, что ее муж Крон пожирает всех ее детей, дабы ни один не претендовал на его власть. И она спасла младшего своего сына Зевса, который в результате сверг отца. Сама Деметра была покинута своим мужем Зевсом и с тех пор растила детей одна. Конечно, представление о браке Деметры с Зевсом и его расторжении может быть всего лишь следствием изменений в религиозно-культовой жизни Древней Греции, однако для нас в трактовке мифа покинутость Деметры мужем оказывается чрезвычайно важной. Она слишком актуальна для современной жизни и бывает очень показательна.

ПОДАТЕЛЬНИЦА БОГАТСТВА

Деметра научила людей пахать и сеять, сочетавшись священным браком на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом (у Гесиода он всего лишь герой, смертный). Плодом этого союза стал Плутос — бог богатства и изобилия.

Тех, что, с мужчинами смертными ложе свое разделивши, —

Сами бессмертные, — на свет родили детей богоравных.

Плутос — богатство рожден был Деметрой, великой богиней.

С Иасионом-героем в любви сопряглась она страстной

В критской богатой округе на три раза вспаханной нови.

Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю

Всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки,

Тот богатеет и много добра наживать начинает.

(Гесиод. Теогония. 960-967. Перевод В. Вересаева)

Деметра — сестра и супруга (или возлюбленная) Зевса, от которого она родила Персефону.

После того он на ложе взошел к многокормной Деметре,

И Персефоной его белолокотной та подарила:

Деву похитил Аид у нее с дозволения Зевса.

(Гесиод. Теогония. 904-907. Перевод В. Вересаева)

МИФ О ПОХИЩЕНИИ КОРЫ[7]

. Когда Кора выросла и стала девушкой, ее заприметил бог Подземного царства, владыка умерших — Аид (или Гадес). Он попросил у Зевса, своего родного брата, руки Коры, но верховный владыка богов не дал согласия, хотя и не отказал.

И вот однажды Кора вместе с подругами-океанидами и двумя другими молоденькими богинями — Артемидой и Афиной собирала цветы на лугу. Вдруг Кора увидела цветок нарцисс, которого прежде никогда не видала, и подошла сорвать его. Тут разверзлась земля, появился бог Аид на колеснице, схватил девушку и умчал ее в царство мертвых. Тщетно Кора взывала к своему отцу Зевсу, тот не пришел к ней на помощь. В это время он принимал дары в одном очень многолюдном храме.

Когда мать-Деметра обнаружила, что ее дочь пропала, она принялась искать ее. Но никто не смог ей рассказать, куда же делась Кора. Деметра искала свою дочь девять дней и ночей, пока на рассвете десятого дня не встретила богиню Гекату. Та сообщила, что как-то из своей пещеры слышала крик о помощи, но не видела похитителя. Богини отправились к Гелиосу, богу солнца, потому что он видит все, что происходит днем. Они встали перед его конями и не давали ему взойти на небо, пока он не расскажет, что произошло. Гелиос поведал, что Кору похитил Аид — бог Подземного мира, что сделал он это по наущению Зевса, но что лучшего супруга сыскать трудно, поскольку Аид — родной брат самого громовержца и властелин огромного царства.

Деметра сошла на землю и приняла облик простой смертной, старухи. Она пришла в Элевсин, где ее встретили дочери тамошнего царя Келея. Деметра сказала, что ее зовут Досо[8]и что она была похищена пиратами с Крита, но сумела бежать. А теперь ищет работу и пристанище, умеет делать все по дому и нянчить детей. Дочери Келея пригласили ее во дворец.

Когда Деметра вошла во дворец, супруга царя Келея Метанира вдруг увидела, как сияние озарила странницу, и та показалась ей настолько огромной, что своей головой доставала до потолка. Но пришедшая вела себя тихо и скромно; она скорбно села в молчании. Тогда Ямба — веселая хромая девушка развеселила Деметру, а старая няня Баубо предложила ей выпить ячменного отвара с мятой. Деметра согласилась и успокоилась. После этого она взяла на свое попечение младенца Демофоонта, последнего сына Келея и Метаниры, позднорожденного и любимейшего.

Деметра нянчила Демофоонта, но не кормила и не поила его всем тем, что пьет и ест смертный ребенок, а пестовала как бога. Натирала благовонными мазями, а ночью погружала в огонь очага, чтобы стал он бессмертным. Но однажды Метанира увидела этот обряд и закричала в страхе. Деметра разгневалась, приняла свой божественный облик, обвинила Метаниру в обычном скудоумии смертных, и сказала, что если бы ей не помешали, она бы сделала младшего царского сына бессмертным. Затем она повелела построить ей храм в Элевсине и удалилась.

Читайте также  Остров сицилия фото

Наутро Келею сообщили, что то была богиня Деметра и что она желает, чтобы ей построили храм. Келей созвал народ и выстроил храм Деметре, где она и воссела в своем горе.

Деметра сидела в храме и горевала. Она запретила расти и плодиться всему живому. Злаки стали гибнуть, деревья перестали плодоносить, животные — плодиться, женщины — рожать. На земле начался мор. Боги обнаружили, что никто им не приносит жертвы и они тоже лишились своей доли.

Зевс направил к Деметре Ириду, свою вестницу, с предложением успокоиться и вернуться на Олимп. Но Деметра сказала, что не вернется на Олимп, пока ей не возвратят ее дочь. Олимпийцы по очереди приходили к Деметре и просили ее вернуть свою милость земле, но богиня была непреклонна. Наконец Зевс решил уступить: он отправил своего вестника Гермеса (единственного из олимпийцев, способного входить в мир мертвых) с посланием к Аиду — повелением вернуть дочь матери.

Гермес прибыл в Аид и передал послание Зевса. Аид пришел к Коре-Персефоне и предложил ей отведать несколько зерен граната. Он знал, что это привяжет ее к царству мертвых. Затем запрягли лошадей Аида, и Гермес отвез Персефону на колеснице к ее матери. Мать и дочь счастливо встретились, однако Персефона рассказала, что отведала в царстве мертвых несколько зернышек граната. Деметра пришла в отчаяние: она поняла, что дочь теперь связана с Аидом навсегда.

Тогда Зевс пригласил свою мать (и мать Деметры) Рею уладить этот конфликт. С помощью Реи было достигнуто соглашение, по которому одну треть года Кора проводит с мужем — Аидом, а две трети года — с матерью. А Гекате поручили следить за соблюдением этого правила.

Основное чувство, отраженное в мифе о похищение Коры, — это горе, неизбывная тоска и скорбь матери о своем чаде. Подобно другим мистериям (не только античным, но и более поздним, средневековым), миф давал людям возможность сопереживания, соучастия в повторяющейся божественной истории. И вместе с тем, он делал «божественными», показывал как архетипические любые подобные человеческие переживания. Так любая горюющая мать могла чувствовать себя в какой-то степени опечаленной Деметрой. Это делало личную историю частью Большого Сюжета.

«. Через раскрытие Большого Сюжета, спрятанного и невидимого для обычного сознания, происходит трансформация страдания. Воспринятый через призму Большого Сюжета, травматический опыт конкретного человека обретает для него иной, высокий личностный смысл. Этот вновь обретенный смысл не только помогает справиться с психологическими последствиями травмы, но и найти в пережитом драматическом опыте источник личностного и духовного развития»[9].

Тут можно заметить, что это для современного человека Большой сюжет чаще всего «скрыт и невидим», а во времена мистерий миф откликался в душе людей чрезвычайно живо. Так, во времена Средневековья христиане воспринимали любые свои незаслуженные страдания христиан как муки, подобные Христовым. (Другое дело, что христианство подарило нам не так уж много архетипических сюжетов.)

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

Мистерии были распространены по всему эллинскому миру. О них очень уважительно отзывались ученые современники. Платон говорил, что посвященные в них будут жить с богами после смерти: считалось, что мисты (прошедшие посвящения) не пьют в загробном мире из реки забвения Леты и сохраняют память, что дает им иные возможности, нежели обычным смертным.

Мистерии состояли из драматических представлений священных мифов, которые имели отношение к главной теме действа. В элевсинских мистериях представляли похищение Коры-Персефоны Аидом и воссоединение матери и дочери, в вакхических — страдания Диониса, в позднеримских мистериях Митры, очевидно, ставили убийство (жертвоприношение) богом Митрой быка. Кроме драматических постановок, мистерии включали некую передачу знания, недоступного профанам. Возможно, именно в связи с этим тайны мистерий строго охранялись и до нас дошли лишь весьма отрывочные намеки.

Наиболее известными были элевсинские мистерии. Предполагают, что драматические представления шли здесь три ночи подряд и в хронологической последовательности. Начиналось все с брака Зевса и Деметры (их роли играли иерофант и иерофантида мистерий). Затем следовало рождение Иакха от этого брака. В следующую ночь представлялось похищение Коры (ее роль исполняла жрица Деметры) богом царства мертвых Аидом (или Плутоном). Затем иерофантида изображала тоскующую Деметру, разыскивающую свою дочь. Разыгрывалось посещение Деметрой элевсинского царя Келея: здесь совершались своеобразные обряды с вкушением питья: постившиеся весь день мисты получали особый напиток из воды, муки и меда, подобный тому, что отведала Деметра. Последующие драматические представления изображали возвращение Коры, примирение Деметры с богами, установление ею мистерий и обучение Триптолема — посланника от богини другим народам, не знающим земледелия. Хлебный колос служил в этих мистериях символом смены жизни и смерти, возвращения от смерти к новой жизни. Были и другие священные символы и предметы, о которым мы почти ничего не знаем достоверно. Древние считали, что мистерии способствуют смягчению нравов людей и улучшению морали. В мистериях люди воспринимали тайное знание, дополняющее религиозные доктрины, обретали некое мистическое понимание порядка вещей.

В оде поэта Пиндара (V в. до н.э.) говорилось:

Хорошо снаряжен тот, кто сходит во гроб,

зная тайну Элевсина.

Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало —

И в стихотворении поэта Серебряного века Валерия Брюсова (не только поэта, но и знатока античности, а также модного оккультиста своего времени) под видом обычного воззвания к весеннему обновлению природы скрывается намек на иное воскрешение:

Небо четко, небо сине,

Жгучий луч палит поля:

Смутно жаждущей пустыней

Губы веющего ветра

Ищут, что поцеловать.

Низойди в свой мир, Деметра,

Воззови уснувших, мать!

Глыбы взрыхленные черны,

Их вспоил весенний снег.

Где вы, дремлющие зерна,

Замышляйте свой побег!

Званы вы на пир вселенной!

Стебли к солнцу устремя,

К жизни новой, совершенной

И в душе за ночью зимней

Тоже — свет, и тоже — тишь.

Что ж, душа, в весеннем гимне

Ты проснуться не спешишь?

Как засеянное поле,

И в огнистом ореоле

Солнце смотрит с высоты.

Брошен был порой осенней

И в тебя богатый сев, —

Зерна страсти и мучений,

Всколоситесь, как напев!

Время вам в движеньях метра

Прозвучать и заблистать.

Низойди в свой мир, Деметра,

Воззови к усопшим, мать![10]

ПОСВЯЩАЮЩАЯ В МИСТЕРИИ

Богиня Деметра научила Триптолема, старшего сына Келея, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Аполлодор рассказывает, что Деметра «изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов, и дала зерна пшеницы, которыми Триптолем, поднявшись по небу, засеял всю землю» ( I, V, 2)[11]. Гигин же уверяет, что Деметра нянчила именно Триптолема, а когда его отец вмешался, то убила последнего. Своему же воспитаннику богиня подарила колесницу, запряженную драконами, с которой тот засеял всю землю.

Так или иначе, мы видим богиню, которая выбрала культурного героя, продолжающего ее дело. Схожим образом и участники мистерий становились плодородной почвой для принятия особого посвящения либо семенами особого знания, превращающими обыденную реальность в новую, окультуренную и благодатную действительность.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Греческие богини. Архетипы женственности

Посвящаю Афине Булайе, Афродите Эпистрофии, Гекате Урании.

Выражаю особенную благодарность: Александре Волоховой, Татьяне Лапшиной, Анне Блейз,Анне Звонковой, Кристине Абрамовской.

Ролевые архетипы, привязанные к характеру конкретного божества, — тема, обозначенная еще К.-Г. Юнгом[1]. Однако наибольшее распространение она получила уже в трудах постюнгианцев: Джин Ш. Болен, четы Вулджеров и их последователей [2]. Мы продолжили эту традицию в книге «Открой в себе богиню» (СПб.: Невский Проспект, 2003) и «Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности» (М.: Класс, 2005). Эта книга явилась результатом желания представить более глубокий взгляд на систему, а также нового мифодраматического опыта.

С одной стороны, архетипы — это некие силы, приходящие неожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а часто и справиться с ними. Они способны дать нашей жизни новый смысл или окунуть в безумие, потому что это — то, что приходит из бессознательного. Если мы их фиксируем и называем, они постепенно переходят в область сознания. Тогда мы получаем возможность иметь с ними дело осознанно, не позволяя бесконтрольно «овладевать» нами. Так когда-то появились боги и богини. И они «дали» людям некие образцы для подражания, схемы поведения, роли. Ведь взывание к божеству в политеистическом мировоззрении — это не столько (или не только) просьба «ребенка» о помощи «отца» или «матери», сколько призыв к образу и характеру (божественному архетипу) явиться и прийти на помощь изнутри человека, вдохновляя и даруя ему удачу. Поклонение одному-единственному божеству со своим определенным характером[3] или, если воспринимать это лишь как метафору, привязанность лишь к одному характеру и следование лишь одному сюжету ведет к идентификации с архетипом. И мы в этой книге раскрываем опасность подобного отождествления.

Любой пантеон любой религии — это определенное представление о мире. И, по большому счету, божества — это представления о том, каковы люди. Каждое божество имеет как позитивные, так и потенциально негативные черты. Каждый архетип может быть благой силой для человека, а может приносить вред. При этом мы не в состоянии выразить все черты того или иного архетипа, даже ролевого: он слишком велик и грандиозен для нас.

«Хотя архетипы могут на короткий срок воплощаться в нас, создавая так называемые божественные переживания, ни одна женщина не может постоянно олицетворять собой архетип. Только сам архетип может быть вечно деятельным, всемилостивым, постоянно энергичным. Мы можем стараться ему подражать, но архетип — это идеал, недоступный человеку, и так оно и должно быть»[4].

С теоретической точки зрения, все божества одного пантеона потенциально присутствуют в каждом человеке. А божества противоположного пола пребывают в менее осознанной части души — Аниме или Анимусе. (И мы в этой книге описываем характер богинь в Аниме мужчины.) Так макрокосм со всеми богами и демонами оказывается микрокосмом — одним человеком.

На античной (греко-римской) мифологии выросла вся европейская культура. Греческий пантеон представляется нам универсальным для современного европейца — человека, принадлежащего европейской культуре более, чем национальности. Особенно это заметно по архетипам богов — социально более детерминированным мужским ролям в обществе.

Женские ролевые архетипы

В этой книге мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:

Деметра — мать милостивая, щедрая или ужасная;

Кора-Персефона — юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства;

Афина — неприступная дева, стратег и тактик;

Артемида — вечная дева, соперница мужчин, мстительная охотница;

Афродита — воплощение любви и красоты, муза художников и поэтов;

Гера — верная и ревнивая супруга, светская женщина;

Гестия — женщина, предпочитающая одиночество, посвятившая себя иному Смыслу;

Геката — сваха, шутница, колдунья и посредница.

В каждой женщине есть они все. Но вступают в свои права обычно по очереди. Первой в девочке выделяется Кора — дочь своей матери; девушка в подростковом возрасте часто делает выбор между Корой-Персефоной и Артемидой, затем приходит время Афродиты и (или) Геры; далее наступает очередь Деметры, а затем являются Гестия и (или) Геката. Это естественная для женщины последовательность, связанная и с физиологическим циклом, и с этапами жизни женщины и вечной триадой Дева–Женщина– Старуха. Вместе с тем, эти архетипы сопровождают и наше индивидуальное личностное развитие. Потому все они могут проявиться в любом возрасте, в зависимости от конкретных обстоятельств и воли женщины.

Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно (не имеет большого смысла примерять на себя Ареса, если хорошо получается действовать из роли Аполлона[5]), за исключением необходимого перехода от «сыновних» архетипов к «отцовским»[6] . Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая. Пословица об идеальной женщине, которая в постели — блудница, в церкви — святоша, а дома — госпожа (и шутка насчет дамы, которая все перепутала), как раз и отсылает к этой естественной для женщины необходимости владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте.

В последнее время мы начали проводить семинары и тренинги по ролевым архетипам. Когда мифодрама главным образом посвящена одному ролевому архетипу, то мы можем с ним познакомиться, узнать его в себе или понять, как его активизировать (пробудить или развить). Это может происходить как внутри роли, так и с позиции наблюдателя (которую я в своей работе стараюсь исключить) или из схожих ролей сюжета.

ГЛАВА V МИР МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И КРАСОТЫ 1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТЫ (02)

На Боспоре особенно почитался Зевс Сотер (Спаситель), имя которого процарапывали на сосудах, предназначавшихся для винных возлияний в честь верховного бога. Ему возводили храмы, алтари, делали посвящения в благодарность за помощь и защиту. Зевса и Геру Спасителей особенно чтили в римское время.

Брат Зевса Посейдон владычествовал над морем, защищал моряков. Могучих и непобедимых Посейдона и Геракла называли своими мифическими предками боспорские цари. Трезубцем Посейдон колеблет и успокаивает морскую стихию, выбивает из земли источник. С ним связывали наводнения, землетрясения и просили защитить от этих бед. Бог свиреп, любит проявлять свой нрав, демонстрировать независимость.

Брат Зевса и Посейдона Аид хозяйничает в подземном царстве. Всех живущих на земле он приглашает в свои владения, в его руках души смертных. Посланник богов Гермес приводит умерших в аид, охраняемый Кербером. Владения Аида находятся на крайнем западе, за рекой Океан.

Сестры Зевса Деметра и Гера были заодно его супругами. Добрую и женственную Деметру особенно любили. Она — богиня плодородия, земледелия, созревающего хлеба. Ей греки придали черты древнейшего доолимпийского божества — Геи (матери-земли). Благосклонная к людям, Деметра научила их пахать и сеять, посылала на землю урожаи, наполняла хлебом амбары.

Богиня — любящая мать. Миф рассказывает, как Аид похитил ее дочь Кору—Персефону, увлек в глубь земли и сделал царицей своих владений — царства мертвых. Скорбящая мать, занятая поисками дочери, лишила землю плодородия, начался голод. Тогда Зевс приказал Персефоне две трети года проводить на земле с матерью, а на одну треть уходить в подземный мир к мужу.

Деметра подчинилась приказу отца богов и одарила землю плодородием. С тех пор природа оживает, расцветает, когда к Деметре возвращается дочь, и замирает на время, пока Персефона находится у Аида. Деметру и ее дочь особенно чтили крестьяне. Среди жителей северопонтийских городов и селений было немало земледельцев — ведь в первую очередь именно земля привлекла эллинов в этот край.

Потому-то и культ богини земного плодородия здесь утвердился повсюду, сразу и навсегда. Ей посвящали праздники, на которых звучали гимны, устраивались представления на сюжеты мифов о Деметре и Коре. Богиню изображали гордой, с открытым волевым лицом, обрамленным красиво уложенными волнистыми волосами, с покрывалом поверх волос или в головном уборе. Иногда в руках она держит плоды. Ее облик заметно отличается от облика других богинь.

Это не могучая воительница Афина или изящно-прекрасная Афродита. Она — спокойная женщина, красивая своей простотой и естественностью. Ее невозможно отличить от смертной. Кажется, что она самая человечная из всех греческих богов. И все-таки она богиня, ее могущество — в душевной силе.

При всех своих достоинствах Деметра все же не была главной супругой Зевса. Эта роль принадлежала Гере. Она охраняла законные браки, чистоту супружества, покровительствовала героям и городам. Гера — самая беспокойная и противоречивая из богинь, мстительная, ревнивая. Впрочем, богине можно посочувствовать: ее супруг не был идеалом верности, изменял ей направо и налево с богинями и смертными женщинами. Она жестоко мстила своим соперницам и их многочисленным отпрыскам от Зевса. Достаточно вспомнить униженного ею Геракла или несчастную Ио — царскую дочь, превращенную Зевсом в корову из страха перед гневом Геры. Богиня держала ее взаперти, а после наслала овода, мучимая которым, Ио вынуждена была странствовать по миру. Прошло немало времени, пока она не нашла приюта, не обрела свой прежний облик и не родила от Зевса сына, ставшего родоначальником многих героев.

Детям Зевса Аполлону и Артемиде, Афине, Дионису, Аресу и Гермесу, сыну Геры Гефесту и рожденной из морской пены Афродите греки доверили многочисленные обязанности — они должны были покровительствовать людям, помогать им во всякого рода деяниях, но и карать, конечно же, за неповиновение и прегрешения.

Аполлон — самый удивительный из греческих богов. Фантазия эллинов наделила его многообразными и зачастую противоречивыми функциями: он губитель и спаситель, сокрушитель и создатель, он наказывает и охраняет. Его побаиваются даже боги. Исследовавший культ Аполлона в его развитии и многообразии А. Лосев писал: «Попробуем пройдем по земле, заглянем в ее недра или в заоблачную высь — мы везде найдем Аполлона. Аполлон — и горы, и реки, и море, и заливы, и бухты, и мысы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector