Какая из греческих муз является покровительницей комедии

Какая из греческих муз является покровительницей комедии

Творчество А. Я. Розенбаума сквозь призму прецедентных имён Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зеленкова Дарья Евгеньевна

В данной статье рассматривается применение прецедентных имён в творчестве А.Я. Розенбаума , в частности, в тексте песни «Баллада о музах и прокрустовом ложе».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зеленкова Дарья Евгеньевна

Текст научной работы на тему «Творчество А. Я. Розенбаума сквозь призму прецедентных имён»

но: независимо от этнической, национальной принадлежности человека, социального статуса и материального положения, ему необходимо мирное сосуществование с себе подобными и окружающим его миром, необходимо благополучие и безопасность среды обитания. Обязательные условия его существования — мир и гармония между человеком и природой, человеком и животными, мужчиной и женщиной. Все эти условия необходимы ему для того, чтобы он был в состоянии воспроизводится, обеспечивать своим детям безопасное и счастливое существование.

Борис Васильев, как писатель, гражданин, гуманист, считает, что в развитии российского общества должны лежать главные принципы: свобода, гуманизм, справедливость, демократия, права человека, труд и бережное отношение к окружающей природе.

Писатель ярко выразил в своих работах эту литературную философскую мысль, которая проясняет гармонию и красоту окружающего мира, возвышает нравственные качества человека, и призывает человечество сохранять экологию души и экологию окружающего нас мира. И необходимо донести эту мысль до подрастающего поколения, внушить её, поспособствовать тому, чтобы эта мысль стала неотъемлемой частью их сознания и руководством к действию. Только в этом случае страну ожидает счастливое будущее.

1. Васильев, Б. Битва за вчерашний день [Текст] / Б. Васильев //Общая газета, 1999. — №. 14. — С. 8.

2. Васильев, Б. Люби Россию в непогоду. Избранные статьи [Текст] / Б. Васильев. — Смоленск, 1994.

3. Васильева, Л. Женщина. Жизнь. Литература. [Текст] / Л. Васильева // Лит. газ.-1989.-20 дек.

4. Карнюшин, В. А. Изучение «малой прозы» Б.Васильева [Электронный

ресурс] / В. А. Карнюшин. — 1988. — 72 с. — ЦКЬ :

http://www.spek.keytown.com/rasШProg/5_tvorch/Vasil_prj/prosa/sov_ecol/sov_e col.htm (дата обращения: 13.03.2012).

ДЕБЮТ В НАУКЕ Зеленкова Дарья Евгеньевна

Магистрант 2 года обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», Иркутск, Россия

УДК 801.73 ББК 84

ТВОРЧЕСТВО А.Я. РОЗЕНБАУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЁН

В данной статье рассматривается применение прецедентных имён в творчестве А.Я. Розенбаума, в частности, в тексте песни «Баллада о музах и прокрустовом ложе».

Ключевые слова: прецедентный текст; прецедентное имя; имя собственное; имя нарицательное, А.Я. Розенбаум.

A.YA. ROSENBAUM’S CREATIVE WORK THROUGH PRECEDENT

The article presents the usage of precedent names in A. Ya. Rosenbaum’s works, in the lyrics of his song «Баллада о музах и прокрустовом ложе» in particular.

Key words: precedent text; precedent name; proper noun; common name; A. Ya. Rosenbaum.

Прецедентный текст понимается как текст, являющийся элементом культурной памяти народа и регулярно используемый для создания других текстов. Его можно определить как текст или элемент текста, который известен большинству носителей языка и легко узнается ими при любых трансформациях fhttp://www.mstu. edu.ru/publish/conf/11ntk/section3/section3_2.html]. Под прецедентным именем мы понимаем индивидуальное имя, связанное с тттиро-ко известным текстом, относящимся, как правило, к числу прецедентных [Там же].

У представителей каждой культуры, носителей каждого языка, жителей каждой страны имеется свой корпус прецедентных текстов, известных внутри данной культурной группы и часто незнакомых членам других культурных групп. Свой корпус прецедентных текстов может иметь и отдельная группа людей — от представителей одного поколения до группы друзей или семейной пары. Обращение к концепту прецедентного текста указывает на принадлежность отправителя речи к той же группе (социальной, политической, возрастной и т. д.), что и адресат. Наличие своего уникального корпуса прецедентных текстов является признаком наличия у членов группы чувства групповой идентичности [Там же].

Особенностью прецедентного имени является его способность регулярно употребляться не только денотативно, но и коннотативно, т.е. служит не для наименования, но для характеризации [Захарченко, 2004].

В тексте песни «Баллада о музах и прокрустовом ложе» [Розенбаум, 2004] автор активно использует такие прецедентные имена, как музы (Талия, Терпсихора, Эвтерпа, Клио, Мельпомена, Эрато, Каллиопа), Прокруст, Аполлон, Орфей. Почти все прецедентные имена, представленные в тексте данной песни, взяты из текстов мифов Древней Греции. Музы — богини поэзии, искусств и наук. Аполлон — в греческой мифологии охранитель стад, света, наук и искусств — выступает в роли покровителя, защитника муз. Орфей — в древнегреческой мифологии певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги и даже природа, -представлен как обобщенный образ деятеля искусства. Прокрустово ложе

олицетворяет формальный шаблон, под который подгоняют искусство, творчество.

Несмотря на то, что в мифологии данные персонажи не пересекаются, А.Я. Розенбаум считает возможным соединить их образы между собой, достигая при этом более яркого выражения своего замысла. Автор хотел показать, что в наше время творчество (его в тексте олицетворяют Музы, Аполлон и Орфей) часто загоняется в рамки цензуры, под определенный шаблон (образ ложа Прокруста).

В тексте мы наблюдаем переход имени собственного Прокруст в имя нарицательное, которое употребляется здесь во множественном числе — Прокрусты. Имя собственное иногда перестает связываться с одним субъектом, делится определенным признаком с группой похожих друг на друга людей. Этот непосредственный, без аффиксации, переход собственного имени в нарицательное называется апеллятивацией. Возможность перехода в нарицательные появляется у тех имён собственных, которые приобрели достаточную известность у всех членов определённого языкового коллектива, получивших некоторый общий минимум воспитания и образования, и когда имя собственное перестаёт связываться с одним субъектом или объектом и делается типичным для многих чем-либо похожих друг на друга людей.

В первом же абзаце текста песни мы видим отсылку к мифу о Прокрусте:

И сейчас лежат Прокрусты По обочинам искусства,

Рвут, ломают кости с хрустом музам.

Обессилевшим в дороге Обрубают руки-ноги,

Потому что ложе многим узко.

Согласно древнегреческой мифологии, разбойник Прокруст подстерегал путников у дороги, обманом заманивал их в свой дом. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, ноги вытягивал — по длине этого ложа.

Чтоб Прокрустам было просто,

Одного должны быть роста,

Подходящего по ГОСТу, все мы.

Ждут они зимой и летом В ямах, в рытвинах, в кюветах,

Коль пошел тропою этой -в ложе.

Мы можем предположить, что под «прокрустами» автор имел в виду критиков, чиновников, которые подгоняют искусство под один, определенный ими стандарт, не давая свободу творчества режиссерам, писателям и т.д.

Через образы муз автор указывает на то, что все области искусства подверглись изменениям и критике. Музы — богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Каждая из муз является покровительницей определенной сферы искусства: Талия — покровительница комедии и легкой поэзии; Эвтерпа — муза-покровительница лирической поэзии; Мельпомена сначала считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства; Эрато — покровительница лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии; Каллиопа — муза эпической поэзии и науки; Терпсихора — муза хорового пения и танца; Клио — муза истории, та, «которая прославляет», Грации — в древнеримской мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Они соответствуют греческим харитам. Грации, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству [Кун, 2009]. Как видим, в следующих строках А.Я. Розенбаум привлекает в свое произведение прецедентное имя из древнеримских текстов, поскольку оно также хорошо узнаваемо в России и ассоциируется с искусством.

И Талия завалена, и Грациям остаться бы в веках.

Не вынеся позора,

Скончалась Терпсихора В засаленных прокрустовых руках.

Эвтерпа муки терпит, и Клио крик тоскливый душит страх.

Взбирается на сцену Хромая Мельпомена С застывшими слезами на глазах.

Эрато виновато, спустившись с ложа, смотрит на людей.

Не поместились стопы,

И рубят Каллиопу.

Строки «Обрубают руки-ноги», «Взбирается на сцену Хромая Мельпомена», «Не поместились стопы, И рубят Каллиопу. » дают нам понять, что автор пишет о тех, кто более талантлив, так как «ложе многим узко», и прокрустам приходится не вытягивать муз (а такой вариант в прецедентном тексте также предусмотрен), а укорачивать.

Появление в тексте Аполлона обусловлено мифологией. В греческой мифологии Аполлон является богом-врачевателем, предводителем и покровителем муз. Именно поэтому музы обращаются к нему за помощью:

Вопли, ужас, горе, стоны,

И взывают к Аполлону Музы ночью, чтобы выжить

Привлекая в свои произведения такое количество прецедентных имен, А.Я. Розенбаум, безусловно, обращается к определенной публике, которая способна понять отсылки к прецедентным текстам. Так как в рассматриваемом нами тексте в основном использовались персонажи древнегреческой мифологии, то мы можем предположить, что основной аудиторией являются деятели искусства или те, кто связан с этой сферой.

1. Захаренко, И. В. Русское культурное пространство [Текст] / И.В. Захарченко. — М. : Гнозис, 2004. — 315 с.

2. Кун, Н. А. Мифы Древней Греции [Текст] / Н.А. Кун. — М. : Эксмо, 2009. — 192 с.

3. Розенбаум, А. Я. Затяжной прыжок [Текст] / А.Я. Розенбаум. — М. : Эксмо, 2004. — 336 с.

4. Сугоняева, Л. П. Роль прецедентных текстов в формировании языковой личности [Электронный ресурс] / Л. П. Сугоняева. — ШЬ : http://www.mstu. edu.ru/publish/conf/11ntk/section3/section3_2.html. (дата обращения: 19.05.2012).

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Матиенко Анжелика Валерьевна

Кандидат филологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, декан факультета европейских языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия

УДК 372.8 ББК 81.411.2 — 916

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ

В настоящей статье рассмотрен опыт проведения в Иркутском государственном лингвистическом университете заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников по немецкому, французскому и английскому языкам, показана объединяющая роль олимпиадного движения в реализации различных интеграционных процессов в российском образовании.

На примере олимпиад по иностранному языку проанализированы интеграционные процессы на уровне содержания олимпиадных заданий, организационно-методического сопровождения этапов олимпиад, участников олим-пиадного движения.

Презентация «Музы Древней Греции» (8 класс) по истории – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18

Презентацию на тему «Музы Древней Греции» (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

«Парнаса жительницы, девы несравненны. »

МУЗЫ - дочери Зевса. Музы (M o u s a i,

МУЗЫ — дочери Зевса

Музы (M o u s a i, «мыслящие») — дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины (богиня памяти ). Музы — богини поэзии, искусств и наук и носящие имя «олимпийские». Всего муз девять: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния и Урания; все они указывают на связь с искусством — пением, танцем, музыкой (за исключением Урании, «небесной», и Клио, «дарующей славу», — как видно греки относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись относили к ремеслам, не имевшим своих муз-покровительниц).

Парнас. Они наставляют и утешают людей, относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов. Музы живут на Парнасе и покровительствуют покровительницы певцам и музыкантам,

Они наставляют и утешают людей, относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов.

Музы живут на Парнасе и покровительствуют покровительницы певцам и музыкантам, передают им свой дар. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

г. Парнас. Греция

Парнас. В хороводе муз

Парнас. В хороводе муз

Храмы муз. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времен - музеи. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. Государственный музей изобразите

От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времен — музеи.

Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Функции муз постепенно разграничивались по мере разделения искусств, их стали изображать в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы.

Каллиопа. K a l l i o p h – («прекрасноголосая») — мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вдохновляет воинов на подвиги, вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над дру

K a l l i o p h – («прекрасноголосая») — мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вдохновляет воинов на подвиги, вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках.

«Песни времен героических в книге хранит Каллиопа» Авсоний

Клио. K l e i w – Муза истории, она означает величие и славу и свидетельствует о том, что может достичь человек, помогает разгадать загадку собственного выбора, бессмертия, достигнутого преодолением своего собственного предела. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

K l e i w – Муза истории, она означает величие и славу и свидетельствует о том, что может достичь человек, помогает разгадать загадку собственного выбора, бессмертия, достигнутого преодолением своего собственного предела. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

Мельпомена. M e l p o m e n h – Муза трагедии. В руках у нее трагическая маска. Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с

M e l p o m e n h – Муза трагедии. В руках у нее трагическая маска. Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила чудовищных сирен, прославившихся своим пением.

Талия (Фалия). Q a l e i a – покровительница комедии и легкой поэзии. Она дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы в конце концов посмеяться над своими ошибками, потому что комедия — это школа жизни, и мы, играя свои роли, можем извлечь положительные уроки, которые постепенно от театра

Q a l e i a – покровительница комедии и легкой поэзии. Она дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы в конце концов посмеяться над своими ошибками, потому что комедия — это школа жизни, и мы, играя свои роли, можем извлечь положительные уроки, которые постепенно от театра приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

Муза комедии и муза трагедии Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт. фреска из Помпей, I в. н.э

Муза комедии и муза трагедии Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

фреска из Помпей, I в. н.э

Полигимния (Полимния). P o l u m n i a – сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала

P o l u m n i a – сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.

Терпсихора. T e r y i c o r a – муза хорового пения и танца - открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом , изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она -

T e r y i c o r a – муза хорового пения и танца — открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом , изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она — «наслаждающаяся хороводами».

Урания. O u r a n i a – Муза астрономии и звездного неба. Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам. В других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви.

O u r a n i a – Муза астрономии и звездного неба. Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам. В других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви.

Эвтерпа. E u t e r p h – муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Флейта - это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.

E u t e r p h – муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Флейта — это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.

Эрато. Erato – Муза лирической поэзии. Имя этой Музы происходит от имени Эроса, бога любви. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического. Изображалась с к

Erato – Муза лирической поэзии. Имя этой Музы происходит от имени Эроса, бога любви. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического. Изображалась с кифарой в руке.

МУЗА. В младенчестве моем она меня любила И семиствольную цевницу мне вручила. Она внимала мне с улыбкой - и слегка, По звонким скважинам пустого тростника, Уже наигрывал я слабыми перстами И гимны важные, внушенные богами, И песни мирные фригийских пастухов. С утра до вечера в немой тени дубов Прил

В младенчестве моем она меня любила И семиствольную цевницу мне вручила. Она внимала мне с улыбкой — и слегка, По звонким скважинам пустого тростника, Уже наигрывал я слабыми перстами И гимны важные, внушенные богами, И песни мирные фригийских пастухов. С утра до вечера в немой тени дубов Прилежно я внимал урокам девы тайной, И, радуя меня наградою случайной, Откинув локоны от милого чела, Сама из рук моих свирель она брала. Тростник был оживлен божественным дыханьем И сердце наполнял святым очарованьем. А.С. Пушкин

Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной. Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.

Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Мусейоны

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Клио, «дарующая славу» муза истории

Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий

Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Читайте также  Богиня земледелия у греков

Талия, муза комедии

Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии

Урания — девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса

Так что если хотите, пусть и вам улыбнется и обратится одна из муз Древней Греции!

Горгиппия: Как древний город в Анапе стал частью «Золотого кольца Боспорского царства» Античный полис — от исторических «Описаний Эллады» до интеграции в современный туризм

Горгиппия: Как древний город в Анапе стал частью «Золотого кольца Боспорского царства»

Этим летом историческое наследие Анапы — древний город Горгиппия —был включен в проект маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства». Идея создания глобального межрегионального туристического маршрута, который объединит четыре южных региона России, принадлежит Льву Степко — сотруднику Новороссийского исторического музея-заповедника. Проект также поддерживают Ростуризм, Краснодарское региональное отделение Русского географического общества (РГО), комитет по вопросам использования природных ресурсов.

Сейчас над проектом активно работаю различные специалисты. По задумке организаторов, маршрут должен быть доступен для туристов, путешествующих как железнодорожным, так и автомобильным и водным транспортом: «С учётом начала эксплуатации Крымского моста, объекты «Золотого кольца» станут доступнее», — рассказал председатель РГО Иван Чайка.

В будущем у проекта появится сайт, который будет удобен и для туроператоров, и для туристов. С его помощью можно будет выбрать удобный маршрут и начать его в любой точке, подобрать оптимальное путешествие любым видом передвижения.

Ну а пока мы предлагаем вам узнать о Горгиппии чуть больше, чем написано в «Википедии».

В IV-III веке до нашей эры на территории нынешней Анапы существовал город Горгиппия. Погибший во время пожара, он, казалось бы, исчез с лица земли, но не тут-то было. В 1975 года в Анапе начались раскопки, и город, площадью 35 га, стал возрождаться. Сегодня остатки фундамента и стен дают посетителям возможность представить образ древнего, некогда существовавшего на этой территории поселения. Здесь можно увидеть подвалы и фундаменты жилых домов, мощёные улицы, винодельни, колодцы, водостоки, фрагмент крепости.

Археологические раскопки проводятся до сих пор, и анапский археологический музей постоянно пополняется экспонатами: бытовой утварью, монетами, скульптурами, оружием, статуэтками. В музее-заповеднике находится склеп Геракла, где хоронили знать — ученым удалось обнаружить три саркофага. Примечательно, что стены склепа расписаны по сюжетам подвигов Геракла, переносящими в тот мир, с которым люди встречались только на страницах книг.

На фото, представленных ниже, вы увидите только пару раскопанных кварталов древнего города площадью около 1,5-2 Га. Общая же площадь всего города составляла около 40 гектаров. Современная Анапа целиком расположена над древней Горгиппией. Мы покажем вам ее малую часть.

Греческие поселения и война с персами

Греческих поселений в причерноморье было очень много. По данным археологов можно сказать, что эти города были расположены на побережье Черного моря на расстоянии 5-10 км. друг от друга, а то и ближе, что является довольно плотным размещением для древних поселений. Однако, нас интересует азиатская часть восточного черноморского побережья. Любопытно, но именно здесь в отрогах начинающихся Кавказских гор страдал прикованный к кавказским скалам Прометей, сосланный сюда Зевсом на страдания, за то, что тот передал людям священный огонь знания.

В этой местности издревле жили синды и многие другие племена. Здесь некогда жили кимерийцы, вытесненные скифами, а те, впоследствии были вытеснены уже греками. Греками же и был основан Пантикапей, что располагался на восточной части современного крымского полуострова и другие города, в том числе в малой азии и восточной причерноморской её части. Вторым городом по своему значению после Пантикапеи была Фанагория, она располагалась в восточной части побережья через Киммерийский Боспор (пролив), а еще восточней в V веке до нашей эры в предгорьях северного Кавказа был основан город Синд или Синдика —будущая Горгиппия.

До войны с персами город не подчинялся Боспорскому царству (это греческие города-колонии, объединенные в единое государство), и его царь Сатир, пока греки вели войну с Ксерксом решил овладеть Синдикой, но впутался в политические интриги, распри и войну против синдского царя Гекатея, и, в конце концов, умер от перенапряжения и потери своего младшего сына. Архонтом (наследным правителем) Боспора стал его мудрый и дальновидный старший сын Левкон. Он прислал своего брата Горгиппа в Синдику и тот, используя свой талант политика, путем переговоров и щедрых даров, склонил Синдику к миру и стал там первым наместником царя Боспорского царства. Что интересно, именно в этот год произошла битва греков с персами в Фермопильском ущелье, где погиб царь Леонид и его 300 спартанцев, что известно теперь каждому школьнику.

Новое имя — Горгиппия

Итак, в IV веке до нашей эры. Синдика вошла в состав Боспорского царства и являлась его ключевым пограничным городом. Новое имя — Горгиппия было даровано городу в качестве заслуг Горгиппа перед Боспорским царством за его великие деяния, как отмечают источники. Левкон же царствовал в Боспоре сорок лет и получил афинское гражданство, хотя по происхождению вовсе не был греком. Его сыновья Спарток и Пэрисад получили подтверждение от афинского народа относительно преимуществ, данных их отцу и деду Сатиру. От Спартока пошла династия боспорских царей — Спартокидов. Они царствовали ещё около трехсот лет и были верными союзниками Греции. Соблюдался всеобщий порядок. Местные скифы платили Боспору умеренную дань и силой удерживались от набегов. В Боспорском царстве был сильный флот, он и защищал всё черноморское побережье от морских разбойников.

При Митридате Евпаторе Горгиппия выдвинулась в число важнейших городов Боспорского царства. В последующие годы город продолжал процветать и богатеть. Здесь возводились общественные постройки, чеканились собственные серебряные монеты, в мастерских гончаров изготовлялись большие кровельные черепицы. Еще при Левконе в Горгиппии было введено самоуправление в рамках гражданской общины.

Горгиппия была значимым, очень богатым городом, торговым центром всей малой азии и крупным и ключевым морским портом. Уже не одну сотню лет греческие купцы доставляли сюда вино, благовонные масла, изящную чернолаковую греческую посуду, дорогие ткани, ювелирные изделия. Увозили же в огромных количествах пшеницу, кожи, меха, скот, мед, соленую рыбу и, конечно же, рабов. Кстати, в Афинах, на агоре в то время были установлены статуи Сатира, Перисада и Горгиппа от «благодарного афинского народа».

Географ Павсаний — путешествие в Горгиппию

Единственный для нас очевидец путешествия в живую Горгиппию — историк Павсаний. Он рассказал свои впечатления о ее посещении в своём «Описании Эллады» в 11-й книге во II веке нашей эры.

Когда Вы плывете в Горгиппию на корабле со стороны Пантикапеи, то вы видите как песчанный равнинный берег всё больше выдается в море, образуя мыс, который рассекает великолепная бухта… Однако, если ваш корабль минует бухту, и обогнет этот мыс, то перед вами откроется совершенно иная картина — высокий берег, плавно переходящий в суровые безжизненные горы, почти отвесно спускающиеся в море. Ничего удивительного, что к именно этим скалам, по приказу Зевса Гефест приковал Прометея.

Кстати, эта местность сейчас входит в черту современного города Анапы и местные жители называют её «Высокий берег».

Сам же город производит впечатление даже на эллина прибывшего из Египта. Главная городская улица тянется с запада на восток вдоль моря, от западных ворот к агоре. Улица широкая, не менее 18 локтей (один локоть — 40-50 см.), устлана огромными каменными плитами, длиной до трех локтей, причем совершенно новыми. Плиты положены основательно на мощный слой подсыпки и трамбовки, кое-где под ними виднеются старые мостовые. Под плитами новых мостовых проходят водостоки, соединяющиеся с водосборными колодцами.

Во дворе каждого дома находится либо колодец, либо оштукатуренная цистерна для дождевой воды, поступающей с кровли дома. В самом доме устроен огромный подвал с каменной лестницей. Со двора берут начало каналы водостоков, сделанные из аккуратно обработанных плит с желобом. Дворы вымощены либо каменными плитами, либо морской галькой, полы в комнатах земляные с глиняной обмазкой, стены оштукатурены и большей частью раскрашены. Дома, построенные римлянами, отличаются большими размерами и толщиной стен и, как правило, содержат термы. Одно здание римских казарм находится в центре города, другое у восточных ворот.

Во время своего пребывания в Горгиппии, я видел строительство новых храмов. Перестраивался и театр, теперь он подгонялся под простые вкусы римлян, а это значит, что он должен был быть пригодным для ведения гладиаторских боев. При входе на агору открыты здание суда и гимнасия. На самой центральной площади — воздвигнуты храмы, посвященные Посейдону — владыке морской стихии, Деметре — покровительнице земледельцев, Афродите — пенорожденной защитнице мореходов и непременно — великому Зевсу Спасителю. Это действительно жилища богов. Они поражают мощностью, и даже тяжеловатостью своих форм. Из статуй мое внимание обратило огромное изваяние Афины, покровительницы Геракла. Как мне объяснили, это работа Гипатодора, выполненная им к 102-м Олимпийским играм и выкупленная у мегалопийцев Митридатом, специально для своего пограничного города Горгипиии.

Там же я видел стелу, где уже 300 лет высекаются фамилии юношей, побеждавших в ежегодных соревнованиях по бегу, посвященных любимому богу и покровителю горгиппийцев — Гермесу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector