Какие архитектурные стили создала античная культура

Какие архитектурные стили создала античная культура

3. Формирование стиля в греческой архитектуре

Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев в пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, в «Подражание девичьей грации».

Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура — архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м., своей архитектурой превосходил главную идею античности — при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерно ему. Фрески дворца свидедельствуют о том, что герой этого искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных.

«В период арзаики (VII — VI вв. до н.э.) греческая архитектура вступает в новый этап, прославившаяся в веках. Особе распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить что раскрашивался он в синий и красный цвета» Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990 .

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в праздничествах и посещать театр.

Афины V века поражают размахом монументального строительства. Менее чем за два десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропелеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом демократически свободного государства.

Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин — коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.

Новые традиции сказываются даже в архитектуре — искусстве, отражающем мир, как известно, опосредовано. Вот почему Эрехтейон (конец V века) — храм Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе — всем своим обликом отличен от простого в восприятии Парфенона. Эрехтейон сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы.

Искусство эллинизма (приблезительные хронологические рамки эллинизма III век до н.э. и последние десятилетия I века до н.э.) характеризуются исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческим так и с «варварскими» принципами культуры. Границы, замыкавшие кругозор греков — гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Мир был новый, лишенный гармонии, необходимо было понять и выразить его в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Античный стиль

Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками архитектуры и скульптуры Древней Греции и Рима. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Античный стиль фото

Из истории Античного стиля

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник. Практически все стили и направления западного исскуства позаимствовали различные элементы античности.

Основные черты стиля

Интерьеры античного стиля выделяются строгостью архитектурных ордеров и элементов декора. Основная черта стиля культуры древний Греции непосредственность и рациональная конструктивность, древнего Рима — большое количество украшений.

Материалы

Дорогие породы дерева, мрамор, бронза, слоновая кость, глина — вот основные материалы, использовавшиеся в античном интерьере.

Цветовая гамма

Цветовая гамма — это яркие цвета синих и зеленых красок, оттенки красного (терракотового), золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный цвет.

Элементы и аксессуары интерьера

Для античного стиля характерны разнообразные декоративные украшения покрытые росписью в геометрическом стиле (линейный орнамент состоящий из простейших геометрических элементов) или в зверином, «ковровом» стиле (изображения львов, птиц, рыб или змей, грифонов и сфинксов), чернофигурный стиль (изображение сюжетов, на красно-коричневым фоне залитые чёрным лаком фигуры) или краснофигурный стиль (изображение сюжетов, фон заливался чёрным лаком, а фигуры были на красно-коричневого цвета). Также в орнаменте использовались военные атрибуты, растительность, изображения людей и животных.

Мебель

Мебель в античном стиле проста, закончена, пропорциональна и изящна. Кресла с высокими прямыми и немного наклоненными спинками и подлокотниками, стулья с квадратными сиденьями на гнутых или Х-образной формы ножках, столы — круглые или четырехугольные с одной, четырьмя или тремя ножками. Материалом для мебели служит дерево, бронза и мрамор. Мебель, как правило, украшена ионическими колонками, маленькими статуэтками из золота и слоновой кости.

Античный стиль мебель

Пол, потолок, стены

Разделение утилитарности и функции красоты. Стены, как правило, украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего мозаичные или покрываются коврами. Расписной кессонный потолок дополняется рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

Античность в современном интерьере

Современный интерьер, решенный в духе античности, нередко дополняется картинами или гобеленами на мифологические темы. Если античное жилище освещалось либо естественным образом (свет из атриума), а также факелами и огнем из очага, то в современных зданиях для имитации античного интерьера используют светильники в виде факелов или встроенные светильники или скрытую подсветку, рассеянный свет которой ненавязчиво напоминает о древности.

Античная культура

Введение 3
1. Понятие античности. Временные рамки античности 4
2.Культура Древней Греции от Гомера до Платона 5
2.1 Формирование религиозно-мифологического сознания 5
2.2 Развитие философской мысли 7
2.3 Античный театр: зарождение и развитие 13
2.4 Архитектура, основные архитектурные стили 17
Заключение 22
Список литературы 23

Введение
Понятие«античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую рольисследователи отводят античной культуре.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых,ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя другс другом.

1. Понятие античности. Временные рамки античности
Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному и средневековому периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру.
Античность и Средневековье дали человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политическойпублицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многиетысячелетия.
Изучая культуру и искусство Античности, следует учитывать два обстоятельства:
1) термин античность объемлет две культуры — культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима;
2) каждая из этих культур имеет свою специфику и свою историческую периодизацию.
По мнению историков культуры, возникновение цивилизации в Греции — явление удивительное и труднообъяснимое. «Они изобрелиматематику, науку и философию; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо ортодоксального учения. Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами о греческом гении». В Древней Греции искусство впервые стало социальным явлением.
Античная цивилизация существовала двенадцатьстолетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Вся история Древней Грецииусловно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.)

Конспект по культурологии на тему «Античная архитектура»

Греческая культура взяла человеческое тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре, математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец). Дорическая колонна – фигура мужчины, физически сильного, твердо стоящего на ногах, не требующий никаких украшений. Ионическая колонна – фигура женщины утонченной и прекрасной. Колонна украшалась орнаментом в виде лепестков лотоса с завитками, напоминая прическу греков. Коринфская колонна напоминала девичью грацию. Очень важной чертой греческой культуры была состязательность (агон). Греческий агон восходил к игрищам былой общины, характеризовал все сферы жизни общества и олицетворял характерную черту древнего грека – он всего лишь гражданин полиса и его личные заслуги ценятся только тогда, когда они выражают идеи и ценности полиса. Наиболее ярким выражением греческого агона стали олимпийские игры. Истоки первых олимпийских игр теряются в древности, но в 776 году до н.э. на мраморной доске было выбито имя первого победителя в беге и этот год стал началом олимпийских игр. Местом проведения была священная роща Антис, место мира и благоденствия, которые в обязательном порядке устанавливались на время проведения игр. В священной роще зрители разбивали свой лагерь и сюда ехали не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы, ученые, поэты выступали со своими речами. Государство имело право здесь провозглашать свои новые законы. В агоне брала начало диалектика – умение вести беседу, опровергая аргументы и рассуждения соперника, выдвигая и доказывая свои собственные доводы. Пейто – богиня убеждения. В агоне берут свое начало и существование различные философские направления, философия, в буквальном смысле любовь и мудрость. Праздничность и красочность, зрелищность, обычно праздники были связаны с религиозными шествиями и состязаниями в честь богов.

Античная культура Эллады пронизана искусством . Пластичность и созерцаемость — основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всею телесно. Зрение — основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов, прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае, на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи. Акрополь был населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.

В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела . Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной).

Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира.

Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

Основой античной греческой архитектуры являлось использование ордерной системы . Ордером называется тип архитектурной композиции, состоящей из основания, колонны и антаблемента (балки).

В Греции применялись дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Дорический ордер является простым и строгим и из всех наиболее массивным. Ионический ордер имеет более легкий характер. Колонны стройнее и имеют базу (уширенный низ), ствол и капитель (архитектурно оформленный верх колонны). Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку. Коринфский ордер развивался из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью.

Основой античной римской архитектуры также являлось использование ордерной системы. В Древнем Риме применялись ионический, коринфский и композитный ордера. Композитный ордер является разновидностью ионического и коринфского.

Стиль «классика» был взят за основу стиля «классицизм», много позже широко распространившегося в Европе.

7 архитектурных стилей, которые предопределили развитие западной культуры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На протяжении всей истории человечества архитектура являлась функциональным творческим инструментом, который лучше всего характеризует культурную глубину достижений общества. Как правило, архитектурные стили, тесно переплетаясь, давали толчок развитию следующему направлению в культуре и возникновению новых стилей и веяний моды, причем необязательно это были архитектурные сооружения.

Архитектурные стили – это своеобразная машина времени, которая способна поведать о переломных моментах истории человечества. Авторы Novate.Ru подобрали 11 основных архитектурных направлений, первые из которых на протяжении тысячелетий считались эталоном изобразительного искусства, оставляя незабываемый след и становясь основой для возникновения новых стилей и течений, которые не перестают удивлять.

1. Архитектура Древнего Египта (3050 до н.э. – 900 г. до н.э.)

Египет, являясь одной из самых могущественных цивилизаций в истории человечества, оставил немалое культурное наследие, которое по праву считается культовым, став идеальной основой для дальнейшего развития всех без исключения видов изобразительного искусства.

И хотя многие думают, что верхом достижений в зодчестве древних египтян были величественные пирамиды, они очень ошибаются. Не менее впечатляющими произведениями стали храмовые комплексы, в которых идеально сочетается инженерное мастерство с богатой символикой, уникальной эстетикой и функциональностью.

Именно отсюда идут истоки классических канонов архитектуры, выраженные в основных направлениях: монументальности, геометричности, лаконичности форм, декора, симметричности и синтеза искусств. Все эти черты подхватили древние греки и римляне, которые внесли свою лепту в дальнейшее развитие изобразительного искусства.

2. Греческая и римская архитектура (850 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Как правило, достижения древнегреческого и римского культурного достояния не разделяют, ведь они создали основу классической архитектуре, укрепив идею построения конструкций по заданному шаблону. Греческий порядок установки колонн (дорический, ионический и коринфский) до сих пор используется в строительстве, ведь правила пропорций, которые они проповедовали, приводят к полной гармонии. Ярким примером величия и незаурядности стали Акрополь в Афинах, Колизей и Пантеон в Риме.

Это время славилось мастерами инженерного дела и великими учеными мужами: римляне строили невероятные системы автомобильных дорог и акведуки, чтобы доставлять разнообразные товары своими обширными владениями. Греки же достигли невиданных высот в создании разнообразных механизмов, которые облегчили не только строительство, но и сыграли важную роль в бытовой жизни людей. Сложно переоценить вклад древних греков и в развитие наук, именно здесь зарождались математика, биология, астрономия, медицина, география и др.

3. Мезоамериканская архитектура (2000 г. до н.э. – 1519 г. н.э.)

Мезоамериканская, или доколумбовская архитектура имеет непосредственное отношение к сооружениям, которые были созданы коренным населением Центральной Америки – от центральной Мексики до северной Коста-Рики. Период отождествляется с архитектурой майя и великими ступенчатыми пирамидами, созданными этой цивилизацией. В тот период градостроительство руководствовалось религиозными и мифологическими убеждениями, поскольку местные народы полагали, что архитектура была осязаемой формой их веры.

Мезоамериканские строения известны своей грубой каменной кладкой и примитивными орудиями труда, поэтому для создания объектов использовались огромные трудовые ресурсы. Пирамида Эль-Кастильо в легендарном городе майя Чичен-Ица ​​является примером того, что называют доколумбовой архитектурой. Позже объемная архитектура будет влиять на Фрэнка Ллойда Райта, который в 1920-х и 1930-х годах работал в стиле возрождения майя.

4. Византийская архитектура (527–1453 г.г. н.э.)

Этап формирования византийской архитектуры начинается после того, как была перенесена столица Римской империи в Константинополь (ныне Стамбул). Став преемницей великой культуры, Византия усовершенствовала строительные работы и ввела новые методы в декорировании зданий. В период самого расцвета цивилизации вошло в моду мозаичное оформление, которое впоследствии стало отличительной чертой стиля.

Наиболее знаковым примером византийской архитектуры стал собор Св. Софии, который демонстрирует инженерное мастерство византийских зодчих, создавших первые купола. Созданная византийцами художественная система образов является гармоничным слиянием глубокой религиозности и стремления к пышной зрелищности, при этом особо удивляет утонченная декоративность элементов.

Примечание: Минареты стали османским дополнением, поэтому не считаются элементом оригинального дизайна.

5. Готическая архитектура (1150 г. – 1530 г.)

Готика зародилась в XII в. во Франции и пришла на смену романскому стилю. У большинства людей термин «готический стиль» ассоциируются с архитектурными сооружениями, но это понятие включает в себя живопись, скульптуру, книжную миниатюру, дизайн одежды, орнаменты и т.д.

Примечание: Слово «готика» произошло от итальянского «gotico» – непривычный, варварский. Изначально оно употреблялось в качестве бранного слова.

Учитывая, что архитектурный стиль любой эпохи вырастает из верований и образа жизни, совсем не удивительно, что в этот период культовые сооружения стали ведущими объектами и даже законодателями моды, ведь религия как никогда имела огромное влияние на политическую и светскую жизнь, экономику, науку, образование и искусство. Основными сооружениями в стиле готики были величественные соборы, которые являлись своеобразным синтезом архитектуры, скульптуры, живописи и витражного искусства.

Такая утонченная и величественная архитектура готических соборов возникла благодаря главному изобретению той эпохи – каркасной конструкции, которая дала возможность возводить нервюрный крестовый свод, имеющий ажурную структуру. Создание эффектных фактур и декорирование элементов конструкции эволюционировали вместе с решением строительно-технологических проблем, достигая совершенства, которое делает готические сооружения легко узнаваемыми среди подобных сооружений.

6. Архитектура в стиле модерн (1890–1914 гг.)

Распространяясь на архитектуру и прикладное искусство, модерн стал международным движением, зародившемся на волне художественного протеста против устоявшихся канонов зодчества, активно подражая манере эклектики.

Изогнутые природные линии (стиль не приемлет прямые линии и углы) в полном объеме применялись не только в эстетике форм самого здания, но и в создании интерьеров и дизайне мебели. Этому поспособствовали инновационные разработки в области технологий, которые в этот период переживали небывалый подъем. Такой прорыв в промышленности помог организовать изготовление не только вычурных элементов из железа, которые стали главной фишкой для стиля модерн.

С изобретением такого материала, как железобетон появилась возможность создавать криволинейные фасады и сложной конфигурации карнизы, а также необычные оконные и дверные проемы.

Читайте также  Торговые центры в афинах

7. Неофутуристическая архитектура (с 2007 г.)

Уже в третьем тысячелетии на основе лучших архитектурных традиций зародился новый стиль, о котором дизайнер Вито Ди Бари, являющийся одним из его основоположников сказал: «Перекрестное опыление искусства, передовых технологий и этических ценностей объединялось, чтобы повсюду создать более высокое качество жизни» .

Начиная с конца XX в., архитекторы-неофутуристы не только мечтали о всецелой интеграции новых технологий в строительную индустрию, они полностью переосмыслили эстетику и функциональность. В этот период они начинают использовать высокотехнологичные системы и конструкции, отдавая предпочтение экологически чистым материалам. Они искренне верят, что такая тенденция поспособствует улучшению качества жизни жителей мегаполисов и улучшает их эстетический вид.

Строительство необычных сооружений всегда вызывала повышенный интерес у современников и, несмотря на то, что первые небоскребы появились еще в конце XIX века их удивительные формы и заоблачная высота не перестают удивлять.

Архитектура

С каждой башни смотрит бесчисленное множество дней. Выглаженные руками кирпичи, если бы только могли говорить, обязательно поведали бы историю о знаменитых европейских архитекторах и их учениках, напомнили бы об известных архитектурных школах и направлениях, оставивших свой след в наших городах и поселках. Самобытность литовской архитектуры обусловлена не только исторической ситуацией, но и людьми, которые жили здесь в разные века, по-своему осмысляли искусство, надеялись, воплощали свои мечты или не успевали это сделать. Это то, как они понимали пространство для жизни, чем гордились и что хотели показать миру. Начав с дерева, камня и глины, Литва в XIII в. уже строила каменные дома. Остатки каменной кладки этого периода можно обнаружить в самом центре литовской столицы, в основании колокольни Кафедрального собора. Литва, открытая для различных культур, художественных направлений и архитектурных стилей, создала необыкновенное, неповторимое и характерное только для нее лицо архитектуры.

В те времена, когда Европа строила вздымающиеся в небо островерхие башни, литовцы воевали. Замковые стены из диких валунов лучше отражают натиск врагов, чем элегантные тонкие башенки. Они начали появляться уже после великих битв, когда Литва приняла христианство. В городах стали строить костёлы, ратуши, дома гильдий, учреждать гостиные дворы. Самые красивые и величественные сооружения той поры сегодня можно увидеть на острове озера Гальве, где высится Тракайский замок. В Вильнюсе толпы людей замирают в благоговении перед костёлом Св. Анны, в Каунасе — перед костёлами Витаутаса Великого и Св. Гертруды. Литовская готика, чуть запоздавшая, но оригинальная и самобытная, заложила прочный фундамент для дальнейшего развития архитектурных стилей.

Благодарить за проявления эпохи Ренессанса в Литве следует итальянцев. А точнее — миланскую герцогиню Бону Сфорцу. Именно эта женщина после венчания с великим князем литовским и королем польским Сигизмундом Старым привезла в Литву и Польшу итальянских архитекторов, художников, музыкантов. В духе эпохи Возрождения она воспитала и своего сына — Сигизмунда Августа. Итальянскую моду у Боны Сфорцы постепенно переняли и литовские дворяне, особенно знаменитый род Радзивиллов. Они начали строить костёлы и дома в стиле ренессанса. И у них был пример, как это делается, ведь Бона Сфорца вместе с Сигизмундом Августом перестроили в этом стиле Нижний замок в Вильнюсе.

Долой пышность и роскошь, да здравствуют правильные формы, простота и удобство. Такими были важнейшие принципы архитекторов классицистического стиля уже в конце XVIII в. Эмоциональное кружево барокко уступило место скульптурам в духе Римской империи и стройным, правильным колоннам. Классицизм в Литву привез выдающийся литовский художник Франциск Смуглевич, прошедший обучение в Риме и близко общавшийся со знаменитой семьей итальянских архитекторов Спампани. Один из них, Карло Спампани, спроектировал в Вильнюсе первые здания в стиле классицизма. Однако самым знаменитым представителем литовского классицизма считается Лауринас Гуцявичюс, который подарил Вильнюсу шедевр классицизма — Кафедральный собор.

Итальянская мода на барокко достигла Литвы очень быстро. Вельможи процветающего Великого княжества Литовского считали делом чести пригласить в свои владения архитекторов из Италии. Модный, пышный и богатый архитектурный стиль XVI–XVII вв. вскоре настолько закрепился в Литве, что Вильнюс начали называть восточноевропейской столицей барокко. Слухом о виленской школе барокко с ее элегантной сдержанностью полнилась земля. Последователи виленской школы воплощали свой талант по всей территории Великого княжества Литовского, благодаря чему здания в стиле литовского барокко сегодня можно найти в Беларуси, Украине, Польше.

Пережив века, битвы и войны, периоды процветания и запустения, сегодня самые красивые здания Литвы рассказывают нам свои истории и легенды о событиях, без которых не было бы ни нас, ни Литвы. Великие литовские князья строили свои дворцы, замки и усадьбы уже в XIII в. Одна из древнейших сохранившихся резиденций литовских владык — это Тракайский замок, чье строительство было начато во второй половине XIV в., а закончено лишь в начале XV в. Усадеб эпохи литовского Ренессанса и барокко сохранилось всего несколько штук, чуть больше в Литве усадеб в классицистическом стиле. Наибольшее количество сохранившихся литовских усадеб были построены в XIX в., который отличался свободными архитектурными импровизациями.
Литовские замки и усадьбы веками обеспечивали военную безопасность, экономику и культуру нашей страны. Их хозяева, представители литовской интеллигенции, помогали стране достигать своих целей, сохранять государственность и бороться за свой род и величие страны. Камни каждого замка или усадьбы рассказывают свою легенду. Нужно лишь внимательно прислушаться.

Молодые, амбициозные и смелые. Такими были литовские архитекторы межвоенного периода. Обучившись наукам в крупных европейских городах, они привезли в Литву идеи модернизма, захватившие Европу после Первой мировой войны. Из сочетания модернизма с литовской традицией и привычным литовским образом жизни родилась самобытная архитектурная школа. Время для таких экспериментов было особенно подходящим — Каунас стал временной столицей Литвы, здесь кипела политическая, культурная, экономическая жизнь, а строительство шло полным ходом. Дух межвоенной архитектуры чудесным образом сохранился в интерьерах и экстерьерах того времени и до сих пор продолжает удивлять своими современными формами. Ценность Каунасской школы модернизма заключается не только в самих зданиях, но и в их историях и людях. Вот почему Каунас привлекает как знатоков архитектуры, так и всех, кто хочет узнать историю этого города и страны.

Если есть лес, будет и дом. Литовцы издревле соблюдали это правило. В лесном краю дерево было главным строительным материалом — с момента возникновения государства из дерева возводили дома, оборонительные заграждения и молельни. Столяры и мебельщики передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, а многие семьи сами строили себе дома. Неумолимое время, войны, пожары и современная жизнь унесли множество шедевров литовской деревянной архитектуры. Презираемое в советские времена дерево, которое тогда называли тормозом прогресса, сегодня восстанавливает свои позиции в архитектуре, поскольку именно из дерева можно создать уютную, здоровую и устойчивую среду. Сегодня самые красивые и ценные образцы старой деревянной архитектуры и даже целые деревни находятся под охраной государства. Их можно увидеть в музеях под открытым небом — в Литовском музее народного быта в Кайшядорском районе, в Радвилишкском районе, в экспозиции Музея деревенского быта в деревне Клебонишкяй, в Музее жемайтийской деревни в Тельшяй.

В то время как в середине ХХ в. Западный мир развивал в искусстве и архитектуре модернизм, в Литве насаждался социалистический реализм. Однако идеи и моды свободного мира просочились даже сквозь железный занавес. Литовские архитекторы советского периода черпали вдохновение в работах французского архитектора Ле Корбюзье и в скандинавском модернизме. В серых и одинаковых спальных районах идеи западной архитектуры не могли найти места, однако в общественных пространствах архитекторам удавалось создать уникальные объекты. Сегодня они могут многое рассказать о литовских архитектурных тенденциях того периода, противоречивших советской идеологии. Большинство этих зданий до сих пор сохранили свои функции, и лишь несколько из них ждут реставрации и возрождения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector