Какие формы государственного правления существовали в греции

Какие формы государственного правления существовали в греции

Какая форма правления существовала в Греции

Перикл выступает перед гражданами Афин

На этапе своего расцвета греческая история столкнулась с борьбой демократических и олигархических государств, это проявилось в соперничестве Афин и Спарты. Демократия тогда представляла собой систему прямого правления, в которой свободный народ становился коллективным законодателем без как таковой системы правительства. Этому служит причиной небольшой размер древнегреческого государства, которое составляло город и сельскую территорию, численность жителей была не более 10 тысяч. Особое отличие античной демократии выражается в отношении к рабству, оно является необходимым условием свободы граждан от тяжелого физического труда. Сегодня такое положение дел не признается демократами.

Античный полис был сформирован на принципах единых гражданских, политических и религиозных общин. Коллективная собственность на землю, доступ к которой имели только полноправные граждане, находилась в центре общинной жизни. Политические и экономические права имели воины из числа городского ополчения. Единство прав и обязанностей воинов-собственников земель обусловило отсутствие борьбы за политическое представительство, потому демократия была только прямой. При этом круг полноправных граждан практически не расширялся, в Афинах гражданские права союзникам не предоставлялись, а Рим стал вводить такую практику лишь во времена существования империи.

Народное собрание и Народный суд, как институты демократии в Греции

В Афинах, где Народные собрания являлись образцом полисной демократии, полноправные граждане собирались каждые 10 дней. В перечень вопросов, решавшихся на собрании, входили выборы высших должностных лиц, порядок расходования средств городской казны, объявление война и заключение мира. Управленческая деятельность или по сегодняшним меркам – исполнительная власть в Афинах принадлежала совету 500, а в Риме в условиях внешней опасности или гражданской войны власть передавалась диктатору, но он владел ею не более полугода.

Не менее важным институтом древнегреческой демократии стал Народный суд, который, по мнению Аристотеля, усилившись, помог Афинам создать демократию. Во времена Перикла, которые считаются «золотым веком» афинской демократии, в Народный суд избиралось 6 тысяч судей каждый год.

Прямая демократия в Древней Греции

Прямая демократия в зародыше существовала еще в примитивных обществах периода родового строя. Она является самой очевидной формой организации политического общества. Платон и Аристотель в своих трудах о теории политики отдавали демократии одно из главных мест среди пяти или шести типов правления.

Каждый гражданин города-государства мог участвовать в принятии решений важных для всего общества. Немало граждан могли за свою жизнь занять один из множества выборных постов. Потому большая активность населения является одним из достоинств античной демократии. В политической жизни участвуют многие, они же и занимаются процессами управления. Прямая демократия такого рода определялась мыслителями Нового времени как идеальная форма правления.

Государство и право Древней Греции

Термины «Греция» и «греки» появились сравнительно поздно и не в Древней Греции, а в Древнем Риме. Сами греки себя называли эллинами (название одного из греческих племен в Фессалии). Первые государственные образования в Древней Греции появляются на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в последней трети III тыс. до н.э. Они возникли в результате разложения родового строя и образования раннеклассового общества. Ранние государства существовали как небольшие царства. Государственно-правовая история островной и материковой частей Древней Греции характеризуется неравномерностью, сохранением пережитков родового строя в силу изолированности государственных образований, возвратом к более примитивным формам общественной организации в результате массовых миграций.

Можно выделить пять периодов в развитии государства и права Древней Греции, которые характеризуются учреждением различных форм политической и правовой организации раннеклассовых обществ.

1. Крито-микенский период (III–II тыс. до н.э.). На острове Крит в силу благоприятных условий (значительные площади плодородной земли, пересечение морских путей, защита территории морем) рано начался переход от родового строя к классовому обществу, который был ускорен появлением металлургических центров. В первой половине III тыс. до н.э. у минойцев начинается распад родовой общины, из которой выделяются самостоятельные семьи, обладающие частной собственностью. Происходит скопление богатств в руках родоплеменной знати. Племенные вожди стали царями – басилевсами. Первоначально их власть была ограничена пережитками племенной демократии. Среди городов-государств Крита рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVI в. до н.э. столицей Кносского государства. Минойская цивилизация (по имени основателя кносской династии царя Миноса) не создала сильного централизованного государства, в ней шла постоянная борьба между государствами-гегемониями. Около 1700 г. до н.э. могущество Минойской державы было подорвано землетрясением и вторжением на остров Крит с Балкан пришельцев – греков-ахейцев, которые затем ассимилировались с местным населением (пеласгами, минойцами) и усвоили их культуру. Крит превращается в провинцию ахейской Греции (XV-XIII вв. до н.э.).

Наиболее сильным среди ахейских царств в XVI в. до н.э. было Микенское царство, расцвет которого приходится на правление царя Агамемнона. Наряду с ним существовали Пилосское царство (юго-запад Пелопоннеса), Арголида (северо-восток), Аттика со столицей в Афинах (Средняя Греция). Это были раннеклассовые государства, возникшие на развалинах родового строя, сохранившие его пережитки, испытавшие заметное влияние Древнего Востока. По форме правления это были монархии, в которых наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микепские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора. Хотя власть правителя-басилевса в них была основана не на доминировании и подчинении, а на авторитете и моральном первенстве лидера, что было неизвестно странам Древнего Востока.

2. Предполисный (гомеровский) период (конец XIII –IX в. до н.э.) характеризуется возвратом к племенной государственности и протогосударствам (военной демократии), вызванным вторжением северных греческих племен – дорийцев, в конце XIII в. до н.э. сломивших сопротивление даже таких сильных царств, как Микенское и Пилосское.

Дорийские племена находились на стадии первобытнообщинного строя. Однако в области металлургии дорийцы уже использовали железо, а не медь в отличие от ахейцев. Период в истории Эллады, наступивший после падения микенской цивилизации, получил название «темные века». Дорийское завоевание привело к запустению городов, разорению царских хозяйств и массовому переделу земли, уничтожению дворцовой экономики как системы. Дорийское завоевание уничтожило абсолютную власть ахейских царей и создало предпосылки для новой формы государственного устройства, позволяющего избежать монархического правления. Новой формой государства стали протополисы или предполисные образования, опиравшиеся на возрожденные институты племенной демократии и общинных установлений, а также формирующийся класс свободных собственников, который появился в результате раздачи царской земли общинникам в частную собственность. Затем протополисы трансформируются в полисы – города-государства. Сформировать предполисные образования дорийцам было нетрудно, поскольку они находились на стадии военной демократии – переходной формы от родового общества к классовому. Система институтов потестарной (дого- сударственной) власти военной демократии описана Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Военная демократия была протогосударством, состоявшим из соседских общий, объединенных вокруг политического центра – городского поселения. Основную массу населения города составляли земледельцы и скотоводы, а также выделялись ремесленники и торговцы. Возникало социальное расслоение: родовая знать получала во владение участки земли, которые превосходили размером и качеством наделы общинников. Система потестарной (догосударственной) власти предполисных образований сочетала элементы формирующейся государственности и племенной демократии. Во главе общины-поселения стоял базилевс (царь, происходивший из родоплемеппых вождей). Его власть еще не была наследственной: народ избирал вождей-военачальников. Базилевс выступал одновременно как верховный военачальник, судья и жрец. Однако его власть была ограничена постоянно действующим советом родовой знати – советом старейшин (бую), а также народным собранием (экклесия), которому и принадлежала высшая власть. В его работе участвовало все боеспособное мужское население. Дорийцы, раздав после завоевания царские земли общинникам в частную собственность, ускорили процесс социально-имущественного расслоения и перехода от предполисных образований (общин-поселений) к городам-государствам (полисам).

3. Архаический период (середина VIII – конец VI в. до н.э.). Наиболее существенной чертой этого периода является разложение родоплеменного строя и формирование раннерабовладельческого общества и государства в форме полиса – города-государства с прилегающей к нему сельскохозяйственной округой. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, всех городских и сельских поселений, всех пахотных и садовых земель, всех рудников и каменоломен и рабов, составляющих собственность полиса. Одновременно полисом греки называли центр политической, экономической и религиозной жизни всего населения данной страны.

Первоначально, граждане одного и того же полиса, по представлениям греков, происходили от одного и того же предка, т.е. считалось, что все они связаны кровным родством. Эти родственные связи выражались в том, что граждане принадлежали к одним и тем же филам (культовым сообществам со своими собственными жрецами), включавшим несколько фратрий (объединений родов), участвовали в одних и тех же религиозных празднествах и культах. Использование железных орудий, общественное разделение труда, повышение культуры земледелия и ремесла постепенно привели к замене древних форм – филы и фратрии уступают свое место новым делениям населения по имущественному и территориальному признакам, которые положены в основу организации полисов – городов-государств. Полноправными были только граждане, т.е. члены рода, имеющие право на земельный надел, а не члены родовых общин – чужеземцы (метеки, периэки) не имели доступа к гражданским правам.

Среди нескольких сотен древнегреческих полисов в этот период доминировали два наиболее крупных государства: Спарта и Афины. Антагонизм этих двух государств, определивший последующее государственно-правовое развитие Древней Греции, представлял два способа организации жизни полиса. Если в Афинах была установлена демократическая республика, опирающаяся на сообщество частных собственников (гражданскую общину), свободную личность, непосредственно участвующую в управлении полисом, то в Спарте сложилась аристократическая республика военного типа, в которой право принятия политических решений принадлежало меньшинству – общине спартиатов. Спартиаты эксплуатировали огромную массу подневольного населения (илотов) и стремились искусственно сдерживать развитие частной собственности и неравенства.

  • 4. Классический период (V–IV вв. до н.э.) – эпоха расцвета полисного строя и борьбы Афин и Спарты за гегемонию в Греции.
  • 5. Эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.) – эпоха упадка полисного строя, вхождение городов- государств в состав империи Александра Македонского и образование эллинистических государств. Эллинистические государства представляют собой синтезную модель организации общества и власти, базирующуюся на попытке соединения античной и восточной культур. Общественный и государственный строй эллинистических царств – империи Селевкидов и Египетского царства Птолемеев (куда входили до 307 г. до н.э. Афины) – был основан на заимствованиях греческой культуры, философии, юриспруденции, судопроизводства, полисной экономики и управления, которые были перенесены Александром Македонским в страны

Ближнего Востока. Очевидно обратное воздействие восточной культуры на Грецию, проявившееся в усилении единовластия и обожествлении правителя, принципах жесткой централизации и господстве многочисленной бюрократии. Однако природу полисного строя Афин, Спарты и других городов-государств это не изменило. Борьба за политическую гегемонию между ними заметно ослабила их, чем воспользовался Рим. В 146 г. до н.э. он подчинил себе Грецию, сделав ее своей провинцией.

Формы государства

Формы правления

Государство имеет определенное устройство – форму.

Форма государства включает три элемента – форму правления, формугосударственного устройства и политической режим.

1.Форма правления– этоспособ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит наследственному правителю – монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства – монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа ли населения.

Монархия может быть абсолютной и конституционной.

При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. В настоящее время абсолютных монархий в мире осталось немного (Саудовская Аравия и др.).

Монархия

При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания и др.; в Азии – Япония и др.). Конституционная монархия – не только дань многовековым традициям, но и достаточно эффективный способ сплочения нации. Это весьма устойчивая форма правления.

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической.

В парламентской монархии монарх является символом и представителем государства. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр. Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий относятся и парламентскому типу. Для них характерна крайне ограниченная или даже номинальная власть монарха. В некоторых странах (Таиланд и др.) авторитет монарха используется для разрешения кризисных ситуаций в правительственной сфере. В Великобритании король (королева) является также главой Британского Содружества.

В дуалистической монархии власть разделена между парламентом и монархом: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним (кайзеровская Германия, 1871-1918 гг., шахский Иран, до 1979 г.). В современных условиях дуалистическая монархия в цивилизованных странах не актуальна.

Республика – это форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам, избираемым населением страны. Источником власти является народ. Власть регулярно сменяемого главы государства (президента) производна от населения или от регулярно избираемого населением представительного органа власти (парламента). Республика демократичнее монархии и более широко распространена в сегодняшнем мире.

Республика

В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной – президент, парламент или президент совместно с парламентом – различают президентские, парламентские и президентско-парламентские республики.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина др.) политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Парламент принимает законы. Президент осуществляет верховную исполнительную власть. Он является одновременно главой государства и главой правительства, которое сам же и формирует. Президент избирается на всеобщих выборах и не несет ответственности перед парламентом. Правительство также ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Система сдержек и противовесов также достаточно сильна: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках (США и др.) парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент).

В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия и др.) законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. Реальная власть принадлежит парламенту. Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Президент является формальнымглавой государства с ограниченными представительскими функциями. Зачастую он избирается не всенародно, а парламентом или особой коллегией выборщиков.

У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил).

В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом.

Учитывая достоинства и недостатки обеих форм республиканского правления, ряд государств использует третью, смешанную, президентско-парламентскую форму.

В президентско-парламентских республиках (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Болгария, Польша) сильная президентская власть сочетается с эффективным парламентским контролем над правительством. Президент является главой государства, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, назначает премьер-министра, имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом.

Формы правления тесно связаны с избирательными системами. Так, в парламентских республиках используется пропорциональная система, (Италия, Индия) или смешанная система (Германия), поскольку правительство формируется на партийной и партийно-коалиционной основе. В президентских республиках применяется мажоритарная система (США): победитель не делит голосов с побежденными, целиком присваивая себе победу. Но в конституционных монархиях возможно использование различных систем (так, в Великобритании используется мажоритарная система, в Дании и Нидерландах – пропорциональная, в Испании и Японии – смешанная). Глава государства (монарх) здесь не выбирается народом, а депутатский корпус может формироваться в различных вариантах.

2.Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства, способы объединения населения на территории государства, связь граждан с государством через политические и территориальные образования.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные (федерации) и конфедеративные (конфедерации).

Унитарное государство – это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

В унитарном государстве функционируют общие для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы, действуют единое законодательство, единое гражданство, единая правовая и денежная системы. Все области и округа унитарного государства имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (автономностью). Возможна лишь их частичная самостоятельность в экономической области («свободные экономические зоны») и в социально-культурной сфере. Унитарными государствами являются Франция, Португалия, Польша, Болгария, Казахстан, Беларусь и др.

Федеральное государство (федерация) – это союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, штаты, земли, кантоны и др.), наделенные более или менее широкими правами самостоятельности (автономии), сопоставимыми с правами центра.

Территория федерации состоит из территорий входящих в неё государств (субъектов федерации). Внутренние границы могут изменяться только с согласия субъектов федерации.

Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральный и местный), правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего интересы субъектов федерации и общенациональные интересы. Субъекты федерации, как правило, лишены политического суверенитета – права самостоятельного выхода из федерации. Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы.

Образование субъектов федерации может осуществляться как по административному принципу (штаты в США, земли в Германии), так и по национальному принципу (автономные республики, края, области, округа в Российской Федерации, Югославии, штаты в Индии). В зависимости от принципа строительства федерации определяются характер, содержание и структура государственного устройства.

В настоящее время в мире существует свыше 20 федераций: Российская Федерация, США, ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Индонезия, Бирма (Мьянма), Малайзия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Нигерия и др.

История показывает, что федеративное устройство государств, основанное на национальном принципе, часто весьма неустойчиво: здесь очень сильны центробежные тенденции. Построенная таким образом федерация испытывает серьезные внутренние кризисы (Бельгия, Канада, Грузия) и способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология (СССР, СФРЮ).

Конфедеративное государство (конфедерация) – это государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Цель конфедерации – проведение единой политики, решение общих задач в области экономики, транспорта, обороны и т. д. Для проведения согласованной политики создаются общие органы управления. Однако решения этих совместных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. В конфедерации нет единого парламента, правительства и единого гражданства. Каждая страна-член конфедерации является самостоятельным субъектом международного права, осуществляет собственную международную политику; в любой момент по собственной воле она может расторгнуть конфедеративный договор в одностороннем порядке и выйти из состава конфедерации.

Конфедерация – редкая форма государственного устройства. Долгое время конфедерацией являлась Швейцария – союз 23 суверенных кантонов. Однако постепенно Швейцария преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов союза были переданы военный бюджет, армия, внешняя политика. В 1958-1961 гг. существовала конфедерация ОАР (Объединённая Арабская Республика) – союз Сирии и Египта, в 1982-1989 гг. – конфедерация Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии).

Конфедерация – самая неустойчивая из всех форм государственного устройства: характер взаимосвязей её членов очень слаб, серьезная ответственность сторон за самостоятельные действия отсутствует, к тому же любая из них в любой момент может выйти из состава конфедерации.

Однако в последние десятилетия мир переживает серьезную тягу к объединению и интеграции самых различных сторон жизни, к тесному экономическому, политическому, экологическому, оборонному, культурному, гуманитарному сотрудничеству. Так, в последние годы возникла новая объединенная Европа с такими мощными интеграционными механизмами, как Совет Европы (СЕ), Европейская парламентская ассамблея (ЕПА), бестаможенные и безвизовые границы, единая валюта (евро). Евросообщество (ЕС) – пример тесного и перспективного сотрудничества государств с различным уровнем развития. Оно способствует изживанию фактического неравенства государств мира, их модернизации и прогрессу, открывает пути дальнейшего развития межконтинентального сотрудничества.

Читайте также  Итальянская вяленая говядина

3. Политический режим – это система средств и методов реализации политической власти, определяющая уровень обеспечения прав и свободу граждан данного государства.

Мировая история знает различные виды политических режимов:

1) Деспотический режим (от греческого «деспотия» – неограниченная власть) – характерен для древневосточных монархий и абсолютных монархий Позднего Средневековья. Он отличается крайним произволом в управлении и полным бесправием народа.

2). Тиранический режим (от греческого «тирания» – жесткая единоличная власть) – единоличное правление лица, насильственным путем захватившего власть, основанная на терроре и страхе. Тиранический режим мало — легитимен. Он был характерен для полисов Древней Греции, где также вызывал осуждение.

3) Тоталитарный режим (от латинского «тоталис» – полный, всеобщий) – режим жесткого контроля государства над всеми сферами жизни общества. Выделяются тоталитарно-фашистские («коричневые») и тоталитарно-коммунистические («красные») режимы. В обоих видах тоталитаризма жесткая регламентация жизни общества сопровождается репрессивно-террористическими методами управления.

4) Авторитарный режим (от греческого «самовластие») – основан на сосредоточении власти в руках диктатора или олигархии (военной, партийной, религиозной, аристократической). Управление обществом строится на принуждении, репрессиях, ограничении прав и свобод личности. Власть не контролируется обществом. Однако, в отличие от тоталитаризма, авторитаризм не осуществляет тотального контроля над сферами экономики, культуры, личной жизнедеятельности граждан, не требует безусловной преданности и восторга в свой адрес.

5) Демократический режим (от греческого «демократия» – народовластие) – характеризуется либеральными методами управления обществом, соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом, приоритетом закона над властью, реальным контролем общества над государством.

Какие формы государственного правления существовали в греции

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Николай I в санях

  • Холст, масло . 73 х 92
  • Ж-2696

Пост. в 1897 из Зимнего дворца, Петербург

  • Экспонирование Строгановский дворец, Зал с дубовым камином Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Вторая половина XIX века
  • Категория Анималистика, Бытовой жанр, Портрет
  • Ключевые слова Эпоха Николая I (1825-1855) | мужской портрет | Романовы | императоры | правители Российского государства | военная одежда | головные уборы | мужской костюм | Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград | кареты | зима | лошади
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • НИКОЛАЙ I

    Николай Егорович Сверчков стал известным благодаря картинам, изображающим породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, тройки и жанровые сюжеты с участием лошадей. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Проявил себя художник и в портретном жанре. В 1850-е – 1860-е годы Сверчков не раз писал портреты императоров (Николая I, Александра II) в санях, практически не меняя композицию картины, а варьируя только пейзажный фон, костюмы и масть лошадей. В более поздний период создавал картины на сюжеты царской охоты и батальные композиции.

    Заказчиком была выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом, в середине ХIХ века на какое-то время приобрела популярность и существовала как «каноническая». Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. В полотне точно отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег породистого скакуна по заснеженной набережной.

    Портрет пользовался большой популярностью и неоднократно повторялся и варьировался художником: вариант композиции находился в собрании С. С. Боткина, СПб; вариант 1850-х — в ГЭ; 1895 — в Дальневосточном художественном музее.
    Картина была литографированаВ. Ябом в Берлине в 1850-х, в 1855 — В. Ф. Тиммом (вариант с изображением Петропавловской крепости на дальнем плане).

    Николай I (1796–1855) — третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным». В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики. Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828–1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853–1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»).

    Какие формы государственного правления существовали в греции

    В современном мире социальное страхование выступает как важнейшее средство обеспечения прав каждого на социальную защиту, и участие в системе обязательного медицинского страхования означает возможность получения доступа к такому жизненно важному для каждого и дорогостоящему социальному благу, как медицинская помощь в рамках национальной системы здравоохранения.

    Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах программ обязательного медицинского страхования.

    Страховой случай — совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.

    История становления обязательного медицинского страхования.

    Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет довольно давнюю традицию. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности занимались цеховые или ремесленные гильдии (союзы) и церковь.

    Однако форму медицинского страхования социальная помощь при болезни приобрела только во второй половине XIX века. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важнейших результатов действия которого стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс. Пионерами в области больничного страхования выступили Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 году был издан первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих (закон Бисмарка).

    В России становление системы помощи населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX века земской медицины, дотируемой за счёт казны, ассигнований губернских и уездных властей. Однако медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу аграрного характера страны и непродолжительности периода пореформенного капиталистического развития. В начале XX века на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга начали создаваться фабричные страховые кассы на принципах, аналогичных западноевропейским. В 1912 г. Государственной Думой был принят закон о введении обязательного медицинского страхования рабочих на случай болезни. К 1916 г. в России было учреждено 3189 больничных касс, насчитывавшие 2,5 млн. застрахованных. Такие кассы просуществовали до революции, а после принятия декрета о введении государственной монополии в страховании они были упразднены. В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счёт средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

    В 1991 году, в период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений, был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. Причём все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы. А в 1993 г. были созданы государственные фонды обязательного медицинского страхования.

    Вступивший в силу с 1 января 2011 г. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отменил действовавший почти 20 лет Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

    Разработка нового закона позволила системно и инновационно решить многие проблемы, значительно повысить качество нормативного правового регулирования страховых механизмов обеспечения права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

    В Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сохранена природа обязательного медицинского страхования как социального страхования, основанного на принципах солидарности, социальной справедливости, когда обеспеченные несут расходы за малоимущих, а здоровые — за больных, когда участие в обязательном медицинском страховании — это право граждан, которое в отличие от системы коммерческого страхования не может быть поставлено в зависимость от состояния здоровья застрахованного.

    Положения Федерального закона призваны обеспечить устранение границ между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации в части реализации важнейшего из конституционных прав гражданина — права на получение бесплатной медицинской помощи.

    В конечном итоге задача Федерального закона состоит в удовлетворении прав и законных интересов граждан при получении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector