Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры

Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры

Художественная культура Древнего Египта Учебное пособие по дисциплине Искусство (Мировая художественная культура)

Данное учебное пособие, по дисциплине Искусство (МХК), посвящено теме: Художественная культура Древнего Египта. Оно состоит из лекций, тестов и задач по изучаемому материалу. В лекциях в доступной форме системно отражены важнейшие факты и события культурной и духовной жизни Древнего Египта.

Основная цель учебного пособия — помочь изучающим историю мировой художественной культуры, более глубоко усвоить и систематизировать учебный материал с помощью демонстраций в сжатой (схематической) форме основные направления и характерные особенности развития культуры Древнего Египта.

Предложенные в учебном пособии тесты и задачи помогут учащимся закрепить изученный материал и выявить уровень его усвоения в ходе самоподготовки по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
korneva_hudozhestvennaya_kultura_drevnego_egipta_3.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Художественная культура Древнего Египта

Учебное пособие по дисциплине Искусство

(Мировая художественная культура)

Автор-составитель: Корнева О.В.

Печатается по решению

Автор — составитель: Корнева О.В., преподаватель музыкального отделения ОГАПОУ «Валуйский колледж».

Данное учебное пособие рассчитано на студентов изучающих дисциплину «Искусство» (МХК). В нем последовательно проводится анализ культурных реалий Древнего Египта.

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Художественная культура Древнего Египта

Учебное пособие по дисциплине Искусство

(Мировая художественная культура)

Автор-составитель: Корнева О.В.

2. Краткое содержание темы…………………………….стр.6

3. Доминанты культуры……………………………….. стр.11

5. Преддинастический период IV-III тыс. до н.э……… стр.14

6. Раннее царство XXX-XXVIII вв. до н.э……………. стр.15

7. Древнее царство XXVIII-XXIII вв. до н.э……………стр.16

8. Среднее царство XXII-XVIII вв. до н.э………………стр.17

9. Новое царство XVI-XI вв. до н.э…………………….. стр.18

10. Поздний период VIII-IV вв. до н.э…………………..стр.19

11. Достижения египтян………………………………… стр.21

12. Дополнительная информация………………………. стр.23

13.Тесты и задачи………………………………………. стр.25

Данное учебное пособие, по дисциплине Искусство (МХК), посвящено теме: Художественная культура Древнего Египта. Оно состоит из лекций, тестов и задач по изучаемому материалу. В лекциях в доступной форме системно отражены важнейшие факты и события культурной и духовной жизни Древнего Египта.

Основная цель учебного пособия — помочь изучающим историю мировой художественной культуры, более глубоко усвоить и систематизировать учебный материал с помощью демонстраций в сжатой (схематической) форме основные направления и характерные особенности развития культуры Древнего Египта.

Предложенные в учебном пособии тесты и задачи помогут учащимся закрепить изученный материал и выявить уровень его усвоения в ходе самоподготовки по дисциплине.

2. Краткое содержание темы

IV – III тыс. до н.э.

XXX – XXVIII вв. до н.э.

Раннее царство 1-2 династии фараонов

XXVIII – XXIII вв. до н.э.

Древнее царство 3-6 династии фараонов

XXII – XVIII вв. до н.э.

Среднее царство 11-13 династии фараонов

XVI –XI вв. до н.э.

Новое царство 18-20 династии фараонов

Рубеж XI-X вв. до н.э.- IV в. до н.э.

Поздний период 25-30 династия фараонов

Древнеегипетское государство, расположенное в долине и дельте Нила, прошло несколько этапов своего развития. Вся история Древнего Египта охватывает Преддинастический период, время правления 30 династий фараонов, разделенное на периоды, называемые царствами, и Поздний период, закончившийся в 332 г. до н. э. завоеванием Египта Александром Македонским.

Преддинастический период (IV-III тыс. до н. э.) характеризуется переходом, жителей Нила от охоты, собирательства и рыболовства к скотоводству и земледелию. Переход к новым, более прогрессивным, формам хозяйства вызвал не только появление новых видов орудий, но и новую социальную организацию — территориальную общину. Объединение общин впоследствии привело к возникновению небольших государственных образований. В IV тыс. до н. э . возникло 20 таких государств на севере Египта и 22 — на юге. Границы их в дальнейшем легли в основу административно-территориального деления Египта на округа (номы). К концу IV — началу III тыс. до н. э. возникают два крупных царства: на севере Египта, со столицей в Буто, и на юге, со столицей в Иераконполе. Царь Северного царства носил красную корону, Южного — белую. Символом первого была пчела, второго — тростинка.

Раннее царство (ок. 3000-2800 гг. до н. э.) характеризовалось ирригационным хозяйством, совершенными каменными и медными орудиями труда, появлением гончарного круга, формированием государственного аппарата. Это период объединения Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта в единое государство, во главе которого стал царь Южного Египта — Менее — основатель I династии фараонов.

Эпоха Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до н. э.) началась с воцарения Джосера, при котором его сановником и гениальным архитектором Имхотепом была воздвигнута в Саккара первая пирамида высотой 60 м, имеющая ступенчатую конструкцию. Именно в этот период усиливается централизация власти, утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, что находит свое материальное воплощение в сооружениях гигантских пирамид-гробниц, которые, являясь вечной обителью фараонов, выражают дух египетской культуры — гений архитекторов и математиков. Самые большие пирамиды были воздвигнуты при фараонах IV династии Хеопсе (Хуфу), Хефрене (Хафра) и Микерине (Менкауре) в Гизе . Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м при основании 233 м; пирамида Хефрена была высотой 143 м и Микерина — около 70 м. Рядом с пирамидой Хефрена расположен высеченный из скалы сфинкс, длина его более пятидесяти метров, а высота — двадцать метров.

Неотъемлемой частью гробниц являлась статуя фараона, которой мастера стремились придать максимальное портретное сходство. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и другими камнями оживляли лица фараонов.

Созданный в период Древнего царства заупокойный культ сыграл чрезвычайно большую роль в развитии культуры Древнего Египта. Согласно вероучению египтян, смерть не означала конец: жизнь на земле могла быть продлена вечно, а умершего могло ждать воскрешение. Для этого необходимо было, чтобы одна из душ усопшего «Ка» могла вновь соединиться со своим телом. Но чтобы это произошло, необходимо было сохранить облик фараона. Именно поэтому тело умершего мумифицировали, а на случай порчи мумии рядом оставляли каменную или деревянную скульптуру-двойника для души «Ка».

С заупокойным культом связаны были рельефы и росписи храмов, в которых прославляли погребенного фараона. При этом на фризах фараон и боги были выше других людей. В росписях соблюдался определенный канон, все фигуры имели профильное изображение лица и ступней ног и развернутые в фас плечи. Все росписи на стенах были ярко окрашены в золотистый, оранжево-красный, зеленый, синий и бирюзовый цвета.

Около 2250 г. до н. э. страна распадается на враждующие области. Децентрализация длилась более двухсот лет, что привело к разрушению ирригационных сооружений и упадку земледелия, составляющего основу всего хозяйства Египта.

Новое объединение Египта, завершенное фараоном Ментухотепом I, положило начало эпохе Среднего царства (ок. 2130-1750 гг. до н. э.). Это эпоха повсеместного распространения бронзы, совершенствования земледельческих орудий, специализации инструментов и оружия, выведения новых пород скота. Интенсивно разрабатываются медные рудники на Синае, проводятся большие работы по осушению заболоченных оазисов Фаюма. Эпоха Среднего царства считается временем расцвета египетской культуры. Фараон Ментухотеп I строит на западном берегу Нила, напротив Фив — столицы Египта, громадный заупокойный ансамбль . Этот архитектурный комплекс являлся новым типом погребальных сооружений, в котором сочетался тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды. Впервые колонны, помимо портиков, использованы в гипостильных залах. Расцвет строительства приходится на годы правления Аменемхета III. Сохранилось упоминание о сооружении в Фаюмском оазисе гигантского заупокойного храма фараона, известного под названием «Лабиринт». В скульптуре и живописи наблюдается стремление к раскрытию индивидуальных черт в изображении человека. Скульпторы и художники в своих произведениях стремятся выразить характер и даже чувства человека. В рельефах гробниц — уже не фризы, а свободное пейзажное размещение, при этом появляются новые сюжеты.

Язык времени Среднего царства считался классическим. Созданные в этот период сказки, повести, поучения впоследствии изучались в школах Египта. Появляются первые научные тексты: математические и медицинские. Именно из них мы узнаем, что древние египтяне знали дроби, геометрическую и арифметическую прогрессии, могли вычислить площадь круга и объем усеченной пирамиды. Из текстов папирусов мы узнаем, что египетские медики умели ампутировать конечности, лечить глазные болезни, успешно проводили операции с трепанацией черепа и т. п.

Вторжением в Египет восточных племен гиксосов заканчивается эпоха Среднего царства. Более ста лет Египет находился в руках завоевателей.

С окончательным изгнанием гиксосов и объединением Египта со столицей в Фивах фараоном Яхмосом I страна вступает в эпоху Нового царства (1500-1085 гг. до н. э.). В результате успешных походов к Египту присоединяется значительная часть северо-восточного Средиземноморья. В эпоху Нового царства появляются первые изделия (ювелирные) из железа, распространяются изделия из стекла. Золото и серебро все чаще выступают мерилом стоимости, появляются деньги в виде стандартных весовых единиц драгоценных металлов. К середине XIV в. до н. э. значительно усиливается могущество и влияние фиванского жречества, храмам принадлежали не только поселения, но и целые города. Строятся и расширяются храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре , посвященные главному из богов — Амону. Это новый тип храма, представляющий собой в плане удлиненный прямоугольник, разделенный на три части: 1-я — открытый двор, обнесенный колоннами; 2-я — колонный (гипостильный) зал; 3-я — святилище.

Конфликт, и религиозный, и светский, вспыхивает в правление Аменхотепа IV (1424-1406 гг. до н. э.). Он бросает вызов жреческому многобожию и, прежде всего, культу бога Амона. Культы всех богов отменяются, и устанавливается единобожие — поклонение богу солнца Атону, единому для всех. Аменхотеп (Амон доволен) переименовывает себя в Эхнатона (угодный Атону) и строит новую столицу — Ахетатон. Новый бог солнца Атон не имел образа. Символ его — солнечный диск, чьи лучи заканчиваются простертыми ладонями. Эхнатон окружает себя художниками и поэтами, его изображения при всей монументальности приобретают подчеркнутую реалистичность. Возникает новая художественная школа: чарующие пейзажи, портреты жены фараона и детей. Всемирно известен бюст Нефертити — жены фараона. Однако после смерти Эхнатона все реформы отменяются, и восстанавливается культ бога Амона.

В течение I тыс. до н. э. на египетском престоле происходят частые смены династий фараонов. На рубеже XI-X вв. до н. э. страна вновь переживает период распада. И лишь в 1085 г. до н. э., когда фараон XXI династии Смендес сумел объединить страну, начинается Поздний период. В Поздний период железо становится основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, появляется водоподъемное колесо, развивается внешняя торговля, распространяются товарно-денежные отношения. Этот период длится до 332 г. до н. э., когда войска Александра Македонского завоевали Египет.

Основные теоретические понятия. Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя

Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непости­жимость.

Фараоны — это египетские цари, обладавшие, как полагали в Египте, вечной жизненной силой «ка», то есть бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения.

Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории.

Иероглифы — рисуночное символическое письмо — были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое

Канон в искусстве Древнего Египта — сугубо плоскостное изображение фигур, условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Такая же условность и постоянство характерны и для других пластических культур.

Характерными чертами культуры Египта было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры?

Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян?

Какие её элементы вошли в историю мировой архитектуры?

3. Ответьте на вопросы, просмотрев видеофильм о Древнем Египте:

1. Для чего строились пирамиды?

2. Кто строил пирамиды?

3. Как строили пирамиды?

4. Какие версии существуют по поводу создания пирамид?

5. Почему пирамиды не справились со своей главной задачей?

6. Как выглядят пирамиды в наше время?

4. Представьте себе, что вы по туристической путевке отправляетесь в Египет. Какие из древних памятников культуры вы бы хотели обязательно увидеть?

5. Каковы художественные достижения архитектурных комплексов в Карнаке и в Луксоре?

6. Кому был посвящен храм в Луксоре? Что представляло это сооружение в архитектурном плане?

7. Подумайте. Почему поговорка «Всё боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Каковы каноны скульптуры и рельефов Египта.

Рельеф древнеегипетский— характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто— на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы. Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая— тертый малахит, синяя — лазурит, и черная— сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых— прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству». В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа— барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги— в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность. В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего Царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху рельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего Царства. В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени. В настоящее время известен ряд значительно более ранних рельефов, предшествующих искусству периода IV династии. Так, например, шиферная таблетка с рельефным изображением зверей (Оксфордского музея) датируется примерно началом I династии. К той же династии относится известный рельеф Нармера Каирского музея, там же рельеф Хеси-Ра— III династии и др. Рельефы техники en creux встречаются уже в искусстве периода Древнего царства. Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств— архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира. Время расцвета древнеегипетского рельефа— эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, совершенному. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего — с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки лежат на коленях; усопшего — в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немее — головная повязка; короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигура с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе. Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. «Владелец» гробницы как бы наблюдал за всем происходящим. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в Гробницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величественно даже в сценах, полных опасности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до н. э.). Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: в урее (эмблеме власти) — вставшая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) — африканский навозный жук Эти образы навеяны самой природой.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Каноны в древнеегипетском искусстве

Составной частью религиозных культов и заупокойных ритуалов было искусство. Оно было тесно связано с религией, которая боготворила силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта. Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выразилась, как мы могли убедиться, в архитектуре — ведущем египетском виде искусства. Архитектуре, в свою очередь, были подчинены живопись и скульптура.

В силу целого ряда причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творчество как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обязательных художественных приемов и правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и животных (иконо- графический канон). Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, определяющим творческую деятельность художника.

Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению, и при создании произведений необходимо было строго их придерживаться. Требования канонов передавались художниками из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства для художников, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных законов.

Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художник строго придерживался определенных правил. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские — черным, женские — красным.

Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был разработан специальный канон, созданный на основе изучения и измерения фигуры человека с математической точностью. Этот канон основывался на законах фронтальности. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят одновременно с разных сторон: голова — в профиль, глаза — в фас, а живот — в три четверти. Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Например, фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов. Фигуры взрослого и ребенка отличались не пропорциями, а размером.

Развитие древнеегипетской культуры происходило под непосредственным влиянием заупокойных культов. Ведь чтобы попасть в загробный мир, необходимо было не только сохранить мумию, но и оставить в гробнице точный скульптурный портрет умершего, чтобы его душа-«двойник», его жизненная сила «ка» не перепутала тело, узнала свой облик и возвратилась в него. Поэтому гробницы и храмы наполнялись портретными статуями и рельефами, которые были вполне реалистичны и передавали портретное сходство.

Самая знаменитая скульптура Египта — Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Этот сфинкс — самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 м, а длина 57 м. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея).

Царевич Рахотеп

(XXVII в. до н.э. Каирский музей)

Статуя имела ритуальное значение

В древнеегипетских статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит.

Глаза делали из разных материалов: алебастр имитировал белок, а горный хрусталь — зрачок

Скульптурный портрет Нефертити

Обладающая огромной властью и полномочиями, царица Нефертити часто изображалась в своем излюбленном головном уборе — высоком синем парике, обвитом золотыми листами и уреем, который символически подчеркивал ее связь с грозными богинями, дочерьми Солнца. Обнаруженный в 1912 г. скульптурный портрет Нефертити стал одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры

Аменхотеп III и бог Себек (Собек)

Бог воды и разлива Нила Себек изображался с головой крокодила

В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства считалось, чтобы умершему египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Роль слуг и рабов выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые фигурки пахарей, носильщиков, прачек и т.д. По характеру эти фигурки резко противоположны статуям фараонов и вельмож, они изображают характерный момент их деятельности. Но общий канон — фронтальность, окраска сохраняются.

Особую группу составляли статуи фараонов, которые в период Среднего царства ставили не только в заупокойных храмах, но и в храмах различных божеств. Такие статуи прославляли живущего правителя.

Древнейшее произведение древнеегипетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас, — «Тексты Пирамид». Свое название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса. Среди «Текстов Пирамид» выделяют следующие сюжеты: погребальный ритуал, магические формулы, ритуал поклонения, религиозные гимны и т.д.

После завоевания Египта персами его культура включилась в жизнедеятельность целого ряда народов, с которыми в прошлом были в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, все больше покидавшие родину по той или иной причине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.

Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, привели к усилению апокалиптических настроений. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть источником для культур других народов, для которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

Развитие культуры Египта не было прекращено при греко-македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свою самобытность. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.

Архитектура и изобразительное искусство

Самым узнаваемым символом древнеегипетской цивилизации являются пирамиды — грандиозные царские усыпальницы, возведенные на западном берегу Нила. Именно на западе, где каждый день скрывалось («умирало») солнце, находилась, по мнению древних египтян, страна мертвых. Пирамиды-усыпальницы создавались более 1000 лет (начиная с фараонов III династии до царей II Переходного периода). В период Нового царства захоронения фараонов осуществлялись в Долине царей и цариц в Западных Фивах, где царские усыпальницы вырубались в скалах. Всего известно около 100 пирамид, как четырехгранных, гак и ступенчатых, отличающихся высотой, углом наклона граней и внутренней структурой. Основным материалом при строительстве пирамид в Старом царстве выступал камень, в Среднем — кирпич-сырец, подверженный относительно быстрому разрушению. Особое внимание привлекают пирамиды в Гизе, две из которых — фараонов Хуфу (Хеопса), высотой 146 м, и Хафра (Хефрена), высотой 143 м, — еще в древности были причислены к чудесам света (из семи чудес света сохранились только они). Эти пирамиды соседствуют с 66-метровой пирамидой Менкуара (Микерина). Рядом с этими пирамидами находится Большой Сфинкс, как предполагается, с лицом фараона Хафра.

Первой каменной пирамидой является усыпальница фараона III династии Джосера, построенная в Саккаре и достигающая высоты 60 м. Ее начинали строить как каменную мастабу, в дальнейшем надстраивая, что придало ей ступенчатую форму. Ее архитектор — Имхотеп — являлся верховным сановником и считался искусным врачевателем и магом. Вокруг пирамиды располагался имитирующий царскую резиденцию комплекс строений, использовавшихся для проведения важнейших государственных ритуалов.

Э. М. Матъе: «Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что во всем ансамбле ее впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Здания ансамбля явно воспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Камень еще не везде имел здесь конструктивное значение: еще не было свободно стоящих колонн, зодчий не решился их отделить от стен» [1] .

Консолидация государства столетия смут I Переходного периода вновь создала условия для масштабного строительства в Египте. К периоду Среднего царства относится создание «террасного» комплекса в Дейр эль-Бахри (в районе города Фивы), включающего в себя гробницу фараона и его жен, а также храм. Эти сооружения оказали заметное влияние на дальнейшее развитие храмовой архитектуры Древнего Египта. Стены гробниц были покрыты росписями, которые отражали сюжеты, актуальные для того времени, — сражения лучников и штурмы городов. Но особо прославлен был каменный храм в Хаваре (район Фаюма), созданный в качестве символа единства Египта и предназначенный для установки статуй многих местных и общеегипетских богов. Греки сравнивали этот храм с известным критским лабиринтом, иногда причисляя его к чудесам света.

В период Нового царства значение Фив как столицы Египта еще более возросло. Западный берег Нила напротив города стал местом скальных гробниц в Долине царей. Вместе с ростом египетской империи возрастало и значение главного божества Фив Амона-Ра, превратившегося из городского во вселенское божество. Центром его почитания стали два храма, соединенные аллеей сфинксов, — Ипет-сут (современный Карнак) и Ипет-рссиг (современный Луксор). Этот храмовый комплекс, самый большой в Древнем мире, сооружался многие столетия, вплоть до римской эпохи в истории Египта. К периоду Нового царства относится и сооружение дворца и храмового комплекса в Малкатс, от которого уцелели лишь сфинксы, которые сегодня украшают набережную Невы, и Колоссы Мем- нона — тронные статуи Аменхотепа III, из которых одна — «поющая», т.е. издающая протяжный звук на рассвете при прохождении нагреваемого солнцем воздуха через трещины.

Статуи являлись главным объектом культа в храмах или гробницах. Первая сохранившаяся до наших дней статуя фараона относится ко времени II династии. Но особое развитие скульптура получает при фараонах IV династии. Всемирно известными шедеврами являются статуя Хафра, голова Джедефра (в настоящее время находится в парижском Лувре), бюст Анххафа (хранится в бостонском Музее изящных искусств), многочисленные группы Менкаура. Изображение идеального тела (свидетельство божественности) и индивидуализированного лица (человеческая сущность) передают двойственность восприятия царя в сознании современников. Скульптурные изображения частных лиц условны, индивидуализация достигается подписью под изображением.

Кроме статуй изобразительная программа храмов включала в себя плоскостные изображения (рельефы). Их назначение в гробницах знати состояло в том, чтобы обеспечить хозяина гробницы пищей и всем необходимым. На стенах изображались продукты и их доставка. Постепенно возникали изображения, детально описывающие все хозяйство. В период Старого царства изображения в основном выполнялись в невысоком раскрашенном рельефе, имеется незначительное количество росписей. В более поздние периоды количество росписей возрастает.

Изобразительное искусство Египта получило свой расцвет в эпоху Среднего царства. Его характерной чертой выступает реализм, который проявляется не только в стремлении передать физические особенности изображаемого лица (возраст, этническую принадлежность, социальный статус), но и его психологическое состояние. Об этом свидетельствуют скульптурные портреты фараонов Сенусерта III и Лменемхета III.

Религиозная реформа Эхнатона (XIV в. до н.э.) сопровождалась изменениями в изобразительном искусстве: оно уходит от традиционных канонов и отличается повышенным натурализмом, что дает основание даже говорить о гротеске (например, в изображении Эхнатона). Реализмом поражает и скульптура этой эпохи. Особенно знамениты изображения супруги Эхнатона Нефертити и ее дочерей, обнаруженные при раскопках мастерской скульптора в Ахегатоне.

В развитии цивилизационных и культурных форм общества Древнего Египта можно выделить наиболее характерные черты, свойственные речным цивилизациям. В первую очередь это максимально возможное, при применении каменных и медных орудий труда, использование специфических природных явлений, прежде всего — разливов Нила. Все изобретения египтян, все их полезные знания были связаны с овладением обводненным пространством, его расширением и использованием, а следовательно, с возможностями, которые дает применение массового труда в строительстве. Следствием такого набора цивилизационных возможностей стало появление «речной империи» — деспотического государства дворцового типа, объединившего под своей властью все сложившиеся в процессе обводнения земель номы.

Каноническая (базирующаяся на строгих ритуальных действиях) культура египтян была ориентирована на строгое подчинение всех проявлений социальной жизни коллективному выживанию в условиях постоянной борьбы с пустыней. В религиозных представлениях египтян с наибольшей силой во всей человеческой истории проявился дуализм (представление об обязательном разделении на два противоположных начала) природы, жизни, человеческих отношений. Эти представления в значительной мере повлияли на культуры тех народов Средиземноморья, которые достигли стадии государственности на столетия и даже тысячелетия позже египтян.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему Геродот утверждал, что «Египет — дар реки»?
  • 2. Почему название Древнего Египта означает «Обе Земли»? О каких землях идет речь?
  • 3. Что такое бассейновая (накопительная) ирригация?
  • 4. Каковы основные черты древнеегипетской монархии?
  • 5. Какова роль сельской общины в Древнем Египте?
  • 6. Почему Египет Нового царства называют первой в истории мировой империей?
  • 7. Каковы основные черты религии Древнего Египта?
  • 8. В чем суть «религиозной революции» XIV в. до н.э. в Египте?
  • 9. В чем состояли особенности древнеегипетской цивилизации как ирригационной цивилизации?
  • 10. Могла ли религия Древнего Египта стать мировой религией?

Ознакомьтесь с фрагментом из следующего источника: «Книга мертвых» («Изречения выхода в день») (пер. М. А. Чегодаева) [2] , и ответьте на приведенные ниже вопросы.

«Глава 125 [описание посмертного суда, определявшего последующую судьбу умершего].

Говорится при достижении Зала Двух Истин; избавление N от всех дурных дел, которые он совершил; созерцание ликов всех богов.

Говорит N: Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, мой владыка. Ты привел меня, чтобы я увидел твою красоту. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имена 42-х богов, пребывающих с тобою в этом Зале Двух Истин, которые живут злыми, питаясь их кровью, в день ответа перед Ун Нефером. Две Дочери, Два Его Ока, Владыка Истины — имя твое.

Вот я пришел в тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя.

Ничего дурного не случится со мною в этой стране и в этом Зале Двух Истин, ибо я знаю имена этих богов, которые находятся в нем, спутников Великого Бога:

О, Широко Шагающий, вышедший из Гелиополя, я нс грешил.

О, Обнимающий Пламя, вышедший из Хераха, я не воровал.

О, Носатый, вышедший из Гермополя, я не был жадным.

О, Глотающий Тени, вышедший из пещеры, я не крал.

О, Свирепый Ликом, вышедший из Ра-Сетау, я не убивал людей.

О, Рути, Вышедший из Неба, я не уменьшал меры.

О, Кремнеглазый, вышедший из Летоноля, я не делал дурных вещей.

О, Пылающий, вышедший задом, я не крал имущества Бога.

О, Ломающий Кости, вышедший из Гераклеополя, я не говорил лжи.

О, Процветающий в пламени, вышедший из Мемфиса, я не уносил еды.

О, Обитатель Пещеры, вышедший с Запада, я не был раздражительным.

О, Белозубый, вышедший из Фаюма, я не преступал закона.

О, Предатель Крови, вышедший из места бойни, я нс убивал божественного скота.

О, Посдатсль внутренностей, вышедший из двора 30-ти, я нс ростовщичсствовал.

О, Владыка Правды, вышедший из Двух Истин, я не вороват хлеба.

О, Сбивающий с пути, вышедший из Бубастиса, я не подслушивал.

О, Бледный, вышедший из Гелиополя, я не был болтливым.

О, Дважды Злющая Гадюка, вышедшая из Анеджи, я не препирался ради моего имущества.

О, змей Уамемти, дошедший из места казни, я не прелюбодействовал.

О, Видящий-То-Что-Он-Унес, вышедший из дома Мина, я не был нечистым.

О, Ты-Кто-Над-Псрвородным, вышедший из Имад, я нс внушат ужас.

О, Разрушитель, вышедший из Ксоиса, я не преступал закона.

О, Творящий Несчастье, вышедший из Урит, я не гневался.

О, Дитя, вышедшее из Гелиопольского нома, я не был глух к словам правды.

О, Произносящий Изречения, вышедший из У ней, я не творил несчастья.

О, Бубасти, вышедший из Шетит, я не подмигивал.

О, Ты с Лицом-Назад, вышедший из могильной ямы, я не развратничал, я не му- желожствовал.

О, Горяченогий, вышедший из сумерек, я не лицемерил.

О, Темный, вышедший из темноты, я не препирался.

О, Приносящий свои приношения, вышедший из Саиса, я не совершал насилия. О, Владыка Лиц, вышедший из Наджсфта, я нс был вспыльчивым.

О, Советчик, вышедший из У нет, я не искажал мою природу, я не омывал Бога. О, Рогатый, вышедший из Асыота, я не болтал.

О, Нефсртум, вышедший из Мемфиса, я нс творил неправды, я не делал зла.

О, Не Дающий Остаться в Живых, вышедший из Бусириса, я не оскорблял Царя. О, Ты-Делающий-Что-Хочешь, вышедший из Антеополя, я не переходил вброд через воду.

О, Ихи, вышедший из Нуна, я не повышал голос.

О, Дающий Процветание рехит, вышедший из своего обиталища, я не оскорблял Бога.

О, Соединитель хороших вещей, вышедший из нома Гарпуна, я нс был надменным. О, Соединитель Ка, вышедший из города, я не делал различия между собой и другими.

О, Верхнеглавый, вышедший из ямы, не велико было принадлежащее мне имущество.

0. Несущий Свою Руку, вышедший из Страны Молчания, я не оскорблял Бога в моем городе».

Читайте также  Древнегреческая скульптура кратко
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector