Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры

Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры

Этапы развития древнегреческой скульптуры: АрхаикаКлассикаЭллинизм. — презентация

Опрос: Поведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю, называя и описывая каждое здание Акрополя. Поведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю, называя.

Презентация на тему: » Этапы развития древнегреческой скульптуры: АрхаикаКлассикаЭллинизм.» — Транскрипт:

2 Этапы развития древнегреческой скульптуры: АрхаикаКлассикаЭллинизм

4 КОРА (от греч. kore девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах. КУРОС — в искусстве древнегреческой архаики — статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).

6 Скульптуры куросов Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. Лица лишены индивидуальности; Выставлялись в общественных местах, в близи от храмов;

8 Скульптуры кор Воплощали изысканность и утончённость; Позы однообразны и статичны; Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям; Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. На лице загадочная улыбка

10 1. Гимн величию и и духовной мощи Человека; 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения; 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».

11 Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н.э.) ХИАЗМ, в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.

12 Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти руки 1/10 часть Ступня – 1/6 часть

13 Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в.до н.э.) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.

14 IV в. до н.э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувства и переживания человека: — страсть — страсть — грусть — грусть — мечтательность — мечтательность — влюблённость — влюблённость — неистовство — неистовство — отчаяние — отчаяние — страдание — страдание — горе — горе

15 Скопас ( гг. до н.э.) Скопас. Менада. 4 в. до н.э. Скопас. Голова раненого воина.

16 Скопас. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.

17 Пракситель ( гг. до н.э.) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд, куда со всех концов Греции стали съезжаться поклонники прославленного творения скульптора, преумножая славу города.

19 Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н.э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330-х гг. до н.э..

20 Лисипп. «Отдыхающий Гермес». 2-я половина 4 в. до н. э.

21 Леохар Леохар. «Аполлон Бельведерский». Середина 4в. до н. э.

23 ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского ( гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность

24 Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н.э. Лувр, Париж В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твоё крылатое, слепое, Неудержимое стремленье. В твоём безумно-светлом взгляде взгляде Смеётся что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за ними не умея.

25 Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н.э. Мрамор.

26 Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 до н. э.

27 Кроссворд По горизонтали: 1. Лицо, стоящее во главе монархии (общее название для царей, королей, императоров и т.п.). 2. В греческой мифологии: титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за борьбу с богами. 3. Самоназвание грека. 4. Древнегреческий скульптор, автор «Головы Афины», статуи Афины в Парфеноне. 5. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков или кусочков стекла. 6. В греческой мифологии: бог огня, покровитель кузнецов. 7..Рыночная площадь в Афинах. 8. В греческой мифологии: бог виноградарства и виноделия. 9. Древнегреческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея». 10. «Место для зрелищ», где ставились трагедии и комедии. По горизонтали: 1. Лицо, стоящее во главе монархии (общее название для царей, королей, императоров и т.п.). 2. В греческой мифологии: титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за борьбу с богами. 3. Самоназвание грека. 4. Древнегреческий скульптор, автор «Головы Афины», статуи Афины в Парфеноне. 5. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков или кусочков стекла. 6. В греческой мифологии: бог огня, покровитель кузнецов. 7..Рыночная площадь в Афинах. 8. В греческой мифологии: бог виноградарства и виноделия. 9. Древнегреческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея». 10. «Место для зрелищ», где ставились трагедии и комедии. По вертикали: 11. Человек, обладающий даром говорить речи. 12.Полуостров на юго-востоке Средней Греции, территория Афинского государства. 13. В греческой мифологии: морские существа в образе птицы с женской головой, пением завлекающие моряков. 14. Главный труд Геродота. 15. В древнегреческой мифологии: одноглазый великан. 16. Рисунок по сырой штукатурке красками. 17. Древнегреческий бог торговли. 18. Автор скульптуры «Венера Милосская»? 19. Автор скульптуры «Апполон Бельведерский». По вертикали: 11. Человек, обладающий даром говорить речи. 12.Полуостров на юго-востоке Средней Греции, территория Афинского государства. 13. В греческой мифологии: морские существа в образе птицы с женской головой, пением завлекающие моряков. 14. Главный труд Геродота. 15. В древнегреческой мифологии: одноглазый великан. 16. Рисунок по сырой штукатурке красками. 17. Древнегреческий бог торговли. 18. Автор скульптуры «Венера Милосская»? 19. Автор скульптуры «Апполон Бельведерский».

Урок «Скульптура Древней Греции», 10 класс

Цели и задачи : Познакомиться с шедеврами древнегреческой скульптуры греческих мастеров. Научить выявлять характерные черты мироощущения древних греков, сравнивая пластические формы архаики, классики и эллинизма. Научить рассматривать и анализировать скульптурные произведения; создать условия для формирования навыка построения полного ответа.

Зрительный ряд: Скульптуры (материал из интернета)

Коры и Куросы, «Дельфийский возничий», «Посейдон» — архаика

«Дискобол», «Афина и Марсий» — Мирон

«Дорифор», «Раненная Амазонка», «Диадумен» — Поликлет

« Статуя Зевса в Олимпии», «Афина Парфенос » — Фидий

Фриз Мавзолея в Галикарнассе с изображением амазономахии, «Менада» — Скопас

«Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» — Пракситель

«Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес», «Александр Македонский», многочисленные изображения Геракла – Лисипп

« Аполлон Бельведерский», «Артемида», «Ганимед, похищаемый орлом» — Леохар

«Ника Самофракийская», «Лаокоон», «Венера Милосская».

План урока.

Актуализация опорных знаний учащихся

Введение в тему урока

Заключение. Подведение итогов.

Ход урока

II . Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры наряду с эпосом, театром и архитектурой и во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца. Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров. Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры в Древней Греции прошло долгий путь, в котором познание законов изображения в камне сопровождалось одновременно и познанием человека.

В своем развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка.

Назовите периоды древнегреческого искусства? (архаический; классический: ранняя классика, высокая классика, поздняя классика; эллинистический)

Какими произведениями скульптуры представлена эпоха архаики? (Коры и Куросы)

Назовите характерные черты, объединяющие эти архаические статуи в один тип?

hello_html_m69c52659.jpg hello_html_17996850.jpgдемонстрация учащимся слайда ( обсудить)

III . Процитируем Лессинга: «Там, где благодаря красивым людям появились красивые статуи, эти последние, в свою очередь, производили впечатление на первых, и государство было обязано красивым статуям красивыми людьми». Цель искусства – создание красоты, равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека.

hello_html_m4b2cc1b6.jpghello_html_74ed2cb2.jpg

(Посейдон) (Дельфийский возничий)

Постановка вопроса. Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них? На эти вопросы ответим в течении урока и сделаем вывод.

В V веке до н.э. бронза становится любимым материалом скульпторов. В бронзе работали два крупнейших мастера того времени Мирон и Поликлет. Век высокой греческой классики выдвинул 3-х выдающихся скульпторов – Фидия, Мирона и Поликлета.

Мирон – из Елевфер. (высший расцвет греческого искусства)

Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причем с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропереходящие позы.

hello_html_789cab77.jpg(Дискобол) hello_html_e0c972e.jpg(Афина и Марсий)

Поликлет – из Аргоса, др.греческий скульптор и теоретик искусства, один из главных представителей высокой классики.

Скульптор написал трактат «канон» (правило), посвященный исследованию идеальных пропорций человеческого тела. ( L ступни -1/6 роста человека, h головы 1/7, кисть руки 1/10)

«Дорифор» (Копьеносец) – одна из самых первых круглых скульптур в греческом искусстве. Ее можно рассматривать с разных сторон. Поликлет первый смог передать движение человеческого тела при сохранении равновесия.

hello_html_m633d7ee4.jpghello_html_4e41053f.jpghello_html_4f096b0c.jpg

(Дорифор) (Диадумен) (Раненная Амазонка)

Задание. Сравнить «Дискобола» Мирона и «Дорифора» Поликлета, постараться найти максимальное количество общих и отличительных черт.

hello_html_727c8626.jpghello_html_7ee1b67f.jpg

демонстрация учащимся слайда ( обсудить)

Фидий – скульптор периода высокой классики. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину ее героев. Знаменитые работы «Статуя Зевса в Олимпии» и «Афина «Парфенос» были выполнены в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мастер монументальной скульптуры, огромное мастерство в трактовке одежды.

hello_html_m5bd008e1.jpghello_html_m59fea244.jpg

В соответствии с характером своего дарования великие скульпторы IV в. до н.э. создают искусство, раскрывающее различные грани душевного мира человека. Эти поиски наиболее ярко выразили три мастера Скопас, Пракситель, Лисипп .

Скопас – уроженец острова Парос, работал во многих городах Эллады.

В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба, глубокие сомнения. Ввел сильные эмоциональные выражения на лицах своих скульптур. Предпочитал мрамор, отказавшись от применении бронзы. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее и мавзолея в Галикарнассе. Многие работы Скопаса известны по римским копиям.

hello_html_cc75e1c.jpghello_html_4ee45f73.jpg

Фриз (Амазонамахия) (Менада) Вакханка

Пракситель – Родился в Афинах.

Был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Изображал богов и богинь, даже сатиров. Образы Праксителя проникнуты духом ясной гармонии, безмятежной созерцательностью и чувственной красоты. Любимый материал скульптора – мрамор. Пракситель – певец женской красоты.

hello_html_1b9c0be3.jpghello_html_5f3ce983.jpg

(Гермес с младенцем Дионисом) (Афродита Книдская)

Главное достижение скульптора состояло в том, что от изображения типичного он переходит к передаче характерного. Привлекает своеобразие. Работал в бронзе. Установил новый канон (удлинил ноги, уменьшил голову, вытянул члены в третье измерение и придал фигуре больше жизненности и легкости). Являлся придворным мастером Александра Македонского.

Задание. Сравнить работы «Дорифора» Поликлета и «Апоксиомен» Лисипп. Постарайтесь выявить разницу в воплощении образа атлета.

hello_html_m26ae454a.jpg

демонстрация учащимся слайда ( обсудить)

hello_html_4f1b5fd7.jpghello_html_2b267257.jpghello_html_mb991179.jpg

Многочисленные изображения Геракла

Александр Македонский

Отдыхающий Гермес

Леохар – греческий скульптор, афинянин по месту рождения

Был одним из сотрудников Скопаса по украшению мавзолея галикарнакского. Делал главным образом изваяния богов и вообще воспроизводил мифологические сюжеты.

hello_html_59b923e5.jpghello_html_5c225d37.jpghello_html_m73a60094.jpg

(Аполлон Бельведерский) (Артемида) (Ганимед, похищаемый орлом)

IV . Подведение итогов урока. Формулирование выводов

Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?

От условных куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп). Чловек – главное творение природы. В скульптуре греки достигли больших высот. Скульптура отличается совершенством форм и стремлением к идеализации.

Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах.

Задание на самоподготовку: найти материал по творчеству родосских мастеров, эпохи поздней классики, эллинизма (использовать интернет-ресурсы, детскую энциклопедию по искусству и другие источники).

Размещено на реф.рф
Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений – пропилеи (парадные ворота), храм Ники. Здесь же возвышался и главный храм Афины – Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя – Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

Эпоха кризиса полиса. Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности – экономическую основу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается индивидуализм, стремление прежде всœего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н. э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. – Пракситель (2-я треть IV в. до н. э.), Скопас. Лисипп.

Бесспорным положительным моментом развития греческой культуры в IV в. до н. э. стало обращение к внутреннему миру человека. В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива всœе больше превращается в культуру интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращается в обывателœей, занятых лишь собственными проблемами.

3. Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н. э.), сына Филиппа, подчинившего Грецию. В результате похода (334-324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до н. э.) – эпоха распространения греческой культуры на всœей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет. государство Селœевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Символами науки этого периода стал Архимед. Евклид создал элементарную геометрию, Эратостофен достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский создал прообраз паровой турбины.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

Основные этапы развития древнегреческой культуры — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основные этапы развития древнегреческой культуры» 2017, 2018.

Культура Древней Греции — периодизация, особенности и главные достижения

Культура древней греции

Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

  • линейное письмо;
  • знания о строительстве разных сооружений;
  • вооружение.

Если коротко, основой их государственности тоже были дворцы-поселения, в которых уже появилось централизованное управление. Самым известным царством того времени является Троя, прославленная Гомером в его «Илиаде». После микенской эпохи триста лет эти территории переживали состояние упадка. Почему микенская цивилизация пришла в упадок, существуют две версии: извержение вулкана или завоевание греками-дорийцами, владевшими железным оружием и отличавшимися воинственностью.

Город Троя

В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

Настоящим чудом можно назвать величайший подъем культурного и общественно-политического развития Эллады во времена античности, начавшиеся еще в архаический период и длившиеся до II в. до н. э.

Главные принципы

Греческая культура отразила в себе жизненный уклад и взгляды большинства городских граждан Эллады. В ее основе лежит соблюдение четырех принципов:

Древние греки

  • Активное участие большинства граждан в управлении страной.
  • Прославление достижений человека.
  • Уравнивание качеств людей и богов.
  • Отождествление всего непознанного с действиями богов.

Зарождение демократии положило начало развитию равенства между людьми в античных городах, несмотря на рабство.

Свободные граждане полисов имели равные права, привлекались к управлению городами и избирались на разные должности. Такое отношение к человеку вольному не могло не найти отражения в культуре и искусстве, направленных на воспевание телесной красоты и подвигов человека и сравнению его с богами.

Акцент делается на важности устремлений человека, а его повседневная жизнь считается не менее значимой, чем божественные действия. Боги и богини наделяются простыми человеческими чувствами, движимы обычными мыслями и эмоциями. Они совершают поступки, далекие от божественных, если смотреть с точки зрения других религий. Божества изображаются со всеми достоинствами и недостатками, что и у обычных граждан, а все непонятное в природе приписывается спорам, любовным отношениям и проявлениям разных божественных эмоций.

Боги греции

Комбинация этих факторов породила уникальную культуру, поставившую человека во главу угла. Мыслители античности считали гармонию души, разума и тела залогом счастливой жизни. Такая философия оказала огромное влияние на науку и архитектуру, театр, литературу и спорт.

Основные достижения

Многие идеи и достижения европейской и мировой цивилизации — это наследие образов и идей Эллады. Само понятие античности ввели философы эпохи Возрождения для обозначения культурных и гуманистических традиций Греции и Рима, имевших общие черты, но развивавшихся в разное время. Все европейские народы так или иначе испытали на себе влияние античного искусства, политических, юридических и религиозных взглядов. Развитие и становление культурных ценностей происходило постепенно и пережило эпохи расцвета и заката в такой периодизации:

  • гомеровский;
  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

 Сократ, Платон и Аристотель.

Практически в каждой области культуры и науки у древних греков есть отец-основатель, мысли и открытия которого положены и в современные их формы. Основоположниками перехода от религиозно-мифологических мировоззрений к философскому пониманию человеческого разума считаются Сократ, Платон и Аристотель. Само слово «философия», как и многие другие термины, имеет греческое происхождение. Математика и связанные с ней разделы, такие как геометрия, оптика, механика, гидростатика, основаны Пифагором, Евклидом и Архимедом. Гиппократ считается основоположником современной медицины, а Геродот — истории.

Развитию искусства можно дать такую же характеристику. Практически все его жанры берут начало в Элладе, а многие уже в те времена достигли своего расцвета, например, скульптура во главе с великим мастером Фидием. Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры, можно узнать из таблиц в учебнике по мировой художественной культуре (МХК).

В Древней Греции зародились эпос и поэзия, античные трагедии и сегодня ставятся в театрах. Собственно, и сам театр — гениальное творение греческой культуры. Сама жизнь в Элладе проходила по законам красоты.

Гомеровский период

Гомеровский период

На его ранних этапах профессиональные певцы, аэды или рапсоды, передавали национальные сказания устно и облекали их в особую ритмическую форму, чтобы лучше запоминать творения. Гомеровский период в истории Древней Греции был временем становления и расцвета эпической поэтической традиции. Именно из тех времен пришли понятия «стих» и «ритм».

Читайте также  История скульптуры кратко

В эпических поэмах Гомера воспевались доблесть и честь, большое значение придавалось общественному мнению. Они представляли собой своего рода моральный кодекс. Знаменитый в то время деятель и классик Гесиод в своих произведениях «Труды и дни» и «Теогония» сосредоточился и на других ценностях — трудолюбии и доброте. Считается, что свое начало античная этика берет с системы морали Гесиода.

Памятников того периода до сегодняшнего времени сохранилось мало, так как для строительства и создания монументальных скульптур чаще всего использовалось дерево. Больше всего известны керамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом, бронзовые и терракотовые статуэтки. Кратко этот этап можно охарактеризовать как время упадка и застоя, но именно тогда созрели предпосылки стремительного расцвета в последующих периодах.

Архаическая культура

Архаическая культура

В эту эпоху общество развивалось наиболее интенсивно. В цивилизации античного типа окончательно соединились чувство коллективизма и состязательное (агонистическое) начало. Достигать победы над соперником в любой области без материальной выгоды считается ценным и благородным качеством. Агональный дух возник среди аристократов и стал исторической особенностью, характерной для всех сфер духовной и материальной жизни.

Появляются первые гипотезы о том, что Вселенная бесконечна и включает в себя множество миров. Ярким представителем архаической культуры был Пифагор, основавший со своими единомышленниками Пифагорейский союз — первую из научных школ. Он занимался далеко не одной математикой, его работы:

  • Учение о гармонии небесных сфер.
  • Доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела.
  • Учение о консонансах и диссонансах.

Большая роль в архаической культуре отводится мифологии и пантеону богов. Аполлон и его спутницы музы обитают на горе Парнас, покровительствуют искусствам и наукам. Афина — богиня мудрости и покровительница главного центра Эллады, города Афины. В честь своих божеств древние греки проводят различные состязания.

Афина — богиня мудрости

В VIII в. до н. э. стали устраиваться всегреческие спортивные игры в Олимпии, посвященные Зевсу. Музыкальные исполнители на кифарах и арфах состязались в своем искусстве на Пифийских играх, посвященным победе Аполлона над змеем Пифием. Состязания в поэзии и музыке, конные и гимнастические проводились в Коринфе под покровительством Посейдона.

Агонистическое начало развивается и в науке. Трактаты ученых оформляются в виде спора с собеседником, результатом которого является рождение истины. Именно это послужило началом зарождения науки как системы доказательств.

Типы и формы в искусстве архаики

В архаический период появились и получили развитие художественные формы, характерные для литературы и изобразительного искусства и более поздних времен античности. Для скульптуры обычным приемом стало раскрашивать статуи юных мужчин и женщин — куросов и кор, обнаженные тела которых изображались прекрасными, стройными и пропорциональными. Но в целом скульптура не имела еще очень большого значения.

В архитектуре архаики главную роль занял тип здания, хорошо знакомый современным знатокам античного искусства — храм-периптер, окруженный колоннадами. Высокие несущие конструкции таких храмов были ордерами трех видов:

Акрополь древней греции

  • дорический, имеющий определенные пропорции — основание ордера к высоте относится как 1/6;
  • ионический, отображающий пропорции женской фигуры;
  • коринфский, характерной чертой которого стали украшения в виде растительных орнаментов.

Рельефные украшения на стенах зданий и внутренних панелях изображали батальные и спортивные сцены, а сосуды расписывались красными и черными фигурами. Литература обогатилась новым течением — лирикой, пришедшей на смену классическому эпосу.

Классический этап

Именно в V—IV вв. до н. э. родилось все то, что впоследствии будет называться греческим чудом. Благодаря политическому деятелю Периклу наибольшего развития достигла демократия в античных городах-полисах. Мыслители, и в первую очередь Сократ, сосредоточиваются на проблемах добра и зла в человеческой жизни впереди познания природы. Происходит зарождение таких философских направлений, как рационализм и эмпиризм.

Храм Артемиды в Эфесе

Особенно бурно развивается градостроительство по концепции застройки, распланированной по зонам, предложенной архитектором из Милета Гипподамом. Основой художественной архитектуры остаются украшенные снаружи храмы, и самые известные из них — афинский Акрополь, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классический период Древней Греции характеризуется новым подходом к образованию. Дети с семи до шестнадцати лет имели возможность обучаться в платных или государственных, находящихся на содержании богатых граждан, школах. Писали греки на свитках, и в домах многих знатных и ученых горожан были библиотеки. Свитки собирались и в общественных библиотеках, одна из них находилась в Акрополе.

Высокая статуя Зевса в Олимпии

Среди скульпторов самыми великими можно назвать Фидия, создавшего очень высокие статуи Зевса в Олимпии и Афины в Акрополе, Мирона — автора Дискобола и Праксителя, изваявшего изысканную скульптуру тонкой красоты Афродиты Книдской. Во время классического этапа возник и достиг своего расцвета древнегреческий театр с его великими трагедиями Эсхила и комедиями Аристофана.

Этап эллинизма характеризуется концом демократии и завоеванием Древней Греции Филиппом II, отцом Александра Македонского. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Постепенно наступает упадок во всех сферах жизни и искусства.

Так закончилась одна из самых значительных для истории и культуры человечества эпох — античность.

Кульутра древнегреческой цивилизации

Пятнадцать веков античности в истории мировой культуры дали человечеству неизмеримо много. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы, философии, архитектуры, театра, скульптуры и живописи. Термин «античность» в переводе с латинского «antigus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.

В своем развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка.

Обратимся к периодизации художественной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы:

1) крито-микенский (III- II тыс. до н.э.);

2) гомеровский (ХI-VIII вв до н.э.);

3) архаика (VII-VI вв. до н.э.);

4) классика (V-IV вв. до н.э.);

5) эллинизм (III-I вв. до н.э.)

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из почетных мест. Два его виднейших центра – остров Крит и город Микены дали название этому искусству. Творцами критской цивилизации были народы не установленного пока происхождения. Их культура зародилась примерно в начале II тыс. до н.э. Основными её центрами были сам остров Крит, с его процветающими тогда городами и острова Эгейского моря (поэтому этот период еще называют «Эгейским»). Историки, кстати, называют эту цивилизацию минойской по имени мифического критского царя Миноса, а её создателей минойцами, (отсюда — еще одно название этого периода – «микенско-минойский»).

Крито-микенский мир на протяжении многих столетий сыграл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Этот мир знал письменность; Крит оставил после себя так называемое «линейное письмо А», еще не расшифрованное учеными, а архивы Микен

«Линейное письмо В», которое в 50-х годах 20 века удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису.

Своеобразие крито-микенского искусства — в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а так же в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.

Достижения эгейских мастеров стали наследием Эллады (Эллада – это название Греции на греческом языке, эллины — само название греков). Можно с уверенностью сказать, что без этого не было бы создано классических памятников древнегреческого искусства, которое прославилось на весь мир.

Легендарная крито-микенская культура была открыта в начале XX век благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность по данным в них описаниям, он открыл ряд старинных поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были древние Микены с их знаменитыми «Львиными воротами». Они служили центральным входом в крепость Микены и были сложены из 3-х огромных каменных глыб (длинна верхнего камня 5м.- толщина 1м.). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны — священного символа правителя Микены, а бокам застыли фигуры царственных львов. Мощные стены складывались из огромных, весом 5-6 тонн, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна на другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позже эту кладку назовут «циклопической», поскольку греки более старшего поколения считали, что её создали одноглазые великаны — циклопы.

Несколько лет спустя (тоже в начале XX в.) англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит открывает остатки огромного дворца в г. Кносс. Кносский дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. Это строение заставляет вспомнить миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. У него был подземный дворец — Лабиринт, с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр полубык-получеловек. Афиняне платили дань Миносу — каждый год посылали ему несколько юношей и девушек, которых съедал Минотавр. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, который ему дала дочь Миноса Ариадна.

Как будто бы это просто сказка, похожая на сказки других народов мира, но с каждым новым историческим открытием приходится убеждаться, что мифы не лгут: они только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно. Лабиринт, оказывается, действительно существовал. Сказание о чудовищном быке, тоже имеют какую-то историческую основу. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками с изображением быка.

Главное украшение дворца — это деревянные колонны, окрашенные в красный цвет. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестнице. Кносский дворец огромен: центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 120×120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2,3-х и даже 5- этажные помещения. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами. Второй этап развития Древней Греции называется гомеровский. В период античности жили сказители, знавшие множество преданий о богах и героях. Они странствовали по стране и на пирах рассказывали их нараспев, под звуки лиры. Греки верили в достоверность сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Таким сказителем был Гомер. О нем ничего точно не известно. Сами греки не знали, когда он жил. Семь городов спорили о чести быть родиной Гомера. Вероятнее всего он жил в 8 веке до н.э., по преданию, он был слепым. Его считали автором 2-х поэм — «Иллиада» и «Одиссея». О чем эти поэмы? «Иллиада» — поэма о троянской войне (Илионом в древности называли Трою). Причины и ход войны в поэме не излагаются: всем грекам с детства была хорошо известна история войны. События о которых идет речь в «Иллиаде» произошли в течении 50 дней в конце войны, когда она шла уже 10-й год. «Одиссея» повествует о возвращении домой после взятия Трои одного героя — хитроумного Одиссея, царя острова Итака, он долго странствовал, пережив множество несчастий и опасностей.

Но не только творчеством Гомера известен этот период. Образцом искусства этого этапа является знаменитая амфора из Дипилона. Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но оставался на земле как памятник человеку. Возможно, стремление сделать форму сосуда человекоподобной (его высота 1,5 м) связано с необходимостью видеть в нем увековеченный образ, хотя и условный. Любопытно, что у такой вазы есть скромный двойник в виде другой амфоры, хранящий пепел усопшего и зарытой в землю. Эти сосуды стояли на одной вертикальной линии и сообщались: по особым памятным дням в верхнюю амфору наливали жертвенную жидкость, которая просачивалась в могилу. Украшена амфора геометрическим узором меандром, выполненным очень точно, очевидно, с использованием линейки и циркуля, и расположенным в соответствии с членениями сосуда. Она проста по форме и отличается редким чувством пропорций.

Между греческими городами-государствами постоянно вспыхивали конфликты, соперничество между ними было своеобразно «узаконено» в состоявшихся впервые в 776 г. до н.э. спортивных турнирах, получивших название «Олимпийские игры».

Соревнования были открыты для всех и на время их проведения провозглашалось перемирие. Это правило неукоснительно соблюдалось всегда, поэтому особенно чудовищно выглядело нападение Грузии на Осетию во время проведения последней Пекинской олимпиады Первоначально, Олимпийские игры носили религиозных характер, все спортивные достижения и победы посвящались богам. Они способствовали объединению греков, говоривших на одном языке и поклонявшихся одним и тем же богам. Известно, что греки относились к гончарному ремеслу не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но и прежде всего как к искусству. Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. В росписи ваз стали использовать густой черный лак, естественный цвет глины подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне четко выделяется силуэты людей и животных.

Если гомеровский период приучил древних художников мыслить строго логически, то архаика продвинулась еще дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему.

Давайте вспомним, как назывался основной тип храма и три вида архитектурного ордера, (периптер; дорический; ионический; коринфский)

Архитектура архаики немыслима без скульптуры, они тесно связаны, поскольку скульптура предназначалась для религиозных комплексов и украшала фронтоны зданий. К сожалению, время сохранил ничтожно-малое количество греческих подлинников. Большинство доступных нам скульптурных произведений это лишь копии выполненные позднее римскими мастерами. Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, — «в Афинах было больше статуй, чем живых людей» Вспомните, как назывались первые образцы греческой скульптуры? Каковы их, особенности? (курос, кора)

Идея греческой скульптуры очень точно выражена в словах общественного деятеля V в. до н. э. Иерикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Мы переходим к изучению четвертого периода Греческой культуры — классике. V век до.н.э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:

Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;
Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;
Верблюд — коли покинул их по своей воле.

Высшим достижением древнегреческой архитектуры классической

эпохи считается ансамбль Афинского Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органичную стройность. Акрополь

большой продолговатый холм, возвышающийся над городом (акрополь — верхний город) и венчающий его храмами, посвященный покровительнице города Афины богине мудрости и справедливой войны.

Давайте войдем в Акрополь через центральный вход Пропилеи. Пропилеи представляют сооружение из 3-х частей. В центре находились ворот с 5-ю проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников шли горожане, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека (картинное хранилище), с юга Пропилеи уравновешивает легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Согласно легенде, богиня принесла грекам победу над персами, а потом жители не захотели с ней расставаться и изобразили её бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.

Пройдя Пропилеи, мы оказываемся на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), Чуть правее находится главный храм Афинского Акрополя — Парфенон. Он был сооружен в период 447 по 438 гг. до н.э. архитектором Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую точку холма и виден из любой точки Акрополя и города. Дорические колонны придают этому периптеру особую монументальность и мужественную красоту. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-и метровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая золотыми пластинами.

Как назывался такой вид скульптуры? (хрисоэлефантинная) На северном склоне холма находится храм Эрехтейон. Он строился позже, в последней четверти V в. до н.э., по в полном согласии с замыслом и планировкой. Эрехтейон по контрасту с Парфеноном, кажется почти причудливым. Каждый, из его 4-х фасадов, оформлен по-разному.

Планировка Акрополя продумана и выверена, хотя очевидная симметрия заменена более сложным принципом ритма и равновесия. В самом деле: справа от Пропилеи — миниатюрный храм — беседка Ники Аптерос, слева — массивное и гораздо большее по размерам помещение пинакотеки. Казалось бы, где же равновесие? Но вспомним, как располагаются постройки дальше. Там обратное расположение; справа — величественный Парфенон, слева — небольшой и изысканный Эрехтеон. Таким образом, уравновешиваются обе стороны ансамбля. Дальше развитие греческой скульптуры тесно связано с мифологией. Все вы знаете, что именно в Греции произошла революция в представлениях о человеке и его лире. Прежде объяснение непонятных явлений черпалось из мифологии. Где жили греческие боги? (На горе Олимп). Каких богов вы знаете? (Зевс, Аид и т.д.).

Именно греческая мифология и предопределила следующий этап развития скульптуры.

О том, насколько хорошо вы владеете греческой мифологией, мы и узнаем, попытавшись объяснить значение нарицательных выражений, пришедших к нам из эллинских мифов.

  • «Сизифов труд» (бесполезная, тяжелая работа)
  • «Ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место)
  • «Кануть в лету» (бесследно исчезнуть)
  • «Дары данайцев» (коварный замысел, предательство, вред)
  • «Троянский конь» (коварный замысел, предательство, вред)
  • «Авгиевы конюшни» (крайний беспорядок)
  • «Рог изобилия» (неиссякаемый источник богатства)
  • «Под Эгидой» (защита, покровительство)
  • «Яблоко раздора» (причина сопора, разлада)
  • «Ящик Пандоры» (источник всяких бед)

Сегодня мы познакомились с развитием греческого искусства на различных этапах развития культуры, величайшее значение которого трудно оценить даже для последующих поколений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector