Камера дельи спози

Камера дельи спози

Росписи-обманки. Камера Дельи Спози в Мантуе.

В искусстве итальянского Ренессанса мотив тромплёя появляется очень часто — либо в настенных росписях, имитирующих каменную инкрустацию, мраморные статуи или окна, либо, что бывало гораздо реже, в самих  картинах. 

Сегодня я хочу рассказать про, пожалуй, самую удивительную фреску-обманку. Речь пойдет о создании окулюса (прим. ред. — так называемого ложного окна) на плоском потолке кисти Андреа Мантеньи в камере Дельи Спози (Брачная комната, брачный чертог) или Камере Пикта (расписанная комната), как ее стали называть благодаря фрескам итальянского гения.

Эта полностью расписанная фресками комната, размер которой 8*8 метров, буквально наполнена обманками. Во-первых, за счет живописи это небольшое пространство удалось зрительно расширить. Кроме того, вся живописная программа, демонстрирующая нам сцены из жизни маркизов Гонзаго (мой любимый эпизод — детишки Джанфранческо и Сиджизмондо Гонзаго: эти трогательные ребята одеты по моде того времени в очаровательные плащики и лосины, младший очаровательно держит свою маму за руку), разделена на 12 частей, каждая из которых фланкируется 2 легкими и тонкими нарисованными! колоннами, которые опираются на нарисованный! мраморный цоколь.

image

На колоннах Мантенья изобразил железные стержни, на которые мысленно можно повесить тяжелый бархатный занавес, чтобы усилить театральность сцен.

image

Окулюс является смысловым центром композиции- благодаря живописным эффектам, кажется, что комната завершается большим куполом, хотя на самом деле ее высота не превышает 7 метров.

image

Находясь под плафоном, из отверстия которого на вас льется солнечный свет и виднеется голубое небо, вы можете наблюдать многочисленных персонажей, которые, в свою очередь, наблюдают за вами. Это и пухлые дети, которые умудрились уместиться на узкий декоративный поясок, обрамляющий арку, — сразу возникает мотив неустойчивости, кажется что вот-вот аппетитные малыши упадут прямо на вас.

image

От неминуемого падения кадки с апельсиновым деревом (символ плодородия) вас спасает сам Андреа Мантенья, который в самый последний момент подрисовывает деревянную балку, которая и удерживает ее. Кроме того, за жизнью хозяев наблюдают чернокожая рабыня в пестрой чалме, матрона, несколько служанок, одна из которых предстает перед нами с распущенными волосами, как символ на ступающего утра. 

Вот так живописцы итальянского Ренессанса, подобно волшебнику, вынимающему кролика из шляпы, могли творить чудеса при помощи кисти, красок, удивительного таланта и бесконечной фантазии.

Выходные в Мантуе

Мост, который ведёт прямо в сердце исторической части города, был построен в 1198 году. С него открывается знаменитая панорама Мантуи, особенно зрелищная на закате, когда воды озёр окрашиваются красно-оранжевыми оттенками. В июле и августе на поверхности озера Супериоре появляются тысячи цветков лотоса, повышающие градус живописности этого места практически до недостижимого уровня.

shutterstock_83301199

Силуэт центра Мантуи / shutterstock.com

Палаццо Дукале и Камера дельи Спози

Mantova_-_Palazzo_Ducale_-_Foto_Roberto_Merlo

Главная резиденция герцогов Гонзага, палаццо Дукале, — символ Мантуи, одно из самых больших зданий в Европе (34000 кв.м). Династия Гонзага правила в Мантуе с 1328 по 1707 г.

Палаццо Дукале в Мантуе / (c) Roberto Merlo www.italia.it

Andrea_Mantegna_064

И, хотя предметы обстановки не сохранились, можно полюбоваться величественными фресками стен и сводов и лепниной.
Самая главная достопримечательность Мантуи находится в замке резиденции. Камера дельи Спози («Опочивальня супругов») была расписана Андреа Мантеньей портретами представителей рода Гонзага. Потолок увенчан круглой обманкой, имитирующей открытое небо, выполненной с невероятным мастерством.

Обманка «Окно в небо» в Камера дельи Спози, Кастелло Сан-Джорджо / Wikimedia commons

Палаццо Те

shutterstock_191002916

Палаццо Те – ещё одна достопримечательность города, не побывать в которой было бы прискорбно. Дворец был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джулио Романо. Резиденция монументальна и элегантна снаружи, напоминая древнеримскую виллу, но главное её сокровище – это фресковая роспись помещений: «Конный зал», (лошади были одной из страстей герцога), «Комната Амура и Психеи», «Зал гигантов», где кажется, что колонны вот-вот обрушатся прямо на вас из-за мастерской техники росписи не только стен, но и полов и потолков.

Мантуя, Палаццо Те / www.shutterstock.com

Базилика Сант’Андреа

S.-ANDREA-MANTOVA-1

Базилика Сант’Андреа – самая большая церковь Мантуи, построенная по проекту Леона Баттиста Альберти. Её фасад – настоящий шедевр, но и интерьеры представляют большую художественную ценность. Здесь покоится прах Андреа Мантеньи, и хранятся две дароносицы с кровью Христа.

Внутренее убранство базилики Сант’Андреа / www.mantovameraviglia.com

Пьяцца Сорделло

shutterstock_41389867

Пьяцца Сорделло – это место основания Мантуи, самая большая площадь города, посвящённая поэту-трубадуру Сорделло. Впрочем, раньше её называли пьяцца Сан-Пьетро, в честь одноимённого собора, где похоронены многие члены рода Гонзага.
Площадь Сорделло соединяется с площадью пьяцца делле Эрбе, где по выходным работает городской рынок.

Мантуя, пьяцца Сорделло / shutterstock.com

Лунгорио, набережная канала Рио

mantova_rio

Канал Рио, прорытый в средние века, разделяет исторический центр на две части. Он соединяет озера Инфериоре и Супериоре. Лучшие виды открываются с мостов Сан-Франческо и Массари, а также рыбного рынка («Пескьера ди Джулио Романо»).

Лунгорио (набережная канала) / www.virgilioguide.it

Кухня

Мантуя, город искусства и культуры, считается также одной из эногастрономических столиц мира.
В кулинарии широко используется местная тыква, причём не только как начинка для тортелли, но и для приготовления десертов.

Тортелли с тыквой

images

Ризотто

imgres

Капунзеи

20628

Праздник капунцеи в Вольта Мантована (Мантуя), 2014 г. / www.mondodelgusto.it

Стуфато и бразато: тушёное мясо с полентой

3242486522_6c43672f3b

Бразато, мясо тушёное в красном вине / www.flickr.com

Как добраться

На самолёте

Аэропорт «Катулло» в Виллафранке (Верона), 20 км — www.aeroportoverona.it
Аэропорт «Габриэле Д’Аннунцио» в Монтикьяри, 60 км — www.aeroportoverona.it/brescia
Аэропорт «Джузеппе Верди» в Парме, 60 км — www.aeroportoparma.it
Аэропорт «Маркони» в Болонье, 100 км — www.bologna-airport.it
Аэропорт «Орио аль Серио» в Бергамо, 100 км — www.sacbo.it
Аэропорт “Марко Поло» в Венеции, 180 км — www.veniceairport.it

На поезде

Через город проходят следующие железнодорожные линии:
Милан – Кремона — Мантуя
Мантуя – Суззара — Феррара
Мантуя – Монселиче — Падуя
Верона – Мантуя — Модена
С расписанием и ценами на билеты можно ознакомиться на сайтах: www.trenitalia.it и www.trenord.it

На автомобиле

Автострада А22 Бреннеро-Модена, съезды Мантова Норд, Мантова Суд, Пегоньяга
Автострада А4 Милан-Венеция, съезды Дезенцано, Сирмионе, Пескьера и Верона Суд
Автострада дель Соле А1, съезды Парма Эст и Реджо-Эмилия.

Контакты

Туристско-информационный офис Мантуи
Piazza Mantegna, 6 — 46100 Mantova
Тел. 0376 432432
Эл. почта: [email protected]
Расписание:
Понедельник-пятница 10.00-13.00; 14.00-16.00;
Суббота-воскресенье и праздники 10.00-13.00, 14.00 -18.00

Зал Супругов

Камера дельи Спози в палаццо Дукале – это уникальный случай того, что комнату можно читать, как увлекательную книгу и смотреть, как яркий насыщенный фильм. Это помещение – настоящее сокровище Замка Святого Георгия; ярчайшая работа безгранично талантливого Андреа Мантеньи; лучший повествователь о самых важных моментах жизни знатного рода Гонзага.

Камера дельи Спози, Камера Пикта, Зал Супругов, Зал Новобрачных, Супружеская комната, Брачный Покой. Это помещение называется по-разному. Сначала это была опочивальня маркиза Людовика и жены его Барбары Брандебургской. Но со временем она постепенно превратилась в комнату для аудиенций. Супруги гордились таким уютным и красочным местом в своем замке и не захотели прятать его от глаз своих гостей. Комната расписывалась художником с 1465 года по 1474 год. За это время мастер делал неоднократно перерывы в связи и с личными делами, и с по причине изменений пожеланий заказчика.

Комната сама по себе небольшая, размером 8 на 8. Но визуально она кажется намного шире благодаря свету и воздуху, которыми живописец наполнил стены и свод. Стены равномерно разделены нарисованными столбами на 12 участков. Они украшены металлическими стержнями с подвешенными кожаными «занавесами», рельефными порталами двух окон и двух дверей и большим камином. Фрески демонстрируют членов семьи маркиза, приближенных и слуг. Мантенья преподнес их с такой непринужденностью, естественностью, что, казалось бы, он просто сфотографировал их в один момент и изящно изобразил на стене.

Стена с северной стороны показывает нам придворную сцену. Супруги Людовик и Барбара окружены родственниками и придворными. Маркиз решает с секретарем государственные дела. Существует даже несколько версий того, о чем они общаются и что написано в письме, которое держит в своих руках Людовик. Самый распространенный вариант касается того, что его сына Франческо было избрано кардиналом. Западная стена демонстрирует момент встречи Людовика со своим вторым сыном Франческо. Здесь изображено, как торжественно встречает Людовик новоизбранного кардинала со всей его свитой. Над входной дверью в опочивальню маленькие путти держат позолоченную табличку с надписью о заказчиках и исполнителя великой росписи, а также время окончания работы – 1474 год. Стены с юга и востока иллюзорно «завешены» кожаными занавесами, которые имитируют подлинные шторы того времени. В люнетах выше занавесок виднеется голубое чистое небо.

Потолок комнаты – очередное достижение художника в живописи. Он выполнен в стиле нервюрного свода с куполом на верхушке, что добавляет помещению немало высоты, хотя в реальности она не больше семи метров. Через круглое окно свода «льется» свет. Карликовое апельсиновое дерево (символ брака и плодовитости), растущее в кадке, будто вот-вот, да и сорвется вниз. Рядом уютно расселся павлин (символ супружеского согласия). Играются озорные путти: кто со стрелой, кто с венком, кто с яблоком (атрибутом Венеры). Они вместе со служанками то и дело заглядывают в спальню супругов.

Ромбовидные секции свода украшают портреты императоров Римской Империи, а распалубки – изображения Геракла и сцены с участием Орфея и Ариона.

Мантуя. Камера дельи Спози в замке Сан-Джорджо

. Мы пересекли двор и вошли в старинный замок Святого Георгия. Он стоит над живописным прудом, поросшим густым тростником. Через пруд переброшен длинный мост, с него начинается главная дорога в Ногару. Кстати, мост можно увидеть на заднем плане картины Мантеньи «Смерть Богоматери», она находится в музее Прадо, в Мадриде. Замок представляет в плане огромный квадрат с массивными сторожевыми башнями. Построен он был тем же архитектором, что и замок Эсте в Ферраре, так что, выйдя замуж за Франческо, Изабелла д’Эсте поменяла свой замок на точно такой же.

В мантуанском замке есть совершенно необыкновенное помещение — супружеская комната. Каждый дюйм стен и сводчатого потолка покрыт фресками Мантеньи. Над дверью — красиво исполненная надпись. Держат ее порхающие купидоны с крылышками, как у бабочек. Надпись сообщает, что художник расписал комнату в 1474 году. Кстати, именно в этом году в Ферраре родилась Изабелла д’Эсте. Над каминной доской — словно бы даже прямо на ней — непринужденно и ничуть не утратив собственного достоинства расположилась выполненная в натуральную величину группа мужчин и женщин. Мы видим Лодовико, второго маркиза Мантуи, тогда ему было шестьдесят, рядом с ним спокойная и умная жена, немка по происхождению, Барбара Бранденбургская. Супругов окружают дети и придворные. Все они в раззолоченных одеждах из парчи и атласа. Мужчины гладко выбриты, на головах красные головные уборы — береты и константинопольские фески. Они готовы поприветствовать человека, личность которого по сей день так и не установлена. Неизвестный быстро взбирается по ступеням лестницы, где поджидают его молодые мужчины в коротких плиссированных туниках. Они и подведут его к маркизу.

Лодовико сидит в кресле, обитом в итальянском стиле. На нем длинная мантия, отороченная горностаем, и широкий полотняный воротник, похожий на тот, что в более поздний исторический период носили английские пуритане. Под креслом маркиза в тростниковой корзине отдыхает большой старый пес, очевидно, любимец Лодовико. Маркиз, сидя вполоборота, держит письмо и шепчет что-то придворному, который со шляпой в руке склонился к хозяину. Лицо его совершенно бесстрастно, как и положено личному секретарю.

Относительно этой сцены имеются разные толкования. Одна теория состоит в том, что незнакомец — посол, прибывший из герцогства Вюртемберг, чтобы просить руки Барбары Гонзага, в то время девушке было семнадцать лет. Другое предположение: картина изображает примирение Лодовико со старшим сыном Федериго, после того как молодой человек уехал в Неаполь. Хотя теория эта и сомнительна, но интересна как пример интриг, постоянно сопровождавших жизнь в Италии. Рассказывают, когда речь зашла о заключении брака Маргариты из Баварии с Федериго, молодой принц пришел в ужас от внешности и манер баварцев. К тому же он услышал, что Маргарита была низенького роста, толстая и не знала ни слова по-итальянски. Он тут же бросился наутек, а вместе с ним и шестеро человек свиты. По дороге в Неаполь группу ограбили, и они остались без гроша. Так как Федериго скрывался под чужим именем, он не мог ни к кому обратиться за помощью. Он поселился в бедной части города, а когда заболел, шесть его компаньонов стали носильщиками и разнорабочими, лишь бы поддержать своего принца. Вскоре его обнаружили и заставили вернуться домой. Сделано это было благодаря матери принца — Барбаре Бранденбургской. Она разослала по всей Италии запросы о «семи мужчинах из Ломбардии». Остается лишь сказать, что Федериго, в конце концов, женился на Маргарите Баварской. Оказалось, она — приятная молодая блондинка. Мне кажется, вряд ли какая-нибудь семья захотела запечатлеть на стенах супружеской комнаты историю о несговорчивом женихе.

Другая сцена не вызывает таких споров. На ней представлено событие 1472 года: прибытие из Рима Франческо, первого Гонзага, получившего красную шапку. Гордый маркиз Лодовико, облаченный в охотничье платье, выехал поприветствовать сына. Рядом с ним старая собака, та самая, что изображена на другой картине. Другие члены семьи стоят возле двух главных фигур под раскидистым деревом. На заднем плане — дорога, она то исчезает, то снова появляется, устремляясь к сияющему городу. Возможно, это Рим. На картине представлены три поколения маркизов Мантуи: Лодовико, сын его Федериго и внук Франческо. Хотя ребенку здесь всего шесть лет, его можно узнать по густой шевелюре и выпуклому лбу. Его коленопреклоненная фигура в рыцарском облачении есть и на картине «Мадонна Победы». Эксперты разглядели и других персонажей в этой группе, включая автопортрет художника. Есть и другие фрески, включая ту, где изображены знаменитые боевые кони Мантуи и шотландские борзые.

Камера дельи Спози

Камера дельи Спози, Камера пикта (итал.  Camera degli Sposi, Camera picta — «брачный чертог», «расписанная комната» ) — помещение в Палаццо Дукале в Мантуе, расписанное фресками Андреа Мантеньи в 1465—1474 годах и знаменитое благодаря высокому качеству изображений, включающих около 30 портретных фигур, а также умелому использованию перспективных обманок [1] .

Содержание

История создания [ править ]

В 1460 г. Мантенья переселяется в Мантую по приглашению маркиза Лудовико III Гонзага. Маркиз был одним из самых просвещённых тиранов Кватроченто и стремился сделать Мантую центром научной и художественной культуры Италии [2] . При его дворе Мантенья мог жить и работать, пользуясь уважением и славой.

Мантенья (как свидетельствует авторское граффити на откосе окна северной стены) начал свою работу 16 июня 1465 года. Но фактически роспись создавалась позже, после его поездки во Флоренцию и Пизу (1466-67), и полностью была закончена в 1474 году. Возможно, за время работы, которая прерывалась неоднократно, первоначальная программа могла несколько раз меняться из-за пожеланий заказчика.

Комната размером 8 на 8 м находится на втором (парадном) этаже угловой северо-восточной башни замка Св. Георгия, включённого в комплекс построек Палаццо Дукале. Замок в момент росписи комнаты имел целую анфиладу парадных покоев, в которую и была включена эта камера. Из окон открывался вид на Среднее озеро, дамбу и Мост св. Георгия. Возможно, именно этот вид Мантенья запечатлел в своей картине «Успение Марии» (ок. 1464, Прадо), которая находилась в капелле того же замка, также расписанной его фресками (не сохранились).

Название [ править ]

Во времена Мантеньи она называлась просто Камера пикта (Camera picta, «расписанная комната»). Традиционное наименование комнаты впервые появляется только в XVII веке, в сочинении Карло Ридольфи (англ.) о венецианских живописцах. Обычно полагают, что он руководствовался посвятительной надписью над главной дверью, где упоминаются супруги Гонзага — Лудовико и Барбара; но В.Гращенков указывает, что правильнее думать, что он опирался на давние представления о назначении этой комнаты. Из писем маркиза Лодовико Гонзага 1462 и 1474 известно, что помещение служило ему спальней и там стояла кровать. Это значение комната имела и раньше (1457), до того, как Мантенья расписал её. Также в ней устраивали торжественные приёмы, возможно, она поменяла свое назначение из-за желания хозяев демонстрировать её.

Фрески [ править ]

В росписи комнаты Мантенье удалось создать превосходный образец зрительной иллюзии. По словам Б. Р. Виппера, она

. представляет собой одно оптическое целое: в освещении фресок приняты во внимание реальные источники света, линия горизонта находится в полном соответствии с положением наблюдающего зрителя, реальные своды продолжаются в воображаемом пространстве фресок и поддерживаются воображаемыми, написанными пилястрами. <. > Зритель, вступающий под своды Camera degli sposi, испытывает впечатление, как будто стены маленькой комнаты раздвинулись и что между миром реальным и миром изображенным больше нет никаких преград. [2]

Небольшая комната с плоским сводом на распалубках благодаря живописи раздвинулась вширь, так как иллюзионистическая декорация стен и свода наполнила её светом и воздухом. Основываясь на пятах арок (образованных распалубками свода и отмеченных лепными консолями) художник разделил все стены на 12 равных участков. Они разграничены нарисованными «столбами», которые опираются на будто бы мраморный цоколь (90 см), опоясывающий все стены и украшенный тремя рядами медальонов со вставками из цветного мрамора в венецианском вкусе. Эффект сцены усилен тем, что на всех стенах на уровне пят арок изображены металлические стержни, к которым будто бы подвешены тяжёлые кожаные «занавесы» с тиснёным золочёным орнаментом. В пролётах с фигурами занавесы «раздвинуты», а их концы «подвёрнуты» за столбы. На двух других стенах также изображены исключительно реалистичные занавесы, но «заглянуть» за них нельзя [3] . В стенах находятся разные по размерам и высоте рельефные порталы двух дверей, два окна, асимметрично расположенные на северной и восточной стенах, и обрамление ниши большого камина на северной стене.

Ценность фресок Мантеньи заключается не только в превосходном качестве созданной художником иллюзии. Они также представляют собой блестящее решение жанровой, тематической задачи — задачи группового портрета [4] . В многочисленных фигурах фресок представлена обширная семья маркиза, его приближенные и слуги. Сцены из их жизни трактованы с такой непосредственностью и повествовательной конкретностью, что кажутся изображением каких-то реальных событий. Кроме того, фигуры психологически столь тесно связаны между собой, что составляют как бы некое органическое целое [4] .

Рассматривать фрески лучше всего из «зашторенного» угла комнаты, идя взглядом слева направо, от низко расположенной «Встречи» (90 см над уровнем пола) к высоко поднятому «Двору» (250 см), чтобы потом спуститься взглядом по ступенькам, изображённым справа от камина. Художник тонко рассчитал чередование движущихся и неподвижных фигур, мысленных подъёмов и спусков. Небо за спиной фигур зрительно объединяет всю панораму комнаты.

Северная стена [ править ]

На северной стене, над камином, написана «Придворная сцена», изображающая заказчика (в неофициальном наряде) и его жену Барбару Брандербургскую, сидящую в окружении родственников (сыновей с их жёнами и детьми). Группа придворных заполняет остальное пространство изображения — закрытый двор-садик (giardino secreto). К маркизу подходит его секретарь Марсилио Андреаси и, склонившись, что-то ему сообщает. В руках у маркиза развёрнутое письмо. Какую новость приносят Лудовико, неизвестно, выдвигалось много версий, из которых наиболее правдоподобной Гращенков В. Н. считает известие об избрании его второго сына Франческо Гонзага кардиналом (конец 1461 года). Достоверность сцене придают многочисленные детали: у ног Барбары стоит её любимая карлица, а под креслом Лудовико свернулась его собака Рубино [5] . На колени маркизы склонилась её младшая дочь, Паола, держащая в руке яблоко.

Отделка ограды на заднем плане повторяет декор цоколя стен и балюстрады «окна» свода. Низкая точка зрения усиливает монументальность фигур. Две фигуры у самой кромки надкаминного карниза почти вторгаются в реальное пространство комнаты.

Западная стена [ править ]

На западной стене находится так называемая «Сцена встречи». Лудовико Гонзага написан в официальном наряде, встречающим своего сына кардинала Франческо Гонзага (а также, по устарелой версии, императора Фридриха III и короля Кристиана I Датского). Эта стена — наиболее освещенная, и её композиция трактована как уходящая вдаль пейзажная панорама.

В этой фреске видели сцену встречи маркиза с его сыном, новоизбранным кардиналом Франческо (конец 1461), но чаще — их более позднюю встречу (август 1472). В хронике Андреа Скивенолья рассказывается, как кардинал после лечения на водах близ Болоньи вернулся в Мантую со всей своей свитой (куда входил и Мантенья) и был торжественно встречен отцом у города, в местечке Бонданелло. Будучи епископом Мантуи, кардинал должен был присутствовать на закладке новой церкви Сант Андреа по проекту Леона Баттиста Альберти. Маркиз придавал большое значение этому храму, переговоры о нём с папой вел именно кардинал. Существуют и другие версии, насчет того, какое именно событие изображено в этой фреске.

Над дверью написан хоровод путти, которые несут золотую доску с латинской надписью, увековечивающей работу над росписью и прославляющей заказчиков и художников: «Сиятельному Лодовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году».

Южная и восточная стены [ править ]

Южная и восточная стена, а также пролёт с окном на северной стене показаны полностью «прикрытыми» иллюзорными кожаными занавесами, которые имитировали настоящие шторы из кордовской кожи, когда-то украшавшие эти стены и окна. В люнетах над занавесами (украшенными зелеными гирляндами с плодами и эмблемами Гонзага) видно голубое небо.

Camera picta, parete sud.jpg

Camera picta, parete est.jpg

Потолочный плафон [ править ]

Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном, их фон имитирует золотую мозаику. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода. Широкая круглая рама, украшенная гирляндами, небольшое «окно» заметно выделяется в декоре свода. 8 ромбовидных секций свода украшены медальонами в венках с портретами римских императоров, поддерживаемых путти. В 12 распалубках изображены подвиги Геракла и сцены из истории Орфея и Ариона, легендарных музыкантов древности, служителей Аполлона — это ассоциации с гениями хозяина дома, которые могли намекать на его любовь к музыке. Эти «рельефы» all’antica и световой окулюс придают комнате важный оттенок классицизированности по типу древнеримского дома.

Окно окружено сквозной балюстрадой, составленной из тех же декоративных элементов, что цоколь стен внизу. Над ней с точным учетом резких перспективных сокращений «помещена» кадка с карликовым апельсиновым деревом, которая будто грозит обрушиться вниз и своим краем дополнительно опирается на деревянную палку, как бы подставленную в последний момент. Возможно, тут присутствует символика — апельсиновые плоды и цветы с давних пор связаны с браком и плодовитостью. Рядом сидит павлин — символ Геры/Юноны, обозначающий супружеское согласие. По обе стороны балюстрады играют путти, просовывая головы между её колонками: один со стрелой, другой с венком, третий держит яблоко (атрибут Венеры), будто собираясь бросить его вниз. Вместе с ними вниз заглядывают улыбающиеся молодые женщины: какая-то матрона (её ошибочно принимали за портрет маркизы), чернокожая рабыня в пёстрой чалме. С другой стороны кадки с апельсинами — три служанки, одна с распущенными волосами и гребнем (это вестницы наступившего утра). Эффект «раскрытого» потолка усиливает то, что их лица показаны как бы находящимися в тени: этот смелый приём заставляет зрителя думать, что источник света находится над их головами [4] .

Камера дельи Спози

Камера дельи Спози, Камера пикта (итал.  Camera degli Sposi, Camera picta — «брачный чертог», «расписанная комната» ) — помещение в Палаццо Дукале в Мантуе, расписанное фресками Андреа Мантеньи в 1465—1474 годах по заказу маркиза Лудовико III Гонзага   (итал.) русск. , знаменитая благодаря высокому качеству изображений, включающему около 30 портретных фигур и умелому использованию перспективных обманок (потолочный плафон) [1] .

Мантенья (как свидетельствует авторское граффити на откосе окна северной стены) начал свою работу 16 июня 1465 года. Но фактически роспись создавалась позже, после его поездки во Флоренцию и Пизу (1466-67) и полностью была закончена в 1474 году. Возможно, за время работы, которая прерывалась неоднократно, первоначальная программа могла несколько раз меняться из-за пожеланий заказчика.

Комната 8х8 м находится на 2-м (парадном) этаже угловой северо-восточной башни Замка св. Георгия, включенного в комплекс построек Палаццо Дукале. Замок в момент росписи комнаты имел целую анфиладу парадных покоев, в которую и была включена эта Камера. Из окон открывался вид на Среднее озеро, дамбу и Мост св. Георгия. Возможно, именно этот вид Мантенья запечатлел в своей картине «Успение Марии» (ок. 1464, Прадо), которая находилась в капелле того же замка, также расписанной его фресками (не сохранились).

Содержание

Название

Во времена Мантеньи она называлась просто Камера пикта. Традиционное наименование комнаты впервые появляется только в XVII веке, в сочинении Карло Ридольфо о венецианских живописцах. Обычно полагают, что он руководствовался посвятительной надписью над главной дверью, где упоминаются супруги Гонзага — Лудовико и Барбара; но Гращенков указывает, что правильнее думать, что он опирался на давние представления о назначении этой комнаты. Из писем маркиза Лодовико Гонзага 1462 и 1474 известно, что помещение служило ему спальней и там стояла кровать. Это значение комната имела и раньше (1457), до того, как Мантенья расписал ее. Также в ней устраивали торжественные приёмы, возможно, она поменяла свое назначение из-за желания хозяев демонстрировать её.

Фрески

Небольшая комната с плоским сводом на распалубках благодаря живописи раздвинулась вширь, так как иллюзионистическая декорация стен и свода наполнила её светом и воздухом. Основываясь на пятах арок (образованных распалубками свода и отмеченных лепными консолями) художник разделил все стены на 12 равных участков. Они разделены легкими изображенными «столбами», которые опираются на будто бы мраморный цоколь (90 см), опоясывающий все стены и украшенный 3 рядами медальонов со вставками из цветных мраморов в венецианском вкусе. Эффект сцены усилен тем, что на всех стенах на уровне пят арок изображены металлические стержни, к которым будто бы подвешены тяжелые кожаные «занавесы» с тисненым золоченым орнаментом. В пролетах с фигурами занавесы раздвинуты, а их концы «подвернуты» за столбы.

В стенах находятся разные по размерам и высоте рельефные порталы 2 дверей, 2 окна, асимметрично расположенные на северных и восточных стенах, и 1 обрамление ниши большого камина на северной стене. В многочисленных фигурах фресок представлена обширная семья маркиза, его приближенные и слуги. Эти сцены трактованы с такой жизненной непосредственностью и повествовательной конкретностью, что кажутся изображением каких-то реальных событий.

Рассматривать фрески лучше всего из «зашторенного» угла комнаты, идя взглядом слева направо, от низко расположенной «Встречи» (90 см над уровнем пола) к высоко поднятому «Двору» (250 см), чтобы потом спуститься взглядом по ступенькам, изображенным справа от камина. Художник тонко рассчитал чередование движущихся и неподвижных фигур, мысленных подъемов и спусков. Небо за спиной фигур зрительно объединяет всю панораму комнаты.

Северная стена

На северной стене написана Придворная сцена, изображающая заказчика (в неофициальном наряде) и его жену Барбару Брандербургскую, сидящую в окружении родственников, а группа придворных заполняет остальное пространство изображения — закрытый двор-садик (gardino secreto). К маркизу подходит его секретарь Марсилио Андреаси и, склонившись, что-то ему сообщает. В руках у маркиза развернутое письмо. Какую новость приносят Лудовико неизвестно, выдвигалось много версий, из которых наиболее правдоподобной Гращенков В.Н. считает известие об избрании его второго сына Франческо Гонзага кардиналом (конец 1461 года).

Отделка ограды на заднем плане повторяет декор цоколя стен и балюстрады «окна» свода. Низкая точка зрения усиливает монументальность фишур. Две фигуры у самой кромки надкаминного карниза почти вторгаются в реальное пространство комнаты.

Западная стена

На западной стене находится Сцена встречи. Лодовико Гонзага написан в официальном наряде, встречающим своего сына кардинала Франческо Гонзага (а также, по устарелой версии, императора Фридриха III и короля Кристиана I Датского). Эта стена — наиболее освещенная, и её композиция трактована как уходящая вдаль пейзажная панорама.

В этой фреске видели сцену встречи маркиза с его сыном, новоизбранным кардиналом Франческо (конец 1461), но чаще — их более позднюю встречу (август 1472). В хронике Андреа Скивенолья рассказывается, как кардинал после лечения на водах близ Болоньи вернулся в Мантую со всей своей свитой (куда входил и Мантенья) и был торжественно встречен отцом у города, в местечке Бонданелло. Будучи епископом Мантуи, кардинал должен был присутствовать на закладке новой церкви Сант Андреа по проекту Леона Баттиста Альберти. Маркиз придавал большое значение этому храму, переговоры о нем с папой вел именно кардинал. Существуют и другие версии, насчет того, какое именно событие изображено в этой фреске.

Над дверью написан хоровод путти, которые несут золотую доску с латинской надписью, увековечивающей работу над росписью и прославляющей заказчиков и художников: «Сиятельному Лодовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году».

Южная и восточная стены

Южная и восточная стена, а также пролет с окном на северной стене показаны полностью «прикрытыми» иллюзорными кожаными занавесами, которые имитировали настоящие шторы из кордовской кожи, когда-то украшавшие эти стены и окна. В люнетах над занавесами (украшенными зелеными гирляндами с плодами и эмблемами Гонзага) видно голубое небо.

Потолочный плафон

Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном, их фон имитирует золотую мозаику. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода. Широкая круглая рама, украшенная гирляндами, небольшое «окно» заметно выделяется в декоре свода. 8 ромбовидных секций свода украшены медальонами в венках с портретами римских императоров, поддерживаемых путти. В 12 распалубках изображены подвиги Геракла и сцены из истории Орфея и Ариона, легендарных музыкантов древности, служителей Аполлона — это ассоциации с гениями хозяина дома и могло намекать на его любовь к музыке. Эти «рельефы» all’antica и световой окулюс придают комнате важный оттенок классицизированности по типу древнеримского дома.

Окно окружено сквозной балюстрадой, составленной из тех же декоративных элементов, что цоколь стен внизу. Над ней с точным учетом резких перспективных сокращений «помещена» кадка с карликовым апельсиновым деревом, которая будто грозит обрушиться вниз и своим краем дополнительно опирается на деревянную палку, как бы подставленную в последний момент. Возможно, тут присутствует символика — апельсиновые плоды и цветы с давних пор связаны с браком и плодовитостью. Рядом сидит павлин — символ Геры/Юноны, обозначающий супружеское согласие. По обе стороны балюстрады играют путти, просовывая головы между её колонками: один со стрелой, другой с венком, третий держит яблоко (атрибут Венеры), будто собираясь бросить его вниз. Вместе с ними вниз заглядывают улыбающиеся молодые женщины: какая-то матрона (её ошибочно принимали за портрет маркизы), чернокожая рабыня в пестрой чалме. С другой стороны кадки с апельсинами — три служанки, одна с распущенными волосами и гребнем утра (это вестницы наступившего утра).

Читайте также  Красивые европейские женские имена
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector