Капелла палатина в палермо

Капелла палатина в палермо

Палатинская капелла

Встреча разных культур нередко приводит к появлению удивительных архитектурных шедевров. Палатинская капелла – уникальный памятник норманно-арабского стиля, который считается одной из главных достопримечательностей Палермо. Богатый интерьер Cappella Palatina, расположенной в Норманнском дворце, включает невероятно красивые мозаики и уникальный резной фатимидский потолок. В капелле и сегодня ежедневно проходят мессы, а в утренние часы она открыта для туристов.

История Палатинской капеллы

В XII столетии существовала традиция: после благополучного завершения важного дела или осуществления заветной мечты люди, наделенные богатством и властью, строили церкви. Таким образом они выражали благодарность богу за его поддержку. В 1130 году королем Сицилии стал Рожер II, который в тот же год объявил о начале строительства Палатинской капеллы. Король лично руководил мастерами из Византии, которые создавали великолепные мозаики, украсившие купол, триумфальную арку и поперечный неф.

Освящение нового храма состоялось 28 апреля 1140 года. В то время храм представлял собой отдельную постройку. Позже, когда Норманнский дворец стал разрастаться, три стены из четырех оказались скрыты, и сегодня посетители могут увидеть только один фасад, выходящий во внутренний двор Македы.

Богатейшее убранство Палатинской капеллы создавалось постепенно. Отдельные циклы мозаик были выполнены во время правления потомков Рожера II – Вильгельма I Злого и Вильгельма II Доброго. Последние изменения в интерьере были сделаны во время реставрации, в XVIII столетии. Строительством и отделкой занимались латинские, византийские и исламские мастера, поэтому облик Cappella Palatina получился по-настоящему уникальным. Смешение культур подчеркивает и расположенная над входом надпись на трех языках: греческом, латинском и арабском.

Обстановка, достойная королей: интерьер Палатинской капеллы

Храм строился по плану классической трехнефной базилики с тремя апсидами. Размер его невелик: ширина составляет всего 13 метров, а длина – 33 м. Однако каждый сантиметр стен, потолков, купола и пола причудливо декорирован. Пол и нижнюю часть стен украшают инкрустации, выполненные из дорогих камней. Амвон одет в порфир, малахит и золото, а великолепный пасхальный канделябр, подарок архиепископа в честь коронации Вильгельма I, поражает тонкостью работы.

Капелла Норманнского дворца славится своими знаменитыми мозаиками. Купол украшали греческие мастера, создавшие великолепное изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами, ангелами и пророками. Различные элементы интерьера храма украшают мозаики, объединенные в тематические циклы, посвященные:

  • евангельским сюжетам (Рождество, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим);
  • прославленным святым;
  • сценам из Книги Бытия;
  • житиям апостолов Петра и Павла.

Искусно выполненные изображения поражают тонкостью работы и обилием деталей. Каждая складка одежды, волосок, выражение лица прописаны с высочайшим мастерством. Интересно, что наряду с традиционными каноническими изображениями на стенах можно встретить забавные миниатюры, посвященные бытовой жизни.

Одной из главных достопримечательностей Палатинской капеллы в Палермо является великолепный резной потолок, чем-то напоминающий свод Кордуанской мечети. Ячейки-кессоны (мукарны) расписаны уникальными изображениями и надписями. Отделкой потолка занимались мусульманские мастера, однако они не слишком строго придерживались традиций: наряду с птицами, орнаментами и необыкновенными животными они изобразили и человеческие фигуры.

Украшением свода являются и восьмиугольные звезды – ячейки правильной формы, внутри которых мастера поместили затейливый узор, а по периметру – надписи на арабском языке. Так что Палатинская капелла выглядит как причудливая смесь различных культур. Впрочем, в те времена это было достаточно распространено: в Сицилии есть еще один храм с подобным потолком – собор в Монреале.

Крипта Палатинской капеллы

По обе стороны от алтаря можно заметить два входа, ведущие в крипту. Некогда это помещение было личной молельней основателя храма. Позже оно превратилось в погребальную камеру (здесь покоится Вильгельм I Злой, а также испанский король Сицилии Эммануил Филибер Савойский).

Крипта капеллы Норманнского дворца хранит некоторые святыни, например, деревянный крест, перенесенный в ее стены из Палаццо Кьярамонти, а также уникальную византийскую фреску Богородицы с Младенцем, созданную в XII веке. Большую часть ее сокровищ можно назвать музейными экспонатами: они относятся к истории создания и существования Палатинской капеллы.

Стоит упомянуть два интересных факта. Первый: Ги де Мопассан был настолько восхищен капеллой сицилийских королей, что подробно описал ее в «Бродячей жизни». Второй факт наверняка оценят любители шахмат: в храме находится самое древнее в Европе живописное изображение этой игры.

Павловский А.А. Живопись Палатинской капеллы в Палермо, по снимкам . А.Н.Померанцева и Ф.И.Чагина. Спб., 1890. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Экземпляр из меньшей части тиража с автографом автора В.А.Вастену.

Павловский А.А. Живопись Палатинской капеллы в Палермо, по снимкам пенсионеров Императорской Академии художеств А.Н.Померанцева и Ф.И.Чагина. Спб.: Императорская Академия художеств, 1890. [6], IV, 226 с. с ил. 28,4 x 19,8 см. Издание магистерской диссертации автора. Экземпляр из меньшей части тиража, отпечатанной на высококачественной плотной бумаге. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На пустом листе перед титулом автограф автора: «Глубокоуважаемому, дорогому Владимиру Александровичу Вастену на добрую память от автора». В.А.Вастен (1846-1910) -выдающийся русский врач, акушер-гинеколог.

Библиография: Международная книга. 1-341, 16-93, 54-588, 72-542.

Алексей Андреевич Павловский (1856-1913) — историк искусства, выпускник Санкт-Петербургского университета. С 1880 по 1891 г. состоял преподавателем истории в центральном училище технического рисования барона Штиглица, с 1887 г. – приват-доцент Санкт-Петербургского университета. По защите в Киеве магистерской диссертации «Живопись Палатинской капеллы в Палермо» назначен экстраординарным профессором Новороссийского университета. В 1896 году защитил докторскую диссертацию «Скульптура в Аттике до греко-персидских войн».

Монография написана на обширном материале снимков внутреннего художественного убранства капеллы, выполненных на месте А.Н.Померанцевым и Ф.И.Чагиным. Благодаря высокому качеству собранного материала, в настоящей работе на основе снятых копий предпринято первое в своем роде исследование не только содержательных, но и стилевых особенностей византийской живописи. Эти снимки предполагалось издать в виде отдельного атласа, однако впоследствии они были включены в монографию А.А.Павловского в качестве ценного иллюстративного сопровождения.

А.Павловский определяет место Палатинской капеллы в ряду аналогичных памятников той эпохи, детально комментирует все иконографические сюжеты, представленные на стенах памятника. Прослеживаются пути их развития в более поздней византийской живописи, аналоги и прообразы из предшествующих эпох. Проводятся сопоставления мозаик и фресок с декором большого числа других памятников близкого времени или художественного значения, например, мавзолея Галлы Плациди, Сан-Витале, Сан-Марко и некоторых древнерусских храмов. Дается объяснение общей композиции настенных изображений капеллы. Последовательно рассматриваются большие сюжетные группы – ветхозаветные, новозаветные события, деяния апостолов Петра и Павла. Уделено внимание рассказу о стиле и технике мозаик капеллы: особенностям изображения ландшафта и растительности, перспективе и пропорциональности в византийской живописи. Рассмотрен образный ряд, традиции арабской живописи, нашедшие свое воплощение в росписи потолка капеллы. Помещен общий очерк истории Сицилии со времен античности, описывается процесс постепенной эллинизации острова, показано смешение разнородных культурных традиций, плодом которых стала Палатинская капелла.

Большим вкладом в исследование художественного убранства капеллы стала работа известного архитектора Александра Никаноровича Померанцева, который весьма подробно изучил мозаичное покрытие Палатинской капеллы. За свою фундаментальную работу в 1887 году он получил звание академика архитектуры. А.Н.Померанцев изготовил точные чертежи капеллы, снял 172 рисунка-копии с мозаик и составил альбом из 181 рисунка арабской монументальной живописи, украшающей потолок капеллы и сохранившейся в первозданном виде. Эта роспись по-своему уникальна – на ней находятся куфические надписи, растительные орнаменты, птицы, фантастические животные, среди изображений присутствуют и человеческие фигуры, запрещённые мусульманской традицией. Главной идеей росписей и мозаик является наличие особой связи монарха с Богом.

Палатинская капелла — дворцовая часовня сицилийских королей, расположенная на втором этаже Норманнского дворца в Палермо. Это один из важнейших памятников арабо-норманнского стиля. Ее строительство под личным наблюдением первого сицилийского короля Рожера II было завершено в 1140 году. Большую ценность имеют выполненные византийскими мастерами мозаики XII-XV веков. По мнению целого ряда специалистов, иконография капеллы имеет удивительное сходство с собором Мирожского монастыря в Пскове. На Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры, что во всей полноте воплощено в Палатинской капелле. Ги де Мопассан назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум».

Палатинская капелла в Палермо

Палатинская капелла в Палермо

  • View Larger Image

Палатинская капелла (Cappella Palatina) находится в Норманнском дворце в Палермо. Это одна из самых старинных часовен города: в ней сохранились роскошные мозаики, созданные византийскими и сицилийскими мастерами еще в 12 веке.

Капелла размещается не в отдельном здании, а в Норманнском дворце – на втором этаже. В нем с 1947 года по сей день проходят заседания парламента Сицилии, поэтому Палатинская капелла доступна для посещения туристами главным образом с утра до обеда.

История возникновения Палатинской капеллы

С самого основания капелла Палатина служила в качестве личной часовни сицилийских правителей. Ее возведение начал в 1130 году Рожер II (Ruggero II di Sicilia) – король Сицилии.

Через десять лет состоялось освящение капеллы в честь апостола Петра. Точную дату (28 апреля 1140 года) можно увидеть в основании купола.

В том же 12 веке началось создание мозаичных изображений. Для этого были призваны византийские мастера, работавшие над оформлением купола, трансепта и триумфальной арки. Во время царствования Рожера II также был изготовлен резной потолок в арабском стиле.

После смерти Рожера II работа над украшением интерьера продолжилась. Появились мозаики в центральном нефе со сценами из Книги Бытия и в боковых нефах, связанные с житием апостолов Петра и Павла.

Точное создание огромной мозаики, расположенной над королевским местом, неизвестно: одни специалисты относят ее к 12 веку, другие к 13 веку.

В конце 18 века при короле Фердинанде II провели реставрацию капеллы. В это время в апсидах появились новые мозаики: они выделяются на фоне византийских. Кроме того, были изготовлены мозаики, посвященные циклу Бытия, — располагаются в северной части.

С 2015 года Палатинская капелла входит в список ЮНЕСКО и является одной из важнейших достопримечательностей всей Сицилии. На сегодняшний день открыта для всех жалеющих.

Особенности архитектуры

Палатинская капелла не всегда являлась частью Норманнского дворца: изначально она находилась в отдельно стоящем здании. Однако во время реконструкции палаццо она стала его частью.

Капелла Палатина в Палермо

Фото: elesi / Shutterstock.com

Три наружные стены включены в интерьер дворца, а одна выходит во Двор Македы. Это южный фасад, оформленный в виде арочной лоджии в 16 веке. Ряды колонн поддерживают высокие арки.

Лоджия содержит следующие мозаики и реликвии:

  • мозаика 12 века с изображением Рожера II, вручающего певцу Симону папский документ;
  • плита из камня, созданная в 12 веке: свидетельствует об установке Рожером II водяных часов;
  • шесть мозаик, датированных 18 веком: повествуют об истории Давида и Авессалома;
  • мозаики, отображающие факты из истории Сицилии конца 18 века.

Что посмотреть в Палатинской капелле

Палатинская капелла довольно небольшая: в длину достигает 33 метров, а в ширину всего 13 метров. Однако это не умаляет ее красоты – изумительный интерьер со множеством мозаик можно рассматривать бесконечно.

Палатинская капелла в Палермо

Фото: lapas77 / Shutterstock.com

В капелле различают западную часть с королевским местом и восточную, в которой находятся апсиды и пресвитерий. Они завершаются великолепной мозаикой, изображающей фигуру Христа Пантократора.

Королевское место находится на возвышении напротив главного алтаря. Трон богато украшен мозаикой и инкрустирован мрамором. В его оформлении прослеживаются арабские мотивы – растительные и геометрические.

Важные элементы интерьера

Помимо мозаик, в интерьере капеллы стоит обратить внимание на следующее:

  • Колонны, изготовленные из зеленого мрамора и гранитного камня. Они отделяют боковые нефы от центрального. В верхней части украшены капителями коринфского ордера: разделяются высокими стрельчатыми арками.
  • Сталактитовый потолок – еще одно произведение искусства в капелле. Выполнен в арабском стиле и считается одним из самых редких на территории Европы. Его украшают фигуры музыкантов, танцоров, куфические надписи, растительные узоры.
  • Изумительный пол. Декорирован мраморной, порфирной и гранитной инкрустацией с арабскими мотивами. Изготовлен в стиле штучной мозаики и хорошо сохранился с 12 века.
  • Пасхальный канделябр, подаренный архиепископом Гуго Палермским. Содержит композицию, в которой присутствуют фигуры людей, животных и растительные узоры. Поддерживается четырьмя фигурами львов, а на его верху находятся мужские скульптуры.
  • Двери в капеллу, выполненные из бронзы. Украшены изумительным орнаментом, а дверные ручки напоминают львиные головы.

Кроме того, в капелле есть крипта: в нее можно войти с обеих сторон центрального алтаря. Здесь находятся захоронения Вильгельма I Злого и вице-короля Сицилии Эммануила Савойского.

Мозаики

Почти вся верхняя часть капеллы усыпана мозаиками: над колоннами, в апсидах, на западной стороне и боковых нефах. В нижней части стены декорированы мраморными узорами.

Купол

Самыми старинными в часовне являются купольные мозаики. В центральной части находится мозаика с изображением Христоса Пантократора: левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет молящихся.

Капелла Палатина в Палермо

Фото: Boris Stroujko / Shutterstock.com

Вокруг Христа находятся фигуры архангелов Уриила, Рафаила, Гавриила и Михаила, а также восьми ангелов. Изображения подсвечиваются естественным образом через окна, находящиеся в основании купола.

Ниже расположены фигуры пророков – Иоанна Крестителя, Захария, Соломона, Давида. Над их головами есть изображения других восьми пророков. Они держат свитки с цитатами на греческом языке, тогда как четыре евангелиста в угловых частях держат свитки на латинском языке.

Триумфальная арка

На одной стороне триумфальной арки находится мозаика со сценой Благовещения, на другой – сцена Сретения. Они изготовлены также при Рожере II византийскими художниками.

Кроме того, на арке содержатся более поздние изображения 18 века. Это мозаики архангелов Гавриила и Михаила, а также святых пап Григория Великого и Сильвестра.

Апсида

В полукуполе апсиды также можно увидеть изображение Христа Пантократора, которое было создано в период царствования Рожера II. На этой мозаике, в отличие от купольной, Христос держит не закрытое, а открытое Евангелие.

Палатинская капелла в Палермо

Фото: luigi nifosi / Shutterstock.com

Ниже уровнем находится фигура Богородицы, сидящей на троне. Слева от нее размещены апостол Петр и Мария Магдалина, справа можно увидеть изображения Иоанна Крестителя и апостола Иакова. Эти мозаики созданы вместо прежних в 18 веке.

В северной апсиде представлены изображения апостола Андрея, Иосифа с Иисусом, апостола Варнавы и мученика Стефана. В южной апсиде – фигуры апостола Павла, праведной Анны, великомученика Себастьяна, апостола Филиппа.

Главный и боковой нефы

В главном нефе размещены многочисленные мозаики, повествующие о сюжетах из книги Бытия. Считается, что они были созданы при правлении Вильгельма I Злого (Guglielmo I il Malo).

Палатинская капелла в Палермо

Фото: lapas77 / Shutterstock.com

Боковые нефы содержат мозаики, связанные с житием апостолов Петра и Павла. Последние появились во времена Вильгельма II Доброго (Guglielmo il Buono).

Трансепт

Византийские мозаики, берущие начало с 12 века, можно увидеть также в южной части трансепта. Это цикл, связанный с событиями из Евангелия:

  • Рождество Христово;
  • сон Иосифа;
  • бегство в Египет;
  • Крещение Господне;
  • Преображение;
  • Воскрешение Лазаря;
  • Вход Господа в Иерусалим;
  • сошествие Святого Духа на апостолов.

Палатинская капелла в Палермо

Фото: lapas77 / Shutterstock.com

Что касается северной части трансепта, то они не уцелели. Как предполагают специалисты, там содержалось продолжение цикла сцен из Евангелия.

Как добраться до Палатинской капеллы

Палатинская капелла располагается в центре Палермо на Piazza del Parlamento. Вход для туристов находится со стороны площади.

Часовня занимает второй этаж Норманнского дворца (Palazzo dei Normanni). Кстати, помимо самой капеллы, можно увидеть также некоторые залы Норманнского дворца: например, зал Геркулеса и зал Рожера. Однако это зависит от проведения парламентских заседаний.

Часы работы

Капелла Палатина открыта по следующему расписанию:

  • с понедельника по четверг с 8.30 до 14.30;
  • по пятницам с 9.00 до 16.00;
  • по субботам с 8.30 до 16.30;
  • по воскресеньям с 8.30 до 14.30.

Расписание также может меняться в зависимости от проводимых религиозных служб.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год единый билет в Палатинскую капеллу, Королевские сады (Giardini Reali) и на выставку картин в Палаццо Реале (Palazzo Reale) стоит:

  • 13,50 Евро для взрослых;
  • 7 Евро для детей от 14 до 17 лет.

Уточняйте информацию на официальном сайте Палатинской капеллы в Палермо www.cappellapalatinapalermo.it/.

Экскурсии в Палермо

Познакомиться с известными достопримечательностями города или открыть необычные маршруты можно на экскурсии с местными гидами. Они отлично знают Палермо и предлагают уникальные обзорные, авторские, гастрономические и другие интересные программы — большинство проводятся в индивидуальном формате.

Выбрать и забронировать подходящую экскурсию можно онлайн на сайте Tripster.

Палатинская капелла

Палатинская капелла

Шесть коринфских колонн с резными капителями, поддерживающих арки лоджии, и мозаика XVII века – это своеобразный анонс «фильма» под названием Палатинская капелла, посмотреть который предстоит посетителям Норманнского дворца в Палермо.

Шесть коринфских колонн с резными капителями, поддерживающих арки лоджии, и мозаика XVII века – это своеобразный анонс «фильма» под названием Палатинская капелла, посмотреть который предстоит посетителям Норманнского дворца в Палермо.

Палатинская капелла

Кто бы мог подумать, что возведённая почти тысячу лет назад небольшая личная часовня вице-королей Сицилии к XXI веку станет одним важнейших памятников арабо-норманнской архитектуры! Арабские стрельчатые арки, резной потолок, византийские мозаики, гранитные и мраморные колонны, бегущие к алтарю, королевский трон на западной стене… Палатинская капелла не поражает размерами и многоплановым замыслом архитекторов, зато покоряет гармоничным единством целого и частного.

Что представляет собой Палатинская капелла?

Дословно название «Палатинская капелла» с итальянского языка переводится как «дворцовая часовня», коей по существу она была и является до сих пор. Несмотря на то что в наши дни данное помещение в стенах Норманнского дворца является музеем, здесь ежедневно проводятся литургические службы. Вход в музей для гостей организован со стороны площади Независимости, но чёткого графика посещения не имеется. Это объясняется тем, что в 1947 году Палаццо Норманни стал местом заседаний Региональной ассамблеи автономии. В свободное от парламентских заседаний время посетителям позволено осматривать знаменитые залы Рожера и Геркулеса. Поскольку часы работы музея остаются неопределёнными, туристические путеводители рекомендуют посещать бывшую королевскую часовню в первой половине дня.

Палатинская капелла в Норманнском дворце является классической трёхнефной базиликой с тремя апсидами. Поскольку уже на этапе проектирования часовня задумывалась как частное святилище с весьма ограниченным кругом молящихся, она не поражает своими размерами: её длина – 33 метра, а ширина – 13 метров. Правда, и самая популярная в туристических кругах часовня в Ватикане, известная как Сикстинская капелла, не намного просторнее.

palatinskaya-kapella-fasad

Изначально часовня сицилийских правителей была отдельно стоящим сооружением, но неоднократные переоборудования Норманнского дворца привели к её включению в общий состав большого здания. Сразу три из четырёх наружных стен оказались внутри самого дворца. И только южный фасад часовни выходит в большой внутренний Двор Македы. Данный фасад является лоджией XVI века, арки которой поддерживаются пятью гранитными и одной мраморной колонной с резными капителями. Сразу две реликвии XII века находятся здесь, в лоджии. Это мозаика, изображающая Рожера II, который вручает певцу Симону буллу понтифика, и каменная плита в честь установки не сохранившихся водяных часов в 1142 году. Сама же капелла располагается на втором этаже дворца.

Палатинская капелла. Страницы истории

Строительство частной капеллы в стенах официальной резиденции сицилийских правителей было начато в 1130 году. Задумывалась часовня как вотивное святилище (храм, построенный в дар божеству в обмен на исполнение желания или исцеление). Правда, в роли «божества» выступал антипапа Анаклет II, короновавший Рожера II взамен признания над островом папского сюзеренитета. Возведение часовни заняло 10 лет, и в апреле 1140 года она была освящена в честь апостола Петра. В основании купола сохранилась надпись, гласящая, что освящение состоялось 28 апреля. В том же году Рожер IIпередал право на проведение богослужений в Палатинской капелле настоятелю бывшего монастыря бенедиктинцев в Палермо Сан-Джованни-дельи-Эремити, даровав тому епископский сан. Дошедшая до наших дней грамота короля и сегодня хранится в крипте часовни.

Строительные работы проводились под личным чутким руководством Рожера II. При этом правителе острова арабские резчики выполнили характерный для египетских мечетей сталактитовый потолок, а византийские мастера создали мозаики трансепта, купола и триумфальной арки.

Хронология дальнейшего мозаичного оформления Палатинской капеллы пока не установлена. Некоторые исследователи считают, что мозаики в центральном и боковых нефах выполнены в разные времена разными мастерами: сюжеты из Книги Бытия в центральном нефе появились в период царствования Вильгельма IЗлого (1154–1166 года), а малый цикл об апостолах Петре и Павле – при Вильгельме II Добром, правившем в 1166–1189 годах. Другие историки предполагают, что мозаичные циклы во всех нефах появились в 1160–1170 годах и выполнены одними сицилийскими мастерами, поскольку они схожи по композиции и последовательности сюжетов.

Читайте также  Палермо это где

Мозаика на западной стене и королевский трон Палатинской капеллы

Дискуссионным остаётся и вопрос появления мозаичного панно на западной стене часовни. Считается, что манера исполнения мозаики не совпадает с работами в нефах и относится уже к XIII веку и периоду правления Гогенштауфенов. Хотя находятся и учёные, приписывающие картины мастерам XII века. Не подвергается сомнению лишь тот факт, что после восхождения на сицилийский престол арагонцев мозаика и трон под ней были реконструированы. Об окончании восстановительных работ свидетельствует надпись на стенке северного нефа, гласящая, что завершились работы в 1460 году при Хуане II Арагонском. Ну а присутствие на стене имени Филиппа VБурбонского указывает на то, что в XVIII веке Палатинская капелла в Палермо, а именно её западная часть, снова перестраивалась.

К XVIII веку относятся и последние масштабные изменения в часовне. При Фердинанде III был снесён балкон, а на его месте сицилиец Санти Кардини выполнил мозаики из цикла Бытие. Кроме того, мастер создал новые мозаичные панно сразу в трёх апсидах, они контрастируют по манере исполнения с византийскими картинами.

Интерьер Палатинской капеллы в Палермо

Центральный неф Палатинской капеллы

Хотя домашняя часовня сицилийских правителей не поражает своим размахом, её интерьер продуман до мелочей. С обеих сторон боковые нефы отделяются от главного широкого нефа пятью коринфскими колоннами с позолоченными капителями из зелёного мрамора и египетского гранита. Стрельчатые арки, традиционные для арабской архитектуры, не соединяются в один непрерывный ряд, поскольку колонны стоят далеко друг от друга, а их капители не образуют одну горизонталь. Зато чёткая линия настенного карниза над арками препятствует развитию вверх, что приводит к гармоничному равновесию вертикальных и горизонтальных ритмов.

Резной потолок Палатинской капеллы

Редчайшим для Европы является потолок в центральном нефе Палатинской капеллы. Этот резной сталактитовый плафон, привычный египетским и магрибским мечетям, украшают фигуры пирующих, танцоров и музыкантов, олицетворяющих отношение к победе и щедрости, и куфические надписи. Плафоны боковых нефов декорированы не столь замысловато.

Штучная мозаика с арабскими мотивами в стиле косматеско с инкрустацией порфира, гранита и мрамора украшает пол королевской часовни. Красочные мраморные плиты капеллы напоминают вечно цветущий луг, самая красивая часть которого находится между алтарём и нефом. Именно здесь можно увидеть двух львов, охраняющих врата, и двух змей по бокам алтаря. Имеются львы и на бронзовых дверях часовни.

Главное пространство западной стены занимает трон, ширина которого равняется ширине центрального нефа, а высота – высоте колонн. Располагается королевское место напротив алтаря. Украшает его мраморная инкрустация и мозаика в римском стиле.

Амвон и пасхальный канделябр Палатинской капеллы

Пасхальный канделябр и амвон капеллы представляют отдельный интерес. Первый был подарен в честь восхождения на престол Вильгельма I Злого архиепископом Гуго Палермским. В основании канделябра – четыре льва, пожирающие людей и животных. Сама колонна являет собой сложную композицию из людей, растений и животных. Венчают же канделябр три мужские фигуры, поддерживающие подсвечник.

Рядом с пасхальным канделябром располагается поддерживаемый четырьмя колоннами амвон с двумя парапетами. Почти в центре находится первый парапет из красного порфира, окантованный белым мрамором с растительным орнаментом. В качестве подставки для Святого Писания выступает фигура орла, символизирующая Иоанна Богослова. Ближе к апсиде находится второй беломраморный парапет с резным геометрическим орнаментом. Подставкой здесь служит лев – олицетворение евангелиста Марка.

Мозаики Палатинской капеллы

Южная апсида с мозаикой Рождества Христова в Палатинской капелле

Особое внимание в часовне уделено мозаикам: они заполняют свободные места над колоннами, верхний регистр западной стены и боковых нефов, разделяют нефы и покрывают стены апсид. Вероятно, иконография Палатинской капеллы имеет византийские корни.

Христос Пантократор на мозаике купола Палатинской капеллы

Мозаика купола, выполненная при Рожере II, является самой старой в часовне. Её центр – Христос Пантократор, держащий евангелие и благословляющий молящихся. Спасителя в императорском одеянии окружают четыре архангела в царских одеждах и восемь молящихся ангелов. На следующем уровне изображены Соломон, Иоанн Креститель, Давид и Захария, над которыми находятся меньшие по размеру лики ещё восьми пророков.

Центральная апсида в Палатинской капелле

В конхе центральной апсиды вновь располагается Христос Пантократор. Правда, его Евангелие здесь открыто, а в нижнем ряду восседает на троне Богородица, Мария Магдалина и апостолы Пётр, Иаков и Иоанн креститель.

Грех Хама - мозаика в центральном нефе - Палатинская капелла

Главный неф украшает законченный мозаичный цикл на сюжеты из книги Бытия, выполненные при Вильгельме I Злом, а боковые нефы знакомят с деяниями апостолов Петра и Павла. Картины в боковых нефах появились уже при Вильгельме II Добром.

Резные потолки, инкрустации, византийские мозаики и мраморные колонны… По большому счёту, внутреннее убранство Палатинской капеллы напоминает расписную лакированную шкатулку, от одного прикосновения к которой на душе становится тепло и радостно.

Палатинская капелла в Палермо

Палатинская капелла (Capella Palatina) — одна из старейших часовен Палермо, знаковый памятник арабо-норманнского стиля в архитектуре. Была построена в качестве домовой церкви Норманнского дворца (Palazzo dei Normanni) в Палермо и служила местом молитвы для сицилийских королей, а позже — вице-королей. Три ее стены перекрыты дворцовыми постройками, во двор выходит лишь южный фасад, имеющий вид лоджии XVI в. с арками на коринфских колоннах.

История создания

Внутренний двор палаццо Нормани

Палатинская капелла была заложена в 1130 г. указом первого сицилийского короля Рожера II и строилась под его личным руководством следующие десять лет. Над строительством трудились приглашенные в Палермо мастера — арабы и византийцы. Удачное смешение стилей отразило характер и привычки первого сицилийского короля. С детских лет окруженный арабами и греками Рожер, и в зрелом возрасте являл редкий пример веротерпимости и отличной образованности. Качества, которыми не могли похвалиться другие европейские монархи того времени.

План Палатинской капеллы

Полное взаимопонимание заказчика и мастеров имело результатом совершенную архитектуру здания и непревзойденную изысканность внутренней отделки. При Рожере II был сделан редкий для Европы, но привычный для Египта и стран Магриба, резной потолок арабской работы. Также византийские мастера выполнили мозаичное оформление купола, трансепта и главной арки.

Украшение потолка

В дальнейшем отделкой капеллы занимались наследники Рожера II — его сын Вильгельм I и внук Вильгельм II. Большинство исследователей придерживаются мнения, что на этом в работе над капеллой был сделан длительный перерыв вплоть до XV в., когда к власти пришла Арагонская династия. Другие предполагают, что в XIII в. короли из германской династии Гогенштауфен обновляли интерьер часовни. Надпись на стене сообщает о завершении работ при Хуане II Арагонском в 1460 г. В последний раз Палатинская капелла подверглась реконструкции в XVII в. при Филиппе V Бурбоне.

Интерьер

Интерьер капеллы

Палатинская капелла решена архитектурно как базилика из трех нефов, соединенных тремя апсидами, имеет длину 33 м и ширину 13 м. Каждый из боковых нефов отделяется от главного пятью коринфскими колоннами из мрамора и гранита. Каменный пол с богатой инкрустацией выполнен в технике косматеско (римская сборная мозаика) с арабскими мотивами.

Потолок Палатинской капеллы

Потолок украшают фигуры людей и редких животных, запрещенные Шариатом, а также арабская вязь, нехарактерная для христианского храма. Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.

Палатинская капелла - амвон и канделябр

Амвон с двумя разноцветными парапетами и замысловатый пасхальный подсвечник (композиция из фигур львов, мужчин и цветов), подаренный архиепископом Палермо Гуго по случаю коронации Вильгельма I, считаются жемчужинами средневекового искусства.

Мозаики

Росписи в апсидах капеллы

Старейшие из них относятся к 1143 г. и украшают купол капеллы, а также главную арку и трансепт. В центре купола – изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием в левой руке, правая благословляет молящихся. В верхней части купола изображены ангелы и архангелы в парадных одеяниях, в нижней – пророки, возвестившие о появлении Мессии. Золотой фон мозаики, свет, льющийся из окон, пробитых у ног ангелов, призваны наводить прихожан на мысли о красоте и славе Царствия Небесного.

Мозаики трансепта изображают сцены Рождества Христова, Преображения, Крещения и воскрешения Лазаря. В нижнем регистре — Вход Спасителя в Иерусалим, лики отцов церкви и святых великомучеников.

Боковой неф Палатинской капеллы

Второй раз Христов лик встречается в конхе главной апсиды. Здесь его окружают Дева Мария, апостолы и Мария Магдалина. Образ Христа сохранил первозданный вид, остальные элементы мозаики подверглись в XVIII в. неудачной реставрации, нарушившей единство византийского стиля.

С 1154 по 1166 г. местные мастера выполнили в главном нефе цикл мозаик на темы Ветхого Завета (от сотворения мира до лестницы Иакова). В 1166-1189 гг. боковые нефы украсились мозаиками, изображающими сцены из жития святых Петра (северный неф) и Павла (южный неф).

Тронное место в Палатинской капелле

Третье изображение Христа находится над тронным местом. Мозаика выполнена в XV в., но византийская идея о единении и равновесии власти королевской и Божьей, столь близкая королю Рожеру, на Сицилии была еще жива. Сам трон отделан в стиле косматеско и украшен мозаикой с объединенными гербами Сицилии и Арагона.

Интересные факты

Палатинская капелла - Купель

Ги де Мопассан в своем романе «Бродячая жизнь» назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум».

Русский архитектор А.Н.Померанцев был удостоен в 1887 г. звания академика архитектуры за полное исследование капеллы. Его заслуги — точные чертежи, 172 иллюстрации мозаик капеллы и альбом, содержащий 181 изображение знаменитого потолка.

Палатинская капелла является действующей церковью Палермо, здесь ежедневно проводится месса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector