Капелла скровеньи джотто

Капелла скровеньи джотто

Л. П. Петрова. Фрески Джотто в капелле Скровеньи


Год 1300 римский папа Бонифаций VIII объявил юбилейным – 1300 лет от рождества Христова. Развернулось повсеместное строительство новых церквей и капелл. К этому событию было приурочено и строительство капеллы в Падуе. Заказчиком был купец Энрико Скровеньи. Отец его Реджинальдо Скровеньи был ростовщиком и нажил крупное состояние. Ростовщичество считалось в то время греховным занятием, поэтому сын боялся за душу своего покойного отца и торопился принести свои дары властям небесным.

Капелла эта называется также «Капелла дель арена», поскольку построена на месте древнеримского театра. Архитектор фра Джованни выстроил ее в форме параллелепипеда. Стены украсил фресками Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Одна из торцевых стен полностью занята фреской «Страшный суд» (I). Слева помещены праведники, справа – грешники. Внизу слева можно видеть композицию с макетом капеллы (II). Стоя на коленях в пурпурных одеждах (символ покаяния), Энрико Скровеньи предлагает этот макет Деве Марии, находящейся в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Екатерины Александрийской. На своем плече макет держит Альтеградо де Катанеи, богослов, помогавший Джотто в выборе сюжетов.

Сюжет цикла из 37 фресок – житие Девы Марии и Иисуса – взят из «Золотой легенды» Якопо да Вораджине (1228 – 1298), доминиканского монаха, епископа Генуи. «Золотая легенда» в свою очередь основана как на канонических, так и на апокрифических евангелиях, которые хотя и не были узаконены, но имели широчайшее распространение. Протоевангелие Иакова «История Иакова о рождении Марии» написано от имени брата Иисуса — сына Иосифа от первого брака — и повествует о родителях Марии, ее детстве и юности. Двенадцать первых фресок Джотто полностью совпадают с этим протоевангелием, поэтому мы приводим их с текстами из «Истории Иакова о рождении Марии», в то время как остальные фрески – с текстами из канонических евангелий, с соответствующими ссылками.

Все фрески цикла одного размера (200×185). Три из них расположены над алтарем, остальные – на длинных боковых стенах в три ряда, что демонстрирует схема расположения фресок и внутренний вид капеллы.

Семь столетий горели в капелле свечи, семь столетий их копоть покрывала фрески. В 2000 году христианство праздновало свой юбилей – 2000 лет от рождества Христова. В связи с этим событием фрески Джотто были тщательно очищены и отреставрированы первоклассными специалистами. Теперь они сияют красотой и первозданной свежестью, уже восьмое столетие рассказывая языком живописи историю Девы Марии и Иисуса Христа.

В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение и умилостивление Господу».

Наступил великий день господнен, когда сыны Израиля приносили дары свои. И выступил против Иоакима Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». И огорчился Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, и выяснил, что всe праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака.

Фрески капеллы Скровеньи (Арена), Джотто: анализ, интерпретация 3 963 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Фрески капеллы Скровеньи -Джотто ди Бондоне.Считается одними извеличайших картин всех времен.

Содержание Описание • Интерпретация • Дополнительные ресурсы

Описание Картина : Скровеньи (Arena) Часовня Фрески Дата : c.1303-10 Исполнитель : Джотто (1267-1337) Medium : фресковая живопись Жанр : Религиозная история живописи Движение : Прото-ренессанса Расположение : Капелла Скровеньи, Падуя, Италия.

О значении других шедевров см.: Анализ известных картин.

Плакаты ДжоттоИзобразительные плакаты с изображениямиДжотто, например, фрески капеллы Арены , широкодоступны в Интернете.См. Также: Плакат.

Оценка искусстваЧтобы понятьживопись Джотто эпохи Возрождения:см. «Оценка искусства:как ценить искусство».

Фрески капеллы Скровеньи являются величайшим шедевром религиозного искусства Джотто и являются решающим поворотным моментом в живописи до Возрождения 14 века. Проще говоря, он отказался от правил и условностей плоского иератического стиля византийского искусства в пользу большего натурализма как в своих фигурах, так и в рассказах. В результате Джотто (1266-1337) считается не только самым важным художником искусства прото-ренессанса (около 1300-1400), но и оказал наибольшее влияние на художников раннего Возрождения (около 1400-90 гг.).) , такие как Мазаччо (1401-1428), Пьеро делла Франческа (1420-92) и Фра Анджелико (ок. 1400-55). Цикл фресок в капелле Скровеньи вызвал большое восхищение даже у Дуччо ди Буонинсенья (1260-1319), ведущего художника более традиционалистской сиенской школы живописи, и наряду с фресками Сикстинской капеллы он считается одним из самых влиятельных произведений христианства. искусство эпохи Возрождения.

См. Также:Как ценить картины.

Дополнительный анализ капеллы Скровеньи (Арена) Капелла Скровеньи, или Cappella degli Scrovegni – скромное здание, построенное из розового кирпича, – была заказана Энрико дельи Скровеньи как семейная часовня на месте древнеримской арены – поэтому ее иногда называют часовней Арены. Расположенный в Падуе, Венето, Италия, его внутренние стены украшены последовательной серией фресок, иллюстрирующих Жизнь Девы Мариии Жизнь Христа. Живописная тема, написанная приблизительно в 1303-10 годах, – это спасение – возможно, потому, что часовня была предназначена для искупления грехов, накопленных семьей Скровеньи в результате их ростовщичества. Вся западная стена вокруг входа в часовню занимает изображение Джотто. Страшный суд , который включает в себя религиозный портрет самого Энрико. Остальные стены покрыты тремя ярусами фресок: верхний ярус посвящен сценам из Жития Девы Марии (которой посвящена часовня); средний и нижний ярусы изображают сцены из жизни Иисуса; всего 39 сцен.

Натурализм Джотто В отличие от плоского и сильно стилизованного византийского стиля фресок, практикуемого другими итальянскими художниками треченто , фрески Джотто в часовне Арены иллюстрируют его натуралистический подход к искусству, основанный на личном опыте и наблюдениях.

Византийские картины основывались на фиксированных атрибутах: члены Святого Семейства всегда рисовались крупнее святых и других людей; фигуры обычно располагались в соответствии с требованиями повествования, а не правилами перспективы; характеристика была минимальной, на нее ссылались путем использования определенных цветовых пигментов , личных атрибутов или других установленных характеристик; Короче говоря, изобразительные символы были помещены в жесткой, обычных позах, и окрашены в соответствии с жестким значком -подобных формулы.

Религиозные картины Джотто – в определенной степени под влиянием Чимабуэ (1240–1302) – были совершенно другими. В его фигурах была жизнь. Они больше походили на реальных людей, с естественными лицами, испытывающими настоящие эмоции. Персонажам было предоставлено пространство для движения, а также позы из реальной жизни, и они были размещены в гораздо большей степени в соответствии с основными правилами перспективы.. Их скульптурные тела были гораздо более трехмерными и облачены в одежду, которая естественно висела и, казалось, имела надлежащую форму и вес. В результате мы получили гораздо более симпатичную и реалистичную иллюстрацию Библии. В то же время он очень постарался обеспечить максимальную ясность. В конце концов, картинки должны были быть удобными для чтения. Поэтому он очень тщательно выбирает отдельные сцены. У каждого человека в этой истории есть причина; каждый жест важен.

Капелла Джотто

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе (итал. Cappella degli Scrovegni ) — небольшая церковь в Италии, Венето, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.

Содержание

Церковь

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал. Santa Maria della Carità ). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и используя в качестве фундамента остатки древнеримского театра.

Донатор

Энрико Скровеньи, на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некого Манфредо Далесманини. Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку [1] .

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75).

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы [2] причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость — фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах.

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни [3] или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане — прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде — трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи — глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи — все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи [4] . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи [5] . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьезные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьезно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства [6] . Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения [7] .

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства». [8]

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приемы: вместо четких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы [9] . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне [10] .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто [11] , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Страшный суд

Джотто ди Бондоне. Страшный суд

В северной части Италии, между Венецией и Вероной, располагается древний и прекрасный город Падуя, университетский центр, который часто называют «городом святых и учёных». Его украшают здание Падуанского университета, похожее на небольшую ренессансную крепость, и две гигантских базилики – Сан-Антонио и Санта-Джустина. Но всё же не они, а маленькая и скромная снаружи Капелла Скровеньи является главной достопримечательностью Падуи, ведь её внутреннее пространство расписал Джотто – великий реформатор итальянской живописи, и вот уже 7 веков паломников и туристов изумляют ярко-синий потолок и три яруса замечательных фресок, посвященных родословию и жизни Девы Мари и Иисуса Христа.

Сцены из жития святых Иоакима и Анны, «Свадебный кортеж Девы Марии», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» и многие другие известнейшие работы – всего 37 фресок расположил Джотто в три яруса, идущие вдоль стен. А вот 38-я, самая большая фреска занимает целую стену. Её видишь, когда покидаешь храм. Она называется – разумеется! – «Страшный суд» ( смотрите общий вид и детали фрески ).

В центре, в овальном обрамлении, поддерживаемом ангелами, восседает Иисус во всё своём великолепии. Слева и справа в одном ряду с Ним, каждый на отдельном троне, сидят апостолы (самый роскошный трон принадлежит апостолу Петру). Выше них – рать ангелов, стройные ряды небесного воинства. Интереснее всего две отдельных ангельских фигурки под самым сводом. Они возвещают об обретении Нового Иерусалима и как бы заворачивают края холста или пергамента, подчеркивая иллюзорный характер происходящего. Интерпретировать это можно двояко. Либо же все земные преставления иллюзорны перед высшей небесной реальностью. Либо Джотто намекает нам, что всё написанное им на стене Капеллы Скровеньи, при всей натуралистичности, – всего лишь искусство.

Ниже Христа изображён крест, который одновременно выступает разделительной линией между раем и адом. В раю, среди святых, праведников, королей и прочей светской и церковной знати Джотто помещает и себя самого, изображенного в профиль, в узнаваемой шляпе художника.

Внизу фрески, над самым входом, мы видим коленопреклонённую фигуру Энрико Скровеньи. Именно он заказал построить Капеллу дель Арена, чтобы вымолить у Бога прощение для своего отца-ростовщика. В средние века ростовщичество приравнивалось смертным грехам, и даже Данте в «Божественной комедии» помещает Скровеньи-отца в седьмой круг ада. На фреске Джотто Энрико Скровеньин преподносит макет капеллы Деве Марии, Иоанну и св.Екатерине.

Важным выразительным средством у Джотто, как и во всей средневековой эстетике, основанной на идее иерархичности, являются размеры и пропорции. Самой крупной, разумеется, написана фигура Христа. Далее персонажи ранжируются по степени близости к Богу: апостолы и ангелы – крупнее, простые смертные в «райской» половине – меньше, а фигурки грешников в аду, окружающие обезьяноподобного Сатану, – совсем маленькие, ничтожные. Они падают, подвергаются насилию и пожираются четырьмя языками пламени.

Известно, что Джотто, подгоняемый заказчиком, работал над Капеллой Скровеньи в большой спешке. Предполагают, что «Страшный суд» мог писаться до оформления основной части капеллы (и поэтому-де макет Энрике несколько отличается от того облика, который капелла приобрела в законченном виде), а большую часть работ по рисункам Джотто осуществили его ученики.

Мнения об этой фреске Джотто различны. Одни берутся утверждать, что работа лишена присущей Джотто экспресии, а её композиция – чёткости. Другие, напротив, полагают, что из всех изображений Страшного суда именно работа Джотто по силе производимого впечатления сопоставима с фресками Микеланджело, созданными 200 лет спустя для Сикстинской капеллы.

Капела Скровеньи. Фрески Джотто

Сегодня поделюсь впечатлением от посещения уникальной капеллы Скровеньи в Падуе.Знаменита капелла циклом фресок ДЖОТТО(1266-1337) -уникального мастера той эпохи.Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.Это главное произведение художника. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг.»

Павел Муратов: «Работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства»

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал. Santa Maria della Carit;). Она была заложена в 1300 г.

Название капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра.

Энрико Скровеньи, на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини.

Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» . Занимался ростовщичеством и сам Энрико — папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех.

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи.

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной — для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко.

Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Только в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления.

Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами .Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места.

Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением.Джотто работал над фресками с 1302-1305г,ему помогали 40 мастеров.

Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы.

Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы.

Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Свою работу Джотто завершил в совсем молодом возрасте, когда ему не было еще и сорока, но созданный им шедевр считается во всем мире сравнимым только с расписанной кистью Микеланджело Сикстинской Капеллой (Cappella Sistina) в Риме

ВАЗАРИ О ДЖОТТО.

Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому, именно тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших её сторон, всегда стремятся воспроизвести её и ей подражать, ибо с тех пор, как приёмы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рождён среди художников неумелых, милостью Божьей воскресил её, сбившуюся с правильного пути, и придал ей такую форму, что её уже можно было назвать хорошей.

И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни.

Достаточно того, что все эти произведения в целом принесли Джотто славу величайшую за прекрасные фигуры и за стройность, пропорциональность, живость и лёгкость, чем он обладал от природы, и что сильно приумножил при помощи науки и сумел ясно во всем показать.

А так как помимо того, чем Джотто обладал от природы, он был и весьма прилежным и постоянно задумывал и почерпал в природе что-либо новое, он и заслужил то, чтобы быть названным учеником природы, а не других учителей.

Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева — правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне — матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Читайте также  Какие есть богини
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector