Караваджо картины барокко

Караваджо картины барокко

Творчество Караваджо

Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.

Караваджо Гадалка
Гадалка
1596, Музей Лувр, Париж
Караваджо Шулеры
Шулеры
1596, Музей Кимбелла, Форт Уорт
Караваджо Блаженство святого Франциска
Блаженство святого Франциска
1595, Уодсуорт Атэнеум, Хартфорд

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. Биографы рисуют его человеком бурного неуживчивого характера, неистового темперамента, необычайно упорным в достижении поставленной цели. Всю жизнь сохранял он верность своим убеждениям и внутреннюю независимость. Караваджо был художником огромной творческой смелости. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем. Первые годы жизни художника в Риме, куда он прибыл около 1590 года, были суровыми. Для заработка он писал цветы и фрукты на картинах других художников, а затем стал самостоятельно создавать своеобразные жанровые сцены и натюрморты. Изображая уличных мальчишек, посетителей кабачков, корзины с фруктами, он одним из первых утвердил право на существование этих жанров. Главное в произведениях Караваджо – не повествование, но характерный типаж.

К числу таких картин относится «Юноша с лютней» (около 1595, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного. Караваджо утверждает превосходство непосредственного воспроизведения жизни. Болезненному изяществу еще распространенного маньеризма и патетике развивающегося барокко он противопоставляет простоту и естественность повседневного. Обобщая формы, выявляя существенное, он наделяет значительностью и монументальностью самые простые предметы. Композиции Караваджо со срезанными по пояс фигурами точно построены, в них есть строгая закономерность, целостность, замкнутость, сближающие Караваджо с мастерами Возрождения. Это придает монументальность и значительность не только его бытовым, но и религиозным сценам, таким, например, как «Неверие Фомы» (около 1603, Флоренция, Уффици; вариант – Потсдам, картинная галерея Сан-Суси).

Удивительная конкретность и материальность форм отличают заказные религиозные произведения художника, принесшие ему скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. Смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем. Он находит своих героев среди рыбаков, ремесленников, солдат – людей цельных, наделенных силой характера. Резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность.

Как жанровая сцена решена композиция «Призвание апостола Матфея» (1599–1600, Рим, капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези, где изображены двое юношей в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время как третий юноша, не поднимая головы, продолжает подсчитывать деньги. Яркий луч света, проникнув в открытую дверь, вырывает из мрака комнаты живые, острохарактерные фигуры. Светотеневое решение способствует не только выявлению объемов форм, но ж усиливает драматическую действенность, эмоциональность изображения.

Крепкими, полнокровными людьми предстают в произведениях Караваджо святые и великомученики: простодушный грубоватый Матфей, суровые, вдохновенные Петр и Павел. Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. Большая часть композиции «Обращение Павла» (1600–1601, Рим, церковь Санта-Мария дель Пополо) занята изображением копя, под копытами которого видна озаренная ярким светом фигура распростертого молодого Павла, представленного в необычайно сложном ракурсе. Используя оптические эффекты, художник добивается монументальности и силы общего решения.

В поздних работах Караваджо усиливается драматизм мировосприятия и вместе с тем проявляется еще большее тяготение к монументализации. Единство и напряженность действия, настроения, законченность и неповторимость композиционных построений, поразительная мощь светотеневой моделировки сообщают им характер реальных сцен, полных больших чувств и мыслей. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В картине «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Они грубоваты и сдержанны в своих чувствах, но движение каждого отмечено особой собранностью. И только воздетые в патетическом порыве отчаяния руки Марии оттеняют суровую скорбь остальных персонажей, составляя контраст с давящей тяжестью безжизненного тела Христа. Могильная плита, у края которой остановились несущие тело, подчеркивает статуарность, монолитность всей группы, уподобленной своеобразному монументу. Точка зрения снизу усиливает впечатление величественности.

Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «Успение Марии» (1605–1606, Париж, Лувр), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены в позах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей. Все здесь подчинено выражению горестного сознания трагичности жизни, неизбежности ее конца. По существу, это образы мужественных людей из народа, наделенные глубиной восприятия, значительностью и вместе с тем непосредственностью выражения сложных душевных движений. Острота наблюдений в характеристике каждого персонажа соединяется с монументальной лаконичностью и трагическим величием.

Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую Караваджо сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Вспыльчивый нрав Караваджо и постоянные столкновения с окружающими усугубляли жизненные трудности. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима. Последние годы его жизни прошли в скитаниях.

Воздействие творчества Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов. Но еще значительнее было его влияние за рубежами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.

Барокко: буйство красок и пылкость чувств

Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.

Происхождение стиля и названия

Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?

К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью. При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…

Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.

Черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Особенности барокко

Динамичные композиции стиля барокко противостоят четким правилам классицизма и рационализма. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, драматизм и колоссальность.

Бернини «Экстаз святой Терезы»

В этот период особенно ярко проявляется синтез искусств — слияние их различных видов: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства — в едином ансамбле.

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета.

В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.

Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.

Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604)

_

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство»

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины»

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Рубенс «Самсон и Далила»

Рубенс «Калидонская охота»

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт «Блудный сын в таверне»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Рембрандт «Ночной дозор»

Скульптура. Великий Бернини

Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.

Караваджо: очень плохой мальчик

В Москву привезут 11 работ Караваджо – гения и бунтаря, легендарного художника барокко, оказавшего колоссальное влияние на все дальнейшее развитие искусства. 10 увлекательных фактов о Караваджо – в обзоре «Вашего досуга».

Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.

Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.

В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».

Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского. Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.

За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.

Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет . Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации.

Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов.

Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.

Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.

От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки. Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.

Взрывной характер Караваджо

Азартные игры, пьянство, драки, убийство и — гениальные картины, рождавшиеся из-под его пера: 450 лет назад родился великий итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко — Караваджо.

Караваджо. Амур-победитель (1601-1602)

Караваджо. «Амур-победитель» (1601-1602)

Иные его картины шокируют своей жестокостью, другие — пленяют нежностью и изяществом. Но есть у всех этих творений и нечто общее — необычайно реалистичное изображение человеческих тел и удивительная, несравненная игра света и тени. Великий итальянец Караваджо, ставший основателем реализма в живописи и одним из крупнейших мастеров барокко, не только совершил революцию в европейской живописи XVII века, но и оказал огромное влияние на многие поколения художников, творивших после него. Весь мир отмечает сейчас 450-летие мастера, чьи произведения украшают лучшие музеи и художественные галереи Рима, Флоренции и Неаполя, Нью-Йорка и Кливленда, Парижа и Мадрида, Вены и Берлина — и человека, чья жизнь и смерть до сих пор окутаны тайной.

Путь в Вечный город

Микеланджело Меризи да Караваджо появился на свет 29 сентября 1571 года в Милане, но вырос на родине матери — в расположенном в Ломбардии небольшом городке Караваджо. Согласно распространенному в ту эпоху в Италии обычаю, получавшему известность художнику давали прозвище, связанное с местом его рождения. А поскольку Меризи с ранних лет жил в Караваджо, именно так живописца и стали величать, когда его творчество начало обретать популярность.

Оттавио Леони. Портрет Караваджо (1621)

Оттавио Леони. Портрет Караваджо (1621)

Мать рано заметила дарование тяготевшего к рисованию сына и вовремя поняла, что Микеланджело не пойдет по стопам отца и не станет учиться на зодчего. Поэтому в 1584 году она отвезла его в Милан, где отдала на обучение в мастерскую авторитетного художника Симоне Петерцано, считавшегося учеником Тициана. У него и был заложен крепкий фундамент для профессионального роста. А в 1592 году не лишенный честолюбия юноша отправляется в Рим. Именно в Вечном городе он провел лучшие годы своей творческой жизни, выработал собственный художественный стиль и нашел покровителей. Большинство творений Караваджо по сей день находится в итальянской столице.

Полюбоваться в Риме шедеврами кисти Караваджо можно отнюдь не только в музеях. Так, интерьер расположенной на одноименной площади церкви ордена августинцев Санта-Мария-дель-Пополо украшают его картины «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра». А в художественной галерее Палаццо Барберини можно увидеть его знаменитое произведение «Юдифь, убивающая Олофрена». В Риме Караваджо создал и очаровательного хитроумного «Амура-победителя» (на титульном фото), больше похожего на хулигана, нежели на божество. В 1812 году эту картину купил король Пруссии Фридрих Вильгельм III. Сейчас она входит в собрание Берлинской картинной галереи и является одним из главных ее экспонатов.

Игра со светом и тенью, связь божественного и мирского

«Караваджо привносит в сакральное искусство реализм, разрушающий его каноны», — пишет римский публицист Коррадо Ауджиас в своей книге «Секреты Рима». Отличительная черта стиля Караваджо — кьяроскуро (от итальянского «chiaroscuro» — светотень), то еть резкое противопоставление света и тени. А еще для полотен Караваджо характерно то, что на них стираются границы между божественным и мирским. Многими современниками художника это воспринималось как провокация.

Читайте также  Греческая кухня мусака

Караваджо. Вакх (ок. 1597)

Караваджо. «Вакх» (ок. 1597)

В Риме никому не известному Караваджо приходится нелегко. Чтобы удержаться на плаву, он вынужден трудиться очень много и быстро. В мастерской художника Джузеппе Чезаре, к которому Меризи поступает на службу, он рисует главным образом натюрморты — фрукты и цветы. И это ему очень пригодилось: со временем его стали приглашать в богатые дома и даже дворцы — украшать интерьеры.

Одним из первых меценатов молодого Караваджо стал кардинал Франческо дель Монте, во дворце которого часто устраивались праздники. Он не только заказывал художнику картины, но и поселил его у себя в палаццо, что позволило Меризи также обзавестись массой новых знакомств.

Музицирующие отроки и натурщики с ликом святых

В этот период Караваджо пишет один за другим портреты музицирующих юношей — не в последнюю очередь потому, что Франческо дель Монте испытывал огромную слабость к музыке и… тяготел к мужчинам. Так, кардинал поручил своему протеже написать отрока с лютней — главным сольным инструментом того времени. Картина «Лютнист» стала одной из первых работ Караваджо с четким выделением освещенного и значимого на фоне темного и несущественного.

Благодаря Франческо дель Монте Караваджо начинает получать и крупные заказы. «Мученичество святого Матфея» — эта драматичная картина, написанная им в 1599-1602 годах и вошедшая в цикл, посвященный житию святого Матфея, украсила капеллу Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези и стала одной из первых многофигурных композиций Караваджо. Причем изображаемые художником святые — фактически люди из народа. Ибо своих натурщиков он находит среди знакомых или на улице: это простые поденщики, проститутки, попрошайки.

Непредумышленное убийство и бегство из Рима

Со временем талант Караваджо становится столь почитаемым, что наличие в доме его картин воспринимается как показатель статуса хозяина. Каждый, кто приезжает в Рим, заказывает Караваджо, цена не имеет значения. Порой его картины критикуют как слишком вульгарные. Духовенство раздражает, что он пишет Христа с нищего и что моделью для образа Девы Марии ему послужила проститутка. Караваджо это мало волнует.

Караваджо. Призвание апостола Матфея (ок. 1600)

Караваджо. «Призвание апостола Матфея» (ок. 1600)

Став востребованным, он ведет распутный образ жизни, иногда на несколько недель прекращает работу, проигрывает заработанные деньги в тавернах, предается низменным удовольствиям. Доходит до того, что Караваджо перестает платить за жилье, оскорбляет тех, кто делает ему замечания, а когда сильно раздражается, тут же пускает в ход кулаки и нередко даже хватается за нож или топор.

Взрывной характер художника и его бесконечные потасовки достигли апогея 29 мая 1606 года, когда он сгоряча совершает непредумышленное убийство. Жертвой Караваджо становится его бывший друг Рануччо Томассони. После произошедшей трагедии Караваджо не оставалось ничего другого, как бежать — сначала на Сицилию, где он сразу стал получать заказы от знати, а затем на Мальту, где Меризи создает монументальное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя», после чего попадает в тюрьму из-за драки. Ему удается бежать, вернуться на Сицилию, а чуть позже — перебраться в Неаполь. И несмотря на все передряги, он продолжает творить. В тот период Караваджо писал картины практически без перерыва, словно это был его жизненный эликсир.

Помилование пришло слишком поздно

Караваджо жаждет одного: вернуться в Рим. Тем более что художник узнает о переговорах, которые неравнодушный к его творчеству кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V о помиловании гениального смутьяна. Меризи, вне себя от радостного известия, решает перебраться поближе к Риму. Но по пути в Вечный город лихорадка и истощение заставляют его остановиться в больнице Порто-Эрколе на тосканском побережье, где он умирает 18 июля 1610 года — не дождавшись помилования папы, которое было объявлено совсем немного времени спустя. Ему было всего 38 лет.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Прощальный дворец

Предполагается, что «Дама с горностаем» была написана Леонардо да Винчи в 1489-1490 годах. Изображенной на ней Чечилии Галлерани тогда едва исполнилось 17 лет. Она была любовницей миланского герцога Лодовико Сфорцы, который и заказал художнику ее портрет. Потом герцог расстался с Чечилией, которая родила ему сына. На прощанье он подарил ей дворец, заново обставив и украсив его.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Золотой дождь на куртизанку

Сюжет известен: Зевс, пленившийся красотой Данаи, которую отец держал взаперти, проник к ней в виде золотого дождя. Позже она родила ему сына. Тициан написал не одну «Данаю». Эта (1545-46 гг.) примечательна легкомысленностью сюжета. Дело в том, что на картине, написанной по заказу кардинала Фарнезе, Тициан изобразил его любовницу-куртизанку, на которую и падает золотой дождь.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Старуха вместо Купидона

Сравните с другой «Данаей» Тициана, написанной в 1553 году. Модель — та же, но вместо бога любви Купидона — старуха-служанка. Которая, кстати говоря, жадно собирает золото в передник.

Герои шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Любимая булочница

«La Fornarina» — «Булочница» (fornaio по-итальянски — «булочник», «пекарь»). Так назвал эту картину Рафаэль. На ней — полулегендарная возлюбленная художника, дочь пекаря Маргерита Лути. Когда Рафаэля не стало, она ушла в монастырь. Возможно, именно с нее писал художник и свою знаменитую «Сикстинскую мадонну».

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Грязные пятки паломников

«Мадонну ди Лорето» (1604-06 гг.) чаще называют «Мадонной паломников». На картине изображены крестьяне-паломники, которым явилась Мария с младенцем Иисусом. Картина Караваджо спровоцировала скандал: натурщицей была римская проститутка, а Иисус — это ее незаконный двухлетний сын (не случайно он такой большой). Но больше всего возмутили критиков. грязные пятки паломников.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Целомудренный Веласкес

«Венера перед зеркалом»: этот классический сюжет для испанца Веласкеса уникален. Инквизиция запрещала изображать обнаженное женское тело, и Веласкес написал картину во время поездки в Италию в 1647-1651 годах. Моделью была его итальянская подруга. Художник целомудренно изобразил ее спиной к нам, а в зеркале, которое держит Амур, должно было бы отражаться совсем не лицо Венеры.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Золотая Адель

Адель Блох-Бауэр, дочь венского банкира и супруга сахарного фабриканта, который был намного старше ее, считалась роковой женщиной. Очаровала она и художника Густава Климта, который (благодаря финансовой поддержке Адели и ее мужа!) смог выработать свой неповторимый стиль.»Золотая Адель» 1907 года — один из многочисленных ее портретов кисти Климта.

Героини шедевров

Героини шедевров: чьи портреты писали знаменитые художники

Идеал красоты

«Дневные грёзы»: так назвал этот портрет 1880 года английский художник Данте Габриэль Россетти. Изображенная на нем Джейн Моррис, тайная подруга Россетти, — его идеал красоты. Она выросла в бедной семье, была малообразованной, но позже стала брать частные уроки, выучила несколько языков и вошла в высшее общество. Вероятно, именно Джейн стала прообразом героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Школьная Энциклопедия

Он создал свой собственный художественный стиль – караваджизм; в своих картинах и в жизни отличался необыкновенной энергией. Не имея учителей в живописи, стал величайшим художником своего времени.

Итальянский художник Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610) стал просто Караваджопо месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Так было с Веронезе, Корреджо и другими итальянскими художниками того времени, которые получали прозвище по месту своего рождения.

Жизненный путь художника

Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)

Караваджо был простым каменщиком. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Возможно, поэтому Караваджо имел достаточно влиятельных покровителей, первыми из которых были герцог и герцогиня Колонна. Коло́нна, римский род – древняя итальянская фамилия. Род существует до сих пор. А покровители Караваджо были очень нужны, т.к. он отличался буйным темпераментом, вспыльчивым характером, его жизнь постоянно омрачалась скандалами, драками и тюремными заключениями. В 1591 г. он вынужден был бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Сначала Караваджо отправился в Венецию, затем в Рим, потом снова была тюрьма – и так, в постоянных переменах обстоятельств, места жительства протекала вся его жизнь. При этом он много работал, получал заказы от влиятельных лиц того времени, знакомился при разных обстоятельствах с выдающимися личностями своего времени: в мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим; в тюрьме Тор ди Нона, куда он попал после очередной драки, происходит его встреча с Джордано Бруно; осенью 1594 г. он начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама и встречается здесь с итальянским физиком, механиком, астрономом, философом и математиком, оказавший значительное влияние на науку своего времени – Галилеем; итальянским философом и писателем, одним из первых представителей утопического социализма – Кампанеллой; итальянским архитектором и скульптором Джакомо делла Порта, поэтами Марино и Милези.
В 1606 г. спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна.
В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. 31 июля 1610 г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Творчество Караваджо

Первые миланские работы Караваджо не сохранились. А первой сохранившейся до наших дней картиной было полотно «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Существует два варианта этой картины – 1592 и 1593 гг.

Караваджо «Мальчик, чистящий фрукт» (1592)

Вскоре Караваджо создаёт многофигурные картины: «Шулеры», «Гадалка».

Караваджо «Шулеры» (1594)

Караваджо «Музыканты» (1595). Холст, масло. 92х118,5 см. Метрополитен-музей. Нью-Йорк (США)

Картина была создана для украшения кабинета одного из первых меценатов молодого Караваджо, кардинала Франческо дель Монте.
Музыканты готовятся к репетиции. Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Эта картина существует в трёх вариантах. Один из них находится в Эрмитаже.

Караваджо «Лютнист» (ок. 1596). Холст, масло. 94х119 см. Эрмитаж (Петербург)

Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом.
На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради.

Караваджизм

Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины).
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.

Картины на библейские сюжеты

Картины на библейские сюжеты принесли Караваджо подлинную славу, хотя некоторые из них отвергались духовенством.

Караваджо «Отдых на пути в Египет» (ок. 1597). Холст, масло. 133,5х166,5 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Святое семейство утомилось на пути в Египет – Дева Мария и младенец уснули под музыку ангела, а Иосиф держит ноты. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Скромный пейзаж дополняет картину, но это, скорее, милый сердцу художника ломбардский пейзаж, а не ближневосточный.
На библейскую тему написаны картины «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.

Караваджо «Призвание апостола Матфея». Холст, масло. 322х340 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».
Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.

Караваджо «Положение во гроб» (1603)

Изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю, поэтому его картины на библейские сюжеты не требовали дополнительного толкования, что создало огромную популярность его картинам, хотя церковники некоторые из этих картин не принимали, например, картину «Положение во гроб» и др.

Караваджо «Неверие апостола Фомы». Холст, масло. 107х146 см. Сан-Суси (Потсдам, Германия)

Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Апостол Фома не присутствовал при явлениях Христа после воскресения и выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников. Он заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил эту возможность и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал.
Фигура Христа в левой части картины хорошо освещена светом, падающим на правую часть Его тела, и фокусируется на Его открытой груди с зияющей раной. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

Караваджо «Поцелуй Иуды». Холст, масло. !33х169 см. Национальная галерея Ирландии (Дублин)

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
Все лица персонажей ярко освещены. Иисус, знавший о предающем Его, как бы старается уклониться от предательского поцелуя, но в то же время принимает его как неизбежность. Рука стражника уже занесена, чтобы взять преданного Иудой.

Автопортреты

Автопортреты Караваджо довольно необычны. Он изображает себя в качестве персонажей своих картин. Вот несколько примеров.

Караваджо «Больной Вакх» (1593). Полотно, масло. 67х53 см. Галерея Боргезе (Рим)

В 1593 г. художник заболел римской лихорадкой (малярия) и 6 месяцев находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет.
На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком.

На картине «Мученичество апостола Матфея» собственное изображение художник поместил в глубине слева.

Капаваджо «Мученичество апостола Матфея» (ок. 1600). Холст, масло. 323х343 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

На картине «Давид с головой Голиафа» его автопортретом является отсечённая голова Голиафа.

Караваджо «Давид с головой Голиафа» (ок. 1610). Холст, масло. 125х101 см. Галерея Боргезе (Рим)

Кисти Караваджо принадлежат также немногочисленные натюрморты и портретные изображения.

Караваджо и Караваджизм

Об известных караваджистах, и родоначальнике данного стиля.

Положение во гроб. Караваджо. Положение во гроб Давид с головой Голиафа. Караваджо. Давид с головой Голиафа Экстаз святого Франциска. Караваджо. Экстаз святого Франциска Караваджо. Больной Вакх. Больной Вакх

Караваджизм

Термин Караваджизм описывает метод живописи с применением тенебризма и вниманием к светотени, который знаменитый итальянский художник-маньерист Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) использовал в религиозных и жанровых картинах, натюрмортах. Впоследствии метод получил широкое распространение в Италии и по всей Европе благодаря художественным навыкам и авторитету живописца.

Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.

Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.

Характеристики

В отличие от не менее известного современника Аннибале Карраччи (1540–1609), Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом. Моделями даже для религиозных произведений мастеру служили мужчины и женщины, которых Караваджо находил буквально на улице и рисовал без каких-либо подготовительных эскизов.

Не всем заказчикам и покровителям пришлось по вкусу столь вульгарное отношение к созданию работ на религиозную тематику, что приводило к отказам от финальных версий произведений. Однако такие композиции пользовались спросом у кардиналов и богатых дворян.

Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.

Пример использования тенебризма.
Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.

Светотень и тенебризм являются важной составляющей стиля Караваджо и его последователей, однако существует четкое теоретическое различие между двумя этими терминами. Работа со светотенью предполагает придание трехмерного объема фигурам и предметам и сочетает в себе распределение яркости и контрастов композиции, в то время как применение тенебризма, в общем смысле, означает наличие совершенно черных участков, акцентирующих внимание зрителя на определенных объектах.

Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера. Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера.

Работы Хосе де Рибера.

Известные караваджисты

Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко, итальянской живописи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочь Артемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров: Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) и Дирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого «Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.

Наказание купидона. Бартоломео Манфреди. Наказание Амура. Бартоломео Манфреди. Караульная. Бартоломео Манфреди. Караульная. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди.

Работы Бартоломео Манфреди.

Неверие Фомы. Маттиа Прети. Неверие Фомы. Маттиа Прети. Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети. Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети.

Работы Маттиа Прети.

Караваджизм выходит из моды в Риме в конце 1620-х годов, хотя и был актуален еще некоторое время в других местах Италии, особенно в Сицилии. В Нидерландах и восточной Франции популярным стиль оставался вплоть до 1650-х годов.

Вклад в искусство

Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Придание объемности фигурам позволило контролировать фокус и акценты картины, наполнять произведения глубиной и драматичностью.

Распятие святого Петра. Гвидо Рени. Распятие святого Петра. Гвидо Рени. Поклонение пастухов. Франсиско де Сурбаран. Поклонение пастухов. Франсиско де Сурбаран. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Поклонение пастухов. Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Жорж де Латур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector