Караваджо распятие апостола петра

Караваджо распятие апостола петра

Караваджо — концерты в Москве 2021-2022

Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в Италии (Ломбардия), в 1571 году. Точное место и время его рождения неизвестны. По предположению учёных, это могло произойти как в самом Милане, так и в Караваджо — небольшом городке неподалёку. Отец будущего гения был хорошо образован, занимался строительством и имел достойное жалование. Микеланджело был старшим сыном — кроме него, в семье было ещё трое братьев и сестра. В 1576 году Милан настигла эпидемия чумы, и семье пришлось переехать в Караваджо. В 1577 году умер отец, и в семье начались финансовые проблемы. Более ничего об этом этапе жизни художника неизвестно.
Но известно, что в 1584 году Микеланджело стал учеником миланского художника Симоне Петерцано. А в 1592 году семья Караваджо пережила очередную трагедию — умерла мать. Микеланджело получив свою долю наследства, перебрался в Рим. По некоторым сведениям, художник вынужден был сделать это, спасаясь от правосудия. Многие биографы считают, что он то ли убил человека, то ли очень серьезно ранил.
Первое время пребывания в столице Италии, Микеланджело Меризи да Караваджо испытывал трудности, но вскоре ему удалось устроиться подмастерьем к Джузеппе Чезари — одному из лучших художников Италии. Но сотрудничество было недолгим. После сильного удара копытом лошади, Караваджо попал в больницу, выйдя из которой, решил работать самостоятельно.
Именно тогда на пути его и встретился кардинал Франческо дель Мойте. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. В 1597 году кардинал взял Караваджо к себе на службу, обеспечив ему хорошее жалование. Художник стал получать всё больше и больше заказов. В это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».
Караваджо рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Конечно же, находились и противники его творчества, которые считали, что он изображает святых очень приземленно. Но уже к 1604 году Микеланджело Меризи да Караваджо стал самым известным художником Италии своего времени. Впрочем, скандальная известность сопутствовала его творчеству: с Караваджо была связана дурная слава правонарушителя. Его имя более 10 раз появлялось в списке преступающих закон своими вопиющими поступками – такими, как ношение огромного кинжала без разрешения, швыряние подноса в лицо официанту, разбитие стекол в доме.
28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека после драки, возникшей при игре в мяч. Микеланджело пришлось бежать. Оставшиеся 4 года своей жизни он провёл в изгнании. Первое время, находясь неподалеку от Рима, ещё надеялся на помилование. Затем отправился в Неаполь, где нашёл новых заказчиков. Спустя 9 месяцев, перебрался в Мальту, где за заслуги перед Мальтийским орденом был посвящен в рыцари. Но дурной нрав снова дал знать о себе. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Караваджо попал в тюрьму. Из которой, впрочем, сбежал на Сицилию. Осенью 1609 году ему изуродовали лицо. А в 1610 году – художник вновь оказался в тюрьме. На этот раз — по ошибке! Выпущенный на волю, Караваджо неожиданно заболел малярией. От которой и умер 18 июля 1610 года. В возрасте 39 лет.

Апостол Петр — биография, новости, личная жизнь

Апостол Петр

Апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος), урожденный Симон (Шимон; ивр. ‏שמעון‏‎). Родился в Вифсаиде — умер около 67 года в Риме. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Наряду с апостолом Павлом первоверховный апостол. В католической церкви считается первым папой римским. День памяти — 29 июня (12 июля) (православие), 29 июня (католицизм).

Симон, ставший широко известным как апостол Петр, родился в Вифсаиде (Бет-Сайда (ивр. ‏בית צידה‏‎ — «дом рыбной ловли»; греч. Βηθσαΐδά)).

Отец — Иона, рыбак.

Имя Петр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא — камень), которое ему дал Иисус.

Личная жизнь апостола Петра:

Петр был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем.

Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19).

Известно, что по характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол Петр 2

В первой части книги Деяний апостолов — в главах 1-15 — апостол Пётр упоминается многократно. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу. В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла.

В деяниях апостолов Петр встречается в целом ряде эпизодов: Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22); Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40); Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26); Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23); Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11); Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32); Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25); Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43); Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48); Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18); Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17); Апостольский собор (Деян. 15:6-21).

Апостолы Петр и Павел

В 42 году Петр был арестован по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи. Петр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния апостолов.

В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет: Первое послание Петра (адресовано малоазийским христианам, вера которых подвергалась серьёзным испытаниям в период, когда апостол Павел со своими сотрудниками, основав ряд христианских церквей в Греции и Малой Азии, покинул Эфес) и Второе послание Петра (послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три — Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола Павла адресованы не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан). Однако взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр проповедовал Евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67-68 год.

В то же время ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Также и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни разу.

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13), и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Апостол Петр 3

Антиохийская православная церковь (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв — основатель гностической секты — не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Смерть апостола Петра

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67-68 годах) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» — спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его неугодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Караваджо — Распятие Святого Петра

Караваджо Распятие Святого Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра.

С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища.

В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках.

Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию.

На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане.

Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что «трофей» означает «памятник». Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Апостол Пётр

Апостол Пётр почитается в христианстве как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня.

В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (буквально: «город Святого Петра»).

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостолы Пётр и Павел: ключ и книга

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Апостол Петр

До того, как стать учеником Христа, Пётр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере.

Именно Пётр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Пётр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы.

Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Пётр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Пётр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю.

После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Пётр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Пётр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии.

До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Пётр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

Апостол Пётр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.

Валантен де Булонь. Отречение святого Петра

Апостол Павел

Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан.

Савл родился в Малой Азии, в городе, многие жители которого, будучи иудеями, тем не менее, имели прав римских граждан (которое давало реальные привилегии, право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском, римском суде). Для еврейского народа с его монотеизмом это было явлением сравнительно редким. Савл получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учёбы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.

Караваджо. Распятие святого Петра. 1601 г.

Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.

Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь возмущение иудеев, угрозы убийством, от которого как раз и спасло римское гражданство.

Но Иерусалим пришлось оставить. Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

Павел предпринял ещё несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.

Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.

История празднования дня Петра и Павла

У историков нет Димитрий Ростовский (автор сборника житий святых «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.

Появление праздника Петра и Павла также связывают с днём перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться ещё более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.

День Петра и Павла на Руси

Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.

Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов.

Иконография праздника Петра и Павла

Уже на первых иконах апостолы Пётр и Павел нередко изображались вместе. Сначала фронтально, а с XVI века — обращёнными друг к другу. Этот иконографический сюжет символизировал создание Новозаветной Церкви.

На иконе апостол Пётр изображается простирающим правую руку в моленном жесте. В его левой руке — свиток и ключ на длинной цепи: («. и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19).

В руках апостола Павла изображается книга, которая напоминает о том, что он — автор четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.

Валантен де Булонь. Апостол Павел пишет свои послания

Смысл дня Петра и Павла

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если мы обратим внимание на все четыре многодневных поста в году, то увидим, что каждый пост призван к тому, чтобы мы подготовились к празднику перехода. Перехода или из жизни временной в жизнь вечную, или, наоборот, — сошествие из жизни вечной на землю. Например, Рождественский пост ведёт нас к дню Рождества Христова — дню, когда Бог пришел в мир беспомощным младенцем, чтобы спасти нас.

Читайте также  Где лучше отдыхать в греции в мае

В конце Петрова поста — 12 июля, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла — мы будем вспоминать их смерть, их переход в жизнь вечную. Они отошли ко Господу с разницей всего в один год. Эти люди — два великих светильника нашей веры, именно через них в основном христианство распространилось по всему миру.

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника. Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом. В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь. Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы. С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Последние работы Микеланджело-художника в часовне Павла III

Ватиканская часовня имени Папы Павла III исключена из музейных маршрутов, в неё можно войти только с разрешения префектуры Папского дома; она — место поклонения, предназначенное для Папы, его гостей и его двора.

Паолинская капелла, или как её ещё называют, капелла Паолина всегда обозначалась в документах и исторических свидетельствах как малая, потому что её размеры довольно скромны. На протяжении веков Папы Римские всегда содержали эту малую часовню со всей тщательностью и заботой, преобразуя её и украшая. Стены часовни покрыты фресками с важными эпизодами жизни первоапостолов Петра и Павла. Центром внимания в ней всегда были две настенные росписи, изображающие Обращение Савла и Распятие святого Петра, последние шедевры Микеланджело-художника. Для Ватикана их заказал великий Папа Павел III Фарнезе, который в 1541 году торжественно открыл знаменитую фреску Страшного Суда в Сикстинской капелле; по его же инициативе состоялся Тридентский Собор (1545 г.).

В последующие пять столетий Паулинской капеллой занимались многие Римские Папы; многие художники, декораторы, скульпторы, позолотчики сменяли друг друга, украшая её изнутри. Таким образом, Паолинская капелла состоит из множества логически последовательных элементов и слоёв. В основе философии (которая несколько лет назад вдохновляла последнюю реставрацию капеллы), было осознание этих фундаментальных отличительных черт: тонкой и сложной символической и иконографической структуры, единства тона, цвета, стиля и однородного старения на протяжении веков истории.

Вспомним историю создания Паолинской капеллы. Всё началось с Папы Павла III Фарнезе. Именно он заказал её строительство архитектору Антонио да Сангалло (1537-1539), а мастеру Микеланджело поручил исполнить две знаменитые фрески на противоположных стенах.

Буонарроти, работавший в Паолине в сороковых годах XVI века, — это уже пожилой человек с плохим здоровьем, огорчённый и уставший. Он был изнурен титаническими усилиями, приложенными им во время работы над Страшным Судом, гигантской фреской, тожественно представленной в канун Дня Всех Святых 1541 года. Начиная с 1547 года, когда Папа доверил ему ответственность за новый собор Святого Петра, проектирование купола поглощало всю его энергию, в то время как он сам был объектом непрерывных интриг, зависти и ревности со стороны надзирающих над Фабрикой Святого Петра.

Микеланджело был занят росписью стен новой часовни, с долгими перерывами, вплоть до 1550 года. Сначала он написал «Обращение Савла», затем «Распятие апостола Петра». Последнюю фреску он создавал в те годы, когда рушился его внутренний эмоциональный мир: в 1547 году умерла Виттория Колонна, подруга и доверенное лицо, а в 1549 году покинул мир «его» Папа Павел III Фарнезе.

В результате последней реставрации, после удаления тёмного слоя грязи и сменявших друг друга нелепых подрисовок, росписи Буонарроти были возвращены к лучшему из их состояний: зрители получили возможность увидеть их максимально приближенными к оригиналу. Фрески Микеланджело предстают перед нами отмеченными временем, выцветшими и даже повреждёнными во многих местах; тем не менее они всё ещё живы и красноречивы. Им не вернули их «первобытного великолепия», как пишут любящие штампы журналисты, а просто дали, наконец, возможность объективного и в то же время приятного их прочтения. Это всё, что можно и нужно требовать от хорошей реставрации. Ничего больше, но и не меньше.

Микеланджело работал над своими фресками в Паолине всего по несколько часов в день, с долгими перерывами и многими переделками. Сходство со Страшным Судом очень близко: одинаковый цветовой диапазон, та же властная пластическая твердость, часто одни и те же идеи и те же конструкции, которые повторно использовались по этому случаю. Но есть и нечто большее, что отличает эту работу от фрески Страшного Суда, — это видение Человечества и Милости, выраженное с еще большей трагичностью и пессимизмом.

Христос снисходит с вселяющего ужас неба, чтобы схватить и притянуть к Себе сброшенного с седла и ослеплённого Савла; Бог низвергается на ужасных, жестоких, отчаявшихся людей. Создается впечатление, что тайна благодати, — дарованной человечеству, которое вовсе не заслуживает такой милости, — мучает душу художника. Как христианин, Микеланджело свидетельствует о религиозном кризисе своей эпохи, разделённой и взорванной Реформацией.

Важные доктринальные и богословские вопросы затрагивает фреска Распятие святого Петра, его последняя работа в Паолинской часовне. Эта потрясающая идея была повторена полвека спустя другим Микеланджело, Меризи да Караваджо, на похожей фреске в Часовне Черази в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо. Изображённый в момент распятия на кресте апостол смотрит на нас удрученно, почти сомневаясь в пользе своего мученичества. К кому обращен этот ужасный взгляд? Ко всем нам, конечно, недостойным имени христиан. Но также и к кардиналам, которые когда-то собирались здесь на конклав, и особенно к Папе, который, входя в Паолину, не мог избежать этого взгляда святого Петра. Апостол, лежащий на кресте, словно говорит своему преемнику: «Tu es Petrus» (Мф 16,18) и ещё: «Помни, что твоя судьба — это моя судьба, будь достоин моего свидетельства».

А что сказать насчёт гвоздей, хорошо видимых на руках и ногах Апостола? Реставрация, без всякого сомнения, показала, что гвоздей изначально там не было. Микеланджело их не рисовал, они были добавлены позднее. По идее Микеланджело святой Петр добровольно отдаёт себя в жертву. Его тело, ещё не тронутое знаками пыток, является своего рода духовным приношением, жертвой, которая выходит за рамки непредвиденных обстоятельств истории. По замыслу Микеланджело Распятие Святого Петра представляет собой наставление Викария своим преемникам в апостольском наследовании.

После более чем двадцатилетнего перерыва работы в Паолине возобновились при понтификате Григория XIII Бонкомпаньи, человека глубокой учёности и огромной культуры, заказчика ватиканской Галереи Карт и Башни Ветров, реформатора гражданского календаря.

Для завершения иконографического цикла этот Папа призвал известных художников Лоренцо Саббатини и Федерико Дзуккари, в то время как десятки декораторов, позолотчиков, штукатуров, чьими именами полны книги учёта оплаты, кропотливо работали над роскошным внутренним убранством Капеллы.

Представьте себе, что в этот момент два живописца — Саббатини и Дзуккари — были призваны продолжить дело Микеланджело через десять лет после смерти мастера и спустя сорок лет от инаугурации Страшного Суда. А тогда ещё была свежей типографская краска последнего издания «Жизнеописаний» Джорджио Вазари, наделившего Микеланджело Буонарроти аурой несравненного, непревзойденного гения и почти статусом «божественности».

Сабатини и Дзуккари были, конечно, польщены, но и напуганы этой миссией. Поэтому они решили держаться в тени, ни в коем случае не состязаясь и даже, насколько возможно, подражая высшему образцу (Сабатини — в Падении Симона Мага, а Дзуккари — в аллегорических фигурах потолочного свода); они старались не создавать дисгармонии в общем стилистическом контексте. Точно так же вели себя многие художники, ремесленники, декораторы, реставраторы, которых приглашали работать внутри капеллы. В последние четыре столетия каждый Римский Папа занимался капеллой Паолина. Последнее значительное вмешательство было в XX веке, когда Павел VI отдал спорный по своей целесообразности приказ перестроить (1974-1975) часть, отведённую под пресвитерий. В годы правления Папы Бенедикта XVI эти изменения были устранены, и пресвитерию был возвращен прежний вид.

Караваджо распятие апостола петра

Рим — это город Караваджо, здесь собрано самое большое количество работ загадочного и мятежного художника.
Многие полотна находятся в открытом доступе.

Здесь будет полный список картин Караваджо в Риме.

Santa Maria del Popolo: Распятие Апостола Петра и Обращение Савла

San Luigi dei Francesi: Призвание Апостола Матфея, Святой Матфей и Ангел, Мученичество Матфея

Sant’Agostino: Мадонна ди Лорето (Мадонна ней Пеллегрини).

Галерея Боргезе:

Святой Иоанн Креститель (1610)

Давид с головой Голиафа (1610 приблизительно)

Мадонна с младенцем и Св. Анна (1605)

Письмо Св. Иеронима (1605)

Больной Вакх (1593-1594)

Мальчик с корзиной фруктов (1593-1594)

Галерея Дория Памфили, via Corso 305:

Святой Иоанн Креститель (1607)

Отдых на пути в Египет (1595-1596)

Кающаяся Магдалина (1594-1595)

Галерея Корсини, via Lunghara, 10

Святой Франциск в Молитве (1605)

Палаццо Барберини, via della Quattro Fontane, 13

Юдифь и Олоферн (1599)

Музеи Ватикана, Пинакотека

Погребение Христа, 1602-1604

Капитолийский Музеи, piazza del Campidoglio

СЕКРЕТНЫЙ КАРАВАДЖО

АЛХИМИЯ. Фреска ни Вилле Людовизи в Риме.

На Вилле Людовизи в Риме, и сегодня принадлежащей знатной династии, находится единственная настенная роспись, сделанная Караваджо за всю хоть и короткую, но яркую карьеру.

В 1597 году его заказчиком выступил кардинал Франческо Мария дель Монте. Художнику поручили расписать небольшой зал, в котором кардинал занимался. алхимией.

И тема росписи должна была быть соответствующей.

Поэтому, для непосвященного работа выглядит, скажем так, непривычно.

Гид в Риме

Для тех же, кто знаком с этой непростой темой, сразу станет понято: перед нами треугольник Парацельса, или алхимический треугольник.

Он означает, что все физическое в нашем мире имеет три части: Дух, Душу и Тело, три Алхимических Принципа.

На изображении фигура Юпитера с орлом означает элемент Воздуха и вещество серу.

Нептун с дельфином — Вода и ртуть.
И, наконец, Плутон с цербером, это Земля и соль.

Вместе у нас получаются три возможных состояния материи в нашем мире: твердое, жидкое и газообразное.

В центре находится круглая сфера, символ философского камня со знаками Зодиака: Рыбы, Овен, Телец Близнецы. Все это — весенние знаки и все трансформации начинаются весной.

Конечно, разобраться со сложными символами Караваджо помог кардинал. А вот вопрос с перспективой решать ему нужно было самостоятельно.

И наш художник обратился к еще одному мистическому предмету. К зеркалу. Он вставал в центр и писал на потолке свое отражение.

Так, что посмотрев на Нептуна, мы можем узнать о художнике некоторые столь личные вещи, что цензура предпочла держать их закрытыми под зарисовкой вплоть до 1990 года.

Но вполне вероятно, что речь здесь идет не о шалости художника, а о созидательной силе трех элементов, которую Караваджо и выразил через эту деталь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector