Картины караваджо где находится

Картины караваджо где находится

Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»

Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Портреты Караваджо

13 картин Караваджо, которые стоит увидеть

Микеланджело Меризи Караваджо – один из самых известных художников мира и гений на все времена. Он родился 29 сентября 1571 года в Милане, где начал обучение и сформировался как творец, его талант раскрылся в Риме, откуда был вынужден бежать в 1608 году по причине убийства, в котором его обвиняли. Он побывал в Неаполе, Мальте и на Сицилии. Жизнь Караваджо отличалась хаотичностью и беспокойством, а живопись отражала реальность. Он мастерски использовал свет, эмоциональное состояние и совершенство композиции.

Представляет вашему вниманию 13 знаменитых картин Караваджо, которые можно увидеть в европейских музеях.

1. «Лютнист» (1595-1596) / Санкт-Петербург

Картина «Лютнист» хранится в музее «Эрмитаж» (Санкт-Петербург), это единственная работа Караваджа, которую можно увидеть в России. Она происходит из коллекции Джустиниани, «Эрмитаж» приобрел ее в 1808 году. Полотно было создано в молодые годы. На переднем плане изображен стол, на котором находятся ваза с цветами, фрукты, скрипка и партитуры. Музыкант с полуоткрытым ртом готов начать песню. Существует предположение, что на картине изображен любовник Караваджо – Марио Миннити.

Лютнист

2. «Амур-победитель» (1602-1603) / Берлин

Картина находится в Берлинской картинной галерее. Она является самой знаменитой аллегорией Караваджо. Моделью для Амура выступил Чекко Бонери, который возможно был любовником художника. Темой картины стала Любовь, которая побеждает земную жизнь. На земле лежат скипетр и корона, символизирующие королевский сан; войну отражают оружие и броня; книга, ноты и музыкальные инструменты олицетворяют литературу и музыку. Амур триумфально возвышается над вселенной.

Амур-победитель

3. «Ужин в Эммаусе» (1601-1602) / Лондон

«Ужин в Эммаусе» находится в Национальной галерее Лондона. На картине изображена сцена из Евангелия от Луки: два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, приглашают незнакомца на ужин. На полотне запечатлен тот момент, когда воскресший Иисус благословляет хлеб и вино, и путники узнают его.
С правой стороны изображен Клеопа, который раскинул руки, символизируя распятие. Оба ученика одеты в простые одежды, которые носили крестьяне в начале XVII веке.
Свет, нападающий сверху и слева, создает игру теней на столе и лицах.

Ужин в Эммаусе

4. «Смерть Марии» (1604) / Париж

Чтобы увидеть полотно «Смерть Марии» надо посетить Лувр. Картина была написана в зрелый период творческой активности Караваджо. Мария лежит без признаков жизни, в ней нет ничего сверхъестественного и божественного, она выглядит как простая женщина. Считается, что художник писал Марию с мертвой проститутки, которые вытащили из Тибра.

Смерть Марии

5. «Корзина с фруктами» (1594-1598) / Милан

Работа «Корзина с фруктами» хранится в пинакотеке Амброзиана в Милане. На небольшой по размерам картине изображен натюрморт с фруктами не первой свежести, некоторые из них имеют червивые бока и тронутые гнилью пятна.

Корзина с фруктами

6. «Бахус» (1596-1597) / Флоренция

Картина «Бахус» является одной из самых известных и узнаваемых работ Караваджо, она находится в галерее Уффици. Полотно было написано по заказу кардинала Франческо дель Монте в качестве подарка тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи по случаю свадьбы его сына Козима II. Сначала картина украшала виллу Артимино, а позже стала часть герцогской коллекции галереи Уффици. Долгое время она пребывала в запасниках, и была обнаружена после объединения Италии в 1913 году. На картине изображен бог вина Бахус, который протягивает кубок. Он завернут в белую простыню наподобие туники. Любопытная деталь: в блике на графине отражает автопортрет Караваджо.

Бахус

7. «Медуза» (1598) / Флоренция

Еще одна великолепная и известная работа Караваджо — «Медуза», хранится в галерее Уффици. Она так же, как и «Бахус», была заказана кардиналом Франческо дель Монте для подарка Фердинанду I Медичи. На картине изображена отрубленная голова медузы Горгоны, с чудовищными волосами-змеями, которая согласно мифологии превращала в камни людей, смотревших на нее. Персей, убивший Горгону, использовал отражение в щите, таким образом, избежал смертельного воздействия магии.
Караваджо натянул холст на щит, обыгрывая миф. Выбор темы также не случаен: голова медузы Горгоны символизирует благоразумие и знание.

Медуза

8. «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) / Рим

Картина «Юноша с корзиной фруктов» находится в галерее Боргезе. В образе томного молодого человека, скорее всего, предстаёт Марио Миннити, но точных сведений на этот счет нет. Юноша одет в простую белую рубашку, которая небрежно съехала с одного плеча. Он чувственно смотрит поверх корзины с фруктами.

Юноша с корзиной фруктов

9. «Давид с головой Голиафа» (1609-1610) / Рим

В галерее Боргезе также можно увидеть картину «Давид с головой Голиафа», которая является последней работой Караваджо. В то время художник жил в Неаполе.
Биографы считают, что Голиаф является автопортретом Караваджо, состарившегося и усталого, его взгляд отяжелел, а лоб изрезали морщины. Существует версия, что картина – двойной автопортрет, где Давид – молодой Караваджо, не испорченный пороками, убивает Голиафа, который олицетворяет старого художника.

Давид с головой Голиафа

10. «На пути в Египет» (1597) / Рим

Картина «На пути в Египет» хранится в галерее Дория Памфилий. Все персонажи были написаны с натуры. Например, для Мадонны позировала проститутка Анна Бьянкини. Пейзаж напоминает природу Лацио и наполнен символами.

На пути в Египет

11. «Юдифь, казнящая Олоферна» (1600-1602) / Рим

Картина «Юдифь, казнящая Олоферна» находится в Национальной галерее античного искусства в Риме. Это одна из самых важных работ Караваджо. Предполагают, что для Юдифь позировала куртизанка Филлиде Меландрони, которая была подругой художника.
Остекленевший взгляд Юдифь говорит о том, что для Олоферна уже всё закончилось, но напряженные руки показывают обратное. Кажется, что Юдифь преодолевает себя, она удалилась от жертвы на приличное расстояние, ее лицо выражает ужас и отвращение. Рядом с ней находится старая рабыня, которая подчеркивает на контрасте молодость и красоту Юдифь.

Юдифь, казнящая Олоферна

12. «Семь дел милосердия» (1606-1607) / Неаполь

Огромное полотно «Семь дел милосердия» находится в церкви Пио Монте-делла-Мизерикордия в Неаполе. После того, как Караваджо смертельно ранил на дуэле Рануччио Томмазони в 1606 году, он бежал из Рима, Неаполь стал его остановкой.
На картине изображены семь эпизодов, показывающих телесные милосердные деяния: накормить голодного и напоить жаждущего, одеть обнаженного, приютить бездомного, ухаживать за немощным, навещать заключенного, хоронить умершего.

Семь дел милосердия

13. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) / Ла Валлетта

Чтобы увидеть картину «Обезглавливание Иоанна Крестителя», надо отправиться на Мальту. Она хранится в соборе Святого Иоанна в Ла Валлетте.
Сцена варварского убийства Иоанна помещена в левый угол полотна, оставив много свободного пространства, палач нанес последний удар, юноша принес поднос, в который положат голову Иоанна, старуха в ужасе схватилась за голову.
Любопытная деталь: Караваджо подписал картину, использовав «кровь» Иоанна Крестителя.

Караваджо: художник, изменивший искусство

Караваджо: художник, изменивший искусство

«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому». Так о великом итальянце сказал его соотечественник искусствовед Роберто Лонги. Слова эти недалеки от истины: Караваджо был не только гениальным художником. Он был тем, кто иначе взглянул на мир и перевернул существовавшие каноны живописи.

Сын архитектора

Юному Микеланджело Меризи (настоящее имя Караваджо) на роду было написано заниматься живописью или архитектурой. Его отец был зодчим, но он не успел передать свое мастерство сыну — умер, когда мальчику было 5 лет, в 1576 году. А мать с детьми переехала в городок Караваджо, расположенный недалеко от Милана. По этому городу художник и взял себе имя, которое сегодня знает весь мир.

Микеланджело рос весьма противоречивым юношей. Рано начав учиться живописи, к 20 годам он уже преуспел: талант художника был очевиден. При этом юноша был по природе вспыльчивым, а время от времени и просто агрессивным. Он не просто ввязывался в драки, но периодически оказывался в тюрьме. Все это мешало ему искать заказчиков и строить, как мы бы сейчас сказали, успешную карьеру.

Скиталец

Именно характер стал причиной того, что Караваджо немало скитался по стране. В Милане, где он учился, он ввязался в драку и убил человека. Пришлось бежать в Рим, где он жил в доме адвоката Пандольфо Пуччи, выполняя для него копии с изображений в церквях.

Образумился ли юный художник? Смог ли обуздать свой характер? К сожалению, нет, и вот уже в Риме он вновь попадает в тюрьму, где знакомится, кстати, с Джордано Бруно. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Быть может, все эти события повлияли на его манеру: постепенно рождается стиль художника, который тяготел к реализму, сделал своими героями обычных людей, которых можно увидеть в толпе. Отвергая каноны прекрасного, существовавшие в его время, он успевал запечатлеть настоящую жизнь.

Каким он был в те годы? Каким было его окружение? На картине «Музыканты» (1595 год) он изобразил себя в виде музыканта, держащего рожок. Для персонажа, расположенного в центре картины, позировал Марио Миннити, модель, художник, ученик Караваджо. Некоторые искусствоведы отмечают, что это единственный автопортрет, где Караваджо изображен безмятежным.

Микеланджело Караваджо. Картина «Музыканты». Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Счастливый человек

Один из современников Караваджо, архиепископ Милана Федерико Борромео запомнил художника как «человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в рубище и обитающего где придется. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».

Он и правда рисовал не так, как было принято. Одним из первых, а может быть, и первым, он применил прием «кьяроскуро» (или «тенебросо») — резкое противопоставление света и тени. Темный, практические черный фон, на котором не видны никакие детали, и словно высвеченные фигуры, полные драматизма — вот был его почерк.

Картины Караваджо

Герои картин Караваджо — не обязательно обитатели трактиров. Он много писал и на библейские сюжеты, но картины Караваджо были предельно натуралистичны. А зрителей того времени они могли просто ранить: так похожи были герои Священного писания на обычных людей. На картине «Смерть Марии» (1605-1606), например, тело Богоматери было таким настоящим, человеческим, смерть была изображена с такой степенью трагизма, что заказчики отказались забирать картину (по принятым канонам Мария должна была выглядеть или спящей, или возносящейся на небеса). А на картине «Принесение в жертву Исаака» (1601-1602) отражена такая гамма противоречивых чувств!

Микеланджело Караваджо. Картина «Смерть Марии». Лувр, Париж, Франция

Микеланджело Караваджо. Картина «Принесение в жертву Исаака». Галерея Уффици. Флоренция

Неугомонный дух

В конце 1590-х годов покровителем Караваджо стал кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Художник поселился в его доме, на вилле Мадама (там сейчас расположен парламент Итальянской республики), где и создал многие свои известные полотна — «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599) и другие.

В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Именно поэтому многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Реалистичные изображение человеческих фигур, открытое платье Марии, а также то, что позировала для картины известная жрица любви — все сыграло против Караваджо.

Микеланджело Караваджо. Картина «Мадонна Палафреньери». (Мадонна со змеей). Галерея Боргезе. Рим, Италия

Снова в пути

В 1606 году в жизни Караваджо произошел резкий перелом. Характер художника не менялся: как и прежде, он был вспыльчивым и крайне резким. В одной из драк, в которой принимал участие Караваджо, погиб человек. Художника вновь обвинили в убийстве, и папа Павел V объявил его вне закона. А это означало не просто преследование: Караваджо теперь мог убить любой житель Рима, да еще и получить за это награду. Художнику вновь пришлось бежать. Сначала в Пальяно, что недалеко от Рима. Потом в Неаполь. Потом — на Мальту.

Несмотря на то, что вне закона объявил его глава Римской католической церкви, Караваджо продолжает писать картины на библейские сюжеты и работать по заказу церквей. Одна из самых известных работ этого периода — картина «Семь деяний милосердия», написанная для церкви в Неаполе. Там она находится и по сей день, так как работа произвела на заказчиков огромное впечатление. Обычно деяниям милосердия посвящаются отдельные полотна, но Караваджо объединил их все в одной композиции.

Читайте также  Древнегреческая муза 4 буквы

На Мальте Караваджо присоединился к ордену мальтийских рыцарей, надеясь, что это поможет ему получить помилование от папы. Однако и здесь он угодил в тюрьму, из которой умудрился бежать на Сицилию, где он встретил старого друга (позировавшему ему раньше для картин) Марио Минитти.

Скитания и невозможность вернуться в Рим удручали художника. Его настроение отразилось и в картинах. На полотне «Давид с головой Голиафа» (1609-1610) художник изобразил в виде Голиафа самого себя. Выражение отчаяния и скорби на лице поверженного библейского великана — вот что бросается в глаза.

Караваджо «Давид с головой Голиафа». Галерея Боргезе. Рим, Италия

Однако в какой-то момент до художника дошли слухи, что он может быть помилован. Он решил перебраться поближе к Риму, чтобы ждать хороших новостей. Караваджо плывет в Неаполь, но потом. исчезает. Скорее всего, он умер от малярии, но место его захоронения неизвестно.

Караваджо прожил совсем недолго, но оставил огромное наследие. Тем не менее, не сохранилось ни одного наброска или эскиза его картин — он сразу воплощал задуманное на холсте. Так же он и жил, словно крупными мазками нанося события жизни на холст времени. Ни эскизов, ни набросков, только миф. О Микеланджело Караваджо.

Караваджо «Лютнист» Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Караваджо «Юноша с корзиной фруктов». Галерея Боргезе. Рим, Италия

Официальный туристический сайт Италии

Творения Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо никого не оставляют равнодушным: реалистичные, полные драматизма и провокационные, они являются отражением его высокомерного и своевольного характера, о котором ходили легенды. Изображенные им сцены захватывают нас самым непосредственным образом: кажется, что мы воочию присутствуем при событиях, которые словно бы происходят здесь и сейчас.

За свою бурную жизнь художнику довелось жить во многих местах, но именно в Риме хранится наибольшее количество созданных им произведений: целых 26 полотен, находящихся в музеях, церквах и частных коллекциях.

Этот маршрут представляет собой небольшое руководство, посвященное некоторым из шедевров Караваджо, хранящимся в храмах и музеях Вечного города.

Реализм в сакральном: Караваджо в римских храмах

«Призвание Святого Матфея», церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези — Рим

Наш тур начинается в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, расположенной неподалеку от площади Пьяцца Навона. Здесь, в капелле в глубине левого нефа, находятся три картины Караваджо, составляющие Цикл Святого Матфея. На полотнах изображены три ключевые сцены из жизни апостола: «Призвание», «Святой Матфей и ангел», «Мученичество апостола Матфея». Сцена, запечатленная в «Призвании», разворачивается в комнате, где мытари подсчитывают выручку; ее полумрак прорывается божественным светом, и стоящий справа Иисус поднимает длань, указывая на будущего святого и призывая его присоединиться к группе апостолов. Композиция картины «Святой Матфей и ангел» построена на прямой и напряженной связи между евангелистом и Божьим посланником, сошедшим с небес, чтобы вдохновлять его при написании Евангелия. Исполнено жестокого драматизма изображение Мученичества на последнем полотне цикла.

«Мадонна пилигримов» или «Мадонна ди Лорето», церковь Святого Августина — Рим

Чуть более 200 метров отделяют церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези от церкви Святого Августина (базилика Сант-Агостино), где можно полюбоваться Мадонной пилигримов или Мадонной ди Лорето — картиной, скандализовавшей современников Караваджо: слишком скромна и проста Мария, непринужденно прислонившаяся к дверному косяку, скрестив ноги; слишком реалистичны два нищих паломника, чьи босые и покрытые грязью ступни запечатлены на первом плане.

«Распятие Святого Петра», церковь Санта-Мария-дель-Пополо

На площади Пьяцца Санта-Мария-дель-Пополо, в одноименной церкви, можно полюбоваться двумя знаменитыми шедеврами мастера: «Обращение Савла» и «Распятие Святого Петра». На последней из указанных картин палачи, водружающие крест, выглядят, скорее, как поглощенные своим трудом рабочие. В этой сцене также доминирует реализм, который создает волнующий драматический эффект.

Караваджо в музеях и галереях

«Кающаяся Мария Магдалина», Галерея Дориа-Памфили — Рим

Караваджо нередко выбирал моделей для своих картин из числа жриц любви, с которыми он проводил время. Так было и с Анной Бьянкини, которая позировала для его «Кающейся Марии Магдалины». Мария Магдалина изображена с опущенным лицом, по которому стекает скупая слеза; справа брошены на землю украшения, что символизирует отказ от земной тщеты. Полюбоваться этим полотном можно в Галерее Дориа-Памфили, где хранятся еще два творения Караваджо: «Отдых на пути в Египет» и «Святой Иоанн Креститель», где изображен обнаженный юноша, обнимающий барашка. Аналогичная копия этой картины хранится в Капитолийских музеях, где экспонируется и «Гадалка» Караваджо — весьма знаменитое полотно, копии с которого писали многие последователи Караваджо.

«Давид с головой Голиафа», Галерея Боргезе — Рим

Но «королевой» нашего тура, безусловно, является Галерея Боргезе, располагающая самой обширной коллекцией произведений Караваджо, собранных в одном месте: «Юноша с корзиной фруктов», «Больной Вакх» (возможный автопортрет), «Мадонна и Младенец со Святой Анной», «Пишущий Святой Иероним», «Святой Иоанн Креститель» и «Давид с головой Голиафа»; на последнем из указанных полотен Караваджо изобразил самого себя в обезглавленном великане. Кажется, что лицо Давида, держащего голову поверженного врага, выражает сострадание к нему.

«Снятие с креста», Ватиканская пинакотека — Ватикан

В Ватиканских музеях хранится единственное, но изумительно прекрасное полотно: «Снятие с креста». Эта картина представляет собой одно из немногих творений Караваджо, встретивших единодушное одобрение со стороны его современников, в частности, Джованни Бальоне и Джован Пьетро Беллори. Безусловно, речь идет о самом монументальном произведении художника.

«Юдифь и Олоферн», Национальная галерея старинного искусства (расположена в Палаццо Барберини) — Рим

Более противоречивой была реакция на картину «Юдифь и Олоферн», хранящуюся в Палаццо Барберини: жестокость изображенной сцены привела в ужас многих современников Караваджо. Произведение оказало влияние на многих художников, включая Артемизию Джентилески и Франсиско Гойю. Также в Палаццо Барберини экспонируется знаменитое полотно «Нарцисс у ручья».

Еще одного «Иоанна Крестителя» кисти Караваджо (всего Святой изображен на девяти картинах мастера, если учитывать две одинаковые копии, хранящиеся в Галерее Дориа-Памфили и в Капитолийских музеях) можно увидеть в Палаццо Корсини. Иконография сюжета настолько необычна, что юношу можно идентифицировать в качестве Иоанна Крестителя лишь благодаря включению некоторых атрибутов, таких как посох и верблюжья шкура.

«Рождество» Караваджо в руках мафии

Фрагмент картины Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»

На прошедшей неделе появились новости о картине Караваджо, которую вот уже скоро полвека, как не могут найти полицейские Италии и Интерпол. Неоднократно возникали слухи, что она уничтожена. Теперь же, судя по показаниям одного из членов сицилийской мафии, есть надежда, что картина цела, хотя и, возможно, разрезана на несколько частей.

«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» было написано Караваджо, по разным предположениям, в 1600 или 1609 году. Это огромная картина, площадью более пяти квадратных метров (268 на 197 см). Святых и Марию на картине художник наделил обликом итальянских бедняков его времени. Сюжет несколько напоминает поклонение пастухов новорожденному Иисусу, только вместо пастухов к Иосифу и Марии пришли святые Франциск, Лаврентий и еще один мужчина (крайний справа, за Франциском Ассизским). Некоторые исследователи полагают, что это блаженный Лев Ассизский, спутник и исповедник Франциска в последние годы жизни. Над лежащим младенцем Иисусом нарисован летящий ангел, символизирующий божественную славу.

«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»

Картина находилась над алтарем часовни Святого Лаврентия (Oratorio di San Lorenzo) в историческом центре Палермо. Ночью с 17 на18 октября 1969 года неизвестные преступники проникли туда и похитили холст, вырезав его из рамы. Специалисты утверждают, что картина была извлечена «с хирургической точностью», явно квалифицированными людьми. Также были похищены некоторые другие предметы из часовни: элементы ограды хоров из позолоченного резного дерева и скамейки, инкрустированные ценными породами дерева и перламутром. С тех пор картина так и не была найдена. Она занимает второе место в списке самых известных похищенных произведений искусства по версии ФБР. Стоимость картины, по оценке экспертов, составляет не менее 20 миллионов долларов. С 2016 года в часовне святого Лаврентия на месте картины висит ее высокоточная цифровая копия.

Интерьер часовни святого Лаврентия в Палермо. Видно место, где находилась украденная картина (фотография 2009 года)

Слухи сразу же приписали кражу картины сицилийской мафии. С тех пор новая информация о ней обычно поступала от мафиози, согласившихся сотрудничать с властями. Информация эта была противоречивой, но чаще всего безрадостной.

Винченцо Ла Пиана (Vincenzo La Piana) племянник известного торговца наркотиками Джерландо Альберти (Gerlando Alberti) рассказал, что картину не смогли продать, и она была закопана в сундуке вместе с пятью килограммами кокаина и несколькими миллионами долларов где-то в сельской местности под Палермо. Правда, в указанном им месте сундук найден не был. Сам Альберти был арестован в 1980 году, получил пожизненный срок и умер в 2012, но о картине ничего не сказал.

В 1980 году британский историк и журналист Питер Уотсон сообщил, что в селении Лавьяно в провинции Салерно с ним встретился человек, предложивший купить украденную картину. Но в следующий раз они договорились встретиться 23 ноября 1980 года, в день, когда в Салерно случилось разрушительное землетрясение. Встреча не состоялась, а больше этот человек на связь не выходил.

Еще один раскаявшийся мафиози Франческо Марино Маннойя (Francesco Marino Mannoia) дал знаменитому судье Джованни Фальконе показания, согласно которым, он участвовал в краже картины и она была сильно повреждена при отделении от рамы, а потом и вовсе уничтожена. Но подразделение карабинеров, занимающееся охраной произведений искусства, сумело установить, что Маннойя украл другую картину, находившуюся в соседней церкви и приписываемую художнику XVI века Винченцо да Павия.

Сальваторе Канчеми, курировавший работу группы, которая в 1992 году устроила взрыв бомбы, чтобы убить Джаванни Фальконе, 22 июля 1993 года пришел в управление карабинеров в Палермо и сказал, что хочет сдаться властям и дать показания. В числе прочего он упоминал, что картина Караваджо выставляется на собраниях глав сицилийской мафии как символ власти и престижа.

Непосредственный исполнитель убийства Фальконе – Джованни Бруска – был арестован в 1996 году и стал сотрудничать со следствием. На суде предложил содействовать возвращению картины Караваджо в обмен на смягчение условий заключения (в Италии к осужденным за особо тяжкие преступления применяется статья 41-bis закона о тюрьмах, лишающая их ряда прав, например, свиданий, посылок, телефонных разговоров и так далее). Но суд отклонил это предложение.

Следующим информатором стал Гаспаре Спатуцца, очередной бывший мафиози. 9 декабря 2009 года он сообщил, что хранение украденного холста было поручено семейству Пуллара, возглавляющему одной из территориальных подразделений мафии. Но картину спрятали на ферме, где холст погрызли крысы и свиньи, так что остатки пришлось сжечь.

Наконец, недавно о картине заговорил Гаэтано Градо. По его словам, он в 1970 году разыскал похитителей по приказу своего босса Гаэтано Бадаламенти. В итоге Бадаламенти приобрел у них картину, чтобы в свою очередь продать ее какому-то торговцу произведениями искусства из Швейцарии. Гаэтано Градо был свидетелем приезда швейцарца в Палермо на переговоры. Он описывает его как старика, который, увидев работу Караваджо, заплакал. Но столь эмоциональное восприятие шедевра не помешало ему сказать, что он намерен разрезать холст на части, так как целиком его не продать. В публикациях имя швейцарца не называется.

Глава комиссии по борьбе с мафией Рози Бинди говорит, что новые данные позволяют возобновить расследование и вселяют надежду на возвращение шедевра в Палермо. Правда, не все разделяют такой оптимизм. Руководитель организации Amici dei Musei Sicilian Бернардо Торторичи ди Раффадали, в ведении которого находится часовня святого Лаврентия, обращает внимание на сложность задачи по снятию картины. Он уверен, что эта операция не была проведена случайными преступниками, которым потом удалось сбыть свою добычу Бадаламенти, а сделана по заказу какого-то частного коллекционера.

В поисках Караваджо: музеи и церкви Рима, где сохранились работы гениального художника

Рим — город, где собрано наибольшее количество художника-бунтаря эпохи барокко Микеланджело Меризи де Караваджо. Город принес художнику славу и дал возможность безустанно творить. Редакция попутно составила путеводитель по музеям и церквям Рима, где можно увидеть картины маэстро внестилевых форм. В конце текста вас ждет приятный бонус.

Вилла Боргезе (Villa Borghese)

Вилла Боргезе — сокровищница удивительных произведений искусства. Именно тут хранится самое большое собрание полотен Караваджо — шесть картин. Работы «Юноша с корзиной фруктов» и «Больной Вакх», представляющие ранний период творчества.

«Мадонна со змеей» заказало Караваджо братство папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра. Но картина им очень не понравилась, и они отказались от нее. В результате полотно купил племянник папы Павла V Боргезе.

Дерзкую и жестокую картину «Давид с головой Голиафа» художник написал во время второго путешествия в Неаполь, будучи в плохом эмоциональном состоянии. Это можно понять не только из его биографии, но и по тому, что Голиафа он изобразил со своим лицом.

«Святой Иероним за книгой» написан для кардинала Шипионе Боргезе в знак благодарности за то, что он вытащил Караваджо из неприятностей, грозившее обернуться судебным процессом.

Последняя картина коллекции Боргезе — это портрет папы Павла V.

Посещение галереи Боргезе нужно планировать заранее из дома. Туда пускают либо организованными экскурсионными группами, либо по ваучерам. Билеты можно купить через официальный сайт.

Адрес: Piazzale Napoleone, 1. Вход: €11 + предварительное бронирование €2.

Палаццо-Барберини (Palazzo Barberini)

Это, без преувеличений, самый посещаемый дворец Рима. Здесь в Национальной галерее старинного искусства находятся две картины Караваджо. Очень эмоциональную и экспрессивную картину «Юдифь и Олоферн» мастер написал для банкира Оттавиано Косты.

«Нарцисс» — работа, которая долгое время была предметом дискуссий, Караваджо ли это. Но после реставрации было окончательно признано, что она принадлежит кисти мастера.

Адрес: Quattro Fontane, 13. Вход: €6.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Базилика находится в двух шагах от Палаццо Барберини. Здесь хранится работа Караваджо «Экстаз Святого Франциска», которая считается его первым полотном на религиозную тему. Она была создана после того как кардинал Франческо Мария-дель-Монте стал покровителем художника.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27.

Базилика Сан-Луиджи-деи-Франчези (Sancti Ludovici Francorum de Urbe)

Эта церковь, построенная французской общиной в честь короля Людовика Людовика IX, — кладезь работ Караваджо. Здесь находится капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание Св. Матфея» и «Мученичество Св. Матфея» (по бокам).

Рядом в центре висит картина «Св. Матфей и ангел». Это монументальные полотна мастера, выполненные в его лучших традициях и во времена, когда Караваджо уже был маститым профессионалом.

Адрес: Piazza di S. Luigi de’ Francesi.

Церковь Сант-Агостино (Basilica di Sant’Agostino in Campo Marzio)

Недалеко от Сан-Луиджи-деи-Франчези находится церковь Сант-Агостино, построенная в 1420 году и позднее расписанная Караваджо. Здесь в алтаре первой капеллы слева, принадлежавшей семейству Каваллетти, вы увидите картину Караваджо «Мадонна ди Лорето» («Мадонна паломников»). Когда картину представили публике, она была шокирована. Натурщицой Девы Марии стала известная в Риме проститутка, а пилигримы на полотне изображены с грязными пятками.

Адрес: Via di Sant’Eustachio, 19.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo)

Здесь вы встретите драматичное полотно Караваджо «Распятие святого Петра».

А в капелле слева от главного алтаря висит картина «Превращение по пути в Дамаск» о превращении гонителя христиан Савла в апостола Павла.

Адрес: Piazza del Popolo.

Галерея Дориа Памфили (Galleria Doria Pamphili)

В уютной и красивой галерее Дориа Памфили вы увидите одно из первых и выделяющееся по стилю от всех остальных полотен Караваджо – «Отдых в Египте». Картина изображает сцену из Святого Писания на фоне обычного пейзажа, словно говоря, что нет разницы между чувствами реального и божественного. Считается, что это его лучшая картина в интимно-психологической интерпретации.

Также здесь висит работа «Кающаяся Магдалина».

Адрес: Via del Corso, 305. Вход: €9.

Капитолийский музей (Musei Capitolini)

Обязательно загляните в Капитолийский музей! Тут хранятся две картины Караваджо — «Гадалка» (выполненная по заказу кардинала Дель Монте около) и «Иоанн Креститель» (почти забытая картина, которую случайно нашли в 1953 году в кабинете римского мэра).

Адрес: Piazza del Campidoglio. Вход: €13 (вместе с выставками).

Музеи Ватикана

Конечно же, одна из работ Караваджо хранится в музеях Ватикана в Пинакотеке. Обязательно взгляните на полотно «Положение во гроб», которым восхищались Рубенс, Фрагонар, Жерико, Сезанн, почитатели и враги. Существует даже множество копий этой картины.

Адрес: Viale Vaticano. Вход: посещение музеев Ватикана лучше планировать заранее, потому что очереди туда длиною в ватиканские стены, а кассы работают только до 16.00. Чтобы успеть неспешно насладиться искусством, купите на официальном сайте музеев ваучер, который позволит пройти без утомительного ожидания.

Бонус. Фильмы о Караваджо

«Караваджо», Дерек Джармен

Эта британская кинолента 1986 года рассказывает не только о жизни художника, но и о самом известном его натурщике. Мы узнаем о том, что их связывало не только творчество, а гораздо большее. По версии режиссера, Караваджо был бисексуалом, и сюжет картины демонстрирует «римский период» творчества маэстро, когда его связывали прочные отношения с тем самым юношей, который держит корзину с фруктами. Через эти отношения перед зрителями предстает очень неоднозначная яркая личность Караваджо со множеством пороков и достоинств.

«Караваджо», Анджело Лонгони

Этот мини-сериал итальянского режиссера Анджело Лонгони – очень эмоциональный, захватывающий и окончательно влюбляет в Караваджо. Сюжет рассказывает историю художника с детства и до самой смерти. Зритель узнает каково ему было в тяжелые годы учебы, почему он переехал в Рим, принесший ему как славу, так и бесконечные проблемы, как он познакомился со своим покровителем Франческо дель Монте, какие душевные муки художник испытывал в конце жизни. Всенепременно нужно смотреть всем поклонникам его творчества!

Еще об Италии:
Партнерские ссылки:
  • Ищите нестандартные экскурсии на Tripster;
  • Бронируйте жилье на Booking;
  • Бронируйте авиабилеты на сайте МАУ;
  • Заказывайте готовые туры на Misto.travel;
  • Берите байки в аренду на BikesBooking.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector