Картины караваджо в риме

Картины караваджо в риме

Картины Караваджо в Риме: где посмотреть

Картины Караваджо

Одним из самых ярких представителей итальянской живописи является Микеланджело Меризи да Караваджо. Большую часть творческого периода маэстро рисовал в Риме, где по сей день хранится большая коллекция. Многие картины Караваджо в Риме можно посмотреть бесплатно, но некоторые скрыты от глаз толпы в музеях и галереях.

Для полотен Караваджо характерны контрастные цвета, что придает изображению максимальную реалистичность. К сожалению, часть полотен безвозвратно утрачены, поэтому обязательно посмотрите вживую сохранившиеся великие итальянские шедевры.

Где посмотреть картины Караваджо бесплатно

Есть три церкви в Риме с картинами Караваджо, доступ к которым всегда открыт. Но чтобы получить полное представление о работах и самом художнике (поверьте, в жизни бунтаря Караваджо было много захватывающих историй), мы советуем вам заказать индивидуальную экскурсию с русскоязычным гидом — нажмите ниже, чтобы узнать подробности.

Базилика Сант Агостино (Sant’Agostino)

В церкви Сант Агостино хранится работа Караваджо «Мадонна ди Лорето» или «Матерь паломников». Эта картина – одна из самых нашумевших полотен художника. Дело в том, что облик Богородицы маэстро срисовал с куртизанки. В те времена эти дамы постоянно позировали всем и всюду. Сановников возмутила слишком обнаженная грудь Девы. В любом случае для кормящей матери это явление вполне обычное.

Церковь Сан Луиджи дей Франчези (San Luigi dei Francesi)

В этом соборе, возведенном в честь французского правителя Людовику IX, находится 3 полотна кисти Караваджо: «Призвание Апостола Матфея», «Святой Матфей и Ангел», «Мученичество Святого Матфея». На последней живописец нарисовал себя в качестве одного из очевидцев, смотрящему назад. Все три произведения висят в Капелле Контарелли, находящейся слева от центрального алтаря.

Базилика Санта Мария дель Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo)

Многие туристы, к сожалению, проходят мимо этой церкви, т.к. внешний вид ее достаточно скромен, но внутри скрывается грандиозное внутреннее убранство. Именно поэтому она входит в список римских церквей, которые обязательно нужно посетить.

В левом нефе у алтаря находятся два знаменитых полотна Караваджо: «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» и «Распятие Святого Петра».

Где посмотреть картины Караваджо платно

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

В коллекцию дворца входят такие работы Караваджо, как «Нарцисс» и «Юдифь, убивающая Олоферна». На 1-ом полотне как нельзя лучше виден оригинальный почерк живописца – его шикарное владение техники «кьяроскуро» (резкое противопоставление света и тени). А на второй работе изображен юноша, который влюбился в свое отражение. После смерти он превратился в цветок нарцисс.

Галерея Боргезе (Galleria Borghese)

В галерее представлены самые знаменитые картины Караваджо. В музее висят: «Мадонна и младенец со Святой Анной» или «Мадонна со змеей», автопортрет «Больной Вакх», «Мальчик с корзиной фруктов», «Святой Иероним в размышлении», «Святой Иоанн Креститель», «Давид с головой Голиафа». Как видите, произведений немало. На последнем полотне Караваджо нарисовал автопортрет в облике побежденного великана Голиафа.

В кассу Галереи Боргезе обычно собирается большая очередь, ожидание в которой может растянуться на пару часов. Чтобы облегчить себе задачу, лучше заранее приобрести билеты через сайт.

Капитолийские музеи (Musei Capitolini)

В Пинакотеке Капитолийских музеев вы сможете насладиться полотном Караваджо – «Гадалка» или «Предсказатель судьбы». Идея этой картины нравилась состоятельным клиентам, от чего художник много раз его рисовал под заказ. Многие последователи пытались сделать копии этой талантливой работы, но исключительную игру света и тени, как у Караваджо, никому не удалось повторить.

Музеи Ватикана (Musei Vaticani)

В картинной галерее Ватикана хранится известная работа Караваджо — «Погребение Христа» или «Положение во гроб Христа». На ней изображен распятый Иисус, которого поместили в предназначенной для захоронения пещере. Реалистичность эмоций на полотне позволяет тонко прочувствовать глубину трагичности центральной сцены Евангелия. Сюда часто приезжают туристы в рамках религиозных экскурсий.

Палаццо Дория Памфили (Palazzo Doria Pomfilj)

Этим красивейшим дворцом владели некогда благородной семье Дория Памфили. Их потомки собрали большую коллекцию произведений искусств, включающих 2 полотна Караваджо: «Кающаяся Магдалина» и «Отдых на пути в Египет».

Прогулка с Караваджо: церкви и музеи Рима

Национальная галерея старинного искусства

Национальная галерея старинного искусства ведёт отсчёт своей истории с 1895 г., когда были объединены в единое целое две коллекции искусства — Корсини и Торлония. С 1949 г. галерея занимает второй и третий этажи Палаццо-Барберини, где представлены произведения великих живописцев из Италии и со всего мира с XIII по XVIII вв.

На втором этаже можно увидеть «Мадонну с младенцем» Филиппо Липпи, «Форнарину» Рафаэля, «Юдифь и Олоферна» и «Нарцисса» Караваджо, «Et in Arcadia Ego» Гверчино, «Портрет Генриха VIII» Ганса Гольбейна. В залах апартаментов XVIII в. вы найдёте венецианские ведуты Каналетто, пейзажи Рима и окрестностей Гаспаре Ванвителли, пастельные портреты Розальбы Каррьеры, «Двадцатилетнюю Аннет» Жана-Оноре Фрагонара.

Очень хорошо здесь представлена и живопись XVIII в. Экспозиция выстроена по школам, отличается стабильно высоким уровнем художественного мастерства и позволяет составить полноценное представление об итальянской живописи этого периода. В дополнение к ней есть несколько французских полотен той же эпохи.

«Юдифь и Олоферн»

«Юдифь и Олоферн» © Wikimedia Commons

Здание Палаццо-Барберини начали возводить в 1625 г. по проекту Карло Мадерно, которого позднее сменил Франческо Борромини, в свою очередь вскоре уступивший место Джан Лоренцо Бернини; он-то и завершил работы в период между 1629 и 1633 гг. Мадерно, как считается, создал общий план строения и два крыла, Борромини принадлежит рисунок окон и заднего фасада, а также винтовая лестница с колоннами в правой части дворца. Главный же фасад и парадная лестница — дело рук Бернини.

Здание чрезвычайно богато живописным декором: большой салон второго этажа украшен фресками на тему «Триумф Божественного Провидения», а капелла и галерея расписаны Пьетро да Кортона. «Триумф Божественной Мудрости» в седьмом зале принадлежит Андреа Сакки.

Церковь Сант’Агостино на Марсовом Поле

Церковь Сант’Агостино

Эта церковь построена в 1296 г. по воле папы Бонифация VIII, но завершить строительство удалось лишь в 1420 г. Нынешний облик здания — результат реконструкции в 1479-1483 гг., которую провели Якопо ди Пьетрасанта и Себастьяно Фьорентино. В 1756 г. Луиджи Ванвителли коренным образом переделал интерьер церкви, а также колокольню XV в.

«Мадонна ди Лорето»

«Мадонна ди Лорето». 1604 © celesteprize.com

В первой капелле слева находится знаменитая картина Караваджо «Мадонна ди Лорето» (1604), а на третьей пилястре слева в центральном нефе вы увидите фреску Рафаэля «Пророк Исайя» (1512). В главном алтаре, спроектированном Бернини и оформленном в 1627 г., помещена «Богоматерь с младенцем» и церкви святой Софии в Константинополе. Особенный интерес представляет картина Гверчино «Святой Августин, Иоанн Креститель и Иероним» (1591-1666) в капелле святого Августина, расположенной в правой части трансепта.

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

Французская церковь, заложенная кардиналом Джулио Медичи (впоследствии ставшим папой под именем Климента VII) в 1518 г. и завершённая в 1589 г. Джакомо делла Порта и Доменико Фонтаной, известна тремя картинами Караваджо со сценами из жития апостола Матфея и фресками Доменикино.

Мученичество апостола Матфея

«Мученичество апостола Матфея» © magazineroma.it

Широкий фасад эпохи позднего Возрождения, по всей видимости, принадлежит Джакомо делла Порта; пилястры делят его на пять пролётов с тремя порталами и двумя нишами, где размещаются статуи работы скульптора Л’Эсташа (1758). Церковь имеет три нефа с пятью капеллами по обеим сторонам и богатые хоры посередине, отделанные мрамором. Общий стиль интерьера, вне всякого сомнения, — барокко.

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе — это настоящая шкатулка сокровищ искусства, расположившаяся посреди самого любимого римлянами парка. Своим созданием галерея обязана кардиналу Шипионе Боргезе, построившему эту виллу в начале XVII в. специально для того, чтобы разместить в ней свою коллекцию.

Следует иметь в виду, что галерея была основана именно на базе частной коллекции, поэтому сами работы и их распределение в экспозиции не соответствуют традиционным научным критериям (период, сюжет), а просто отражают вкус и намерения создателей галереи.

Святой Иероним

«Святой Иероним» © rozmilla.wordpress.com

Жемчужины собрания — это великолепная серия скульптур, созданных для кардинала юным Джан Лоренцо Бернини («Эней», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид»), которые словно приглашают нас принять участие в событиях их жизни, картина Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная», шедевры Караваджо и прекрасная статуя Антонио Кановы «Венера Победительница», изображающая принцессу Полину Боргезе, любимую сестру Наполеона.

Капитолийские музеи

Капитолийские музеи

В 1471 г. папа Сикст IV преподнёс гражданам Рима несколько бронзовых статуй. Так появился первый публичный музей на свете.

Собрание Капитолийских музеев выставляется в двух зданиях, стоящих по сторонам от Палаццо-Сенаторио вокруг площади Кампидольо, — Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо-Нуово. Два этих здания связаны подземной галереей, где выставляются каменные плиты с надписями и откуда можно попасть в помещение древнеримского архива Табулария, чьи могучие арки видны с римского Форума.

Гадалка

Частью экспозиции музеев является оригинал бронзовой конной статуи Марка Аврелия.

Стоит также заглянуть в музейное кафе: оно находятся на великолепной террасе Палаццо-Каффарелли, откуда открывается по-настоящему захватывающий вид. Там можно задержаться на бранч, перекусить сэндвичем или ещё чем-нибудь, выпить чашечку кофе или чая, коктейль или ликёр.

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника

Многие наши современники даже не предполагают, что имя одного из выдающихся художников эпохи барокко, после его смерти было предано забвению на протяжении нескольких сотен лет. Неоправданно суровое суждение о непростом и противоречивом жизненном пути вскоре было использовано многочисленными хулителями, чтобы картины Караваджо считались ремесленными поделками, не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Так, например, знаменитый французский живописец XVII века Николас Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665), перебравшийся в Рим спустя четырнадцать лет после кончины художника, говорил, что «Караваджо пришел, чтобы уничтожить живопись».

Длительный период забвения был прерван лишь в 20-х годах XX века. Работы художника получили широкое признание благодаря вкладу некоторых искусствоведов того времени, в частности итальянского историка Роберто Лонги (Roberto Longhi, 1890-1970). Указывая, что картины Караваджо оказали сильнейшее влияние на развитие техники живописи последующих столетий, исследователь, в частности отмечал: «Джузеппе Рибера, Ян Вермеер и Рембрант никогда бы не существовали без него, а искусство Делакруа, Корбе или Моне было бы совершенно иным».

Сегодня у многочисленных исследователей творчества художника нет единого мнения относительно точного числа написанных Караваджо картин – по разным оценкам их количество колеблется от 40 до 80. Авторитетный коллекционер и писатель книг по барочному искусству Альфред Мойр (Alfred Moir, 1924-2010) в написанной им биографии Караваджо подтверждает подлинность лишь 48 полотен, принадлежащих кисти мастера, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира. Самое большое собрание произведений художника находится в Италии – порядка 28 картин Караваджо в Риме, а единичные экземпляры можно найти во Флоренции и Милане, Палермо и Неаполе, Генуе и Мессине.

Где бесплатно можно увидеть картины Караваджо в Риме

Знаете ли вы, что некоторые произведения Караваджо в Риме можно увидеть совершенно бесплатно без сутолоки и очередей. Несколько церквей являются местами, для которых они были предназначены изначально, предоставляя сегодня уникальную возможность поклонникам его таланта лицезреть полотна в той же среде и испытать несравненные эмоции своей причастности к многовековой истории Вечного города.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези

Piazza di S. Luigi dei Francesi

Недалеко от Пьяцца Навона в Риме находится церковь Сан Луиджи деи Фрачези, посвященная королю Франции Людовику IX (1214-1270), причисленного к лику святых папой Бонифацием VIII в 1297 году. Здесь, в часовне Контарелли (Capella Contarelli), находятся сразу три картины Караваджо, написанные им в период 1599-1602гг. на тему жития святого Матфея Евангелиста.

Французский кардинал Маттео Контарелли (Matteo Contarelli, 1519-1585) еще при жизни пожелал упокоить его после своей кончины в церкви Сан Луиджи деи Франчези, которой он выделял значительные средства для строительства. В частности, на деньги кардинала был выстроен фасад здания, окончательно завершенного в 1589 году. Также, он оставил значительную сумму для возведения в церкви часовни, завещав украсить ее сценами из жизни Матфея Евангелиста, так как сам Контарелли носил имя этого святого.

Цикл картин в капелле Контарелли начинается с одной из самых известных работ Караваджо «Призвание Святого Матфея», расположенной на левой стороне часовни. Написанная сцена повествует об известном сюжете, описанном в Евангелие от Матфея, где Спаситель указывает на избранного им сборщика податей, призывая его в свои ученики.

«Призвание Святого Матфея» (1600)

Сюжет центрального полотна «Святой Матфей и Ангел», размещенного над алтарем часовни, был оговорен самим Маттео Контарелли еще при жизни. Он пожелал изобразить Святого занятым за написанием глав Евангелия, прислушивающегося и внимающего голосу Ангела, витающего над ним.

«Святой Матфей и Ангел» (1602) © sailko / Wikimedia Commons

На правой стороне часовни – картина Караваджо «Мученичество Святого Матфея», являющаяся одной из первых многофигурных композиций мастера. В ней описан эпизод нанесения убийцей последнего, рокового удара будущему мученику. Полотно особенно интересно тем что, согласно утверждениям экспертов, в представленной на заднем плане сцене в одной из фигур угадывается автопортрет самого художника.

«Мученичество Святого Матфея»(1600)

Работы Караваджо в базилике Санта Мария дель Пополо

Piazza del Popolo,12

В находящейся на одноименной площади базилике можно увидеть еще две картины Караваджо. Успех работ, написанных для капеллы Контарелли, обеспечили художнику новый заказ, сделанный монсеньором Тиберио Черази (Tiberio Cerasi, 1544-1601), служившим генеральным казначеем Апостольской палаты при понтификате Климента VIII. Незадолго до своей смерти, а точнее 8 июля 1600 года, Черази купил часовню у монахов-августинцев в базилике Санта Мария дель Пополо с условием ее восстановления. Уже в сентябре, для росписи капеллы, он пригласил двух молодых художников – Аннибале Карраччи, создавшего в ней надалтарное полотно «Успение Пресвятой Богородицы», и Микеланджело Меризи, написавшего две картины расположенные по обеим сторонам внутренних стен часовни.

Часовня Черази в базилике Санта Мария дель Пополо © Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons

Эти два произведения Караваджо отличались исключительным реализмом и, в тоже время, искажением иконографии, что вызвало глубокие нарекания со стороны Церкви. Например в картине «Обращение Святого Павла», иллюстрирующей библейский сюжет начала служения Апостола Павла Спасителю, художник изобразил момент, когда Иисус Христос является Саулу на пути в Дамаск в ослепляющем свете, призывая стать его служителем. В этой сцене присутствуют старик и лошадь, которая, благодаря божественному вмешательству, поднимает копыто, чтобы не топтать Павла, но отсутствует сам Иисус. По мнению историков, Караваджо решил не писать Христа, так как не хотел, чтобы на его картинах присутствовали обожествленные фигуры — это пошло бы вразрез с реализмом, к которому стремился художник. Кроме того, круп лошади занял гораздо большее пространство на полотне художника, чем сам святой, за что некоторые критики иронично окрестили картину «Обращение коня».

Караваджо, караваджо биография, творчество караваджо, караваджо описание, искусство караваджо, караваджо произведения, караваджо кратко, микеланджело де караваджо, караваджо работы, художник микеланджело караваджо, караваджо краткая биография, караваджо история, меризи да караваджоКартины Караваджо «Обращение Святого Павла» и «Распятие Сятого Петра» (1601)

На второй картине в капелле Черази изображено мученичество Святого Петра. Согласно древнему преданию, когда Петр был приговорен к смерти в Риме, он просил быть распятым вверх ногами, так как он не верил, что человек достоин такой же смерти, какую принял Иисус Христос. Темный фон написанного полотна подчеркивает драматическое напряжение экзекуторов, изображенных не как мучителей, которые действуют неоправданно жестоко, а как простых людей, которых заставляют выполнять тяжелую работу.

Картина Караваджо в базилике Сант Августино ин Кампо Марцио

Via della Scrofa, 80

В находящейся неподалеку от Пьяцца Навона базилике находится один из самых известных шедевров Караваджо «Мадонна ди Лорето», так же известная под названием «Мадонна деи Пеллегрини», являющаяся защитницей странствующих и паломников. В 1603 году, когда художник был на пике своего успеха и признания, Оринзия Каваллетти (Orinzia Cavalletti), вдова болонского нотариуса Эрмете Каваллетти, заказала Караваджо картину для семейной часовни в базилике Сант Августино в соответствии с завещанием, которое нотариус составил всего лишь за два дня до своей смерти.

Караваджо, караваджо биография, творчество караваджо, караваджо описание, искусство караваджо, караваджо произведения, караваджо кратко, микеланджело де караваджо, караваджо работы, художник микеланджело караваджо, караваджо краткая биография, караваджо история, меризи да караваджоКартина Караваджо «Мадонна ди Лорето» в базилике Сант Августино ин Кампо Марцио

Эрмете Кавалетти сам неоднократно отправлялся в паломничество по святым местам – последнее хождение было сделано незадолго до кончины. Именно поэтому Караваджо выбрал сюжет, где Мадонна предстает перед двумя бедными, в грязной и изношенной одежде, паломниками. По мнению некоторых искусствоведов, он изобразил на холсте самого Эрмете Каваллетти и его мать.

По утверждениям современников, Мадонну художник писал с известной в те времена высокопоставленной римской куртизанки Маддалены Антоньетти (Maddalena Antognietti). Являясь частью особой элиты, поделенной между кардиналами и богатыми торговцами, включая Филлида Меландрони и Доменику Кальви, Маддалена Антоньетти была в тесной связи с Караваджо. Из-за нее, в один их летних вечеров 1605 года, художник напал на нотариуса Мариано Паскулоне, нанеся ему довольно тяжелые увечья.
Воспроизведенное в образе Мадонны узнаваемое лицо, довольно известное в определенных кругах общества, вызвало негативное восприятие Церкви. Совет Трента, опасаясь скандала, пытался запретить публичную демонстрацию картины, утверждая, что работа художника «вопиюще оскверняет красоту священной фигуры» и наверняка будет отвергнута заказчиком. Однако этого не произошло. Например, кардинал Борромео, рассуждая в соответствии с контрреформаторскими диктатами, заметил, что «подобное нравится множеству людей, которые, к сожалению, приветствуют и более плохие вещи… А невежество и вульгарность художника лишь восхищает его ошибками – здесь невозможно понять, действительно ли это искусство или что-то просто красиво написанное».

Благодаря высокой реалистичности и тому факту, что главные герои – это два простых человека (не говоря уже о том, что Мадонна изображена так, как если бы она и сама была простолюдином того времени), работа Караваджо имела значительный успех в самых бедных слоях римского населения.

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от исторического центра — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Произведения Караваджо в музеях Рима

Большинство работ художника находятся в музеях Вечного города. Их посещение, как правило, платное, однако не стоит забывать, что первое воскресенье каждого месяца они раскрывают свои двери для всех желающих. Ниже приведен наиболее полный, на наш взгляд, список музеев, где можно увидеть картины Караваджо в Риме.

Галерея Боргезе

Piazzale del Museo Borghese, 5

В галерее Боргезе в Риме находится самое большое собрание работ художника:

  • «Святой Иоанн Креститель» (1610);
  • «Давид с головой Голиафа» (1609-1610);
  • «Мадонна с младенцем и Св. Анна» (1605);
  • «Письмо Св. Иеронима» (1605);
  • «Больной Вакх» (1593-94);
  • «Мальчик с корзиной фруктов» (1593-94);

Национальная галерея древнего искусства

Палаццо Корсини – Via della Lungara, 10

  • «Святой Франциск в молитве» (1605)

Палаццо Барберини – Via delle Quattro Fontane, 13

  • «Юдиф и Олоферн» (1599);
  • «Нарцисс» (1599)

Галерея Дориа Памфили

Via del Corso, 305

  • «Святой Иоанн Креститель» (1602);
  • «Отдых на пути в Египет» (1595-96);
  • «Кающаяся Магдалина» (1594-95);

Музеи Ватикана

Città del Vaticano

  • «Погребение Христа» (1602-1604)

Капитолийские музеи

Piazza del Campidoglio,1

  • «Гадалка» (1593-1595)

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника

Понять и влюбиться в работы великого Караваджо

История жизни великого мастера и его культурной революции

от €130 за экскурсию

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника

Оживший мрамор и застывшая красота в галерее Боргезе

Бернини, Канова, Караваджо, Тициан, Рафаэль и другие гении — в великолепной коллекции музея

€150 за экскурсию

Картины Караваджо в Риме – где можно увидеть работы художника

Античность и средневековье в городе Палестрина

Наследие Барберини и Микеланджело в самом необычном городе региона Лацио

€195 за экскурсию

Работы Караваджо в частных коллекциях

Некоторые произведения Караваджо в Риме находятся в частных коллекциях, увидеть которые считается редкой удачей – они демонстрируются для широкой публики лишь при проведении выставок. Например, картина «Обращение Святого Павла» (1600-1601), написанная на кипарисовой доске, принадлежит семье Одескальки. Она является первым вариантом описанной выше картины с тем же названием, которая находится в часовне Черази в базилике Санта Мария дель Пополо. Последний раз эта работа художника демонстрировалась в палаццо Scuderie del Quirinale в Риме с февраля по июль 2010 года. При этом она была застрахована на 100 млн. евро.

Картина Караваджо «Обращение Савла»(1600-1601), хранящаяся в частной коллекции Одескальки

В казино виллы Бонкомпаньи Людовизи можно увидеть единственную фреску Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон», написанную им около 1597 года. Роспись на потолке была заказана покровителем и защитником художника Франческо дель Монте.

Караваджо, творчество караваджо, караваджо описание, искусство караваджо, караваджо произведения, караваджо кратко, микеланджело де караваджо, караваджо работы, художник микеланджело караваджо, караваджо история, меризи да караваджоПотолочная роспись «Юпитер, Нептун и Плутон» в казино виллы Людовизи

Картины Караваджо украшают сегодня самые знаменитые музеи мира. Долгое забвение и неприятие имени художника привело к тому, что многие полотна были утрачены, а некоторые сохранились лишь как копии с недоказанным авторством. Так или иначе, в Риме сконцентрировано самое большое количество его произведений, увидеть которые обязан каждый.

Читайте также  Национальная галерея современного искусства в риме

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и дальше — за наследием художника

Где искать картины одного из самых скандальных художников эпохи барокко.

Микеланджело Меризи да Караваджо прославился не только своими чувственными и кровожадными полотнами, но и скандальной биографией. Его называют первым представителем богемы: он жил как хотел, не принадлежал ни к одной художественной школе, религиозные образы писал с обычных людей сомнительной репутации, водил дружбу с настоящими бандитами, а еще постоянно дрался и даже убил человека.
При этом успешно выполнял церковные заказы и пользовался расположением самых влиятельных людей своего времени, которые, кстати говоря, зачастую и спасали его из всевозможных передряг.
В историю искусства Караваджо вошел не только как гениальный художник, но и как вечный беглец. За свои недолгие 38 лет он успел пожить в Милане, Риме, Неаполе, на Сицилии и Мальте.

Что же заставляло Караваджо срываться с насиженного места и каждый раз начинать все сначала? Ужасный характер, неуемные амбиции и тяга к приключениям. О наследии Караваджо, разбросанном от северной Италии до Мальты, рассказывает Елизавета Климова, автор проекта «Безумные будни искусствоведа».

Караваджо в Милане

Все началось с Милана, куда юный художник приехал из городка Караваджо на обучение к уважаемому мастеру Симоне Петерцано. Милан в конце XVI века представлял собой город, полный насилия и беззакония, которым управляли испанцы. Так что неудивительно, что после окончания учебы взбалмошный Караваджо моментально вляпался в крупные неприятности: вступил в драку, закончившуюся кровопролитием, за что и угодил в тюрьму. Пытаться построить карьеру с такой репутацией в столице Ломбардии было невозможно, поэтому, отсидев положенный срок, художник отправился в Рим в поисках лучшей доли.

К сожалению, никаких ранних работ Караваджо в Милане не сохранилось, зато в крупнейшей художественной галерее, пинакотеке Брера (via Brera, 28), находится великолепное полотно «Ужин в Эммаусе» 1606 года. На холсте изображена встреча воскресшего Христа с учениками, но вместо надежды и радости на ней царят мрачное одиночество и предчувствие грядущих скитаний, которыми была так богата жизнь художника. Также в галерее есть целый зал с полотнами последователей и современников Караваджо, да и вообще музейная коллекция пестрит шедеврами, начиная от Рафаэля и Беллини и заканчивая Модильяни.

Караваджо в Риме

Риму давно нужен был такой реформатор, как Караваджо. Конечно, успех пришел не сразу. Сначала пришлось поработать на подхвате у других живописцев, но зато Караваджо смог отточить свой стиль и даже изобрести парочку новых жанров. Знакомство с кардиналом Франческо Марией дель Монте в корне изменило жизнь начинающего художника: он переехал под крылышко своего покровителя в палаццо Мадама на piazza Castello (сейчас там находится резиденция итальянского Сената), где благополучно прожил шесть лет, и стал вхож в высшее общество Рима. Хотя развлекаться он по-прежнему предпочитал с друзьями-головорезами, проводя время за азартными играми, пьяными дебошами или в объятиях куртизанок.

С 1504 года Караваджо наконец снял себе жилище на vicolo del Divino Amore, 19, в котором устроил мастерскую по своему разумению, а именно: прорубил в потолке окно, чтобы свет падал с нужной стороны. Хозяйку дома это, мягко говоря, не порадовало, но таков уж был Караваджо. Сейчас бывший дом художника находится в частной собственности, так что внутрь попасть не получится, зато можно прогуляться по округе. Лучшие работы Караваджо представлены в трех соборах Рима и, что особенно приятно, попасть туда можно совершенно бесплатно.

Первым делом следует отправиться в капеллу Контарелли (piazza San Luigi de’ Francesi, 2) при церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Заказ трех огромных полотен с жизнеописанием апостола Матфея стал долгожданным прорывом для Караваджо. После этих картин о нем заговорили как о pittore celebre — признанном мастере.

Самая известная из трех работ — «Призвание святого Матфея». В сумрачном подвале сборщик податей Матфей со своими подельниками считает награбленные барыши, когда там появляются Христос и святой Петр. Спаситель указывает на Матфея, призывая его идти за собой. Жест Христа полностью повторяет жест Адама с фрески в Сикстинской капелле великого тезки художника Микеланджело Буонарроти. В этой работе Караваджо использовал один из своих фирменных приемов, кьяроскуро, доведя контраст между светом и тьмой до абсолютного предела. И неспроста: и свет, и тьма выступают исключительно в символической роли.

В соборе Санта-Мария дель Пополо (капелла Черази, piazza del Popolo, 12) находятся «Распятие святого Петра» и «Обращение святого Павла по дороге в Дамаск» («Почему ты поместил в центре полотна лошадь, а святого Павла изобразил на земле?» — «Потому!» — «Разве лошадь — бог?» — «Нет, но она стоит в божественном свете!»).

В Сант-Агостино (via dei Pianellari) — «Мадонна Пилигримов» (Мадонна ди Лорето), списанная с куртизанки Лены Антоньетти, любовницы Караваджо. Ох уж эти грязные пятки оборванцев-пилигримов, склонившихся перед девой Марией! Сколько о них было разговоров!

В Риме довольно много музеев с картинами Караваджо. Обойти их за одну поездку вряд ли получится, но заглянуть хотя бы в несколько обязательно нужно.

В галерее Боргезе (piazzale del Museo Borghese, 5) можно найти целых семь (!) полотен скандального гения, среди которых знаменитые «Юноша с корзиной фруктов» и «Больной Вакх», считающийся автопортретом художника, «Мадонна со змеей» (Мадонна Палафреньери), провисевшая в соборе Святого Петра всего несколько дней и проданная от греха подальше (Мадонна-куртизанка и голый Христос — он в своем уме вообще?) кардиналу Шипионе Боргезе, а также последняя работа Караваджо — «Давид с головой Голиафа», где художник придал собственные черты поверженному великану.

В Национальной галерее старинного искусства в палаццо Барберини (via delle Quattro Fontane, 13) находится «Юдифь, убивающая Олоферна», картина, по своей кровожадности готовая поспорить с лучшими фильмами Тарантино, а в Ватиканской пинакотеке (Viale Vaticano) хранится «Положение во гроб», еще один бессмертный шедевр, который часто копировали другие великие художники.

Караваджо в Неаполе

В Неаполь Караваджо бежал после убийства Рануччо Томассони, которое произошло из-за крайне вспыльчивого нрава художника. Отказавшись платить проигрыш в азартной игре, Караваджо схватился за шпагу и насмерть ранил выигравшего Тамассони. После этого в Риме художника объявили вне закона, зато в Неаполе встретили как настоящую суперзвезду. Он получил заказ на создание монументального полотна «Семь деяний милосердия», и оно настолько впечатлило заказчиков, что они даже поклялись: картина никогда не покинет алтарь. А еще строго-настрого запретили ее копировать.

Работа до сих пор находится в церкви Пио Монте делла Мизерикордия (via dei Tribunali, 253) и, бесспорно, является ее главным украшением. Рядом, кстати, выставлен договор с художником.

Еще одной точкой маршрута на карте Неаполя должен стать музей Каподимонте (via Miano, 2), где собрана потрясающая коллекция итальянской живописи, среди которой спрятано красивейшее полотно Караваджо — «Бичевание Христа».

Караваджо на Мальте

Мальта пообещала Караваджо рыцарский статус и покровительство очень влиятельного человека — гроссмейстера ордена госпитальеров. Предложение было очень кстати, учитывая постоянные проблемы художника с законом.

Здесь он написал несколько картин, включая портрет великого магистра Алофа де Виньякура в образе святого Иеронима, а также громадное полотно «Обезглавливание Иоанна Крестителя». Обе эти работы можно найти в соборе Святого Иоанна Предтечи (Triq San Gwann, Il-Belt Valletta).

«Обезглавливание» — единственное произведение с подписью Караваджо. Оно считается его самым главным шедевром. Огромная мрачная картина со сценой убийства святого пропитанная безысходностью и тоской, но завораживает любого, кто ее видит. Создается ощущение, что это не изображение мученической смерти Крестителя, но казни самого художника. Из вспоротой глотки Иоанна сочится густая кровь, превращаясь в подпись: «брат Микеланджело».

Работа сильно впечатлила братство иоаннитов, для которого была предназначена, и в благодарность Караваджо был посвящен в рыцари. Но, увы, счастье длилось недолго. Через четыре месяца после торжественной церемонии он опять натворил темных дел и оказался в тюрьме — на этот раз в одиночной камере-яме глубиной три с половиной метра. Каким-то чудом ему удалось сбежать, и следующим пунктом назначения мятежной души стала Сицилия.

Караваджо на Сицилии

На Сицилии художника встретил старый друг из лихой римской компании Марио Миннити, тот самый соблазнительный юноша с фруктами или лютней с картин Караваджо. Марио с радостью принял художника и был готов посодействовать в получении заказов.

В Сиракузах в церкви Санта-Лючия-алла-Бадия (via Pompeo Picherali) можно увидеть «Погребение святой Лючии», великолепный заалтарный образ, который так же, как и 400 лет назад является причиной скандала.

Заказчик картины очень возмутился результатом: на переднем плане он хотел видеть ангелов, а не гробовщиков. Сейчас полотно не могут поделить между собой две церкви: Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, которой оно изначально принадлежало, и Санта-Лючия-алла-Бадия, приютившая картину на время ремонта катакомб и теперь отказывающаяся ее возвращать.

Как бы то ни было, это один из шедевров позднего Караваджо. Святая Лючия, раннехристианская мученица и покровительница Сиракуз, была жестоко убита и погребена в катакомбах.

Караваджо, пребывая в смятении после стремительного побега с Мальты и опасаясь мести мальтийских рыцарей, даже не пытался смягчить отчаянье и скорбь героев, а наоборот, усугубил обреченное настроение пустыми пространствами. В Региональный музей Мессины (viale della Libertà, 465) стоит заехать за «Поклонением пастухов» и «Воскрешением Лазаря», написанными Караваджо в 1609 году. С «Воскрешением» связывают одну пугающую легенду, которая в полной мере раскрывает буйный нрав художника: чтобы добиться наибольшей достоверности в передаче сюжета, он приказал принести в мастерскую настоящий труп, а когда натурщики наотрез отказались держать в руках уже начавшего разлагаться мертвеца, Караваджо выхватил кинжал и угрозами заставил их подчиниться.

Караваджо в Порто Эрколе

Через год провинциальная Сицилия до ужаса надоела Караваджо, да еще и подоспели новости о возможном помиловании. Художник отправился обратно в Рим. Это путешествие стало последним в его жизни.

Караваджо был схвачен и брошен в тюрьму в портовом городишке Порто Эрколе в разгар июля 1610 года. Почему так случилось, неизвестно. Скорее всего, беднягу все-таки настигла месть одного из его многочисленных врагов.

Кое-как освободившись из заточения, он с ужасом узнал, что судно со всем его имуществом, включая картины, уплыло. Это потрясение подорвало и без того слабое здоровье художника, и он умер от лихорадки в местной монастырской больнице.

Долгое время могила Караваджо считалась утерянной, но в 2010 году группа итальянских ученых обнаружила в массовом захоронении на старом кладбище Святого Себастьяна останки живописца.

В 2014-м его похоронили вновь, на этот раз с громкими почестями. Памятник Микеланджело Меризи да Караваджо, украшенный знаменитой корзиной фруктов, находится в зеленой зоне между улицами Via Nuova и via Principe Umberto.

Здесь кончается погоня за самым гениальным бунтарем эпохи барокко. И хочется верить, что он, наконец, обрел покой, которого ему так не хватало при жизни.

Картины Караваджо в Риме: полный гид

Картины Караваджо в Риме: полный гид

Картины Караваджо оставляют незабываемое впечатление, реалистичность созданного художником восхищает и потрясает воображение. Микеланджело Меризи да Караваджо – один из самых известных итальянских художников, творчество которого украшает галереи лучших музеев мира. Караваджо много и плодотворно работал в Риме. Именно в столице Италии даже сегодня можно увидеть большое количество его картин.

Караваджо использовал при создании картин контрастные цвета, поэтому реалистичный вид его работ заставляет подолгу любоваться их совершенством.

Картины художника Караваджо в Риме есть как в свободном доступе, так и в музейных коллекциях. Увидеть картины можно бесплатно во многих церквях Рима, а также заплатив за входной билет в музей. В этой статье вы сможете узнать о том, где и как можно посмотреть картины художника Караваджо бесплатно и за плату.

Чтобы знакомство с картинами художниками было полезным, можно воспользоваться услугами экскурсоводами, который дополнит ваше представление о творчестве художника. История жизни одного из самых выдающихся художников Италии похожа на детектив и, поверьте, слушать её не менее интересно, чем рассматривать картины художника Караваджо.

Купить билеты в достопримечательности онлайн можно по ссылке на официальном сайте.

Места, где картины Караваджо можно осмотреть без оплаты

1 Базилика Sant’Agostino

В здании церкви находится картина Караваджо «Madonna di Loreto» или «Мать паломников». Работа в свое время произвела переполох в обществе, ведь образ Мадонны был срисован Караваджо с лица куртизанки. Облик Богородицы вызвал много нареканий у служителей церкви. Слишком открытой им показалась грудь Девы. «Но для кормящей матери это вполне естественно»,– парировали защитники картины художника Караваджо.

2 Церковь Санта-Мария-дель-Пололо

Часто эта церковь не вызывает интереса у туристов. Потому что внешне не представляет особого интереса. При этом внутри она прячет сокровища, сотворенные рукой Караваджо.

В нефе слева от алтаря можно увидеть две известных работы Караваджо:

  • «La strada per Damasco»;
  • «Распятие Св. Петра».

3 San Luigi deiFrancesi

В этом месте находится несколько полотен художника.

Три выдающихся произведения размещены слева от центрального алтаря:

  • «Св.Матфей и Ангел»;
  • «Призвание Апостола Матфея»;
  • «Мученичество Св. Матфея».

На третьем полотне художник изобразил в качестве одного из очевидцев, обращающего взор назад, себя.

Где увидеть картины Караваджо в Риме за плату

4 Палаццо Барберини

Если вы окажетесь во дворце, то сможете увидеть картины “Нарцисс” и “Giuditta e Oloferne”. Вторая картина представляет собой один из лучших образцов созданного Караваджо в технике «кьяроскуро» (когда свет и тени резко противопоставляются друг другу).

5 Галерея Боргезе

В этом музее Рима вы сможете полюбоваться на великолепные картины, созданные Караваджо:

  • «Мальчик с корзиной фруктов»;
  • «Больной Вакх»;
  • «Давид с головой Голиафа».

Эти картины считаются самыми совершенными из созданных Караваджо. На последней картине вы сможете увидеть автопортрет художника в поверженном Голиафе.

6 Музеи Ватикана

Коллекция музеев Ватикана была бы неполной без картин Караваджо. В этом месте есть одно из лучших его полотен «Положение во гроб Христа» с изображением распятого Иисуса, помещенного в специальной пещере. Эмоции, переданные художником очень реалистично, позволяют погрузиться в драматичность ситуации.

7 Музеи Капитолини

Оказавшись в пинакотеке Капитолийских музеев, пройти мимо еще одного шедевра Караваджо – картины «Предсказатель судьбы» или как ее еще называют “Гадалка” – вам точно не удастся.

Мысль, заключенная в этом изображении, была по нраву состоятельным людям, поэтому художник не раз повторял картину для заказчиков. Последователи Караваджо не раз пытались создать копию великолепной работы. Но игры тени и света передать не могли.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей - Без очереди

Колизей — Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Экскурсии по Риму

Уникальные экскурсии по Риму

8 Палаццо Дория Памфили

Этот дворец принадлежал членам семьи с благородным именем – Дория Памфили. В нем хранятся великолепные образцы творчества живописца, например, «Кающаяся Магдалина».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector