Катакомбы домитиллы и присциллы

Катакомбы домитиллы и присциллы

Римские подземелья

Под древними улицами Рима скрывается еще один полноценный город. Загадочные подземелья тянутся многокилометровыми лабиринтами и скрывают сложные системы коридоров, ниш и ловушек. К сожалению, в распоряжении туристов только малая часть, но и она очень захватывающая!

Считается, что катакомбы – это военные убежища на случай вражеской осады или побега. Но в Риме это в корне не верно. Да и само слово изначально несет совсем другой смысл. Катакомбами называли подземные галереи, где проводили религиозные церемонии и захоронения. Так что они несут на себе отпечаток раннего христианства. В подземных лабиринтах под улицами Рима находится около 750 тысяч захоронений, которые датируются IV столетием и раньше.

Как удалось построить такую сложную и разветвленную систему? Тут древним римлянам помогла специфика ландшафта и горных пород. Все лабиринты проложены в туфе, а это довольно мягкий и пористый материал, который легко обрабатывать. Вдоль длинных коридоров тянутся небольшие комнаты-ниши, которые были чем-то вроде фамильных склепов. Их называли кубикулами. А для менее обеспеченных людей прорубали отдельные узкие ниши.

А дальше расскажу вам о некоторых самых примечательных катакомбах!

Катакомбы святого мученика Себастьяна

Подземные гробницы строили еще в языческие времена. В период раннего христианства в таких склепах хоронили последователей Христа. Одна из самых интересных находок – могила мученика Себастьяна. Здесь лучше всего отражается смена эпох, когда старинные языческие символы переплетаются с христианскими. Себастьян – простой римский легионер, который познал гонения и был осужден за свою веру. По легенде где-то поблизости скрываются погребения Петра и Павла, учеников Христа.

Катакомбы Присциллы

Это самые старые катакомбы Рима среди известных. Род Присциллы владел этими землями, и ее казнили по приказу императора Домициана во время гонений христиан. Под землей скрывается расписанная капелла, которая датируется II веком. В ней сохранились изображения Девы Марии, другие библейские образы и многие надписи, в том числе и на греческом.

Катакомбы святого Каллиста

Это крупнейший комплекс среди христианских подземелий Рима. Галереи растянулись почти на 20 км, вдоль которых насчитывается около 170 тысяч христианских захоронений на четырех уровнях. Сам Каллиста – священнослужитель, который как раз и занимался этими захоронениями. Археологи и ученые до сих пор исследуют находку. Для туристов особенно примечательны три большие крипты. В крипте святой Цицелии находится саркофаг святой мученицы, которая привела к вере сотни римлян. Крипта святых таинств – фамильный склеп, украшенный роскошными фресками. В пещере Пап нашли покой сразу шестеро Пап и множество святых III века.

Катакомбы святой Домитиллы

Эти катакомбы находятся на территории поместья Флавиев. По легенде Домитилла была внучкой императора Веспасиана, но даже она пострадала за свою веру. В этой галерее римлян хоронили до IV века. Естественно, места не хватало, так что захоронения размещены в несколько ярусов. Также тут сохранилось уникальное изображение Христа в обличии Доброго Пастыря.

Катакомбы Рима

Далеко не все сокровища Вечного города расположены на его улицах и площадях: многие тайны надежно укрыты в подземельях, общая длина которых исчисляется десятками километров. Катакомбы Рима – это огромная сеть ходов, перемежающихся кубикулами (склепами) и залами, украшенными уникальными образцами настенной живописи и древними символами. Экскурсии по катакомбам Рима ежегодно привлекают тысячи туристов, которые мечтают приобщиться к раннехристианской и древнеримской культуре. Но посетить можно далеко не все достопримечательности: некоторые открыты только для специалистов – историков и археологов.

Как появились подземелья под Вечным городом?

Изученные участки римских катакомб – это 60 фрагментов общей длиной до 170 километров. Самые глубокие проходят на двадцатиметровой глубине. Подземные ходы и галереи веками использовались в качестве мест захоронения особенно почитаемых горожан. Первые погребения, изученные археологами, имеют возраст более 2000 лет, однако расцвет строительства римских подземных галерей пришелся на II-V столетие н. э.

Интересно, что сами римляне вплоть до Средневековья не называли подземелья катакомбами: они использовали слово «цеметерий», что в переводе означает «усыпальница». Катакомбами жители Рима впервые начали называть подземелья святого Себастьяна, а позже это обозначение стали применять и к другим подземным лабиринтам.

Происхождение катакомб Рима пытались объяснить по-разному. Одни археологи считали, что первоначально вырезанные в туфе ходы предназначались для скрытого перемещения войск во время осады, а позже стали местом общения представителей мистических обществ. Другие называли подземелья остатками древних каменоломен, хотя небольшая ширина ходов и состав пород позволил ученым опровергнуть эту версию. Самая распространенная гипотеза происхождения подземелий – постепенное расширение территорий семейных склепов, которые позже соединили ходами и приспособили для различных целей.

Самые знаменитые лабиринты Рима

В пятерку самых известных катакомб Рима входят несколько подземных сооружений, которые называют по имени похороненных в них святых либо знаменитых горожан. Экскурсии проводятся в катакомбах:

  • святого Себастьяна;
  • святого Каллиста;
  • святой Домициллы;
  • Присциллы;
  • святой Агнессы.

У каждой достопримечательности – свой список выдающихся экспонатов, захоронений, которые пользуются особым почитанием, уникальных настенных надписей.

Катакомбы святого Каллиста – самые посещаемые подземелья Рима

Эти подземелья считаются одним из самых популярных мест для экскурсий. Первые христианские захоронения появились здесь около 2000 лет назад, но известными они стали благодаря диакону Каллисту, который позже был провозглашен Папой Римским. Именно он занялся благоустройством катакомб, впоследствии получивших его имя, и сделал их популярным местом захоронения христиан.

Главные достопримечательности двадцатикилометровых подземелий – Крипта Пап, где захоронено 16 высших служителей церкви, а также крипта святой Цецилии – одной из самых известных мучениц Рима. Гробницы, галереи и ниши создают в лабиринте мистическую атмосферу.

Катакомбы святого Себастьяна

При жизни будущий святой был легионером, который обратился в христианство и принял мученическую смерть при императоре Диоклетиане. В подземельях, носящих его имя, четыре уровня. На нижнем можно увидеть уникальные фрески IV столетия на библейские темы. Среди других достопримечательностей стоит упомянуть три мавзолея, каждый из которых украшен богатой росписью, а также гробницы с Капеллами реликвий – собранием предметов, связанных с христианской тематикой.

Катакомбы святой Домициллы

Семнадцатикилометровый комплекс туннелей рекомендуется посещать только с опытным гидом. Земли, на которых расположились подземелья, подарила христианской общине жена римского консула по имени Флавия Домитилла (Домицилла). Фрагменты древних фресок, арки и ниши, необычные надписи и связанные с этим местом легенды позволяют проникнуться духом эпохи раннего христианства.

Здесь находится древнейшая фреска с образом Христа в облике Доброго пастыря. Прекрасно выполнены и другие сюжеты: Дева Мария, сидящая на троне, Даниил, брошенный в ров со львами, поклонение волхвов.

В лабиринтах, носящих имя Присциллы, также немало образцов настенной живописи. Самым посещаемым местом трехуровневых галерей является греческая капелла. В ней прекрасно сохранилась сцена пира, который у первых христиан был символом евхаристии. Интересна и фреска, на которой изображена Дева Мария с младенцем, а рядом с ними – апостол. Кроме того, здесь захоронены тела семи Пап Римских. А трехуровневые катакомбы святой Агнессы сильно пострадали от рук грабителей, однако осмотр гробниц с погребальными надписями и коллекция бытовых предметов представляют интерес для любителей старины. Путешествия по подземным лабиринтам могут внести разнообразие в экскурсионную программу и откроют немало подробностей о прошлом Вечного города.

ПОДЗЕМНЫЙ РИМ

В рассказе «Катакомбы» популярного в начале XX века писателя А.В. Амфитеатрова, написанном на основе реального события, говорится о двух молодых сестрах-англичанках, копировавших древние фрески глубоко под землей и нарушивших запрет администрации катакомб не уклоняться от дозволенного маршрута. Запасшись клубком ниток, «они вышли из круга исследованных катакомб и проникли в область, куда до них в течение пятнадцати веков не ступала человеческая нога».

Продвигаясь вперед довольно долго, сестры не заметили, что нить оборвалась. Путь к выходу был потерян. «В беспорядочном бегстве от овладевшего ими панического ужаса сестры метались под сводами своей огромной гробницы, как летучие мыши. Они бросались наудачу в первые попавшиеся ходы лабиринта, пробегая по ним километр за километром, пока не свалило их на землю изнеможение».

Только благодаря счастливой случайности им удалось добраться

до отдушины, соединяющей катакомбы с внешним миром. «Сестры провели в земле трое суток: сколько километров сделали они по извилистым ходам катакомб, конечно, мудрено сосчитать даже предположительно. Но, чтобы пройти от св. Каллиста к спасительной отдушине на Монте-Пинчо, им пришлось пересечь по подземному диаметру весь Вечный город, спускаясь ниже ложа Тибра. В результате этих странствий одна из сестер лишилась рассудка, а другая поседела от ужаса. Таковы подземелья древнего Рима — таково шутить с ними».

Один из исследователей римских катакомб в XIX веке Д.Б. Росси в своей книге «Подземный Рим» утверждал, что если вытянуть в одну линию все известные коридоры катакомб, то длина этой линии будет составлять около 700 верст.

Таинственные катакомбы привлекали внимание исследователей еще с эпохи раннего Средневековья. До нас дошел живой рассказ о своих впечатлениях одного из частых посетителей катакомб в IV столетии Блаженного Иеронима. «Когда я, — говорит Иероним, — бывши еще мальчиком, учился в Риме, то считал долгом вместе с другими сверстниками по воскресным дням посещать места погребения апостолов и мучеников и сходить в катакомбы, вырытые в земле на большой глубине. Вошедши сюда, видишь стены, с обеих сторон заполненные трупами. Место здесь темное, так что представляется, будто исполнились слова пророка Давида: «да снидут во ад живи». Там и сям проникает сюда сверху свет, едва достаточный для того, чтобы облегчить на одно мгновение ужас, внушаемый темнотою. Двигаясь дальше и снова погружаясь в непроницаемую тьму ночи, невольно вспоминаешь слова поэта Вергилия: «Ужас овладевает душою, страшит самая тишина!»

В XVIII веке римский адвокат М. Бозио около тридцати лет провел в катакомбах и заслужил прозвище «Христофора Колумба римских катакомб». Он тщательно изучал здесь все, что встречалось замечательного, делал поверку памятников по письменным источникам древнехристианской литературы, подвергал себя всевозможным лишениям и опасностям и, в конце концов, составил капитальный труд, изданный уже после его смерти под названием «Рим подземный».

Крипта пап. Катакомбы св. Каллиста. III век. Рим

Русский художник Федор Петрович Рейман (1842–1920) провел в римских катакомбах двенадцать лет. Выпускник петербургской Академии художеств, он в начале 1870-х годов переехал из Петербурга в Рим, где продолжил образование и окончил Академию Св. Луки. В течение многих лет в невероятно трудных условиях, в темноте и сырости, при свете керосиновых ламп он сделал несколько сотен акварельных копий с осыпавшихся и близких к гибели стенных росписей.

В 1906 г. в Риме на первой выставке русских художников, работавших в Италии, были представлены и картины Реймана. В 1911 г. больной художник переехал из Рима в городок Спелло, где был избран его почетным гражданином. Там он и скончался. А замечательные акварели Федора Петровича ныне хранятся в ГМИИ, где в 1998 г. состоялась первая выставка его работ.

Федор Петрович Рейман
и Валерия Ивановна Цветаева
1903. Италия

В дневнике И.В. Цветаева от 12 марта 1898 года описывается посещение им Зимнего дворца, где он был принят императором Николаем II в связи с представлением проекта будущего Музея изящных искусств. Интересна следующая запись: «Я, по обращении ко мне великого князя, должен был охарактеризовать художника Ф.П. Реймана, уже десятый год работающего в римских катакомбах, при страшных условиях темноты, сырости и полного одиночества на целые версты кругом. Эта судьба отечественного живописца тронула его величество, и, когда я сказал, что он «прославляет русское имя за границей» и что «по воскресеньям, когда он возвращается в Рим отдохнуть, его студия служит как бы международным пунктом, где сходятся ученые, художники и путешественники всех стран, чтобы, не спускаясь в опасные для здоровья катакомбы, полюбоваться его прославленными по Риму картонами», государь пожелал увидеть его работы».

Рисунок на надгробной плите
Катакомба Присциллы. Рим

Одну из таких подземных галерей И.В. Цветаев собирался воспроизвести в будущем музее. В письме архитектору музея Р.И. Клейну от 2 октября 1899 года он сообщает: «Изменим план катакомбы и поместим ее под вестибюлем и под центральной частью внешней галереи, до крыльца. Одну капеллочку возьмем целиком со всей росписью — она Рейманом снята целиком, конечно, в уменьшенном виде. »

Римские катакомбы — древнейшие сооружения, возникшие задолго до христианства. Вначале это были подземные кладбища для неимущих. С конца I до середины IV века громадные подземные коридоры, протянувшиеся на многие сотни километров под Римом, служили местом тайных собраний, молебнов, местом захоронения преследуемых христиан. Место погребения — единственное, признававшееся неприкосновенным в Древнем Риме. Римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребения и даже могли иметь свои алтари для отправления культов.

Чудо источения воды. Катакомбы св. Каллиста

Здесь же, в подземельях, при свете факелов художники оформляли погребальные камеры-кубикулы фресковой живописью. Таким образом, в подземном городе-музее сохранилось раннехристианское искусство — от апостольских времен до утверждения христианства как государственной религии.

Большой интерес представляют христианские символы катакомб: в них просматривается связь с древнейшей космологией. Так, известно, что монограмма Христа в форме колеса с шестью или восемью спицами восходит к древнейшим временам. Она составлена из греческих букв – либо самих по себе, либо объединенных с крестом. Иногда этот знак вписан в круг. Не вызывает сомнения солярная природа этого круга: на некоторых надписях в катакомбах он испускает лучи, имеющие руки, — элемент, сходный с солярными эмблемами Древнего Египта.

Монограмма Христа часто расположена между буквами «альфа» и «омега», обозначающими начало и конец. Комбинация креста, монограммы и круга символизирует Христа как духовное единство Вселенной. Солнце (круг) — космический образ животворящего Слова. Крест Христов господствует над Космосом. Он — Судия мира, поэтому данная монограмма является также символом победы. Император Константин запечатлел этот знак на своем знамени, возвестив тем самым, что вселенское предназначение римского императора осуществилось во Христе.

Деталь живописного оформления
в кубикуле «Доброго Пастыря»

Один из самых основательных исследователей средневекового искусства, немецкий ученый Макс Дворжак, в статье «Живопись катакомб начала христианского искусства» (1924) убедительно показывает, что эта живопись «не только иконографически, но и по всему своему художественному характеру значительно отличается от современного позднеантичного искусства и притом почти что во всех отношениях».

По мнению Дворжака, изображения в катакомбах находятся в самой тесной связи с заупокойными молитвами. Творческим методом катакомбной живописи является не реалистическое воспроизведение тварного мира, а так называемый «позднеантичный импрессионизм» — передача ощущения, попытка воспроизвести духовную реальность в зримых образах.

Перед нами совершенно новая художественная ориентация. Отсутствует всякий рельеф, телесность сводится до минимума, объемное, пластически трехмерное устраняется почти совсем. Фигуры, подобно теням, возникают из некоего неоформленного, свободного пространства. Катакомбные художники стремятся отобразить идеальный мир, связанный с их религиозными представлениями. Все эти изображения являются символами, освобожденными от времени и земных границ, находящимися в мире бесконечного.

«Таким образом, — говорит Дворжак, — по содержанию катакомбную живопись отличают от современного ей классического искусства две важные особенности: 1) смысл и цель художественного произведения совершенно смещаются ради отвлеченного, мысленного, богословского содержания; 2) для понимания этого содержания в гораздо большей степени, чем когда-либо в античности, необходимы участие, знание и субъективное мышление зрителя».

В живописи появились те новые качества, которые историки искусства позднее назовут «психологизмом», «духовностью», «экспрессивностью». Этот трагизм образов, неведомый до того времени, знаменовал начало христианского искусства. Катакомбное изобразительное искусство, которое зародилось и развивалось в недрах земли, изолированное от «обычного» зрителя и «обычных» эстетических критериев оценки, заговорило новым языком — контрастным, предельно лапидарным и предельно живописным.

Богоматерь с младенцем. III век

Так, в изображении «Оранты» из гробницы «Двух больших Орант» лицо молящейся прорезывается из мрака, подобно вспышке молнии. Громадные глаза с темными напряженными пятнами зрачков, резкий излом бровей — все это овеществленная метафора молитвы, стремление показать «глаза как зеркало души». В этих фигурах Орант видят то портреты умерших женщин, то олицетворение Церкви, то олицетворение праведной души человеческой.

Видное место среди катакомбных изображений занимают библейские события. Один из важнейших сюжетов — Ной в ковчеге, встречающий голубя с веткой, возвращающегося после окончания потопа. Изображение Ионы встречается в различных росписях по-разному: иногда мы видим, как корабельщики бросают Иону в открытую пасть морского чудовища, подплывающего к кораблю, или как это чудовище извергает его на берег. Иногда эти изображения соединяются в одной композиции, как во фресках катакомб Каллиста.

В древнехристианской литературе Иона сопоставляется со Спасителем, как свидетельствует отрывок из «Апостольских Постановлений»: «Тот, Кто воскресил Лазаря четверодневного, Кто извлек Иону живым и невредимым через три дня из чрева морского чудовища, трех отроков из вавилонской печи и Даниила из пасти львиной, Тот имеет силу возвратить нам жизнь».

Молящаяся. Погребение Присциллы. Середина III века

Из числа новозаветных событий «Поклонение волхвов» встречается в катакомбной живописи до десяти раз, двадцать раз встречается сюжет «Воскрешение Лазаря». В этих композициях Иисус Христос в образе юноши держит в правой руке жезл и касается им спеленутой мумии, стоящей в гробнице.

В катакомбной живописи впервые появляются изображения Спасителя, Богоматери и апостолов. Основоположник отечественной церковной археологии и музейного дела Николай Васильевич Покровский (1848–1917) в своих замечательных «Очерках памятников христианского искусства» отмечает, что «в истории изображений Спасителя следует различать три главнейших момента: символические изображения, изображения прямые в античном типе и изображения византийского типа».

В первоначальную эпоху христианства Иисус изображался в виде Доброго Пастыря, Агнца, Орфея. Здесь Он является, выражаясь словами Покровского, «молодым человеком без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом в правой руке или свитком, как символом учительства, с мягкими и симпатичными чертами лица и стройным телосложением».

Античный тип Иисуса Христа оставался господствующим в христианском искусстве до IV столетия, когда складывается «византийский тип»: лицо спасителя принимает строгий характер, волосы длинные, появляется борода. Крестчатый нимб украшает голову.

В VIII веке появляется «литературный портрет» Спасителя, принадлежащий Иоанну Дамаскину: «Он был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, черную бороду, голову, склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый, как пшеница, подобно своей матери, сросшиеся брови».

Оранта. Гробница «Двух больших орант» Деталь

Одно из самых древних изображений Богоматери встречается в катакомбах Присциллы и относится к I–II вв. н.э. Богоматерь представлена с Младенцем на руках, с покрытой головой, в обычном костюме римской женщины. Лицо ее отличается классической правильностью, взгляд задумчивый, сосредоточенный.

Сложение византийского типа Богоматери происходит в V–VI веках. «Строгая величественная красота запечатлена на лице Богоматери, черты лица правильные, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок, тонкое очертание губ. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста. Тип этот в основных чертах удержан всеми восточными христианами и особенно старательно оберегаем был старинными русскими живописцами», — утверждает Н.В. Покровский в своем основополагающем исследовании.

Кубикула (спальная комната) Велато
в катакомбах Присцилы

На протяжении нескольких столетий существования катакомбной живописи выработался особый стиль при разнообразии манер исполнения. Не случайно многие фрески катакомб вызывают аналогии с великими образами мирового искусства. Моисей с фрески «Чудо источения воды» из катакомбы св. Каллиста чем-то близок росписям Феофана Грека с его точно и одновременно экспрессивно положенными пробелами на ликах святых. А образ Оранты из Цеметерия Майюс своей напряженной экспрессивностью и духовной исступленностью — фрескам Гойи позднего периода.

На фрагменте фрески, изображающей виноградную лозу — символ Христа, нежно-зеленые листья винограда на молочном фоне стены, плавные ритмы веток и голубоватые тени сплетаются в радостную мелодию, славящую красоту творения.

Пожалуй, наиболее впечатляющий образ — Христос из катакомбы св. Петра и Марцелина. Трудно найти в мировом искусстве образ Спасителя, в той же мере исполненный таинственной, не передаваемой словами глубины. Таков и древнейший в христианском искусстве образ Богоматери с Младенцем на руках из катакомбы св. Присциллы и предстоящим перед ней пророком Исайей, который держит свиток со звездой: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. » (Ис. 9:2).

Психея с крыльями бабочки в небесном саду
Фреска. II век

В катакомбе св. Агнессы изображена Богоматерь Оранта с молитвенно воздетыми руками и Младенцем на груди — образ, ставший традиционным в византийской и русской иконописи.

Читайте также  Муза творчества и вдохновения

Римские катакомбы

Первые — Римские катакомбы катакомбы образовались из единичных захоронений на семейных кладбищах и в склепах богатых римлян, откуда первохристиане стали делать шахты, прорубать коридоры и обустраивать погребальные ниши.

Стены римских катакомб с христианскими захоронениями покрыты множеством фресок с библейскими сюжетами. Стены римских катакомб с христианскими захоронениями покрыты множеством фресок с библейскими сюжетами.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и. их упадка.

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

Катакомбное искусство Выполнил Гармашев Александр. — презентация

Презентация на тему: » Катакомбное искусство Выполнил Гармашев Александр.» — Транскрипт:

1 Катакомбное искусство Выполнил Гармашев Александр

2 Раннехристианское искусство период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VIVII веках. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства Катакомбное искусство один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима

3 Катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши разной величины В XVIв. В Риме случайно обнаружили подземные христианские кладбища II-IVвв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины

4 Самым популярным местом захоронений в Древнем Риме была Аппиева дорога, вдоль которой располагались многочисленные гробницы

5 Освещались катакомбы с помощью факелов, либо через световые окна в потолке пещеры

6 Катакомбы в период II IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих Крипта пап. Катакомбы св. Каллиста. III век. Рим

7 Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. fossores могильщики) Их изображения часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров Фоссор. Катакомбы святых Марцеллина и Петра

8 Формы захоронений Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубик улах Локулы в катакомбах Сан-Джованни

9 Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой», покой для сна умерших. В кубик улах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами Кубикулы Катакомбы святых Петра и Марцеллина Иосиф Вильперт, раскрашенная черно- белая фотография, 1903 год.

10 Реконструкция кубик улы в катакомбах святого Каллиста (Джованни Батиста де-Росси, 1867 год.)

11 Аркосолий невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубик улах, чем в коридорах катакомб Аркосолий епископа Сиракозия

12 Захоронения в полу Встречаются в полах крипт, кубик ул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников

13 Изображения в катакомбах Изображения в катакомбах, датируемые периодом с II по VI век, могут быть условно разделены на три категории: 1) символы и символические изображения; 2) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 3) картины на христианские сюжеты, иконы Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики (в частности, в катакомбах Домициллы)

14 1. Символы и символические изображения Хризма или хрисмон (Хи-Ро), монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч.ΧΡΙΣΤΌΣ) Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой Для обозначения Христа выработали специальную монограмму, которая часто повторялась на изображениях, предметах быта и просто рисовалась на стенах

15 Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба В греческом слове «рыба» «Ichthus» зашифровано буквально имя Христа. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы Фрески из катакомб св. мч. Домициллы

16 Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином: это изображение находится в катакомбах Каллиста

17 голубь символ Св. Духа и невинности, незлобия христианской души; агнец символизирует Иисуса Христа, который в Евангелии называется Агнцем, «вземлющим грехи мира»; оливковая ветвь символ вечного мира; лилия символ чистоты Деталь живописного оформления в кубик уле «Доброго Пастыря»

18 Голубь, два якоря и древо. Надгробная плита, катакомбы Присциллы якорь знак или образ христианской надежды. Как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в жизни христианская надежда является опорой души

19 Катакомбы Домитиллы Образ Доброго Пастыря юноши в пастушеской одежде с ягненком или козленком на плечах был символом Христа 2. Изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе

20 Катакомбы святого Калликста, Рим

21 Орфей. Катакомбы святых Петра и Марцеллина Изображения Иисуса Христа в образе Орфея Сущность символа: как Орфей своей лирой укротил диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе диких людей

22 Орфей на фреске в катакомбах Домициллы

23 При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа, облачённого в тогу. Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ Катакомбы Домициллы. Ок/ 300 г. Иисус и апостолы

24 Психея (в греческой мифологии олицетворение души) Психея с крыльями бабочки в небесном саду Фреска. II век

25 3. Картины на христианские сюжеты иконы Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Адам и Ева Фреска Адама и Евы. Катакомбы

26 «Иону выбрасывают в море» Фреска. Катакомбы

27 «Иону выбрасывают в море». Катакомбы Петра и Марцеллина

28 Чудо источения воды. Катакомбы св. Каллиста Моисей касается своим жезлом скалы, из которой струится вода; два израильтянина припадают к этой воде и пьют ее

29 В катакомбах христиане устраивали «Трапезы Любви», в память о евангельской Тайной вечере. Этот сюжет является весьма распространённым в катакомбной живописи Изображение агап «Трапез Любви» Агапа (фреска из катакомб святой Присциллы)

30 Изображение Спасителя – византийский тип Начиная с IV в. Этот тип все более укрепляется в христианском искусстве и наконец становится неизменным Изображение Христа Спасителя Катакомбы Коммодиллы, IV в.

31 Изображения Богоматери Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)

32 Богоматерь Фресковое изображение в катакомбах Петра и Марцеллина Картина представляет поклонение волхвов

33 Богоматерь Оранта в Катакомбах Агнии

34 Богородица с Младенцем на троне, между свв. Феликсом и Адауктом, представляющими усопшую Туртуру Рим, катакомбы Коммодиллы

35 1. Катакомбы святого Себастьяна 2. Катакомбы Домитиллы 3. Катакомбы Присциллы 4. Катакомбы святого Каллиста 5. Катакомбы Петра и Марцеллина 6. Катакомбы святого Панкратия Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6: В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии. К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (IIIIV вв.)

36 Катакомбы Домитиллы возникли из нескольких семейных захоронений, и были расширены до 4 этажей около IV века. Каждый этаж достигает 5 м в высоту. Здесь встречаются раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь, голубь Катакомбы Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

37 Христос-учитель Древнейшее изображение Христа в виде Доброго пастыря Катакомбы Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

38 Катакомбы Присциллы(итал. Catacombe di Priscilla) самые старые катакомбы Рима Помещения украшены раннехристианскими фресками. Здесь находится древнейшее изображение Богородицы с младенцем датируемое II веком

39 Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) Облик Девы Марии вместе с маленьким Иисусом. Рядом с ним изображение святого пророка, который указывает рукой на Вифлеемскую звезду

40 Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) Здесь имеется фреска с изображением Пастыря, который в раннем христианстве символизировался как Иисус Христос

41 Протяжённость катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. Своё название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста участвовавшего в их обустройстве Катакомбы святого Каллиста одни из крупнейших христианских катакомб Рима. Расположены в зоне Старой Аппиевой дороги. Использовались для захоронений в течение II-IV веков

Римские подземелья: ТОП-5 самых интересных катакомб Вечного города

Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников.

Катакомбы Рима — древний подземный город, с сетью античных катакомб, таинственными лабиринтами и мрачными подземельями.

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.

Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что «здесь почивали святые».

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)

Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant’Agnese)

Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)

Катакомбы Каллиста – крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость – около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):

Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской – мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector