Катакомбы петра и марцеллина рим

Катакомбы петра и марцеллина рим

Катакомбы Рима

Катакомбы Рима в Риме (фото)

Бытует мнение, что римские катакомбы изначально были путями сообщения знати под землей. Позднее появилась гипотеза, что они предназначались для захоронений близких в усыпальницах. Усыпальницы соединялись длинными ходами, образовывая паутину.

С начала II века катакомбы стали местом захоронения мучеников. Христиане для этого строили арки в галереях под землей, а над мощами проводились литургии в специально построенных залах. В этих залах устраивались трапезы, собрания и совершались богослужения. Дневной свет проникал в подземелье тонким лучом через устраиваемые шахты.

Стены 40 самых известных катакомб расписаны фресками, некоторые покрыты мозаикой. Сцены и надписи, изображенные на фресках, позаимствованы из Нового и Старого Завета и выполнены в нежных тонах.

Из всех катакомб, открыты только шесть – в них проведено электричество. Опытные гиды проведут вас по самым интересным катакомбам святого Петра и Марцеллина.

Координаты: 41.85893100,12.51080800

Достопримечательности Рима

КолизейКолизей, Рим, Италия Собор Святого ПетраСобор Святого Петра, Рим, Италия Пантеон (Храм всех богов)Пантеон (Храм всех богов), Рим, Италия Музей усопших душМузей усопших душ, Рим, Италия Церковь Санта-Мария ин ТрастевереЦерковь Санта-Мария ин Трастевере, Рим, Италия Остров ТиберинаОстров Тиберина, Рим, Италия

Катакомбы Италии

Катакомбы капуциновКатакомбы капуцинов, Палермо, Италия Катакомбы Сан-ДжованниКатакомбы Сан-Джованни, Абруццо, Италия

Катакомбы мира

Катакомбы Святой СоломонииКатакомбы Святой Соломонии, Пафос, Кипр Катакомбы СерапиумКатакомбы Серапиум, Каир, Египет Катакомбы Ком Эль ШукафаКатакомбы Ком Эль Шукафа, Александрия, Египет Катакомбы ЙиглаваКатакомбы Йиглава, Йиглава, Чехия Одесские катакомбыОдесские катакомбы, Одесса, Украина Христианские катакомбыХристианские катакомбы, Милос, Греция Мальтийские катакомбыМальтийские катакомбы, Мдина, Мальта Катакомбы под собором святого СтефанаКатакомбы под собором святого Стефана, Вена, Австрия Парижские катакомбыПарижские катакомбы, Венсен, Франция Катакомбы монастыря и собора Сан-ФранцискоКатакомбы монастыря и собора Сан-Франциско, Мирафлорес, Перу Катакомбы Ком Аш-ШукафаКатакомбы Ком Аш-Шукафа, Александрия, Египет Кольцовские пещеры-катакомбы на ОкеКольцовские пещеры-катакомбы на Оке, Калуга, Россия

При поддержке Фонда Гейдара Алиева завершена реставрация катакомб Святых Марцеллина и Петра

Удивительные фрески в обширных римских катакомбах Святых Марцеллина и Петра, недавно открытых для публики, вернулись к своему прежнему великолепию. 24 февраля в резиденции Папского совета по культуре были представлены результаты комплексных реставрационных работ, длившихся несколько лет. Затраты на восстановление древних шедевров взял на себя Фонд Гейдара Алиева, которым руководит супруга президента Азербайджана госпожа Мехрибан Алиева.

Катакомбы Марцеллина и Петра, расположенные в итальянской столице по адресу Виа Казилина, 641, представляют собой великолепную подземную художественную галерею. Это — третьи по протяжённости среди римских катакомб, и они охватывают территорию площадью более чем в 18 тысяч квадратных метров. Единственные в мире раннехристианские изображения находятся в пределах археологического комплекса Ad duas Lauros («У двух лавров»). Недавно проделанные тщательные реставрационные работы позволяют увидеть эти исключительные фрески в их оригинальной палитре. Как это было в течение многих веков, также и в нынешний Юбилейный Святой Год Милосердия эти катакомбы являются одним из привилегированных мест паломничества, и они напрямую связаны с мученичеством святых Петра и Марцеллина.

Пётр был молодым экзорцистом, который отказался отречься от христианской веры и принести жертву языческим богам: за это он был подвергнут пыткам и брошен в тюрьму. Среди его охранников был человек по имени Артемий, который под впечатлением от веры Петра принял христианство. Затем также обратились и пришли к вере во Христа многие другие заключенные, надзиратели и целые их семьи. Пётр не имел возможности крестить лично и поэтому местный священник Марцеллин отправился в тюрьму, чтобы совершить над людьми это первое из Святых Таинств.

Марцеллин и Пётр были приговорены к смерти и были казнены в 304 году во времена гонений при императоре Диоклетиане, который считал христианство серьёзным препятствием для экономического и социального развития Римской империи. Перед казнью обоим мученикам было приказано вырыть руками себе могилы в гуще леса, известного как Сельва Нера, дабы место их погребения осталось неизвестным.

Римская матрона Луцилла сумела перенести тела Марцеллина и Петра из этой недоступной области — которая сегодня в честь двух мучеников называется Сельва Кандида — на христианское кладбище в Риме при Виа Казилина, в древнем районе Ad duas Lauros. Место, посвящённое памяти двух святых, со временем стало целью паломничества верующих. Во времена империи Каролингов в IX веке мощи двух святых были перевезены в Германию, в город Зелигенштадт, где они хранятся и почитаются до сих пор.

Финансирование Фондом Гейдара Алиева было осуществлено в соответствии с соглашением, подписанным в 2012 году. Эта договорённость позволила приступить к реставрации выдающихся живописных памятников с использованием передовых методов: кубикула Сусанны и Фоссора; ниши Даниила; аркосолиумов Сабины и Орфея; кубикула Пресвятой Девы Марии с двумя волхвами; кубикула молящейся матроны. Последняя реставрация относилась к древнейшей фреске, изображающей римскую матрону с покрытой головой и воздетыми к небу руками. Этот живописный шедевр предвосхищает собой средневековую иконографию Пресвятой Девы Милосердия.

Сотрудничество между Святейшим Престолом и Азербайджанской Республикой будет продолжаться также в связи и с другими важными проектами. 24 февраля, в частности, был подписан договор о восстановлении произведений в монументальном комплексе Святого Себастьяна вне Стен, расположенного на римской древней Аппиевой дороге. В соглашении, помимо прочего, говорится о реставрации исключительной коллекции древних саркофагов.

В эти дни госпожа Мехрибан Алиева побывала с визитом в Ватикане и ответила на вопрос журналиста нашего радио: «почему фонд из Азербайджана — государства мусульманского — финансирует реставрационные работы христианского наследия? Госпожа Алиева, в частности, отметила:

«Азербайджан является страной на рубеже Европы и Азии, Востока и Запада, и это географическое положение повлияло на глубокое разнообразие, которое характеризует нашу страну. Дружба и братство всегда сопровождали населяющие её народы, и наше великое богатство заключается также в присутствии многих религиозных конфессий. В частности, реставрация катакомб Святых Марцеллина и Петра является частью совместного проекта Святейшего Престола и Азербайджана. В будущем наш фонд всегда будет готов продолжать эту совместную работу».

Сотрудничество между Святейшим Престолом и Азербайджанской Республикой охватывает широкий спектр: об этом заявил президент Папского совета по культуре и Папской комиссии по священной археологии кардинал Джанфранко Равази:

«Совместные работы главным образом сосредоточены на катакомбах Святых Марцеллина и Петра и Святого Себастьяна. Деятельность Фонда имени Гейдара Алиева и, в частности, его президента, касается также Ватиканской апостольской библиотеки, где были восстановлены многие азербайджанские рукописи, а также Ватиканских музеев, где начались работы по реставрации прежде всего внушительной статуи Юпитера. Другой аспект нашего сотрудничества относится к моим неоднократным визитам в Азербайджан, где я имел возможность встречаться с различными религиозными общинами. Таким образом, это широко разветвлённая сеть сотрудничества».

Катакомбы Рима — века истории

Местонахождение: центральная Италия, подземелья вокруг Рима.

Как добраться: самостоятельно.

Говоря о римских достопримечательностях, первыми нормальному туристу в голову приходят Колизей, фонтан Треви, арка Константина, музеи Ватикана… А многие ли знают, что открыт для посещения еще и Рим подземный?

Подземное царство

Да-да, именно там, в темных заброшенных карьерах, недалеко от оживленных улиц вечного города находится целая сеть подземных галерей, места языческих и христианских погребений, настоящие памятники древней архитектуры. И сюда можно попасть! Если вы думаете, что прогулки по кладбищам — то еще развлечение для туриста, спешим вас разубедить. RestBee уже писал об уникальных кладбищах мира, теперь хотим подробнее рассказать вам еще и о катакомбах.

Первые захоронения тут датируются еще вторым веком нашей эры, а всего их насчитывается более 700 000 на 60 участках общей длиной более 150 км! Большинство катакомб расположено под землей вдоль Аппиевой дороги. Хоронили здесь в свое время христиан и иудеев, простых смертных и высоких церковных сановников, даже римских пап.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

Пять уровней подземных коридоров (на глубине от 12 до 30 м), вырубленных в туфе, представляют собой туннели шириной около метра и высотой в два-два с половиной метра. В стенах (реже — в полу) коридоров расположены прямоугольные разновеликие ниши для одного или сразу нескольких усопших. Некогда ниши были заставлены плитами из мрамора или кирпича, ныне большинство гробниц раскрыто и, увы, разграблено мародерами. В запечатанном виде сохранились единицы захоронений в катакомбах Панфила.

Помимо собственно захоронений, в катакомбах находятся еще и помещения религиозного назначения — гипогеи, а также залы для трапез и собраний. Примерно с V века в катакомбах стали проводить богослужения (позже именно эта традиция переросла в христианский обычай совершать литургии над мощами святых).

Катакомбы на Виа Латина

Примерно с IV века катакомбы постепенно утрачивают свое значение, здесь перестают активно создавать новые погребения, со временем начинается активное разграбление могил. Чтобы не допустить расхищения оставшихся мощей святых, их извлекают и вывозят в Рим. Катакомбы приходят в запустение на сотни лет.

Музей раннехристианской живописи

Но самое интересное для современного туриста в катакомбах — не опустевшие ниши гробниц, а надписи на латыни и греческом, мозаики, барельефы и фрески, которые украшают стены и могилы. Именно с их обнаружением связана возобновившаяся в XVI, а после — в XIX веке научная (а позже и туристическая) активность в подземных галереях.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина слева — Адам и Ева, справа — Оранта (Иосиф Вильперт, 1903 год)

Цветные изображения древнеримских богов, христианских мучеников, сцен из Библии и аллегорические картины покрывают стены около сорока катакомб. Очень интересно отследить, как эллинистические жизнелюбивые мотивы с трехмерной техникой изображения постепенно сменяются в здешних рисунках плоскими абстрактными сильно символизированными сценами христианства. Особенно богаты «картинами» катакомбы святых Петра и Марцеллина (III–IV вв.). Эти подземелья — настоящий музей раннехристианской живописи, в котором можно познакомиться с обычаями, ритуалами и обрядами древних римских христианских общин.

С 1929 года катакомбами (и проводимыми там изысканиями) управляет специально созданная в XIX веке Папская Комиссия по священной археологии. Туристов пускают лишь в шесть наиболее исследованных и сохранившихся катакомб, в остальных нет даже электрического освещения. Ученые-исследователи же сегодня заняты в основном толкованием здешней живописи, ну и попутно — открытием новых, еще неизвестных миру захоронений.

sibeaster

Возвращение в Рим — часть 1. Катакомбы св. Марцеллина и Петра

Navigation

Возвращение в Рим — часть 1. Катакомбы св. Марцеллина и Петра

Что-то сицилийские заметки поднадоели читателям, да и все увиденное в этом году на благословенном острове уже описано, так что резко меняю тему. Мы с вами переносимся из июня в апрель, из Палермо в Рим. Постоянные читатели, смиренно надеюсь, помнят, что главной целью моей поездки в Рим было вживую участвовать в событиях Страстной недели и Пасхи римского обряда (Великие четверг и пятница, Пасхальное навечерие и папская Пасхальная литургия на площади святого Петра). Но, помимо пары часов в день на литургию, все остальное время я был совершенно свободен и гулял по Риму, где не был уже много лет. Разумеется, ходил по любимым местам, но довелось увидеть и много нового.

Начнем мы с самого главного моего римского открытия — катакомб святых Марцеллина и Петра. Опять-таки постоянные читатели знают о моей извращенной любви к катакомбам: я водил вас по римским (Присциллы, Агнессы, Каллиста и Себастиана), неаполитанским (Яннуария и Гаудиоза), мальтийским (Павла и Агаты) катакомбам. До недавнего времени в Риме для посещения были открыты пять катакомбных комплексов (уже упомянутые Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно, Санта-Домитилла, Санта-Пришилла и Сант-Аньезе), а меж тем ученым известно около 6 десятков. И вот недавно случайно я узнал об открытии для посетителей очень известных в узких кругах катакомб святых Марцеллина и Петра. Фрески из этих катакомб очень известны и кочуют из издания в издание, а вот увидеть их в оригинале раньше могли только специалисты. И вот теперь наконец-то туда можно попасть и любителям!

Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро находятся в совершенно нетуристическом районе Рима, куда от вокзала Термини ходит полутрамвай-полупоезд. Когда таких междугородних трамвайных систем в Италии было очень много (в частности именно так Муратов добирался из Флоренции в Поджо-а-Кайано), но они тихо отмерли с развитием автобусного транспорта. Линия Рим — Джардинетти (теперь обрывается в Ченточеле) — это чуть ли не последний реликт таких междугородних трамвайных систем. Я сел на этот трамвай у Порта-Маджоре и минут через 20 прибыл на место — остановка называется Берарди.

Обратите внимание: тур по катакомбам Санти-Марчеллино-э-Пьетро нужно заранее заказывать. На сайте указаны часы и дни, когда возможно посетить катакомбы; далее нужно написать письмо с указанием удобного дня и часа, а потом дождаться ответа. Мне выпало посетить катакомбы в 10 утра в Великую пятницу. Приехал я загодя, и в ожидании тура зашел в современную церковь, построенную над катакомбами

Вы же помните, что я писал о принятом в римском обряде перенесении Даров после мессы Великого четверга в особенную часовню (условный «гроб Господень»)? Вот на фото как раз видно, что ряд скамеек стоят под углом к оси церкви, и на них присели несколько человек. Это и есть «гроб Господень». Утром пятницы, да еще и на краю Рима, молящихся было мало, а вот в центральных храмах у «гроба» было не протолкнуться — живо еще благочестие в Риме)))

Собственно в церкви посетителям делать нечего — конторка катакомб находится сзади храма, а вход в катакомбы — сзади и левее

Методика понятна: заходим в конторку, встречаемся с гидом и идем толпою к заветной двери. В моем случае «толпа» состояла из 3х человек: смиренного автора и двух англичан — матери и сына. Мать была вылитая мисс Марпл из сериала: пытливая общительная английская леди ближе к 60 с невероятно правильным английским языком. Обычно у меня диалог с носителями английского не получается: они говорят быстро, употребляют много глаголов get (который с разными предлогами может означать, что попало) и совершенно равнодушны к тому, что собеседник их «не догоняет». Эта же дама была сама совершенство, ее английский был литературным и нормального темпа, и она была любительницей катакомб. Так что мы с ней плюс гид очень хорошо пообщались))) По понятным причинам в катакомбах фотографировать не разрешено, да и в такой маленькой группе отстать было невозможно: впереди шла гид, а замыкал группу охранник.

Катакомбы свв. Марцеллина и Петра возникли на виа Лабикана в конце III века, а в диоклетианово гонение здесь были погребены мученики. Кроме титульных святых, здесь были погребены святые Горгоний и Тибуртий, Четверо коронованных мучеников (точнее одна из групп, позднее слившихся в этот культ, см. здесь), еще 40 безымянных мучеников. После Миланского эдикта над катакомбами была воздвигнута базилика (остались руины), рядом с которой пожелал упокоиться император Константин. Но Константин, как мы помним, переехал в новопостроенный КПоль, где и был погребен, а в построенном им при катакомбах Санти-Марчеллино-э-Пьетро мавзолее была первоначально похоронена его мать — святая Елена.

Ее мавзолей можно видеть здесь же:

Разумеется, мощей св. Елены давно здесь нет, а ее порфировый саркофаг был затем перевезен в Рим и «занят» папой Анастасием IV, сейчас этот саркофаг находится в Ватиканских музеях.

Но вернемся к катакомбам. Они продолжали использоваться в IV столетии, в частности папа Дамасий написал несколько эпитафий в честь погребенных здесь мучеников. И лишь с VII века начинается упадок римских катакомб, так что они были напрочь забыты вплоть до XIX века, когда их вновь «открыли» для мира археологи. Катакомбы свв. Марцеллина и Петра были очень популярны (многие желали лежать поближе к героям веры), так что здесь сохранилось очень много семейных кубикул с фресками. Их сейчас потихоньку восстанавливают. Века забвения привели к тому, что фрески потемнели, и их приходится отчищать. Неочищенные фрески очень темные, и только с очень большим усилием можно что-то разглядеть. А вот отмытые фрески поражают. Здесь и далее картинки будут из купленных на месте открыток плюс несколько отсканированных из книги «Катакомбы Рима».

Самая известная «открыточная» фреска отсюда украшает кубикулу, где, как предполагается, изначально были погребены мученики. В верхнем регистре Христу предстоят легко узнаваемые апостолы Петр и Павел. В нижнем регистре к Агнцу простирают руки (слева направо) мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий. Судя по цветам и гирляндам, действие происходит в райском саду.

Часто встречающаяся в этих и не только этих катакомбах тема Христа — Доброго пастыря.

Здесь в центре вновь Добрый пастырь, к нему простирают руки четверо молящихся (эта поза называется «оранта», она очень часта в катакомбах; современная Римская церковь возродила традицию, в частности на мессе «Отче наш» все поют именно с воздетыми руками). А вот в полукругах нам показана история Ионы; сохранилось, правда, только три сюжета из четырех. Слева Иону сбрасывают с корабля в море, справа пророка выплёвывает кит, а внизу Иона лежит в тени огромной тыквы в ожидании разрушения Ниневии. История Ионы опять-таки очень частый сюжет в катакомбах: тридневное пребывание пророка в чреве кита предобразует трехдневное воскресение Христа.

Не менее популярной в катакомбах была история Ноя: его спасение от потопа в ковчеге символизирует спасение христиан от гибели в крещении. Одна из фресок: Ной выходит из ковчега, а выпущенный им до этого голубь приносит оливковую ветвь.

История Ноя несколько раз повторяется в катакомбах свв. Марцеллина и Петра.

К сожалению, у меня нет фотографии потрясающей кубикулы Никифора: здесь изображено исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к одеждам Иисуса. Не нашел я и фотографии неоднократно изображенного в катакомбах Даниила среди львов.

Понятно, что в катакомбах много раз повторяются сцены, изображающие прямо или символически два главных таинства: крещение и евхаристию. Если евхаристию здесь чаще показывали в сцене умножения хлебов, то на крещение намекали и истории Ноя, и чудеса Моисея — прохождение через Красное море и иссечение воды из скалы.

Моисей здесь показан с лицом и в одеждах античного философа; более того, есть предположение, что фреска — чей-то портрет.

Есть в катакомбах святых Марцеллина и Петра несколько фресок с крещением Христа в Иордане, только я их вам показать не могу. К сожалению, нам не показали (а потому из принципа я и вам не покажу) прекрасную фреску с Орфеем — в его схождении в ад за Евридикой христиане тоже видели прообраз воскресения Христова.

Напоследок сцена первородного греха. К сожалению, в книге она помещена на развороте, так что скан немного смазан:

Еще фрески из катакомб можно поглядеть здесь, только они там мелкие — явные сканы из книг.

Ну а собственно о катакомбах уже все сказано Диккенсом. Правда, он написал этот о Сан-Себастьяно (других катакомб тогда не знали):

«Изможденный монах-францисканец с диким горящим взглядом был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие ходы и отверстие в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли, и я невольно подумал: «Боже, а что, если во внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или почувствует себя дурно, что станется тогда с нами?»

Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами, чтобы убийцы и воры не могли найти тут убежища и составить, таким образом, подземное население Рима, еще худшее, нежели то, что живет под солнцем. Могилы,могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане!», чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и еще более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодною смертью.

«Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, -сказал францисканец, окидывая вас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, — ее торжество здесь, посреди могил мучеников за веру!»
Наш проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от всего сердца; но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя христианами, поступали друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и мучили, сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга, я представил себе страдания тех, кто теперь — безжизненный прах, страдания, превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело дыхание: я представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие сердца, если б могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во имя Того, за Кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех, было бы для них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и в страшном пламени костра
» (Картины Италии, 1846)

Читайте также  5 стран европы от римини

Сейчас о катакомбах известно гораздо больше, чем во времена Диккенса. Во-первых, христиане никогда не укрывались в катакомбах, здесь хоронили умерших и в дни их памяти совершали заупокойные службы. Во-вторых, катакомбы были прекрасно известны римским властям: здесь нередко находят кирпичи с клеймом императорских мастерских, да и сохранить в тайне место захоронения тысяч людей невозможно. В-третьих, хоронили здесь не только в III, но и в IV — V веках, когда никаких гонений уже не было. В-четвертых, в катакомбах уже заметно раслоение внутри общины: с роскошно расписанными кубикулами и аркосолиями соседствуют дешевые локулы и формы (ниши в стенах и в углубления в полу соответственно). И т.д.

Но все эти вновь обретенные знания не в силах уничтожить «магию» катакомб. Все-таки здесь ждут воскресения тысячи христиан, от которых нас отделяет 1,5 тысячи лет, но с которыми мы все надеемся воскреснуть в последний день. Именно здесь, как и сказал диккенсовский монах, мы видим живое (да-да, живое, невзирая на прах и кости) свидетельство нашей веры.

Сейчас я могу сказать, что катакомбы свв. Марцеллина и Петра гораздо интереснее разрекламированных катакомб св. Каллиста (там вам придется сначала отстоять очередь, а потом чуть ли не бегом пробежать мимо интереснейших фресок в кубикулах) и не менее интересны, чем прекрасные катакомбы Присциллы. Главное, что и у Присциллы, и у Марцеллина с Петром народа мало, поэтому гид подстраивается под ваш темп, да и в кубикулы с фресками пускают, а не просто позволяют бросить взгляд через стекло (как в Сан-Каллисто). Так что не пожалейте времени и постарайтесь сюда добраться. Я получил преогромнейшее удовольствие как от увиденного, так и от общения с гидом и моей попутчицей-англичанкой)))

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Туристический Рим богат на достопримечательности, и далеко не все из них сразу видны — некоторые спрятаны глубоко под землей. Частью этого подземного мира являются катакомбы святых Марцеллина и Петра (Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro), появившиеся еще на заре нашей эры. Они открыты сравнительно недавно, но несут следы невообразимо далекого прошлого в виде старинных фресок и росписей. И еще несколько лет назад эти артефакты были доступны только специалистам-археологам.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro)

История

Катакомбы Марцеллина и Петра существуют как минимум со 2-го века нашей эры — этим периодом датируются самые старые захоронения. Но вплоть до 4-го столетия подземелья были слабо известны. Популярность среди верующих они обрели только после того, как римский папа Дамасий узнал, что именно здесь были похоронены два святых мученика. Он велел благоустроить это место, чтобы сделать его более удобным для паломников, и украсить сами могилы мраморным фасадом.

Римский папа Дамасий I

Римский папа Дамасий I

В 7-м веке появилась небольшая церковь с алтарем прямо над могилами святых, а также был устроен еще один паломнический маршрут, связанный с захоронениями четырех других христианских мучеников. И некоторое время подземелья были очень популярны. Но в первой половине 9-го века мощи Петра и Марцеллина перевезли из Рима в Германию, что стало началом упадка катакомб.

Базилика святых Марцеллина и Петра ранее была окружена виллами и фермерскими территориями, рисунок 1753 года

Базилика святых Марцеллина и Петра ранее была окружена виллами и фермерскими территориями, рисунок 1753 года

Много лет подземные ходы были заброшены, лишь в 19-м веке их заново открыли для мира археологи. Однако еще долго здесь велись раскопки, очищались древние фрески, и зона была доступна лишь для ученых. Для посетителей же она открылась в 2014 году, с тех пор поток туристов здесь не иссякает.

Туристам всегда интересно это место, поэтому будьте готовы отстоять небольшую очередь

Туристам всегда интересно это место, поэтому будьте готовы отстоять небольшую очередь

Как добраться до катакомб святых Марцеллина и Петра

Подземелья Санти-Марчеллино-э-Пьетро расположены в районе Torpignattara, вблизи старинной Лабиканской дороги. Это место удалено от популярных туристических маршрутов, но все же сюда совсем несложно добраться из центра города.

Точный адрес: Via Casilina, 641, 00177 Roma RM, Италия

Как добраться от ж/д вокзала Termini:

Автобус:маршрутом автобуса № 105 доехать до Berardi за полчаса.

Пешком:перейти на другую сторону улицы, расстояние 100 метров.

Электричка:от станции Roma Laziali у вокзала Termini электричкой Roma Giardinetti ехать в сторону Centocelle, выйти на остановке Berardi.

Пешком:пройти около 150 метров на другую сторону улицы.

Как добраться от ж/д вокзала Tiburtina:

Автобус:маршрутом №409 ехать до остановки Torpignattara 20 минут.

Пешком:по Via Casilina пройти около 600 метров.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра на карте

Что посмотреть

Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро — часть старинного комплекса «У двух лавров» (Ad duos lauros), куда также входит расположенная над ними базилика и мавзолей святой Елены, матери императора Константина I. Этот император вошел в историю как первый римский правитель, официально принявший христианство, а его мать впервые привезла в Рим ценные реликвии, связанные с жизнью Иисуса Христа. Сегодня мощи Елены хранятся в нескольких странах мира, они давно покинули мавзолей. Но он остается интересным памятником древнеримской архитектуры и свидетелем событий почти 1 700-летней давности.

Мавзолей святой Елены является частью комплекса, в которую входят и катакомбы
Мавзолей святой Елены является частью комплекса, в которую входят и катакомбы
Фото саркофага святой Елены, который хранится в Ватикане
Фото саркофага святой Елены, который хранится в Ватикане

Сеть запутанных тоннелей уходит на глубину до 16 метров и расходится по территории около 18 000 кв.м. Сегодня для посетителей открыты далеко не все подземные залы, но и тех, что доступны, хватает для увлекательной экскурсии во времена зарождения христианства.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра — это сеть запутанных тоннелей

Катакомбы святых Марцеллина и Петра — это сеть запутанных тоннелей

Захоронения в этих подземельях начались задолго до появления гробниц Марцеллина и Петра, а после того, как здесь были похоронены святые, многие знатные христиане тоже захотели устроить рядом свой семейный скреп. Поэтому на экскурсии можно увидеть многочисленные кубикулы (семейные усыпальницы) — какие-то из них совсем просты, другие же украшены богатыми росписями.

На стенах катакомб можно увидеть рисунки мифических существ и людей
На стенах катакомб можно увидеть рисунки мифических существ и людей
На этом фото даже не сразу понятно, что фрески по обеим сторонам от обрушившегося прохода
На этом фото даже не сразу понятно, что фрески по обеим сторонам от обрушившегося прохода
Одна из усыпальниц в катакомбах святых. Вокруг нее изображены рисунки ангелов
Одна из усыпальниц в катакомбах святых. Вокруг нее изображены рисунки ангелов

Обилие фресок — главная ценность этих подземелий. Самые ранние изображения были созданы еще в 4-м веке нашей эры. К сожалению, не все рисунки расчищены, и наряду с яркими цветными фресками есть темные, едва различимые росписи. Большинство из них отражает те или иные библейские сюжеты: сцены Богоявления, историю пророка Ионы, Ноев ковчег и т.д. Согласно названию катакомб, встречаются изображения святых Марцеллина и Петра, апостола Павла и других христианских мучеников. Среди росписей часто можно увидеть изображение Христа в образе Доброго пастыря, а также сцены крещения и библейских чудес.

Фреска, рассказывающая об одном из этапов в жизни Иисуса Христа
Фреска, рассказывающая об одном из этапов в жизни Иисуса Христа
Некоторые рисунки в катакомбах едва различимы и находятся в самых разных местах
Некоторые рисунки в катакомбах едва различимы и находятся в самых разных местах

Интересно: среди христианских мотивов выделяется фреска с историей Орфея, отправившегося в ад за своей возлюбленной Эвридикой. Считается, что первые христиане видели в этом нечто сходное с воскрешением Христа.

Часы работы и стоимость билетов

Экскурсии по Санти-Марчеллино-э-Пьетро проходят ежедневно, кроме четвергов.

Время отправления групп:

  • 10:00;
  • 11:00;
  • 15:00;
  • 16:00.

Стоимость билета:

Бронировать тур нужно заранее — это можно сделать письмом на почту santimarcellinoepietro@gmail.com с указанием желаемой даты или заполнив форму на сайте.

В катакомбы святых вас не пустят без экскурсионной группы, чтобы вы не заблудились в тоннелях

В катакомбы святых вас не пустят без экскурсионной группы, чтобы вы не заблудились в тоннелях

Правила посещения
  • Посещение подземных тоннелей возможно только в сопровождении гида, самостоятельно отправиться на экскурсию нельзя.
  • Фото- и видеосъемка в катакомбах запрещена, причем за этим внимательно следят сопровождающие группу сотрудники.
  • Учитывая, что подземелья являются одной из христианских святынь, посетителям нужно позаботиться о соответствующей скромной одежде (без глубоких вырезов, декольте и т.д.).

На экскурсии гиды подробно и интересно рассказывают о происхождении и значении фресок и рисунков

На экскурсии гиды подробно и интересно рассказывают о происхождении и значении фресок и рисунков

Интересные факты
  • Согласно преданию, святые Марцеллин и Петр были казнены за пределами Рима в глухом малоизвестном месте, где мученикам пришлось самостоятельно расчищать участок для могил. После их тела нашли две женщины-христианки (Фирмина и Люцилла), чтобы перезахоронить на территории катакомб.
  • Самым старым источником информации о судьбе двух святых являются слова и записи папы Дамасия I — по легенде ему о мучениках рассказал сам палач, который после казни обратился в христианство.
  • Катакомбы были местом паломничества в течение многих веков — среди фресок обнаружены древние надписи и молитвы на разных языках, включая даже кельтские руны.

В катакомбах будьте предельно осторожны. Крутые лестницы, низкие потолки и хрупкие вещи будут окружать вас

В катакомбах будьте предельно осторожны. Крутые лестницы, низкие потолки и хрупкие вещи будут окружать вас

Полезные советы
  • На экскурсию по подземельям не стоит записываться людям с клаустрофобией (паническим страхом замкнутых пространств), а также тем, кто боится темноты.
  • Ввиду того, что тоннели находятся глубоко под землей, температура воздуха в них намного ниже, чем снаружи. Посетителям нужно взять с собой теплую одежду.
  • Перед экскурсией в подземную часть стоит уделить немного внимания и наземной — базилика Санти-Марчеллино-э-Пьетро имеет сдержанный, совсем не помпезный, но очень красивый интерьер с колоннами и белоснежными сводами.
  • На выходе из подземелий можно приобрести открытки с изображением самых интересных фресок (даже тех, которые не включены в программу экскурсии).

Катакомбы святых мучеников Марцеллина и Петра находятся вдали от других достопримечательностей Вечного города, но они стоят того пути, который придется проделать туристам. Ведь в отличие от более известных подземелий святого Каллиста или святой Домитиллы, здесь не так много людей, и вся экскурсия проходит в более спокойном темпе. Неподалеку, вдоль улицы Via Casilina, есть несколько ресторанов и кафе, где можно пообедать и отдохнуть перед возвращением в город. Также можно на трамвае Roma Giardinetti прокатиться до античных ворот Порта-Маджоре (дорога займет всего 15 минут) и продолжить изучение Древнего Рима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector