Классическая скульптура древней греции

Классическая скульптура древней греции

Презентация по МХК «Скульптура древней греции от архаики до поздней классики
презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Бекасова Ирина Александровна

Презентация подготовлена для урока МХК в 10 классе . Тема «Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики».

Скачать:

ВложениеРазмер
skulptura_drevney_grecii_ot_arhaiki_do_pozdney_klassiki.pptx1.85 МБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Скульптура древней греции от архаики до поздней классики Презентацию подготовила Бекасова И.А., учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1, г. Чехов Московская обл.

Антропоморфизм – ( от греч. Anthropos – человек и morphe – вид, образ ) – стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов. Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей

Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э . Курос – обнаженный шагающий юноша трактовался как образец силы, доблести физического здоровья. Архаика

Кора в пеплосе . Мрамор 530г . до н.э. Кора – юная девушка, задрапированная в длинную одежду, с устремленным вперед взором и “архаической” улыбкой.

Кора с Афинского Акрополя 520 г. до н. э. КОРА́, КОРЕ́СИЯ, КО́РИЯ (от греч. Kore , Kora — «девушка»). Кория , а затем Кора — один из эпитетов древнегреческой богини Афины. В древнегреческой мифологии — также одно из имен богини подземного царства Персефоны.

Поликлет . Дорифор . Начало V в. до н. э. Предельного реализма и ощущения скрытого движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. До н.э. ) преодолев архаическую манеру распределять массу телу статуи равномерно на обе ноги. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму его тела.

Канон Поликлета Поликле́т Ста́рший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Самое знаменитое произведение Поликлета — « Дорифор » (Копьеносец) (450—440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета ». Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Статуя Зевса в Олимпии. Около 448 г. до н.э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса в Олимпии. Глаза бога, были из драгоценных камней, лицо, руки и тело — были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, сандалии, плащ, борода, волосы и оливковые ветви на волосах — из золота. Зевс сидел на троне и держал в руках скипетр и фигурку богини победы. С кульптура погибла в 5 в. н.э . Фидий (490 до н. э. — 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла. Классика

Статуя танцующей Менады. Римская копия с греческого оригинала Скопаса . Ок. 350 г. до н. э. Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду. Классика

Скопас ( ок . 395 до н. э., Парос — 350 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. » Амазономахия «. Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н.э .

Источники Спасибо за внимание http:// www.sabelskaya.com/2011/04/grecheskaya-klassika-1.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2986/% D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81 http://www.google.ru/imgres?start=105&hl=ru&newwindow=1&sa=X&tbo=d&biw=1280&bih=915&tbm=isch&tbnid=kGQbLUcNJBPpVM:& i ww.google.ru/ imgres?hl = ru&newwindow =1&tbo= d&biw =1280&bih=863&tbm= isch&tbnid =hefuJACV81yZCM:& imgrefurl =http://ww

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие по древней Греции»

Презентация содержит материал к уроку истрии древнего мира по теме «Древняя Греция».

Урок-презентация по истории Древнего мира «Древняя Греция»

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно.

презентация «Образование в Древней Греции»

Презентация по теме «Образование в Древней Греции».

презентация к уроку Древняя Греция

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ: 1.Первая остановка.- Договоримся о терминах — «Переводчик» 2.Вторая остановка- «Историческая география» 3.Третья остановка — Мифы . «А ну-ка , вспомни» (по атрибут.

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме «Древняя Греция. Мифы древней Греции»

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме «Древняя Греция. Мифы древней Греции» На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком.

Презентация «Путешествие по Древней Греции»

Презентация к плану-конспекту урока.

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания».

Презентация на тему Скульптура Древней Греции

Презентация на тему Презентация на тему Скульптура Древней Греции, предмет презентации: История. Этот материал содержит 40 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • История
  • Скульптура Древней Греции

Слайды и текст этой презентации

Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента и фронтона храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались

Скульпторы ранней классики направили свои устремления
на создание реального образа, на точную передачу деталей

Статичность скульптуры была преодолена Мироном (середина V века до н.э.), сумевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. Именно таковы созданные Мироном статуи Афины и Марсия

Созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нём движения сравнивают со сжатой пружиной

Прославленный «Дорифор» Поликлета явился собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина и в то же время стал апофеозом геометрического стиля периода ранней классики

Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнут Поликлетом (вторая половина V века до н.э.) и основан на точном геометрическом расчёте, изложенном им в его знаменитом «Каноне»

Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики. У Фидия идеальное содержание скульптуры выражалось не в портрете, а в пластике обнажённого тела, в движении драпировок

Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помещённую в его храме в Олимпии

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света. Создана в 435 г. до н. э. скульптором Фидием. Статуя Зевса, по разным данным, составляла до 17 метров и казалось, что если он захочет встать с трона, снесет крышу и достанет до самого неба. Статуя просуществовала семь столетий, пока мощное землетрясение в II веке н.э. не повредило статую Погибла при пожаре V—VI вв.

Скульптуры Парфенона Фидия очень разнообразны. На метопах фриза можно увидеть сцены гигантомахии – войны богов с гигантами; на западной стороне изображена амазономахия – битва греков с амазонками; на северной – эпизоды Троянской войны, на южной – кентавромахии – битвы с кентаврами

Фриз, опоясывающий целлу Парфенона, украшает знаменитая процессия Панафиней (праздничное шествие в честь богини Афины)

Внутри Парфенона находилась 13-метровая статуя самой Афины, которая была выполнена Фидием в хрисоэлефантинной технике. Лицо Афины, руки, маска медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновой кости на деревянной основе, глаза – из драгоценных камней, одежда и оружие – из золота. Такой описал Афину в древнем путеводителе Павсаний

ФИДИЙ (490 Г ДО Н.Э.- 432 Г ДО Н.Э.)

Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его была колоссальной.
По преданию, когда статуя Зевса была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать зна́мение, угодна ли ему новая работа, — разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Одна из наиболее знаменитых работ Праксителя Афродита Книдская — самое прославленное изображение этой богини во времена античности — не сохранилась. Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой.
«Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд»
Плиний

Этот великий скульптор IV века до н.э. с непревзойдённым изяществом воплощал в камне красоту человеческого тела. Его произведения удивительно реалистично передают движение

Скульптор разработал особый приём, который позднее стал известен как кривая Праксителя: вертикальная ось статуи намеренно смещалась в сторону, равновесие фигуры слегка нарушалось – таким образом возникал эффект движения

Гермес с маленьким Дионисом

Другая характерная особенность искусства Праксителя – эффект сфумато («затушёванности»), игра света и тени, придающая статуе живое выражение и получаемая за счёт мягкой проработки рельефа мускулов

Скопас
(ок. 395 до н. э. — 350 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики.
Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввёл в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы, страстей.

Рельеф Галикарнасского мавзолея

Геракл и Телефос
римская копия с греческого оригинала

Вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале — сохранились только римские копии работ Лисиппа.
Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарента в Константинополь и расплавлена там в 1022 г.

Товарищ Скопаса по работе над Галикарнасским мавзолеем тогда же работал над статуей возносимого на небеса Ганимеда

Главная работа Лисиппа – «Апоксиомен» – изображает юношу, счищающего с тела песок после состязаний. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные, подвижные и независимые

Лисипп. «Геракл и Немейский лев»

Задача скульптора – взять за основу идеал и подправить природу в соответствии с этим идеалом.

Венера (Афродита) Милосская.
120 до н.э. Мрамор. Лувр.

Агесандр (II—I вв. до н. э.) — известный по единственному упоминанию у Плиния древнегреческий скульптор.
Венера была найдена в 1820 году на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море.
На постаменте, на котором было написано, что Агесандр (или Александр), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую.

На рубеже греческой классики и эллинизма работал последний великий ваятель – Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского. Как художник он был очень многогранен – создавал скульптурные группы, отдельные статуи и даже портреты, среди которых наиболее известен портрет самого Александра Македонского

Леохару приписывают знаменитую скульптуру «Аполлон Бельведерский»

Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании. Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, построенный в честь победы Пергамского царства над варварами-галлами. Основание алтаря украшал горельефный фриз, изображающий борьбу богов и гигантов

Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской (190 г.до н.э.), принадлежащей родосскому скульптору Пифокриту из Линдоса (Родос) Найдена на острове Самотраки – отсюда название.

Огромной славой пользовалось найденное в ХVI веке произведение периода позднего эллинизма – скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона с сыновьями, наказанных Афиной. Знаменитая скульптура «Лаокоон и его сыновья» работы родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора была найдена в Риме в 1506 году.

Была найдена в 1820 году на острове Милос (Мелос) Вначале статую отнесли к классическому периоду (510—323 годы до н. э.); некоторое время авторство приписывалось Праксителю. Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Агесандр (или Александр, надпись была неразборчива), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. Таким образом, статуя относится к эллинистическому периоду. Впоследствии постамент пропал и до настоящего времени не найден.

Небывалых высот в эпоху эллинизма достигло искусство глиптики – резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Создавались роскошные геммы с врезанными изображениями – инталия и выпуклыми – камея. Самой знаменитой является камея Гонзага, созданная в Египте при Птоломеях в III веке до н.э.

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. – М.: Аванта+, 1997
История искусства. Энциклопедия школьника/Обо всём на свете/. – М.: Омега, 2007
Древние цивилизации. Под общ. ред. Г. М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль,1989
Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. – М.:АкадемиiА, 1998
Е. П. Львова, Н. Н. Фомина, Л. М. Некрасова, Е. П. Кабкова. Мировая художественная культура. – СПб.: Питер, 2006
Роден О. Беседы об искусстве. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006
История красоты/под редакцией Умберто Эко. – М.: Слово, 2005

1 слайд Голова Аполлона
3 слайд Кора курос
4 слайд Курос 1 Курос 2 Курос 3 Курос 4 Курос 5
5 слайд Кора 1 Кора 2 Кора 3
6 слайд Рельеф
7 слайд Дельфийский возничий
8 слайд Афина и Марсий
9 слайд Дискобол
10 слайд Диадумен
12 слайд Дорифор
13 слайд Богини с фронтона Парфенона
14 слайд Зевс Олимпийский Видео
15 слайд Метопа 1 Метопа 2 Метопа 3
16 слайд Фриз Парфенона Фидий
17 слайд Фронтон Парфенона Рождение Афины Спор Афины с Посейдоном

18 слайд Афина Парфенос
19 слайд Аполлон, убивающий ящерицу
20 слайд Гермес с Дионисом Афродита Книдская
21 слайд Торс Афродиты Геракл со шкурой льва
22 слайд Менада
23 слайд Рельеф Галикарнасского мавзолея
24 слайд Ганимед
25 слайд Аполлон Бельведерский
26 слайд Александр Македонский
27 слайд Апоксиомен
28 слайд Отдыхающий Гермес Геракл, борющийся со львом
29 слайд Пергамский алтарь
30 слайд Всадник
31 слайд Ника Самофракийская
32 слайд Лаокоон
33 слайд Афродита Мелосская
34 слайд Камея Гонзага

Скульптура Древней Греции

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII-VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII-VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк.

Римская копия с греческой статуи V века до н. э.

Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.

Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.[1]

Статуэтка из Олимпии. VIII в. до н. э.

В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столько значительного места, как в классическом греческом искусстве. Ее опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.

К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом» из Кератеи 580-570 годов (Берлин, Государственные музеи), сохранившая даже первоначальную яркую раскраску, «Богиня с зайцем» из Герайона близ Тигани на острове Самос ок. 560 года (Берлин, Государственные музеи) и др. Нижняя часть последней статуи трактуется уже не как простой столбообразный объем, в ней проявляется естественная пластика тела. Жест поднятой руки разрушает строгую неподвижную симметрию.

Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII-VI веков Полимедом Аргосским. Хотя само по себе решение группы в виде двух почти одинаковых статуй

показывает ещё ограниченность приемов архаики, созданный скульптором образ двух легендарных героев ярко выражает идеал дорического искусства Аттики. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. 600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Напротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос (Афины, Национальный музей) и из Тенеи («Аполлон Тенейский», Мюнхен, Глиптотека).

Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире ок. 590 года до н. э. (Керкира, музей.) Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. Фигура Медузы-Горгоны изображена в крупном масштабе в центре фронтона в позе коленопреклоненного бега. Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. По сторонам от центральной группы изображены лежащие львы, а в углах фронтона крошечные по размеру сцены, одна из которых представляет Зевса убивающего гиганта.

Другим интересным примером решения композиции фронтонов является скульптура Гекатомпедона — древнейшего храма Афинского Акрополя, созданная ок. 570 года

Богиня с гранатом

В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности.

Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом. В фигуре, когда-то входившей в неизвестную скульптурную группу, присутствует сдержанная энергия движения. Складки хитона юноши, похожие на каннелюры колонны, также усиливают монументальность статуи.

Творчество Мирона можно отнести к одному из двух направлений, сложившихся в искусстве классики. Одно из них, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения, в то время как второе, развивавшееся на Пелопоннесе аргосско-сикионской школой, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий.

Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет. Его творчество приходится на 460-420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке. Поликлет создавал образ героически прекрасного человека, что, собственно, было центральной темой всего греческого искусства, едва ли не единственным предметом изображения которого был человек или же антропоморфное божество. По имеющимся письменным свидетельствам в качестве масштабной единицы скульптор использовал фалангу большого пальца, удвоенная длина которой равнялась самому большому пальцу, а он в свою очередь два раза укладывался в длине кисти руки. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела.

Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр). Спокойно стоящая фигура Дорифора полна внутренней, не

выраженной во внешнем действии энергии, жизненной силы. В ней есть то же противоборство несущих и несомых частей конструкции, как и в ордерной системе греческой архитектуры. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Преодолеть неподвижность помогает хиазм, или, иначе, контрапост. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. Этот приём постановки фигуры, неизвестный в период архаики, получает теперь широчайшее распространение.

К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях. Ему свойственны даже большие изящность силуэта и легкость пропорций, показывающие дальнейшее развитие творчества мастера. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). В данном случае в композицию изначально был включён постамент, подчеркивающий ослабление сил, поддерживающих стоящую фигуру.

Между 460 и 420 годами (общепринятой датировки нет) скульптор Пеоний создал статую Ники, в которой изобразил богиню в тот момент, когда она, опускаясь, уже коснулась ногой постамента. Передача близкого к завершению движения представляет собой нечто среднее между направлениями, к которым относилось творчество Мирона и Поликлета[4].

Дорифор. Копия и реконструкция

Пеоний. Ника. Олимпия, музей.

Фидий и скульптура Афинского Акрополя

Можно сказать, что оба описанных выше направления греческой скульптуры синтезировал в своём творчестве Фидий, друг Перикла. Его величайшие, прославленные творения также известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени. Однако Фидий руководил перестройкой сохранившегося до наших дней Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Более того, исключительное совершенство отдельных изображений позволяет видеть в них работу самого мастера. До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447-438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 года.

Пройдя пропилеи и вступив на территорию Акрополя, человек прежде всего встречал бронзовую статую Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465-455 годах до н. э. Оригинал его утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке.

От статуи Афины Промахос взгляд вошедшего направлялся к расположенному справа Парфенону, обращённому ко входу на Акрополь западным фронтоном, который был виден и издалека. На западном фронтоне был изображён спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой, выигранный Афиной, создавшей маслину. В настоящее время судить о композиции в целом позволяют её старые зарисовки. Она были лишена симметричной застылости. Средняя ось фронтона оставалась свободной, по

сторонам от неё в динамичных позах располагались фигуры Афины и Посейдона, от них движение распространялось к краям фронтона.

Метопы также были посвящены мифической истории Аттики: битве греков с амазонками, осадившими Афины, кентавромахии, взятию Илиона, т. е. Трои. До нашего времени более-менее целыми дошли южные метопы со сценами кентавромахии. Каждая из них обладает законченной композицией, изображающей различные моменты борьбы, в которой побеждает то кентавр, то человек. Но, таким образом, все вместе метопы создают общую картину битвы. Над метопами работали разные, обладавшие различными почерками мастера.

В Парфеноне синтез скульптуры и архитектуры достиг своего высшего развития в древнегреческом искусстве. Если в западном фронтоне ещё присутствует характерное для ранней классики движение вдоль плоскости стены, то в восточной композиции каждая фигура чувствует себя совершенно свободно. Зритель не замечает ограничивающих рамок архитектуры, создающей пространство для скульптур. Высочайшими качествами обладают сохранившиеся фигуры восточного фронтона — лежащий Кефал (или Дионис) и сидящие Мойры (или Афродита, Пейто и Диона). В них в совершенной цельности проявились монументальность и ясность, лишённые нарочитости, телесная красота, почти живое дыхание.

Внутри Парфенона находилась огромная статуя Афины Парфенос (девы), сделанная Фидием в хрисоэлефантинной технике. Она отличалась усложнённой, видимо, даже перегруженной аллегорической программой, о которой можно судить по уменьшенной реплике из Национального археологического музея в Афинах. На богине был шлем с грифонами. В правой руке Афина держала фигуру Ники, а в опущенной левой — щит, на котором была изображена битва греков с амазонками. Есть основания полагать, что Фидий использовал золото разных оттенков, что позволяло достичь более тонких художественных эффектов. Согласно сообщению Плутарха, в связи со статуей были выдвинуты обвинения против Фидия в хищении золота, а также в том, что в числе воинов на щите он изобразил себя и Перикла. Однако, несмотря на это свидетельство, греческая скульптура классической эпохи едва ли стремилась к передаче индивидуальных портретных черт, создавая обобщённые внешне и внутренне прекрасные образы человека. Таким условным «портретом» является бюст (герма) Перикла, созданный скульптором Кресилаем ок. 440 года до н. э. (Мраморная копия — Лондон, Британский музей.)

В той же хрисоэлефантинной технике Фидием была создана и огромная сидящая статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии, включённая позднее в список семи чудес света.

Афина Парфенос. Уменьшенная реплика.

Статуя Зевса в Олимпии. Гравюра-реконструкция XIX века

В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.[6]

Одним из представителей нового направления был Скопас, глава новоаттической школы. Он стремился выражать бурные страсти и достигал этой цели с силой, какая раньше не была присуща ни одному скульптору. Скопасу принадлежали, в числе прочего, оригиналы скульптур Аполлона Кифареда, сидящего Ареса виллы Лудовизи и, возможно, Ниобид, умирающих вокруг своей матери. Также ему принадлежит создание части рельефов Галикарнасского Мавзолея. Другой великий мастер той же школы, Пракситель, любил, подобно Скопасу, изображать глубокие чувства и вызванные страстью движения, однако лучше всего удавались ему идеально-прекрасные юношеские и полудетские фигуры с оттенком едва пробудившейся или ещё скрытой страстности (Аполлон Сауроктон, Книдская Афродита, Гермес с младенцем Дионисом на руках и др.).[6]

В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопонесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц. Среди этих художников первое место принадлежит Лисиппу, создававшему скульптуры

из бронзы, современнику Александра Македонского, прославившемуся его портретными изображениями. Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-апоксиомена (т. е. счищающего с себя пыль палестры) и создал, в числе прочего, типический образ Геракла.[6]

Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея

Скульптура поздней классики

Общий характер скульптуры поздней классики определялся дальнейшим развитием реалистических тенденций.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. — Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Однако, Скопас одним из первых ввел в искусство темы страдания и внутреннего духовного надлома. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины в г. Тегее (сер. IV в. до н.э.).

Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. Его статуя под названием «Менада» или «Вакханка» (около 350 г.), дошедшая в небольшой поврежденной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, складки хитона подчеркивают стремительный порыв тела.

Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника — Праксителя. Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности.
С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с младенцем Дионисом» (около ЗЗ0 г.).

Не менее замечательные и его работы «Афродита Книдская» (около 360 г.), а также «Аполлон, убивающий ящериц» (третья четверть IV в.).

Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности, в замечательных терракотовых статуэтках из Танагры конца IV в.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя ещё ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV века до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового, что привело к размежеванию двух направлений: идеалистического, основывавшегося на принципах высокой классики, и реалистического, стремящегося к новым путям на основе переработки достижений классики.

Самим видным представителем идеализирующего направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — так называемый Аполлон Бельведерский (около 340 г.), исполненная с высоким профессиональным мастерством. Сообразно канонам идеализирующего направления она характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. Расцвет его творчества приходится на 40 — 30 гг. до н.э., опять же на время правления Александра Великого. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний. Своё понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе под названием «Апоксиомен» (юноша, скребком счищающего с себя песок после состязаний (около 325 г.). Юноша здесь представлен не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Лисиппу хорошо удалось показать состояние человеческой усталости.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им скульптурных портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Скульптура Древней Греции

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции. Уже в эпоху архаики, в VII — VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики. А IV век до н. э., уже период поздней классики, также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

image

1. Цвет скульптур
Древнегреческие скульптуры изначально были окрашены в яркие цвета. На данный момент они выглядят белыми, из-за потери оригинального окраса с течением времени. Ссылки на расписные скульптуры встречаются во всей классической литературе, в том числе в «Елене» Еврипида, в которой одноименный персонаж сетует: Если бы только я могла сбросить свою красоту и принять более уродливый вид/как вы стерли бы цвет со статуи.». Некоторые статуи всё ещё сохраняют следы своей первоначальной окраски и археологи могут восстановить, как они первоначально выглядели.

2. Гомеровский период
Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.
Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.

3. Архаика
В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столь значительного места, как в классическом греческом искусстве. Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объёма тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.
К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом» из Кератеи 580 — 570 годов Берлин, Государственные музеи, сохранившая даже первоначальную яркую раскраску, «Богиня с зайцем» из Герайона близ Тигани на острове Самос ок. 560 года Берлин, Государственные музеи и др. Нижняя часть последней статуи трактуется уже не как простой столбообразный объём, в ней проявляется естественная пластика тела. Жест поднятой руки разрушает строгую неподвижную симметрию.
Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII — VI веков Полимедом Аргосским. Хотя само по себе решение группы в виде двух почти одинаковых статуй показывает ещё ограниченность приемов архаики, созданный скульптором образ двух легендарных героев ярко выражает идеал дорического искусства Аттики. Тяжеловесные объёмы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. 600 года Афины, Национальный музей и статуя конца VII века Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Напротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос Афины, Национальный музей и из Тенеи.
Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире ок. 590 года до н. э. Керкира, музей. Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. Фигура Медузы-Горгоны изображена в крупном масштабе в центре фронтона в позе коленопреклоненного бега. Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. По сторонам от центральной группы изображены лежащие львы, а в углах фронтона крошечные по размеру сцены, одна из которых представляет Зевса убивающего гиганта.
Другим интересным примером решения композиции фронтонов является скульптура Гекатомпедона — древнейшего храма Афинского Акрополя, созданная ок. 570 года.
Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма «Малых метоп» 570 — 550 годы до н. э., храма «С» в Селинунте 540 — 530 годов до н. э. Палермо, Национальный музей В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы, интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия. Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов. Метопы храма «С» отличаются необыкновенно сильной передачей пластики фигур, представляющих собой горельеф, приближающийся к круглой скульптуре. Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы. Некоторые из них в силу внешних причин остались незаконченными, но были расписаны и установлены на свои места. Создавая невысокий рельеф, скульптор не выходил за границу воображаемой им передней плоскости изображения. Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций.
На территории самой Греции во второй половине VI столетия было создано скульптурное убранство второго Гекатомпедона в Афинах около 520 года Афины, музей Акрополя, от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона, изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Живое движение передает драматичность происходящего. Фигуры действительно соединены в единую группу, что показывает значительный путь развития, пройденный греческой скульптурой за столетие. Здесь же следует назвать ещё одну группу — Тесей и Антиопа, занимавшую западный фронтон храма Аполлона в Эретрии, в Эвбее около 510 года Халкида, музей. Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в пластический монолит. Совершенным творением мастеров этого времени является и рельефный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах ок. 525 года Дельфы, музей, изображающий гигантомахию. Непрерывный ионический фриз удачно сочетает в себе ощущение бурной борьбы с выверенным ритмом движений рук с копьями и круглых повторяющихся щитов.
Столь же высокого уровня достигают и статуи конца периода архаики. К аттической школе относится статуя всадника с Афинского Акрополя Всадник Рампина около 560 года, производящая впечатление даже в виде нескольких уцелевших фрагментов. Архаическая улыбка на лице всадника создает ощущение радостного, героического духа. Такова и происходящая оттуда же «Кора в пеплосе» около 530 года.
К грядущим иделам эпохи классики близки мужские мемориальные статуи — надгробная статуя Кройсоса из Анависоса и бронзовый курос из Пирея ок. 520 года оба в Национальном музее в Афинах. Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Таков же и «торс Милани» конца VI века Флоренция, Национальный музей. К произведениях ионийских скульпторов относится кора № 675 с Афинского Акрополя музей Акрополя, сохранившая яркую раскраску. Она отличается более тонкими и сложными линейными ритмами, из-за чего однако выглядит и более дробной. Вместе со статуями создавались и их постаменты, украшавшиеся барельефами на различными темы из повседневной жизни.
В технике невысокого рельефа скульптором Аристоклом создана и стела Аристиона ок. 510 года Афины, Национальный музей. В ней особый созерцательный настрой, так подходящий для мемориального изображения, предвосхищает образы надгробных стелл периода классики.

5. Высокая классика
Творчество Мирона можно отнести к одному из двух направлений, сложившихся в искусстве классики. Одно из них, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения, в то время как второе, развивавшееся на Пелопоннесе аргосско-сикионской школой, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий.
Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет. Его творчество приходится на 460 — 420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «Канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке. Поликлет создавал образ героически прекрасного человека, что, собственно, было центральной темой всего греческого искусства, едва ли не единственным предметом изображения которого был человек или же антропоморфное божество. По имеющимся письменным свидетельствам в качестве масштабной единицы скульптор использовал фалангу большого пальца, удвоенная длина которой равнялась самому большому пальцу, а он в свою очередь два раза укладывался в длине кисти руки. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела.
Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» копьеносец ок. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях Неаполь, Национальный музей. Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. Лувр. Спокойно стоящая фигура Дорифора полна внутренней, не выраженной во внешнем действии энергии, жизненной силы. В ней есть то же противоборство несущих и несомых частей конструкции, как и в ордерной системе греческой архитектуры. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Преодолеть неподвижность помогает хиазм, или, иначе, контрапост. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. Этот приём постановки фигуры, неизвестный в период архаики, получает теперь широчайшее распространение.
К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях. Ему свойственны даже большие изящность силуэта и легкость пропорций, показывающие дальнейшее развитие творчества мастера. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. В данном случае в композицию изначально был включён постамент, подчеркивающий ослабление сил, поддерживающих стоящую фигуру.
Между 460 и 420 годами общепринятой датировки нет скульптор Пеоний создал статую Ники, в которой изобразил богиню в тот момент, когда она, опускаясь, уже коснулась ногой постамента. Передача близкого к завершению движения представляет собой нечто среднее между направлениями, к которым относилось творчество Мирона и Поликлета.

6. Поздняя классика
В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.
Одним из представителей нового направления был Скопас, глава новоаттической школы. Он стремился выражать бурные страсти и достигал этой цели с силой, какая раньше не была присуща ни одному скульптору. Скопасу принадлежали, в числе прочего, оригиналы скульптур Аполлона Кифареда, сидящего Ареса виллы Лудовизи и, возможно, Ниобид, умирающих вокруг своей матери. Также ему принадлежит создание части рельефов Галикарнасского Мавзолея. Другой великий мастер той же школы, Пракситель, любил, подобно Скопасу, изображать глубокие чувства и вызванные страстью движения, однако лучше всего удавались ему идеально-прекрасные юношеские и полудетские фигуры с оттенком едва пробудившейся или ещё скрытой страстности.
В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопоннесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц. Среди этих художников первое место принадлежит Лисиппу, создававшему скульптуры из бронзы, современнику Александра Македонского, прославившемуся его портретными изображениями. Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-апоксиомена то есть счищающего с себя пыль палестры и создал, в числе прочего, типический образ Геракла.

Читайте также  Интервью с шеф поваром ресторана
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector