Климат древней греции

Климат древней греции

Климат древней греции

В Греции, как и в странах древнего Востока, жаркий климат. Но в остальном природа Греции иная, нежели природа земледельческих стран древнего Востока. В Греции нет полноводных рек и потому невозможно орошение. Из-за скудных почв и засухи в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, поэтому преобладал мелкий рогатый скот и свиньи.

Греция — страна морская и горная. Как узнают учащиеся на данном и последующих уроках, здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение), мореплавание, добыча соли из морской воды, морская торговля.

В обоих рекомендованных ниже вариантах урок может быть целиком посвящен изучению нового материала.

Вариант I. Работа с цветными диапозитивами .«Культура Крита и Греции во II тысячелетии до н. э.». На уроке рассматривается древнейший период в истории Греции, связанный с расцветом эгейской цивилизации. По ходу работы с экраном учитель кратко характеризует природу Греции (более подробную характеристику учащиеся прочтут дома в учебнике).

Вариант II. Основное внимание уделяется природным условиям древней Греции и их влиянию на жизнь населения. Микенская культура в отличие от предшествующего варианта изучается либо в сжатой форме на уроке, либо учащимися дома по учебнику.

Учитель предлагает учащимся обосновать порядок изучения вопросов в новом разделе: «Подумайте, с чего мы начнем изучение истории древней Греции. Почему именно с названных вами вопросов? Покажите на примере из истории древнего Востока, что местоположение и природные условия страны влияли на жизнь ее населения».

План изучения: 1. Местоположение Греции. 2. Природные условия. 3. Микены и другие города Греции во II тысячелетии до н. э. 4. Переселение дорийцев и упадок культуры в Греции.

1. Учитель поведет учеников от знакомых им географических представлений к незнакомым. На карте «Древние государства мира» или физической карте полушарий он показывает Египет и Междуречье, предлагает назвать эти страны и описать их местоположение. После этого он показывает Грецию и определяет ее местоположение. Подчеркивается, что Греция расположена на Балканском полуострове, в Южной Европе. Это первая европейская страна, к изучению которой приступают учащиеся (Многие ученики все еще плохо разбираются в частях света. Поэтому, работая с картой учитель напоминает пятиклассникам взаиморасположение Европы, Азии и Африки). Затем учитель предлагает рассмотреть карту № 4 и соответствующую ей настенную карту «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Поскольку размеры Греции на картах «Древние государства мира» и «Древняя Греция в V в. до н. э.» различны, возможно задание: «Перед вами две карты: на одной Греция очень невелика, на другой она занимает чуть не всю карту. Подумайте, чем объяснить это различие». Учащиеся указывают на то, что различны масштабы карт.

После изучения вопроса учащимся предлагается показать на настенных картах Грецию и определить словами ее местоположение.

2. Задание: Выслушайте рассказ о природе древней Греции. Сравните природу Греции и Египта. В ходе объяснения учитель делает на доске краткие записи (памятку), в которых фиксируются важнейшие мысли (см. пособие, табл. 14).

Работая с картой «Древние государства мира, учитель предлагает сравнить местоположение относительно экватоpa Греции, Египта и местности, где проходит урок (например, Москвы). Учащиеся говорят, что ближе всего к экватору Египет. Однако учителю важнее подчеркнуть не различие в местоположении Египта и Греции, а сходство. Он отмечает, что Греция, подобно Египту, — южная страна. Зима здесь короткая и теплая, в году много знойных, жарких дней. В таблице делается запись: «обилие тепла».

Затем учитель сообщает, что дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки. Учащимся известно, что в долине Нила осадки выпадают еще реже, однако здесь важно не различие, а сходство природных условий (в дальнейшем пойдет речь о засухе, постоянно угрожавшей греческим земледельцам). Делается запись: «дожди редки».

Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управлявший кораблем с помощью большого весла.

Задание: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Обычно на уроке возникает необходимость поставить дополнительные вопросы: 1) Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней? 2) Почему греки могли заблудиться в открытом море? Почему этого не боятся современные моряки? 3) Почему греческие моряки вынуждены были часто приставать к берегу? (Корабль имел небольшие размеры и многочисленный экипаж: запасов воды и продовольствия надолго не хватало.)

Желательно, чтобы учащиеся запомнили названия морей, по которым плавали древние греки. Задания: 1. Определите название большого моря, воды которого со всех сторон омывают берега Греции. 2. Отдельные части Средиземного моря имеют самостоятельные названия. Определите по карте № 4, как называется часть Средиземного моря, расположенная к востоку от берегов Греции.

Учитель может рассказать миф, объясняющий происхождение названия Эгейского моря (Целесообразнее, однако, познакомить учащихся с этим мифом путем показа диафильма «Мифы древних греков» на следующем уроке).

— Некогда греческим городом Афины правил старый царь Эгей. В те времена Афины платили страшную дань царю острова Крит. (Афины и Крит учитель показывает на карте.) Каждые 9 лет на этот остров отправляли 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирало страшное чудовище Минотавр, которое имело туловище человека и голову быка. Минотавр жил в огромном здании под названием «лабиринт». Здание имело тысячи комнат с длинными, извилистыми, перепутанными коридорами. Попав в лабиринт, никто не мог найти дорогу к выходу.

Сын царя Эгея, молодой и отважный Тесей, решил освободить Афины от ужасной дани и отправиться на Крит, чтобы сразиться с Минотавром. Узнав об этом, старый Эгей попросил сына: «На корабле в знак нашего горя, — сказал он,- стоит черный парус. Если тебе суждено победить Минотавра и избавить страну от унижения и позора, прикажи на обратном пути сменить черный парус на белый. »

Тесей прибыл на Крит, где познакомился с доброй и красивой дочерью царя Ариадной. Она полюбила Тесея и решила помочь ему. «Вот тебе клубок ниток, — сказала Ариадна, — когда войдешь в лабиринт, привяжи конец нитки к порогу и смело иди вперед. Разматывай клубок, не выпуская его из рук, а на обратном пути эта нить приведет тебя к выходу. Вот острый меч, он поможет тебе убить Минотавра». Тесей поступил именно так, как сказала Ариадна. Он победил в бою Минотавра, и освободил Афины от уплаты дани Криту. Но на радостях забыл Тесей выполнить просьбу отца. А старый Эгей часто выходил к морю и с высокой скалы всматривался в даль. Однажды он закричал: «Афиняне! Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса». «Мужайся, царь, — был ответ, — парус остался черным». Решив, что сын погиб, царь в отчаянии бросился вниз с крутого обрыва в море, которое,с тех пор называют Эгейским.

Рассматривается карта № 4. Древние греки научились пересекать Эгейское море, плывя от острова к острову. Уже более трех тысяч лет назад они заселили все его острова и западное побережье полуострова Малая Азия.

Записав на доске в правый столбец таблицы слово «море», учитель продолжает рассказ.

Греция-горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции — Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, и они верили, что там расположены дворцы богов. (В какой стране существовали сходные верования?)

В Греции мало плодородных земель, почвы скудные, поэтому участков, пригодных для хлебопашества, и пастбищ здесь немного. «Какие записи нужно сделать в таблице?» — спрашивает учитель. Выслушав ответы, он пишет: «горы», «почвы». Затем характеризует полезные ископаемые древней Греции, леса и животный мир (эти факты могут не фиксироваться в таблице).

В Греции было много полезных ископаемых: руды — железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея), и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы камня. Подробнее можно сказать о мраморе, поскольку он широко использовался в архитектуре и скульптуре.

— Видели ли вы мрамор? Где? Это очень красивый камень: он обладает разными оттенками — снежно-белым, розовым, желтоватым. Цвет мрамора не постоянный, он меняется в зависимости от погоды и освещения. Но в любую погоду и время суток мрамор имеет теплый, приятный для глаз цвет. Мрамор удобен для обработки: его можно пилить и сверлить, а если мрамор отполировать, он будет блестеть как зеркало.

Лесов в Греции мало; каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое-где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

Упоминание о хищных животных и змеях поможет учащимся на следующем уроке понять, что мифы о борьбе Геракла со сказочными чудовищами отражают многовековую борьбу греков с природой. В горах Греции в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот. Было много ядовитых змей.

В Греции нет полноводных рек, подобно Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке — не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40° в тени) — выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течет по дну русла.

«Что следует записать в таблице?» Получив ответ, учитель делает последнюю запись («реки»). После чего он может предложить вопросы и задания:

1. В чем сходство и различие природных условий Греции и Египта? (Высказываясь, учащиеся пользуются таблицей на доске. Обычно они помнят природу Египта и способны дать развернутые ответы.) 2′. Предположите, как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства. 3. Каким занятиям она благоприятствовала в древности?

3. Изучение вопроса осуществляется путем чтения вслух учебника .(§ 23, п. 3). По ходу чтения следует показать на карте Пелопоннес и Микены. Рассматриваются рис. 1-4 (стр. 100).

На рис. 1 изображен вход в Микенскую крепость. Так называемые «львиные ворота» сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня 5 м, толщина — 1 м). Над воротами треугольная плита с рельефным изображением двух львиц. Огромные хищники опираются передними лапами на основание колонны, головы их (они не сохранились) были обращены к входящим. Львицы как бы охраняли вход.

Содержание других рисунков раскрывается в соответствии с подписями к ним.

«Древнейшие государства греков,- говорит учитель,- погибли внезапно под ударами врагов (при раскопках обнаружены следы пожаров и разрушений)».

4. Вопрос о том, кем были разрушены Микены и другие древнейшие города Греции, также можно разобрать путем объяснительного чтения (§ 23, п. 4). Нужно подчеркнуть, что дорийцы жили родами и племенами.

В приведенном описании урока отсутствует характеристика трех частей Балканской Греции (§ 23, п. 2). Допустимо вообще здесь не касаться этого вопроса (обилие географических названий отвлечет учащихся от основных идей урока), в дальнейшем пятиклассники исподволь познакомятся с картой Греции и усвоят требуемые географические объекты. Но если учитель все же сочтет необходимым провести эту работу, целесообразнее всего проделать ее с помощью мелового контура Греции (см. пособие, рис. 18) (Контур рисуется на доске до урока от руки или с помощью трафарета из картона или фанеры). По ходу объяснения учитель делит картосхему Греции на части, делает надписи мелом: «Пелопоннес», «Фермопильский проход» и т. п. После работы с доской даются задания: «Покажите на карте «Древняя Греция» три части, на которые делится Греция. Как называется Южная Греция? Как можно было проехать по суше из Северной Греции в Южную?»

Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок
Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок

научная статья по теме КЛИМАТ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРИМЕР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Физика

Текст научной статьи на тему «КЛИМАТ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРИМЕР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Климат и цивилизация: пример Аревней Греции

Сергей Георгиевич Карпюк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Область научных интересов — история Древней Греции.

Широко обсуждаемый как в ученом сообществе, так и в обществе вообще феномен глобального потепления вызвал рост интереса к истории климата. Можно даже посетовать на некий элемент «научного экстремизма» во всей этой шумихе, который выражается в постоянном внедрении в массовое сознание катастрофических сценариев климатических изменений. Климат — часть природной среды любой цивилизации, и его изменения неизбежно попадают в поле зрения не только климатологов, но и историков. «Климат является функцией времени: он изменяется, подвержен колебаниям, является объектом истории» [1. С.12]. Однако можно (с сожалением!) констатировать существенный разрыв между базирующимися на естественно-научных методах исследованиями климатологов (которые часто используют и данные археологии) и разысканиями историков, в основе которых лежит анализ письменных документов.

Впрочем, сравнительно близкие к нашему времени эпохи значительных изменений климата рассматриваются уже более комплексно, что привело к выявлению исторических последствий средневекового климатического оптимума (плавания викингов в Гренландию, к примеру) и малого ледникового периода в Европе, продолжавшегося примерно с XIV по начало XX в.

Колебания климата, сопоставимые с современными или превосходящие их по масштабам, бывали и раньше, в том числе и в раннюю субатлантическую эпоху, в период существования и расцвета древнегреческой цивилизации в 1-м тысячелетии до н.э. Но климатический фон древнегреческой цивилизации, как и «потепление римского времени»*, не вызывают особого интереса даже среди специалистов-гуманитариев. Одна из причин такого отношения — реакция на широко распространенные концепции климатического детерминизма, которые, можно сказать, скомпрометировали саму идею влияния климата на цивилизацию. Начиная с трудов американского географа Э.Хантингтона [2] современная наука дает многочисленные примеры преувеличенного влияния кли-

* Этот термин означает превышение современного уровня средних температур в Средиземноморье в период между I в. до н.э. и III в. н.э.

матических изменений на историческое развитие [3]. При реконструкции климата древних эпох многие ученые, стремясь построить стройные научные концепции, легко поддавались и поддаются «соблазну циклиз-ма» и даже, по выражению французского историка климата Э.Ле Руа Ладюри, «демону циклома-нии» [1. С. 15], стремясь определить период повторяющихся климатических колебаний. Из последних подобных построений следует отметить гипотезы отечественных исследователей В.В.Клименко (2400 лет) [4], а также А.С.Монина и А.А.Берестова (1600 лет) [5]. Другие ученые (немецкий климатолог А.Филлипсон, французский историк А.Эмар и Э.Ле Руа Ладюри) выступали против подобного подхода, но по разным побудительным причинам — первые двое утверждали, что климат с античных времен

не изменился [1. С.16]. Но и сами специалисты-историки при

Изменение климата Земли в эпоху голоцена.

описании климата Древней Греции пользуются определенными стереотипами; в научной и учебной литературе распространено несколько предубеждений, которым, по моему убеждению, следует противостоять.

Климат Древней Греции обычно излишне идеализируют. К примеру, вот что писал о нем немецкий ученый конца XIX в. Г.Вейс: «Климат, суровый в гористых местностях, на большей части территории умеренный: зной, смягчаемый морским бризом, редко бывает томительным даже на юге полуострова. Воздух необыкновенно чист и прозрачен. Такие климатические условия не могли не повлиять благотворно на древнейшее население Греции и не побудить его к деятельности» [6. С.3]. И в современных пособиях содержится некая обоб-щенноположительная характеристика древнегреческого климата, зимний период часто не рассматривается, нет ничего ни о зимней одежде, ни об обогреве жилищ [7].

Конечно, как для Древней, так и для современной Греции характерен достаточно комфортный средиземноморский климат, с сухим летом и достаточно теплой, но влажной зимой. С точки зрения современного туриста, «Греция — страна ленивых дней под палящим летним солнцем на морском берегу и активных дней мягкого тепла южной зимы» [8]. С научной точки зрения, основные характеристики средиземноморского климата (согласно Ашману— Салларесу) следующие:

— в большинстве лет количество дождей, достаточное для осуществления успешного земледелия без искусственного орошения, но недостаточное для поддержания либо густых хвойных, либо широколиственных листопадных лесов;

— мягкие зимы без интенсивных и продолжительных периодов холодной погоды;

— по меньшей мере 65% всех осадков выпадает в зимнюю половину года, отчетливый сухой сезон в течение лета [9].

Часто средиземноморский климат определяют описательно, как характерный для областей, пригодных для произрастания оливкового дерева и виноградной лозы.

Средиземноморский климат, тем не менее, вполне совместим с зимними холодами, правда, кратковременными. «Мороз и снег редки, но существенны: оливковые деревья не могут про-

израстать в лощинах, где собирается холодный воздух» [8]. Еще «отец истории» Геродот писал, что после снегопада в течение пяти дней непременно должны выпадать дожди (II. 22)*. Даже для современного климата Средней Греции характерны минусовые температуры зимой: об этом свидетельствуют данные метеорологических наблюдений

* В статье используется традиционная система отсылок к стандартным изданиям античных авторов: указываются номера строк для стихотворных текстов, книг, глав и параграфов — для прозаических, традиционная пагинация — для философских сочинений Платона и Аристотеля.

Среднемесячные показатели температуры в современной Греции, данные конца ХХ века

Афины Афины 3-й части ХХ в. Корфу Ираклион (Крит) Родос Санторин (Фера) Салоники

Январь 10.3 9.3 9.7 12.1 11.8 11.2 5.0

Февраль 10.7 9.9 10.3 12.3 12.0 11.2 6.6

Март 12.4 11.3 12.0 13.6 13.6 12.6 9.7

Апрель 16.0 15.3 15.0 16.6 16.6 15.5 14.2

Май 20.7 20 19.6 20.3 20.6 19.1 19.4

Июнь 25.1 24.6 23.8 24.3 24.7 23.3 24.2

Июль 27.9 27.6 26.4 26.1 26.9 25.4 26.5

Август 27.7 27.4 26.2 26.0 27.0 24.8 25.9

Сентябрь 24.2 23.5 22.7 23.4 24.6 22.5 21.7

Октябрь 19.4 19 18.4 20.0 20.6 19.0 16.1

Ноябрь 15.5 14.7 14.3 16.7 16.5 15.4 11.0

Декабрь 12.2 11 11.2 13.9 13.4 12.7 6.8

Афинской обсерватории. Сильные снегопады — редкое, хотя и не уникальное явление для этих широт: достаточно вспомнить знаменитый афинский снегопад начала января 2002 г., когда выпало около 40 см снега и премьер-министр Костас Си-митис объявил чрезвычайное положение (современные греки не могут переносить холод). Среднесуточная температура в Афинах (37°58'с.ш.) в январе— феврале не превышает 10°С, а в наиболее холодные годы 7°С (данные 50—70-х годов ХХ в.). Абсолютные минимумы: -3.7°С (для декабря), -4.4°С (для января), -5.7°С (для февраля) [10] (табл.1, 2).

Климатические данные для Афин* (1950—1970-е годы) [10]

Параметры Месяцы Год

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Среднемесячная 9.3 9.9 11.3 15.3 20 24.6 27.6 27.4 23.5 19 14.7 11 17.8

Среднемесячная 12.9 13.9 15.5 20.2 25 29.9 33.2 33.1 29 23.8 18.6 14.6 22.5

Среднемесячная 6.4 6.7 7.8 11.3 15.9 20 22.8 22.8 19.3 15.4 11.7 8.2 14

Абсолютная 20.9 22.5 27.8 32.2 36.2 41.9 42.3 42.6 38.4 36.5 27.7 22.2 42.6

Абсолютная -4.4 -5.7 -0.7 -0.3 6.2 13.6 16 15.5 11.6 7.2 -1.1 -3.7 -5.7

Средняя сравнимая 74 70 67 63 59 53 47 47 56 67 73 75 63

Средняя величина 62 36 38 23 23 14 6 7 15 51 56 71 402

Максимальная 47 61 42 30 50 49 24 39 143 67 57 48 143

Дни с осадками 12 11 10 8 7 5 2 3 4 8 12 12 93

Солнечные часы 149 156 190 215 232 292 364 340 272 210 129 108 2655

Средняя скорость 1.9 2.2 2.7 1.8 1.8 1.8 2.2 2.2 1.9 1.8 2.3 2.1 2.0

Читайте также  Отдых в корфу греция все включено

Направление ветра СВ СВ ЮЗ СВ СВ Ю ЮЗ СВ СВ СВ СВ СВ СВ

* 37°58'с.ш., 23°43'в.д., 107 м над ур.м.

Климат Древней Греции неоправданно отождествляют с климатом современной Греции. Из книги в книгу уже почти век кочует утверждение, что климат классической Греции соответствует современному [11, 12]. Оно основывается на сравнении наблюдений греческого метеоролога Д.Эгинитиса со сроками цветения растений, описанных в ботанических трактатах Фео-фраста, относящихся примерно к 300 г. до н.э. [9]. Они совпали. Но ведь двухтомник Эгинитиса был опубликован в 1907— 1908 гг. и основывался на наблюдениях предыдущих десятилетий [8]. А климат конца XIX в. значительно отличается от климата начала XXI в.

О том, что климат Древней Греции был холоднее современного, свидетельствуют естественно-научные данные. До 14 тыс. лет назад, в ледниковый период, климат Греции был значительно суше и холоднее, чем сейчас. Изменения климатических условий, более или менее похожие на современные, начинаются в 5-м тысячелетии до н.э. и заканчиваются в бронзовом веке [12]. Историки климата, оперирующие результатами дендрохронологии, бурения ледников, исследования пыльцы древних растений, повышения и понижения уровня морей и внутренних водоемов, единодушны в том, что начало и середина 1-го тысячелетия до н.э. — период похолодания (точнее, нескольких похолоданий), наиболее сильного в Северном полушарии за последние 10 тыс. лет, причем оно было даже несколько более существенно, чем знаменитый ма

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Климатические условия Древней Греции

Древняя Греция – государство, которое располагалось на Балканском полуострове, на островах Эгейского моря на востоке Средиземного моря и в западной части Малой Азии. Древняя Греция затрагивала часть территории Сицилии и Южной Италии.

В Эгейском море находилось множество крупных и мелких островов, которые связывали южные и восточные берега Средиземного моря с материковой Грецией. Вдоль берегов Малой Азии с севера на юг тянулись острова Спорады, представляющие продолжение Балканской горной цепи, а с запада на восток – острова Киклады.

Наиболее важное значение имели следующие острова Древней Греции: Эвбея, Фасос, Эгипа, Лемнос, Парос, Лесбос, Самос, Хиос, Делос, Наксос, Родос. Малоазийское побережье, восточная часть Эгейского моря, имели плодородную почву и была богата гаванями.

На северо-востоке Эгейское море с Мраморным морем (Пропонтидой) связывал пролив Геллеспонт. Пропонтида соединялась с Понтом Эвсинским (Черным морем) через пролив Боспор. Эгейское море на юге замыкал остров Крит, обеспечивающий связь с Киренаикой и Египтом.

Грецию с Италией связывали острова Ионийского моря: Итака, Левкада, Керкира и Кефамения.

На материковой части Древней Греции находилось несколько небольших горных цепей, которые представляли собой отроги Центрального Балканского хребта.

На территории Древней Греции присутствовала только одна Фессалийская долина.

Крупные и полноводные реки отсутствуют. Многие реки летом полностью пересыхают. Самая длинная река – Альякмон (322 км). Исток берет начало в горной системе Пинд. Нестос – река, протяженностью 240 км, находится на севере страны. Береговая линия сильно изрезана. Много полуостровов, мысов, заливов, проливов.

Балканский хребет рассекал материковую часть Греции на восточную и западную области. Восточная часть была обращена в сторону островов и стран Древнего Востока, здесь наблюдалось много естественных гаваней, бухт, заливов, сильно развитая береговая линия. Берега западной части развиты слабо, пустынны и скалисты.

Готовые работы на аналогичную тему

Большая часть территории Древней Греции – сейсмически активная территория.

Территориальное разделение

Древние греки называли свою страну Элладой. Она состояла из регионов:

  • Балканская Греция (материковая) – располагалась на большей части Балканского полуострова.
  • Острова Эгейского моря.
  • Западное побережье Малой Азии. Здесь располагались Эолида и Иония.

Материковая Греция подразделяется на три части:

  1. Северная Греция. Включает восточную равнинную часть — Фессалию и труднодоступный горный район Эпир. Здесь начинается река Ахела. Горный массив Олимп отделяет Фессалию от Македонии. От западных районов Греции, Эпира, Фессалия отделена горной цепью Пинд. Юг Фессалийской равнины обрамляют горы. Через долину, находящуюся в Фессалии протекает многоводная река Пеней. В нижнем течении реки располагалась Темпейская долина, окруженная горами и лесами с вечнозелеными лаврами и миртами. Пройти в Среднюю Грецию можно только по Фермопильскому ущелью.
  2. Средняя Греция. Почти со всех сторон омывается водами Саронического, Коринфского и Эвбейского заливов. Включает несколько областей. Восточная область – Аттика с городом Афины. Аттика с тех сторон омывается Эгейским морем. К ней примыкают Пиренейский, Элевсинская, Марафонская и Фалерский заливы. Через Аттику протянулись хребты Парнет, Пентелик, Гиммет, Лаврий. Соединяется с Беотией (соседней областью) благодаря горному хребту Киферону. Северо-западные районы Беотиии – равнина, окруженная горами. Юго-восточные части Беотии представлены небольшими равнинами с плодородными почвами и многочисленными водными источниками. Здесь расположено крупное Копаидское озеро. Сильно изрезаны горными хребтами Дорида, Этолия, Локрида и Акарнания.
  3. Южная Греция (Пелопоннес). Соединена со Средней Грецией посредством Коринфского перешейка (Истм). Береговая линия сильно изрезана. В северной части небольшой полосой протянулась Ахайя, отделенная от Аркадии высокими горами. Аркадия – территория, со всех сторон окруженная горами. Горный хребет Тайгет, протянувшийся от Аркадии, делит Южную Грецию на две области: Лаконику и Мессению. Лаконика прославлена находящейся на ее территории Спартой. Это была плодородная территория в долине реки Эврот. Хребет Парнон отделял Арголиду. На западном побережье находилась Элида.

Климатические условия

Климатические условия Древней Греции во многом предопределены географическим положением, близостью к морю, наличием большого количества заливов, бухт и гаваней, а также присутствием горных хребтов, протянувшихся через всю территорию страны.

На территории Древней Греции климат неоднороден, он:

  • субтропический – в континентальной части;
  • средиземноморский – в прибрежных районах;
  • резко континентальный — в горных районах.

Осадков здесь мало, поэтому целые области Древней Греции испытывали сильнейший недостаток в воде. Основная часть рек и речушек в летний период пересекает.

Почва Греции не отличалась плодородием, скудны и каменистые, непригодные для земледелия. Для сельского хозяйства были удобны лишь отдельные районы: Беотия, Фессалия, Мессения, Лаконика.

Летний период – время наивысшего зноя. Сезон дождей начинается с середины сентября. В ноябре-декабре дуют южные ветры, чередующиеся с холодными северными. Зима длится 1,5-2 месяца. В марте наступают южные циклоны, приносящие сильные ливни. С апреля количество осадков резко уменьшалось, реки мелели и растительность высыхала.

В высокогорных районах климат резко отличался. В июне на высоте 500-600 м было прохладно. Еще выше – лежал снег.

Климат Эгейских островов во многом схож с материковым, однако осадков выпадало меньше.

Рисунок 1. Древняя Греция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наиболее благоприятный климат наблюдался на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря, где находилась Фессалийская долина. Здесь находились наиболее обширные и плодородные долины, расположенные вдоль реки Пиньос и ее притоков. С юга Фессалия ограничена горной цепью Отрис, с востока омывается водами Эгейского моря. От морских ветров территория защищена на севере горами Оса и Олимп, на юге – горами Пелион.

Особенности природы и климата Древней Греции

Особенности природно-климатических условий в Древней Греции

Древнегреческая цивилизация зародилась и сформировалась под непосредственным влиянием природно-географических факторов.

Основные черты природно-климатических условий Древней Греции:

  • преобладание горной местности на материковой Греции и островах;
  • территориальное расположение в зоне сейсмической активности;
  • обширный выход к морю, большое количество островов;
  • мало земель, пригодных к земледелию, неплодородная почва;
  • наличие ряда полезных ископаемых (руд металлов, строительных материалов);
  • теплый засушливый климат;
  • отсутствие крупных рек, нехватка водных ресурсов.

Территорию Древней Греции нельзя назвать особенно благоприятной для жизни людей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Какое влияние оказывает географическое положение

Древняя Греция располагалась в восточной части Средиземноморья. Разные древнегреческие племена примерно с VIII – VII вв. до н. э. стали именовать себя общим названием — эллины. Свою страну они называли Элладой.

Берега Древней Греции омывались тремя морями:

  • Ионическим на западе;
  • Средиземным на юге;
  • Эгейским на западе.

Древнегреческую территорию можно условно разделить на три части:

  • материковая Греция — юг Балканского полуострова (протяжность с севера на юг — около 800 км);
  • острова Эгейского моря;
  • западное побережье Малой Азии (азиатская часть).

В период Великой греческой колонизации (VIII – VI вв. до н .э.) греческие поселения располагались в Западном Средиземноморье, на побережье Северной Африки, на берегах Черного моря.

Материковая Греция делилась на три части:

  1. Северная Греция. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией. Горный хребет Пинд разделил Северную Грецию на две части: западную — отдаленную область Эпир и восточную — Фессалию. Через территорию Фессалии протекала полноводная река Пеней. Фессалийская долина славилась плодородием. Из Фессалии в Среднюю Грецию можно было попасть только через узкий проход в горах – Фермопильский перешеек.
  2. Средняя (Центральная) Греция. На западе, востоке и юге выходила к морю. Средняя Греция делилась на такие области: Акарнанию, Этолию, Беотию, Аттику, Локриду, Дориду, Фокиду, Мегариду. Плодородной считалась Беотия, а своеобразным центром древнегреческой цивилизации была Аттика с главным городом Афины. Средняя Греция соединялась с Южной через узкий перешеек между Коринфским и Сароническим заливами — Истм.
  3. Южная Греция. Занимала территорию полуострова Пелопоннес, отличающегося изрезанной береговой линией. Здесь располагались следующие области: Ахайя, Элида, Арголида, Сикиония. В центре Пелопоннеса находилась Аркадия, не имевшая выхода к морю. На юге размещалась Лаконика со своим политическим центром Спартой, на юго-западе завоеванная спартанцами Мессения. Обе области были плодородным регионом.

Большую роль в истории древнегреческой цивилизации сыграли острова Эгейского моря. Наиболее крупные из них: Эвбея, Саламин, Крит, Эгина, Самос, Хиос, Лесбос, Лемнос, Фасос. Также выделяются две группы островов — Киклады и Спорады. Плодородными были далеко не все острова, но они имели важное значение для мореплавания. В Ионическом море размещались гористые Ионические острова (самый значительный — Керкира).

Прибрежная полоса на западе полуострова Малая Азия, занятая греками, разделялась на три области: Эолиду, Ионию и Дориду. Территория отличалась плодородными землями и наличием месторождений полезных ископаемых.

Море служило объединяющим фактором для рассеянных древнегреческих поселений. Подавляющее большинство полисов было связано с морем, что способствовало развитию мореплавания и морской торговли. Многочисленные острова являлись перевалочными пунктами, что делало передвижение по морю гораздо безопаснее.

Древние греки предпочитали плавать в Эгейском море, поскольку оно считалось более спокойным, чем Ионическое. Мореплавание дало им возможность общения с внешним миром и колонизации новых земель.

Территория Древней Греции в большинстве своем находилась под влиянием субтропического средиземноморского климата. Считается, что погодный режим современной Греции очень похож на климат античных времен. Среднегодовые температурные показатели колеблются от +16°С в Фессалии до +19°С на Кикладах. Лето жаркое, засушливое, осень и весна — дождливые. Зима короткая, длиной 1,5-2 месяца, с холодными ветрами.

Таким образом, для осадков характерна неравномерность выпадания на протяжении года. Количество осадков в Западной Греции больше, чем в Восточной. Климатические условия в горных районах суровее, холоднее, чем в равнинной части.

Почвы в большинстве областей были малопригодны для земледелия, поскольку отличались каменистой структурой и низким плодородием. Растительность однообразная, в основном представлена вечнозелеными субтропическими видами. Были распространены низкорослые кустарники, жестколистые деревья (лавр, фисташки). В горах росли леса, постепенно вырубленные. Но древесины, действительно подходящей для строительства, было мало.

В Древней Греции водились олени, серны, дикие козы, а также кабаны. Было много хищных животных: медведей, волков, лисиц. Источники отмечают наличие львов, которых истребили. Разнообразием отличались птицы: коршуны, совы, перелетные виды. Распространены змеи.

В Элладе находились месторождения полезных ископаемых:

  • железных руд (Лаконика, Малая Азия);
  • медных руд (острова Кипр, Эвбея);
  • серебряных руд (Аттика, острова Фасос и Сифнос);
  • гончарной глины (Коринф, Аттика, остров Эвбея);
  • мрамора (Аттика, остров Парос);
  • порфира, нефрита (Лаконика).

Собственных запасов металлов не хватало, поэтому греческие полисы их импортировали.

Таким образом, территория Древней Греции не отличалась богатыми природными ресурсами.

Воздействие рельефа и внутренних вод

Рельеф материковой Греции преимущественно гористый (на 80% состоит из гор и плоскогорий). Через ее территорию протянулись несколько горных цепей, самая значительная из них — Пинд. Горы Греции средневысотные, наивысшая точка — гора Олимп (2917 м) в Северной Фессалии. Больших по площади равнинных территорий нет, самая значительная — Фессалийская равнина.

Греция имеет порезанную береговую линию. Если в восточной части много заливов, удобных бухт, то западное побережье скалистое, пустынное, неудобное для мореплавания. Достаточно изрезано и побережье полуострова Малая Азия.

Эллада находилась в активной сейсмической зоне. По всей ее территории время от времени проходили сильные землетрясения. Они сопровождались цунами, оползнями, обвалами. Считается, что Минойская цивилизация на Крите погибла в результате извержения вулкана на острове Санторин примерно в ХVII веке до н. э.

Особенности рельефа повлияли как на повседневную жизнь местного населения, так и на становление древнегреческой цивилизации в глобальном масштабе. Главные факторы влияния рельефа:

  1. Горные цепи разделили Грецию на множество мелких общин. Отдельные области со своим главным городом, отделенные от соседей природными границами, были самодостаточными образованиями. На территории Древней Греции в традиционном ее понимании не возникало крупных централизованных государств. Время от времени возникали союзы городов. Объединяла греков большая опасность или необходимость (например, персидская экспансия в V в. до н. э.). Сообщение между отдельными областями, разделенными горами, было затруднено, и могло осуществляться через узкие горные тропы, перевалы. Единый греческий рынок не играл важной роли. В рамках отдельного полиса в основном велась местная торговля, а также торговля с другими племенами.
  2. Доминирование горного рельефа обуславливало недостаток земли, пригодной для земледелия. Малоземелье, потребность в зерне вынудили древних греков искать новые земли с приемлемыми условиями и послужили одной из причин образования Великой греческой цивилизации.

Древняя Греция была бедной и на пресную воду. Полноводных рек было мало, мелкие пересыхали. Поля нуждались в искусственном орошении. В больше мере была обеспечена водой Беотия благодаря наличию Копаидского озера.

Основные занятия жителей

Занятия древнегреческого населения были разнообразными. Каждая область, исходя из особенностей географического положения и своих возможностей, ориентировалась на ту или иную отрасль хозяйства: торговлю (малоазийские полисы), земледелие (Лаконика) или пыталась их гармонично соединить (Аттика).

Несмотря на недостаток пригодной земли, земледелие было важной отраслью хозяйства. Оно имело несколько направлений:

  1. Выращивание зерновых. Сеяли ячмень, пшеницу, полбу. Наилучшие условия для возделывания зерновых были в Фессалии, Беотии, Лаконике, Мессении. Для древних греков хлеб был актуальной проблемой, они зависели от наличия зерна. Ввиду нехватки его закупали за морем: в Причерноморье, Египте, Сицилии. Из-за дальних расстояний зерно доставлялось нерегулярно, а неурожай провоцировал голод.
  2. Виноградарство. Отрасль получила особое распространение на островной части. Греки занимались виноделием, активно экспортируя вино.
  3. Культивирование олив. Оливковые деревья требовали особого ухода, урожая приходилось долго ждать, но их плоды повсеместно употребляли в пищу, а оливковое масло находило широкое применение в повседневной жизни. Особенно много оливковых насаждений было в Аттике.
  4. Овощеводство, выращивание фруктов. Среди овощей были распространены лук, чеснок, бобовые. Из фруктов популярностью пользовался инжир (фиги), который даже экспортировался.

В некоторых областях, к примеру, в Аркадии, преобладало животноводство. Крупный рогатый скот разводили в Эпире, лошадей — в Фессалии. На остальной части Древней Греции преобладало овцеводство и козоводство. Также выращивали свиней и домашнюю птицу. Быков использовали для работы в поле, мулов и ослов — для перевозки грузов.

Повсеместный выход к морю обусловил наличие таких занятий, как рыболовство и мореплавание. Пищевой рацион местного населения во многом состоял из морепродуктов. Оживленное мореплавание способствовало развитию морской торговли. Основные торговые пути пролегали по морю. Морская навигация осуществлялась летом и в первую половину осени.

Добыча полезных ископаемых (в основном руды металлов и строительные материалы) и сельское хозяйство давали сырье для ремесла. Наиболее развитыми в Древней Греции ремесленными направлениями были следующие:

  • гончарство;
  • ткачество (использовали лен, шерсть овец и коз);
  • кожевенное дело;
  • обработка металлов;
  • производство древесного угля для металлообработки и обогрева жилья.

Чтобы обеспечить себя всем необходимым, древним грекам приходилось проявлять изобретательность и кропотливо трудиться.

Климат древней греции

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

А) Древняя Палестина

В) Древний Египет

Б) Персидская держава

Г) Древняя Греция

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Древняя Палестина — Давид и голиаф (иллюстрация 2).

Б) Персидская держава — рельеф царя (иллюстрация 1).

В) Древний Египет — сфинкс (иллюстрация 4).

Г) Древняя Греция — древнегреческий сосуд (иллюстрация 3).

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Нут была богиней неба. Она нередко перевоплощалась и больше всего ей нравился облик коровы. Однажды бог Ра поплыл по пути к вечеру. А Нут непочтительно махнула хвостом. Это очень задело бога солнца, он страшно разгневался и призвал бога мудрости Тота, который записывал указы Pa.

— Отныне Нут лишается счастья материнства! — воскликнул Pa.

Тот превратился в птицу ибис, взлетел к уху Нут и сообщил ей эту печальную новость. Из глаз Нут хлынули слёзы, ведь она мечтала быть матерью богов.

— Не печалься, Нут, я помогу тебе.

Бог Тот спустился к богине луны, которая днём очень скучала, и предложил ей сыграть в шашки. Богиня с радостью согласилась, но проиграла.

— Чем же я расплачусь с тобою?

— А ты отдай мне самую малость своего времени, такую, чтобы Ра даже не заметил.

Луна заплатила двадцатью минутами света, надеясь отыграться. Но разве можно обыграть бога мудрости! Долг луны рос. И когда они закончили 360-ю партию, выигрыш Тота составил целых пять суток! Он забрал свой выигрыш, превратился в ибиса и подлетел к уху Нут:

— Вот тебе пять дней. Теперь ты можешь создать богов.

И Нут создала двух братьев — Осириса и Сета, и двух сестёр — Исиду и Нефтиду, которые, конечно же, стали богами.

Нут — древнеегипетская богиня неба.

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Амон-Ра, легион, фаланга, зороастризм, Брахма, Иерусалимский храм.

Объясните смысл этого слова.

1) соответствие тем и слов: для темы A — Иерусалимский храм, Б — зороастризм, В — Амон-Ра, Г — фаланга.

2) объяснение смысла слов:

Иерусалимский храм — храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме;

Зороастризм — религия древних персов;

Амон-Ра — древнеегипетское божество солнца;

фаланга — построение воинов в Древней Греции.

Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Пелопоннесская война, правление императора Траяна, создание державы Хань, борьба древних евреев с филистимлянами, битва при Мегиддо, захват Вавилона царём Киром.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы A — борьба древних евреев с филистимлянами, Б — захват Вавилона царём Киром, В — битва при Мегиддо, Г — Пелопоннесская война;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

А) Древняя Палестина — черный.

Б) Персидская держава — зеленый.

В) Древний Египет — синий.

Г) Древняя Греция — красный.

Влияние геграфической среды на занятия и быт людей в древних классовых обществах

ТИПЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Древневосточный
(долины больших рек)

Земледелие

Земледелие (зерновое хозяйство овощеводство, виноградорство) стало главным занятием под влиянием благоприятных факторов:

Читайте также  Что можно увидеть в афинах

1) жаркий климат;

2) мягкие и плодородные почвы;

3) полноводные реки (разливы, восстанавливающие плодородие почв; возможности для орошения). Неблагоприятные для земледелия факторы:

1) отсутствие дождей в период созревания злаков;

1) неплодородные почвы;

3) засуха в период созревания хлебов;

Жаркий климат, обилие (сравнительно с Грецией) земель, годных для обработки, равномерно выпадающие осадки благоприятствовали выращиванию зерновых, винограда, оливок, овощей и фруктов.

На развитие земледелия большое влияние оказало появление железных орудий

Скотоводство

Развитию скотоводства благоприятствовало обилие дикорастущих растений, шедших на корм животным

Корма (в том числе дикорастущие) были в избытке. Это способствовало разведению различных животных: быков, ослов, буйволов, овец, коз, свиней и др.

Кормов для крупного рогатого скота не хватало. Мелкий скот пасся на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья.

Корма были в избытке (скот пасся на подножном корму круглый год).

Ремесла

Наличие полезных ископаемых (глины, камня, руд) способствовало развитию гончарства, строительства, обработки металлов

Обмен

Судоходные реки способствовали развитию обмена между различными областями страны. В Южном Междуречье природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором одни продукты (зерно, финики, шерстяные ткани) производились в избытке и частично предназначались для обмена на другие, вывезенные из чужих стран (металлы, лес, камень).

Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятствовали развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т. д.

Морское положение благоприятствовало развитию торговли. Однако незначительное число островов близ берегов Италии затрудняло мореплавание. У римлян обеспеченность плодородными землями и сырьем не вызывало острой необходимости в обмене с соседними народами. Поэтому римляне первоначально мореплавателями не были (до III в. до н. э.)

Одежда сравнительно с северными странами была более легкой, оставляла открытой значительную часть тела. Окна в жилищах были невелики (иногда отсутствовали), что создавало внутри дома прохладу и сумрак. Люди проводили много времени во внутреннем дворике, в саду подле дома, на его крыше. Вставали рано, в жаркие

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector