Клио муза истории картинки

Клио муза истории картинки

Виват, Клио! История, обществознание

Второй раз довелось быть экспертом конкурса методических разработок «Учительской газеты», и я так этому рад! А знаете, почему? Муза истории Клио опять торжествует! И я это докажу. Все остальные музы сегодня покорны ее воле.

Муза эпоса Каллиопа посетила Юлию Георгиевну Берейчук (гимназия №1 «Юнона» города Волгодонска Ростовской области), и они вместе провели внеклассное мероприятие «Мы умеем предками гордиться!». Учились составлять свою родословную. Столько всего интересного – тут тебе и генеалогическое древо, и познание родственных связей, а уж какие стихи и пословицы о семье! Что может быть лучше для единения родителей и детей, для формирования настоящего патриотизма, начинающегося с семьи? Наверное, именно поэтому Каллиопа заглянула и к Надежде Динкуразовне Бородовой (лицей №7 города Кстово Нижегородской области), которая создала дополнительно-образовательную программу «История в лицах», знакомящую учащихся с выдающимися людьми эпохи Древней Руси. И все это ради формирования патриотических чувств и воспитания граждан на основе исторических ценностей. Особенностью программы является то, что она призвана не только расширять знания по истории, но и обучать навыкам работы с различными историческими источниками.Елена Андреевна Дитрих (шайковская средняя школа №2 Калужской области) наверняка заманила музу астрономии Уранию юбилеем великого русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему Елена Андреевна посвятила внеклассное мероприятие «Путь к тайнам Вселенной». Ребята не только многое узнали о жизни и трудах великого россиянина, но и посоревновались в написании в честь Ломоносова столь любимых им од! Это был настоящий диалог – времен, людей, идей… А как же иначе, ведь дискуссия – конек Елены Андреевны. Ее работа «Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии» – настоящий научный труд, знакомящий с системой работы учителя. Вот и Ирина Михайловна Шумакова (средняя школа №40 города Новоуральска Свердловской области) «возвела» свои методические рекомендации организатору профессиональных проб «Социолог» на серьезном научном фундаменте. Эссе предназначено всем тем, кто занимается проектной и научно-исследовательской деятельностью и ставит своей задачей решение проблемы расширения использования современных педагогических технологий в системе профильного обучения. Профессиональные пробы могут стать важным подспорьем для самоопределения школьника.Муза Полигимния, покровительница гимнов, вдохновляла Светлану Николаевну Никорук (гимназия №6 города Новочебоксарска Чувашской Республики). Ее разработки классного часа «Ода спорту» и урока «Политический протест в олимпийском движении: история вопроса» – это настоящий гимн здоровью. Здоровью тела и здоровью души! Очень интересные аспекты истории спорта затрагивает Светлана Николаевна: олимпийское и паралимпийское движение, политику и спорт, международные отношения. Воистину «О спорт, ты – мир!». А вот работа Елены Юрьевны Тимошиной (волховская средняя школа №1 Ленинградской области) под названием «Организация внеклассной работы по предмету экономика» – это гимн предпринимательству. Не стяжательству, не порочной тяге скопидома, не любви к презренному металлу, за который «люди гибнут», а формированию у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Раиса Владимировна Максимова, учитель экономики и математики государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома – школы №1 имени А.А.Католикова Республики Коми, считает, что подготовка таких детей к жизни и адаптация в современном обществе – первостепенная задача. Поэтому представленная ею деловая игра «Как создается и работает банк» – это средство повышения финансовой грамотности, которая требует постоянного развития в условиях современной экономики. А вот урок Ирины Петровны Никитушкиной (город Похвистенево Самарской области) – это гимн правовому просвещению. Сегодня, когда преступность превратилась в глобальную проблему, необходимость правовой грамотности несовершеннолетних в области уголовных правонарушений более чем актуальна. Понимание того, что уважение к закону – это уважение к людям, дорогого стоит!Война и музы… Нет, конечно, музы не вдохновляют людей на войну, но… Война и поэзия. Война и музыка. Поэзия и музыка против войны! Наверное, Евтерпа и Терпсихора, музы поэзии, пения, музыки, вдохновили Наталью Валентиновну Замятину (гимназия города Моршанска Тамбовской области) на создание вечера авторской песни «А может, не было войны?». Поэзия Окуджавы, Когана, Галича, Визбора, Высоцкого позволяет приблизить к школьникам реальную войну, все дальше уходящую в прошлое вместе с последними фронтовиками. Этот вечер не просто разовое мероприятие к Дню Победы, это итог, творческий результат исследовательской работы учащихся 8-11-х классов, участников поисковых экспедиций по местам былых боев, во время которых у вечерних костров ребята, наверное, впервые услышали и исполнили эти песни. Такие походы дают возможность им по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной. Может быть, поэтому свои исследования они посвятили теме «Антология авторской песни о малоизвестных страницах Второй мировой войны». Ну что, пора и завершать. Убедились, что сегодня Клио правит бал? Ведь это благодаря ей «все музы в гости к нам»!​Николай МАРУХИН, учитель истории Малаховской средней школы Алтайского края, победитель краевого конкурса «Учитель года Алтая-1999»

Клио муза истории картинки

Запись на курсы

Мнемозина — богиня памяти

Искусство запоминания, или мнемотехника, имело огромное значение для людей еще в глубокой древности. Неслучайно в греческой мифологии уделено большое внимание Мнемозине – богине памяти. Мнемозина, как повествуют мифы, была титанидой – богиней первого поколения, дочерью Урана (неба) и Геи (земли). Согласно поэту Гесиоду, Мнемозина знает «обо всем, что было, есть и будет». Она является матерью девяти муз, родившихся от бога неба Зевса. Музы – покровительницы талантов, искусств и наук.

Немецкий филолог и знаток мифов Людвиг Преллер, живший в XIX веке, утверждал, что основной темой песнопений древних греков была личность Зевса, его битвы с титанами и создание нового мироустройства. Роль Мнемозины заключалась в сохранении памяти об этих громких событиях и олицетворении духовного начала. В греческом городе Лейбадея во времена прорицателя Трофония существовал источник Мнемозины (Памяти). Каждый, кто пил из него воду, получал знания первоначал, истоков всего сущего. Там же находился трон богини памяти.

Во время молитв Мнемозине, по словам древнегреческого писателя Павсания, люди просили улучшить их способность запоминать услышанное и увиденное. Изображали богиню памяти обычно вместе с ее дочерьми-музами: Клио, Каллиопой, Мельпоменой, Терпсихорой, Талией, Эрато, Эвтерпой, Уранией и Полигимнией.

Согласно верованиям древних греков, все наиболее значимое из того, что сопутствует человеку в жизни, исходит от Зевса. Зевс соблазнил Мнемозину, придя к ней в облике пастуха (Овидий, Метаморфозы VI 114). Она подарила ему девять ночей, после чего родила девять дочерей – покровительниц талантливых людей. Миф гласит: «Как только появляется на свет избранник музы, она начинает потчевать его небесной росой», – как бы подчеркивая этим, что талант приходит к человеку в момент рождения.

Дочери Мнемозины и Зевса были ответственны за все те искусства и науки, которые особенно ценились в Древней Греции. Изображая муз на картинах или воплощая их образы в скульптурах, каждой придают специальные атрибуты, позволяющие различать их друг от друга.

Муза истории Клио обычно держит в руках свиток папируса или футляр для свитков. Муза эпической поэзии Каллиопа изображается сидящей или стоящей в мечтательной позе, с восковой табличкой для записей и острой палочкой-стилусом в руках. Принадлежащий Каллиопе стилус способен писать лишь возвышенным эпическим слогом. Эта муза стала вдохновительницей Гомера – создателя поэм «Одиссея» и «Илиада».

Муза трагедии Мельпомена одета в театральную мантию, на голове венок из листьев плюща или винограда, на ногах котурны (сандалии на высокой подошве, которые носили актеры трагедий). В одной руке держит трагическую маску, в другой – палицу или меч (символ наказания при отступлении от воли богов).

Покровительница танцевального искусства и хорового пения Терпсихора изображалась иногда танцующей, но чаще сидящей и играющей на арфе, звучание которой могут слышать лишь одаренные танцоры. На голове у Терпсихоры – венок из виноградных листьев.

У музы комедии и легкой поэзии Талии на голове надет венок из плюща, в руках – комическая маска и тимпан (музыкальный инструмент, похожий на бубен). Муза любовной лирики Эрато всегда изображается с кифарой (разновидность лиры). Муза лирической поэзии и музыки Эвтерпа держит в руках авлос (двойную свирель) или флейту.

В руках музы астрономии Урании – небесный свод и циркуль, иногда – зрительная трубка и карта небесных светил. Одну из муз обычно изображают без отличительных признаков. Речь идет о Полигимнии, музе героических гимнов. Она стоит, задумчиво глядя вдаль. В памяти Полигимнии хранятся все торжественные гимны, прославляющие богов и героев.

Главная задача, стоящая перед музами, – различными путями вести человека к внутренней гармонии. Способность запоминать – мнемотехника – очень важна для людей искусства и науки. В соответствии с древнегреческой мифологией, музыканты, актеры, танцоры, поэты и ученые, находясь под покровительством муз, получают не только определенные художественные или интеллектуальные качества. Для них становится доступна память матери муз Мнемозины, то есть творческие и одаренные высоким интеллектом люди открывают дверь к знаниям, опыту и памяти богов.

Клио муза истории картинки

Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

Каллиопа – муза эпической поэзии;

Клио – муза истории;

9 муз Древней Греции история, интересные факты и фото

Мельпомена – муза трагедии;

Талия – муза комедии;

Полигимния – муза священных гимнов;

Терпсихора – муза танца;

Эвтерпа – муза поэзии и лирики;

Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;

Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

9 муз Древней Греции история, интересные факты и фото

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории . чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.

Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий .

Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.

Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.

В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены . но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке .

Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики .

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца . который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии .

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.

Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии .

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?

Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Какие тайны скрывают Львиные ворота в Микенах и чем так славился этот город в Древней Элладе, узнайте из нашего рассказа .

Где находится Олимп — гора богов в Греции и что можно посмотреть в окрестностях, подробнее: http://anygreece.com/kuda-poedem/materik/legendarnyiy-olimp.html

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

Муза Клио, или «чугунная баба»

Лет пятнадцать тому назад поздним октябрьским вечером мы гуляли с гостями нашего города – и набрели на памятник Карамзину. «А что это такое?» — спросил один из них, озирая музу истории Клио. Я ответил, что это монумент нашему земляку, Николаю Михайловичу Карамзину. «Да, а почему здесь?, — не унимался гость. — Ведь Карамзин, кажется, в Симбирске родился?». «Правильно! А город наш как раньше назывался?».

Эта забавная история вспомнилась, наверное, не случайно. С самым старым и, не побоюсь сильных слов, самым интересным и даже загадочным монументом связано много историй – в том числе и очень забавных.

Действительно, памятник установлен в честь Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826), но доминирует в композиции монумента муза Клио, древнегреческая покровительница истории. «Что за фантазия была у воздвигавших памятник труженику науки запрятать его глубоко, поставив над ним громадных размеров женщину! Не понимаю!» — не сдерживал чувств протоиерей Елпидифор Успенский, замечательный симбирский старожил и мемуарист.

Малосведущий в античной мифологии простой симбирский люд называл Клио «чугунной бабой» и рассказывал о ней свои легенды – то про разбойницу, то про даму с пониженной социальной ответственностью, за грехи свои обращённую в металл и выставленную в назидание публике на гранитном столбе. Забюстованному Николаю Михайловичу в этих историях отводилась роль или несчастного супруга обольстительницы, или лихого пристава, сумевшего совладать с неуловимой злодейкой.

Кстати, во время торжественного открытия памятника 22 августа 1845 года, сопровождавшегося его освящением с участием Симбирского архиепископа Феодотия, «язычница» Клио так и осталась под полотном, сдёрнутым только с постамента памятника.

Даже в XIX веке монументальные памятники в российских городах были диковиной, даже в Санкт-Петербурге и Москве, чего говорить о провинциях. Но развивавшаяся в общем русле европейской культуры страна стремилась следовать европейским эталонам – а редкий европейский город обходится без памятников. Они не просто напоминают об исторических и легендарных персонажах, о местных уроженцах, но и организуют пространство, занимая центр площади, сквера, общественного сада.

Воцарившийся в России в конце 1825 года император Николай I, военный инженер по образованию, считал себя знатоком в архитектуре. Именно при нём появились памятник дюку де Ришельё в Одессе (1827), Михаилу Ломоносову в Архангельске (1832), Николаю Карамзину в Симбирске (1845), Гавриле Державину в Казани (1847). Николай I даже лично определял места установки монументов – а в Симбирске сделал прямо на натуре, посещая наш город 22 августа 1836 года.

Все эти памятники имеют общий художественный стиль – классицизм, следование древнегреческим и древнеримским образцам вплоть до одеяний, мало подходящих под российский климат, и сложной системе символов и знаков. Но памятник в Симбирске резко отличался от всех прочих, где, как и положено в подобных монументах, на пьедестале высился «главный герой». Автором идеи памятника Карамзину называют министра внутренних дел, академика и литератора Дмитрия Николаевича Блудова (1785 – 1864), благодарного сановника, обязанного Николаю Михайловичу своей карьерой.

Читайте также  Цвет обжаренный миндаль

Дмитрий Николаевич Блудов, автор идеи памятника Карамзину

Если коротко, то эту идею с вознесённой Клио можно выразить в том духе, что История возвышается над отдельными людьми – но творится и пишется ими. Поза Клио выражает почтение: склонённая голова, согнутое колено. Трудился над памятником выдающийся скульптор Самуил Иванович Гальберг (1787 – 1839), среди прочего прославленный как автор посмертной маски Пушкина. И ещё симбирский Карамзин был самым дорогим монументом: 91 800 рублей против 50 000, выложенных за одесского Дюка, и 550 пудов меди, отпущенных из казны.

Скульптор Самуил Иванович Гальберг

Да, Николай I исключительным образом ценил Николая Карамзина. Историк стал «духовным отцом» императора, главным идеологом его тридцатилетнего царствования, выраженного в чеканной формулировке «православие, самодержавие, народность».

Николая I окружали креатуры Карамзина. Он ведь и Пушкина освободил из ссылки и неоднократно пытался приблизить к трону всё по совету того же Николая Михайловича, хотя Александр Сергеевич открыто признался государю, что был бы на стороне заговорщиков-декабристов, окажись он в Петербурге в дни восстания 14 декабря 1825 года.

А вот Николай Михайлович в тот судьбоносный день не просто находился по правильную сторону баррикад, но заплатил за верность императору собственной жизнью – на Сенатской площади он простудился, и через полгода эта хворь свела историографа в могилу. Искренним выражением исключительности монарших чувств является надпись на монументе: «Н. М. Карамзину, историку Российского государства, повелением императора Николая I-го, 1844 год». Она звучит официально – но для полноты император должен был бы стоять на первом месте.

Симбиряне наверняка знали, что Николай I неровно дышит к Николаю Карамзину – и, как кажется, решили монетизировать симпатии императора, в 1833 году объявив ему о своём желании соорудить в честь историка памятник в Симбирске. Но под этим горожане подразумевали комплекс общеполезных учреждений: библиотеку, пансион для учащихся, а никак не скульптурный монумент. Была начата кампания по сбору пожертвований. Но только в воле государя было, что разрешить к сооружению – и он выбрал памятник.

В монумент хотелось вложить столько смысла, что к бюсту Николая Михайловича и Клио, возлагающей на алтарь его «Историю государства Российского», пришлось добавлять два боковых горельефа. На северном запечатлён Карамзин, читающий отрывки из своей «Истории государства Российского» императору Александру I. Автором изображения был русский скульптор Константин Михайлович Климченко (1816 – 1849), трудившийся, в том числе, над скульптурным убранством московского Храма Христа Спасителя.

Северный горельеф памятника

Дело было зимой 1811 года в городе Твери – а государь сидит себе с обнажённым торсом! Так древние римляне изображали богов или смертных героев, отошедших в вечность: ясно, кто тут главный, а чтобы развеять все сомнения, рядом с императором Александром I изображён российский герб.

На Александре I мы видим сандалии – а вот Николай Карамзин перед ним стоит босым, и не потому, что разулся, чтобы не пачкать ковры во дворце. Древние снимали обувь, чтобы служить богам – и чтение «Истории», длинный свиток которой историограф держит в руках, приравнивается к священнодействию, способному обратить ход той самой российской истории.

За креслом императора, опираясь на него – этим подчёркивается связь персонажей – изображена родная сестра Александра I великая княжна Екатерина Павловна (1788 – 1819), принцесса Ольденбургская, в присутствии и в доме которой и происходила знаменитая читка. Екатерина Павловна была любимой сестрой двух российских монархов, Александра I и Николая I, и благоволила Николаю Михайловичу. А сам историк говорил о том достопамятном дне, как о счастливейшем в своей жизни.

Южный горельеф памятника

Южный горельеф памятника, запечатлевший Николая Михайловича на смертном одре, ваял скульптор Николай Алексеевич Рамазанов (1817 – 1867), отметившийся рельефами на постаменте памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Теперь герой – Карамзин, и потому он обнажён и расположился на ложе. Император Николай I горячо сочувствовал больному историку. Он готов был снарядить корабль, чтобы отправить его на лечение в Италию, распорядился выдать ему единовременно 50 000 рублей – например, Симбирский губернатор получал всего-то 3000 в год – и установил ежегодный пенсион для несовершеннолетних детей историографа: он был многодетным отцом, и шестеро детей от двадцати до пяти лет претендовали на царские щедроты.

На памятнике царская милость явлена в образе крылатой богини судьбы и удачи Фортуны (богиня без сандалий – знак её божественного достоинства), сыплющей деньги из рога изобилия. Полдюжины отпрысков писателя обозначены условной фигурой младенца, протягивающего ручку за посыпавшимися монетами – самой младшей дочери Карамзина Елизавете Николаевне (1821 – 1891) было уже пять лет, из младенчества в нашем понимании она давно вышла.

За ложем умирающего – две женские фигуры: жена Екатерина Андреевна (1780 – 1851), взмахом руки выражающая свою скорбь, и старшая дочь 24-летняя Софья Николаевна (1802 – 1856), фрейлина, пользовавшаяся доверием царской семьи, хозяйка популярного литературного салона, добрый друг всех знаменитых литераторов своего времени.

Но особенно любопытна фигура мужская. Руки, сложенные на груди, означают, что человек не из семьи, он наблюдает ситуацию как бы со стороны. Это симбирянин Александр Иванович Тургенев (1784 – 1845), невероятно талантливый и разнообразно одарённый человек, свидетель последних минут жизни Карамзина и Пушкина. Примечательно, что кроме Карамзина и богини, прочие персонажи на горельефе были живы и здравствовали на момент открытия монумента. Но странно совпало, что вскоре после установки памятника, в декабре 1845 года, Александр Иванович простудился и умер.

К 1845 году классицизм давно вышел из моды. Насыщенная символика мало занимала публику – она в основном изощрялась в остроумии по отношению к памятникам, и «повезло» не только Карамзину. Разбойником, закупоренным в бронзу, обзывали казанского Державина. В Одессе публика искала игривые ракурсы для рассматривания Дюка: «Дюк с люка». Но прошло время, и в 1898 году, спустя 53 года после установки, памятник Карамзину впервые выступил в качестве монументального символа Симбирска – на меню торжественного обеда по случаю 250-летнего юбилея основания Симбирска. Искусство победило, и муза Клио на полном серьёзе вписала себя в историю нашего города.

Клио муза истории картинки

Москва, мастерские Кремля, 1687 г. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех; литье, чеканка, эмаль.

Москва, мастерские Кремля, 1687 г. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех; литье, чеканка, эмаль.

Москва, мастерские Кремля, 1684 г. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль.

Москва, мастерские Кремля, 1684 г. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль.

Франция, первая четверть XVIII в. Глазет, шелк, нити золотные, канитель; ткачество, шитье. Принадлежал императору Петру II.

Франция, первая четверть XVIII в. Глазет, шелк, нити золотные, канитель; ткачество, шитье. Принадлежал императору Петру II.

Россия, 1856 г. Кость, стекло, бархат, металл, кожа, шелк; акварель.

Россия, 1856 г. Кость, стекло, бархат, металл, кожа, шелк; акварель.

Северная Европа, конец XVIII – начало XIX вв. Серебро, стекло; филигрань.

Северная Европа, конец XVIII – начало XIX вв. Серебро, стекло; филигрань.

Россия, Санкт-Петербург, 1796 г. Глазет, батист, тафта, кружево, нити серебряные, блестки, канитель; ткачество, шитье.

Россия, Санкт-Петербург, 1796 г. Глазет, батист, тафта, кружево, нити серебряные, блестки, канитель; ткачество, шитье.

Германия, до 1716 г. Стекло, серебро; штамп, гравировка, резьба, золочение.

Германия, до 1716 г. Стекло, серебро; штамп, гравировка, резьба, золочение.

Россия, XIX в. Дерево, краска, глазет, бархат, кружево, тафта, кисея, перо, блестки, тесьма, шнур, кисти, трунцал, плащики, фольга; ткачество, шитье.

Россия, XIX в. Дерево, краска, глазет, бархат, кружево, тафта, кисея, перо, блестки, тесьма, шнур, кисти, трунцал, плащики, фольга; ткачество, шитье.

Москва. «София Премудрость Божия» — XV в.; «Распятие» — XIX в. Дерево, паволока, левкас; темпера яичная.

Москва. «София Премудрость Божия» — XV в.; «Распятие» — XIX в. Дерево, паволока, левкас; темпера яичная.

Россия, середина XVII в. Серебро, бумага, дерево, кожа, шелк, левкас; резьба, чеканка, канфарение, золочение, печать, гравюра, темпера яичная.

Россия, середина XVII в. Серебро, бумага, дерево, кожа, шелк, левкас; резьба, чеканка, канфарение, золочение, печать, гравюра, темпера яичная.

Россия. Живопись – конец XVI – начало XVII в., оклад – последняя четверть XVI в.
Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная.

Россия. Живопись – конец XVI – начало XVII в., оклад – последняя четверть XVI в.
Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная.

Горельеф, XVIII в. Дерево, левкас; резьба, живопись темперная.

Горельеф, XVIII в. Дерево, левкас; резьба, живопись темперная.

Франция, 1780 г.(?) Принадлежал императрице Екатерине II.

Франция, 1780 г.(?) Принадлежал императрице Екатерине II.

Россия, Москва, 1730 г. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение.

Россия, Москва, 1730 г. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение.

Россия, 1767 г. Золото, серебро, стекло, бриллианты; литье, резьба, эмаль, волочение.

Россия, 1767 г. Золото, серебро, стекло, бриллианты; литье, резьба, эмаль, волочение.

Франция, до 1710 г. Шерсть, шелк; ткачество.

Франция, до 1710 г. Шерсть, шелк; ткачество.

12.07.2019 – 13.10.2019

Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

Организаторы: Музеи Московского Кремля

На выставке будут демонстрироваться уникальные экспонаты – государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров. В реставрации этих предметов принимали участие мастера разных направлений: специалисты по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. Их работа позволила не просто снять патину времени с музейных памятников, но и зачастую подарить им вторую жизнь: вернуть почти утраченный облик, обрести имя автора, вписать вещь в конкретный исторический контекст – связать ее с выдающейся личностью или значимым событием нашей истории.

В Успенской звоннице посетители увидят произведения, имеющие отношение к парадному государственному церемониалу, оружие и конское убранство, а также работы лучших западноевропейских мастеров из казны московских правителей. Среди наиболее ярких работ реставраторов этой части экспозиции – роскошные алмазные венцы братьев-соправителей царей Ивана и Петра Алексеевичей, ренессансный итальянский шлем, шпалера французской работы из серии «Музы» и другие памятники, ярко отразившие образ русской и западноевропейской придворной культуры разных эпох. В Одностолпной палате Патриаршего дворца будут экспонироваться редкие артефакты из кремлевских храмов и монастырей: иконы, произведения церковного шитья, драгоценная утварь храмовых ризниц. Посетителям выставки будет предоставлена возможность оценить результат многолетней сложнейшей реставрации жемчужины музейной коллекции иконописи – иконы «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия.

Экспозиция выставки, представляющая лучшие образцы собрания музея, возрожденные реставраторами высочайшей квалификации, несомненно, будет интересна как профессионалам, так и самому широкому кругу посетителей. Этому в значительной степени будет способствовать насыщенная мультимедийная программа, позволяющая составить представление о процессе работы музейных реставраторов разных специальностей. Профессиональная реставрация, без преувеличения являющаяся искусством, побеждающим время, – важный фактор сохранения национального культурного наследия. Выставка «Хранители времени: реставрация в Музеях Московского Кремля» раскроет разные аспекты этой сложной профессии и станет ярким событием не только в жизни музея, но и в культурной жизни Москвы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector