Кносский дворец архитектура

Кносский дворец архитектура

Кносский дворец

Кносский дворецКносский дворец – один из наиболее впечатляющих памятников древней критской архитектуры. Его изображение сегодня красуется почти на всех туристических проспектах, посвящённых острову Крит, а также сувениры и открытки. Любой, кто хоть немного интересуется этим загадочным островом, не раз сталкивался с изображениями Кносского дворца.

Сегодняшний вид этого интересного архитектурного сооружения – заслуга сэра Артура Джона Эванса, который в своё время посвятил уйму времени, сил и денег на изучение и реконструкцию дворца.

Правда, целесообразность этого древнего сооружения вызывает сегодня немало споров среди специалистов. Но, не смотря на это, Кносский дворец остаётся великолепной возможностью для нас с вами представить истинные масштабы и красот дворца, прикоснуться к минойской культуре на примере древней архитектуры острова Крит.

Кносский дворец

Известно, что за всё время своего существования, дворец не единожды расширялся и перестраивался. Наиболее поздняя версия дворца представляла собой целый комплекс зданий, часть из которых имела по четыре этажа, жилые и хозяйственные комнаты. Немудрено, что жители древней Греции окрестили Кносский дворец Лабиринтом, ведь для тогдашнего времени иначе такое сложное архитектурное строение охарактеризовать было трудно.

Кносский дворец

Считается, что Минойская цивилизация пришла в упадок из-за страшного цунами, причиной которого стало извержение вулкана на острове Санторин. Но не надо думать, что жизнь в Кносском дворце оборвалась мгновенно – она затухала постепенно. Ахейцы, позднее вторгнувшиеся на Крит, по-видимому, тоже использовали дворец для своих целей. Но со временем люди покинули эту местность и дворец опустел.

Кносский дворец

На протяжении нескольких столетий своей истории Кносский дворец много раз конструировался и достраивался. В самом его центре расположен большой двор, судя по всему, служивший для неких культовых или ритуальных целей. С этого центрального двора в помещения ведёт множество входов. Сами помещения выполняли множество функций – хозяйственных и жилищных. Во многих из них имеются массивные колонны, лестницы, галереи, веранды, колодцы и бассейны.

Кносский дворец

Кносский дворец имел сразу два тронных зала, представлявших собой парадные помещения с комнатами культового назначения. В другой части дворца, по предположениям современных исследователей – женской, находилась приёмная комната, сокровищница, ванные и другие помещения.

Кносский дворец

Кносский дворец был оборудован сложной коммуникационной сетью, включавшей ванные и бассейны, канализационные каналы для уборных комнат. Последние были выполнены в виде глиняных труб разного диаметра.

Кносский дворец

О том, что Кносский дворец был построен специально для знати, свидетельствует богатое убранство древнего сооружения. Здесь проживали цари Кносса и всего острова Крит. В ходе археологических раскопок были обнаружены многочисленные глиняные таблички с записями, невероятное количество ювелирных изделий, высокохудожественные фрески и другие предметы богатого быта того времени.

Архитектурный стиль Кносского дворца неповторим и уникален в своём роде. На его примере мы убеждаемся, насколько легка и своеобразна архитектура древнего Крита, какой свободой и изяществом она обладала. Именно раскованность и приветливость, а не мрачная дисциплина, выражали чарующую силу кносской архитектуры.

Кносский дворец Крит

На самом большом острове Средиземного моря – Крите – располагался город Кносс, находившийся от моря в четырех километрах и занимавший площадь 1800 – 1500 метров. По легенде древних греков, царь Минос построил его, чтобы скрыть измену свой жены, которая родила от священного быка чудовище – Минотавра.

Систематические раскопки территории начались с 1900 года английским археологом Артуром Эвансом.

Кносский дворец на Крите был назван «Лабиринтом», потому что в святилищах, расположенных во дворце, часто встречается изображение ритуального двойного топора – «лабриса».

Первый дворец Кносса был построен ок. 2000 – 1700 годов до н. э. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 года до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени. Период 1700 – 1450 годов до н. э. – время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 годами до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 году до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите. Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. Территория дворца больше не заселялась.

Почти все сохранившиеся до настоящего времени развалины относятся к периоду до 1450 года до н. э. Кносский дворец-лабиринт состоит из огромного количества хаотично раскиданных по всему периметру помещений, которые расположены на абсолютно разных уровнях, временами достигая высоты в 4 этажа и включая в себя свыше 1300 комнат. Во дворце-лабиринте находятся царские покои, западные кладовые, трон царя Миноса, царская лестница с колоннами, культовые комнаты и царская ложа амфитеатра.

Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится среди виноградников на холме Кефала. Поражают его размеры. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат. Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров. Кносский дворец не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет. Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Трудно представить, как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и трапезные, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса. Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны. Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тысяч глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями.

На одной из росписей критские «артисты», вступая в бой с быками, делали стойку, держась за их рога, и кувыркались над спинами бегущих быков. Для жителей Крита это было любимой игрой.

В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены мифические грифоны – существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком, с таким грифоном можно играть и резвиться на лугу.

Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками: на них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка – иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.

Ученые до сих пор затрудняются сказать, какая там была религия. Среди минойских построек археологи не обнаружили ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм.

Внутренний двор в Кносском дворце был вымощен каменными плитами. Он имел один или несколько портиков (может быть, даже с верхними галереями), устроенных вдоль его длинных сторон.

Дворец царя Миноса – одно из немногих мест, которое освещалось в древних мифах и легендах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

11. Земли богов Цивилизации малых островов «Южные моря». — Гавайи и остров Пасхи. — Алеутские острова. — Мальдивские острова. — Мальта. Минойский Крит. — Венеция

11. Земли богов Цивилизации малых островов «Южные моря». — Гавайи и остров Пасхи. — Алеутские острова. — Мальдивские острова. — Мальта. Минойский Крит. — Венеция — Почему, во имя Господа, онм решили поселиться здесь, если они не спятили? Рыжий покачал головой и ответил

Михайловский дворец

Михайловский дворец Инженерная улица, 4.Тел.: 318-16-08.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда —воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам

Мраморный дворец

Мраморный дворец Миллионная улица, 5/1.Тел.: 312-91-96 .Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда – воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам

Строгановский дворец

Строгановский дворец Невский проспект, 17.Тел.: 571-82-38.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда – воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.История музеяСтрогановский дворец построен в 1750-х гг.

Дворец и жилища

Дворец и жилища Современная архитектура основана на традиции строительства дворянских домов (букэ-ясики), на которые оказал глубокое влияние стиль замков. Они утверждали общественный ранг владельца в соответствии с постановлениями Иэмицу (1623–1651), третьего сёгуна из

Константиновский дворец в Стрельне: Дворец Конгрессов как топос гражданского общества

Константиновский дворец в Стрельне: Дворец Конгрессов как топос гражданского общества Дворцы конгрессов появились в европейских странах в конце 1970-х– начале 1980-х годов. Конгресс как форма научного общения представляет собой одновременно организацию и самоорганизацию

Кносский дворец

Греческий остров Крит таит в себе множество загадок и таинств истории. И по сегодняшний день историки и археологи открывают человечеству неизведанные грани прошлых эпох. История Крита богата как на существующие достопримечательности, так и на различные мифы, легенды и летописи, которые тоже вызывают неподдельный интерес у наших современников. Немалую заинтересованность у исследователей и туристов вызывает критская архитектура. Одной из важнейших и популярнейших достопримечательностей на этом поприще стал Кносский дворец, который изображен на большинстве открыток, брошюр и путеводителей Крита.

Нынешний внешний вид Кносского дворца – преимущественно заслуга сэра Артура Джона Эванса, который посвятил всего себя исследованию этой древней достопримечательности Греции. Помимо этого, на его средства проводились реконструкционные и восстановительные работы. Хотя не всем нашим современникам это пришлось по нраву – многие ученые и историки ставят под сомнение необходимость проведенных реконструкций, основываясь на том факте, что это некоторым образом снизило действительную историческую ценность Кносского дворца. Однако, именно благодаря проведенным мероприятиям по восстановлению достопримечательности у нас есть возможность поближе познакомиться со всем великолепием и величием этого памятника древности.

История «жизни» Кносского дворца

Историками выделяется два периода из жизни Кносского дворца. Первый датируется 2000–1700 годами до н.э. и именуется «раннедворцовым». Его окончание охарактеризовано разрушением дворца, которое произошло из-за мощного землетрясения. Но именно эта катастрофа и дала жизнь новому дворцу, который был возведен минойцами уже во второй – «позднедворцовый» – период.

Таким и предстает перед нашими современниками «обновленный» Кносский дворец, во всей красоте и величии своей архитектуры. Эта древнегреческая достопримечательность явилась свидетельством мастерства в разных сферах искусства, которого минойцы добились за несколько столетий. К тому же, Кносский дворец является крупнейшим дворцовым сооружением, возведенным этим народом. В его стенах находится свыше тысячи помещений. По своей значимости Кносский дворец был не только царской резиденцией, но и административно-экономическим центром города Кносса.

Архитектурные особенности дворца

В центральной части Кносского дворца располагается широкий двор, вокруг которого сосредоточено множество помещений различного характера и назначения. Изначально складывается ощущение, что все эти помещения размещены в некотором сумбуре. Большинство залов и комнат украшены фресками с различными изображениями: преимущественно это молодые юноши и девушки. Стоит отметить, что фрески выполнены с большой скрупулезностью – на них подчеркнуты многие тонкости и уделено внимание даже мелким деталям.

Все помещения Кносского дворца выполнены очень гармонично – в них нет ни одной лишней детали. Четкое чередование черных и красных колонн придает дворцу строгость и лаконичность. Однако, все намного продуманнее, чем кажется на первый взгляд – ширина колонн вверху больше, чем внизу, что позволяет добиться необходимого уровня освещения и скорректировать направление воздушных потоков определенной температуры, которые поступают внутрь дворца. Это поистине огромное достижение в архитектуре того времени.

Среди мифов Древней Греции есть упоминания о лабиринте Минотавра – существа с телом человека и головой быка. Некоторые современные ученые и историки считают, что Кносский дворец и является тем самым местом, где обитало чудовище.

Кносский дворец архитектура

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миниса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

КРИТО-МИКЕНсКАЯ АРХИТЕКТУРА И ДЕКОР КАК ОТРАЖЕНИЕ МИФА

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Aгaмeмнoнa в Микенах

3арождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита 3евсом финикийской царевны Европы.

Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зев с появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у нoг девы, украсившей eгo poгa венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей.

Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (11 тыс. до н. э.).

Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (III–II тыс. до н. э.) и микенскую (XV–XII вв. до н. э.).
В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами – и eгo декор в виде бычьих poгов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая – супруга Миноса coединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра – человека с головой быка – поместили в Лабиринт – сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом гoроде eгo сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в нeгo и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, при вязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.

Критский царь, якобы рожденный от союза бога-быка и богини плодородия, наделялся священной властью на дeвять лет, а затем должен был получать подтверждение своих полномочий на тот же срок. Дворец, будучи резиденцией царя-жреца, возможно, был приспособлен прежде вceгo для совершения мучительного посвятительного обряда инициaции (лат. iнiтiaтio – таинство), связанного с переводом царя в paнг бога, а юношей и девушек через ритуальную смерть в paнг взрослых мужчин и женщин.

Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8–10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль cвeтoвoгo колодца и cвoeгo рода легких дворца. В нeгo по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.

Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний ypoвень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.

Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками.

Сохранилась планировка двopца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование мopcкoгo простора.

Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря, которое шумит снаружи и как бы проникает внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15). Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии – основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен. Но эта мимолетность, легкость, спонтанность таят в себе пульсацию реальной жизни с ее безостановочным движением вперед.

Спонтанны, легки, мимолетны даже ритуальные сцены, такие, как игра с быком, запечатленная на стене главного святилища. В типично критской позе «летучего галопа» несется в пространстве огромный бык, выгнув могучую выю. Ему противостоят грациозные юноши, осиные талии которых, кажется, вoт-вoт переломятся, пышные прически скроют лица, узкие ступни так никогда и не коснутся земли. Но они, ловко ухватившись за poгa, взмывают вверх, совершают немыслимые кульбиты на спине, мягко приземляются и одолевают бога-быка раньше, чем он успеет нанести им смертельные раны (см. цв. вкл., рис. 16). Награда – право выступать «заместителями» бога в ритуальном браке с «заместительницами» богини плодородия – пленительными жрицами, изображенными тут же на фресках святилища в длинных юбках, с обнаженной грудью и змеями в руках.

«Парижанка». Фреска. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион

Образы людей, будь то юноши-укротители, жрицы, собирающий на лугу лилии царь-жрец, участница ритуального пира, прозванная археологами за изящество «Парижанкой», прописаны с присущей критскому искусству «стихийностью» кисти и гиперболизацией. Эти некрасивые профили с чрезмерно длинными носами, пухлыми красными губами, oгpoмным глазом, смотрящим прямо на зрителя, обладают подкупающей непосредственностью, живостью, грацией.

Дельфины. Фреска. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Дворец царя Aгaмeмнoнa. II тыс. до н. э. Микены. Реконструкция

Они словно сами являются частью окружающей природы, такой же подвижной и изменчивой: нежные звездочки крокусов и колокольчики лилий рассыпаются по берегам горных потоков, скалам и холмам, в сочных травах взбрыкивают козы, в гибких лианах резвятся обезьяны, выпархивает из кустов дивная голубая птица.

Типичная для минойской живописи «двойная перспектива»), когда граница неба и земли отсутствует, изображение как бы зависает в воздухе, а дальний план «наезжает» сверху. придает росписям невесомость, свежесть, стихийность. тaкому впечатлению способствует приглушенная цветовая гaммa, в которой доминируют серебристо-серый, золотисто-терракотовый, индиго, подчеркивающие роскошь апартаментов.

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир. Так, город-дворец микены царя Aгaмeмнoнa (11 тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из oгpoмных каменных глыб. Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам – Львиные.
На нем застыли львицы, с двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, – отзвук кнoccкoгo изображения богини плодородия, стоящей на гopной вершине с хищниками по сторонам.

В отличие от кнoccкoгo микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вoкpyг мeгapoнa – большого зала с очагом посередине. Дым yxoдил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.

Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала ocнoвное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя – чувство, не знакомое критянам.

Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гaммe вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского.

Читайте также  Петух по итальянски

* * *
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце ХН в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления гpeкoв в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито- микенской эпохи и доведшей их до совершенства.

Вопросы и задания
1. Сравните архитектуру кнoccкoгo и микенского дворцов. Найдите различия.
2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 6 в рабочей тетради.
3. Выполните итоговое задание по Древнему миру из рабочей тетради.

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Дворец царя Миноса на Крите

Внутри дворца находился большой внутренний двор, который по периметру был обстроен двух-трехэтажными корпусами. Помимо этого, дворец был заглублен в землю и имел подземные помещения, которые именуются лабиринтом. Кносский дворец строго ориентирован по сторонам света. В северо-западной части комплекса была устроена открытая площадка — театрон, представляющая собой фактически первое театральное сооружение под открытым небом — прообраз позднейших греческих театров. По обе стороны от сцены находились каменные скамьи для зрителей. Театр был рассчитан на 250 зрителей.

Интересно то, что дворцовый театр был открыт для широкой публики, что может нам говорить о не только об открытости критской архитектуры, но и об определенной доступности и открытости для подданных царского дворца в Кноссе. Никому ведь в голову не могло прийти близко подойти к дворцам египетских или персидских царей, на Крите подобное посещение дворцовой территории было обычным делом.

Дворец не имел понятия анфиладной архитектуры, при которой залы и комнаты следуют строго одна за другой. Все жилые и парадные залы дворца спланированы несколько хаотично и представляют собой лабиринт, который сходится к центральному залу, именуемому мегароном.

Внутри дворца находилось много лестниц, пандусов и переходов, благодаря которым залы дворца располагались на разных уровнях. В Кносском дворце располагалась своя автономная система воздуховодов и световых люков. Благодаря им расположенные в центре зданий дворца помещения проветривались и освещались при помощи световых шахт.

Важным конструктивным элементом всей стоечнобалочной системы Кносского дворца являются колонны. Деревянные критские колонны суживаются к низу и имеют каменные базы и капители. Деревянные стволы колонн ярко раскрашивались. Подобный тип колонны был характерен для построек древнего Критского царства.

Критская колонна несла в себе определенный сакральный и конструктивный смысл. Так, например, «…каждая колонна означала „мировое дерево“, корнями направленное в „мировое пространство“. Такой прием встречается до сих пор в горных районах Верховины (Зап. Украина), где принято фасады изб украшать подобным „мировым деревом“…».

Доктор архитектуры Н. И. Брунов так писал о конструктивных особенностях критской колонны: «Критская колонна отличается неустойчивостью и аструктивностью, она подчинена удивительной интуиции ее авторов, которые учитывали сейсмичность данной территории»26. В условиях высокой сейсмической активности при условии, что происходит горизонтальный толчок, тонкая опора критской колонны позволяла ей совершать свободный поворот, вместо того чтобы переламываться при жестком закреплении, при этом широкая абака, которая лежит поверх капители, могла обеспечить горизонтальную подвижку перекрытия без его моментального обрушения.

Еще одной интересной антисейсмической конструкцией критских домов и дворцовых сооружений была конструкция стилобатных стен, при которой их низ выкладывался из крупных каменных блоков, которые называются квадрами, затем устанавливался деревянный ячеистый каркас, который могли заполнять песком, мелкой галькой, бутовым камнем либо сырцовой кладкой на связующем из глины.

При условии горизонтального толчка во время землетрясения подобная конструкция также могла смягчить удар и не подвергать разрушению стилобаты. Это было важно, так как критские сооружения возводились на стилобатах. Существовало еще одно важное отличие этой архитектуры от египетской или вавилонской архитектуры. Это ее открытость внешнему миру и ее широта.

Например, в городах Древнего Египта никто и никогда не мог приблизиться близко к дворцу фараона, сами дворцы фараонов и вавилонских царей окружались мощными стенами. В Вавилоне городские кварталы имели замкнутую планировку и также окружались внутренними глинобитными стенами. В городах Крита все было иначе.

Если присмотреться к древнейшим формам жилого дома на материке и островах Эгейского моря, то, помимо пещер и гротов, которые служили естественным, примитивным жилищем для обитателей горных областей, можно установить два основных типа: круглое и прямоугольное здание. На Крите круглой формы постройки применялись только для могил. Жилые дома круглой формы до сих пор найдены только в Ереции.

Дома возводились в два-три этажа на высоких стилобатах с большими оконными и дверными проемами. Двери не имели запоров. Дома имели мезонины с выходами на плоские крыши, парадные двери и окна домов выходили на улицы, а не во внутренние дворы, как в Египте или Вавилоне.

Так как основным строительным материалом критских городов был кирпич-сырец, то жилая застройка Крита очень плохо сохранилась и сейчас можно видеть лишь археологические ее остатки. Однако сохранилось множество критских и финикийских глиняных табличек, на которых можно видеть застройку критских городов в форме рисунков.

Судя по изображениям, фасады домов украшались декоративными росписями. Интересно, что эта традиция была позднее перенята этрусками, и до сих пор во многих городах Северной и Центральной Италии (Верона, Падуя) дома эпохи Возрождения и современные здания украшены подобной декоративной росписью. Как уже отмечалось, критяне не возводили храмовых зданий. Критяне поклонялись богу морей Посейдону и Великой богине Матери (Mater Deorum Hibemesium), и, видимо, для поклонения Посейдону было достаточно открытых алтарей, разбросанных по морскому побережью.

Великой богине Матери поклонялись в священных рощах. В отличие от рядовой городской застройки, дворцы Кносса и Феста сохраняли традиционную композицию размещения парадных залов вокруг центрального открытого двора. Дальнейшее развитие архитектуры ми- нойской цивилизации связано с микенским периодом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector