Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Крит , с виду такой безмятежный и беззаботный, таит множество загадок. Остров и постройки на нем упоминаются еще в мифах Древней Греции, а в результате раскопок и изучения литературных памятников становится, очевидно, что люди еще далеко не все знают об истории этого места.

Кносс — древний город в центральной части северного Крита. Он был главным городом острова во времена древнейшей в Европе минойской цивилизации. Вероятнее всего, минойцы прибыли на Крит примерно за 7000 лет до н. э. из Малой Азии (Турция).

Главной достопримечательностью Кносса является Кносский дворец.

В настоящее время это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов острова Крит, «главный герой» с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток.

1. Кносский дворец.

1.1. История дворца.

Кносский дворец один из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры.

Кносский дворец на острове Крит в Греции был построен около 2000 года до н. э., в период расцвета минойской цивилизации. Первоначально дворец был возведен вокруг прямоугольного открытого двора и был почти квадратным в плане. Этот дворец был разрушен в результате землетрясения. Около 1700 года до н. э. на его месте был построен новый дворец больших размеров. Примерно через сто лет и этот дворец был разрушен землетрясением, но был быстро восстановлен. Около 1450 года до н. э. Кносский дворец пострадал в результате извержения вулкана на острове Санторини, а позже его окончательно уничтожил пожар. Сохранившиеся остатки дворца были обнаружены археологом Артуром Эвансом в 1900 году.

Заслуга Артура Джона Эванса заключается в том, что, он посвятил изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств. (Р аскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в.) Ученые до сих пор спорят, стоило ли проводить реконструкцию столь древней постройки, но именно благодаря ей наши современники могут представить себе масштабы и красоту Кносского дворца и познакомиться с минойской архитектурой.

Культура Крита – дворцовая культура. Поселение критян представляли собой города – дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец. Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса ,чтобы скрыть от людских глаз его сына, получеловека — полубыка Минотавра.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до нэ ) считаетя временем рассвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура , живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности.

К сожалению, точных данных о том, как выглядел это памятник архитектуры, не сохранились, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то, что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости .

К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен пожаром, случившемся во время одного из землетрясений.

1.2. Двор Кносского дворца

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э.

Само здание дворца было построено из камня и глины, утрамбованных щебнем.

Считается, что Кносский дворец является самым большим сооружением, возведенным представителями минойской цивилизации: площадь дворца составляла 19 000 м² (многие его называют первым небоскребом древнего мира: в нем были постройки, насчитывающие около пяти этажей.

В центре дворца находился весьма обширный двор , который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилые, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами .

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения . В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие п омещения.

Во дворце имелся водопровод , была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Необычные детали дворца — своеобразные колонны , получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию.

1.3. Дворец изнутри.

Интересная особенность дворца — отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые «световые колодцы» — проемы в потолке.

Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.

Так же световые колодцы обеспечивали естественную вентиляцию помещений , что было немаловажно в жарком климате острова.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями .

Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напоминающие модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой» , и имя это осталось за ней до сих пор.

Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Тронправителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир. Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи.

Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы . Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.

Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.

Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе был ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.

Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица.

На всех фресках лица людей подчеркнуто, печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита нет улыбающихся людей.

Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.

Служительницы культа Великой Матери Земли , по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.

По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы.

Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.

Необходимо отметить, что Крит знаменит также тем, что до наших дней сохранились ценные экземпляры исторической письменности, авторство которых принадлежит древним жителям Крита. Некоторые письма в настоящее время расшифрованы, но что касается «ранних критских писем», они до сих пор не прочитаны. Не удалось разгадать и еще более древние критские иероглифы.

Всё еще впереди.

Список использованной литературы (ссылки на источники):

Внутренний двор Кносского дворца. Кносский дворец имеет грандиозные масштабы. Количество помещений около 1400. Залы дворца этого монументального сооружения находятся на разных уровнях, и с помощью лестниц и коридоров соединены между собой. Некоторые конструкции уходят глубоко под землю.

Колонны Кносского дворца.

На стенах дворца — изысканные росписи, на которых запечатлены театральные действа, празднества, красочные танцы.

Многие жилые помещения дворца были украшены фресками и цветными барельефами. На одной из фресок изображены юноши, прыгающие через быка. Бык на Крите был тотемным животным. Этот образ часто использовался художниками, скульпторами, архитекторами.

Среди великолепных минойских фресок не только изображения людей. На этих фресках есть и животные, и птицы, и растения. Например, дельфины. Если вы присмотритесь, увидите сохранившиеся оригинальные фрагменты, по которым воссоздана вся композиция.

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. — так назвали эту композицию учёные за яркость, чувственность губ и выразительность больших глаз, подчёркнутых декоративной косметикой. Образ утончённый, очаровательный и буквально дышащий жизнью.

Кносский дворей. Фреска нанесена на саркофаг, и здесь, по всей видимости, изображены сцены обряда погребения или загробной жизни. 1300 г. до н.э.

« Дамы в голубом» — очень известная фреска из минойского дворца в Кноссосе. Обратите внимание, какова плавность и округлость линий, элегантность украшений и аксессуаров, богатство одежд, и как изысканно убраны волосы. 1600 — 1450 года до н.э. И это было около трёх с половиной тысяч лет назад.

Огромные глиняные амфоры, кувшины. На старинных вазах нанесены богатейшие орнаменты, краски которых не потеряли свой колор до сих пор.

Кносская монета с изображением лабиринта

Золотой лабрис. древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы.

Кносский дворец

Одна из главных достопримечательностей острова Крит, — Кносский дворец. Он расположен в 5 км от центра Ираклиона. Дворец поражает воображение посетителей своими восхитительными фресками, роскошными жилыми помещениями и покоями правителей, похожими на лабиринт. В истории дворца различают два периода. Первый относится к 2000—1700 годам до н. э. и называется «раннедворцовым», тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до н. э. Старый дворец бы разрушен землетрясением, а на месте руин минойцы построили новый дворец. Остатками этого шедевра загадочной минойской цивилизации можно полюбоваться и сейчас. Площадь дворца составляет 130х180 м, он включает в себя более тысячи комнат и залов различного назначения, развитую систему канализации, склады и дворы. По сути своей это была не просто резиденция царя и его двора, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.

Именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка Минотавр. Дочь царя Ариадна дала храброму Тесею клубок ниток, когда он отправился в лабиринт искать чудовище. Убив его, Тесей смог выбраться из лабиринта.

Дворец огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Сами дворцовые помещения отличаются изысканным вкусом и аскетизмом, а стены многих помещений декорированы фресками, изображающими юношей, занимающихся спортом, девушек, прыгающих через быка.

Вид, который имеет дворец в наши дни, во многом является заслугой сэра Артура Джона Эванса. В 1894 г. Артур Джон Эванс выкупил земли в районе Кносса, а в 1900 г. начал масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска «Принц с лилиями» и многие другие находки, большинство из которых были перемещены в Археологический музей Ираклиона.

Дворцовый комплекс состоит из Западного двора Кносского дворца с интересной фреской с изображением игры с быком. По одной из версий здесь был главный вход во дворец. Дорога Процессий с фреской «Процессия» с изображением юношей и девушек, несущих подношения жрице, соединяла западный и южный вход дворца с центральным двором. Южный дом (1600 до н.э.) принадлежал верховному жрецу. Посетители попадали в Центральный двор через южные ворота. Там же была найдена знаменитая фреска «Принц с лилиями» (оригинал хранится в Археологическом музее Ираклиона). Один из знаменитых залов дворца, — Тронный зал. Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии таких фресок, как: «Игры с Быками», «Дамы в голубом», «Собиратель шафрана», «Голубая птица», «Голубая обезьяна» и копии других, не менее известных находок. Здесь, на том же месте, что и тысячи лет назад, стоит каменный трон, обнаруженный Эвансом при раскопках. Напротив трона находится небольшой бассейн омовений и Святилище с каменным постаментом. Стены тронного зала украшены фресками с изображениями грифонов. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых сидели жрецы. Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты, соединенные комплексом коридоров. Заслуживают внимания Зал Двойных Секир (Мегарон царя), Мегарон царицы со знаменитой фреской «Дельфины», Ванная комната Царицы и Косметическая комната, Мастерская Ремесленника и Школа, Склад Гигантских Пифосов и Шахматный Коридор с довольно совершенной системой канализации, Коридор Северного Входа с копией фрески «Бык», Северный Бассейн Омовений и Театр. Посещение Кносского дворца включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Грецию.

Синяя птица. Фреска. XVI в. до н. э. Кносский дворец

*Фреска — настенная рос­пись по сырой штукатурке. Оригинал фрески «Собира­тель крокусов» плохо сохра­нился и реконструирован буквально по кусочкам.

В критских дворцах, например в Фесте, разбивали священные са­ды. Обычно сад находился в юго-восточном углу дворцового ком­плекса. Там росли не только годичные и сезонные цветы, но и высаживаемые в специальных горшках. В Кносском дворце пе­ред его западным фасадом устраивали многолюдные праздники. Там располагались «театральная площадка» для ритуальных сце­нических действ и замощённый участок с обложенными камнем ямами; одни исследователи предполагают, что эти ямы предна­значались для хранения зерна, другие считают, что в них высаживали священные деревья. Такие деревья росли в каждом критском святилище, но внутри дворцов, где были сплошь мощё­ные дворы, для них не оставалось места.

Критского бога в отличие от бо­гини представляло зооморфное су­щество, воплощённое в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По пред­ставлениям позднейших греков, он был связал с дворцом — Лабирин­том — и живущим в нём чудовищ­ным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что Пасифая, супру­га царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необыч­ное дитя — Минотавра. В этой леген­де сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем «священном бра­ке» критских богов в образах быка и коровы. Ещё задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела человеческий (антро­поморфный) облик. Её супруг оста­вался в образе животного, вероятно воплощавшего бога, который перио­дически рождался, достигал зрелости и погибал. Критского бога-быка еже­годно приносили в жертву на торже­ственном празднике. Бог-бык был изображён во входном вестибюле кносского Коридора Процессий мча­щимся, в типично критской позе «летучего галопа». Он представлен также то в играх с «тореадорами», то умирающим, например на одном из раскрашенных рельефов.

Смысл таврокатапсии — риту­ального боя с быком — можно по­нять благодаря сохранившимся фрагментам росписи, изображав­шим эту сцену. Любопытно, что с быком борются не только мужчины, как на корриде в современной Ис­пании, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сы­на-супруга. Она ежегодно прино­сила его в жертву на подобном празднике, чтобы он, отживший го­дичный цикл, мог вновь родиться. Мышление людей доисторической эпохи было цикличным: всё возвра­щалось на круги своя благодаря бо­жественным ритуалам.

Таврокатапсия — ритуальный бой с богом-быком. Фреска.

Около 1500 г. до н. э.

Реконструкция.

Кносский дворец.

*Зооморфный — имеющий образ животного.

**Для критского искусства были характерны раскра­шенные рельефы — древний вид скульптуры-живописи, где эти виды искусства ещё слиты воедино. Прототип их можно видеть в раскрашен­ных рельефах святилищ Чатал-Гююк в Анатолии (ныне Южная Турция), которые относятся к VII—VI тысяче­летиям до н. э.

Фреска с таврокатапсией показы­вает, насколько динамичным и жи­вым было минойское искусство. Ему были чужды застывшие позы, оста­новившиеся взгляды, самоуглублён­ность — всё, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья (Месопотамии). Для кри­тян был важен момент, верно схва­ченное действо, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спи­ной быка, вот бык уже пронзил рогами одну противницу. Пусть громадный — он массивнее всех борцов, вместе взятых, — бык тем не менее обречён. Он летит в про­странстве, отрываясь от земли, но борцы проворнее, ловчее: они успе­вают одолеть бога-быка до того, как им нанесены смертельные рапы.

Отличительной чертой критской живописи является «двойная перспе­ктива». На фреске бык изображён летящим в некой средней зоне: он не касается земли ногами, а сверху дальний план будто падает на него. Нет линии горизонта, как будто не существует и границы между землёй и небом — зритель видит одну оп­рокинутую землю. Во фреске «Соби­ратель шафрана» аналогичная кар­тина: кусты цветов разбросаны двумя рядами перед и за «собирате­лем» — синей обезьяной, живопис­ным пятном выделяющейся на фо­не буроватых холмов.

Критское искусство избегает не­подвижности, тяжёлых опор, под­чёркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов (площадь Кносского двор­ца составляет шестнадцать тысяч квадратных метров) и будто бы простую конструкцию (квадратный блок с двором в центре), они очень сложны. Разнообразные внутрен­ние помещения соединяются са­мым причудливым образом, а длин­ные коридоры внезапно заводят в тупики. С этажа на этаж ведут лест­ницы, и посетитель вдруг попадает то в световой дворик, возникший во тьме дворца, расцвеченный ярко-красными полосами, то на лоджию, то в большой парадный зал для пи­ров. Неожиданно он мог оказаться

и в ванной комнате, помещённой в восточной части Кносского дворца. Ванна, сделанная из обожжённой глины и похожая формой на совре­менную, не соединялась с канали­зационными трубами, которые шли по ступеням дворца снаружи, «сами по себе». Вероятно, они воспроиз­водили образ водного мира. Сам путь посетителя по дворцу — с его контрастами света и тьмы, замкну­тости и открытости, сумрака и звуч­ных, сочных красок, постепенных подъёмов и спусков — напоминал плавание на корабле. Человека как будто раскачивало из стороны в сторону, не было устойчивости. И вместе с тем в этом чувствовалась настоящая жизнь с её безостано­вочным движением.

Читайте также  Что смотреть в турине

Образы критян вполне соответст­вуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, слов­но готовые переломиться. Участни­ки священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув голову и отклоняя торс назад. Муж­ские фигуры окрашены коричнева­той краской, женские — белой. Даже поза молящегося (статуэтка с остро­ва Тилос), всеми помыслами обращённого к божеству, лишена застылости. Сильно отклонённый назад торс, рука, прижатая ко лбу, мгновенная остановка движе­ния — как это непохоже на статуи восточных мужей, гля­дящих огромными глазами в надчеловеческий мир!

Особым очарованием ды­шит образ «Парижанки» (так её назвали историки) — изящ­ной девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Там был представлен ритуальный пир, участники которого сиде­ли напротив друг друга с чаша­ми в руках. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, раз­ного рода преувеличениями,

Фрески Кносского дворца

freska-zhenshhiny

Английский археолог Артур Эванс был изумлён красотой фресок Кносского дворца, и заметил удивительное сходство египетского изобразительного искусства с фресками дворца царя Миноса на Крите. Дальнейшие исследования доказали самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите.

d-dauphins_de_knossos

Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.

knossos-byk

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.

zhen-akrotiri_xeste3_detail3

Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе были ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.

freska-muzhchiny

Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица, нет улыбающихся людей.

freska-dolmatincy-zhertvopr

На всех фресках лица людей подчеркнуто печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита.

freski-zhen-sv-dary

freski-zhen-zhrica-processiya

Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.

Служительницы культа Великой Матери Земли, по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.

По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы. Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.

api-bogi

Особенно интересно выполнены фрески в тронном зале Кносского дворца, в котором установлен каменный трон царя Миноса. По обе стороны от трона — каменные скамьи для придворных аристократов и советников царя.

freska-knossos-tron-iraklio_

freska-minoan_priest_king_feathered_prince_of_lilies_fresco_art

Стена за каменным троном расписана в красных и жёлтых тонах. Царский трон охраняют царские грифоны, именно они считались покровителями царских скифов, грифоны всегда выходят победителями во всех сражениях.

На фреске, среди цветущих лилий, изображён юноша в набедренной повязке и в ритуальной короне исполняющий определённый ритуал.

3

Известно, что во время похорон эртуски устраивали спортивные соревнования, видимо этот ритуал бы воспринят ими от «этеокритян» — «древних критян», которые тоже проводили спортивные состязания среди юношей.

freska-kozy-boks

На этой фреске изображены юноши в кулачном бою.На Крите был принят обычай ритуальных прыжков через быка, в котором состязались и юноши, они нарисованы красной охрой, и молодые девушки, изображены белой краской. Такую традицию цветного изображения мужских и женских тел впоследствии воспримут и греческие художники вазописцы.

freska-tavrotapsiya-1

Кносский дворец в изобилии украшен фресками на которых запечатлена окружающая природа, причудливые растения и богатый животный мир.

freska-kozy-tigry

Грациозно скачущие козлы и притаившиеся в кустах молодые львы.

freska-kuropatki

freska-lastochki

Куропатки и ласточки изображены на фресках в естественных и динамичных движениях, это роднит их опять же со скифским звериным стилем, распространённом на огромных территориях от Северного Причерноморья и до Ассирии и Месопотамии.

Фрески Кносского дворца

Фреска на северном бастионе

Кносский дворец на Крите считается одним из самых известных памятников археологии. Согласно легенде, в давние времена именно в этом дворце-лабиринте жил Минотавр.

Мне посчастливилось побывать в Кноссе и увидеть его красоту собственными глазами. И в этом очерке хочу рассказать о фресках, которые были найдены в Кносском дворце.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Что представлял собой Кносский дворец

Это было огромное сооружение с множеством самых разных построек. Дворец служил резиденцией царя, административным, религиозным, политическим, культурным и хозяйственным центром. В Западном крыле дворца археологи обнаружили святилища и помещения для проведения церемоний, в Восточном – жилые комнаты, мастерские и хозяйственные постройки.

Макет Кносского дворца можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона. Смотрите, это был самый настоящий лабиринт!

Макет дворца

Со временем я напишу очерк о помещениях и постройках этого удивительного сооружения. А сейчас предлагаю полюбоваться его фресками.

Фрески Кносского дворца

В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона.

Указатель

Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.

Вот пример фрески с растительным орнаментом.

Растительный орнамент

Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала.

Растительный орнамент

А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице. Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.

На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.

Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!

Фрески (дары царице)Принц с лилиями

Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.

Игры с быком

Тавромахия

Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком. Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый.

Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка.

Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты.

По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца.

БыкФреска с быком

Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены.

А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом.

Чаша и трон

От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.

Зал с колоннами

Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.

Щиты

Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона.

Щиты

Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.

Что такое мегарон

Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.

На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.

Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица». Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.

Дельфины

Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона.

Дельфины

Реставрационные работы

На территории дворцового комплекса профессиональные раскопки вёл известный британский археолог Артур Эванс. В ходе работ экспедиция обнаружила немало фресок в самых разных частях дворца. Изображения сохранились фрагментарно, однако Эванс провел большие реставрационные работы.

Под руководством Эванса над реставрацией минойских фресок работали опытные швейцарские художники, отец с сыном. У них были одинаковые имена — Эмиль Жиллерон (Émile Gilliéron). Вот почему художников впоследствии стали называть Эмиль Жиллерон Старший и Эмиль Жиллерон Младший.

В Археологическом музее Ираклиона можно увидеть копии фресок Кносского дворца. На верхнем фрагменте — собрание людей на открытом пространстве дворца, возможно, на Центральном дворе. На нижней фреске — танец в священной роще Кносса. Мы с вами уже знаем, что фигуры белого цвета изображают женщин.

Фрагменты фресок

Мне понравилось размещение экспонатов в витринах музея. Сверху представлены фрески, снизу — их фрагменты.

Фреска и фрагменты

Если вы не связаны напрямую с реставрацией изображений, то наверняка у вас возникает закономерный вопрос: каким образом специалистам удается понять сам сюжет фрески? Здесь подключаются и хорошее знание истории, и воображение, и наметанный глаз профессионального художника.

Взгляните на нижний ряд. Если бы в вашем распоряжении были лишь фрагменты, смогли бы вы дорисовать недостающие части?

Фрагменты фресок

Экспонат из музея наглядно демонстрирует, каким образом реставраторы восстанавливают целые композиции по отдельным фрагментам.

Дары

Вот ещё одна отреставрированная фреска, с куропатками и удодом. Она украшала комнату для гостей в Западном крыле Кносского дворца.

Птицы

В этом очерке представлены далеко не все фрески Кносса. Если вы интересуетесь более подробно этим вопросом, то без труда найдете информацию и о «Дамах в голубом», и о знаменитой «Парижанке».

Разумеется, фрески это не единственная достопримечательность Кносского дворца. В одном из следующих очерков я расскажу о постройках и самых интересных местах этого уникального комплекса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector