Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца

Кносский дворец

Северный портик Кносского дворца

Кносский дворец — наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-«двойная секира», — излюбленного изображения в критском искусстве). Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Общий план нижнего яруса Кносского дворца в позднеминойский период.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством известного археолога сэра Артура Эванса.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами), галереями), колоннадами), бассейнами) и лестницами.

Тронный зал

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Колонны Кносского дворца

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок), изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

Колонны кносского дворца

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Архитектура периода новых и поздних дворцов

Период «новых дворцов» (1700–1450 гг. до Р.Х.) явился временем наивысшего расцвета критской культуры. После катастрофы, уничтожившей предыдущую культуру «старых дворцов», критская цивилизация восстанавливается с новой силой, возводятся грандиозные дворцовые постройки 1 . Центрами критской цивилизации этого периода стали Кносс, Фест, Маллия, Като Закро, Гурния. Новый период начался при гегемонии Кносса, который играет ведущую роль в политике, экономике, культуре острова. Именно этот период связан с легендарным царем Миносом, правящим островом; с его женой Пасифаей, родившего сына Астерикса в виде человека-быка и прозванного Минатавром; с героем Афин Тесеем, победившем Минотавра и увезшего с Крита дочь Миноса прекрасную Ариадну. В поздних греческих мифах, донёсших до нас эту информацию, Крит предстаёт процветающим могучим государством — его флот достигает берегов Сицилии, сыновья Миноса основывают новые города и переселяются в старые в Греции и Малой Азии (например, в Милет). Сам Минос даёт Греции первые законы. Всё это — сохранившиеся воспоминания о тех временах, когда минойская держава доминировала в Эгейском регионе, была сильна флотом, имела зависимые города на материке и на контролирующих прилегающих территориях (возрастает минойское влияние на Кикладах, сильнее всего это выражено на примере археологического материала, происходящего с о-вов Мелос, Делос, Фера и Кеос, также были поселения в Каграфосе и на Родосе и торговые порты у побережья Малой Азии — на Косе, Насосе, Симосе, Мелосе). Сильный флот способствовал успешной торговле со странами Средиземноморья, которая начала складываться и процветать ещё в период «старых дворцов». О торговых связях свидетельствуют найденные на Крите вещи из Египта, Месопотамии, с других частей Ближнего Востока, в то же время по всему Средиземноморью встречаются критские вазы. Ю.В. Андреев называет минойскую морскую державу и форму её управления «талоссократия» 2 . В период «новых дворцов» Кносс вступил в фазу своего наивысшего политического могущества, определяя внутреннюю политику на Крите, контролируя внешнеполитические отношения. В это время Кносс, по-видимому, является и религиозным центром критской цивилизации.

Архитектура. Так как от периода «новых дворцов» сохранились многочисленные остатки архитектурных сооружений, то начнём рассмотрение искусства Крита периода расцвета с их анализа. До сих пор вопрос о месте, где произошло их сложение, остаётся открытым. Условно постройки на Крите и сопредельных территориях этого периода принято делить на т. наз. дворцы и виллы.

Принято считать, что постройка «нового дворца» в Фесте начинается около 1550 г. до Р.Х. 3 Возможно, что строительство дворцов в Кноссе, Маллии и Като Закро состоялась ненамного раньше 4 . Вероятно, что между 1550 и 1450 гг. до Р.Х. на Крите окончательно оформилась схема дворцового ансамбля. Относительно появления «дворцового» типа построек, Ю.В Андреев пишет, что «не так уж далёк от истины Дж. Грехем, полагавший, что эта идея совершенно спонтанно, независимо от каких-то восточных аналогов возникла в мозгу «некоего критского Дедала»… Скорее всего это случилось в Кноссе, где был создан самый большой и самый сложный из всех известных комплексов этого типа» 5 . При этом, стоит упомянуть и о других точках зрения на процессы формирования критских дворцов. Так, Т. Вулли считает, что есть сходство между минойскими дворовыми комплексами и седьмым слоем дворца Ямли-Лима в Алалахе (Северная Сирия), датируемым 1770-1750 гг. до Р.Х. 6 С. Худ, в свою очередь, сравнивает критские дворцы с комплексами в Беджисултане (Западная Анатолия). У. Вундерлихом была высказана идея о том, что при строительстве Кносса, критяне могли ориентироваться на построенный египетским фараоном Аменемхетом III храм, прозванный «Лабиринтом». Но при всех вышеозначенных взглядах, важно отметить следующее: сходство с малоазийскими постройками можно объяснить заимствованием или близостью двух культур, сходство же с ближневосточными постройками — скорее параллелизм в развитии архитектурных форм. К моменту сооружения дворцов приёмы строительства, даже взятые с других территорий, были уже полностью усвоены местной архитектурой. Дж. Грехем, сравнивая критские постройки с египетскими и месопотамскими, выделяет следующие особенности, присущие только Криту: 1. Развитие плана идёт во вне от центрального двора, который служит смысловым центром композиции; 2. В планировке принцип функциональности доминирует над принципом симметричности; 3. Для освещения внутренних помещений используются световые шахты; 4. Для ряда интерьеров характерно разделение залов рядом столбов с навешенными деревянными дверьми; 5. Для интерьеров характерно использование люстральных комнат — помещений с пониженным уровнем пола, вымощенного алебастром; 6. Применение в качестве опоры деревянных колонн, покрытых штукатуркой и ссужающихся к основанию.

Отмечается единообразие планировочных решений, используемых строителями при постройке по крайней мере четырёх «новых дворцов» (в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро), – это практически одинаковая ориентация по сторонам света, применение одних и тех же строительных модулей (т. наз. минойского фута). По мнению Ю.В. Андреева, «…все эти факты в совокупности заставляют думать, что возникновение дворцовых ансамблей было результатом осуществления широкой строительной программы, направляемой из одного центра, которым, по видимому, был всё тот же Кносс» 7 .

Рассмотрим архитектурное решение кносского дворца, открытого и исследованного английским археологом Артуром Эвансом в 1899-1935 гг., т.к. по справедливому замечанию Б.Р. Виппера, данный дворец «самый крупный, самый сложный в плане…послужит нам опорным пунктом для характеристики критского архитектурного стиля» 8 . Дворец в Кноссе, как и другие критские дворцы, не имел укреплений (их не было и вокруг поселений). Постройка занимала площадь около гектара, размеры центрального двора составляли 26,5х53,1 м, превосходя другие критские дворцы и по своим размерам (занятая им площадь почти в два раза превышала площадь дворца в Маллии и в два с половиной раза площадь дворца в Фесте) и по великолепию архитектуры, и по богатству своих кладовых. Отличалось по размерам и примыкавшее к дворцу поселение городского (или протогородского) типа, которое занимало площадь около 50 га, являясь одним из самых крупных не только на Крите, но и на территории всего Эгейского мира 9 .

Кносский, как и практически любой критский дворец, сооружён из местных материалов. Стены сложены из гипса 10 , некоторые их части – из известняка. В верхних этажах могли использоваться кирпич и кипарисовое дерево, которое шло на изготовление дверей, потолков, балок перекрытий 11 . Гипс, мягкий камень с рыхлой фактурой снежно-белого цвета, специальным ножом разрезался на блоки, из которых складывались стены, ступени лестниц и мостились полы во внутренних помещениях. Но гипс был непрочным материалом, быстро разрушался, размывался водой. Поэтому гипсовые блоки, из которых складывался пол, часто меняли. В силу этих же причин, если гипс использовался для внешних стен, его покрывали штукатуркой. Или для внешних стен применяли более прочный известняк, который также использовался для изготовления столбов, баз для колонн, оформления дверных и оконных проёмов. Для полов и стен помещений, где было постоянное взаимодействие с водой, использовался более прочный материал — алебастр. Как ив Кноссе, известняк и алебастр активно применяются в Фесте. Маллия построена, в основном, из песчаника, добывавшегося недалеко от дворца. Для стволов колонн использовалось дерево, затем оно штукатурилось и окрашивалось. Колонны ставились на известняковые базы. Колонны ставились широкой стороной кверху, постепенно ссужаясь вниз, получалась форма, т. наз. критской колонны 12 . В интерьерах широко использовались штукатурка и цемент. Последний очень часто применялся для изготовления полов. Причём мог окрашиваться в разные цвета, преимущественно в красный. Станы важнейших помещений штукатурились. Для хозяйственных конструкций использовалась глина: из обожжённой глины выполнены канализационные трубы, глиняная черепица покрывала крышу, карнизы покрывались глиняными рогами посвящения. Для мелких деталей — розеты, дверные скобы могли использоваться металлы (медь и бронза). Кносский дворец даёт большое разнообразие в использовании материалов. Внешние стены складывались из крупных блоков камня, но они могли быть не целиком каменными (так, участок западной стены имел заполнение щебёнкой и был дополнительно укреплён балками). Второстепенные стены были тоньше, они могли складываться из кирпича и скрепляться балками, а затем поверхность стен штукатурилась.

Кносский дворец имел четкую последовательность в наборе основных элементов архитектурной композиции и системе их взаиморасположения. Основными элементами были центральный открытый и мощённый двор, вокруг которого группируются помещения западного, северного, южного и восточного крыльев.

Отличительное своеобразие критских дворцов, тесно связанное со спецификой планировки — это особое расположение в пространстве. Они были «вписаны» в ландшафт, ориентированны на стороны света, имели террасную структуру, и также как и старые дворцы привязаны к сакральным местам. Американский историк архитектуры В. Скалли, изучив ландшафты Кносса, Феста, Маллии и Гурнии, пришёл к выводу, что выбор места для постройки дворца, а также специфика его ориентации обычно определялись с учётом двух факторов 13 : 1. Дворцы, как правило, располагались в замкнутой со всех сторон долине, размеры которой могут быть различными, но конфигурация (вытянутый в длину прямоугольник) остаётся всегда одной и той же; 2. На осевой линии дворца к северу или к югу от него можно увидеть округлый или конический холм, а на некотором расстоянии от него — гору с раздвоенной вершиной.

Всё это, по мнению, В. Скалли, свидетельствует о том, что архитектура дворца должна была восприниматься как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным формам, которые были созданы вокруг него самой природой. Следовательно, как памятники синтетического искусства критские дворцы могут быть поняты лишь в тесной связи с ландшафтной архитектурой. Ю.В. Андреев добавляет с этой точке зрения, полагая, что в концепции В. Скалли «…заключено определённое рациональное зерно, каковым может считаться идея гармонической сбалансированности дворцовой архитектуры с формами окружающего ландшафта, сбалансированности не только эстетического (хотя этот момент, несомненно, учитывался), сколько религиозно-символического порядка» 14 . Итак, уже в системе расположения критского дворца проявились его функции, и, прежде всего — это функция сакральная. Также для понимания специфики архитектурно-планировочного решения Кносского дворца важно понятие асимметрии плана. Так, центральный двор, несмотря на свою доминирующую роль в системе архитектурной композиции, не имеет черт симметрии ни с своих контурах, ни в композиции помещений вокруг него, наоборот, как отмечает Б.Р. Виппер «…строители Кносского дворца стремились, очевидно, к возможно большей свободе, к живописному беспорядку в комбинации пространств» 15 . Например, с северо-восточной и юго-западной сторон стены дворца уступами врываются в площадь двора; главный, северный, вход помещен не на центральной оси; наружные контуры дворца отличаются неправильными очертаниями; размещение архитектурных пространств на различных уровнях (так в Кносском дворце можно наблюдать по меньшей мере четыре уровня пола, а одноэтажные комплексы здания постоянно чередуются с двух- и трёхэтажными 16 ). Учитывая эти специфические черты архитектурного замысла, лежащего в основе критских дворцов, рассмотрим подробнее планировку дворца.

Страница 1 — 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

14. Архитектура Кносского Дворца.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами.Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функциюОбратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

15. Искусство Крита.

Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность. Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.

В XXI–XVI вв. до Р. Х. центрами власти и культуры были Кносс, Фест и Маллия. Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи — главные детали, отличающие Критскую культуру. Величественные лестницы, колоннады, фрески и гипсовые рельефы, покрывавшие стены дворцов, оформляли придворную жизнь.

Критские дворцыпредставляли собой комплекс обжитых помещений и множество зал, составляющих лабиринт и сосредоточенных вокруг широкого двора. Дворец занимал площадь 150 на 100 м. Не монументальность являлась решающей в архитектурной композиции, а комфорт, поскольку, хотя дворец с виду хаотичен, архитектура его цельна и в идеале приспособлена к требованиям местного климата. Свет проникал в залы дворца с обширного центрального двора; если он не доходил до какой-либо точки, архитектор делал световые отверстия в перекрытиях, или специальные окна верхнего света. Монументальные лестницы Кносского дворца, а также лестницы дворца в Фесте, служили не только для сообщения, но как своеобразные трибуны для зрителей, где можно было следить за играми или иными зрелищами.

Искусство Крита, развиваясь на территории, связывающей Запад с Востоком, с самого начала впитало в себя художественные элементы древнейших цивилизаций Ближнего Востока, неолитических культур Анатолии, Придунайской низменности и балканской Греции. История открытия этой цивилизации насчитывает немногим более ста лет.

Лестница кносского дворца

Территория критской цивилизации включала в себя о-в Крит, о-ва Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и часть материковой Греции. Принято выделять следующие периодыв искусстве Крита:

1. Раннеминойский период – 3000/2800 – 2000 гг. до Р.Х. 2. Период «старых дворцов» (1900-1700 гг. до Р.Х.). 3. Период «новых дворцов» (1700 – 1450 гг. до Р.Х.)

Раннеминойский период. В нач. III тыс. до Р. Х. (конец эпохи ранней бронзы) культура Крита вплотную подошла к сложению цивилизации.

Искусство нач. III тыс. до Р.Х. представлено находками из т. наз. «клада Приама», открытого Г. Шлиманом при раскопках Трои, т. наз. кикладскими идолами, а также раннеэлладскими вазами типа «соусников» и раннеминойскими сосудами из цветного камня. «Клад Приама» включает в себя диадемы (оформлявшие либо культовую статую, либо служившие деталью головного убора из ткани или кожи 4 ), серьги, височные кольца, браслеты, гривны, бусы, выполненные на высоком техническом и художественном уровнях из золота, серебра, бронзы, сердолика и янтаря. Эти находки свидетельствуют не только о высоком уровне изделий, но и об уникальности контактов, отразившихся в технике, материале троянских украшений. По мнению М.Ю. Трейстера, «заимствовав формы украшений и техники обработки драгоценных металлов и бронзы из Междуречья, происходившие оттуда мастера создавали местную (в Трое – С.З.) ювелирную школу и центр торевтики. Наряду с ремесленниками среднего уровня ее представляли выдающиеся мастера, создавшие уникальные для своего времени произведения и внесшие заметный вклад в формирование прикладного искусства Греции Малой Азии II тыс. до н.э.» .

Читайте также  Бог красоты в древней греции мужчина

Ещё один яркий пример искусства этого времени – знаменитые кикладские идолы . В рамках изучения кикладской пластики принято выделять следующие периоды:

I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.),

II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.),

III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.) .

Наибольшее количество скульптур было создано с 3000 по 2300 гг. до Р.Х. В основном кикладская скульптура выполнялась из местного греческого мрамора, месторождения которого найдены почти на всех о-вах кикладской группы . Известны примеры скульптур, изготовленных из терракоты, которые представляют собой лишь подражания мраморным изделиям. Кроме того, другие материалы, например обсидиан и песчаник, не были широко используемы жителями Киклад . Открытые к настоящему времени произведения кикладской скульптуры значительно отличаются по размеру – их высота варьируется от 132 до 110 см. Для изготовления скульптур древние мастера использовали каменные и металлические орудия, в качестве абразивного материала для производства первичных грубых форм, вероятно, использовался наждак . Основная часть работы выполнялась каменными орудиями, скорее всего, для придания скульптуре законченной формы использовались орудия из обсидиана. Полировка фигур и придача им мягкого блеска выполнялись с помощью пемзы . Изображалась роспись, существовали ли какие-то общие правила в системе декорировки скульптуры, — всё это до сих пор находится на уровне гипотез. Большинство ученых считают, что многие их кикладских скульптур были полностью покрыты росписью, что кардинально их отличало от их современного вида. На сегодняшний день установлено, что роспись обозначала контуры глаз (часто миндалевидной, но иногда и просто овальной формы), зрачки, черты лица (в основном губы), волосы, возможно татуировку или украшения, прорисованные в форме расходящихся от шеи к груди прямых линий . Краской были подчеркнуты первоначально обозначенные прорезями линии шеи, позвоночника, половые признаки (особенно на женских статуэтках).

Культура Керос-Сирос является периодом расцвета кикладской скульптуры. Именно они являются признанными шедеврами крупнейших собраний кикладского искусства во всем мире. В этой культуре активную роль играли контакты с поселениями II раннеминойского периода на о-ве Крит 20 , а также на материковой Греции и с культурами периодов I и II в районе Трои 21 . Вывозимые в Крита скульптуры со сложенными руками копировались местными мастерами и получив в современной науке название «тип Кумаса». С началом культуры Керос-Сирос наиболее распространенным типом скульптуры становиться тип со сложенными руками на груди, основная составляющая которого приходиться на женские статуэтки. Статуэтки этого типа, в основном, располагаются в горизонтальном положении (о чем свидетельствуют вытянутые ступни и соединенные, чуть согнутые в коленях, ноги), а две разновидности этого типа сохраняют следы росписи. Культура Керос-Сирос включает в себя следующие типы скульптуры в рамках типа со сложенными руками:

1. Тип Капсала (датируется между 2800-2700.гг до Р.Х.). Статуэтки высотой до 30 см. Руки сложены под грудью, при этом правая рука расположена под левой, выпрямленные пальцы рук, обозначенные с помощью прорезей, откинутая назад голова, вытянутые шея и ступни ног. Скульптура этого типа отличается очень мягкими, округлыми, женственными формами (женская статуэтка типа Капсала. Мрамор. Около 2700-2600 гг. до Р.Х. Британский музей).

2. Тип Спедос (ранний – 2700-2500 гг. до Р.Х.; поздний – 2600-2400 гг. до Р.Х.). Скульптура отличается от типа Капсалаболее геометрическими формами, большим применением прорезей для обозначения тех или иных деталей. Меняется форма головы – с овальной на т. наз. «лирообразную» , на которой сохраняются следы росписи и неких узоров. У некоторых скульптур раннего типа Спедос отсутствуют половые признаки, но обозначены нос, миндалевидные глаза, уши, грудь, иногда некий головной убор (в виде диадемы ?). Ранний Спедос отличает тщательность в передаче частей тела, их изящества (женская фигура раннего типа Скерос. Мрамор. Выс. 76,5 см. Британский музей).Поздний Сперос представлен исключительно женскими изображениями (нередко преданных в состоянии беременности), довольно крупными по размеру 23 (до 1 м высотой) 24 , без ушей, с грудью довольно высоко расположенной над уровнем рук, с плотно сжатыми ногами. В позднем Спедосе мастера вновь возвращаются к применению многочисленных прорезей для обозначения частей тела.

3. Тип Докатисмата (2500-2300 гг. до Р.Х.). В данном типе начинается отход от попытки в передаче естественных форм, появляются широкие и угловатые плечи, непропорционально маленькая верхняя часть туловища, слишком узкие ноги. Скульптуры этого типа утрачивают изящность форм, фигуры отличаются невысоким качеством исполнения.

4. Тип Халандриани (2400-2200 гг. до Р.Х.) . Завершающая стадия в развитии мраморной кикладской скульптуры. Скульптуры этого типа не очень хорошо сохранились, что, вероятно, связано с ухудшением качества обработки мрамора. Фигуры становятся все более непропорциональными, отсутствует прежняя обработка деталей, иногда пальцы рук не изображаются объемно, а просто обозначаются неглубокими линиями на поверхности статуэток. В изображениях исчезает симметрия. Как и тип Докатисмата, данный тип изображает приземистые пропорции, положение рук не следуют традиционным правилам (правая рука расположена выше левой или правая рука сложена на животе, а левая расположена по диагонали между женскими грудями). Как пример такого изображения — мраморная женская фигурка, созданная около 2500-2000 гг. до Р.Х. из Британского музея. Среди образцов обоих типов встречаются мужские изображения.

Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. За отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления. Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Плиты обычно украшали рельефные изображения (чаще всего изображали животных, особенно — львов). Искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, единичные могилы устраивались в виде ям или ящиков.Скульптура: Ее особое свойство — отсутствие монументальных памятников, больших культовых статуй или декоративных ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру. Критская скульптура избегает открытых пространств — площадей, портиков, наружных ниш. Все памятники отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. Фигуру связывали с окружающим пространством, давали ей пейзажный фон. Скульптуры делались из глины, слоновой кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская культура знаменита вазописью.

Фрески Крита выделялись яркими красками. Фресковая живопись в Кносском дворце покрывала стены 1500 помещений. Сюжеты представляют сцены из придворной жизни, есть изображения животных и растений, мотивы не повторяются; фантазия авторов росписей богата. Поразительно совершенство техники живописи, тонкость и живость красок. Невзирая на некоторую стилизацию в изображении животного и растительного мира, композиции живые и непосредственные.

Крито-микенская архитектура и искусство

Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.

Неповторимое крито-микенское искусство создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, остров Крит (Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) и Микены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ).

До раскопок английского археолога Артура Эванса(Evans, Arthur John, 1851-1941), начатых в 1900 г. на о. Крит(Crete), главными центрами древнейшей культуры Восточного Средиземноморья считали города Тиринф и Микены на полуострове Пелопоннес. В 1874-1885 гг. сенсационные открытия в этих местах сделал Генрих Шлиман (Henryh Shliman) В 1878 г. близ Микен была открыта галерейная гробница, так называемая сокровищница Атпрея. Ранний этап «домикенской» культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил наименование «минойская культура». Ее развитие условно подразделяется на три основных периода:

  • раннеминойский (раннеэлладский; 3000-2200 гг. до н. э. );
  • среднеминойский (среднеэлладский; 2200-1600 гг. до н. э. );
  • позднеминойский (позднеэлладский; 1600-1100 гг. до н. э. ).

На «малых островах» Эгейского моря, севернее Крита, между Пелопоннесом и побережьем Малой Азии в 3-2 тыс. до н. э. также развивалась своеобразная культура. Вместе с культурой Крита и Микен ее именуют эгейской. Средиземноморское побережье Малой Азии в древности называли Анатолией. Согласно одной из версий, древние жители Крита – арийские племена, пришедшие в эти места с северо-запада, они принесли с собой культуру бронзовых изделий. Примерно в это же время тиррены, или этруски, двигались с востока на запад. Возможно, что встреча двух разных культур стала причиной расцвета оригинального крито-микенского искусства. Среднеминойская эпоха, возвышение Тиринфа и Микен связаны с появлением на Пелопоннесе племени ахейцев. По некоторым предположениям, ок. 1470 г. до н. э. в Восточном Средиземноморье произошло извержение вулкана (либо тектонические сдвиги), приведшее если не к гибели, то к упадку минойской культуры. В XII-XI вв. до н. э. с севера в Элладу вторглось воинственное племя дорян, или дорийцев, в конце концов уничтожившее существовавшую до них культуру Тиринфа и Микен. «Дорийское нашествие» (ок. 1100 г. до н. э. ) считается началом железного века в Восточном Средиземноморье. Древние египтяне называли критян, с которыми они поддерживали торговые отношения, «кефти». Греки всех островитян именовали карийцами, или пеласгами (несмотря на существование г. Кария на Пелопоннесе и на то, что древнейшее племя пеласгов жило на материке). В начале нашей эры закрепилось название Крёта (позднее, с XIII в. – Кандия, ныне Крит). Географическое положение Крита в самом центре Восточного Средиземноморья Аристотель называл счастливым – там пересекались древние морские пути (остров расположен почти на равном расстоянии от Азии, Африки и Европы).

Кроме дворца в Кноссе (Knossos) на северном берегу о. Крита, вскоре после Эванса итальянские археологи на южном берегу острова открыли дворец в Фесте (Phaistos), близ него – загородную виллу, или «малый дворец», в Агиа Триаде (новогреч. Hagia Triada – «Святая Троица», позднейшее название) с остатками росписей XVI в. до н. э. После подъема культуры на Крите в среднеминойский период наступил некоторый спад, и гегемония перешла к материковым Микенам, ранее находившимся в зависимости от Крита, а также к городам Пилос, Тиринф на Пелопоннесе и Орхомен, Фивы в Беотии. Поэтому хронологически и территориально крито-микенское искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное). Согласно мифу, на о. Крит младенцем был спрятан сам Зевс. Когда же он в образе быка с золотыми рогами похитил дочь финикийского царя Европу, то доставил ее также на Крит. Сын Зевса и Европы Минос стал правителем Крита. В Кносском дворце, который открыл А. Эванс, по преданию, обитало чудовище Минотавр (греч. Minotauros – «Бык Миноса»), для которого мастер Дедал построил лабиринт. Предполагают, что древние критяне почитали Миноса, как и Зевса Астерия («Звёздного»), в образе быка – солярный символ, порождающее начало. Отсюда легенда о Минотавре и традиционный мотив росписей «игры с быком». Другим божеством, почитавшимся на острове, была змея, покровительница дома – хтонический символ хаоса, родящее начало. Один из символов «Зевса Астерия» – равносторонний крест, другой, часто встречающийся изобразительный мотив – двойной топор (лабрис). Исследователи отмечают культовое значение женщины. Об этом свидетельствуют мотивы росписей Кносского дворца (ранее их называли «фресками», но выяснено, что они выполнены темперой). Изысканные одеяния, прически, которые мы видим на этих росписях, предметы косметики – все говорит об утонченной, эстетской культуре. Женственный, мягкий и живописный стиль критского искусства разительно отличается от геометрического стиля предыдущей эпохи, искусства Киклад, суровых вкусов ахейцев и дорян. На востоке острова в Гурнии открыты остатки прямоугольных в плане жилых построек критян. Захоронения делались круглыми, типа толоса. Интересно, что на Крите отсутствуют храмы. Сложный комплекс дворцовых сооружений в Кноссе начал формироваться ок. 2000 г. до н. э. , в среднеминойский период. Около 1700 г. до н. э. по неясным причинам произошли значительные разрушения, и дворец стали строить заново. Удивительная особенность Кносского дворца – отсутствие ясного плана и видимой закономерности в организации пространства .

Дворец растет как бы сам по себе, свободно заполняя окружающее пространство, асимметрично, на нескольких уровнях. Примечательно обилие лестниц, переходов, причудливо сообщающихся между собой, никуда не ведущих коридоров, световых колодцев (существует гипотеза, что происхождение понятия «лабиринт» связано с запутанной планировкой Кносского дворца).

«Критская архитектура, – как пишет Б. Виппер, – вообще не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством: ее комнаты ничем не отличаются от портиков, ее световые шахты – от закрытых зал. Создается впечатление, что в этой архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие. Стены шахт, соединяемые с лестницами, пробиты окнами, простенки расцвечены яркими полосами – красными, желтыми, синими». Но, несмотря на динамичный, «двигательный» характер архитектуры Кносса, в ней отсутствует направленность движения. Опоры могут появляться посреди дороги, пространство – пересекаться без всякой логики.

Тот же характер имеет дворец в Малии, восточнее Кносса, и в Фесте, вероятно, предшествовавший более известному Кносскому. Характерно также, что орнаментальные росписи, в которых преобладает атектоничный мотив волны, спирали, «перебегают» с одной плоскости на другую, игнорируя углы и членения стен. Оригинальна форма сужающихся книзу деревянных, окрашенных красной краской колонн. Такая форма не повторяется более нигде: ни в архитектуре Месопотамии, Персии, ни в Египте или классической Греции. Колонны Кносского дворца атектоничны, они кажутся поставленными «с ног на голову», хотя отчасти их форма обусловлена материалом (сужающимся стволом дерева, поставленным комлем, корневищем вверх, на которое удобно укладывать балки перекрытия). В верхней широкой части прочнее оказывается связка, крепление. По одной из версий, необычная капитель в форме двойного вала изначально могла служить для закрепления велума – тента из ткани. Примечательно также, что колонны никогда не ставились на углах здания, как того можно было бы ожидать. Базы из камня в виде кольца предохраняют деревянный ствол от гниения. Есть также свидетельства о существовавших витых колоннах и опорах с выпуклыми ложками, наподобие ребристых. Зигзагообразный орнамент на стволах колонн, возможно, повторяет более древние металлические украшения. Все это дополняет представления о живописном стиле критского искусства. Декоративные росписи выполнены красной, желтой, голубой, черной красками. Фигуры мужчин изображались красным цветом, женщин – белым. Орнаментация не связана с характером персонажей и их одеждой.

Складывается впечатление, что росписи, не имеющие явных прототипов, возникли внезапно, существовали всего каких-нибудь сто – двести лет среднеминойского периода и так же внезапно исчезли. Обнаружены лишь малые фрагменты (позднее они были «дописаны», и поэтому на репродукциях невозможно определить подлинные детали и позднейшие добавления). Самая известная композиция: «Собиратель крокусов», или «Голубой мальчик» – условные названия изображения фигуры «мальчика» голубоватых тонов на фоне огненно-красной лужайки с фантастическими цветами. Обращает внимание свободное, декоративное использование цвета, локальность тонального пятна. Близок египетскому искусству «Царь-жрец». Некоторые изображения произвольно срезаются «рамой». Подобный оптический прием невозможно представить ни в тектонических композициях египетского искусства, ни в последующем искусстве греческой классики. В росписи керамического саркофага, найденного в Агиа Триаде, и в рельефе каменной «вазы со жнецами» используется аналогичный атектоничный прием «выхода» изображения за обрамление. На парных золотых кубках, найденных в Вафио (селение на севере Пелопоннеса), расположены рельефные изображения: на одном – ловля диких быков, на другом – пасущиеся быки. Причем, как и в росписях Кносского дворца, земля с цветами и травами показана одновременно вверху и внизу композиции – вдоль верхнего и нижнего края кубка так, что цветы верхней части свисают вниз. «Кубки Вафио» относят к позднеминойскому периоду, возможно, они сделаны в мастерских Крита. Общая тенденция к орнаментализации и стилизации изображений на основе какого-либо одного формального мотива – волны, зигзага – заметна во многих памятниках. В этом отношении характерна роспись «вазы с осьминогом» из Кипрского музея, в которой, несмотря на симметричное и тектоничное расположение декора, обыгрывается мотив извивающейся линии. Б. Виппер обратил внимание на относительно слабое развитие скульптуры и объяснил это тем, что живописность стиля предполагает большее внимание к пространству, чем к форме.

Мастера Крита предпочитали не скульптуру, а пластику, работу в малых формах и мягких материалах. Они использовали не камень, а мрамор, в изделиях из слоновой кости, фаянса, бронзы обыгрывали блеск поверхности и живописную трактовку формы. Очевидно развитие от предельной схематизации кикладских идолов к «пространственному натурализму» крито-микенского искусства. Для критской пластики типичны пространственные композиции, например, фигурка «акробата» на рогах быка или женщины на качелях (мотив почти невозможный в скульптуре). Живописная тенденция в критском искусстве была столь сильна, что она приводила к диковинным (ни архитектурным, ни скульптурным и ни живописным) формам: изделиям из глазурованной керамики, «изображающим растения, коралловые рифы и раковины, морских раков и летающих рыбок. Эванс составил из них примерную панораму подводного царства, которая, возможно, находилась на дне бассейна и, таким образом, была видима сквозь прозрачную поверхность воды». Подобные опыты оптической иллюзии появились в античном искусстве снова более чем тысячелетие спустя – в эллинистический период, и они достаточно редки. В позднемикенской керамике заметно развитие новых, тектонических тенденций расположения декора (так называемый дворцовый стиль).

Однако до этого, на рубеже среднеминойского и позднеминойского периодов, появляется своеобразная группа керамических изделий, расписанных живописно расположенными изображениями рыб, осьминогов, моллюсков, дельфинов, раковин. Но и в них есть своеобразная живописная тектоника. Так, фляга из Палейкастро с изображением осьминога похожа на огромную каплю воды, и кажется, будто мы видим плавающего осьминога не снаружи, а внутри. Характерны ритмические сдвиги бесконечного раппорта из моллюсков, аналогично узору на ткани, не имеющие примеров в более ранних стилях. Подобные примеры служат поводом для сравнения крито-микенского искусства с позднеэллинистическим, арабским, японским и даже с искусством французского Рококо XVIII в. «Нельзя не удивляться, – писал Э. Кон-Винер, – что уже в то время, почти на заре европейской культуры, в бронзовый век, мы находим искусство роскоши так ярко выраженное, искусство, богатые формы которого не только не вытекают из определенной цели, но, в особенности на Крите, прямо борются против ясного выражения подобной целесообразности». Позднее, когда около 1500 г. до н. э. гегемония перешла к континентальным Микенам, художественный стиль стал более суровым, чтобы затем, по мере усиления геометрического начала в Х-VIII вв. до н. э. послужить основой искусства древнегреческой классики V в. до н. э.

Экскурсии в Кносский дворец и Ираклион — отзыв Ольги Шпак, часть 2

Продолжение рассказа Ольги Шпак об отдыхе на Крите, в курортном поселке Бали, начало читайте здесь. Сегодня Ольга расскажет о некоторых экскурсиях, на которых она побывала во время отдыха.

Ираклион и Кносский дворец Миноса

Ираклион – столица Крита с богатым древним культурным наследием. Вблизи Ираклиона находятся Развалины Кносского дворца (в 5 км к югу от города). Отдыхая на Крите, невозможно не посетить этот легендарный памятник архитектуры, отлично сохранившийся и отреставрированный английским археологом Артуром Эвансом.

Экскурсия в Кносский дворец

Конечно можно прочитать много интересных фактов о местных достопримечательностях, доехать на машине или автобусе и посмотреть все самим без толп туристов и в любое время, но мне было интересно, что сами местные жители, греческие гиды расскажут об этих легендарных местах, узнать их видение истории, и возможно какие-то факты, которых нет в книгах и интернете.

Экскурсия в Кносский дворец и Ираклион

Что посмотреть в Кносском дворце

По древнегреческим легендам царь Минос заказал строительство дворца Дедалу в форме запутанного лабиринта, чтобы из него не смогли найти выход 7 девушек и 7 юношей, которых каждые 9 лет присылали микенцы в качестве дани для страшного чудовища с головой быка и телом человека Минотавра – сына жены Миноса, которую соблазнил мифический бык. Все помнят миф о том, что Тесей убил чудовище и нашел выход с помощью клубка нитей Ариадны, дочери Миноса. Развалины дворца и правда похожи на лабиринт.

Лабиринты Кносского дворца

Кносский дворец был первым грандиозным сооружением на острове, вмещал более тысячи обширных залов. Он имел систему водопровода и канализации, склады. В них можно увидеть огромные вазы, амфоры и пифосы, используемые в то время для хранения продуктов, вина и масла.

В пифосах хранилось вино и масло

Минойские строители не знали понятия архитектурной симметрии и строили там, где удобно. Помещения, залы, лестницы хаотично располагались вокруг двора из камня. Многие строения имеют по 4-5 этажей, что для того времени было прорывом.

Читайте также  Как в древнегреческой мифологии звали богиню любви

Строения Кносского дворца имели по несколько этажей

Меня, как инженера-строителя, заинтересовали круглые колонны, сужающиеся книзу. В древние времена они были деревянными, для облегчения конструкции и по причине сейсмоактивности острова. Такие колонны прекрасно держат нагрузку из-за правильного перераспределения напряжений по сравнению с колоннами в форме растения (в Египте и Персии). Каждая колонна имеет капитель, и уже на нее опирается плита перекрытия или покрытия.

Колонны Кносского дворца

В Кносском дворце

На Западе дворцового комплекса был расположен небольшой Тронный зал, прекрасно декорированный рисунками лилий и грифонов на стенах. Свет в Тронный зал и другие помещения проникал через отверстие в крыше и перекрытиях – световую шахту. Самый древний в Европе трон царя Миноса из гипса сохранился до настоящего времени. Перед ним стоит большая чаша, возможно, для жертвоприношений. Также в тронном зале есть большой бассейн, отделенный колоннами, который использовался предположительно для совершения ритуальных обрядов. Чтобы зайти в Тронный зал, нам пришлось немного постоять в очереди.

Тронный зал Кносского дворца

Стены помещений прекрасно декорированы фресками, многие из которых можно вспомнить из школьных учебников истории. Некоторые фрески, статуи, вазы и сосуды были перенесены в Археологический музей Ираклиона.

Фрески в Археологическом музее Ираклиона

Фрески Кносского дворца

С Востока от центрального двора располагались мастерские горшечников и скульпторов. Существовали и технические помещения, которые имели сложные системы вентиляции, водопровода и ванные.

Мастерские Кносского дворца

На северном выходе дворцового комплекса амфитеатром расположена самая старинная в Европе каменная арена, которую пересекает тротуар.

Самая старая в Европе каменная арена

Приятно пройтись вокруг территории дворцового комплекса, можно любоваться прекрасной южной растительностью, цветущими деревьями.

Прогулка вокруг дворцового комплекса

Что посмотреть в Ираклионе

Ираклион известен не только Кносским дворцом. В самом городе множество интересных мест, прекрасной венецианской архитектуры.

Одним из наиболее известных старинных архитектурных сооружений, с которого мы начали осмотр города, является Венецианская лоджия XVII века дожа Франческо Морозини. Лоджия напомнила мне итальянские палаццо в Венеции эпохи ренессанса. При правлении Италии в ней находилась Биржа, при османах – казначейство, в наше время – городская мэрия.

Венецианская лоджия XVII века

Венецианская лоджия XVII века

От центральной площади идет пешеходная улица Дедалу с множеством сувенирных лавочек и монобрендовых магазинов. Здесь можно найти хорошие греческие сандалии из натуральной кожи. Если идти прямо по Одос, можно увидеть большой хороший рынок. Здесь можно купить прекрасное оливковое масло, оливки, свежие овощи и фрукты, специи. Шопинг в Греции – отдельная история. В местных аптеках можно приобрести натуральную косметику на основе оливкового масла. В магазинах большой выбор одежды из льна.

Неподалеку от Венецианской лоджии раскинулся большой парк и фонтан Морозини, чашу которого держат 4 старинных каменных льва – покровителя венецианцев Святого Марка.

Фонтан Морозини, Ираклион

Также стоит отметить в центре Ираклиона здание администрации классической греческой современной архитектуры.

Здание администрации Ираклиона

Здание администрации Ираклиона

Главным центральным кафедральным собором Крита является Собор Святого Тита. Святой был родоначальником и покровителем православия в I веке на Крите, здесь хранятся его мощи. В разные времена это был католический храм, османы перестраивали его в мечеть. А в начале XX века в собор вернулось православие. В церковной лавке и магазинчиках неподалеку можно найти прекрасные золоченые иконы, а также браслеты с крестиками. Их плетут греческие монахи, читая молитву на каждый узел, они считаются сильным оберегом.

Собор Святого Тита, Ираклион

Собор Святого Тита, Ираклион

Невероятно красивая часть города – гавань с венецианскими верфями, в которых когда-то стояли на ремонте корабли.

Гавань с венецианскими верфями

Пристань с кораблями закрыта от разрушающих морских волн длинным молом с пешеходными дорожками. Пройдя по одной из них, можно попасть в крепость Кулес XIV века. Здесь приятно прогуливаться и любоваться ярко-синей гладью воды, обдувает прохладный морской ветерок после жаркого центра города.

Можно пройти в крепость Кулес

Крепость имеет мощные зубчатые толстые стены около 9 метров толщиной для защиты от пушек османских кораблей.

Мощные зубчатые стены крепости

Еще одной из важнейших святынь венецианского Крита является Церковь Святого Петра XIII века, католический монастырь. Она имеет крестообразную форму с небольшим выступом и несколько квадратных часовен разной величины. После завоевания Крита османы перестроили разрушенную церковь в мечеть султана Ибрагима с небольшим минаретом. После освобождения от турок начались археологические раскопки и реконструкция здания. Сейчас церковь действует в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла.

Церковь Святого Петра XIII века

На противоположной стороне улицы и вдоль набережной множество разных кафе и магазинчиков, где можно отдохнуть после изнуряющей жары и долгих прогулок по городу, но цены в них довольно высокие. Дорога обратно до отеля шла вдоль моря, и можно было полюбоваться богатой природой и прекрасным лазурным морем, оливковыми рощами и олеандрами. Хотелось смотреть в окно не отрываясь, надолго запомнить эти великолепные пейзажи на закате.

Греция прекрасна в любое время суток! Сюда хочется возвращаться опять, чтобы снова увидеть все многообразие местной природы и архитектуры.

Ольга Шпак.

Благодарю Ольгу за такое увлекательное и душевное повествование. Видно, что Крит и вообще Греция запали в душу! Желаю удачи в конкурсе и много не менее интересных путешествий!

Сегодня представляю вам нового участника конкурса «Мои греческие каникулы 2.

Выбирая место для наших следующих каникул, мы всегда учитываем потребности и пож.

От развитой минойской цивилизации греческому острову Крит досталось несколько дв.

Продолжаем наш конкурс на лучший рассказ об отдыхе в Греции «Мои греческие.

3 Responses to Экскурсии в Кносский дворец и Ираклион — отзыв Ольги Шпак, часть 2

Описание Кносского дворца меня впечатлило! Это же замечательно, что хоть какие-то строения дожили до наших времен и есть возможность окунуться в историческую атмосферу. История Греции просто пронизана разными мифами. Интересно, а царь Минос и в самом деле когда-то правил?

Да, в Ираклионе есть на что посмотреть путешественникам. Одни только архитектурные строения чего стоят!

Удивительное место. Я тоже очень люблю бывать на таких экскурсий. Смотреть и представлять то, как жили люди много лет назад очень интересно.

Прикоснуться к древней истории Греции можно во многих местах страны. Спасибо за интересное путешествие!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector