Кора богиня в греческой мифологии

Кора богиня в греческой мифологии

Кора богиня в греческой мифологии

Краткое содержание мифа

Прозерпина
Данте Габриэль Россетти, 1877 г.
Галерея Тейт. Лондон

Персефона (Кора, Прозерпина) – греческая богиня царства мертвых. Дочь великой богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Она повелевает демонами преисподней и разрывает последние связи умирающих с живыми.

По преданию, Персефона была очень красива и приглянулась брату Зевса Аиду, правившему миром мертвых. Зевс пообещал отдать ему в жены Персефону. Однажды, гуляя по Нисейской долине, Персефона увидела цветок необыкновенной красоты, который был выращен богиней земли Геей по просьбе Аида. И в тот миг, когда Персефона сорвала цветок, перед ней появился бог Аид в золотой колеснице, запряженной четырьмя темными конями. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и скрылся в недрах земли. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь бог Солнца — Гелиос.

Богиня Деметра услышала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь, но нигде не могла найти. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней блуждала Деметра по земле. Наконец обратилась она к богу Солнца Гелиосу с мольбой о помощи. Бог-Солнце рассказал ей, что нет Персефоны на земле. Громовержец-Зевс отдал ее в жены своему брату Аиду. Деметра разгневалась на Зевса, что он без ее согласия отдал Персефону. Она покинула Олимп, приняла вид простой смертной и долго блуждала между людьми, проливая горькие слезы. На земле началась засуха, перестало все расти. Всюду царил голод, слышались плач и стоны. Зевс не хотел, чтобы люди погибли, и тогда он послал к Деметре вестницу богов Ириду, пытаясь уговорить богиню вернуться обратно на Олимп. Но Деметра не хотела возвращаться, пока Аид не вернет ей Персефону. И тогда громовержец послал вестника богов Гермеса к Аиду с приказанием отпустить Персефону. Аид выполнил приказ, но перед этим дал Персефоне несколько гранатовых зернышек, которые она съела, тем самым обрекая себя на возвращение в царство мертвых, ибо по преданию, тот, кто вкусил пищу по ту сторону реки Стикс, обязательно вернется обратно.

Алессандро Аллори. Похищение Прозерпины, 1570

Деметра встречала свою дочь со слезами радости на глазах. Вернувшись вместе на Олимп, Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Но Аид не забыл напомнить о проглоченном Персефоной гранатовом зернышке. Тогда было решено, что две трети года Персефона будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть — возвращаться к своему супругу Аиду в царство мёртвых.

Но каждый год, когда Персефона покидает свою мать, Деметра погружается в печаль. И вся природа засыпает до её возвращения, пока Деметра грустит по дочери. Наступает зима. Природа спит, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона.

Похищение Персефоны
Рембрандт, 1630
Gemäldegalerie, Берлин

Персефона мудро правит миром мертвых. Она помогает Богам и героям, попадающим в царство Аида. Однажды царь лапифов Пирифой и Тесей пытались похитить Персефону у Аида, за это Пирифой был прикован к скале, а Тесей с помощью Персефоны вернулся на землю.

Также Персефона, растроганная музыкой певца Орфея, вопреки всем правилам, позволила ему забрать свою возлюбленную Эвридику из мира мертвых. Однако у Орфея этого сделать не получилось по его же вине. Персефона строго настрого запретила Орфею оборачиваться по пути из царства мертвых, но он ослушался, и Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.

Ещё Персефона помогла богине любви Афродите укрыть в своем царстве младенца Адониса. Но потом Персефона не захотела его возвращать обратно, и Адонис был обречен проводить треть года в царстве мертвых.

Образы и символы мифа

Александр Исачев, Персефона

Образ Персефоны важен для древнегреческой мифологии. Он характеризует коварство богов, их жестокость даже по отношению друг к другу, но в то же время любовь Деметры и Персефоны – это наглядный пример любви матери и дочери.

Персефона правит в царстве мертвых не по своей воле, но при этом является властной, мудрой и справедливой царицей загробного мира.

Изображается богиня в виде молодой, красивой девушки с букетом цветов и снопом колосьев. Тем самым она олицетворяет весну, юность, возрождение. Часто она представляется как богиня наступающей весны.

Миф о похищении Персефоны Аидом и о её периодическом возвращении на Олимп символизирует собой смену времен года. Когда Персефона находится в царстве своего супруга (одна треть года), её мать Деметра печалится и наступает зима, когда же Персефона возвращается на землю, природа вновь оживает.

Гранатовые косточки, которые дает Персефоне Аид, символизируют принадлежность к миру мертвых. Косточки – символический атрибут царства Аида.

Якопо дель Селлайо. Орфей в аду . Киев. Музей западного и восточного искусства

Также похищение Персефоны можно толковать как метафору статусно-возрастных изменений. Здесь имеется ввиду взросление девушки (Персефоны) и её неминуемое разлучение с близкими (матерью Деметрой) в связи с вступлением в брак (Аидом) и следующие за этим внутренние изменения девушки (медленное превращение из богини плодородия и весны в богиню подземного царства, из внутреннего ребенка в царицу мира мертвых).

Коммуникативные средства создания образов и символов

Возвращение Персефоны
Фредерик Лейтон, 1891 г.

Культ Персефоны существовал в греческом городе Пилосе ещё в Микенскую эпоху. Персефона – древняя местная богиня, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров. У греков культ Персефоны сливается с культом местной богини земледелия Коры, впоследствии богини Кора и Персефона трансформировались в одну «Кору-Персефону».

Усилению культа богини способствовало её постоянное присоединение к величайшей богине земледелия Деметре. Однако нельзя говорить о возвеличении Персефоны только благодаря культу её матери.

Персефону почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Исходя из этого, можно предположить, что большую популярность она имела среди женщин Греции.

Персефона постоянно присутствовала в сознании людей как олицетворение смен времен года. Воспоминания о ней были неизбежны, в связи с природным циклом.

Храм Деметры и Персефоны в Элевсине

Памятником страданий и радости встреч Деметры и Персефоны стал храм в Элевсине. Каждый сентябрь, на протяжении девяти дней там совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне. Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый землей.

Весной греки отмечали праздник, посвященный возвращению Персефоны из царства мертвых на землю. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Вся Греция радовалась и пела гимны в честь дочери Деметры Персефоны.

Персефона
Данте Габриэль Россетти, 1877 г.
Манчестер, Картинная галерея

Также Персефоне и её матери посвящен праздник Тесмофории, справлявшийся при участии свободнорожденных женщин, во время посева в конце октября. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Это и народный, и национальный праздник, проводившийся на средства наиболее зажиточных и уважаемых женщин. В первый день праздника женщины собирались вместе и, шутя, отправлялись в Галимунт. Во второй день происходило жертвоприношение свиней. В третий день женщины шли в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. В четвертый день женщины соблюдали пост и не должны были веселиться, а на пятый день всех ожидал пир с играми и плясками. Праздник Тесмофории нашел своё описание в комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий».

Помимо Аристофана к образу Персефоны в своих произведениях обращались следующие писатели: Платон «Кратил», Гесиод «Теогония», Порфирий «О пещере нимф», Клавдиан «Похищение Прозерпины», Павсаний «Описание Эллады», Софокл «Эдип в Колоне», Овидий «Метамарфозы», «Фасты», Климент «Протрептик», Аппиан «Митридатовы войны», Гомер «Одиссея» и другие.

Не забывают про Персефону и в наши дни. Например, в 2002 году был снят мультфильм «Персефона» из серии «Анимационные сказки мира».

Социальное значение мифа

Похищение Прозерпины
Джанлоренцо Бернини 1621-22 гг.
Галерея Боргезе, Рим

Значение мифа о Персефоне так же велико, как и значения любых других мифов, объясняющих происхождение мира и природные процессы, осуществляющиеся в нем. С помощью этой легенды люди объясняли и делали для себя понятной смену времен года. Не имея научных знаний, миф являлся основным средством познания окружающего мира.

Таким образом, миф о Персефоне давал людям представление о том, почему времена года сменяют друг друга.

Также данный миф учит мирному разрешению конфликтов и поиску компромиссов. Зевс мог бы не считаться с мнением Деметры, не приказывать Аиду вернуть Персефону на землю, не устанавливать время пребывания своей дочери на земле и в царстве мертвых. Однако конфликт был разрешен и все стороны остались довольны: Деметра могла радоваться присутствию дочери две трети года, Аид виделся с супругой всё остальное время, а Персефона стала царицей подземного мира и в то же время была крепко связана с миром земным и небесным.

В этом мифе отразились представления древних греков об умирающем и воскресающем божестве. Персефона как подземная богиня ведает плодородием земли и одновременно продолжает управлять подземным миром, проявляя при этом милосердие по отношению к героям и другим мифическим персонажам. С приходом Персефоны преобразился мир мёртвых. Она внесла свое тепло, веселье, легкость. Мрачное царство Аида и сама смерть перестали быть чем-то страшным, они приобрели другой смысл. Умирающие и их родственники были спокойны, они знали, что по ту сторону жизни их встретит добрая и справедливая правительница Персефона.

Персефона олицетворяет собой юную, прекрасную девушку, превратившуюся в сильную, мудрую и властную женщину, не потеряв при этом своей прежней очаровательности. Что может служить ярким примером для всех женщин.

Мир после похищенья Персефоны

КОру умыкнули.
В мире стало пусто.
До весны уснули
Половые чувства.

Кора (др. греч. «дева», «девушка» — поэтому в сфере лесбийской любви направленность полового влечения на молодых девушек, сексуальное пристрастие к девушкам вообще и малолетним девочкам — в частности, именуется сексологами «корофилией»), она же Персефона (др.-греч. Персефонэ, встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта, у римлян — Прозерпина или Либера) в древнегреческой мифологии — богиня плодородия и повелительница царства мёртвых, супруга бога мертвых и преисподней Аида (Гадеса, у римлян — Плутона), брата Зевса (у римлян — Юпитера) — главы олимпийского пантеона.

В микенских текстах Персефоне, возможно, соответствует божество qe-ra-si-ja (Перасия), либо богиня pe-re-swa (Пресва).

Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. Вероятно, у завоевателей греков догреческий культ Персефоны постепенно слился с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой (аналогу римской богини плодородия Цереры). Дальнейшее развитие греческой религии превратило Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохранялась на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Коры-Персефоны Аидом-Гадесом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером, делавшим его известным только узкому кругу посвященных.

Персефона — дочь Деметры и Зевса. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо ещё Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.

Супруга Аида-Плутона, который похитил её и унёс (или увез) в своё подземное царство (по Гигину, Персефона-Прозерпина была похищена Аидом-Плутоном с помощью Зевса-Юпитера).

Существовало несколько локализаций места похищения Коры Аидом. По наиболее популярной версии, похищение Персефоны богом подземного царства произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной на острове Тринакрия (Сицилия). В крупнейшем городе сицилийских греков — Сиракузах — Коре был посвящен источник Киана, расположенный в том в месте, где разверзлась земля под колесницей умыкнувшего Кору владыки мертвых. По другим версиям, Аид спустился под землю с похищенной Корой на территории материковой Греции — либо в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Богиня плодородия Деметра искала похищенную дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид, по требованию Зевса, отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чём сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови бога вина, виноделия, пьянства и священного неистовства Диониса (Иакха), растерзанного гигантами (или кентаврами). Персефона, с момента похищения ее владыкой мертвых отказывавшаяся от пищи, проглотила гранатовые зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида.

Чтобы успокоить Деметру, пребывавшую в безутешном горе от утраты любимой дочери, Зевс (согласно одному из гомеровских гимнов и Псевдо-Аполлодору) решил, что Персефона будет проводить две трети года в сонме богов (и в том числе — Деметры) на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие же полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.

В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Девы (Коры), дабы быть отовсюду видной своей матери Деметре.

Согласно некоторым античным поэтам, Зевс во время свадьбы Аида и Персефоны отдал Коре, как свадебный дар невесте, либо остров Тринакрию-Сицилию, либо беотийский город Фивы, либо полуостров Кизик.

Персефона почиталась как владычица подземного царства, обитающая, по одним источникам, под землей, а по другим — на краю света. Согласно восточно-римскому (византийскому) автору Суде, Персефона родила от Аида дочь Макарию (богиню блаженной смерти). Согласно орфикам, Кора родила от Аида также богинь мести Эринний (Эвменид). От Зевса, совокупившегося с Персефоной в виде змея, она родила Сабасия.

Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. С древних времен считается, что миф о похищении Коры-Персефоны Аидом-Гадесом символизирует смену времён года.

Кроме имени «Кора», Персефона почиталась и под другими именами: Деспина, Лептинида, Обримо, Праксидика.

По одному из мифов, прозвища «Кора» и «Персефона» носила Афила — дочь Зевса и Реи. Согласно этому мифу, Зевс преследовал свою мать Рею (отождествляемую с фригийской богиней Кибелой, Великой Матерью или Матерью Богов), превратившуюся, чтобы ускользнуть от распаленного похотью сына, в змею, сам превратился в змея, связал Рею гераклейским узлом и совокупился с ней (символом этого совокупления Зевса с Реей считается жезл Гермеса, представляющий собой итифаллос, или эрегированный фаллос, переплетенный двумя совокупляющимися змеями), а затем в облике змея овладел и своей дочерью от Реи — Афилой. По одной из версий мифа, Афила-Кора-Персефона имела два глаза на лбу, птичий клюв на затылке и рога.

Спутницами Персефоны были нимфы Иаха (Яхе), Левкиппа и Фено (Файно). Нимфа Каллигенейя была приставлена Аидом сторожить Персефону, чтобы Кора не попыталась бежать из подземного царства.

Персефона

Персонаж древнегреческой мифологии. Богиня плодородия, супруга Аида — верховного бога подземного царства мертвых. Дочь бога-громовержца Зевса от Деметры, богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.

История появления

Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества.

Персефона

Персефона

Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.

Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.

Деметра

Деметра

Атрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны

В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.

Персефона в скульптуре

Персефона в скульптуре

Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).

Экранизации

Впервые Персефона появляется на экранах в 9-минутном мультфильме «Богиня весны» 1934 года выпуска. Мультфильм снят на студии Уолта Диснея и входит в серию «Silly Symphonies». Плутон, повелитель подземного царства, изображен здесь похожим на карикатурного сатану.

Кадр из мультфильма «Богиня весны»

Кадр из мультфильма «Богиня весны»

Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.

Читайте также  Вокзал во флоренции название

Аниматор Гамильтон Ласке, создавший дизайн Персефоны, позже использовал тот при разработке ранних набросков к дизайну Белоснежки из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

В 2002 году российский режиссер-мультипликатор Сергей Олифиренко выпустил 13-минутный мультфильм «Персефона», который стал частью серии «Анимационные сказки мира».

Розарио Доусон в образе Персефоны

Розарио Доусон в образе Персефоны

В 2010 году образ Персефоны впервые появляется в кино. В фильме «Перси Джексон и Похититель молний» роль Персефоны исполняет американская актриса Розарио Доусон. В этом фильме бог подземного мира Аид представлен главным злодеем. Аид добывает жезл Зевса, а Персефона отнимает у злодея это страшное оружие и ударяет того молнией. А после отдает жезл главному герою — Перси.

Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.

В 2003 году вышли фильмы «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», где богини Персефоны как таковой нет, но есть персонаж, носящий ее имя. Это жена Меровингена — воплощения старейшей программы в Матрице, которая регулирует поведение людей в системе. На момент действия фильма Меровинген давно не обновлялся, морально устарел и стал маргинальным боссом, который покровительствует другим подлежащим удалению устаревшим программам и торгует информацией.

Моника Беллуччи в фильме

Моника Беллуччи в фильме «Матрица»

У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй Нео назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса Моника Беллуччи.

Богиня Персифона

Персонаж древнегреческой мифологии. Богиня плодородия, супруга Аида — верховного бога подземного царства мертвых. Дочь бога-громовержца Зевса от Деметры, богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.

История появления

Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества.

Персефона

Персефона

Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.

Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.

Деметра

Деметра

Атрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны

В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.

Персефона в скульптуре

Персефона в скульптуре

Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).

Кора, Кариатида и Деметра

Кто же такая Кора, скажем, в архитектуре? Ведь половина, если не большая часть фигур-опор — женщины, и женских лиц среди маскаронов во всяком случае не меньше, чем мужских. Самый простой ответ: если «юноша» по-гречески — курос, то «девушка», соответственно — кора. В уже цитируемом Словаре античности говорится: «Кора (греч. девушка). Современное обозначение архаических скульптурных изображений девичьих фигур; во множестве найдены на Афинском акрополе и в других культовых центрах Греции. Эти скульптуры служили обетным даром, приносимым в святилище. Коры выполняли также функцию вертикальных опор в архитектурной конструкции (портик в афинском Эрехтейоне). В отличие от куросов (юношей), изображавшихся обнаженными, фигуры Коры были задрапированы». Все правильно и точно сказано, но маловато для того, чтобы объяснить такое безбрежное множество «кор» в архитектуре. Объяснение много сложнее.

Кора не просто девушка — это одно из поименований древнегреческой богини Персефоны (Персефонеи, Персифассы, Персефатты или в римской мифологии Прозерпины), владычицы преисподней и, что еще важнее, одновременно богини произрастания злаков и всего земного плодородия. Культ богини преисподней существовал в Пилосе еще в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что она являлась древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков — доритов на Балканский полуостров (примерно 1500 лет до Р. Х. — Б. А.). У завоевателей культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Они всегда либо вместе, либо рядом.

Сложившийся в послегомеровское время миф о Персефоне-Коре рассказывает, что она, дочь Зевса и Деметры, была похищена Аидом, увезена им в подземное царство, там Аид заставил Персефону проглотить гранатовые зерна — символ неразрывности брака.

Когда ее мать богиня Деметра добилась от Зевса возвращения дочери, Персефона только часть года могла быть на земле с матерью, а остальное время, как жена Аида, находилась в подземном царстве.

Ежегодное возвращение Персефоны из царства мертвых является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскресающем божестве (Осирис, Адонис и др.).

Миф символизирует ежегодное умирание и пробуждение растительности; прорастание безжизненного на вид зерна, опущенного в недра земли. Как и другие божества, связанные с почитанием земли, Персефона ведает не только земным плодородием, но и владычествует над умершими, отдаваемыми в землю. Мифы о Персефоне — владычице мертвых отводили ей в подземном царстве даже более значительную роль, чем Аиду. Она повелевает чудовищами преисподней, разрывает последние связи умирающих с живыми. Двойственность образа Персефоны, ее разное поведение в мире живых и в мире мертвых породили существование Коры — доброй и милой земной девушки, к сожалению обреченной постоянно возвращаться в мрачный и холодный Аид, и грозной Персефоны. Отличие мрачной властительницы Персефоны от радостной богини Коры, воскрешающей растительность, заставило позднеиших мифотворцев придумать богине смерти новую родословную: некоторые мифы считают Персефону дочерью не Деметры, а подземной реки Стикса.

«В Элевсине общий культ этих богинь принял характер мистерий[39]. С дальнейшим развитием религиозных представлений богини урожая начинают рассматриваться как основательницы и законодательницы оседлой жизни, неразрывно связанной с земледелием. В Афинах Деметру и Персефону называли Тесмофорами — закононосительницами и считали, что они покровительствуют браку и семейным отношениям. Осенью в их честь справлялся праздник — тесмофории».

Вот где объяснение появлению многочисленных кор в архитектуре — это пожелание семейного счастья, всякого благополучия и урожая всех плодов земных… Не легкомысленная Афродита — богиня любви, не мрачноватая, хотя и очень умная, воинственная и ученая Афина-Минерва, а две достойные «семейственные» богини — мать Деметра, сумевшая-таки, правда только на время, вырвать дочь из объятий могущественного зятя, бога мертвых Аида, и добрая милая Кора — наиболее любимы и почитаемы греками и римлянами, а вслед за ними и всеми европейцами.

Малая Морская ул., 13

«В Риме Персефону называли Прозерпиной и отождествляли с богиней растительности Либерой. Культ Прозерпины был заимствован римлянами у греков Южной Италии и Сицилии; римляне отнесли к Прозерпине все мифы, связанные с Персефоной. Изображение Персефоны в античном искусстве отражает двойственный характер богини. Как богиню подземного царства ее изображали рядом с Аидом, с факелом в одной руке и плодом граната в другой. Как богиня плодородия Персефона изображалась молодой девушкой с колосьями или собирающей цветы на лугу».

Легко догадаться, где в нашем городе находится скульптурная группа «Похищение Персефоны» работы В. И. Демут-Малиновского. Конечно же, при входе в Горный институт! Ведь это горняки, горные инженеры работают под землей, в подземном царстве. Между светом и тьмой, между жизнью и смертью. На миллион тонн добытого угля — две человеческие жизни. Это сегодня, а после войны, в пору моего детства, когда восстанавливали шахты, 700–900 смертей.

Коры у нас на городских фасадах повсюду, во всем изобилии плодов земных, цветов и злаков. Это разнообразие и обилие не случайно! Эти натюрморты можно прочитать! Они в зависимости от сочетания различных растений и плодов в декоративном убранстве — пожелания жителям домов (см. «Деревья, цветы и плоды»), конечно же, пожелания всего самого радостного и светлого. Правда, иногда это и пророчества! Бывают и многозначительно мрачные!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Кора Кто же такая Кора, скажем, в архитектуре? Ведь половина, если не большая часть фигур-опор — женщины, и женских лиц среди маскаронов во всяком случае не меньше, чем мужских. Самый простой ответ: если «юноша» по-гречески — курос, то «девушка», соответственно — кора. В уже

Кариатида

Кариатида Кариатида — не измененное имя Коры, а название женских статуй, поддерживающих перекрытия или заменяющих колонны, восходит к названию местности Кария в Лаконии в Древней Греции. Там происходили не менее знаменитые, чем Олимпийские, игры или мистерии Диониса,

Деметра

Деметра Деметра (греч. Demeter) — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. Богиня земледелия, гражданского устройства и брака. Ее изображение легко найти среди маскаронов по венку из колосьев на голове, а если это скульптура или барельеф, то в руках у нее факел и корзина плодов или

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector