Коронование св николы из толентино

Коронование св николы из толентино

Коронование св николы из толентино

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Перуджино и Пинтуриккьо ограничились бы одним эскизом для обеих сторон картины, позаботившись лишь о симметричном повторе одних и тех же линий.

У Рафаэля, напротив, именно второстепенные фигуры дают волю фантазии и предмет для экспериментов. За спиной Иисуса ангел-музыкант старается отвлечь херувима, полностью погрузившегося в созерцание сцены, в то время как в его ногах маленький амурчик закрывает рукой ухо, чтобы не оглохнуть от небесной музыки. У ангелов, стоящих на первом плане, ветер развевает не только одежды, но и локоны, открывая румяные щеки. С годами Санти станет настоящим экспертом в изображении такого рода мелких, но привлекающих внимание деталей, которые сглаживают чрезмерную торжественность повествования и делают события более живыми и понятными.

«Коронование» имело столь шумный успех, что монахини монастыря Монтелуче, стоящего неподалеку от Перуджи, сразу же обратились к художнику с просьбой расписать для них большой алтарь на тот же сюжет. Рафаэлю удалось запросить ту же цену, что он получил за «Алтарь Одди», целых сто семнадцать дукатов — в пять раз больше, чем за «Коронование св. Николы из Толентино». Чтобы оправдать столь непомерное вознаграждение, в тексте договора монахини указали, что Санти — «лучший мастер, какого могли им посоветовать жители города и преподобные отцы, которым довелось видеть его произведения».

Так Рафаэль начал свою блистательную карьеру — и не поразил всех своим поведением. Несмотря на обещание подготовить картину за два года, он получил задаток, но так к ней и не приступил. Закончить ее смогут лишь его ученики в далеком 1525 году.

После бурного успеха, который Рафаэль имел в Перудже, он почувствовал, что может рассчитывать на большее, и понял, что Умбрия — не то место, где он может вырасти как художник. Он должен был войти в контакт с наиболее прогрессивной художественной средой, где происходили в этот момент самые невероятные вещи: он должен был попасть во Флоренцию.

Рафаэль приехал во Флоренцию не с пустыми руками. Ему недавно исполнилось двадцать лет, но за его плечами было уже достаточно опыта, чтобы понимать: единственный способ превратить свое пребывание на берегах Арно в возможность серьезного заработка — наличие сильной протекции.

Он не стал терять времени зря.

Несмотря на то что Рафаэль работал преимущественно в Умбрии, его контакты с Урбино никогда не прекращались. Доказательство тому — рекомендательное письмо, которым он обзавелся, чтобы попасть в лучшие флорентийские салоны. Написала его в октябре 1504 года Джованна Фельтриа [Джованна Фельтриа — сестра герцога Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро, герцогиня ди Сора, вдова Джованни делла Ровере.], сестра герцога Гвидобальдо и невестка тогдашнего папы Юлия II. Ее слова красноречиво свидетельствовали о том почете, которым пользовалась семья Рафаэля в родном городе:

«Это письмо покажет Вам Рафаэль, художник из Урбино, который, неоднократно продемонстрировав свой талант, решил провести некоторое время во Флоренции, чтобы поучиться мастерству. Поскольку отец его исключительно добродетельный человек, к которому я глубоко привязана, то и сын весьма хорошо воспитан и умен и заслужил мою полнейшую любовь — и мне бы хотелось, чтобы он, как мог, совершенствовал свое искусство; я всячески рекомендую его Вашей милости, умоляя Вас помочь ему во всех его нуждах».

Многие думают, что документ этот был подделан, поскольку Джованна говорит здесь об отце Рафаэля в настоящем времени («отец его исключительно добродетельный человек»), хотя Санти-старший умер как минимум за десять лет до этого. Чем можно объяснить эту ошибку? В действительности перед нами не оригинальная версия, а лишь копия, найденная внутри рукописи 1754 года. Многие думают сегодня, что этот парадокс родился из ошибки переписчика. В остальном текст документа очень похож на настоящий.

Юный Санти — прекрасный стратег, который подступал к делу со скромно опущенной головой, чтобы потом нанести точные удары, которые укрепят его личный престиж.

Дата его прекрасно согласуется с моментом прибытия Рафаэля во Флоренцию, характер юноши описан вполне достоверно, к тому же нет ничего удивительного, что благородная дама оказала такую щедрую поддержку сыну того, кто был вхож в герцогский двор Урбино.

Наиболее удивительная деталь — то, что она подчеркивает: Рафаэль едет во Флоренцию «поучиться мастерству». Рафаэль, умеющий быть скромным, когда нужно, скорее всего, обратился к герцогине с робким выражением лица и трепетным голосом, выражая желание улучшить свое мастерство.

Но мы уже знаем, что в его игре были совсем другие ставки. Смешно думать, что, приехав во Флоренцию, он посвятит себя одной учебе. Юный Санти — прекрасный стратег, который использовал один и тот же прием, чтобы получить то, что ему нужно: подступал к делу со скромно опущенной головой, чтобы потом нанести точные удары, которые укрепят его личный престиж.

Неслучайно письмо адресовано именно Пьеро Содерини [Пьеро Содерини (1452–1522) — флорентийский государственный деятель, пожизненный гонфалоньер справедливости Флорентийской республики в период изгнания Медичи. Гонфалоньер — с середины XIII века глава ополчения пополанов во Флоренции и других городах Италии.], ведавшему различными сферами жизни города и доверившему художникам и писателям решающую роль в политической пропаганде Флорентийской республики. Рафаэль, всегда хорошо информированный в важных для него делах, попросил свою покровительницу обратиться к самому крупному заказчику в городе. Как и ранее, он в очередной раз метил высоко и стремился достичь своих целей в рекордное время.

Но во Флоренции конкуренция оказалась безжалостной, и художнику пришлось мериться силами с куда более зрелыми и прогрессивными художниками, чем те, кого он до этого встречал в Умбрии.

Флорентийское состязание

1504 год — решающий момент на флорентийской художественной сцене. За первенство состязались здесь два мастера — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Два такие разные характеры и стили, какие только могли столкнуться в одном городе. Хотя разница в возрасте между ними составляла около двадцати лет, они сошлись на равных. Леонардо достиг признания после долгого периода полной безвестности, в то время как Микеланджело смог добиться известности практически сразу. Взаимная ненависть между ними накалила ситуацию до предела. Они работали над крупными произведениями, которые скоро стали символами и с которыми всякий флорентиец хотел себя идентифицировать. Да Винчи заканчивал эскизы к огромной настенной фреске для одного из залов Палаццо Веккьо — знаменитой «Битве при Ангиари». Ему удалось завершить только центральную сцену: два флорентийских солдата пытаются выхватить у двух миланских всадников знамя ломбардской армии. Леонардо решил выполнить изображение восковыми красками, а не в технике фрески, чтобы быстрее закончить заказ, но допустил настолько серьезные технические ошибки, и в итоге ему пришлось бросить работу на середине. Кто-то считает, что его поражение и отказ от завершения фрески были вызваны прежде всего известием, что роспись другой стены того же зала была поручена Микеланджело, который вместе со своими подмастерьями вот-вот должен был начать там работу над «Битвой при Кашине».

Да Винчи посчитал необходимость писать картину бок о бок с Микеланджело несносным оскорблением и оставил роспись незаконченной. Не довольствуясь этим, он постарался воспользоваться своей ролью члена комиссии, решавшей, где разместить статую Давида, которую Микеланджело только что закончил высекать. Леонардо всеми способами постарался «запрятать» ее в Лоджию деи Ланци под предлогом защиты от непогоды. На самом деле он просто не мог смириться с мыслью, что столь заметное произведение его самого ненавистного соперника будет стоять перед самым Палаццо Веккьо. К сожалению для Леонардо, он не только не преуспел в своих попытках умалить успех Буонарроти, но и заслужил еще большую его ненависть.

Флорентийская публика обожала их обоих. Микеланджело предоставляет восхищенным поклонникам произведения большого художественного и общественного значения, в то время как Леонардо ограничивался созданием небольших изображений для частных клиентов — вроде «Джоконды» и «Мадонны с веретеном». Вероятно, именно в момент приезда Рафаэля да Винчи показал публике эскиз «Мадонны с младенцем, св. Иоанном и св. Анной», который привлек такое внимание, что выстроилась очередь желающих посмотреть на картину. Во Флоренции изобразительное искусство не стало уделом лишь немногих богатых клиентов — оно было открыто самой широкой публике, активно участвующей в культурной жизни и ведущей оживленные дискуссии. «И в действительности, — пишет Вазари, — для тех, кто хочет освоить живопись, Флоренция — наилучшее место, где постоянно объявляются конкурсы и кипит самая живая конкуренция, которая всегда была отличительной особенностью этого города, но в тот момент более всего» [Эта фраза Вазари не найдена в русском переводе, поэтому она приведена в варианте переводчика этой книги.]. Совсем не похоже на мирный провинциальный опыт, полученный Рафаэлем ранее. Здесь для этого любителя художественных состязаний и вызовов игра стала намного интереснее.

На цыпочках

До сих пор никто не смог обнаружить документов, которые подтвердили бы присутствие Рафаэля во Флоренции. Мы не знаем, где он жил и открыл ли собственную мастерскую в городе. Но мы можем быть уверены: все, что произошло с ним в этом городе, позволило ему как художнику быстро вырасти на голову. Первый след его пребывания в городе — приведенное выше письмо Джованны Фельтриа (1504), последний — платеж за первую римскую работу, произведенный в 1509 году. Скорее всего, художник уехал из Флоренции в 1508 году, проведя в этом городе самые яркие годы своей жизни.

Он никого не боялся, ни перед кем не преклонялся и использовал образцы с невиданной свободой.

На берегах Арно он немедленно попал под обаяние экспериментов, проводимых Леонардо и Микеланджело. Во многих оставшихся от Рафаэля бумагах можно найти заметки и зарисовки, отражающие его внимательное наблюдение за эскизами к изображениям битв, которые потом будут перенесены на стены Палаццо Веккьо. Движения тел в передаче двух гениев показались молодому урбинскому художнику революцией в живописи, которую необходимо глубоко изучить. Во Флоренции Рафаэль дал выход своему таланту имитации, позволяющему ему впитать новые приемы и талантливо использовать ту стремительность движений, которую ввели в живопись да Винчи и Буонарроти. Тела солдат, переплетающиеся с телами коней в «Битве при Ангиари» да Винчи, стали в руках Санти настоящим вихрем молниеносно нанесенных линий. В одном из его рисунков появился запечатленный со спины Давид, мускулы которого Рафаэль передал с большой точностью, позволив себе, однако, усилить впечатление от нервной «перекрученности». Молодой художник был настолько уверен в себе, что начал искать собственный путь, даже преклоняясь перед великими шедеврами. Он никого не боялся, ни перед кем не преклонялся и использовал образцы с невиданной свободой.

Никто не умел так тонко, как он, чувствовать направление, в котором движется рынок искусства.

Его стратегия осталась прежней. Он просто поднял ставки — и приготовился бросить вызов гениям. Но чтобы это сделать, ему сначала нужно было узнать их секреты. Поэтому полученные им в этот период заказы стали интересной экспериментальной площадкой. Хотя с самого начала он пытался завоевать доверие Пьеро Содерини, чтобы «поймать крупную рыбу», ему пришлось довольствоваться мелкими заказами, в которых он, однако, сумел продемонстрировать острый ум и живой талант. Никто не умел так тонко, как он, чувствовать направление, в котором движется рынок искусства. Никто не мог так ловко оседлать всякую новую волну и заявить о себе ни на кого не похожими работами.

Коронования св. Николая Толентинского

Картон для картины

С обратной стороны: Этюд головы и различные зарисовки. Черный мел, перо. Выставки: Брюссель, 1954-1955, № 121; Лилль, 1961, № 5; Берлин, 1964, № 70; Париж, 1965, № 233, Амстердам — Брюссель — Лилль, 1968, № 79; Флоренция, 1970, № 76; Лилль, 1983, № 1.

Oberhuber К. Rafaello, 1982, p. 10; Cuzin, p. 9, 11, fig. 2; Joannides, 1983, n. 12, pl. 3; Ferino-Pagden S. Pintoricchio, Perugino or the young Raphaël? A problem of Connois-seurship. — «The Burlington Magazine», 1983, n. 959, p. 88, fig. 33; Oursel, 1984, p. 84.

10 декабря 1500 года Андреа ди Том-мазо Барончи заказал семнадцатилетнему Рафаэлю картину за тридцать три дуката, и получил ее 15 сентября 1501 года. С того времени картина оставалась в одной из капелл церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло вплоть до конца VIII века. Она сильно пострадала во время землетрясения 30 сентября 1789 года, когда была разрушена большая часть церковного здания. Картину продали папе Пию VI, с тем, чтобы вырученные деньги пошли на восстановление здания. Ее разрезали на куски и сохранили только неповрежденные фрагменты. До наших дней дошли: фрагмент верхней части с богом-отцом и богоматерью (Неаполь, Национальный музей Каподи-монте), голова и бюст ангела (Брешиа, Пинакотека Тозио-Мартиненго ) , и полуфигура ангела, купленная Лувром в ноябре 1981 г.

Канонизированный 5 июня 1446 года, св. Николай Толентинский был провозглашен одним из покровителей церкви. Его культ быстро распространялся. К нему обращались также в случае чумы, как и к св. Себастьяну и св. Роху. Известно, что жестокая эпидемия опустошила Читта ди Кастелло в 1499-1500 гг.; есть все основания предполагать, что заказ картины был связан с этим бедствием.

Надо учесть, что полотно Рафаэля полностью уничтожено, а сделанная после землетрясения 1789 года копия является его вольной интерпретацией. Таким образом, данный рисунок выступает в качестве основного документа, по которому можно судить о всей композиции, задуманной Рафаэлем.

Влияние Перуджино проявляется в ясности композиции, абсолютно симметричной, в особой индивидуальности каждой фигуры; заметна также чисто умбрийская любовь к четкой линии. Для метода работы, присущего Рафаэлю, характерно, что художник делал наброски с натурщиков : так была создана фигура бога-отца, вписанная в мондорлу. То же можно сказать и о восхитительной голове на обороте рисунка, отличающейся мягкой лепкой формы и строгим достоинством выражения. Следует отметить также, что ангел, нарисованный слева внизу, именно тот, чья голова и торс изображены на фрагменте картины, который недавно поступил в Лувр. К нему же относятся и этюды драпировки на обороте, вместе с двумя этюдами, хранящимися в Музее Ашмолеан в Оксфорде.

Этот известный картон, по-видимому, является первым замыслом общей расстановки фигур, а не одним из завершающих этапов создания картины. Об этом говорит преобладание этюдов с натуры и наличие проколов иглой (для переноса на другой лист). В дальнейшем были внесены только изменения деталей, сам же замысел здесь полностью реализован.

Обращает на себя внимание правдивость изображения птиц на обороте. Там же — набросок здания; по-видимому, это герцогский дворец в Урбино.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА РАФАЭЛЯ

1483, 6 апреля — Рафаэль родился в Урбино в Страстную пятницу в три часа ночи.

1491, 7 октября — смерть матери Маджии Чарла.

1492, 25 мая — отец Джованни Санти вторично женится.

1494, 1 августа — смерть отца.

1495, 31 мая — первое заседание суда по иску мачехи Бернардины ди Парто к пасынку Рафаэлю и его дяде священнику дону Бартоломео Санти.

1500, 13 мая — возможно,как явствует из протокола судебного заседания, Рафаэль покинул Урбино.

10 декабря — подписал свой первый контракт на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино» по заказу Андреа Барончи для церкви Святого Августина в городке Читта? ди Кастелло.

1501, 13 сентября — завершает работу над алтарём.

1501-1502 — выполняет заказы для церквей в Читта? ди Кастелло, в Перудже, знакомится с Перуджино.

1503 — пребывание в Сиене вместе с Пинтуриккьо. Пишет картины «Три грации», «Сон рыцаря» и «Михаил Архангел». Знакомится с гуманистом Франческо Матуранцио и художником Содомой.

1504 — работает в Перудже над алтарными образами «Обручение Девы Марии», «Коронация Девы Марии» и над незавершённой фреской «Святая Троица». Возвращается в Урбино. Завязывает дружбу с литератором Бальдассаром Кастильоне. Пишет «Битву св. Георгия с драконом» для английского короля, портреты правящей четы Урбинского герцогства, а также портрет «Молодой человек с яблоком».

1504-1508 — пребывание во Флоренции с наездами в родной город. Знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими флорентийскими мастерами. Создаёт первых мадонн, в том числе «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щеглёнком».

1507 — пишет «Положение во гроб» по заказу Аталанты Бальони и портрет «Немая». В Болонье впервые встречается с Браманте.

1508-1511 — работает над росписями в Станце делла Сеньятура. Случайно встречает Лютера. Для банкира Агостино Киджи расписывает придел в Санта-Мария делла Паче. Пишет портреты кардинала Алидози и папы Юлия II. Получает должность писца папских указов.

1511-1514 — росписи в Станце Илиодора. Фреска «Триумф Галатеи» во дворце Фарнезина. Алтарный образ «Мадонна Фолиньо» и портрет Биндо Альтовити.

1513 — знакомится с Ариосто по случаю интронизации папы Льва X. Последнее посещение Урбино.

1514-1516 — росписи в Станце Пожар в Борго. Знакомится с Дюрером.

1515, 1 августа — выходит папский указ о назначении Рафаэля главным архитектором собора Святого Петра. 27 августа — назначается главным хранителем древностей. Пишет портреты кардинала Биббьены и папы Льва X.

1516 — начало работ над лоджиями. Пишет «Мадонну в кресле», портреты Кастильоне и Ингирами. Работает над картонами для шпалер на тему «Деяния апостолов».

1517 — выступает в защиту приговорённого к смерти юноши из Урбино Маркантонио ди Никкола. Пишет «Даму с вуалью», портрет Форнарины и «Автопортрет с другом», «Видение Иезекииля» и «Сикстинскую мадонну». По заказу папы проектирует и возводит его загородную виллу.

1518 — завершение росписей в лоджии Психеи.

1519, 2 мая — начало работы над «Преображением». Сикстинскую капеллу украшают десятью шпалерами, вытканными по картонам Рафаэля.

1520, 24 марта — приобретение участка земли на улице Джулия для постройки собственного дворца, 6 апреля — Рафаэль скончался, похоронен в римском Пантеоне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля — в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил — будущий поэт.1750 — «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА • 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выход

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского 1882, 19 (31) марта – в Санкт-Петербурге родился Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков), внебрачный сын крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой и студента Эммануила

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА 1766, 1 (12) декабря — родился в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим сведениям — в селе Богородском Симбирского уезда Симбирской губернии).1775–1781 — воспитывается в Москве, в пансионе профессора

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА 1896, 24 сентября — в семье Эдварда и Мэри Фицджеральд, в Сент-Поле (штат Миннесота) на Лорел-авеню, 481, родился Фрэнсис Скотт Фицджеральд.1898, апрель — Фицджеральды переезжают в Буффало, живут в квартале Ирвинг-Плейс.1901,

Алтарь «Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» (1500-1501)

10 декабря 1500 года семнадцатилетний Рафаэль заключил контракт на выполнение алтарного образа — первой достоверно документированной работой Рафаэля. В этом контракте он впервые назван «magister» — «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Речь шла о «Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанном Андреа Барончи для домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей. По контракту Санцио помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Этот образ был завершен в сентябре 1501 г.

Из всей картины, пострадавшей от землетрясения 1789 года, сохранилось только, четыре фрагмента: «Дева Мария» и «Всевышний» в Неаполе (Каподимонте) и два «Ангела» в Лувре и в Бреше. Два сохранившихся фрагмента ангелов, однако, уже показывают способность Рафаэля отобразить психологические состояния изображаемых фигур. По контрасту с другим ангелом, «Ангел», хранящийся в Бреше, кажется намного более нежным. В самом моделировании особенностей присутствует мягкость света и тени, которые гармонично выявляют содержание сущности ангела. Рафаэль использовал новый прием в живописи Умбрии, подчеркивя контраст между этими двумя фигурами ангелов, передал широкий диапазон психологических тонкостей.

«Святой Себастьян» (1502-1503)

«Святой Себастьян» — это типичная ранняя работа Рафаэля и ее декоративная красота и элегическое настроение очень напоминают работы Перуджино.

На картине изображен мученик III в.н.э. Себастьян, командир преторианцев знатного рода, уверовавший во Христа. Император Диоклетиан приговорил его к казни. Юношу привязали к столбу в Колизее, и отряд легионеров выпустил в него тысячу стрел. Себастьяна оставили умирать.

Мать одного казненного христианина выходила его, она убеждала его бежать из Рима. Но Себастьян открыто заявил о своей вере — на ступенях императорского дворца он выступил в защиту осужденных христиан.

Диоклетиан вторично приказал казнить Себастьяна. Братья по вере нашли его тело и похоронили в катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла.

Себастьян был канонизирован Католической церковью. В V веке на его могиле построен храм. В прошлом Святого Себастьяна призывали на помощь больные чумой, он считается покровителем солдат, лучников, гончаров.

Обычно этого святого изображали юношей, привязанного к столбу и пронзенного стрелами.

На картине Рафаэля Себастьян держит стрелу, символ его мученичества. Он облачен в великолепный красный плащ и рубашку с золотой вышивкой, волосы его изящно уложены.

(Мадонна с Младенцем и святыми, или Мадонна Фон дер Ропп, или Мадонна с Младенцем и Св. Иеронимом и Св. Франциском)

Мадонна Солли

Рафаэль Санти. Ок. 1502. Дерево, масло. Музей Саатлих, Берлин

У Мадонны в руке книга, а Младенец в руке держит щегла, с привязанной ниткой на лапке.

«Распятие» (1503)

«Распятие» (1503 г. Лондон, Национальная галерея) — одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Евангелие от Матфея 27:45-50

Характер изображения на картине «Распятие» далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.

Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.

Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов. Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур. Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.

Две женщины по сторонам от креста — с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.

Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части — земную и небесную. Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.

Вазари пишет, что если бы «Распятие» не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино. Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии — важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы.

В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера. В раннем «Распятии» Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.

Гобелены по мотивам Рафаэля

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор. Он рано потерял своих родителей.
Его мать умерла, когда юноше было 8 лет, а в возрасте 11 лет – не стало и отца. Джованни Санти, отец Рафаэля, был поэтом и художником, поэтому своё первое живописное образование график получил именно от него.

Кстати, мадонн он писал на протяжении всей жизни. Несмотря на повторяющиеся мотивы, каждая работа индивидуальна и наполнена материнской любовью.
Писать в «собственном рафаэлевском» стиле художник начинает примерно в 1504 году. Это такие шедевры как «Коронование Марии» и «Обручение Девы Марии Иосифу»

Десять гобеленов со сценами из «Деяний Апостолов»

В период с 1513 по 1516 гг. Рафаэль работал над заказом папы Льва X. Это был проект по созданию картонов для десяти шпалер с сюжетами из Библии – «Деяние Апостолов».
Написанные Рафаэлем и его помощниками картоны представляют собой полномасштабные проекты для гобеленов, которые были сделаны для покрытия нижних стен Сикстинской капеллы Ватикана.

В гобеленах изображены Деяния Святого Петра и Святого Павла, основателей ранней христианской церкви.
Сцены подчеркивали превосходство Римской Церкви и легитимность папской преемственности.

Гобелены с изображением апостолов уже существовали. Их вывешивали в церковные праздники на стенах капеллы.
Они были украшены гербами Делла Роверов (пап Сикста IV и Юлия II). Однако папа Лев Х решил заменить эти гобелены. Считается, что дело было не столько в изношенности изделий, сколько в желании папы показать свой герб в наиболее важной капелле.

В период между 1516 и 1521 годами композиции были сплетены в гобелены в мастерской Питера ван Эелста в Брюсселе, главного центра производства гобеленов в Европе. Рафаэль заботился, чтобы жесты фигур и выражения в произведениях были прямыми и смелыми, так как шпалера чувствительна к художественному ограничению. Наиболее удачным получился картон «Чудесный улов». В 1623 году картоны были привезены в Англию Принцем Уэльским, позже Карлом I.

Знаковая работа — Сикстинская Мадонна

Самым безупречным произведением живописца стала знаменитая картина «Сикстинская мадонна», написанная в 1512 – 1513 годах. Она была заказана Юлием II для монастыря Святого Сикста.

Картина изумляет своим внутренним ритмом и гармонией, благодаря переплетениям масс и линий этого холста.
Но самое превосходное в этом полотне – это удивительное умение Рафаэля свести все цвета, линии и формы так, чтобы вызвать у смотрящего лишь одно желание – желание неустанно смотреть в глаза Марии.

7 рекомендаций,
чтобы не ошибиться
при выборе
настенного декора

1483, 6 апреля — Рафаэль родился в Урбино в Страстную пятницу в три часа ночи.

1491, 7 октября — смерть матери Маджии Чарла.

1492, 25 мая — отец Джованни Санти вторично женится.

1494, 1 августа — смерть отца.

1495, 31 мая — первое заседание суда по иску мачехи Бернардины ди Парто к пасынку Рафаэлю и его дяде священнику дону Бартоломео Санти.

1500, 13 мая — возможно,как явствует из протокола судебного заседания, Рафаэль покинул Урбино.

10 декабря — подписал свой первый контракт на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино» по заказу Андреа Барончи для церкви Святого Августина в городке Читта́ ди Кастелло.

1501, 13 сентября — завершает работу над алтарём.

1501-1502 — выполняет заказы для церквей в Читта́ ди Кастелло, в Перудже, знакомится с Перуджино.

1503 — пребывание в Сиене вместе с Пинтуриккьо. Пишет картины «Три грации», «Сон рыцаря» и «Михаил Архангел». Знакомится с гуманистом Франческо Матуранцио и художником Содомой.

1504 — работает в Перудже над алтарными образами «Обручение Девы Марии», «Коронация Девы Марии» и над незавершённой фреской «Святая Троица». Возвращается в Урбино. Завязывает дружбу с литератором Бальдассаром Кастильоне. Пишет «Битву св. Георгия с драконом» для английского короля, портреты правящей четы Урбинского герцогства, а также портрет «Молодой человек с яблоком».

1504-1508 — пребывание во Флоренции с наездами в родной город. Знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими флорентийскими мастерами. Создаёт первых мадонн, в том числе «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щеглёнком».

1507 — пишет «Положение во гроб» по заказу Аталанты Бальони и портрет «Немая». В Болонье впервые встречается с Браманте.

1508-1511 — работает над росписями в Станце делла Сеньятура. Случайно встречает Лютера. Для банкира Агостино Киджи расписывает придел в Санта-Мария делла Паче. Пишет портреты кардинала Алидози и папы Юлия II. Получает должность писца папских указов.

1511-1514 — росписи в Станце Илиодора. Фреска «Триумф Галатеи» во дворце Фарнезина. Алтарный образ «Мадонна Фолиньо» и портрет Биндо Альтовити.

1513 — знакомится с Ариосто по случаю интронизации папы Льва X. Последнее посещение Урбино.

1514-1516 — росписи в Станце Пожар в Борго. Знакомится с Дюрером.

1515, 1 августа — выходит папский указ о назначении Рафаэля главным архитектором собора Святого Петра. 27 августа — назначается главным хранителем древностей. Пишет портреты кардинала Биббьены и папы Льва X.

1516 — начало работ над лоджиями. Пишет «Мадонну в кресле», портреты Кастильоне и Ингирами. Работает над картонами для шпалер на тему «Деяния апостолов».

1517 — выступает в защиту приговорённого к смерти юноши из Урбино Маркантонио ди Никкола. Пишет «Даму с вуалью», портрет Форнарины и «Автопортрет с другом», «Видение Иезекииля» и «Сикстинскую мадонну». По заказу папы проектирует и возводит его загородную виллу.

1518 — завершение росписей в лоджии Психеи.

1519, 2 мая — начало работы над «Преображением». Сикстинскую капеллу украшают десятью шпалерами, вытканными по картонам Рафаэля.

1520, 24 марта — приобретение участка земли на улице Джулия для постройки собственного дворца, 6 апреля — Рафаэль скончался, похоронен в римском Пантеоне.

Читайте также  Лепешка для гироса
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector