Крылатая богиня победы у греков

Крылатая богиня победы у греков

Крылатая богиня победы у греков

Селена — богиня Луны; Персефона — богиня царства мертвых и плодородия; Ника – богиня победы; Геба – богиня вечной юности; Эос — богиня утренней зари; Тихе — богиня счастья, случая и удачи; Энио – богиня неистовой войны; Хлорида — богиня цветов и садов; Дике (Фемида) — богиня справедливости, правосудия; Немезида — крылатая богиня мести и воздаяния; Ирида – богиня радуги; Гея — богиня земли.

Древние таблички эгейской культуры делятся с нами первыми сведениями о том, кем были греческие боги

Подробное описание греческих богинь

  • Аврора — богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца — Гелиоса и Луны — Селены).

крылатая богиня победы у греков

Альтернативные описания

• Женское имя (греч. победительница)

• В древнегреческой мифологии богиня победы

• В греческой мифологии богиня, персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта

• Народное восстание в Константинополе в 532 г.

• Наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона [Даль]

• богиня на Поклонной горе

• богиня нашего кино

• богиня российского кино

• богиня с крыльями

• бунт в истории Византии

• в Древнем Риме — Виктория, а в Древней Греции

• в греческой мифологии богиня победы в сражениях и состязаниях

• в честь какой богини названа столица Кипра

• высшая кинопремия Россия

• высшея кинопремия России

• героиня Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»

• греческая богиня победы

• детский вариант имени Вероника

• детское имя Вероники

• древнегреческая богиня победы

• дружеская форма имени Вероника

• дружеское произношение имени Вероника

• женское имя: (греческое) имя богини победы

• заветный российский киноприз

• известная статуя … Пеония

• имя поэтессы Турбиной

• имя телеведущей Ганич

• какую богиню изваял Архерм

• кинопремия в России

• киноприз в России

• крылатая богиня победы

• награда российского кино

• ничка ж. ничей, ничек м. ничье ср. наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона; противопол. лицо, лицевая, личная сторона. Обернуть ткань никой, ничкою, ничком, ничьем, нанику, наничь, взничь, исподом кверху, изнанкою наружу, лицом вниз, навыворот. игре в бабки, хребтик ее жох, испод ничка, бок плоцка, бока. орлянке, ника, решето, изнанка монеты; лицо, копье, орел. бабк. и орл. говорят и никон. Ниц, ничком, ником нареч., о человеке, лицом к земле, затылком кверху, противопол.

Греческая богиня победы с крыльями. Виктория, римская богиня победы и олицетворение победы

Богиня Ника Самофракийская – красивая девушка, которую изображают в полете над землей, с повязкой и венком в руках. Эту статую нашли на острове Самофракия, на месте кабирского святилища, в 1863 году. По данным историков, ее поставили в честь победы над войсками царя Сирии на одной из отвесных скал, сделав постаментом нос корабля.

Кто такая богиня Ника?

Богиня Ника – это богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс, аккадцы считали, что ее воспитывали с дочерью Зевса Афиной Палладой. В эпоху войны Громовержца с титанами Ника помогала верховному правителю Олимпа, потому все боги клялись водами ее матери Стикс. Статую Ники греки располагали в руке Зевса или Афины, подчеркивая, что в ее помощи нуждались и боги, и люди. Нику называют самой молодой богиней греческого пантеона, ее имя не упоминает Гомер, а в поэзиях Геосида, который творил в 7 веке до н.э., указывается только ее родословная.

Особо популярной богиня Ника стала, благодаря великому воителю Александру Македонскому, который ставил храмы в ее честь и приносил щедрые жертвы. Полководец ввел традицию украшать победителем лавровым венком Ники, которая сохранилась до сих пор. А древние правители Греции почитали за честь изображать возле своих статуй покровительницу успеха.

Как выглядит богиня Ника?

Статуэтка богини, которую нашли на острове Самофракия, возвышалась над морем. Как вычислили ученые, эта красивая девушка трубила в рог, извещая о победе. Прекрасная фигура в рывке вперед, крылья, свидетельствующие о торжестве. Позднее ее изображали с венком или оружием и ветвью пальмы, иногда – с посохом Гермеса, вестника богов. Есть легенда, что когда Ника, богиня победы, извещала об успехе, играли трубы, и в наши дни сурмами сопровождается награждение победителей соревнований венком из лавра.

Чему покровительствовала богиня Ника?

С древних времен крылатая девушка покровительствовала воинам, богиня войны Ника считалась помощницей всех известных воителей. Когда она перешла на сторону Зевса, тот сделал ее своей постоянной спутницей, потому о победе над врагом молились древние греки той, кто ближе всех к Громовержцу. Ее называли предвестницей победы, астрологи считают, что она покровительствует , поэтому среди представителей этого знака много выдающихся деятелей.

А еще были уверены, что богиня Ника – покровительница:

  • соревнований в спорте;
  • состязаний музыкантов;
  • религиозных церемоний, которые проводились, ради успешных достижений.

Богиня Ника в Греции

Известно, что храм Ники Аптерос располагался в Афинах, статуя сохранилась без рук и головы, поэтому представление о ее лице – только вымысел ваятелей. Существует версия, якобы афиняне изображали предвестницу победы без крыльев, чтобы они не могла покинуть в бою лучших воинов Греции. Чему покровительствовала Ника — греческая богиня? Эллины называли ее символом:

  • успеха и всепобеждающего начала;
  • мужества, духа, добра;
  • честности и справедливости;
  • поддержки тех, кому нужна победа не ради корысти.

Римская богиня Ника

Римляне называли предвестницу победы иначе, античная богиня Ника именовалась Викторией. Много веков она была олицетворением мощи Римской империи, поэтому в сенате стояла ее статуя, которую вывезли из Греции. Перед заседаниями сенаторы приносили ей жертвы — масло и вино. После того, как статуя Ники-Виктории стала единственной, которая сохранилась после пожара, устроенного Нероном, ее стали называть девственной хранительницей империи. Считалось, что богиня вершит судьбу Рима и оберегает его.

Богиня Ника — миф

История богини Ники, сохранившаяся до сегодня, гласит, что эта крылатая девушка решила поддержать Зевса в войне с титанами, длившейся много поколений, только с ее помощью Громовержцу удалось свергнуть властителя Кроноса. После воцарения на Олимпе Зевс никогда не расставался с Никой, всегда прислушиваясь к ее мнению. В текстах древности упоминается о дружбе предвестницы победы с Афиной Палладой, потому что росли они рядом и доверяли друг другу.

Богиня Ника – легенда о мужестве и умении одолевать врага даже в безвыходных ситуациях, символ победы сильнейших духом. Поэтому в ее честь была названа популярная российская кинопремия, первая церемония которой состоялась в 1987 году. Никой награда стала именоваться только со 2 церемонии. А известная фирма Nike создала слоган на основе этого имени, как символ успеха и передвижения такого же быстрого, как на крыльях победы.

В соответствии с греческой мифологией, Ника — богиня победы. Ее родителями были великан Паллант и божество реки Стикс. Ника помогала Зевсу преодолеть титанов, по этой причине боги клялись, используя воды Стикса. Это одна из молодых богинь в мифах греков.

Афина Паллада (воплощает всепобеждающую силу) появляется в сопровождении Ники, как покровительницы триумфа. Мощь, Сила и Зависть приходятся сестрами Нике, так как эти силы способствуют победе. Родственники наградили девушку наилучшими качествами, помогающими праздновать успех. Богиня участвовала в поединке между Зевсом и его отцом Кроном. Имея на своей стороне такую помощницу, Зевса, одержал верх и захватил власть. Верховный бог превращает богиню в постоянную спутницу.

Виктория – римская богиня

В римской мифологии победа олицетворяется с богиней Викторией.

Скульптура, изображающая Нику, была вывезена в Рим и получила латинское имя. Золотая статуя, захваченная римлянами, принадлежала ранее греческому царю Пирру. По приказу императора Октавиана Августа она поставлена в здании Сената. Нику изобразили стоящей на шаре, что символизировал Землю. В правой руке, которую девушка держит вытянутой, находится венок, левая рук занята пальмовой ветвью.

В античные времена была традиция украшения носа кораблей изображением Ники. Эта традиция сохранилась и позже.

На протяжении 4 столетий сенаторы перед заседанием подходили к алтарю, стоявшему у статуи, и делали жертвоприношения вином и пахучими маслами. Скульптура чудесным образом сохранилась от пожара, устроенного императором Нероном. Римляне считали ее хранительницей империи, она воплощала могущество с судьбу римской империи. По приказу христианских императоров статуя языческой богини была вынесена из сената. Верные традициям, римляне жалели об этом и увидели знамение неизбежной погибели Рима.

Изображения Ники

Богиня — символ удачного результата, триумфа, она принимает участие в боевых походах, музыкальном соперничестве и религиозных праздниках, которые совершались в случаях победы. Ее постоянно показывают черноволосой девушкой с крыльями за спиной или в положении стремительного полета над земной поверхностью. Принадлежностью богини являются повязка и венок, позже – пальмовая ветвь, еще позже – военные трофеи и оружие. Художниками Ника отображена как участница празднества принесения жертв, предсказательница триумфа с посохом, который символизируется как атрибут Гермеса. Богиню показывали, как она сердечно качает головой герою, или летит и покрывает венком его голову. Она ведет колесницу победителя, закалывает животное для жертвоприношения или приносит неприятельское оружие к святилищу Афины Ники в Афинах в качестве трофея. Когда Ника возвещает об успехе, слышны звуки сурмы. В ее помощи нуждаются как боги, так и люди. Скульптура богини находилась рядом со статуями Зевса или Афины Парфенон.

Выдающийся античный скульптор Фидий вложил громовержцу в правую руку статуэтку богини. В качестве материала для ее изготовления использовали золото и слоновую кость. Ножки трона украшены изображением Ники. Не вызывает удивления, что даже главные божества Олимпа в определенной степени были зависимы от Ники и старались заручиться ее поддержкой.

Особым почитанием пользовалась богиня у Александра Македонского, полководец сооружал ей жертвенники, совершая свои победоносные походы на разных этапах. Позднейшим царям также пришлось по душе украшать свои памятники этой чудесной крылатой девушкой.

Святилище Ники Аптерос было сооружено в Афинах. Богиню изобразили бескрылой. В соответствии с историческим повествованием Павсания, афиняне намеренно сделали изменчивую победу без крыльев, чтобы она поселилась в их городе на постоянное жительство. Храм, посвященный Нике, создал архитектор Калликрат после победы в греко-персидских войнах. Она изображалась в руке Зевса или Афины.

Ника и наше время

Самая знаменитая скульптура богини, выполненная в конце VI века до н.э., сегодня демонстрируется в Лувре. Это один из самых ценных экспонатов всемирно известного музея. Для изготовления статуи использовали парийский мромор, для корабля – серый лартийский мрамор из Родоса. Скульптура производит неизгладимое впечатление. Создается настроение, что Ника только что опустилась на нос корабля и полна движения.

Имя Ники получил астероид, который открыли в 1891 году. Имя Ники взяла в качестве бренда известная американская компания Nike.

Греки проявили находчивость, изобразив победу в образе крылатой девушки. Этот символ знаком во всем мире. Сегодня изображения богини встречаются в самой разной символике. Ника – один из эпитетов богини Афины, которая считалась одной из главных богинь.

женское имя: (греческое) имя богини победы

Альтернативные описания

Женское имя (греч. победительница)

В древнегреческой мифологии богиня победы

В греческой мифологии богиня, персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта

Народное восстание в Константинополе в 532 г.

Наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона [Даль]

Богиня на Поклонной горе

Богиня нашего кино

Богиня российского кино

Богиня с крыльями

Бунт в истории Византии

В Древнем Риме — Виктория, а в Древней Греции

В греческой мифологии богиня победы в сражениях и состязаниях

В честь какой богини названа столица Кипра

Высшая кинопремия Россия

Высшея кинопремия России

Героиня Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»

Греческая богиня победы

Детский вариант имени Вероника

Детское имя Вероники

Древнегреческая богиня победы

Дружеская форма имени Вероника

Дружеское произношение имени Вероника

Заветный российский киноприз

Известная статуя. Пеония

Имя поэтессы Турбиной

Имя телеведущей Ганич

Какую богиню изваял Архерм

Кинопремия в России

Киноприз в России

Крылатая богиня победы

Крылатая сестра «Оскара»

Награда российского кино

Наш приз «9 роте»

Ничка ж. ничей, ничек м. ничье ср. наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона; противопол. лицо, лицевая, личная сторона. Обернуть ткань никой, ничкою, ничком, ничьем, нанику, наничь, взничь, исподом кверху, изнанкою наружу, лицом вниз, навыворот. игре в бабки, хребтик ее жох, испод ничка, бок плоцка, бока. орлянке, ника, решето, изнанка монеты; лицо, копье, орел. бабк. и орл. говорят и никон. Ниц, ничком, ником нареч., о человеке, лицом к земле, затылком кверху, противопол. вник, взничь, навзник, навзничь. Ты на нику, наникою, ничкою пришила, изнанкою; он пал ниц перед иконою, пал на лицо свое: он поскользнулся и упал ничком, вперед, носом в землю. Он подошел, подкрался ничком, симб. пенз. согнувшись, опустив голову, тихо, робко; украдкою, втихомолку, нечаянно. Это знач. ничком может быть нишком, от нишнуть, и одно я то же с малорусским. нищечком, тайком, втихомолку. Ползком перед ним да ничком. Не то пьяный, что ничком падает, а то пьяный, что навзничь. Ник м. (общее с немецк. Genick) затылок, загривок, задняя сторона шеи. Ударить по нику, по шее. От этого никать, употребл. с предлогом и никнуть, нагибаться, склоняться долу; хилеть, упадать, вянуть, блекнуть, погибать; изводиться. засуху все прозябенье никнет. Цветы от недогляда никнуть. Дух никнет, упадает. На меня возникло подозренье. Побитый хлеб взник опять. Надо вникать в смысл дела. Новые острова выникают из моря. Доникли ветви до земли. Лед изник весь. Вербы наникли на пруд. Колос поник. Весь хлеб переник. Приник ко мне головою. Дождь проникает насквозь. Никлый, пониклый; вялый, блеклый. Ниций зап. низкий, низменный, преклонный. Ницая скула, нарыв на скуле. Ницые лозы, или ницелоз, Salix repens, сочиненное, ерник, стланец таловатый, ветловый, ракитовый,

Крылатая богиня победы у греков

Крылатая Виктория Самофракийская, которая также называется Ника Самофракийская или богиня Победы была обнаружена в 1883 году на острове Сомотраки. Сегодня эта мраморная скульптура известна всему миру. В 1884 году была перевезена во Францию, где была установлена в Лувре и является одной их самых знаменитых скульптур.

По оценкам, Крылатая богиня Победы была создана около 190 года до нашей эры в честь победы греческого флота в морском сражении. Мраморная Ника передает не только торжество победы, но является символом идеальной красоты, которую так ценили греки. Современные раскопки показывают, что мраморная скульптура Ники находилась в нише амфитеатра под открытым небом, а также предполагается, что скульптура была установлена на пьедестале в виде носа корабля.

Скульптура Ника изготовлена из белого мрамора, который добывали на острове Парос в Эгейском море. Этот сорт мрамора высоко ценили греки при изготовлении скульптур, и он считался абсолютно безупречным. Из этого же мрамора была изготовлена широко известная скульптура Венера Медичи (Италия, Флоренция, Галерея Уфици). Первоначально скульптура Ники входила в состав комплекса Самофракийского храма, в святилище Великих богов. Она стояла на пьедестале из серого мрамора, который добывали на юго-восточном побережье остова Родос. Мраморный пьедестал изготовлен в форме носа боевого корабля, скорее всего триремы.

Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.

Сейчас Ника установлена на лестнице Дару галереи Данон в Лувре, где она прекрасна экспонирована. Богиня Победы стоит одна на лестничной площадке, к которой поднимаются широкие ступени. Скульптура как бы парит в пространстве над маленькими людьми и в тоже время устремлена к ним. Ветер и море являются метафорами борьбы, судьбы и божественной помощи. Вполне возможно, что сила скульптуры повышается за счет самого факта, что голова и руки отсутствуют.

Этот вид взаимодействия статуи и пространства стал основополагающим в стиле барокко и романтического искусства около двух тысяч лет спустя. Он присутствует в мраморной скульптуре «Давид» скульптура Бернини.

Скульптура Ника стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.

Ника — имя греческого происхождения. Так же – это сокращенная форма некоторых женских имен (Вероника, Моника) и мужских имен (Николай, Доминик, Никита, Никодим, Никифор)

Крылатая богиня победы у греков

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ника Самофракийская (La Victoire de Samothrace)

Где находится: Лувр, лестница Дару галереи Денон.
На что посмотреть: древнегреческая мраморная статуя богини победы, созданная неизвестным скульптором около 190 г. до н.э. в знак греческих морских побед. Сделанная из Парийского мрамора, Ника стояла высоко на отвесной скале на носу корабля, высечененого из серого лартийского мрамора (Родос). Статуя Ники Самофракийской составляет гордость музея, и человечество пока не создало лучшего символа победы. Ника из Самофракии стразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Сначала статуя стояла в общем зале, но позже было решено перенести ее на поворот лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Когда посетитель поднимается по ступеням подъезда Денон, минуя небольшой вестибюль, он проходит в Манеж. Прямо перед ним возвышается статуя Ники Самофракийской. На лестничной площадке она находится одна, на фоне голой, почти аскетической стены. Лучше всего подходить к этому выдающемуся произведению античного искусства медленно, затем обойти ее, не отрывая взгляда, наблюдая как меняется ее воздействие на человека — от стремительности полета до уверенности в победе. Если к Нике подойти в вечернее время, то можно видеть, как в результате действия мощных прожекторов она светится и кажется почти прозрачной.

Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Неизвестный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Рядом с Никой каждый человек чувствует себя совсем маленьким. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она – воплощение победы, она провозглашает ее.

Ника только что опустилась на нос боевого корабля и еще вся трепещет от неудержимого, порывистого движения. Прозрачная ткань легко приподнимается на ее высокой груди, а ниже облегает тело, стройное и упругое. Складки хитона обвивают бедра богини, смешиваются друг с другом и вдруг неистово стремятся вдоль ноги, немного отставленной назад. Навстречу ветру стремятся сильные крылья, развевается плащ, кажется, еще одно мгновение – и Ника вновь взлетит.

Фрагменты этой статуи обнаружили французским археологом-любителем Шарлем Шамуазо в апреле 1863 года на острове Самофракия на территории святилища кабиров. В том же году она была отправлена во Францию. После того как все части собрали, оказалось, что у богини нет головы. Ее так и не удалось найти. Уже в XX в., в 1950 году, недалеко от места раскопок нашли кисть руки из того же мрамора. Часть ученых решила, что это один из недостающих фрагментов статуи, другие решительно не соглашаются. Сейчас эта находка также экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники.

Однако, несмотря на то, что богиня лишена головы и рук, формы ее тела настолько выразительны, что зритель забывает об отсутствующих частях – так велика магия пластики. Но все же реставраторы Лувра не просто собрали Нику по кусочкам. Ее правое крыло искусно вылеплено из гипса, являясь копией левого. С помощью компьютерной графики удалось воспроизвести и голову, и руки. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Однако было решено не восстанавливать их. Когда была сделана гипсовая копия целой богини, и оказалось, что в полном виде она не производит такого же воздействия на человека. Именно поэтому было решено не добавлять ей недостающие части тела. Эти неудачи в реставрации заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, она совершенна в своем несовершенстве. Кстати, та же история произошла и с Венерой Милосской, что стоит в соседнем зале. Ученые сумели воспроизвести потерянные руки богини – и та мгновенно потеряла свое мистическое очарование, превратившись в одну и ряда подобных ей статуй.

Читайте также  Гирос и сувлаки

В годы Второй мировой войны, когда во Францию вошли войска фашистов, было решено вывезти коллекцию Лувра из Парижа. Для укрытия шедевров лучше всего подходили подземелья старых замков, расположенных в сельской местности, вдали от военных дорог. Большинство этих замков находились в полуразрушенном состоянии, на что и делалась ставка – мол, никому и в голову не придет искать в развалинах скрытые шедевры. Одной из последних вывозилась Ника Самофракийская. За нее, собранную из отдельных кусков, опасались больше всего.

Вот цитата из дневников тогдашнего директора Лувра Жоржа Салля:
«И вот крылатая богиня покинула свой «нос корабля» из камня, где, по преданию, древние греки, шедшие на неприятеля, устанавливали статуи богов, суливших им удачу, чтобы «улететь» в замок Валансэ… на юго-востоке Франции. Для ее перевозки был сооружен из подручных средств деревянный наклонный мостик, оборудованный каркасом». В укрытии Ника провела пять лет, чтобы в конце 1944 года с триумфом вернуться в столицу, вновь став символом победы.

Ника вдохновляет писателей, художников, поэтов.
«Огромный зал с его лестницами холодно надвигался на него. И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело… И казалось, за спиной у нее шумит виноцветное море Саламина, а над ним раскинулось темное бархатное небо, полное ожидания.
Ника Самофракийская не знала ничего о морали. Ее не терзали никакие проблемы. Она не испытывала бурь, бушующих в крови. Она знала лишь победу или поражение, не видя между ними почти никакой разницы. Она не обольщала, она манила. Она не реяла, она беспечно парила. У нее не было никаких тайн, и все же она волновала куда сильнее, чем Венера, прикрывавшая свой стыд, чтобы возбудить желание. Одна была сродни птицам и кораблям – ветру, волнам, горизонту. У нее не было отчизны. Да она и не нуждалась в ней. На любом корабле она чувствовала себя как дома. Ее стихией были мужество, борьба и даже поражение: ведь она никогда не отчаивалась. Она была не только богиней победы, но и богиней всех романтиков и скитальцев, богиней эмигрантов, если только они не складывали оружия… Дешевый символ? Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что их сделало дешевыми? Их бесспорная убедительность.»
(Э.М.Ремарк «Триумфальная арка»)

Ника Самофракийская.

Кры­ла­тая боги­ня победы Ника, дочь оке­а­ниды Стикс и Пал­ни­и­та (сына тита­на Крия), была посто­ян­ной спут­ни­цей Зев­са, кото­рый все­гда изо­бра­жал­ся с фигу­рой Ники в руках. Зевс Олим­пий­ский работы зна­ме­ни­то­го Фидия дер­жал в хра­ме в пра­вой руке Нику из золота и сло­но­вой кости. У каж­дой нож­ки тро­на «отца» тоже были изо­бра­же­ны тан­цу­ю­щие фигур­ки Ники.

В III веке до нашей эры (или нача­ле II века) ста­туя Ники была изготов­ле­на на ост­ро­ве Само­фра­кия — на высо­кой ска­ле у вхо­да в гавань, на поста­мен­те в виде носа гале­ры. Ярост­ные вол­ны раз­би­ва­лись о ска­лу у ног боги­ни, ветер стре­мил­ся при­жать ее рас­прав­лен­ные кры­лья…

Склад­ки ее одеж­ды тяже­лы­ми мас­са­ми обви­ва­ют­ся вокруг ног, обте­ка­ют вокруг бедер и тем самым зри­тель­но пере­да­ют соп­ро­тив­ле­ние, кото­рое пре­одо­ле­ва­ет рас­про­стер­шая свои кры­лья боги­ня. Если бы Ника не боро­лась с вет­ром, она каза­лась бы слиш­ком боль­шой и тяже­лой, но бла­го­да­ря устрем­лен­но­му впе­ред телу, бла­го­да­ря бур­но­му дви­же­нию ее мощ­ные про­пор­ции теря­ют свою груз­ность, при­об­ре­тая чару­ю­щую строй­ность. Испол­нен­ная тре­вож­но­го напря­же­ния и поры­ва, чуть подав­шись впе­ред, напе­ре­кор вет­ру, Ника как буд­то гото­ви­лась взле­теть над морем.

Это дей­ст­ви­тель­но все сме­таю­щая на сво­ем пути боги­ня победы. Ника сто­ит, дер­жа в одной руке кре­сто­об­раз­ное укра­ше­ние непри­я­тель­ско­го кораб­ля. Боги­ня была обра­ще­на к греб­цам, но при виде бере­га она обо­ра­чи­ва­ет­ся к нему и тру­бит радост­ный сиг­нал, чтобы воз­ве­стить о мор­ской победе Демет­рия Поли­ор­ке­та, одер­жан­ной им в бит­ве при Сала­мине (об этом мож­но судить по сох­ра­нив­шим­ся моне­там).

В 1863 году мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты этой ста­туи были най­де­ны фран­цуз­ски­ми архео­ло­га­ми. Их береж­но собра­ли, но голо­ву и руки боги­ни, несмот­ря на упор­ные поис­ки, так и не уда­лось обна­ру­жить. Но Ника так изящ­на, а фор­мы чело­ве­че­ско­го тела так выра­зи­тель­ны, что об отсут­ст­вии рук и голо­вы про­сто забы­ва­ешь. Спу­стя сто­ле­тие непо­да­ле­ку от места пер­во­на­чаль­ных рас­ко­пок на ост­ро­ве Само­фра­кия нашли кисть пра­вой руки, кото­рая (по пред­по­ло­же­ни­ям неко­то­рых уче­ных) при­над­ле­жит Нике. Прав­да, дру­гие иссле­до­ва­те­ли не сог­ла­ша­ют­ся с таким утвер­жде­ни­ем.

Сей­час ста­туя Ники Само­фра­кий­ской выстав­ле­на в Лув­ре — на пово­ро­те широ­кой лест­ни­цы. Она сто­ит на камне, как на носу кораб­ля, рас­ки­нув обло­ман­ные кры­лья, в раз­ве­ваю­щих­ся мра­мор­ных одеж­дах. К Нике надо при­бли­жать­ся не спе­ша и, не отры­вая взгляда, обой­ти ее спра­ва и сле­ва… А потом сно­ва вер­нуть­ся к ней вече­ром, когда под дей­ст­ви­ем силь­ных про­жек­то­ров мра­мор начи­на­ет све­тить­ся и при­об­ре­та­ет уди­ви­тель­ную про­зрач­ность. Тогда про­из­веде­ние неиз­вест­но­го антич­но­го скуль­п­то­ра про­из­во­дит осо­бен­но силь­ное впе­чат­ле­ние.

Ста­ти­ке и одно­об­ра­зию мерт­во­го кам­ня про­ти­во­сто­ит его тре­пет­ное дви­же­ние, ожив­шее под рукой безы­мян­но­го масте­ра. Око­ло Ники все­гда сто­ят мно­го­чис­лен­ные груп­пы тури­стов, но люди кажут­ся малень­ки­ми перед ней: Ника «парит» над ними и в то же вре­мя устрем­ле­на к ним. Она воз­ве­ща­ет о победе и сама явля­ет­ся ее оли­це­тво­ре­ни­ем.

Кры­ла­тая Ника как буд­то толь­ко что опу­сти­лась на нос кораб­ля, еще пол­на поры­ви­сто­го дви­же­ния. Это осо­бен­но ощу­ща­ет­ся, если смот­реть на ста­тую спра­ва. Лег­кая ткань при­под­ни­ма­ет­ся на высо­кой груди боги­ни, чуть ниже она почти вплот­ную обле­га­ет ее тело, под­чер­ки­вая его упру­гую строй­ность. Вокруг бедер склад­ки хито­на начи­на­ют набе­гать друг на дру­га и нако­нец неисто­во устрем­ля­ют­ся вдоль отстав­лен­ной назад ноги. Им вто­рят кры­лья и раз­ве­ваю­щий­ся плащ Ники, кажет­ся, что еще мгно­ве­ние — и боги­ня взле­тит…

Если встать пря­мо перед Никой, то впе­чат­ле­ние от ста­туи изме­нит­ся. В богине появ­ля­ет­ся боль­ше покоя, урав­но­ве­шен­но­сти, но виде­ние пол­но­стью не исче­за­ет: све­жий ветер так же отбра­сы­ва­ет «Взад непо­кор­ные склад­ки одеж­ды, колы­шет их… И Ника в любую мину­ту гото­ва взмах­нуть сво­и­ми могу­чи­ми кры­лья­ми… Доныне тру­бит она в свой побед­ный рог, и ника­кие бури сто­ле­тий не могут заглу­шить без­звуч­но­го шума ее кры­льев».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector