КАТАКОМБЫ
КАТАКОМБЫ — подземные захоронения на территории современной Италии (вокруг Рима, Неаполя, на острове Сицилия), а также в Северной Африке (в т. ч. в Александрии), на острове Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и других.
Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами [прямоугольными для тел (локули) или аркообразными для саркофагов (аркосолии)], а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). Катакомбы использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Римской империи; в соответствии с римскими погребальными обычаями всегда располагались за городской стеной. С конца II века Катакомбы стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до конца V века, впоследствии став объектами паломничеств. Катакомбы устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство катакомб были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение катакомб началось после случайного обнаружения комплекса близ церкви Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578 году; первые систематические исследования катакомб провёл в 1-й четверти XVII века А. Бозио, открывший более 30 катакомб.
Как языческие, так и раннехристианские катакомбы содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже — мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих катакомб носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в катакомбах датируются началом III века. Живопись катакомб, использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразительного языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», т. е. молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос — Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца — водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов — рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются т. н. хризмы (греческие инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (катакомбы на Виа-Анапо, Коммодиллы и другие). В декорации катакомб встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и другие, частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.
Для стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к V веку условность изобразительного языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символического смысла и часть общей иконографической программы, что характерно уже для средне-вековых концепции образа.
В православной традиции термин «катакомбы» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). Катакомбами называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т. д. (например, катакомбы под Парижем, Одессой, Керчью и др.).
Катакомбы — место встречи и молитвы
В Риме насчитывается более полусотни древних подземных кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами, мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней римской живописи переплавлялся в новые формы.
Образы Спасителя в живописи катакомб весьма разнообразны. Христос представлен и как Добрый Пастырь, несущий овцу, и как юноша в тоге, поучающий учеников. В росписях IV века Христос чаще всего изображается с длинными волосами и бородой, что станет традиционным для последующей византийской иконографии.
На илл.: Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век
Cложить свои кости
Несмотря на укоренившееся представление о раннем возникновении катакомб, археологические исследования позволяют ученым с уверенностью говорить о появлении первых подземных христианских кладбищ только во II веке н. э. К этому времени христианские общины Рима были довольно сплочены и уже многочисленны. С первыми десятилетиями II столетия связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан. Достоверно известно, что так называемые катакомбы Присциллы получили свое название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Римский историк и ученый Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» указывает, что Ацилий Глабрион в числе других римских сенаторов был осужден на смерть императором Домицианом «по обвинению в желании нововведений». Возможно, это указывает на то, что сенатор пострадал за приверженность христианству. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвленных ходов с многочисленными прямоугольными нишами — «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами — «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи. Очень редко в катакомбах встречается мозаика, как, например, в катакомбах Домитиллы, где она украшает полукруглые ниши аркосолиев.
Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках, когда состоялось первое их открытие. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых».
Орфей и Добрый Пастырь
Памятники катакомбного искусства имеют размытые хронологические рамки. Различные участки росписей создавались в разное время, и точно датировать стилистически неоднородные фрески невозможно. В качестве надгробных плит, закрывающих локулы, могли использоваться античные стелы или обломки мраморных архитектурных деталей, уже имевших древние языческие надписи или изображения, что также затрудняет определение времени их создания. Так, вторично использована закрывающая плита локулы на виа Анапо, на которой изображены маленькие обнаженные мальчики-путти. Античные сюжеты широко представлены в живописи катакомб. Здесь встречаются персонификации времен года и сил природы. В Сан-Каллисто можно увидеть иллюстрации мифа об Амуре и Психее, а в своде мавзолея Клодиуса Гермеса в катакомбах Сан-Себастиано изображена голова Медузы Горгоны. В кубикуле Самсона гипогея на виа Дино Компаньи, катакомбах Домитиллы и во многих других памятниках представлены буколитические (то есть «пастушьи», сельские) сцены. Многочисленные фруктовые и цветочные гирлянды, изображения птиц и животных, вероятно, заимствованы художниками из репертуара росписей домов богатых римлян. Зачастую в образе античных героев изображались христианские святые. Известно изображение Христа в образе Орфея, играющего на лире (катакомбы Петра и Марцеллина), поскольку этот языческий музыкант, согласно мифам, спускался в преисподнюю, что символически соотносилось с сошествием во ад Христа. В живописи III-IV веков популярными были образы Христа в виде Доброго Пастыря — юноши в короткой тунике, несущего на плечах овцу. Такой принцип изображения был известен античному искусству, однако приобрел совершенно новое значение, согласно словам Христа: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).
Оранты из кубикулы
В катакомбных росписях рождалась и новая иконография, связанная c изображением ветхозаветных и евангельских сцен. При этом круг сюжетов, в которых воплощались идеи спасения души и христианского благочестия, был достаточно устойчивым. Популярными были сцены «Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной». История пророка Ионы, три дня находившегося во чреве проглотившего его кита, а зачем чудесно спасенного, прообразовательно соотносилась с пребыванием Христа во гробе и Воскресением, согласно евангельским словам (Мф. 12: 38-40). Сцены из жизни Ионы запечатлены в катакомбах Петра и Марцеллина, катакомбах Сан-Каллисто и многих других. Из новозаветных сцен изображались чудеса и исцеления, совершенные Христом на земле, в том числе воскрешение Лазаря, что было связано с верой в воскресение душ всех погребенных в катакомбах. Примечательно, что в составе этих росписей отсутствуют страстные сюжеты — никогда не изображаются события последних дней земной жизни Христа и Его Распятие. Смерть многочисленных мучеников, погребенных в катакомбах, также не являлась темой для подземных росписей. Умершие изображались в образе орант — молящихся фигур с воздетыми вверх руками. Самые известные из них — оранта с покрывалом на голове второй половины III века из катакомбы Присциллы и оранта в богатых одеяниях из кубикулы Граты катакомб Джиордани (IV век). И если первая из них изображена в плоскостной, условной манере, то изображение второй оранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.
Выработанные в катакомбной живописи сюжеты получили дальнейшее иконографическое развитие в церковной живописи. К моменту строительства первых храмов при императоре Константине, провозгласившем христианство официальной государственной религией, в искусстве уже имелся богатый опыт визуализации основных положений христианского вероучения. Катакомбные росписи, создававшиеся на преломлении античного иллюзионизма и стремлении к условной плоскостной живописи, стали важным начальным этапом формирования раннего византийского искусства.
Словарь катакомб:
Аркосолий — полукруглая ниша в виде глухой арки над захоронением.
Гипогей — подземное погребальное помещение, склеп.
Кубикула — небольшое отдельное помещение в конце или в стороне от коридоров катакомб, где находилась семейная усыпальница или место захоронения наиболее богатых членов христианской общины. Кубикулами также назывались спальные комнаты в древнеримских домах.
Локула — горизонтальная прямоугольная ниша, вырубленная в стене, куда клали тело покойного. После совершения поминальных молитв локула замуровывалась или заставлялась мраморной плитой.
Катакомбы Капуцинов
Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) – открытые захоронения в Палермо, где находятся останки более восьми тысяч людей. Место вечного покоя здесь обрели известные жители города и представители элиты. Катакомбы капуцинов особенно интересны наличием огромного количества мумий – забальзамированные трупы находятся в разнообразных позах и даже создают причудливые композиции.
Просматривая некогда живые «экспонаты», любой посетитель может ощутить одновременно и ужас, и отвращение, и восторг. Здесь чувствуется опытная рука мастеров по мумификации и бальзамированию, ведь все тела и скелеты сохранились очень хорошо, несмотря на то, что им уже не одна сотня лет. По одежде можно легко распознать, к какой эпохе относится данное тело, каков был статус этого человека при жизни и материальное положение.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Катакомбы Капуцинов
История создания
Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.
Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.
Мумии Катакомбы Капуцинов Катакомбы Капуцинов
Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.
На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.
Методы погребения
Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.
Вход в монастырь капуцинов
Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.
Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов
Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).
Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.
Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.
Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.
Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.
Информация для посетителей
Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.
Подземные существа: как христиане оказались в рукотворных пещерах?
Во-первых, всем известно, что быстро распространявшаяся на просторах Империи новая религия не нравилась властям: последователи Христа отказывались отправлять культ божественного императора, что делало их в глазах государства потенциальными «подстрекателями режима». И как любые «неугодные», желавшие всё-таки сохранить себе жизнь (и что в данном случае ещё более важно – продолжать в течение этой жизни служить Спасителю), христиане решают уйти в подполье – сначала фигурально, скрываясь на время литургии в домах.
Во-вторых, к определённому моменту собираться для службы в этих самых домах стало уже неудобно и небезопасно: общины неуклонно росли. А в связи с отмеченной выше проблемой, строить наземные ( читай : видные) здания было попросту невозможно.
В-третьих, живя в ожидании Второго Пришествия (тогда христиане считали, что оно должно произойти вскоре после Первого), верующие просто не видели нужды в каких-то значительных сооружениях: все их эмоциональные и духовные силы были направлены на «уготовления себя в Сретение Господне», да и в момент Страшного Суда всё на Земле было бы разрушено.
Но совершать причастие – главное таинство в то время – всё-таки где-то нужно. Умерших естественной смертью и убитых римлянами христиан нужно где-то захоранивать по обряду – плюс по мере увеличения числа жертв, мучеников всё больше почитали, формировался их культ и вообще это понятие – святой, умерший за веру. Отсюда – три основных вида помещений в катакомбах: коридоры, по стенам которых располагались могилы, кубикулы (комнаты с могилами), капеллы и крипты – как ни странно, тоже с могилами (за время активного использования катакомб в них было захоронено несколько десятков миллионов человек!). Все помещения были относительно невысоки: в силу подземного расположения, и по причине неразвитости системы богослужений того времени – достаточно было просто иметь стол для евхаристии. Важно понимать, что христиане не жили в катакомбах, а только приходили туда для молитвы, служб и паломничества.
Какие метаморфозы претерпевают античные архитектурные формы, оказываясь под землёй! Катакомбы Домитиллы, II-III век
Камеры представляли собой прямоугольные в плане помещения, напротив входа в которые имелось углубление в стене (которое со временем «превратится» в апсиду в настоящем христианском храме). Около него, часто прямо на саркофаге, располагали престол, на который помещали необходимые для причастия вино и хлеб. Множество людей набивались в эти тесные, душные комнатки; приходилось смотреть в затылок впереди стоящему: все были обращены к священнику. Атмосферу дополняли росписи, созданные на стенах: расчерченные зелёными и красными линиями плоскости не изображали архитектуру, как это было раньше в римской живописи четырёх помпеянских стилей, а создавали почти сюрреалистическое, крайне условное пространство, из которого на зрителей буквально вываливались фигуры пастухов (Христос), женщин с вскинутыми к небу руками (Богоматерь) и первых святых, очень похожих на античных героев и пасторальных персонажей. Вместо приятных глазу, изящных композиций появились сложные нарративы, а вместо сложной техники, проработанности формы – экспрессия и эскизность. По набору персонажей и их пластическому пониманию это было всё то же римское искусство, но по сути оно было совсем новым, наполненное совсем новыми смыслами. К слову, именно по живописи мы можем отличить храмовое пространство от простого склепа: в первом находится больше сюжетов, посвящённых таинствам (Крещение, Причастие). Выходя из мрачной комнаты (в потолке делали небольшие отверстия для света, но в основном камеры освещали огнём), на пути к какой-нибудь кубикуле, верующие попадали в узкие коридоры, ширина которых не достигала и метра, а стены их были испещрены захоронениями. Могилы мучеников уже тогда почитались как святыни, и паломники приходили к ним вплоть до конца VIII века, когда христианство было давно узаконено и уже было построено много известных храмов.
Можно сказать, что первые христиане существовали в городе мёртвых. И это будет во всех смыслах точно. Мысль о Судном Дне вызывала у верующих одновременно ужас и непередаваемое благоговение. Для них это было не просто абстрактной идеей, а объективной реальностью: только что Господь лично сошел к людям, чтобы рассказать им о том, как неправильно они жили, и вместе с тем дал им возможность искупить свои грехи; смерть за веру стала одним из путей к искуплению (вольным и невольным); жизнь в настоящем мире была полна риска и дискомфорта на всех уровнях, а Спаситель ждал всех благочестивцев в куда лучшем мире, предназначенном специально для них.
Бесчисленные захоронения в катакомбах Сан-Калисто, II-IV век
Сам факт нахождения катакомб под землёй определённо вызывал у первых христиан ассоциации с загробным миром, с потусторонним. А специфика организации этого пространства, непохожие ни на что обряды (мы можем только воображать какое почти экстатическое ощущение переживали посетители катакомб во время причастия в столь исключительной атмосфере!), искренность и полное доверие всех членов общины помогали почувствовать себя уже в ином, свободном мире. И именно ради этого ощущения, ради возможности беспрепятственно общаться со Христом, верующие незаметно для других спускались под землю.
Как говорится, если тебе плохо в этом мире, значит ты пришёл в него, чтобы создать свой.
Кубикулы в катакомбах
Катакомбы св. Домициллы, самая древняя сеть раннехристианских погребений, занимает 12 км, имеет четыре уровня, спускается вниз на 60 м и содержит отдельных могил. Флавия Домицилла была племянницей императора Веспасиана, которую Домициан, её двоюродный брат, изгнал за религиозное нечестие (древнеримские источники сообщают, что её обвинили в безбожии, в Талмуде говорится, что она приняла иудаизм, а Евсевий и Иероним утверждают, что она была казнена как христианка). Она не была похоронена в катакомбах, названных в её честь, но владела ими — это было загородное поместье, — и разрешила использовать их как кладбище для христиан, сперва членов её домохозяйства, а потом и любых других. Погребения в катакомбах датируются II— V вв. н. э.
Ввиду своих больших размеров, сложности и чрезвычайно высокой влажности (внизу влажность постоянно составляет 90— 100 %) катакомбы Домициллы долгое время представляли сложность для консервации. В такой среде традиционные методы реставрации неэффективны, зато мох, водоросли, плесень, копоть, грязь и известняковые отложения процветают, так что они полностью скрыли собой фрески. В 2009 г. в дело пошли лазеры, и вся эта кроличья нора впервые была подвергнута трёхмерному сканированию и картирована до мельчайших деталей.
Три года спустя лазеры снова поспешили на помощь, хотя на сей раз они использовались для очистки почерневших фресок на потолках и стенах нереставрированных камер от грязи и налёта. На этой неделе Ватикан открыл для прессы первые реставрированные лазером помещения в катакомбах св. Домициллы.
Госпожа Маццеи сообщила, что развитие лазерных технологий позволило очистить фрески, не рискуя их повредить, что могло бы случиться, если бы загрязнения удаляли вручную.
Частоту двухмиллиметровых лазерных лучей можно настроить так, чтобы они удаляли определённые цвета — в данном случае чёрный твёрдый осадок. « Снимая загрязнения, мы продвигались по миллиметру » , — сказала госпожа Маццеи.
Полностью реставрированы две зоны. Первая из них — это камера III в., украшенная фресками с множеством языческих мотивов. Здесь много купидонов, особенно в маленьких могилах, где, вероятно, покоились дети. В этой зоне оставили шрамы средневековые грабители. Они среза ́ ли со стен фрески и продавали их, наживаясь на этом, либо оставляли себе как трофеи.
Вторая реставрированная зона — это кубикул пекарей ( « dei fornai » ). Наряду со сценами в пекарне стены украшают Иисус Христос и апостолы. Эти фрески не только прославляют профессию и заказчиков, но и имеют огромное символическое значение, так как хлеб занимает важное место в христианской иконографии (хлеба ́ и рыбы, Тайная Вечеря и т. д.).
На фресках в этому кубикуле сразу бросается в глаза имя, написанное заглавными буквами чёрным древесным углем: BOSIO. Это было сделано не в античности. Это имя человека, который вновь обнаружил катакомбы через тысячу лет после того, как они перестали использоваться и были забыты.
Антонио Бозио был незаконным сыном Джованни Оттоне Бозио, мальтийского рыцаря, который участвовал в Великой осаде Мальты, когда Османская империя тщетно пыталась захватить остров в 1565 г., и подробно её описал. Когда Джованни Оттоне не был занят обороной от превосходящих сил противника в многомесячном противостоянии, он крутил интрижки со служанками, а также убил другого рыцаря своего же ордена из враждебной политической группировки на площади Святого Петра. За убийство он потом был амнистирован, а от служанки у него родился сын.
Антонио появился на свет в 1575 г. и был воспитан своим дядей Джакомо в Риме. Джакомо усыновил мальчика и позаботился дать ему хорошее гуманитарное образование. Это был важнейший период в истории древнехристианской археологии. В 1578 г. были открыты катакомбы Джордани, и в то время, когда было известно лишь несколько раннехристианских подземных погребальных галерей, это стало крупной находкой. Катакомбы Джордани, огромный лабиринт, изобиловавший фресками и надписями на греческом и латинском языке, был обширнее и сложнее любой из этих галерей.
Антонио впервые узнал об огромных городах мёртвых, скрытых под ногами, ещё ребёнком, от своих учителей и друзей своего дяди. Уже тогда он начал бредить этими местами, и со временем его одержимость лишь возросла. Антонио Бозио оставил своё имя на стене катакомб 10 декабря 1593 г., когда ему было всего 17 лет. Тогда он считал этот лабиринт частью обширного комплекса катакомб св. Каллиста. Он был признан катакомбами Домициллы лишь в XIX в., благодаря усилиям археолога Джованни Баттиста де Росси.
Во время этого набега на владения Домициллы Бозио впервые ощутил в катакомбах дыхание смерти. Юный Антонио, антиквар Помпео Угонио и небольшая группа безрассудно храбрых исследователей зашла по туннелям слишком глубоко и не могла найти дорогу обратно. Затем у них закончились факелы, так как они провели внизу больше времени, чем рассчитывали. Позднее Бозио рассказывал об этом так: « Я начал бояться, что оскверню гробницы мучеников своим грешным телом » .
В конце концов они выбрались живыми, и следующие 36 лет Антонио провёл, исследуя катакомбы и всю связанную с ними литературу, какую мог найти, в том числе все жития святых, историю церкви, сочинения отцов церкви на греческом и латинском языках. Всякий раз, встречая в античном источнике упоминания о возможном местоположении катакомб, он снова и снова исследовал эту территорию в поисках входа. Услышав о случайной археологической находке при строительстве основания или фундамента, он бросал все дела и обследовал её, пробираясь через шаткие и рухнувшие конструкции и подвергая себя огромному риску.
Даже если потолок на него не обваливался, исследование катакомб всё равно было смертельно опасным делом, так как лабиринты коридоров, камер и ниш настолько сложны, что потеряться в них куда проще, чем найти выход. Его надписи имели практическую цель — отметить дорогу на тот случай, если он её потеряет. Возможно, гигантский автограф в кубикуле Пекарей спас ему жизнь.
Бозио стал подлинным первооткрывателем в этой области исследований; поэтому, хотя его методы и не имели ничего общего с известной нам археологией и он имел дурную привычку писать своё имя прямо на античных фресках, он вполне заслужил прозвище, под которым известен и сегодня: Христофор Колумб подземного Нового Света, всё по-честному.
Сегодня катакомбы Домициллы дополнены новым, маленьким, но хорошо оборудованным музеем в катакомбах. В нём представлены такие артефакты, как фрагменты саркофагов, бюсты и надписи, найденные в ходе раскопок и реставрации; экспозиция подчёркивает, как много общего в искусстве раннего христианства и римского политеизма. Пока музей не готов принять посетителей. Открытие предполагается в конце июня. Недавно реставрированные зоны катакомб будут закрыты для публики ещё несколько месяцев.
Кубикулы в катакомбах
Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы — небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни.
Кубикула Пяти Святых в катакомбах святой Калисты
Кубикула с погребением
Кубикула Пяти Святых в катакомбах святой Калисты
Кубикула с погребением
Крипта — это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений.
Крипта свт. Каллиста
Интерьер пещерной крипты Каллиста (200г)
Папская крипта в катакомбах св.Каллиста с люминарием
Крипта свт. Каллиста
Интерьер пещерной крипты Каллиста (200г)
Папская крипта в катакомбах св.Каллиста с люминарием
Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части — это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей. На стенах и потолках всех этих сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески (настенные росписи) с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.
Катакомбы знаменуют эпоху раннехристианской духовной культуры и достаточно ясно характеризуют направление развития храмовой архитектуры, живописи, символики. Это особенно ценно потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: они безжалостно разрушались во времена гонений. Так, в III в. при гонениях императора Декия в одном только Риме было уничтожено около 40 христианских храмов.
Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней — отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору.
Архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.
Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкою решеткою. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии. По сторонам такого престола-гробницы шли места для епископа, пресвитеров. Средняя часть в крипте не имела специальных приспособлений. Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним расположением.
Крипты состоят большею частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных Церквей. В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.
Из описания различных крипт и капелл видно, что те и другие имели форму четырехугольника с продолговатыми выступами, а иногда и с колоннами для поддержания потолка.