Кубикулы в катакомбах

Кубикулы в катакомбах

КАТАКОМБЫ

КАТАКОМБЫ — под­зем­ные за­хо­ро­не­ния на тер­ри­то­рии современной Ита­лии (во­круг Ри­ма, Не­апо­ля, на острове Си­ци­лия), а так­же в Северной Аф­ри­ке (в т. ч. в Алек­санд­рии), на острове Маль­та, в Пе­ред­ней и Ма­лой Азии, на Бал­ка­нах и других.

Пред­став­ля­ют со­бой сис­те­му вы­се­чен­ных в ту­фе ко­ри­до­ров, час­то в не­сколь­ко (не бо­лее 5) яру­сов, ос­ве­щён­ных све­то­вы­ми ко­лод­ца­ми и снаб­жён­ных стен­ны­ми ни­ша­ми [пря­мо­уголь­ны­ми для тел (ло­ку­ли) или ар­ко­об­раз­ны­ми для сар­ко­фа­гов (ар­ко­со­лии)], а так­же квад­рат­ны­ми ка­ме­ра­ми для се­мей­ных за­хо­ро­не­ний (ку­би­ку­лы). Катакомбы ис­поль­зо­ва­лись для за­хо­ро­не­ния лиц сред­не­го дос­тат­ка уже во вре­ме­на Римской им­пе­рии; в со­от­вет­ст­вии с римскими по­гре­баль­ны­ми обы­чая­ми все­гда рас­по­ла­га­лись за городской сте­ной. С конца II века Катакомбы ста­ли ме­стом за­хо­ро­не­ний хри­сти­ан Ри­ма, ис­поль­зо­ва­лись ими как клад­би­ща до конца V века, впо­след­ст­вии став объ­ек­та­ми па­лом­ни­честв. Катакомбы уст­раи­ва­лись близ цер­ков­ных зда­ний (ка­та­ком­бы Сан-Се­ба­сть­я­но, Сант-Ань­е­зе) или на уча­ст­ках, по­жерт­во­ван­ных об­щи­не её чле­на­ми (ка­та­ком­бы При­сцил­лы, До­ми­цил­лы и др.). Боль­шин­ст­во катакомб бы­ли за­бро­ше­ны в эпо­ху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, из­вест­ны­ми ос­та­ва­лись лишь те, ко­то­рые бы­ли свя­за­ны с при­го­род­ны­ми ба­зи­ли­ка­ми. Изу­че­ние катакомб на­ча­лось по­сле слу­чай­но­го об­на­ру­же­ния ком­плек­са близ церкви Сан-Се­ба­сть­яно на Ап­пие­вой до­ро­ге в 1578 году; пер­вые сис­те­ма­тические ис­сле­до­ва­ния катакомб про­вёл в 1-й четверти XVII века А. Бо­зио, от­крыв­ший бо­лее 30 ка­та­комб.

Как язы­че­ские, так и ран­не­хри­сти­ан­ские катакомбы со­дер­жа­ли над­пи­си и па­мят­ные пред­ме­ты, за­кре­п­лён­ные в шту­ка­тур­ке сте­ны близ за­хо­ро­не­ния усоп­ших, и ук­ра­ша­лись фре­ска­ми (ре­же — мо­заи­ка­ми и стук­ко­вы­ми рель­е­фа­ми). Рос­пи­си язы­че­ских катакомб но­сят ор­на­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер (ка­та­ком­бы Сан-Се­ба­сть­я­но). Пер­вые хри­сти­ан­ские изо­бра­же­ния в катакомбах да­ти­ру­ют­ся началом III века. Жи­во­пись катакомб, ис­поль­зую­щая как язы­че­ские об­ра­зы и зна­ки, так и хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку, де­мон­ст­ри­ру­ет про­цесс ста­нов­ле­ния изо­бра­зительного язы­ка ран­не­хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва. Сре­ди адап­ти­ро­ван­ных к но­во­му смыс­лу язы­че­ских об­ра­зов наи­бо­лее по­пу­ляр­ны фи­гу­ры умер­ших в по­зе «оран­та», т. е. мо­ля­ще­го­ся (ка­та­ком­бы При­сцил­лы, крип­та Ве­ла­цио и др.); «Хри­стос — До­б­рый пас­тырь», вос­про­из­во­дя­щий схе­мы Гер­ме­са Крио­фо­ра, ов­це­нос­ца — во­ди­те­ля душ (ка­та­ком­бы Кал­ли­ста, При­сцил­лы). Сре­ди но­вых хри­сти­ан­ских сим­во­лов — ры­ба как сим­вол Хри­ста, ви­но­град­ная ло­за как сим­вол кро­ви Хри­ста и при­ча­ще­ния, крест, якорь как сим­вол на­де­ж­ды. По­сле Ми­лан­ско­го эдик­та, уза­ко­нив­ше­го хри­сти­ан­ст­во как од­но из ве­ро­ис­по­ве­да­ний им­пе­рии, по­яв­ля­ют­ся т. н. хриз­мы (греческие ини­циа­лы Хри­ста), изо­бра­же­ния Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри (катакомбы на Виа-Ана­по, Ком­мо­дил­лы и другие). В де­ко­ра­ции катакомб встре­ча­ют­ся так­же сце­ны ан­тич­ной ми­фо­ло­гии: Ор­фей с жи­вот­ны­ми, под­ви­ги Ге­рак­ла (ка­та­ком­бы на Виа-Ла­ти­на) и другие, час­тич­но вос­при­ня­тые хри­стиа­на­ми как ал­ле­го­рии по­бе­ды над смер­тью.

Для сти­ля ка­та­комб­ной жи­во­пи­си ха­рак­тер­ны пре­дель­ная уп­ро­щён­ность, ла­пи­дар­ность, зна­ко­вость изо­бра­же­ния. На­рас­таю­щая к V веку ус­лов­ность изо­бра­зительного язы­ка про­яв­ля­ет­ся во фрон­таль­но­сти и не­под­виж­но­сти фи­гур, об­ве­дён­ных жё­ст­ким кон­ту­ром. Эти пе­ре­ме­ны объ­яс­ня­ют­ся но­вы­ми функ­ция­ми изо­бра­же­ния, при­шед­ши­ми на сме­ну ан­тич­ной де­ко­ра­тив­но­сти: оно вы­сту­па­ет те­перь как но­си­тель но­во­го сим­во­лического смыс­ла и часть об­щей ико­но­гра­фической про­грам­мы, что ха­рак­тер­но уже для средне-вековых кон­цеп­ции об­раза.

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции тер­мин «катакомбы» обыч­но не ис­поль­зу­ет­ся; под­зем­ные ме­ста от­шель­ни­че­ст­ва и по­гре­бе­ний на­зы­ва­ют­ся пе­ще­ра­ми (в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре, Пско­во-Пе­чер­ском Ус­пен­ском мо­на­сты­ре и др.). Катакомбами на­зы­ва­ют так­же си­сте­му слож­ных под­зем­ных хо­дов, за­бро­шен­ных вы­ра­бо­ток, шахт и т. д. (например, катакомбы под Па­ри­жем, Одес­сой, Кер­чью и др.).

Катакомбы — место встречи и молитвы

В Риме насчитывается более полусотни древних подземных кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами, мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней римской живописи переплавлялся в новые формы.

Образы Спасителя в живописи катакомб весьма разнообразны. Христос представлен и как Добрый Пастырь, несущий овцу, и как юноша в тоге, поучающий учеников. В росписях IV века Христос чаще всего изображается с длинными волосами и бородой, что станет традиционным для последующей византийской иконографии.

На илл.: Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век

Cложить свои кости

Несмотря на укоренившееся представление о раннем возникновении катакомб, археологические исследования позволяют ученым с уверенностью говорить о появлении первых подземных христианских кладбищ только во II веке н. э. К этому времени христианские общины Рима были довольно сплочены и уже многочисленны. С первыми десятилетиями II столетия связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан. Достоверно известно, что так называемые катакомбы Присциллы получили свое название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Римский историк и ученый Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» указывает, что Ацилий Глабрион в числе других римских сенаторов был осужден на смерть императором Домицианом «по обвинению в желании нововведений». Возможно, это указывает на то, что сенатор пострадал за приверженность христианству. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвленных ходов с многочисленными прямоугольными нишами — «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами — «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи. Очень редко в катакомбах встречается мозаика, как, например, в катакомбах Домитиллы, где она украшает полукруглые ниши аркосолиев.

Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках, когда состоялось первое их открытие. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых».

Орфей и Добрый Пастырь

Памятники катакомбного искусства имеют размытые хронологические рамки. Различные участки росписей создавались в разное время, и точно датировать стилистически неоднородные фрески невозможно. В качестве надгробных плит, закрывающих локулы, могли использоваться античные стелы или обломки мраморных архитектурных деталей, уже имевших древние языческие надписи или изображения, что также затрудняет определение времени их создания. Так, вторично использована закрывающая плита локулы на виа Анапо, на которой изображены маленькие обнаженные мальчики-путти. Античные сюжеты широко представлены в живописи катакомб. Здесь встречаются персонификации времен года и сил природы. В Сан-Каллисто можно увидеть иллюстрации мифа об Амуре и Психее, а в своде мавзолея Клодиуса Гермеса в катакомбах Сан-Себастиано изображена голова Медузы Горгоны. В кубикуле Самсона гипогея на виа Дино Компаньи, катакомбах Домитиллы и во многих других памятниках представлены буколитические (то есть «пастушьи», сельские) сцены. Многочисленные фруктовые и цветочные гирлянды, изображения птиц и животных, вероятно, заимствованы художниками из репертуара росписей домов богатых римлян. Зачастую в образе античных героев изображались христианские святые. Известно изображение Христа в образе Орфея, играющего на лире (катакомбы Петра и Марцеллина), поскольку этот языческий музыкант, согласно мифам, спускался в преисподнюю, что символически соотносилось с сошествием во ад Христа. В живописи III-IV веков популярными были образы Христа в виде Доброго Пастыря — юноши в короткой тунике, несущего на плечах овцу. Такой принцип изображения был известен античному искусству, однако приобрел совершенно новое значение, согласно словам Христа: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).

Оранты из кубикулы

В катакомбных росписях рождалась и новая иконография, связанная c изображением ветхозаветных и евангельских сцен. При этом круг сюжетов, в которых воплощались идеи спасения души и христианского благочестия, был достаточно устойчивым. Популярными были сцены «Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной». История пророка Ионы, три дня находившегося во чреве проглотившего его кита, а зачем чудесно спасенного, прообразовательно соотносилась с пребыванием Христа во гробе и Воскресением, согласно евангельским словам (Мф. 12: 38-40). Сцены из жизни Ионы запечатлены в катакомбах Петра и Марцеллина, катакомбах Сан-Каллисто и многих других. Из новозаветных сцен изображались чудеса и исцеления, совершенные Христом на земле, в том числе воскрешение Лазаря, что было связано с верой в воскресение душ всех погребенных в катакомбах. Примечательно, что в составе этих росписей отсутствуют страстные сюжеты — никогда не изображаются события последних дней земной жизни Христа и Его Распятие. Смерть многочисленных мучеников, погребенных в катакомбах, также не являлась темой для подземных росписей. Умершие изображались в образе орант — молящихся фигур с воздетыми вверх руками. Самые известные из них — оранта с покрывалом на голове второй половины III века из катакомбы Присциллы и оранта в богатых одеяниях из кубикулы Граты катакомб Джиордани (IV век). И если первая из них изображена в плоскостной, условной манере, то изображение второй оранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.

Выработанные в катакомбной живописи сюжеты получили дальнейшее иконографическое развитие в церковной живописи. К моменту строительства первых храмов при императоре Константине, провозгласившем христианство официальной государственной религией, в искусстве уже имелся богатый опыт визуализации основных положений христианского вероучения. Катакомбные росписи, создававшиеся на преломлении античного иллюзионизма и стремлении к условной плоскостной живописи, стали важным начальным этапом формирования раннего византийского искусства.

Словарь катакомб:

Аркосолий — полукруглая ниша в виде глухой арки над захоронением.

Гипогей — подземное погребальное помещение, склеп.

Кубикула — небольшое отдельное помещение в конце или в стороне от коридоров катакомб, где находилась семейная усыпальница или место захоронения наиболее богатых членов христианской общины. Кубикулами также назывались спальные комнаты в древнеримских домах.

Локула — горизонтальная прямоугольная ниша, вырубленная в стене, куда клали тело покойного. После совершения поминальных молитв локула замуровывалась или заставлялась мраморной плитой.

Катакомбы Капуцинов

Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) – открытые захоронения в Палермо, где находятся останки более восьми тысяч людей. Место вечного покоя здесь обрели известные жители города и представители элиты. Катакомбы капуцинов особенно интересны наличием огромного количества мумий – забальзамированные трупы находятся в разнообразных позах и даже создают причудливые композиции.

Просматривая некогда живые «экспонаты», любой посетитель может ощутить одновременно и ужас, и отвращение, и восторг. Здесь чувствуется опытная рука мастеров по мумификации и бальзамированию, ведь все тела и скелеты сохранились очень хорошо, несмотря на то, что им уже не одна сотня лет. По одежде можно легко распознать, к какой эпохе относится данное тело, каков был статус этого человека при жизни и материальное положение.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Катакомбы Капуцинов

История создания

Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.

Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.

Мумии Катакомбы Капуцинов Катакомбы Капуцинов

Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.

На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.

Методы погребения

Катакомбы капуцинов

Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.

Вход в монастырь капуцинов

Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.

Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов

Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).

Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.

Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.

Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.

Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.

Подземные существа: как христиане оказались в рукотворных пещерах?

Во-первых, всем известно, что быстро распространявшаяся на просторах Империи новая религия не нравилась властям: последователи Христа отказывались отправлять культ божественного императора, что делало их в глазах государства потенциальными «подстрекателями режима». И как любые «неугодные», желавшие всё-таки сохранить себе жизнь (и что в данном случае ещё более важно – продолжать в течение этой жизни служить Спасителю), христиане решают уйти в подполье – сначала фигурально, скрываясь на время литургии в домах.

Во-вторых, к определённому моменту собираться для службы в этих самых домах стало уже неудобно и небезопасно: общины неуклонно росли. А в связи с отмеченной выше проблемой, строить наземные ( читай : видные) здания было попросту невозможно.

В-третьих, живя в ожидании Второго Пришествия (тогда христиане считали, что оно должно произойти вскоре после Первого), верующие просто не видели нужды в каких-то значительных сооружениях: все их эмоциональные и духовные силы были направлены на «уготовления себя в Сретение Господне», да и в момент Страшного Суда всё на Земле было бы разрушено.

Но совершать причастие – главное таинство в то время – всё-таки где-то нужно. Умерших естественной смертью и убитых римлянами христиан нужно где-то захоранивать по обряду – плюс по мере увеличения числа жертв, мучеников всё больше почитали, формировался их культ и вообще это понятие – святой, умерший за веру. Отсюда – три основных вида помещений в катакомбах: коридоры, по стенам которых располагались могилы, кубикулы (комнаты с могилами), капеллы и крипты – как ни странно, тоже с могилами (за время активного использования катакомб в них было захоронено несколько десятков миллионов человек!). Все помещения были относительно невысоки: в силу подземного расположения, и по причине неразвитости системы богослужений того времени – достаточно было просто иметь стол для евхаристии. Важно понимать, что христиане не жили в катакомбах, а только приходили туда для молитвы, служб и паломничества.

Какие метаморфозы претерпевают античные архитектурные формы, оказываясь под землёй! Катакомбы Домитиллы, II-III век

Какие метаморфозы претерпевают античные архитектурные формы, оказываясь под землёй! Катакомбы Домитиллы, II-III век

Камеры представляли собой прямоугольные в плане помещения, напротив входа в которые имелось углубление в стене (которое со временем «превратится» в апсиду в настоящем христианском храме). Около него, часто прямо на саркофаге, располагали престол, на который помещали необходимые для причастия вино и хлеб. Множество людей набивались в эти тесные, душные комнатки; приходилось смотреть в затылок впереди стоящему: все были обращены к священнику. Атмосферу дополняли росписи, созданные на стенах: расчерченные зелёными и красными линиями плоскости не изображали архитектуру, как это было раньше в римской живописи четырёх помпеянских стилей, а создавали почти сюрреалистическое, крайне условное пространство, из которого на зрителей буквально вываливались фигуры пастухов (Христос), женщин с вскинутыми к небу руками (Богоматерь) и первых святых, очень похожих на античных героев и пасторальных персонажей. Вместо приятных глазу, изящных композиций появились сложные нарративы, а вместо сложной техники, проработанности формы – экспрессия и эскизность. По набору персонажей и их пластическому пониманию это было всё то же римское искусство, но по сути оно было совсем новым, наполненное совсем новыми смыслами. К слову, именно по живописи мы можем отличить храмовое пространство от простого склепа: в первом находится больше сюжетов, посвящённых таинствам (Крещение, Причастие). Выходя из мрачной комнаты (в потолке делали небольшие отверстия для света, но в основном камеры освещали огнём), на пути к какой-нибудь кубикуле, верующие попадали в узкие коридоры, ширина которых не достигала и метра, а стены их были испещрены захоронениями. Могилы мучеников уже тогда почитались как святыни, и паломники приходили к ним вплоть до конца VIII века, когда христианство было давно узаконено и уже было построено много известных храмов.

Можно сказать, что первые христиане существовали в городе мёртвых. И это будет во всех смыслах точно. Мысль о Судном Дне вызывала у верующих одновременно ужас и непередаваемое благоговение. Для них это было не просто абстрактной идеей, а объективной реальностью: только что Господь лично сошел к людям, чтобы рассказать им о том, как неправильно они жили, и вместе с тем дал им возможность искупить свои грехи; смерть за веру стала одним из путей к искуплению (вольным и невольным); жизнь в настоящем мире была полна риска и дискомфорта на всех уровнях, а Спаситель ждал всех благочестивцев в куда лучшем мире, предназначенном специально для них.

Читайте также  Аутлет рядом с бергамо

Бесчисленные захоронения в катакомбах Сан-Калисто, II-IV век

Бесчисленные захоронения в катакомбах Сан-Калисто, II-IV век

Сам факт нахождения катакомб под землёй определённо вызывал у первых христиан ассоциации с загробным миром, с потусторонним. А специфика организации этого пространства, непохожие ни на что обряды (мы можем только воображать какое почти экстатическое ощущение переживали посетители катакомб во время причастия в столь исключительной атмосфере!), искренность и полное доверие всех членов общины помогали почувствовать себя уже в ином, свободном мире. И именно ради этого ощущения, ради возможности беспрепятственно общаться со Христом, верующие незаметно для других спускались под землю.

Как говорится, если тебе плохо в этом мире, значит ты пришёл в него, чтобы создать свой.

Кубикулы в катакомбах

Ката­ком­бы св. Доми­цил­лы, самая древ­няя сеть ран­не­хри­сти­ан­ских погре­бе­ний, зани­ма­ет 12 км, име­ет четы­ре уров­ня, спус­ка­ет­ся вниз на 60 м и содер­жит отдель­ных могил. Фла­вия Доми­цил­ла была пле­мян­ни­цей импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на, кото­рую Доми­ци­ан, её двою­род­ный брат, изгнал за рели­ги­оз­ное нече­стие (древ­не­рим­ские источ­ни­ки сооб­ща­ют, что её обви­ни­ли в без­бо­жии, в Тал­муде гово­рит­ся, что она при­ня­ла иуда­изм, а Евсе­вий и Иеро­ним утвер­жда­ют, что она была каз­не­на как хри­сти­ан­ка). Она не была похо­ро­не­на в ката­ком­бах, назван­ных в её честь, но вла­де­ла ими — это было заго­род­ное поме­стье, — и раз­ре­ши­ла исполь­зо­вать их как клад­би­ще для хри­сти­ан, спер­ва чле­нов её домо­хо­зяй­ства, а потом и любых дру­гих. Погре­бе­ния в ката­ком­бах дати­ру­ют­ся II— V вв. н. э.

Ввиду сво­их боль­ших раз­ме­ров, слож­но­сти и чрез­вы­чай­но высо­кой влаж­но­сти (вни­зу влаж­ность посто­ян­но состав­ля­ет 90— 100 %) ката­ком­бы Доми­цил­лы дол­гое вре­мя пред­став­ля­ли слож­ность для кон­сер­ва­ции. В такой среде тра­ди­ци­он­ные мето­ды рестав­ра­ции неэф­фек­тив­ны, зато мох, водо­рос­ли, пле­сень, копоть, грязь и извест­ня­ко­вые отло­же­ния про­цве­та­ют, так что они пол­но­стью скры­ли собой фрес­ки. В 2009 г. в дело пошли лазе­ры, и вся эта кро­ли­чья нора впер­вые была под­верг­ну­та трёх­мер­но­му ска­ни­ро­ва­нию и кар­ти­ро­ва­на до мель­чай­ших дета­лей.

Три года спу­стя лазе­ры сно­ва поспе­ши­ли на помощь, хотя на сей раз они исполь­зо­ва­лись для очист­ки почер­нев­ших фре­сок на потол­ках и сте­нах нере­ста­ври­ро­ван­ных камер от гря­зи и налё­та. На этой неде­ле Вати­кан открыл для прес­сы пер­вые реста­ври­ро­ван­ные лазе­ром поме­ще­ния в ката­ком­бах св. Доми­цил­лы.

Гос­по­жа Мац­цеи сооб­щи­ла, что раз­ви­тие лазер­ных тех­но­ло­гий поз­во­ли­ло очи­стить фрес­ки, не рискуя их повредить, что мог­ло бы слу­чить­ся, если бы загряз­не­ния уда­ля­ли вруч­ную.

Частоту двух­мил­ли­мет­ро­вых лазер­ных лучей мож­но настро­ить так, чтобы они уда­ля­ли опре­де­лён­ные цве­та — в дан­ном слу­чае чёр­ный твёр­дый оса­док. « Сни­мая загряз­не­ния, мы про­дви­га­лись по мил­ли­мет­ру » , — ска­за­ла гос­по­жа Мац­цеи.

Пол­но­стью реста­ври­ро­ва­ны две зоны. Пер­вая из них — это каме­ра III в., укра­шен­ная фрес­ка­ми с мно­же­ст­вом язы­че­ских моти­вов. Здесь мно­го купидо­нов, осо­бен­но в малень­ких моги­лах, где, веро­ят­но, поко­и­лись дети. В этой зоне оста­ви­ли шра­мы сред­не­ве­ко­вые гра­би­те­ли. Они среза ́ ли со стен фрес­ки и про­да­ва­ли их, нажи­ва­ясь на этом, либо остав­ля­ли себе как тро­феи.

Вто­рая реста­ври­ро­ван­ная зона — это куби­кул пека­рей ( « dei fornai » ). Наряду со сце­на­ми в пекарне сте­ны укра­ша­ют Иисус Хри­стос и апо­сто­лы. Эти фрес­ки не толь­ко про­слав­ля­ют про­фес­сию и заказ­чи­ков, но и име­ют огром­ное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, так как хлеб зани­ма­ет важ­ное место в хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии (хлеба ́ и рыбы, Тай­ная Вече­ря и т. д.).

На фрес­ках в это­му куби­ку­ле сра­зу бро­са­ет­ся в гла­за имя, напи­сан­ное заглав­ны­ми бук­ва­ми чёр­ным дре­вес­ным углем: BOSIO. Это было сде­ла­но не в антич­но­сти. Это имя чело­ве­ка, кото­рый вновь обна­ру­жил ката­ком­бы через тыся­чу лет после того, как они пере­ста­ли исполь­зо­вать­ся и были забы­ты.

Анто­нио Бозио был неза­кон­ным сыном Джо­ван­ни Оттоне Бозио, маль­тий­ско­го рыца­ря, кото­рый участ­во­вал в Вели­кой оса­де Маль­ты, когда Осман­ская импе­рия тщет­но пыта­лась захва­тить ост­ров в 1565 г., и подроб­но её опи­сал. Когда Джо­ван­ни Оттоне не был занят обо­ро­ной от пре­вос­хо­дя­щих сил про­тив­ни­ка в мно­го­ме­сяч­ном про­ти­во­сто­я­нии, он кру­тил интриж­ки со слу­жан­ка­ми, а так­же убил дру­го­го рыца­ря сво­его же орде­на из враж­деб­ной поли­ти­че­ской груп­пи­ров­ки на пло­ща­ди Свя­то­го Пет­ра. За убий­ство он потом был амни­сти­ро­ван, а от слу­жан­ки у него родил­ся сын.

Анто­нио появил­ся на свет в 1575 г. и был вос­пи­тан сво­им дядей Джа­ко­мо в Риме. Джа­ко­мо усы­но­вил маль­чи­ка и поза­бо­тил­ся дать ему хоро­шее гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние. Это был важ­ней­ший пери­од в исто­рии древ­не­хри­сти­ан­ской архео­ло­гии. В 1578 г. были откры­ты ката­ком­бы Джор­да­ни, и в то вре­мя, когда было извест­но лишь несколь­ко ран­не­хри­сти­ан­ских под­зем­ных погре­баль­ных гале­рей, это ста­ло круп­ной наход­кой. Ката­ком­бы Джор­да­ни, огром­ный лаби­ринт, изоби­ло­вав­ший фрес­ка­ми и над­пи­ся­ми на гре­че­ском и латин­ском язы­ке, был обшир­нее и слож­нее любой из этих гале­рей.

Анто­нио впер­вые узнал об огром­ных горо­дах мёрт­вых, скры­тых под нога­ми, ещё ребён­ком, от сво­их учи­те­лей и дру­зей сво­его дяди. Уже тогда он начал бредить эти­ми места­ми, и со вре­ме­нем его одер­жи­мость лишь воз­рос­ла. Анто­нио Бозио оста­вил своё имя на стене ката­комб 10 декаб­ря 1593 г., когда ему было все­го 17 лет. Тогда он счи­тал этот лаби­ринт частью обшир­но­го ком­плек­са ката­комб св. Кал­ли­ста. Он был при­знан ката­ком­ба­ми Доми­цил­лы лишь в XIX в., бла­го­да­ря уси­ли­ям архео­ло­га Джо­ван­ни Бат­ти­ста де Рос­си.

Во вре­мя это­го набе­га на вла­де­ния Доми­цил­лы Бозио впер­вые ощу­тил в ката­ком­бах дыха­ние смер­ти. Юный Анто­нио, анти­квар Пом­пео Уго­нио и неболь­шая груп­па без­рас­суд­но храб­рых иссле­до­ва­те­лей зашла по тун­не­лям слиш­ком глу­бо­ко и не мог­ла най­ти доро­гу обрат­но. Затем у них закон­чи­лись факе­лы, так как они про­ве­ли вни­зу боль­ше вре­ме­ни, чем рас­счи­ты­ва­ли. Позд­нее Бозио рас­ска­зы­вал об этом так: « Я начал боять­ся, что осквер­ню гроб­ни­цы муче­ни­ков сво­им греш­ным телом » .

В кон­це кон­цов они выбра­лись живы­ми, и сле­дую­щие 36 лет Анто­нио про­вёл, иссле­дуя ката­ком­бы и всю свя­зан­ную с ними лите­ра­ту­ру, какую мог най­ти, в том чис­ле все жития свя­тых, исто­рию церк­ви, сочи­не­ния отцов церк­ви на гре­че­ском и латин­ском язы­ках. Вся­кий раз, встре­чая в антич­ном источ­ни­ке упо­ми­на­ния о воз­мож­ном место­по­ло­же­нии ката­комб, он сно­ва и сно­ва иссле­до­вал эту терри­то­рию в поис­ках вхо­да. Услы­шав о слу­чай­ной архео­ло­ги­че­ской наход­ке при стро­и­тель­стве осно­ва­ния или фун­да­мен­та, он бро­сал все дела и обсле­до­вал её, про­би­ра­ясь через шат­кие и рух­нув­шие кон­струк­ции и под­вер­гая себя огром­но­му рис­ку.

Даже если пото­лок на него не обва­ли­вал­ся, иссле­до­ва­ние ката­комб всё рав­но было смер­тель­но опас­ным делом, так как лаби­рин­ты коридо­ров, камер и ниш настоль­ко слож­ны, что поте­рять­ся в них куда про­ще, чем най­ти выход. Его над­пи­си име­ли прак­ти­че­скую цель — отме­тить доро­гу на тот слу­чай, если он её поте­ря­ет. Воз­мож­но, гигант­ский авто­граф в куби­ку­ле Пека­рей спас ему жизнь.

Бозио стал под­лин­ным пер­воот­кры­ва­те­лем в этой обла­сти иссле­до­ва­ний; поэто­му, хотя его мето­ды и не име­ли ниче­го обще­го с извест­ной нам архео­ло­ги­ей и он имел дур­ную при­выч­ку писать своё имя пря­мо на антич­ных фрес­ках, он вполне заслу­жил про­зви­ще, под кото­рым изве­стен и сего­дня: Хри­сто­фор Колумб под­зем­но­го Ново­го Све­та, всё по-чест­но­му.

Сего­дня ката­ком­бы Доми­цил­лы допол­не­ны новым, малень­ким, но хоро­шо обо­рудо­ван­ным музе­ем в ката­ком­бах. В нём пред­став­ле­ны такие арте­фак­ты, как фраг­мен­ты сар­ко­фа­гов, бюсты и над­пи­си, най­ден­ные в ходе рас­ко­пок и рестав­ра­ции; экс­по­зи­ция под­чёр­ки­ва­ет, как мно­го обще­го в искус­стве ран­не­го хри­сти­ан­ства и рим­ско­го поли­те­из­ма. Пока музей не готов при­нять посе­ти­те­лей. Откры­тие пред­по­ла­га­ет­ся в кон­це июня. Недав­но реста­ври­ро­ван­ные зоны ката­комб будут закры­ты для пуб­ли­ки ещё несколь­ко меся­цев.

Кубикулы в катакомбах

Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы.

Кубикулы — небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни.

Кубикула Пяти Святых в катакомбах святой Калисты

Кубикула с погребением

Кубикула Пяти Святых в катакомбах святой Калисты

Кубикула с погребением

Крипта — это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений.

Крипта свт. Каллиста

Интерьер пещерной крипты Каллиста (200г)

Папская крипта в катакомбах св.Каллиста с люминарием

Крипта свт. Каллиста

Интерьер пещерной крипты Каллиста (200г)

Папская крипта в катакомбах св.Каллиста с люминарием

Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части — это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей. На стенах и потолках всех этих сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески (настенные росписи) с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Катакомбы знаменуют эпоху раннехристианской духовной культуры и достаточно ясно характеризуют направление развития храмовой архитектуры, живописи, символики. Это особенно ценно потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: они безжалостно разрушались во времена гонений. Так, в III в. при гонениях императора Декия в одном только Риме было уничтожено около 40 христианских храмов.

Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней — отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору.

Архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.

Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкою решеткою. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии. По сторонам такого престола-гробницы шли места для епископа, пресвитеров. Средняя часть в крипте не имела специальных приспособлений. Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним расположением.

Крипты состоят большею частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных Церквей. В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.

Из описания различных крипт и капелл видно, что те и другие имели форму четырехугольника с продолговатыми выступами, а иногда и с колоннами для поддержания потолка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector