Леонардо да винчи архитектура шедевры

Леонардо да винчи архитектура шедевры

Леонардо да Винчи — биография, картины

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – выдающийся живописец, ученый эпохи Ренессанса, ему принадлежат такие шедевры, как “Тайная вечеря” и “Мона Лиза”.

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 года-2 мая 1519 год) был разносторонне талантливым человеком, увлекался не только живописью, но также архитектурой, скульптурой, постоянно изобретал что-то, намного опередившее время (например, летательные аппараты). Одаренный врожденным любопытством и цепким умом, Леонардо с детства интересовался наукой и природными явлениями – эти познания впоследствии и сформировали его жизненные цели и интересы. Работы да Винчи сделали его настоящим светилом итальянского Ренессанса и повлияли (и влияют до сегодняшнего времени) на бесчисленное количество ученых и художников.

Знаменитые полотна

Да Винчи известен в первую очередь как художник, однако его авторству приписывается менее двадцати картин. Самые известные его работы – это, конечно же, “Мона Лиза”, “Тайная вечеря”, “Витрувианский человек”.

“Витрувианский человек” представляет собой идеальную комбинацию красоты искусства и научного подхода. Созданное в 1940 году, полотно изображает мужскую фигуру, пропорции которой иногда называют “каноническими”. Впоследствии, основываясь именно на этой работе, архитектор Корбюзье составил свою шкалу пропорций, которая существенно повлияла на архитектурную эстетику ХХ века.

В 1503 году да Винчи приступил к созданию пожалуй, одной из самых узнаваемых картин в мире – “Моны Лизы”, портрета женщины с загадочной полуулыбкой, написанного в технике сфумато, разработанной и доведенной до совершенства самим да Винчи.

Помимо поистине новаторского подхода к живописи, славы картине добавила и тайна вокруг личности изображенной дамы. По данным исследователей, в роли натурщицы могла выступать и представительница королевской семьи Неаполя, и гетера, и даже крестьянка, мать да Винчи. Были даже предположения, что картина и вовсе рисовалась с юноши по имени Салаи, который был учеником великого мастера.

Однако, по рассказам одного из ранних биографов, “Мона Лиза” – изображение Лизы Дель Джокондо, супруги флорентийского купца. Оригинальное итальянское название картины – “La Gioconda” подтверждает эту теорию, но достоверной информации так и не удалось найти. Кем бы ни был заказчик, работу он так и не дождался – картина была у да Винчи до самой его смерти. Сейчас “Мона Лиза” находится в парижском Лувре и является национальным достоянием.

Техника живописи

Леонардо да Винчи прославился новаторским использованием двух живописных техник:

  • Светотень: создание иллюзии трехмерности изображаемого объекта посредством игры теней и света на полотне.
  • Сфумато: мягкий, дымный ореол вокруг объектов, создающий иллюзию “видимого” и осязаемого воздуха.

Картина “Мадонна в скалах” является классическим примером обеих этих техник.

Семья, образование и ранняя жизнь

Внебрачный ребенок нотариуса, да Винчи сначала воспитывался в семье отца и его жены, а потом переехал в семейное имение в Винчи, где жил с родителями отца.

Выдающиеся художественные способности мальчика стали очевидны в совсем юном возрасте.

И в 14 лет его отдали на обучение к знаменитому Андреа Дель Верроккьо, у которого он научился не только живописи, но и обработке металлов, кожевенному ремеслу, плотницкому делу, скульптуре.

Самое раннее из известных полотен да Винчи –пейзаж в долине Арно,написанный в 1473 году.

В 20 лет да Винчи стал квалифицированным мастером-художником, однако сотрудничество с его учителем длилось еще пять лет.

Некоторые историки полагают, что дель Верроккьо заканчивал свое “Крещение Христа” вместе со своим учеником, который рисовал фон и ангела.

Государственная служба

Леонардо да Винчи продолжительное время служил семейству Сфорца в роли советника по архитектуре и боевой технике. Да Винчи – и многие были с ним солидарны – не разделял науку и искусство, считая их взаимодополняющими областями. Он верил, что именно увлечение наукой сделало из него хорошего художника.

Леонардо да Винчи

В 1502-03 годы да Винчи состоял на службе у Чезаре Борджиа, командующего армией Папы Римского. Он часто уезжал из Флоренции, чтобы исследовать строительные проекты, карты местности и эскизы планов инфраструктур.

Анатомия

Леонардо да Винчи утверждал: “Хороший художник стремится изобразить не только внешность человека, но и порывы его души. Первое изобразить легко, второе – гораздо сложнее, ведь душа изображается не в статике, но в движениях кистей рук, поворотах головы”

Для того, чтобы в точности воспроизводить динамические движения, да Винчи вплотную занялся изучением анатомии. Его рисунки плода внутри утробы, сердца и сосудистой системы, половых органов и мышечных структур являются одними из первых подобных практик в истории человечества.

Помимо изучения анатомии, да Винчи увлекался зоологией, физикой, ботаникой и рядом других наук. Все наблюдения и исследования в данных областях он записывал и всегда носил с собой, за поясом. Блокноты с его записями были структурированы по четырем обширным темам: живопись, механика, архитектура и анатомия. Его предположения, хоть и были досконально описаны, все же больше являлись теоретическими, нежели практическими.

Последние годы жизни

В 1506 году да Винчи переехал в Милан, где жил до 1513 года. Живописью он почти не занимался, сосредоточившись на науке.

В 1513 году он с четырьмя подмастерье переезжает в Рим. Джилиано де Медичи, сын его бывшего покровителя, распорядился о предоставлении да Винчи комнат в своем доме и ежемесячных выплатах. Почти все свое время да Винчи посвящал научным исследованиям.

Последние годы художник и изобретатель провел в Шато Кло-Люсе возле летнего дворца короля в Амбуазе. Как и в Риме, он все так же мало рисовал.

Леонардо да Винчи скончался на 67 году жизни. Над своими исследованиями он продолжал работать вплоть до самой смерти. Все имущество ученого получил его подмастерье, Франческо Мельци. “Мона Лиза” была завещана Салаи.

Вскоре были обнародованы сотни блокнотов с записями да Винчи, дополнившие образ без преувеличения великого человека эпохи Возрождения.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Сказать, что Леонардо да Винчи — самая загадочная и масштабная фигура эпохи Возрождения, не будет преувеличением. Художник, инженер, изобретатель, устроитель праздников, военный стратег, мыслитель, кулинар — перечень можно продолжать, и ему не будет конца. Остается понять, как Леонардо удалось успеть все это за одну земную жизнь? Попробовали сделать это, собрав в этой статье восемь любимых вещей великого итальянца.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Записные книжки

Наверное, ни один художник так не любил вести дневники и записывать свои размышления, как Леонардо да Винчи. И это прекрасно: именно записи, сделанные на тысячах страниц его блокнотов, стали волшебным ключом, открывшим миру величие и многогранность его гения.

Леонардо хотя и рос в доме потомственных нотариусов, сам себя называл безграмотным. Конечно, это не более чем скромность: художник не только был невероятно одарен, обучен чтению и письму, но еще и умело зашифровывал все свои записи. Почти все тексты в записных книжках Леонардо сделаны справа налево, а прочитать их можно только в зеркальном отражении. Многочисленные сокращения, специальные «ошибки», придуманные слова, полное отсутствие знаков препинания и изобилие тосканских диалектов — настоящее испытание для дешифровальщиков его трудов.

Но какой бы замысловатой ни была форма его дневников, ей не сравниться с их содержанием. Сказать, что масштабом творческой мысли и изобретательским гением Леонардо опередил свое время, — не сказать ничего. Здесь и внимательные наблюдения за явлениями природы: облаками, космическими объектами, потоками воды. И мудрые изречения — собственные и почерпнутые у великих философов и современников. И схемы хитроумных механизмов со сложными геометрическими соотношениями. И передовые научные открытия в совершенно разных областях — анатомии, биологии, физике. И, конечно, здесь тысячи рисунков: искусных, точных, поражающих изяществом линий.

Записей было так много, что Леонардо даже хотел их издать: составил содержание для будущей книги и начал группировать смыслы в главы. Однако совершить это великое дело так и не успел — да и в принципе вряд ли бы смог: слишком широк и многообразен был разброс его интересов.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Человеческое тело

Одной из самых раскрытых тем в дневниках Леонардо была анатомия. Эту науку можно было бы осваивать в теории, но художник, утверждавший, что «единственный критерий истины — опыт», изучал ее на практике, а точнее, на трупах.

В начале XVI века получить доступ к анатомическим материалам было непросто, но не невозможно: главное — обзавестись правильными знакомствами в среде ученых мужей. Для Леонардо таким знакомым стал профессор из университета Павии, благодаря которому художник получил почти неограниченный доступ к телам умерших. Именно на них он изучал строение скелета, внутренних органов, мышц, нервной системы и головного мозга. Целью вскрытий был не праздный интерес: полученную информацию Леонардо активно использовал в творчестве, добиваясь новых высот в правдоподобном изображении поз, жестов и мимики.

Другой причиной, побудившей Леонардо заниматься не самым приятным и безопасным занятием, было желание создать новый анатомический атлас. После одного из вскрытий он даже смог поставить посмертный диагноз: сужение коронарных сосудов, атеросклероз и цирроз печени. Его также интересовали сердце и кровеносная система. Он даже создал стеклянную модель аортального клапана, по которой исследовал движение жидкости. Правда, замыслу о создании полноценного руководства по анатомии не суждено было превратиться в реальность: тысячи рукописных наблюдений пошли по рукам и «рассосались» по всей Европе. Да и общий уровень медицинских знаний современников не дал бы ходу его открытиям. Ценность наработок художника осознали только ученые XX века.

Леонардо вскрывал не только людей. Этот пытливый исследователь брался за любой материал: львов, медведей, обезьян и прочих млекопитающих. Сравнивая системы организма животных и человека, он пытался найти ключевые общности, объяснить некие закономерности. Правда, к братьям меньшим Леонардо все-таки относился несколько лучше, чем к представителям собственного вида.

03_da_vinci.jpg

Вегетарианство

Животную пищу Леонардо не употреблял с раннего детства — причем по идейным соображениям. Да, он легко мог резать трупы, но никогда не стал бы глумиться над живым существом: «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках. Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».

Вегетарианство как явление, вероятно, существовало во времена Леонардо, но невозможно сказать, что оно представляло масштабную философию, которой стало сегодня. Хотя XV и XVI века называют эпохой Возрождения, им предшествовали годы темных и жестоких Средних веков, когда люди не могли похвастаться гуманным отношением не то что к животным, а даже друг к другу. Леонардо же приписывают слова: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Откуда взялось это неординарное стремление гуманизировать животных? Возможно, от чувства уважения к жизни и свободе. В письмах его современников говорится, что Леонардо так не терпел несвободу, что покупал запертых в клетках птиц на рынке и отпускал их на волю. Кстати, одно из первых его изобретений — машина для выламывания решеток из темниц, своеобразный прототип домкрата. А возможно, это стремление родом из детства, которое художник провел в небольшом сельском доме у своего деда Антонио. Его с ранних лет окружали домашние животные и скот, к которым мальчик относился с большой любовью.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Мама

Леонардо да Винчи мало что знал про родную мать. Долгое время ученые спорили, кем же она была: то представляли ее рабыней, то уроженкой северной Африки или Кавказа. Однако, по последним данным, обнаруженным в налоговых архивах Флоренции, матерью Леонардо была простая крестьянка Катерина. Ей было 15 лет, когда отец художника, нотариус Пьер ди Антонио да Винчи, соблазнил ее, и 17, когда она вышла замуж. Правда, не за него, а за местного фермера-горшечника, причем спустя всего 8 месяцев после появления Леонардо на свет. Официальной пассией для потомственного юриста она не смогла бы стать никогда: слишком уж «простой» была ее кровь. Поэтому семейство да Винчи пристроило ее по соседству, а новорожденного малыша оставило себе на воспитание.

Маленький Леонардо жил в семье деда и почти никогда не встречался с матерью. Старшего родственника мальчик очень любил — и это чувство было взаимным. Катерина, у которой позднее родилось еще пятеро детей, тоже не торопилась выстраивать отношения с первенцем. И вроде бы все получилось весьма складно, но, как сказали бы опытные психоаналитики, Леонардо все-таки испытывал недостаток материнского участия в жизни. Возможно, именно с этим связано одно из основных направлений его творчества — многочисленные женские образы.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Мадонны

Образ женщины, матери, Мадонны с младенцем на руках характерен для искусства эпохи Возрождения, которое главной ценностью и мерой всех вещей избрало человека. Но в работах Леонардо этот символ обрел новый смысл и красоту.

Каких только «мадонн» не писал Леонардо. Одна из его первых самостоятельных работ — «Мадонна с гвоздикой». Дальше были «Мадонна с цветком», «Мадонна с веретеном», «Мадонна в гроте», которая демонстрирует уже твердо поставленную руку и приобретенные научные знания о геодезии и анатомии. Но, пожалуй, одна из самых интересных «мадонн» Да Винчи — «Мадонна Литта».

«Мадонна Литта», названная так по фамилии аристократического семейства, в собрании которого работа оказалась в XIX веке, была написана в 1490—1491 годах. Как и многие другие картины Леонардо, она изобилует интересными деталями. Малыш держит в руках щегла — символ артистичности и творческого начала. Зашитое платье Мадонны спешно разорвано, чтобы покормить ребенка — то есть женщина пытается отлучить ребенка от груди, но все-таки сдается и уступает его требованию. Лица Мадонны и ребенка написаны очень тщательно, а остальные детали, как будто фокусом фотоаппарата, уведены на задний план, в темный фон. А еще у этой пары нет привычных нимбов — символов святости.

Сколько всего картин у да Винчи — никто не знает. Скорее всего, не сохранилась довольно значительная их часть, ведь мастер постоянно экспериментировал с инструментами и техниками — придумывал свои и совершенствовал старые. В рукописях до сегодняшнего дня дошли кое-какие сведения о его творчестве, но упор сделан на подробное изложение техник письма, способах грунтовки и смешивания краски для большей долговечности. Вообще, сам Леонардо художником себя не считал и говорил: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Архитектура

Сам себя Леонардо считал кем угодно, только не живописцем. Наравне с анатомией и инженерией страстью его была архитектура. Поступив в конце XV века на службу к герцогу Людовику Сфорца, он занялся усовершенствованием его родового замка: разработал систему укреплений и декоративных элементов для башен. В эти годы он также строил оросительные системы для местных фермеров, проектировал театры, виллы, внутренние интерьеры зданий, лестницы и купола соборов. Но большинство его работ так и остались проектами в дневниках. Многие новаторские идеи опять показались современникам слишком амбициозными — предложенные Леонардо приемы стали использовать только в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI века.

В 1510-е годы мастер снова вернулся в Милан, где работал над проектами каналов и шлюзов, призванных защищать город от наводнений. Уже на закате своих дней, находясь на службе у французского короля Франциска I, он разрабатывал план перестройки города Роморантен и готовил эскизы для грандиозного замка — Шамбор, который уже после его смерти был построен в долине реки Луары.

Один из своих самых прорывных архитектурных проектов Леонардо создал во время работы с семейством Борджиа. Это была карта города Имолы, выполненная в совершенно передовой для эпохи манере. На ней город изображен перпендикулярно сверху — как будто со спутника. До этого карты местности составляли под небольшим углом, как будто зритель смотрит на местность с соседнего холма. Это была первая в истории карта-план, точно воссоздающая пропорции реального города с высоты птичьего полета.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Самолеты

. А также вертолеты, парапланы, винтовые двигатели и прочие летательные приспособления, которые позволили бы поднять бренное тело человека в воздух. В личных записях Леонардо обнаружены десятки зарисовок всевозможных летательных механизмов. Очевидно, художник был просто одержим мыслью, что человек когда-нибудь сможет подняться в небеса. Но фантазиями дело не ограничилось.

Сначала Леонардо детально изучил строение мускулатуры птичьего крыла и сравнил его с человеческой рукой. Первая сконструированная им модель летательного аппарата напоминала механические крылья летучей мыши и должна была приводиться в движение усилием мышц. Правда, скоро изобретатель осознал, что, для того чтобы взлететь, собственных сил человеку не хватит, и тогда подключил к решению вопроса инженерию. В его дневниках описаны принципы работы и сделаны зарисовки множества хитроумных приспособлений: огромного воздушного винта из льняного полотна (прототипа будущего вертолета); вертикального механического аппарата, поднимаемого в воздух системой ручных и ножных педалей; даже конусообразного «парашюта» — устройства, с помощью которого можно «прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела».

В процессе освоения темы полетов Леонардо придумал еще несколько интересных вещиц: анемоскоп — устройство для определения направления ветра, гироскоп — измеритель наклона откоса и, так как считал воздух подобным воде по свойствам, даже пару гидроскопических измерителей.

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Военная техника

У инженерного гения Леонардо да Винчи была и обратная сторона: он обожал придумывать приспособления для массовых убийств и всевозможные военные машины. И если полеты оставались его собственной романтической мечтой, то изобретение военной техники стало практически госзаказом.

Многочисленные враждовавшие между собой итальянские города и их правители с радостью поддерживали Леонардо в его увлечении военной инженерией и постоянно обращались к нему с просьбой усовершенствовать то или иное оружие, придумать хитроумную осадную технику, помочь подготовить город к предстоящему нападению. Герцог Миланский вообще привлекал художника в качестве военного стратега в ходе конфликтов с соседями и относился к его советам с большим уважением.

Каких только страшных орудий убийства не изобрел миролюбивый Леонардо! В арсенале его записных книжек нашлись чертежи и описания бомбометов, бронированного «танка», 30-ствольного «пулемета», многочисленных катапульт, пушек, осадных машин и даже колесницы с лезвиями. Многое из этого было изобретено впервые, а многое — любовно доработано и доведено до высшей степени эффективности: Леонардо самозабвенно придумывал, как увеличить дальнострельность катапульт и добавить мощности пушечным выстрелам.

Будучи пособником современникам в их военных делах, художник тем не менее писал: «На земле всегда будут происходить опустошительные войны. И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть».

Для справки

7 ноября в музее Польди-Пеццоли (Милан) открылась выставка «Леонардо и “Мадонна Литта”». Экспозиция приурочена к 500-й годовщине со дня смерти да Винчи и стала частью насыщенной культурной программы, которую в рамках проекта «Милан — Леонардо — 500» подготовило правительство Италии. Выставка, официальным спонсором которой выступил банк ВТБ, продлится до 10 февраля 2020 года, после чего «Мадонна Литта» вернется в Эрмитаж.

Шедевры итальянского Возрождения

В архитектуре стиль Ренессанс («Возрождение») проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным и логичным ордерным системам античности – сомасштабным человеку и конструктивно правдивым. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией. Центром архитектуры Высокого и Позднего Возрождения стал Рим – столица католической церкви в Европе.

Флоренция (Тоскана), основанная в I в. до н.э. на месте этрусского поселения, является одним из главных центров и символов эпохи Ренессанса. В XII в. город получил независимость, чеканил собственную монету, а жителями Флорентийской республики были такие личности, как Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Макиавелли. Расцвет Флоренции пришелся на XV-XVI вв., время правления герцогов Медичи, причастных к созданию двух главных музеев города эпохи Возрождения – галереи Уффици и Палаццо Питти. В XV в. был построен главный собор города – Санта-Мария-дель-Фьоре, ныне третий по величине храм мира (после собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне). Огромный купол собора (диаметром 42 м) стал в дальнейшем прототипом купола собора Святого Петра. Рядом с собором взметнулась ввысь бело-розовая колокольня. Баптистерий собора был построен еще в XI в. в романском стиле.

Читайте также  Погода на корфу в сентябре

Флоренция

В конце XV в. в Милане (Ломбардия) была перестроена церковь Санта-Мария-делла-Грацие и превращена в доминиканский монастырь. Мировую славу монастырю принесла фреска «Тайная вечеря» – шедевр Леонардо да Винчи. Для поисков лиц апостолов художник отправлялся в бедные кварталы города, но лицо Иисуса Христа так и осталось незавершенным. Тем не менее, это одно из наиболее доведенных до конца произведений Леонардо да Винчи. По совершенству композиции, яркости красок и выразительности лиц фреска считается непревзойденной.

церковь Санта-Мария-делла-Грацие

Шедевром архитектуры эпохи Высокого Возрождения является собор Святого Петра в Риме (Ватикан), возведенный в XVI – начале XVII вв. В строительстве собора принимали участие Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие зодчие. Собор, возведенный над гробницей апостола Петра, является крупнейшим религиозным сооружением в мире. Собор Святого Петра с гигантским куполом (диаметром 42 м), двойной колоннадой Бернини, окружающей площадь Святого Петра, с прилегающими дворцами и садами, стал центром города-государства Ватикан.

собор Святого Петра в Риме

В градостроительстве в эпоху Возрождения объектом разработки становятся «идеальные города» и их градостроительные элементы – площади, парки, ансамбли зданий. Одним из таких «идеальных городов» стала Ла-Валетта – столица Мальты. Город назван в честь магистра ордена иоаннитов (Святого Иоанна Иерусалимского, до о. Мальта сделавшего «остановку» на о. Родос в Греции) Жана Паризо де Ла Валетта, основавшего город в середине XVI в. Город имеет регулярную планировку в пределах крепостной стены, здесь на небольшой площади сконцентрировано 320 памятников.

Ла-Валетта

Ренессанс оказал влияние на формирование облика исторических центров многих городов Италии. В число таковых входят центры города-дворца Урбино (Марке) – родины Рафаэля, «идеальных городов» Феррара (Эмилия-Романья) и Пьенца (Лацио), городов Мантуя (Ломбардия) и Виченца (Венето), Генуя (Лигурия) и Неаполь (Кампания), и др. Город Матера (Базиликата) известен также своим районом Сасси («камни»), где улицы проходят между домами и церквями, прорезанными в туфовых скалах. Местами этот «пещерный город» выглядит так же, как 2,5 тысячи лет назад.

Урбино

В эпоху Возрождения складываются культурные ландшафты, объединяющие в себе природные достоинства местности, новаторские методы землепользования, местные традиции и архитектуру, художественную эстетику и идеалы Ренессанса. В список культурного наследия ЮНЕСКО внесены культурные ландшафты Валь-д'Орча (Тоскана), Амальфийское побережье Тирренского моря (Кампания), Чинкве-Терре или Лигурийская Ривьера (Лигурия) со средневековым городом Портовенере и генуэзской крепостью, Сакри-Монти, т.е. «Святые горы» (Пьемонт и Ломбардия).

Валь-д'Орча

В стиле Ренессанс разбивается парк Виллы д'Эсте в Тиволи (Лацио). Культура Возрождения представлена во всем своем блеске в этом «саду чудес»: фонтаны, орнаментальные бассейны, скульптуры, места для уединенного отдыха и др. Вилла д'Эсте повлияла на развитие ландшафтного искусства в Европе и могла послужить даже прообразом дворцово-парковых ансамблей в Версале (Франция) и Петергофе (Россия). В середине XVI в. появился первый в мире Ботанический сад в городе Падуя (Венето) вследствие усиления интереса к естественным наукам (местный университет был открыт еще в XIII в.).

Из курортного города Римини (Эмилия-Романья), находящегося на берегу Адриатического моря, открывается вид на скалу с тремя зубцами, расположенную в 20 км от моря. «Скала-трезубец» – это гора Титано (738 м над уровнем моря), возвышающаяся, словно великан, над окрестными невысокими холмами. А три зубца на горе – это три крепости города Сан-Марино, являющегося столицей одноименного государства. Существует легенда, согласно которой гора Титано, неожиданно родившаяся на низменности, – это ступенька огромной лестницы, построенной титанами – детьми Урана и Геи. Титаны хотели этим путем добраться до Олимпа, чтобы убить Зевса. Но «бог богов» победил титанов и низверг их в «аидово царство».

Сан-Марино. крепость Гуаита

Вокруг города Сан-Марино было возведено три пояса крепостных стен. До настоящего времени сохранился третий пояс стен, оконтуривающий современный центр города. В пределах бывшего первого пояса стен находится церковь, где хранятся реликвии Святого Марино, а также древние цистерны («фосси»), служившие для сбора дождевой воды и водоснабжения города. В пределах второго пояса стен расположен Правительственный дворец, построенный в конце XIX в. на месте старого дворца XVI в. и в стиле той же эпохи.

На восточной окраине центральной части города находится крепость Гуаита (западный «зубец» на горе Титано), которая раньше служила тюрьмой. Строительство Гуаиты началось в Х в., а в XV-XVII вв. крепость неоднократно перестраивалась. Центральным «зубцом» горы Титано является крепость Честа (второе название – Фратта). Крепость строилась в XIII в., и была восстановлена в начале ХХ в. Сейчас в крепости Честа находится музей старинного оружия. Восточным «зубцом» трехглавой вершины Титано является крепость Монтале, от которой сейчас сохранилась только башня, отреставрированная в середине XVIII в. С башни открывается вид сразу на три стороны горизонта, поэтому она издавна выполняла наблюдательную и сторожевую функции.

Леонардо да Винчи как художник

Леонардо да Винчи — величайший художник, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи возрождения, родился близ Флоренции 15 апреля 1452 года — умер в замке Клуво Франции 2 мая 1519 года.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи известен не только своими художественными шедеврами, но и эскизами различных устройств, которые стали прообразами созданных в будущем автомобилей, дельтапланов, вертолётов и многих других технических средств.

Леонардо да Винчи вошёл в историю как величайший художник эпохи Возрождения, но, кроме изобразительного искусства, он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей природой. Среди его самых необычных проектов и идей можно отметить летательный аппарат с машущими крыльями, специальная обувь для хождения по воде, перчатки с перепонками для плавания, костюм для подводного плавания. Кроме того, Л. да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам дерева можно определить его возраст, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины.

Первые работы Леонардо

Леонардо в возрасте 17 лет был отдан в мастерскую художника Андреа дель Верроккио, где начал с растирания красок. В 1472 г. Л. да Винчи принимают в гильдию живописцев. Примерно в 1476 г. он написал фигуру ангела в картине своего учителя «Крещение», и это сразу привлекло к юному художнику всеобщее внимание. Среди первых работ Л. да Винчи называют рисунок «Вид долины Арно», картины «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи». Самыми известными работами раннего периода являются также «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная примерно в 1478 г. (сейчас она храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Поклонение волхвов» (1481-82 гг.).

Мадонна Бенуа

Поклонение волхвов

С 1482 г. Л. да Винчи живёт и работает в Милане, под покровительством Лодовико Сфорца, от которого сразу же получил заказ сделать конную статую в честь Франческо Сфорца. Художник принялся за эту работу с большим воодушевлением, составлял наброски, сделал модель в натуральную величину, но из бронзы статуя так и не была отлита. В 1483-84 гг. он работает над известной картиной «Мадонна в скалах», изображающей младенцев Иисуса и Иоанна Крестителя на руках Мадонны.

«Мона Лиза» и «Тайная вечеря»

Тайная вечеря

В 1495 г. Л. да Винчи начал работу над «Тайной вечерей» в монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане. Размеры фрески составляли 4,5 м на 8,6 м и размещалась она на высоте 3 м от пола. Художник задумал показать тот момент, когда Иисус говорит, что кто-то из учеников предаст его. Сам Иисус находится в центре картины, а ученики расположились вокруг него, только Иуда находится как бы стороне, это даёт зрителю понять, кто является этим предателем.

Мона Лиз

Знаменитую «Мону Лизу» Л. да Винчи написал примерно в 1503-1506 гг. Ему позировала жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео. Эта картина получила большую известность благодаря завораживающей улыбке девушки и замечательно написанному пейзажу на дальнем плане. Единственный автопортрет Л. да Винчи написал в 1514 г. В 1515 г. он создал одну из последних картин – «Святого Иоанна Крестителя». Леонардо да Винчи умер, оставив после себя великие произведения, удивительные проекты, открытия во многих науках и ещё больше загадок.

«Утраченный шедевр» Леонардо до сих пор не найден, потому что его не существовало

«Утраченный шедевр» Леонардо до сих пор не найден, потому что его не существовало

Ключевым аргументом , который сейчас представили четверо экспертов , стала подготовительная техника Леонардо. Они говрят , что при создании фрески в 1503 году художник использовал слой левкаса и масла , на котором не держалась краска.

«Эта технология считалась частью картины , однако на самом деле была лишь подготовкой стены к покраске. Поскольку она не увенчалась успехом , Леонардо так и не приступил к работе. Это означает , что „Битва“ существовала лишь в виде подготовительного картона , а не готовой фрески», — заявила искусствовед Франческа Фиорани. В следующем месяце выйдет в свет её книга « Рисование тени: как наука научила Леонардо живописи», содержащая подробную предысторию картины.

Леонардо да Винчи, «Голова воина (набросок к «Битве при Ангиари»)

Леонардо да Винчи , «Голова воина ( набросок к «Битве при Ангиари»)», 1500-е. Музей изобразительных искусств , Будапешт

Учёные также тщательно изучили следы пигментов на стене Палаццо Веккьо. По их словам , можно предположить , что там когда-то было какое-то изображение , но его автором не обязательно был Леонардо. Около десяти лет назад Серачини и его сторонники неоднократно заявляли , что обнаруженный там чёрный пигмент соответствует тому , что есть в «Моне Лизе», чья атрибуция не подлежит сомнению. Но оппоненты утверждают , что такие красители широко использовались в то время , поэтому невозможно доказать , что следы принадлежат « Битве при Ангиари».

Джорджо Вазари. Битва при Марчиано

Кое-кто утверждал , что Серачини может нанести серьёзный ущерб старинной архитектуре и изображению на стене , хотя исследователь пытался доказать , что его методы были « неинвазивными». Но местные политики и общественность выступили против проекта , который получил широкую огласку в мировых СМИ и щедрое финансирование от таких организаций , как National Geographic. В 2012 году власти отклонили запрос о перфорировании картины , и исследования были приостановлены.

Свидетельства того , как могла бы выглядеть « Битва при Ангиари» Леонардо , представляют копии его картона ( лучшая , авторства Рубенса, находится в парижском Лувре , а гравюра Жерара Эделинка по его рисунку — в Королевской академии в Лондоне). Художник создал пересекающуюся композицию из скрестившихся мечей , вставших на дыбы и кусающих друг друга коней , а также разъярённых и гибнущих воинов. Сюжетом стало историческое сражение 1440 года во время Ломбардских войн , в котором флорентийцы победили миланцев.

Это был первый и единственный раз , когда Леонардо работал в одном проекте с другим великим художником Возрождения , Микеланджело. Тому было поручено воспроизвести на противоположной стене фрагмент ещё одного вооружённого конфликта — битвы при Кашине. Похоже , что ни один из них не закончил заказ , однако оба представили на обозрение публики подготовительные картоны. Бенвенуто Челлини, видевший работы позже , назвал их «школой для всего света».

Серачини , начавший исследование « Битвы при Ангиари» 45 лет назад , заявил: «Это была высшая форма искусства , созданная людьми эпохи Возрождения. Ею восторгались ведущие художники , такими как Верроккьо и Боттичелли».

Микеланджело Буонарроти. Битва при Кашине

Сейчас в мире насчитывается лишь два десятка картин , приписанных Леонардо да Винчи. И обнаружение « Битвы при Ангиари» могло бы серьёзно повлиять на наши знания о художнике. Хотя сегодня искусствоведы считают , что свидетельств существования картины слишком мало , вряд ли это остановит тех , кто пытается её найти.

Так , Маурицио Серачини планирует продолжить свои исследования и раскрыть новые секреты фрески. «Что плохого в поисках невероятного шедевра и почему мы не можем получить окончательный ответ с помощью науки? Почему бы не продолжить использование неинвазивных технологий , пока у нас не будет убедительных доказательств?», — сказал он.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector