Лоренцетти амброджо картины

Лоренцетти амброджо картины

Лоренцетти Амброджо
Картины и биография

Лоренцетти Амброджо (Lorenzetti Ambrogio) (?–1348)
Лоренцетти (Lorenzetti), итальянские живописцы, братья. Представители сиенской школы. Амброджо Лоренцетти был тесно связан с искусством флорентийского Проторенессанса, изучал античную скульптуру, интересовался проблемами перспективы. Творчество сиенских живописцев первой половины 14 века братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти представляло собой демократическую линию в сиенской живописи. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320–1348 годах), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано.

Лоренцетти Амброджо Плоды дурного правления
Плоды дурного правления, 1339,
Зал Девяти городской ратуши, Сиена
Лоренцетти Амброджо Плоды доброго правления
Плоды доброго правления, 1339,
Палаццо Публико делла Синьория
Лоренцетти Амброджо Аллегория Доброго правления
Аллегория Доброго правления
1339, Палаццо Публико, Сиена

Пьетро Лоренцетти не порывает с традициями сиенской живописи, но вносит в нее ряд реалистических черт, придавая своим образам жизненность и драматическую выразительность. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо, был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий – правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве.

Господствующее место в композиции картины “Аллегория Доброго правления” занимает персонификация Доброго правления. Она представлена в виде мужской фигуры, восседающей на великолепном троне и облаченной в одежды белого и черного цветов, эмблематических для Сиены. У подножия трона – близнецы Сепий и Асканий, жадно сосущие волчицу. Эти персонажи римской мифологои – символы древнего происхождения города. В левой части композиции изображена женщина в белом одеянии, склонившаяся на доспехи, – аллегория Мира, навеянная классическими образами.

В нижнем регистре сцены художником расположены фигуры представителей Сиенской коммуны. Фреска входит в цикл росписей Зала Совета в Палаццо Публико – правительственной резиденции Сиены. Назначение их заключалось в том, чтобы побуждачъ к справедливому управлению городом. Амброджо Лоренцетти успешно справился с этим сложным аллегорическим построением, включающим многие детали, показав себя одним из самых одаренных мастеров 14 века. Вместе с братом Пьетро Лоренцетти Амброджо выполнил множество заказов для своего родного города, полученных им от правительства.

Среди его многочисленных работ особенно замечательны грандиозные фрески, написанные им совместно с братом между 1337 и 1339 на стенах сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение “Доброго и Злого правления и их последствий”, сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства . Городская площадь с народом, купцами, лавками и особенно сельский пейзаж с правой стороны, где изображены крестьяне, собирающие жатву, являются, по существу, первыми городскими и сельскими пейзажами в итальянском искусстве, хотя в них еще много условных и наивно трактованных подробностей. Несмотря на довольно плохую сохранность, эти фрески дают нам представление о новых художественных замыслах сиенских мастеров, порывающих со средневековыми традициями.

Первое подписанное и датированное произведение Лоренцетти Амброджо – “Мадонна с младенцем” (1319, Музей религиозного искусства, Сан Кашано Валь ди Пеза). В этой ранней работе художника заметно влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио. Амброджо Лоренцетти и в дальнейшем постоянно проявлял интерес к достижениям флорентийской школы. Документально подтверждена совместная работа братьев – росписи церкви Сан-Франческо в Сиене (около 1326). В 1330 году Амброджо пишет фреску “Маэста” в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. В этот период творчества Амброджо уже освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная гармония в передаче объема и исполнении плавности и красоты линии.

Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши – Палаццо Пубблико делла Синьория. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. В цикле росписей со сценами “доброго” и “злого” правления в Палаццо Публико делла Синьория в Сиене (1337–1339) Амброджо Лоренцетти объединил сложную аллегорическую программу с живыми картинами сельской и городской жизни, величественной пейзажной панорамой.

Амброджо был опытным колористом во фресковой живописи, в работах темперой также применял краски с большой легкостью и умелостью, о чем можно судить по картинам, законченным им во Флоренции и в Сиене. Во Флоренции художник написал в соборе Сан Проколо алтарный образ с Пресвятой Девой Марией, а в одной из капелл “Истории из жития святого Николая” (1332, Флоренция, Галерея Уффици). В Сиене в здании больницы Монна Аньезе Амброджо Лоренцетти написал фрески “Рождество Богородицы” и “Введение во храм” (1342, Флоренция, Уффици), а в обители братьев-августинцев Сиены Амброджо Лоренцетти расписал капитул, где на своде создал великолепные изображения апостолов со свитками в руках.

В Орвьето Амброджо Лоренцетти расписал фресками главную капеллу в соборе Санта Мариа. Наряду с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины 14 века. Точная дата его смерти неизвестна. По одной из версий, по неподтвержденным источникам Амброджо умер в 1348 во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро. Согласно сиенским повествованиям, в последние недели и дни своей жизни Амброджо Лоренцетти закончил работу над алтарным образом в Монте Ольвето ди Кьюзури, после чего вскоре и отошел по–христиански в лучший мир.

Лоренцетти, Амброджо

Амброджо Лоренцетти (итал.  Ambrogio Lorenzetti , ок. 1290, Сиена — 9 июня 1348, там же) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат художника Пьетро Лоренцетти (ок. 1280—1348).

Содержание

Творчество. [ править ]

Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Историки искусства относят её к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»

До 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э дельи Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремленность нашла отражение в работах этого периода — «Мадонна с младенцем» (Милан, Пинакотека Брера), «Распятие» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо — «Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари.

Эти фрески относят к 1324—1327 годам. В «Мученичестве францисканцев» изображена сцена из истории Францисканского ордена. В 1277 году семь проповедников — францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана. Фреска увековечила этих борцов за веру. Несмотря на её плохое состояние, и сегодня можно видеть, насколько Лоренцетти продвинулся в изображении реального пространства и драматичности сюжета в сравнении с флорентийскими учителями.

Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.

Фрески в Палаццо Пубблико [ править ]

Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески под общим названием «Аллегория доброго и дурного правления в городе и деревне» (1338-39), написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико [1] .

Документы, связанные с началом работ над фресками, не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни. Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.

Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учеными. Всего в зале было расписано три стены.

В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир — она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок — намек на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть и портреты реальных людей той эпохи.

На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растет виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьет ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод. Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Амброджо Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками. У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.

На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой также был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с денежными мешками в тисках, Гордыня, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой.

Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.

Справа от Тирана расположились Ярость — смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (чёрный и белый) — на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч.

Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории.

33. Творчество Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти.

Симоне Мартини — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи. По праву считается основателем школы европейской готики. Симоне Мартини был учеником Дуччо. Первая достоверная работа Симоне — фреска «Маэста» (Величие Мадонны) в городской ратуше Сиены (1315 г.) Сама композиция картины вполне традиционна для итальянского искусства того времени: Мария с младенцем на руках окружена святыми, но стиль ее написания весьма далек от тех канонов. Здесь можно говорить о широком пространстве, глубине картины, свободе и плавности линий. Эта большая и великолепная композиция отражает готическую сиенскую культуру и опирается на французские образцы. После фрески «Маэста» Симоне работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, завершает в 1317 году. В начале 20-х годов начался творческий взлет художника. В это время меняется его стиль – в нем появляются готические черты, меняется палитра – она становится более яркой и красочной. Вторую половину 20-х годов художник провел в капелле Сан-Мартино, которую он украшал фресками. Тематику для фресок Мартини выбрал сам – это была жизнь французского святого Мартина Турского. Художник тяготел к французской культуре. В 1333 году появляется его главная работа – «Благовещение». Творчество относят к Сиенской школе. Характерными чертами считается смешение готических, византийских и ренессансных элементов. Симоне Мартини особо тщательно воспроизводит ландшафты, элементы городской атмосферы: крыши, окна, арки, интерьеры. Своим творчеством он оказал огромное влияние на учеников и почитателей, развитие живописи сиенской школы. Внёс вклад в становление идеалов Ренессанса.

Лоренцетти Амброджо — итальянский живописец, представитель сиенской школы. Брат художника Пьетро Лоренцетти. Жил в Сиене и во Флоренции, входил в цех флорентийских живописцев. Амброджо — ученик и последователь своего брата — был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве. Первое подписанное и датированное произведение — “Мадонна с младенцем” (1319 г). В ней ощущается интерес не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Амброджо Лоренцетти постоянно проявлял интерес к достижениям флорентийской школы. В 1330 году Амброджо пишет фреску “Маэста” (разновидность изображения Богоматери) в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. В этот период творчества Амброджо уже освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная гармония в передаче объема и исполнении плавности и красоты линии. В картинах Лоренцетти гармонично соединились традиции сиенской живописи с ее лиризмом и свойственные искусству Джотто обобщенность форм и перспективность пространственного построения. Хотя художник использует религиозные и аллегорические сюжеты, в картинах явственно проступают черты современной ему жизни. Условный пейзаж, характерный для полотен мастеров XIV в., у Лоренцетти заменяется узнаваемыми тосканскими ландшафтами. Очень реалистично он пишет виноградники, поля, озера, морские гавани, окруженные неприступными скалами. Прекрасный морской пейзаж предстает перед глазами зрителя на полотне «Чудо св. Николая Барийского». Художник использовал библейскую легенду о том, как св. Николай Барийский попросил византийских моряков помочь голодающему населению Миры, отдав часть запасов пшеницы, ссыпанной в трюмы их судов. Вершиной мастерства стали фрески зала Девяти сиенской ратуши. Фрески посвящены мотивам доброго и злого правления (1338—1340). Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. Композиция «Аллегория доброго правления» воплощает идею мирного правления граждан, основанного на добродетели и согласии, тогда как в «Плодах злого правления» представлено дьявольское, несправедливое правление рыцарей. Одним из лучших произведений мастера является третья композиция зала — «Плоды доброго правления», с убедительной достоверностью изображающая улицы, площади Сиены и сельские окрестности с разворачивающимися на них сценами обыденной мирной жизни горожан и селян.

Уникальность — в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию.

34. Пантеон. Древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля. Название греческое — «храм всех богов». Одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа, но оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. В надписи на фасаде говорится, что храм был возведен Марком Агриппой, «избранным консулом в третий раз», откуда следует дата постройки – 27 до н.э. или немного позже. Во второй надписи, мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (4 проямоугольных и 3 полуциркульных), место 8ой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (опайон) диаметром ок. 9 м, через которое и проникает свет. Купол поднимается над ротондой на 22 м, высота в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) — 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора. Проходя через огромные двойные бронзовые врата (7 м), сохранившиеся с античности, посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой. В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль.

Читайте также  Какая пенсия в греции

35. Архитектура Кватроченто. В XV в формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. Закономерным результатом разработки теории перспективы явилась разработка законов пропорций — пространственных соотношений отдельных элементов здания (высоты колонны и ширины арки, среднего диаметра колонны и ее высоты). Увлеченность античностью была свойственна, но каждый творец создавал собственный идеал античности.

В XV веке начали проводится конкурсы на предоставление права какого-либо проекта. В конкурсе 1418 года на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик, инженер. Купол должен был увенчать собор, построенный в начале XIII века и расширенный в XIV веке. Сложность была в том, что купол не мог быть возведен с помощью известных тогда технических приемов. Брунеллески свой способ вывел из приемов древнеримской каменной кладки, но изменил форму купольного сооружения. Слегка заостренный диаметром 42 м, купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения стала созданная Брунеллески лоджия Воспитательного дома во Флоренции. Возвращаясь к основам древнеримского зодчества, опираясь на принципы Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, Брунеллески проявил себя как рефарматор. Новой была форма фасада. Портик был шире самого Воспитательного дома, к которому справа и слева примыкало еще по одному пролету. Это создавало впечатление широкой протяжности, что выражалось в просторности арочных пролетов аркад, подчеркивалось относительной невысотой второго этажа. В здании отсутствовали готические формы, вместо ориентации здания в высоту или глубину Брунеллески заимствавал из античности гармоническое равновесие масс и объемов. Брунеллески был первым, кто применил практически приемы прямой перспективы. Открытие состояло в том, что он пересек оптическую пирамиду плоскостью изображения и получил на плоскости точную проекцию предмета. Использовал двери Флорентийского собора как естественную раму, поставил перед ними проекцию баптистерия — здания крещальни, расположенной перед собором — и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания. Леон Батиста Альберти (1404-1472) был первым архитектором, ориентирующимся прежде всего на древнеримское наследие. Современники не понимали необычности церковных построек Альберти. Леон создал палаццо Руччелаи во Флоренции с гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон, ордерной декорировкой фасада. В проекте Монтуанской церкви Сант-Андреа Альберти соединил традиционную базиликальную форму храма с купольным покрытием. Для здания характерны величественность арок фасада, грандиозность внутреннего пространства. Стену по горизонтали пересекал широкий антамблемент. Решающее значение имел портик, а в нем свод, в котором нервюры были заменены плоским куполом.

36. Ансамбль скульптур-портретов собора в Наумбурге. Собор в небольшом немецком городке Наумбург, где находилась епископская кафедра, начали сооружать около 1210г. Несмотря на внешнюю суровость, внутри собор очень «человечный». В его убранстве выделяются высокая каменная кафедра, украшенная скульптурами. Строительство собора уже шло к концу, когда около 1240 года в Наумбург приехал великий скульптор Средневековья, имя которого. неизвестно до сих пор. Его просто называют «Мастер из Наумбурга». Вершиной творчества «Мастера из Наумбурга» являются двенадцать фигур донаторов — основателей Наумбургского собора. Это первая портретная галерея в средневековой Европе, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Скульптуры Наумбургского собора называют кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века. Среди двенадцати скульптур западного хора, выполненных почти в человеческий рост, особенно выделяются знаменитые портреты Мейсенского графа Эккехарда и его жены Уты — величественной, гордой и одновременно глубоко чувствующей и трепетной. Образ графини Уты, изваянный великим мастером, является одним из лучших образов женщины в мировом изобразительном искусстве и стоит в одном ряду с таким шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона. Скульптуры Наумбургского собора связаны с французской готикой, и это естественно — «Мастер из Наумбурга» учился и работал во Франции. Во многих мотивах Наумбургского собора можно усмотреть влияние скульптурного убранства собора в Реймсе. Однако в произведениях «Мастера из Наумбурга» ясно присутствует немецкая художественная традиция.

37. Мемориальные сооружения Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля — форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.

По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал и два симметричных здания библиотек, между которыми была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм — в ее глубине. Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки — один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером. Арка Константина, поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м выс, 25 м шир), но и обилием украшений. Некоторые детали взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях — мостах и акведуках. Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98—106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.

38.Конные памятники кондотьеров, созданные в Италии в эпоху Кватроченто. Одной из самых значительных работ Донателло является воздвигнутая им в 1443—1453 годах в Падуе конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, прозванного итальянцами Гаттамелата («Хитрая кошка»). Колоссальная бронзовая статуя кондотьера на соборной площади в Падуе считается первым конным монументом Ренессанса и родоначальником всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века. Похоронен Гаттамелата в соборе, где находится и его скульптурное надгробие. Конный памятник поставлен по решению венецианского сената, дабы увековечить «выдающуюся славу» падуанца, венцом карьеры которого стал пост главнокомандующего войсками Венецианской республики. В целом он связан с гуманистической идеей прославления доблести современника, его гражданских заслуг. Поэтому естественным было обращение Донателло к античным образцам; причем Гаттамелата облачен у Донателло в доспехи римского императора. Донателло нашел решение, ставшее классическим для Возрождения. В ясности и компактности форм, четкой завершенности энергичного силуэта, спокойной посадке всадника и сдержанной силе поступи коня есть волевая собранность, героическая готовность. Вознесенный над площадью на своем 8м постаменте, Гаттамелата подобен доблестному стражу с лицом сурово-задумчивого мудреца. В естественности и простоте этого памятника человеческая широта идеалов раннего Возрождения раскрывается так полно, как, может быть, ни в одном другом произведении Донателло. Статуя Гаттамелаты логически замыкает «героическую» линию творчества мастера, в нем наиболее последовательно воплотился ренессансный идеал — идеал сильного человека, заслужившего своими героическими деяниями право на благодарность и память потомков. Незабываем в своей выразительности властный образ Гаттамелаты.

Уголино Лоренцетти

Бартоломео Булгарини (итал. Bartolomeo Bulgarini ; известен по документам с 1337 г. — 1378, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа.

О Бартоломео Булгарини упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» Джорджо Вазари. Он сообщает, что Бартоломео был учеником Пьетро Лоренцетти, и даже написал портрет своего учителя, который ранее хранился в Сиене. Длительное время считалось, что работы Бартоломео Булгарини не сохранились. Однако этот художник был «открыт заново».

Его «открыватель», знаменитый знаток итальянского искусства Бернард Беренсон, сначала определил круг стилистически близких картин, однако не зная имени автора, придумал для него условное имя «Уголино Лоренцетти» из-за близости этих картин как к манере Уголино ди Нерио, так и к манере Пьетро Лоренцетти. Другая группа картин, частично совпадающая с той, что определил Беренсон, уже другим исследователем, Девальдом, была приписана руке анонимного мастера, которого он назвал «Мастер Овиле» (итал. Maestro d’Ovile ) по картине, находившейся в сиенской церкви Сан Пьетро а Овиле. В 1936 году авторство обеих групп картин было идентифицировано с фигурой Бартоломео Булгарини.

Не существует ни одного подписанного Бартоломео Булгарини произведения. В инвентарной описи сиенского собора, сделанной в XVI веке, художника по имени Булгарини называют автором картины «Рождество», которая украшала алтарь св. Виктора (у каждого из четырех святых-покровителей Сиены есть свой отдельный алтарь в соборе, и алтарь св. Виктора один из них). Среди авторов, писавших картины для этих алтарей, можно назвать таких первоклассных художников как Симоне Мартини и Липпо Мемми («Благовещенье» — ныне в галерее Уффици, Флоренция), Пьетро Лоренцетти («Рождество Марии» — Сиена, собор), и его брата Амброджо Лоренцетти. Со временем специалисты сошлись во мнении, что «Рождество», указанное в инвентарной описи XVI века — это картина «Поклонение пастухов», которая хранится в Кембридже, в Художественном музее Фогг, и датируется приблизительно 1350 годом. Картина серьезно пострадала в свое время от грубых подновлений и отпиливания краев. В этом произведении можно видеть искусный баланс между двухмерной плоскосностью, характерной для сиенской живописи XIV века, и иллюзорной глубиной пространства картины, созданной с помощью двух тонких колонн.

В сиенских и флорентийских архивных документах Бартоломео упоминается несколько раз с 1337 по 1378 год. В 1345 году его имя появляется в связи с незначительными работами; в 1349 году, согласно документам, он пишет фрески в Порта ди Камоллья (городские ворота Сиены); эти фрески не сохранились, так же, как не сохранились созданные художником картины для капеллы св. Сильвестра в флорентийской церкви Санта Кроче, и для сиенского госпиталя Санта Мария делла Скала, которые фигурируют в документах. В 1363 году имя Бартоломео Булгарини появляется в списке гильдии сиенских художников, а запись от 1370 года сообщает, что мастер вместе со своей супругой вступает в братство при сиенском госпитале Санта Мария делла Скала, который был не столько госпиталем в современном понимании, сколько благотворительной организацией, приютом для страждущих и интернатом для брошенных детей. С этого момента и до конца жизни Бартоломео был связан с этим богоугодным сиенским общественным институтом. Запись от 4 сентября 1378 года сообщает о его кончине.

На основании технических особенностей изготовления картин той эпохи возникло предположение, обретающее всё больше сторонников, что после эпидемии чумы 1348 года Бартоломео Булгарини возглавлял крупнейшую в Сиене художественную мастерскую, в которой выполнялись работы многих известных сиенских мастеров. Булгарини создавал картины не только для сиенских учреждений — собора или госпиталя Санта Мария делла Скала (для которого он написал пять произведений), но работал также во Флоренции, Сан Джиминьяно, Пиенце, Гроссето и Лукке. Сегодня его кисти приписывается довольно обширный круг произведений (в основном это отдельные части разобранных алтарей), которые хранятся в лучших собраниях мира — вашингтонской Национальной галерее (Св. Екатерина Александрийская, ок. 1335 г.), парижском Лувре (Распятие ок.1350 г.), санкт-петербургском Эрмитаже (Распятие, после 1330 г.), нью-йоркском музее Метрополитен (Св. Матфей и Фома, ок. 1350 г.), сиенской Пинакотеке (Вознесение Марии; Св. Ансано; Св. Гальгано; Мадонна с младенцем, ок 1335 г.), в собраниях Германии — кёльнском музее Вальрафа Рихартца (Мадонна с младенцем на троне, ок.1350 г; Св. Петр, ок. 1350 г.; Св. Матфей ок. 1350г; Св. Франциск), а также в Берлине и Франкфурте на Майне; в Христианском музее венгерского города Эстергом ((Моисей, ок. 1350 г. и Пророк Даниил, ок. 1350 г.), в крупнейших частных собраниях — Кресса (Мадонна с младенцем) и Тиссена-Борнемиса (Мадонна с младенцем, четырьмя ангелами и святыми-мучениками), а также в церквях Тосканы.

Уголино Лоренцетти

Уголино Лоренцетти — вымышленное имя художника. В действительности художника по имени Уголино Лоренцетти не существовало. Это имя придумал известный искусствовед Бернард Беренсон для обозначения круга произведений живописи, стилистически близких манере как Уголино ди Нерио, так и Пьетро Лоренцетти. Сегодня установлено, что все эти картины принадлежат кисти Бартоломео Булгарини.

Литература

Judith B. Steinhoff. Sienese Painting After the Black Death: Artistic Pluralism, Politics and the New Market Cambridge University Press. 2007.

ngasanova

Лоренцетти (Lorenzetti), итальянские живописцы, братья. Представители сиенской школы. Амброджо Лоренцетти был тесно связан с искусством флорентийского Проторенессанса, изучал античную скульптуру, интересовался проблемами перспективы. Творчество сиенских живописцев первой половины 14 века братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти представляло собой демократическую линию в сиенской живописи. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 годах), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано.

Амброджо Лоренцетти. «Благовещенье» 1344 г. Сиена, Пинакотека.

Он не порывает с традициями сиенской живописи, но вносит в нее ряд реалистических черт, придавая своим образам жизненность и драматическую выразительность. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо, был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал.

Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве.

Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337-39. Палаццо Пубблико, Сиена

Амброджо Лоренцетти. «Плоды доброго правления» фреска, деталь: Аллегория Безопасности. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.

Среди его многочисленных работ особенно замечательны грандиозные фрески, написанные им совместно с братом между 1337 и 1339 на стенах сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение “Доброго и Злого правления и их последствий”, сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством.
В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства . Городская площадь с народом, купцами, лавками и особенно сельский пейзаж с правой стороны, где изображены крестьяне, собирающие жатву, являются, по существу, первыми городскими и сельскими пейзажами в итальянском искусстве, хотя в них еще много условных и наивно трактованных подробностей . Несмотря на довольно плохую сохранность, эти фрески дают нам представление о новых художественных замыслах сиенских мастеров, порывающих со средневековыми традициями.

«Мадонна с младенцем, св. Магдалина, Св. Доротея и Успение» 1330е гг. Сиена, Пинакотека.

Первое подписанное и датированное произведение Лоренцетти Амброджо — “Мадонна с младенцем” (1319, Музей религиозного искусства, Сан Кашано Валь ди Пеза). В этой ранней работе художника заметно влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио. Амброджо Лоренцетти и в дальнейшем постоянно проявлял интерес к достижениям флорентийской школы. Документально подтверждена совместная работа братьев — росписи церкви Сан-Франческо в Сиене (около 1326). В 1330 году Амброджо пишет фреску “Маэста” в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. В этот период творчества Амброджо уже освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная гармония в передаче объема и исполнении плавности и красоты линии.

Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.

Плоды дурного правления, 1339, Палаццо Публико делла Синьория, Зал Девяти городской ратуши, Сиена

Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь: разрушенный замок. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико

Амброджо Лоренцетти. «Сцены из жизни св. Николая», деталь:Св. Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном. 1330е гг. Флоренция, Галерея Уффици.

Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико делла Синьория. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. В цикле росписей со сценами “доброго” и “злого” правления в Палаццо Публико делла Синьория в Сиене (1337-1339) Амброджо Лоренцетти объединил сложную аллегорическую программу с живыми картинами сельской и городской жизни, величественной пейзажной панорамой.

Амброджо Лоренцетти. «Мученичество францисканцев», фреска. 1324-27гг. Сиена, ц. Сан Франческо.

Амброджо был опытным колористом во фресковой живописи, в работах темперой также применял краски с большой легкостью и умелостью, о чем можно судить по картинам, законченным им во Флоренции и в Сиене. Во Флоренции художник написал в соборе Сан Проколо алтарный образ с Пресвятой Девой Марией, а в одной из капелл “Истории из жития святого Николая” (1332, Флоренция, Галерея Уффици). В Сиене в здании больницы Монна Аньезе Амброджо Лоренцетти написал фрески “Рождество Богородицы” и “Введение во храм” (1342, Флоренция, Уффици), а в обители братьев-августинцев Сиены Амброджо Лоренцетти расписал капитул, где на своде создал великолепные изображения апостолов со свитками в руках.

Амброджо Лоренцетти. «Принесение во храм» 1342 г. Флоренция, Галерея Уффици.

В Орвьето Амброджо Лоренцетти расписал фресками главную капеллу в соборе Санта Мариа. Наряду с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины 14 века. Точная дата его смерти неизвестна. По одной из версий, по неподтвержденным источникам Амброджо умер в 1348 во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро. Согласно сиенским повествованиям, в последние недели и дни своей жизни Амброджо Лоренцетти закончил работу над алтарным образом в Монте Ольвето ди Кьюзури, после чего вскоре и отошел по-христиански в лучший мир.

Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико

Аллегория Доброго правления 1339, Палаццо Публико, Сиена

Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска. деталь: фигура Правосудия. 1337-39. Сиена, Палаццо Пубблико.

Господствующее место в композиции занимает персонификация Доброго правления. Она представлена в виде мужской фигуры, восседающей на великолепном троне и облаченной в одежды белого и черного цветов, эмблематических для Сиены. У подножия трона — близнецы Сепий и Асканий, жадно сосущие волчицу. Эти персонажи римской мифологои — символы древнего происхождения города. В левой части композиции изображена женщина в белом одеянии, склонившаяся на доспехи, — аллегория Мира, навеянная классическими образами. В нижнем регистре сцены расположены фигуры представтелей Сиенской коммуны. Фреска входит в цикл росписей Зала Совета в Палаццо Публико — правительственной резиденции Сиены. Назначение их заключалось в том, чтобы побуждачъ к справедливому управлению городом. Амброджо Лоренцетти успешно справился с этим сложным аллегорическим построением, включающим многие детали, показав себя одним из самых одаренных мастеров 14 века.

Эффекты хорошего правительства в городах, подробности из Аллегории и эффекты хорошего и плохого правительства в городе и стране, 1337-1343, Зал Мира, Палаццо Publico, Сиена

Городская жизнь ярко поставлена
Амброджо Лоренцетти имеет на своей фреске «эффект хорошего правительства», очень убедительный на картине. Даже на первый взгляд веселая атмосфера узнаваема, активность определяет день в оживленной Сиене. Как художник справляется с этим?

Фронтально можно увидеть типичную итальянскую площадь, где многочисленные люди встречаются в разных функциях: в левой трети картины изображены всадники, которые выбегают из строя, и группа изящных женских фигур, которые держат руки в кругу. Они расположены почти посередине нижней трети картины и вносят решающий вклад в гармоничное выражение фрески через ее танцевальную позу. Они символизируют добродетель «гармонии».
В правой части картины активная жизнь доминирует над сценой. Мы видим мулов, лошадей и мастеров на работе. Здание с аркадами позволяет взглянуть в пространство, в котором, возможно, совершается торговля. Без сомнения: в этом городе он может жить хорошо. Люди имеют работу, чтобы поесть, могут свободно передвигаться по улице и все вовлечены в свою жизнь.
Впечатление от защищенной средневековой жизни усиливается защитной стеной, которую можно увидеть с правой стороны. Это ограничивает город, но также дает ему точку опоры и фокусирует взгляд зрителя.
Этот город можно назвать процветающим городом. Многоэтажные дома — величественные здания, которые бросаются в глаза со сложными эркерами. Типично для средневековья, в небе возвышаются многочисленные башни. Они тоже являются символом процветания богатых семей, которые управляют городом.

Фантастические цвета
С богатой палитрой готический художник создает город, который напоминает современные итальянские города. Дома поднимаются по склону, являются частично многоэтажными и выглядят очень ухоженными. Каждый палаццо имеет индивидуальную живопись, придающую всей фреске свежий, живой характер. Картина приглашает вас погрузиться в отдельные комнаты, дома или на мероприятиях на улицах. Привлекательно оставаться в одном, а затем в другом. Торговцы приносят товары в город. Фермеры водят своих животных по улице. Всадники ездят по городу на лошади или приводят его в зелье, а люди проводят время в комнатах. Это движение увлекательно. В отличие от обычных святых того времени, эта знаменитая работа не стоит на месте. Хотя здания на их месте. Но только благодаря разнообразной цветовой палитре здесь ничто не кажется скучным или даже безжизненным. Напротив! Пышные цвета создают движущийся объект, в котором главную роль играют спереди и сзади, сверху и снизу, весь ракурс. Не менее важен свет. Лоренцетти создает светлые и темные, частично в теневых стенах дома и стенах, которые делают эту повседневную жизнь ощутимой зрителем.

Читайте также  Бог попоек у греков 4 буквы

Даже если между созданием фрески и сегодняшним днем прошло несколько сотен лет, ничего не изменилось в динамике людей, которые могут жить в мире и процветании. Здесь итальянский колорит, общеизвестная южная радость жизни безошибочна: на первый взгляд, эта картина стоит посреди итальянского города. Это тоже делает привлекательность работы.

«Влияние хорошего управления в городах» — это аллегория, нарисованная Лоренцетти в виде комиссии из четырех фресок на стенах «Палаццо Пубблико». Согласно последним научным исследованиям, художник художественно принял и истолковал цитаты из древних греков, римлян и августинцев на этих фресках. Как выразительная печать на холсте, фреска вызывает все больше и больше дискуссий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector