Любимое дерево античных скульпторов

Любимое дерево античных скульпторов

Любимое дерево античных скульпторов

Скульптор из Адыгеи выиграл всероссийский конкурс парковой скульптуры по дереву

В Михайловском саду Русского музея Санкт-Петербурга прошел X международный фестиваль «Императорские сады России — 2017», в рамках которого состоялась выставка-конкурс скульптуры из дерева, приуроченная к Году экологии в России. Организатором и инициатором выступила компания STIHL — один из признанных мировых лидеров в «бензопилостроении».

Резчикам по дереву было предложено воплотить свои творческие задумки с использованием новых технологий и экологических материалов. В престижном конкурсе, участниками которого стали более 300 скульпторов по дереву со всей России, одержал победу парень из Адыгеи Иван Романенко.

Молодому человеку 25 лет, и только 1,5 года он занимается резьбой по дереву. И вдруг такой прорыв! В чем секрет успеха, мы узнали, пообщавшись с начинающим скульптором.

Иван Романенко родом из станицы Абадзехской. За плечами художественная школа и отделение изобразительного искусства Адыгейского государственного университета.

— Больше всего я любил академический рисунок. Мне нравилось зарисовывать античные скульптуры, я восхищался их совершенными формами. Преподаватели всегда советовали представлять, как будто мы лепим, благодаря чему рисунок получался более живым и объемным. Мне хотелось поработать со скульптурой, но случай не представлялся, — делится Иван.

Сама судьба вложила в руки молодого человека резец. Жизнь сделала Ивану двойной подарок, послав ему не только любимую женщину, но и тестя, который много лет профессионально занимается резьбой по дереву. Именно он научил Ивана тонкостям работы с деревом. Первое, с чего начал парень, — изготовление элементов декора. Технические навыки подкреплялись художественным воображением. Работа на заказ воодушевляла. В немногие часы свободного времени Иван стал творить для души — вырезал из дерева лица, античные бюсты, цветы.

На тот момент, когда парень услышал о конкурсе скульптуры из дерева, в его арсенале было не так много работ. Имея за плечами столь небогатый опыт, отважиться на соревнование с известными и маститыми резчиками по дереву было более чем смело. Как признался Иван, прельстил один из призов — пила для карвинга (резьбы). Инструменты резчика по дереву, как правило, импортного производства, не всегда доступные и весьма дорогостоящие. Рискнуть стоило.

Темой фестиваля и конкурса скульптур организаторы выбрали авангард. Участникам было предложено интерпретировать концепции и образы авангардного искусства. На первом этапе нужно было создать эскиз садово-парковой скульптуры, в которой новаторские идеи и концептуальные решения авангарда были бы даны во взаимодействии с экологическими принципами.

Прежде чем придумать образ, Иван решил начать с формы и нужного материала. В поисках идей приехал в родную станицу Абадзехскую, где на родительском подворье присмотрел подходящее дерево — ясень с двумя взмывающими к небу ветвями.

Ясень — дерево непростое. Оно обладает своей особенной энергетикой, мудростью и мощью.

Абадзехский ясень помог Ивану раскрыть его способности скульптора. Устремленные вверх ветви стали воздетыми к небу руками, а будущая скульптура приобрела реальные очертания, хотя только в воображении: это Прометей, похитивший огонь (символический свет знаний) у богов, чтобы подарить его людям.

Эскиз Прометея в стиле авангард был высоко оценен жюри, в составе которого были искусствоведы — сотрудники «Русского музея». Из более чем 300 участников со всей России в финал было отобрано всего 7 работ, среди которых эскиз самого молодого (по возрасту и опыту) конкурсанта из Адыгеи. Но это была только первая ступень к победе, теперь Ивану предстояло, подобно Пигмалиону, вдохнуть жизнь в свое творение и воплотить Прометея, существующего пока на бумаге. На этот этап отводился всего месяц.

Ясень — одно из красивейших деревьев, он услаждает взор, но его внутренняя структура не менее прекрасна, убедился Иван, приступив к работе над скульптурой. Однако работать с этой красотой оказалось не так просто.

— Мой родной дед работал на валке леса более 30 лет, еще в детстве он рассказывал, как на структуре дерева сказываются климат и рельеф местности. Ясени, растущие на склонах гор в Адыгее, совсем не такие, как их собратья, произрастающие на равнинах в средней полосе России. Наш южный ясень считается самым твердым, — рассказывает Иван.

Еще одна сложность в обработке ясеня заключалась в том, что зимние кольца ствола более твердые, а летние — рыхлые и легко скалывались при резьбе. Приходилось применять все мастерство, не раз обращаться к интернету, чтобы подобрать соответствующий способ обработки деревянной скульптуры. Чтобы уравновесить композицию и воплотить образ Прометея, Иван вложил в руки скульптуры символический огонь — шар. Его и некоторые другие фрагменты двухметрового титана Иван покрасил специальной морилкой, а саму скульптуру пропитал смесью льняного масла и пчелиного воска.

— Результат превзошел мои ожидания, — говорит парень. — Дерево словно обрело вторую жизнь. В то же время скульптура соответствовала духу авангарда — упрощенное изображение образа в искусстве. Я уже вполне рассчитывал на победу.

И надежды самого молодого участника всероссийского конкурса оправдались. Из 7 финалистов члены конкурсного жюри выбрали троих победителей, среди которых — начинающий скульптор из Адыгеи Иван Романенко.

Работы победителей были выставлены в Михайловском саду в рамках фестиваля «Императорские сады России — 2017». Там же прошла торжественная церемония награждения. Среди подарков — та самая пила, ради которой Иван Романенко рискнул участвовать в конкурсе. Организаторы фестиваля планируют представить работы победителей на выставке в Германии.

А у Ивана свои далеко идущие творческие планы.

— Я открыт всему новому и никогда не боюсь начинать что-то с нуля. Возможно, результат будет не таким, как ожидаешь, но если не пробовать, то не узнаешь, на что ты способен. Да и дерево не единственный материал, с которым я хочу работать. Меня привлекает и мрамор, — делится задумками Иван Романенко.

Победа окрылила и вдохновила начинающего скульптора. В скором времени в Томске состоится Международный фестиваль-конкурс «Праздник топора» 2017 года. Почему бы не попробовать силы и в нем?

Любимое дерево античных скульпторов

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: дерево 4 буквы

Айва И мало кто готов выращивать айву на своем садовом участке, рассчитывая на то, что этот плодовый деревообразный кустарник и так часто встречается в природе

Арад Машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, текстильная, пищевая, обувная промышленность

Арка Впервые арки (каменные) появляются в архитектуре Древнего Востока, где отсутствовало дерево, пригодное для крупных горизонтальных балочных перекрытий

Букс — Вечнозеленый декоративный кустарник или невысокое ветвистое южное дерево; самшит

Гифу Машиностроение, текстильная, швейная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность

Граб Места обитания граба — так называемые предгорные шибляки, где дерево в сообществе с кустарниками выполняет важную работу, укрепляет тонкий слой почвы и удерживает в ней влагу

Дева Трава Девы — мята, дерево — яблоня, животное — свинья, птица — воробей, камень — изумруд

Дуля — 1) Грушевое дерево

Ильм Ильм — Большое лиственное дерево с ценной, прочной древесиной; Лиственное дерево с твёрдой древесиной; Твёрдолиственное дерево

Ирга Кустарник или небольшое дерево

Кедр Хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых

Клён Клен остролистный, или платановидный (Acer platanoides), — дерево до 30 м высотой и иногда до 1 м в диаметре

Комо Шелковая, станкоинструментальная, электротехническая, автомобильная, часовая, швейная, деревообрабатывающая промышленность

Лавр Лавр благородный (Laurus nobilis) — невысокое (2-20 м) дерево с гладкими ветвями и продолговато-ланцетными блестящими листьями

Лада Богине Ладе на Руси посвящалось такое прекрасное дерево, как берёза

Липа Липа — Лиственное дерево

Мате Мате называется также и само дерево

Мирт Мирт — Южное вечнозеленое дерево

Ночь Грозовые воробьиные, рябиновые ночи связаны с культом рябины, которая является деревом Перуна

Огон Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево

Омск Машиностроение (сельскохозяйственные машины, электроприборы и другое); нефтеперерабатывающая и нефтехимическая (производство шин, резинотехнических изделий, пластмасс и другое), легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность

Орех Легенда утверждает, что в дерево была превращена Кария, дочь лаконского царя Диона, а плодами стали девушки, водившие хороводы в честь Артемиды под сенью дерева

Оулу Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность

Пори Судостроение, цветная металлургия, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность

Пунт Главными предметами вывоза из Пунта были мирра, золото, чёрное дерево, слоновая кость; вывозились также рабы

Пшат — Южное дерево или кустарник семейства лоховых с приятным запахом и сладкими съедобными плодами

Риза Металлургия, машиностроение, производство шин, деревообрабатывающая, пищевая промышленность

Таза Деревообрабатывающая, текстильная, кожевенная, мукомольная промышленность

Тень Дерево отбрасывает тень

Тёрн Небольшой кустарник, редко небольшое дерево высотой 4—8 м. Ветки с колючками

Тирс Тирс наделен магическими свойствами, обладает способностью превращать воду в вино, засохшее дерево в вечнозеленое, сорняк в прекрасный цветок

Тунг (тунговое дерево) — род деревьев семейства молочайных

Фига — 1) Субтропическое дерево семейства тутовых; фиговое дерево, смоковница

Щепа Для изготовления технической щепы, которая используется для изготовления древесно-волокнистых плит, древесно-стружечных плит, цементно-стружечных плит и топливных пеллет, используются отходы пиломатериалов, которые образуются в деревообрабатывающих цехах

Эбен — 1) Черное дерево

Юкка Юкка — южное вечнозеленое дерево

Явор — дерево рода клен

Яссы Черная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность

Скульптура на Елагином острове

Любимое место летних прогулок петербуржцев — это Елагин остров. В зелени листвы находится изящное творение зодчих Джакомо Кваренги и Карла Росси — Елагинский дворец. Перед выходом из дворца к Масляному лугу, на высоких каменных пьедесталах установлены статуи львов с шарами. На постаментах-плинтах отчеканена надпись «Изделие С.П. Казённого литейного завода 1882 год». Отлитые в чугуне по мастер-моделям скульптора Прокофьева, они по пластике мне очень напоминают флорентийских львов из палаццо Питти.

В самом дворце парадная анфилада украшена большими белыми пристенными скульптурами с бронзовыми светильниками в руках. Созданные известным ваятелем С.С. Пименовым, они прекрасно сочетаются с классицистическим стилем интерьера. В центре Голубой гостиной установлена изящная статуя «Венера с Амуром», вырезанная из итальянского мрамора бельгийским художником Ш.Фрекеном. Интерьер огромного Овального зала богато декорирован белоснежными барельефами на исторические темы, вылепленных академиком Российской Академии художеств В.И. Демут-Малиновским.

Так же известный ваятель С.С. Пименов украсил пилястрами и чугунными масками, геммами и маскаронами фасад здания оранжереи, красиво завершив композиционное решение лепными панно из венков и львиных масок.

В оригинальный по архитектуре Кухонный корпус ведёт шестиколонный портик дорического ордера. В фасадных нишах установлены большие статуи античных богов и богинь. Архитектор К.И. Росси лично прорисовывал для скульптора Пименова масштабные силуэты этих произведений. Вырубленные из пудостского камня фигуры Артемиды, Меркурия, Психеи, Афины, Деметры, Аполлона, Вакха и Флоры по пластике немного грубоваты. Но в этом их такое особое русское очарование. Всё-таки это не аристократический итальянский мрамор, а пористый по фактуре наш местный камень.

На площадке перед Масляным лугом, напротив дворца, современные скульпторы установили ландшафтные бронзовые композиции по мотивам картин «Поцелуй» Густава Климта и «Танец» Анри Мастисса. Спорное по скульптурной пластике решение тем не менее смотрится интересно на территории исторического ЦПКиО. Хотя, на мой взгляд, более органично выглядит бронзовый бюст Сергею Мироновичу Кирову на входе в парк.

В глубине Нового английского сада в тени деревьев стоит двухметровая статуя Геракла, высеченная из мрамора по античному оригиналу, скульптором П.Трискорни.

А какой изумительный вид открывается со Стрелки Елагина острова. Если вечером стать на гранитной террасе между статуями могучих каменных львов, можно увидеть фантастический по красоте закат!

Вы можете заказать копию любой исторической скульптуры на Елагином острове в Творческой мастерской Союза художников России под руководством Селиверстова Игоря. На собственном камнерезном и литейном производстве в Петербурге мы создадим садово-парковую, ландшафтную скульптурную композицию любого размера: от декоративной бронзовой маски льва до монументальной статуи из пудостского камня.

Наши мастера и ваятели работали в Академии художеств России и в Русском музее, делая под заказ произведения искусства скульптуры на высоком музейном уровне за оптимальную стоимость скульптурных работ.

Наследники

Современная скульптура стоит на фундаменте Античности, но мастера XXI века работают не только с классическим мрамором. А если берутся за мрамор, то создают не только бюсты и фигуры. Знакомимся с пятью мастерами со всего мира, которые получили в наследство античную традицию и по-своему ее продолжают.

Жерар Мас — молодой скульптор родом из испанской Жироны, учился в художественной школе им. Ллохия в Барселоне. Скульптуры Жерара полны иронии и мягкого юмора: его любимые герои – то ли флорентийцы XV века, занесенные в наше время, то ли наши современники, ради шутки примерившие образы Возрождения. Со сложными прическами, в жабо и кружевных платьях они невозмутимо жуют жвачку и чупа-чупсы, отвечают на звонки и ковыряют в носу. При приближении видно, как тщательно и с любовью раскрашены их бюсты: Мас передает все оттенки девичьего румянца, щедро рассыпает веснушки, передает полутона кожи и цвет глаз. Любимые материалы художника — мрамор, алебастр, дерево, смола и бронза. Магический реализм, похоже, перешел из литературы в скульптуру – это видно и по работам следующего героя.

GERARD MAS

GERARD MAS

WILLY VERGINER

WILLY VERGINER

BRUNO WALPOTH

В студии Vincenzo Mussner в Ортизеи Бруно Уолпот в 14 лет начинал как подмастерье. Через сорок лет он прославил и себя, и своего первого учителя гиперреалистичными скульптурами из дерева. Его мужчины, женщины и дети – одинокие, беззащитные и бесконечно трогательные. Бруно так любуется их тонкими запястьями, острыми ключицами, поворотом головы, передает все так точно, что античные скульпторы наверняка признали бы эти работы одухотворенными. Хотя и удивились бы неожиданному выбору материала – липа и орех. В них есть искренность, признание, что мы не идеальны, но от этого не менее прекрасны и достойны любви. Первыми моделями были дети художника, которых он запечатлел во всех возрастах, удерживая уходящее детство.

BRUNO WALPOTH

BRUNO WALPOTH

BRUNO WALPOTH

ALASDAIR THOMSON

Молодой шотландец Аласдар Томсон получил высшее образование в Эдинбурге, а затем учился на скульптора в Senese Scoula Edile в Сиене. Он использует дорогой каррарский мрамор совершенно неожиданно, как будто в шутку, увековечивая в нем что-то совсем не героическое, повседневное – рубашки, платья на тонких бретелях, футболки. На самом деле все это – предметы, которые мастер попросил для работы у своих друзей, они индивидуальны. Но даже не зная об этом, в них можно увидеть красоту и хрупкость. Аласдар исследует возможности мрамора – вечного материала, который может струится, ложиться складками или имитировать мятую бумагу. Художественную смелость Томсона признала Королевская шотландская Академия, вручив ему приз зрительских симпатий на одной из своих ежегодных выставок.

ALASDAIR THOMSON

ALASDAIR THOMSON

ALASDAIR THOMSON

SEBASTIAN MARTORANA

Американец Себастьян Марторана – друг Аласдара Томсона, они познакомились во время учебы в Италии, живут на разных континентах, но устраивают совместные выставки. Их работы похожи в том смысле, что Себастьян тоже использует мрамор и тоже останавливает в нем случайные, будничные моменты: ваяет грубую рабочую перчатку, забытые в углу мастерской кеды или повещенную на крючок куртку. Он преодолевает представление о мраморе, как об очень консервативном материале, который нужно «заслужить» и дает билет в вечность простым натюрмортам, на которые мы смотрим каждый день, не вглядываясь.

Скульптор из Хотьково делает сувениры из бивня мамонта, которые разъезжаются по всему миру

48-летний скульптор Александр Ненажный родом из Пятигорска, но полжизни он провел в Хотьково. С его творчеством неразрывно связана история этого маленького города: работы Ненажного стоят в публичных местах и радуют глаз местных жителей. А зарубежные коллекционеры охотятся за его мини-скульптурами в русском стиле.

КОСТЬ И ОБЪЕМ

В начале 90-х, когда Александр вернулся из армии, он решил поступить на резчика в Абрамцевское художественно-промышленное училище в Хотьково. Но какой материал выбрать для творчества?

После окончания училища Ненажный остался в Хотьково – его привлекла природа Подмосковья. Но тогда, по признанию мастера, город не произвел на него впечатления, так как был совсем другим – неустроенным, серым, безликим. Александр женился на девушке из Архангельска, купил участок и построил дом.

Чтобы содержать семью, Александр открыл ИП, но дело почему-то не пошло. Тогда он начал сотрудничать с различными организациями – Хотьковской фабрикой резных художественных изделий, объединениями «Русский север», «Шахматы Карпова». Брался за все – вырезал из бивня мамонта рукоятки для кинжалов тульских мастеров, делал шахматы на исторические темы, скульптуры.

Любимый жанр Ненажного – миниатюрные работы из бивня мамонта. Большинство таких скульптур раскупили музеи и коллекционеры со всего мира – из Бельгии, Германии, США и других стран. Зарубежные собиратели больше всего ценят шахматы и произведения, связанные с церковной тематикой. Также пользуются спросом мини-скульптуры в подчеркнуто русском стиле, например, сцены охоты на медведя.

ЛИЦО ГОРОДА

Постепенно Ненажный перешел с кости на камень. В городе начали проводить симпозиумы скульпторов «Хотьковские сезоны», и Александр стал их завсегдатаем.

Среди работ Александра есть античные скульптуры и библейские герои, но мастер признается, что любимая тема его творчества – дети. Так, в разных уголках Хотьково можно увидеть застывшего Филиппка в огромной шубе с чужого плеча. А рядом расположилась скульптура ангела, сопровождающего душу: последнюю мастер изваял как ребенка в белом, которого ласково обнимает за плечи крылатый проводник. В парке Покровский можно встретить маленького каменного Аксакова из книги «Детские годы Багрова-внука».

Ненажный приложил руку и к созданию бюста известного уроженца Хотьково – писателя и фольклориста Бориса Шергина. Многие с детства помнят его сказку «Волшебное кольцо», а увидеть автора Ненажного можно в библиотечно-краеведческом центре им. Шергина.

ПО СТОПАМ ОТЦА

У Александра и его жены четверо детей. Дар отца передался младшим Ненажным – они прекрасно рисуют. Старшая дочь – 19-летняя Анна – учится на режиссера-аниматора. Средняя Ульяна поступила в МГУ на журфак. Младшим отпрыскам всего пять лет и один год, но и они уже проявляют художественные способности.

Кстати, на следующей неделе в Сергиевом Посаде пройдет фестиваль «Дар», на котором можно будет пообщаться Александром Ненажным и увидеть его работы.

Читайте также  Древнегреческие статуи мужчин
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector