Мантуя италия фото

Мантуя италия фото

Мантуя (Mantova).

Мантуя
Мантуя. Италия.

Мантуя – древний город в регионе Ломбардия.
Мантую основали этруски в VI в. до н.э. Но своего максимального расцвета город достиг во времена синьории под управлением Гонзага, т.е. в 1328-1707 гг. Гонзага – один из самых известных и влиятельных родов эпохи итальянского Возрождения. Гонзага сначала были синьора Мантуи, затем маркизами, а потом герцогами.
Политика Гонгаза заключалась в защите границ и поддержание мирного равновесия между могущественными соседями: Венецианской республикой, Миланом и Феррарой.
С 1708 года Мантуя попала под власть австрийцев. В 1797 г. город захватили войска Наполеона.
Венский конгресс 1815 г. вернул Мантую австрийцам.
В 1866 г. город вошел в состав объединенной Италии.

Современная Мантуя живой и туристический город, он живописно окружен озерами.
Такая водная система сложилась в XII в., когда архитектор и инженер Альберто Питентино предложил организовать защиту города, используя реку Минчо. Так вокруг жилого центра появились четыре озера – Супериоре, Меццо, Инфериоре и Пайоло, сделав Мантую островом, который соединялся с «большой землей» двумя мостами.

Мантуя

От ж/д станции пройдем по проспекту corso Vittorio Emanuele II, который приводит piazza Andrea Mantegna. Здесь нас встречает базилика святого Андрея (Basilica di Sant’Andrea), возведенная по проекту Леона Баттиста Альберти в 1472 г. Через 328 лет был надстроен купол по рисункам Филиппо Йюварра.
В крипте хранятся священные вазы с кровью Христа, которую привез в Мантую римский центурион Лонгин.
Лонгин по приказу Пилата пронзил бок Христа копьем, в этот момент произошло затмение солнца и землетрясение и центурион уверовал в Христа. Кроме того, Лонгин провел рукой, испачканной кровью Христа по своим больным глазам, и они стали здоровыми. Легенда рассказывает, что собранную кровь Лонгин привез в свой родной город.
В одном из приделов базилики похоронен живописец Андреа Мантенья, который умер в Мантуе в 1506 году.

Интерьер базилики святого Андрея. Мантуя
Интерьер базилики святого Андрея. Мантуя.

Направо от базилики простирается площадь Трав (Piazza delle Erbe), которая берет свое название от фруктового и овощного рынка, расположенного здесь.

Цветочный рынок. Мантуя
Цветочный рынок на площади.

Самая древняя постройка площади и города — круглая церковь святого Лоренцо.

Церковь святого Лоренцо и Часовая башня. Мантуя
Церковь святого Лоренцо и Часовая башня.

Церковь Святого Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) возвели в XI в. по приказу Матильды ди Каносса, внутри сохранились следы византийских фресок. Матильда ди Каносса была могущественной и влиятельной женщиной Средневековья, это она выступала посредником между папой Григорием VII и императором Генрихом IV, отлученным от церкви и так унизительно просившим прощение.

Интерьер церкви святого Лоренцо. Мантуя
Интерьер церкви святого Лоренцо.

Рядом с церковью возвышается Часовая башня, относящаяся к XV в. Часы также показывают лунные фазы и в каком зодиакальном созвездии находится солнце.

Часы. Мантуя
Часы.

Идем дальше к площади Сорделло.
На Piazza Sordello сосредоточены основные постройки Мантуи.
Входя на площадь через арку, открывается красивый вид на Кафедральный собор, выполненный в готическом стиле.

Кафедральный собор. Мантуя
Кафедральный собор. Мантуя.

Кафедральный собор посвящен Святому Петру, он выполнен в романском стиле с готическими элементами в 1395-1401 гг. Позже случился пожар, нанесший существенный вред собору и восстановление поручили Джулио Романо. Фасад собора, покрытый каррарским мрамором, датируется 1761 г. Сбоку сохранились готические окна-розетки, которые принадлежали более древней церкви.
Под главным алтарем хранится тело Святого Анзельма да Баджо – покровителя Мантуи.

Справа от собора – Герцогский дворец – городская резиденция семьи Гозага, огромный комплекс, состоящий из лабиринта комнат и коридоров.
Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Piazza Sordello, 4
Закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря и по понедельникам.
Открыт 8.45 – 19.15. Билет 6,5 евро.

Герцогский дворец. Мантуя
Герцогский дворец . Мантуя.

Герцогский дворец (Палаццо Дукале) является символом своего времени, он вмешает 500 комнат и залов, дворики, площади и внутренние сады.
Любопытны комнаты, называемые «апартаменты карликов», где все выполнено в миниатюрном размере. Но на самом деле, карлики здесь никогда не жили: это была символическая реконструкция.
Безусловно, стоит упомянуть «комнату для новобрачных», расписанную Андреа Мантенья. Художник изобразил семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи. Фреска плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, смотрящими сквозь перила, является, по сути, первой иллюзионистической декорацией в западноевропейском искусстве. Искусно написанные облака еще более усиливают впечатление прорыва в небо.

Isabella

Здесь жила Изабелла д’Эсте – самая знаменитая маркиза Мантуи. Изабелла д’Эсте родилась в Ферраре, она была старшей дочерью ферррарского герцога и старшей сестрой не менее известной Беатриче д’Эсте, герцогини Милана. Изабелла д’Эсте получила хорошее образование и в 16-летнем возрасте она вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага. Изабелла д’Эсте была красива, умна, начитана и остроумна. Она увлекалась искусством и покровительствовала художникам и поэтам. В ее дворце побывали Леонардо да Винчи, Андреа Мантенья, Перуджино, Корреджо, Тицин, Рафаэль и другие.
Изабелла д’Эсте любила украшения и умела одеваться со вкусом. Красивая и стильная она быстро стала «первой женщиной» эпохи Возрождения. Вместе с тем английский писатель Генри Мортон, тонкий наблюдатель и неутомимый исследовать исторических персонажей, замечает, что Изабелла д’Эсте была высокомерной, пробивной и стервозной женщиной, которая не помогла умирающему бедному Мантенья, а торговалась с ним за бюст Фаустины. Она проходила по художественным студиям и сметала все то, что ей нравилось. А если речь заходила о покупках, то Изабелла д’Эсте приказным тоном писала найти ей шкурку животного с головой для муфты.
Когда ее муж Франческо умер в 1519 году, то престол унаследовал старший сын Изабеллы Федерико. Но он был еще мал, поэтому Изабелла д’Эсте стала регентом и продолжала управлять страной. За это время позиции Мантуи окрепли.
Умерла Изабелла д’Эсте через 20 лет, ее похоронили в церкви Святого Павла в Мантуе, но ее останки пропали из могилы.

Герцогский дворец . Мантуя
Герцогский дворец

В конце площади Сорделло находится дом Риголетто – персонажа одноименной оперы Верди. В этом здание проходят художественные выставки.

Дом Риголетто. Мантуя
Дом Риголетто. Мантуя.

Свернем направо и увидим замок Святого Геогрия (Via San Giorgio), который был возведен в 1395 г. для защиты города, но в 1459 году замок трансформировали в резиденцию Фанчелли. Внутри замок оформил Мантенья.

Замок Святого Геогрия
Замок Святого Геогрия

Пройдем вдоль крепостных стен и набережной, потом свернем направо на via Trieste.
После пересечения канала, повернем направо на via Gilberto Goi, затем налево на via Massari и направо на via XX Settembre, которая приводит на площадь Piazza Martiri di Belfiore. Раньше вместе здания почты на площади возвышалась церковь, но ее разрушили. Единственное, что осталось от церкви – статуя Святого, установленная на мосту. Всю эту зону перестроили в начале XIX в. Пройдем по направлению к Рыбному рынку, покрытому рядом портиков. Здесь торговали рыбой, выловленной в озерах и привезенной на рынок по каналам в лодках. С другой стороны располагались мясные лавки.
Продолжим наш маршрут по via G.Chiassi.
На перекрестке с via Poma находится церковь святого Барнаба. Современная постройка относится к XVIII в., а первые известия о церкви датируются 1268 годом. В церкви был похоронен Джулио Романо, но его могила была утеряна.
Пройдем по via Poma.
Там, где улица расширяется слева будет дом Джулио Романо, возведенный в 1544 г., но позже перестроенный. Над входными дверями установлена статуя Меркурия и барана – это герб семью Джулио Романо. Сейчас дом находится в частном владении и его нельзя посетить.
Настоящее имя гениального архитектора, живописца и рисовальщика было Джулио Пиппи, прозвище Романо означало «римлянин», т.к. он родился в Риме. Джулио Романо был один из самых талантливых учеников Рафаэля. Под руководством Рафаэля он трудился над фресками в Ватикане и на вилле Фарнезина в Риме, он также написал ряд картин и завершил многие неоконченные работы своего учителя.
В 1524 году Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федерико II Гонзага. Его назначили главным архитектором дворцовых построек Гонзага. В Мантуе Джулио Романо написал фрески для герцогского дворца, изображающие сцены из мифа о Диане и из истории троянской войны. Но главным творением стал палаццо Те, к которому мы идем. Умер Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546.
На пересечении с via Giovanni Acerbi свернем направо.
Пройдем вперед и увидим с правой стороны доминирующий храм святого Себастьяна, возведенный в 1460 г. по проекту Леона Баттиста Альберти. Позже в церкви устроили склад, но в начале XIX в. опять для религиозных целей.

Храм святого Себастьяна. Мантуя
Храм святого Себастьяна

Почти напротив церкви расположен краснокирпичный дом №47, известный как дом Мантенья.
Андреа Мантенья был придворным художником с 1457 года и маркиз Людовик Гонзага подарил ему кусок земли. Дом из красного кирпича с уникальным цилиндрическим двориком можно посетить.
Он открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 12.30 и с 15 до 18. Вход свободный, если нет выставок.

Пересечем Viale Risorgimento и viale Isonzo, где находятся два портала с Орлами. Отсюда начинается сад, принадлежащий дворцу Те. Аллея, окруженная деревьями приводит к палаццо Те, который является еще одним символом Мантуи.
Дворец возвел в 1525-35 гг. Джулио Романо для Федерико Гонзага. Дворец четырехугольной формы находится на острове, образованном каналом. Канал был окружен садами, фонтанами, статуями и деревьями, а в центре возвышался дворец Те.
В последующие века дворец использовали в качестве казарм. Сады, фонтаны и статуи были уничтожены. Зачем они нужны солдатам?

Дворец Те. Мантуя
Дворец Те

Позже дворец был отреставрирован. Сейчас здесь расположен музей с восьмью залами, где можно полюбоваться работами Джулио Романо и других художников.

Кухня Мантуи

Мантована (Mantovana) – типичный хлеб из Мантуи круглой формы из пшеницы мягких сортов.
Sorbir d’agnoli или bevr’in vin – суп, в бульон которого добавляют вино, а затем пасту или тортелли, например, с тыквой (Tortelli di zucca).
Среди вторых типичных блюд стоит отметить щуку (luccio) и тушенное мясо осла или лошади (Stracotto d’asino, Stracotto d’cavallo).

Блюда мантованской кухни. Мантуя
Блюда мантованской кухни.

Мантуя в Италии: что посмотреть и как добраться

Родина древнеримского поэта Вергилия, Мантуя в Италии отлично подходит для путешественников, неравнодушных к истории и культуре. Город является административным центром одноимённой провинции в итальянской области Ломбардия и может служить одним из идеальных направлений на один день, если Вы отдыхаете в окрестностях Болоньи, Вероны, Милана и даже Венеции.

Мантуя известна не только, как родина Вергилия. Здесь творил величайший художник эпохи Возрождения Андреа Мантенья, начинал свой творческий путь не менее именитый фламандский живописец эпохи барокко Питер Рубенс. В Мантую был сослан герой знаменитой шекспировской трагедии Ромео за убийство двоюродного брата Джульетты Тибальта.

Небольшой город, окружённый водами реки Минчо, славится, прежде всего, своими древними памятниками. От одной достопримечательности Мантуи до другой здесь рукой подать, но при этом нужно очень постараться, чтобы в течение одного дня успеть осмотреть их все.

Буквально в каждом здании городу удалось сохранить память о прошлом

Когда-то Мантуя была похожа на город-остров: по проекту архитектора и инженера Альберто Питентино в XII веке вокруг города были созданы искусственные озёра, которые служили естественной защитой и обеспечивали жителей водой.

К XVII веку окраины города постепенно превратились в болота, так что было принято решение осушить одно из озёр. Поэтому сегодня Мантуя представляет собой довольно необычный город-полуостров.

Как добраться до Мантуи

Благодаря удобному расположению практически посередине между Венецией и Миланом, до Мантуи довольно легко добраться, с какого бы города Северной Италии Вы ни начинали свою поездку.

На площади Дон Леони в 10 минутах ходьбы от исторического центра города находится железнодорожная станция Мантуи. Сюда следуют поезда из Вероны, Болоньи, Милана, Падуи, Феррары. Время в пути от Вероны – ближайшего крупного города – составит около 40 минут, уточнить расписание и посмотреть стоимость билетов можно на сайте Omio.ru.

Поездка поездом до Вероны займет не более 40-ка минут

Если Вы прилетаете в один из аэропортов Северной Италии, то проще всего добраться до Мантуи на такси. Узнать актуальные цены и время в пути от начальной точки путешествия проще всего через сервис kiwitaxi. Тем более что на сайте имеется как русскоязычная версия, так и русская поддержка.

Путешественникам на авто посетить Мантую еще проще – рядом с городом проходит шоссе A22, которое связывает Модену и Верону (съезд Mantova Nord со стороны Вероны и съезд Mantoca Sud со стороны Модены).

Мантуя – небольшой город, окружённый водами реки Минчо

В городе машину можно оставить на одной из бесплатных парковок, расположенных по периметру полуострова вокруг старого города. Если Вы еще не определились с автопрокатом в Италии, то начинать лучше с международного сервиса сравнения цен – получается, как правило, выгодней.

Отели и жилье

Несмотря на то, что Мантуя – относительно небольшой город, здесь представлен широкий выбор отелей на любой вкус и кошелек. Да и цены, по сравнению с той же Вероной, гораздо демократичней.

Тем, кто планирует знакомство с историческими достопримечательностями города, лучше подойдет отель в центре. Тем же, кто путешествует на авто и намерен посвятить время знакомству с окрестными городами, принять участие в гастрономической экскурсии или провести день-другой за шопингом в Mantova Outlet Village, стоит обратить внимание на отели, удаленные от центра – получится и удобней и дешевле.

Ниже приводим форму с актуальными спецпредложениями отелей в Мантуе:

Климат и погода

Мантуя расположена в зоне субтропического климата, поэтому на протяжении всего года здесь выпадает большое количество осадков, значительная часть дождей приходится на апрель и октябрь. Из-за повышенной влажности воздуха город часто окутан лёгкой дымкой.

Средняя температура воздуха не опускается ниже 0°C даже зимой. Летом столбик термометра легко достигает отметки в 30°C. Можно смело утверждать, что погода в Мантуе прекрасно подходит для летнего отдыха, но и зимой город порадует мягким климатом русскоговорящих туристов, привыкших к морозам и холодным ветрам.

Что посмотреть в Мантуе: 9 главных достопримечательностей

С 2008 года исторический центр Мантуи входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, ставший отражением идеалов итальянского Ренессанса, хранит память о прошлом буквально в каждом здании. Так что главный вопрос, который стоит перед путешественниками, оказавшимися здесь, — это не «что посмотреть в Мантуе», а «как успеть посмотреть все».

Палаццо Дукале

Знаменитейший Дворец Герцогов Мантуи — одна из главных достопримечательностей северной Италии. Комплекс дворцовых сооружений включает в себя замок Святого Георгия (Castello di San Giorgio) и сам дворец (Palazzo Ducale). Владельцами дворца были представители рода Гонзаго, правившие городом с 1328 года.

Дворец принадлежал представителям рода Гонзаго, правившим городом с 1328 г

Замок Святого Георгия был построен в конце XIV века. В одной из четырёх башен замка находится знаменитая «Комната супругов» (Camera degli Sposi), которая украшена фресками Андреа Мантеньи, созданными во второй половине XV века.

С фрески плафона сквозь перила круглой галереи на зрителей смотрят люди, а над ними по искусно написанному небу «проплывают» облака — так художник попытался создать иллюзионистическую декорацию, которую можно считать одной из первых в искусстве Западной Европы.

«Комната супругов» украшена фресками Андреа Мантеньи (XV век)

В «Зале лучников» (Sala degli Arcier) хранится огромный портрет семьи Гонзаго, выполненный другим знаменитым художником Рубенсом в начале XVII века.

Здание Палаццо Дукале насчитывает более 500 залов, 600 входов и 15 садов, дворец включает в себя также многочисленные скверы и дворы, базилику и даже театр. В самом сердце дворца несколько комнат занимают «апартаменты карликов», которые идеально подошли бы для жильцов ростом не более трёх футов.

В Палаццо Дукале более 500 залов, 600 входов и 15 садов

Во дворце супруги Франческо II Гонзаго, самой знаменитой маркизы Мантуи Изабеллы Д’Эсте, гостили Леонардо да Винчи, Перуджино, Корреджо, Тициан, Рафаэль и многие другие всемирно знаменитые художники и поэты.

Собор Мантуи

Собор, расположившийся на площади Сорделло (Piazza Sordello), интересен сочетанием позднеготических окон-розеток на боковой стене, сохранившейся от здания эпохи Ренессанса, и фасадом из белого каррарского мрамора, заменившим готического «предшественника» в середине XVIII века.

Здание, появившееся в начале XII века, неоднократно перестраивалось в связи с пожарами или по указанию правителей города. Здесь хранится тело Святого Ансельма Баджо, покровителя Мантуи.

Дом Риголетто

Риголетто — персонаж одноимённой оперы Верди, действие которой происходит как раз в Мантуе. Однако к зданию, которое находится в конце площади Сорделло, скрывая во дворе скульптуру грустного шута, следует относиться скорее как к туристической приманке.

Во дворе “дома Риголетто” можно увидеть скульптуру грустного шута

Дело в том, что в оригинальной версии события пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» разворачиваются при французском дворе (и изначально эта история вошла в либретто оперы Верди практически без изменений). И только в угоду требованиям цензуры Верди был вынужден изменить либретто будущей оперы и перенести место действия в Италию.

В настоящее время в этом здании проводятся художественные выставки. Кроме того, здесь находится туристический центр, где можно получить бесплатную карту города и полезную информацию о том, что посмотреть в Мантуе следует в первую очередь.

Научный театр Бибиена

На улице Via Accademia находится театр, построенный для Марии Терезии Австрийской по проекту Антонио Бибиена во второй половине XVIII века.

Название театра соответствует просветительскому духу той эпохи: он был предназначен не только для спектаклей, но также научных совещаний и диспутов. Спустя полтора месяца после открытия театра, здесь выступал сам Вольфганг Амадей Моцарт, которому на тот момент было всего лишь 14 лет.

В базилике Сант-Андреа хранятся священные вазы с кровью Христа

Базилика Сант-Андреа

Строительство базилики Святого Андрея (Basilica di Sant’Andrea) было начато в 1472 году по проекту Леона Баттиста Альберти и было окончательно завершено лишь в 1732 году.

Здесь хранятся священные вазы с кровью Христа – её привёз в родной город римский центурион Лонгин, по преданию пронзивший копьём бок распятого Христа. Здесь же похоронен живописец Андреа Мантеньи.

Ротонда

Ротонда Святого Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) отличается заметным сходством с Храмом Гроба Господня в Иерасулиме — такой её задумала графиня Матильда Тосканская из династии Каносса, отдавшая распоряжение на строительство. Это древнейшая из сохранившихся церквей в Мантуе, она была построена в 1082 году.

Ротонда, постройки 1082 г., – древнейшая из сохранившихся в Мантуе церквей

Церковь была закрыта по велению Гульельмо Гонзага в 1579 году и впоследствии использовалась как склад, торговые и жилые помещения.

Службы в церкви были возобновлены только в 1926 году после реставрации (к началу XX века ротонда утратила крышу и оказалась полностью скрытой за окружавшими её надстройками). Внутри можно увидеть фрески византийского образца XI- XII веков.

Часовая Башня

Рядом с Ротондой возвышается Часовая башня дворца Palazzo della Ragione. Дворец был построен в 1250 году, башня была пристроена к дворцу в 1472 году, а астрологические часы, которые показывают лунные фазы и положение Солнца в зодиакальном созвездии, появились на башне в 1493 году.

Палаццо Те

В то время как основные достопримечательности Мантуи сосредоточены практически в одном месте, Дворец Те (Palazzo Te) расположен несколько поодаль от исторического центра города.

Дворец Те (1524г.) считается вершиной европейского маньеризма

Особняк XVI века был задуман как загородная вилла, где Федерико II Гонзага устраивал балы и приёмы. Квадратное здание с внутренним садом, обрамлённым колоннадой, появилось рядом с семейными конюшнями — отсюда поставляли лошадей для дворов всей Европы.

Дворец Те, возведённый в 1524-1525 гг., считается вершиной европейского маньеризма, и в этом, конечно, заслуга главного архитектора и живописца Мантуи, ученика Рафаэля — Джулио Романо.

Зал Амура и Психеи – одна из жемчужин дворца

Внутреннее убранство дворца поражает не меньше внешнего облика. В Зале гигантов (Sala dei Giganti; Camera dei Giganti) одна фреска работы Джулио Романо покрывает всю поверхность зала.

Зал лошадей (Sala dei Cavalli) заполнен стилизованными изображениями любимых скакунов герцога. Палата Амура и Психеи (Camera di Amore e Psiche) поражает весьма откровенными росписями, заполнившими всё пространство зала.

Во дворце можно также найти Дом Метаморфоз, зал Орлов, палаты Солнца и Луны и множество других залов и комнат, каждая из которых посвящена определённой теме.

Фреска работы Джулио Романо в Зале Гигантов

Читайте также  Беллуно италия достопримечательности

Дом Мантеньи

По дороге ко Дворцу Те можно заглянуть «в гости» к художнику Андреа Мантеньи. Здание из красного кирпича, воздвигнутое по проекту самого художника на участке земли, полученном в подарок от маркиза Людовиго Гонзага, известно своим цилиндрическим двориком.

Напоследок

Мы в BlogoItaliano надеемся, что эта статья поможет Вам лучше организовать свою поездку, чтобы увидеть максимум. Если Вы впервые едете в Италию, рекомендуем обязательно подписаться на наш бесплатный e-mail курс с полезными советами для путешественников. В нем много ценного, чтобы сделать Ваше путешествие еще интересней.

Приятной Вам поездки и будем рады, если Вы поделитесь этой статьей с друзьями.

Мантуя

В Мантуе (Mantova), уснувшей среди ломбардских болот, некогда находился один из самых блистательных дворов Европы.

На местных герцогов Гонзага работали Андреа Мантенья, Леон Баттиста Альберти и Джулио Романе. Сюда Шекспир сослал своего Ромео, здесь туристов зазывают в Дом Риголетто. Здесь, наконец, родился Вергилий, который сегодня не узнал бы не только города, но и пейзажа.

История города-острова

Итальянская Мантуя – город, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Задолго до нашей эры северные земли Апеннинского полуострова в районе современной Ломбардии населяли древние этруски. По легенде они явились основателями поселения на территории нынешней Мантуи.

Этрусков сменили кельтские племена. А примерно за 200 лет до Рождества Христова город попал под власть Римской империи. Во времена господства Рима Мантуя продолжала развиваться. Тогда же она подарила миру поэта Вергилия, автора легендарной «Энеиды».

Римское владычество было сметено древними германцами. Лонгобарды хозяйничали в городе и на большей части Апеннинского «сапога» много веков подряд. Со временем окрепшая Италия на правах преемницы Римской империи начала возвращать утраченное. Таким образом, в начале XI века Мантуя стала частью могущественного Тосканского графства. А уже в XII столетии город провозгласил себя самостоятельной республикой.

Интересно, что до этого времени Мантуя по сути располагалась на острове, образованном водами Минчо. Впоследствии речной поток немного перенаправили, и город окружили озёра с рукотворными дамбами — Верхнее, Среднее и Нижнее (Lago Superiore, Lago di Mezzo, Lago Inferiore).

Город был неприступной крепостью несколько столетий, пока в начале XVII века захватчики и чума не принялись за него всерьез. Нынешний город Мантуя — туманный призрак пропавшей цивилизации.

Достопримечательности

Жизнь в Мантуе протекает размеренно. Здесь нет суетливых туристических толп, создающих ажиотаж вокруг достопримечательностей. Путешественник может спокойно бродить по городу, наслаждаясь очарованием старинных улиц и прекрасной архитектурой.

Герцогский дворец он же Палаццо Дукале (Palazzo Ducale) расположен в центре Мантуи. Он тоже был разорен, но уцелели кое-какие фрески, в том числе восхитительный образец ренессансной монументальной живописи — Комната новобрачных (Camera degli Sposi, вход по записи), на стенах которой Андреа Мантенья изобразил своих покровителей Гонзага со всеми чадами, домочадцами и любимыми карликами (у матери Федерико II — Изабеллы д’Эсте, просвещенной дилетантки и энергичной покровительницы искусств — их было двадцать).

Фото: Комната новобрачных (Camera degli Sposi) в Герцогском дворце, Мантуя

Комната новобрачных (Camera degli Sposi) в Герцогском дворце, Мантуя

Мантенья служил придворным художником герцогов Гонзага сорок лет. Базилика Сант’Андреа в городе Мантуя (Sant’Andrea), в которой он похоронен, внушительное творение Леона Баттисты Альберти: церковь построили уже после смерти главного теоретика ренессанса, но по его проекту. Среди работавших здесь художников был молодой Корреджо.

Фото: Базилика Сант’Андреа (Basilica di Sant’Andrea), Мантуя

Базилика Сант’Андреа (Basilica di Sant’Andrea), Мантуя

Рядом, на площади Эрбе (piazza delle Erbe), находится старейшая в Мантуе религиозная постройка — Ротонда Сан-Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) XI века, навеянная иерусалимским храмом Гроба Господня.

Фото: Ротонда Сан-Лоренцо, Мантуя

Ротонда Сан-Лоренцо, Мантуя

Любопытно заглянуть и в Дуомо (Duomo), интерьером своим обязанный тому же Джулио Романо, и в изящный маленький театр Бибиена (Teatro Bibiena) второй половины XVIII века.

Дуомо

Duomо di Mantova – кафедральный собор Мантуи во имя Святого Петра – известен с XII века. В разные исторические эпохи его понемногу достраивали, поэтому нынешний вид сооружения на первый взгляд несколько эклектичен. При более внимательном изучении становится понятно, что собор, будто летопись, отразил архитектурные тенденции, когда-либо царившие в Италии. Романская колокольня, готические капеллы и барочно-неоклассическая фасадная часть создают неповторимый ансамбль.

Фото: Дуомо (Duomо di Mantova)

Дуомо (Duomо di Mantova)

В пяти нефах базилики сохранились уникальные фрески и живописные холсты, величественные колонны коринфского типа и богатая ризница. Под центральным соборным алтарём покоятся мощи Святого Ансельма, небесного покровителя города.

Duomо также служит усыпальницей членов владетельного семейства Гонзага, известных в Европе коннозаводчиков и правителей Мантуи.

Театр Бибиена

Teatro Bibiena расположен в здании Мантуанской академии музыки и носит имя своего архитектора А.Г. Бибиена. Зал театра, который иногда называют «научным», был достроен во второй половине XVIII века. В его открытии принимал участие сам В.А. Моцарт! Кроме спектаклей и концертов здесь проводились академические лекции.

Фото: Театр Бибиена внутри (Teatro Bibiena), Мантуя

Театр Бибиена внутри (Teatro Bibiena), Мантуя

Многоярусное пространство зала с превосходной акустикой оформлено в стиле барокко, с характерными для него роскошными и отчасти избыточными формами. Сегодня театр организовывает классические концерты и ежегодный фестиваль литературы.

Дворец Дель Те

Palazzo del Te – загородная резиденция для увеселений и отдыха одного из представителей рода Гонзага герцога Федерико. Её называли по разному: то виллой, то Чайным дворцом.

Фото: Дворец Дель Те (Palazzo del Te), Мантуя

Дворец Дель Те (Palazzo del Te), Мантуя

Палаццо строилось чуть больше года. Оно имеет форму квадрата с обширным внутренним двором, где разбит сад. Особый интерес для публики сейчас представляют три дворцовых зала, украшенных ценными фресками в стиле маньеризма:

  • зал Амура и Психеи;
  • Конный зал;
  • зал Гигантов, штурмующих Олимп.

Сейчас в стенах дворца размещена экспозиция, рассказывающая об искусстве Месопотамии.

Замок Сан-Джорджо

Castello di San Giorgio входит в состав архитектурного ансамбля Дворца Герцогов. Каменная крепость была заложена в конце XIV века по инициативе семьи Гонзага. Строительством руководил известный военный архитектор Б. Новара. Конструкция вышла прочной и внушительной. Рвы с водой, подъёмные мосты, могучие башни с бойницами сделали крепость неприступной, тем самым гарантировав безопасность нахождения здесь правящей династии

Фото: Замок Сан-Джорджо (Castello di San Giorgio), Мантуя

Замок Сан-Джорджо (Castello di San Giorgio), Мантуя

Украшением и отделкой внутренних интерьеров замка занимались талантливые мастера своего времени Л. Франчелли и А. Мантеньи.

Церковь Санта Паола

Chiesa di Santa Paola построена Паолой Гонзага, мудрой и религиозной женщиной, основавшей помимо этого несколько женских монастырей. Организаторские способности графини были незаурядными. В периоды длительного отсутствия мужа она умело управляла городом, решая множество вопросов, в том числе экономических.

Фото: Справа церковь Санта Паола (Chiesa di Santa Paola), Мантуя

Справа церковь Санта Паола (Chiesa di Santa Paola), Мантуя

По завещанию Паола погребена в этой старинной церкви. Францисканцы прославили её в лике блаженных.

Дворец Валенти Гонзага

Palazzo Valenti Gonzaga – одна из многочисленных резиденций семьи Гонзага с лепным декором на фасадах и тщательно восстановленным внутренним убранством.

В наши дни дворец выполняет функцию гостиницы с историческими интерьерами. Дом-музей можно посетить в экскурсионном порядке и полюбоваться живописью, скульптурой и фресками ренессансной эпохи.

Исторический музей пожарных

В конце XX века в Мантуе открылся Музей огня. Здесь в нескольких просторных помещениях собрана разнообразная техника и элементы экипировки, предназначавшиеся для тушения пожаров в былые времена:

  • бочки;
  • катера и лодки;
  • пожарный вертолёт;
  • «водоплавающий» автомобиль;
  • мотоциклы и велосипеды противопожарной службы;
  • каски разных эпох;
  • пожарные коляски с рукавами для тушения;
  • первая примитивная установка с пожарной лестницей на колёсах;
  • рации и телефоны для связи.

Большинство экспонатов музея находятся в рабочем состоянии.

Адрес музея: Largo Vigili del fuoco, 1.

Отели

Как добраться

Ближайшие соседи Мантуи, откуда до неё ходит поезд, города Верона, Милан и Бергамо. Ежедневно по этим маршрутам курсируют десятки составов.

Путешествие может разниться по времени в зависимости от выбранной исходной точки:

Фото Мантуя. Фотографии Мантуи для планирования посещения и отдыха

Достопримечательности Мантуи Исторический центр города Мантуя находится в списке Всемирного наследия человечества, созданным организацией ЮНЕСКО. Это связано с тем, что Мантуя — воплощение идей и основных правил по части того, что касается итальянского Ренессанса в планировке и застройке города. Среди достопримечательностей города — многочисленные соборы и палаццо, сгруппированные, как правило, вокруг площадей. Особое место в списке достопримечательностей Мантуи занимает расположеный на площади Пьяцца-Сорделло, Мантуанский собор Святого Петра(Duomo di Mantova, сattedrale di San Pietro), на месте которого до сегодняшних дней было построено и уничтожено пожаром не одно культовое сооружение. После пожара в XVI веке, разрушевшее предыдущее здание базилики, построенное ещё в 1436 году, архитектор Джулио Романо в 1545 году реконструировал интерьеры собора, а в последствии, в 1761 году и его фасад. Он был заменен на новый, из каррарского мрамора. Однако общий архитектурный стиль присущий эпохе Ренессанса был сохранён. Интерьеры собора украшены полотнами лучших итальянских художников того времени, но самые знаменитые работы — кисти Паоло Веронезе и Джулио Кампи — были вывезены из Мантуи. Расположенный в южной части города Чайный дворец Палаццо дель Те(Palazzo Te) — всемирно известный памятник архитектуры XVI века. Он считается высшей точкой развития европейского маньеризма как архитектурного стиля. Изначально на месте дворца в начале XVI века находился конный завод. Но в 1524 году мантуанский маркиз Федерико II Гонзага задумал выстроить рядом с конюшнями непритязательное здание, где бы он мог проводить своё свободное время в обществе немногих близких друзей. Дворец спроектировал знаменитый Джулио Романо, ученик Рафаэля как загородная вилла. Строительство под его руководством шло 18 месяцев в 1524—1525 годах. А затем он же на протяжении 10 лет собственноручно расписывал стены трёх основных залов дворца фресками, превратив Палаццо дель Те в настоящий шедевр живописного искусства. Возведение палацио было затеяно Федерико во времена его страстной влюблённости в некую придворную даму. Тема любви развивается в росписях главного дворцового зала, названного Залом Психеи, где представлены сцены брачного пиршества Психеи и Амура. Другие залы в соответствии с темами их декора обрели названия Залов: Солнца, Метаморфоз, Зодиака, Гигантов и т.д. В зале Психеи посетитель попадает в обстановку олимпийского пира богов. В зале Лошадей его окружают стилизованные изображения любимых рысаков герцога (в 1530 г. Карл V Габсбург, посещая палаццо дель Те, дал хозяину право именовать себя герцогом). Наиболее известная фреска находится в зале Гигантов — гиганты штурмуют Олимп, на их тела обрушиваются глыбы камня и колонны, а плафон прорывается ввысь. Само здание представляет из себя квадратную постройку, внутри которой находится обрамленный колоннадой сад. Расположение в пригороде позволило совместить в здании черты дворца и виллы. На внешних рустованных фасадах расположены пилястры. В восточном фасаде расположена лоджия. Фасады здания только кажутся симметричными, расстояние между колоннами не совпадает, в центре северного и южного фасадов находятся арки без портика или фронтона, ведущие во внутренний двор («cortile». Туда же выходят несколько окон. Стены двора украшены колоннами, нишами и слепыми окнами, в некоторых местах штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato), что оживляет поверхность, придает ей глубину.
В историческом центре города величественно возвышается грандиозное архитектурное сооружение Палаццо Дукале (Герцогский дворец) . Он строился он с 1290 по 1708 год в качестве резиденции правителей города, самые древние его здания стоят на Пьяццо-дель-Капитано. К строительству приложили за эти годы руку множество известных архитекторов. Палаццо Дукале один из крупнейших в Европе. Это не просто дворец, а целый город из дворцов, башен, коллонад, галерей и портиков, которые возводились на протяжении более чем 400 лет и являются реальным воплощением богатства и роскоши. Род герцогов Гонзага, поколение за поколением расширяли и украшали свою резиденцию. Сегодня Палаццо Дукале — это музей, уникальный не только своими размерами (более 500 комнат общей площадью 34000 м.кв.), но и богатством экспозиции. Изумительные росписи внутренних помещений дворца не перестают вызывать восхищение не только у рядовых туристов, но и у выдающихся искусствоведов. Среди церквей города особое место занимает, расположенная на площади Рiazza delle Erbe, Базилика ди Сант-Андреа(Basilica di Sant’Andrea). По своей известности она уступает, пожалуй, лишь знаменитому Мантуанскому собору. Церковь удивительно гармонично соединяет в себе архитектурные стили разных эпох — от готики до барокко. В простоте и изяществе линий фасада, чувствуется также влияние античной архитектуры. Базилика была построена на месте древнего монастыря, от которого осталась только колокольня. Это одно из лучших творений гуманиста, писателя, художника, архитектора Леона Батиста Альберти. Церковь Сант-Андреа начали строить в 1462 году по приказу Лодовико III Гонзаго на месте, которое было занято раньше бенедиктинским монастырем. От монастыря уцелела только колокольня, построенная в 1414 году. Фасад церкви обыгрывает мотивы Арки Тита – Альберти очень точно воспроизводил античные формы. В результате перестройки церковь стала просторней, увеличился поток паломников, которые стремились припасть к сосуду с «бесценной кровью Христа», который по легенде, был принесен в Мантую центурионом Лонгином и хранился в этой церкви. Позднее церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась, в частности, свой высокий купол она получила уже в XVIII веке. Но фасад по-прежнему в точности соответствует замыслу великого архитектора. Ротонда Сан-Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) также находится на Рiazza delle Erbe. Это старейшая церковь Мантуи, построенная в романском стиле, еще в XI веке и посвященная великомученику святому Лаврентию. Внешний вид и интерьер ротонды не случайно имеют удивительное сходство с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Таково было повеление графини Матильды Тосканской из рода Каносса, правившего в то время севером Италии. В качестве материала для постройки ротонды был использован кирпич, как во многих других средневековых церквях Ломбардии. Однако украшающие ее колонны и другие мраморные детали напоминают об античных храмах. Сохранились фрески XII-XIII веков, а также любопытная деталь – матронеум, специальное место для пришедших в церковь женщин. Интересно, что в какой-то момент самая старинная церковь в Мантуе была десакрализована и использовалась для магазинов и складов. С легкой руки рыцарей ордена тамплиеров это форма стала дублироваться по всей Европе. Один из таких храмов, давший название лондонскому Темпл Инну, до сих пор стоит в центре города.
Замок Святого Георгия(Кастелло ди Сан-Джорджио) настоящее воплощение рыцарской романтики и духа средневековой Италии. Он как будто переносит посетителей на много столетий назад, когда городом правили герцоги рода Гонзага. Чтобы держать народ в повиновении, нужна была хорошо укрепленная резиденция, где можно укрыться в случае опасности. Так в конце XIV века появился этот замок, символизирующий незыблемость дворянской власти. Сегодня Кастелло ди Сан-Джорджио — часть дворцового комплекса Палаццо Дукале. Театр Бибиена увековечил в своем названии память о великом итальянском архитекторе XVIII века Антонио Галли Бибиена. Этот незаурядный инженер и строитель, известный своими смелыми замыслами и создавший настоящий шедевр театральной архитектуры. Благодаря своим небольшим размерам и оригинальной конфигурации зала театр Бибиена отличается уютной, почти домашней атмосферой. Именно здесь выступал 13 декабря 1769 года совсем еще юный Моцарт. Интересно, что на сцене театра и сегодня проходят различные концерты и представления. Церковь Сан-Себастьяно входит в архитектурное наследие, которое оставил после себя великий мастер эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти. Церковь, построенная по его проекту в 1460-1472 годах, поражает пропорциональностью и правильностью форм. Говорят, правда, что руководивший постройкой архитектор Фанчелли исказил первоначальный замысел Альберти, завидуя его славе. Однако с этим вряд ли согласятся тысячи туристов, которые приезжают со всего мира, чтобы полюбоваться Сан-Себастьяно. Палаццо дель Подеста . Возле Палаццо дель Подеста чаще можно увидеть не любителей архитектуры, а поклонников автоспорта, ведь здесь расположен музей легендарного итальянского авто- и мотогонщика Тацио Нуволари. Выступая за команду Alfa Romeo, Нуволари получил прозвище «Летающий Мантуанец» за способность развивать на трассе огромную скорость. Именно о нем Фердинанд Порше сказал: «Величайший пилот прошлого, настоящего и будущего». В 1998 году Тацио Нуволари включен в Международный зал славы автоспорта. Церковь святого Франческо (Chiesa di San Francesco) расположенная на пересечении улиц Via Solferino a San Martino, одна из редких готических достопримечательностей Мантуи. Была построена в 1309 году. С 1369 по 1484 она служила местом упокоения мантуанских правителей. Это одна из самых старинных церквей, построенная в эпоху первых властителей Матуи из рода Гонзага. Сама церковь была построена в 1309 году, а с 1369 по 1484 она служила местом упокоения мантуанских правителей. В 1944 церковь сильно пострадала он бомбардировок, но была восстановлена.
Скромная, но изящная барочная церковь Мадонны землетрясения (Chiesa della Madonna del Terremoto), расположенная на piazza Canossa , была построена в стиле борокко в 1754 году в память о том, как Божия Матерь в 1693 году защитила местных жителей от землетрясения. Однажды местные жители чувствовали сильные подземные толчки. Но они собрались перед образом Марии, написанным на стене дома, молились Богоматери и землетрясение прекратилось. Потом образ был снят со стены и размещен в отдельной церкви. Сегодня эта достопримечательность Мантуи не очень популярна у туристов, но, несомненно, заслуживает внимания. Палаццо Бонакольси или как его ещё называют палацио Кастильоне(Palazzo Bonacolsi ora Palazzo Castiglioni), расположенное на площади Сорделло, изначально принадлежало графам Бонакольси – это были первые сеньоры Мантуи, продержавшиеся в этом качестве недолго. Именно с их изгнания и началось в Мантуе владычество Гонзага. В последствии здание перешло к семейству Кастильоне. Здание построено в стиле ренессанс. В настоящее время используется как отель Палаццо д’Арко (Palazzo d’Arco) расположенное на пересечении улиц Via Angelo Scarsallini и Via Portazzolo, было построено в 1784 году для семейства д’Арко, трентинцев по происхождению. В фасаде работы Антонио Колонна видно палладианское влияние. Семья д’Арко жила в здании до 1973 года, после чего последний владелец подарил городу это здание, ставшее теперь одной из достопримечательностей Мантуи. Площадь Бролетто (Piazza Broletto) возникла около 1190 года, когда город стал расширяться за пределы исторического ядра, которое было в районе пьяццы Сорделло. На площади находятся такие интересные достопримечательности Мантуи, как Палаццо Подеста, фонтан трех рыб и статуя Виргилия.
Построенное в XVII веке, палаццо Каносса (Palazzo Canossa) расположенное на одноимённой лощади, производит странное впечатление. Классический флорентийский фасад оснащен немного нелепо выглядящим палладианским портиком. Сверху коробкой по трети фасада нахлобучен третий этаж. Когда-то семейство Каносса не внушало никаких смешных чувств. Эти лангобардские графы набрали наибольший вес в IX – XI веках. На пике своего подъема семейство владело почти всей Ломбардией, большой частью Тосканы и Лацио. Под властью этой фамилии были Мантуя, Флоренция, Модена, Феррара и Перуджа. Наиболее известна из этого семейства маркиза Матильда Тосканская. Это в ее замке Каносса укрывался папа римский Григорий VII. Это перед ее замком император Священной Римской империи Генрих IV стоял трое суток на коленях, разутый, прося папу римского снять с него отлучение от церкви. Впрочем, Матильда была последней великой властительницей из рода Каносса. По своей смерти она завещала все свои ленные владения римской церкви. Естественно, император с этим не смирился, началась борьба между папством и империей за владение наследством маркизы – то, что потом вылилось в борьбу гвельфов и гибеллинов. Многие города как раз в этот момент под шумок обрели фактическую независимость и даже республиканский строй. Но к моменту возведения палаццо семейство было просто одной из многих аристократических фамилий. Площадь Бролетто (Piazza Broletto) возникла около 1190 года, когда город стал расширяться за пределы исторического ядра, которое было в районе пьяццы Сорделло. На площади находятся такие интересные достопримечательности Мантуи, как Палаццо Подеста, фонтан трех рыб и статуя Виргилия. На площади Пьяцца делле Эрбе (piazza delle Erbe) находятся такие интересные достопримечательности Мантуи, как Палаццо Раджионе и Палаццо Подеста, Купеческий дом и Часовая башня, фонтан с чалмой и ротонда Сан-Лоренцо. Пьяцца делле Эрбе всегда была оживленным местом торговли. Ее ансамбль формировался на протяжении нескольких веков. – от XI века, когда была построена Ротонда Сан-Лоренцо, до XV, когда возник Купеческий дом. Piazza delle Erbe — это первая площадь на оси, состоящую из трех площадей (включающая также пьяцца Бролетто и пьяцца Сорделло) и ведущую к главному замку Мантуи – Палаццо Дукале.

Италия, Мантуя – жемчужина итальянского Возрождения

Одним из городов, который с точки зрения искусства и архитектуры сохранился с времен своего ренессансного расцвета, является также Мантуя, внесенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также  Город палермо в италии фото

Мантуя

История города восходит к временам этрусков, когда он стоял на островке в болотистой области. Три больших озера на реке Минчо, которая сегодня ограничивает город с севера, и исключительным способом придают ему окончательный вид, были окончательно построены в XVII столетии, хотя осушение болот и регулирование водных потоков происходило уже раньше. В 70 г. до н.э. здесь родился выдающийся поэт римского периода Вергилий, творчество которого в эпоху Возрождения стало опять очень популярным. Жители Мантуи всегда почитали поэта, и город украшает его великолепный памятник в большом парке.

 монументальный памятник поэта Вергилия, прославленного земляка

О большом религиозном значении свидетельствует то, что с IX столетия Мантуя была резиденцией епископа. Сегодня старейшим костелом в городе является ротунда Св. Лаврентия (San Lorenzo), построенная в XI веке как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь хранилась редкая реликвия крови Христа. Ротунда уже не освящена, внутри после оплаты билета за вход можно подняться на двойную галерею и восхищаться остатками фресок византийской школы. Снаружи заметно различие в высоте местности, на которой стоит более позднее здание ратуши с курантами.

 ротунда San Lorenzo в соседстве башни ратуши с курантами

Золотой век Мантуи начался в первой половине XIV столетия и продолжался триста лет, в течение которых область принадлежала роду Гонзага. Гонзага экономически процветали, поэтому изменяли и увеличивали дворцы, мостили и расширяли общественные улицы, приглашали архитектов и художников из Флоренции, занимались наукой и политикой. Культурная жизнь здесь процветала, для представления – в конце XVI столетия в Мантуе проживоло 40 тысяч жителей, столько же, как и в настоящее время. Свой след здесь оставили архитекторы Леон Баттиста Альберти и Лука Фанчелли, художники Донателло, Петер Пол Рубенс, а затем, например, художник Андреа Мантенья, который здесь также похоронен в костеле Сант-Андреа (Sant’Andrea).

 огромный костел Сант-Андреа XV столетия, купол XVIII столетия

От внимания посетителей не может ускользнуть внушительное здание неприступного замка Св. Георгия (Castello di San Giorgio) с массивными призматическими башнями, окруженными водным рвом. Гонзага замок значительно расширили за счет монументального дворца (Palazzo Ducale), обширного сооружения со многими дворами, которое сегодня является местонахождением музея с ценными произведениями искусства.

 замок Св. Георгия (Castello di San Giorgio), укрепленный, за водным рвом Palazzo Ducale, двор

Несмотря на то, что после вымирания рода Гонзага коллекции произведений искусства стали военной добычей вражеских захватчиков, мы все еще можем здесь восхищаться множеством гобелинов, скульптур, картин, исторической мебели, а, главное, архитектурой дворцов, построенных с невероятной фантазией – квартирой императрицы, садом на крыше, залами и древними дворами. На юге города находится сохранившийся дворец Palazzo Te, образец перехода искусства эпохи Возрождения в маньеризм.

 на дворе Palazzo Ducale

 Дворец дожей (Palazzo del Capitano) является частью Palazzo Ducale

Среди бесчисленных костелов в Мантуе на первом месте находится дом Св. Петра на Piazza Sordello, здание на готическом фундаменте с фасадом из каррарского мрамора XVIII столетия. Внутри находится богато украшенный главный неф и боковые улочки, кассетный потолок и алтарь. Под костелом похоронено тело покровителя города, Св. Ансельмо из Баджо (Sant’Anselmo da Baggio).

 дом Св. Петра  вид вверх в доме Св. Петра  в просвете дом Св. Петра на Piazza Sordello

В Мантуе также происходят некоторые из сюжетов литературных произведений. Из известных можно упомянуть Ромео Шекспира, который убегает сюда из Вероны, находящейся на расстоянии 34 км, от гнева Капулетто, или герцога из Мантуи, который является главным героем оперы Верди «Риголетто». В честь оперы здесь, в месте ее действия, открыли небольшой музей в доме шута Риголетто.

 в XVI столетии Мантуя является местом действия оперы Верди

Мантуя является учебником для историков и архитекторов, и одновременно это живой подлинный город с сильной атмосферой. Здесь вы не будете толкаться в толпе, как в близкой Вероне под балконом Юлии, здесь можно можно гулять по каменных уголках города совсем сами. Или можно проехаться на велосипеде вдоль больших озер. С июля по сентябрь здесь цветут острова водягых лилий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector