Марк вергилий эврисак

Марк вергилий эврисак

В Риме завершена реставрация статуй пекаря и его жены

В выставочный зал Капитолийских музеев, расположенный в здании бывшей электростанции Монтемартини, вернулись после реставрации статуи пекаря Эврисака и его жены Атистии.

Гробница Эврисака была обнаружена в 1837 году, когда по приказу папы Григория XVI были снесены поздние постройки вокруг арки акведука Клавдия на площади Пьяцца ди Порта Маджоре. Датируется гробница примерно 30-м годом нашей эры. Она представляет собой сооружение высотой более десяти метров, возведенное из бетона и облицованное травертином. Надпись на гробнице сообщает, что она воздвигнута для пекаря Марка Вергилия Эврисака.

Были также обнаружены фрагменты рельефов и надписей, ранее отколотых от гробницы. Среди них оказалось скульптурное изображение мужчины и женщины, а также надпись: «Была Атистия жена мне и женщина прекрасная, останки ее тела, какие сохранились, в этой хлебной корзине». Мраморная погребальная урна, которую тоже нашли, действительно была выполнена в форме плетеной корзины. Сейчас она потеряна и известна лишь по сделанным в XIX веке рисункам.

Но если погребальные урны в форме корзин часто делали в эпоху ранней империи, то сама гробница Эврисака весьма оригинальна и не оставляет сомнений, что он гордился своей профессией. Ее украшают три барельефа, изображающие разные стадии изготовления хлеба: ослов, крутящих мельничные жернова, просеивание муки, вымешивание теста (месильную емкость тоже вращает осел), раскатывание и формирование круглых хлебов, помещение хлеба в печь, укладка готового хлеба в корзины, взвешивание и контроль продукции городскими чиновниками. А странные круглые отверстия во втором ярусе гробницы, по разным предположениям, изображают или емкости, где мешалось тесто, или сосуды, служившие мерками для зерна. В целом получалось, что Эврисак, вольноотпущенник (на это указывает его греческое имя), своим трудом добился уважения горожан и достойного места в обществе и воздвиг себе роскошную, хотя и несколько экстравагантную гробницу.

Скульптурные изображения Эврисака и Атистии, видимо, украшали восточную стену гробницы, где сейчас барельефы не сохранились. Они тоже выглядят весьма достойно. На муже надеты тога и туника, на жене – туника и палла. Они мало отличаются от известных скульптурных портретов Августа и его жены Ливии. Даже прическа Атистии, как и прическа Ливии, соответствует моде тех времен.

Двойной скульптурный портрет долгое время находился на реставрации и вот теперь возвращен в экспозицию. Реставраторы даже восстановили голову Атистии по сохранившимся изображениям. Подлинная голова была украдена в 1934 году.

Национальный музей Рима в честь завершения реставрации предоставил для экспозиции вместе со скульптурами посвященную Атистии надпись, которая хранится в его коллекции. А из Музея римской цивилизации была доставлена миниатюрная гипсовая реконструкция изначального вида гробницы пекаря Эврисака и его жены.

11 безумных фактов о хлебе

11 безумных фактов о хлебе

Немецкий сладкий ржаной хлеб сразу с двумя довольно безумными легендами происхождения названия. По первой Puempern на старогерманском означает «пускать ветры», а Никелем, то есть Николаем называли дьявола. «Пукающий дьявол» означает, что такой хлеб чертовски тяжело переварить.

По второй версии происхождение названия французское – pain pour Nicole, «хлеб для Николь», так звали коня Наполеона, которого он, будучи в германских княжествах, кормил черным хлебом. Как ни странно, более безумная первая версия правдоподобнее. Вторая – точно вранье.

9 000 000

Буханок хлеба съедается в мире ежедневно.

«Еще одна сладость»

Так назывался первый, записанный еще в римские времена рецепт хлеба, вымоченного в молоке и яйцах и обжаренного на масле. Сейчас мы называем его «французский тост», хотя во времена «Еще одной сладости» никакой Франции еще не было в помине.

Запах свежевыпеченного хлеба

Большинством опрошенных людей называется самым приятным запахом еды.

Марк Вергилий Эврисак

Мечта бывает не только американская, но и, например, древнеримская. Эврисак жил во 2 веке до Н.Э., был сыном греческих мигрантов и, вероятно, рабом – пекарем. Но пекарем настолько трудолюбивым и талантливым, что он умудрился выкупиться на свободу, заключить договор на поставку хлеба со столицей Римской республики, добавил к своему греческому два римских имени и устроил для себя и жены мавзолей в центре города – его сейчас охотно показывают туристам.

Это английское звание произошло от древнегерманских Hlaf (хлеб) и Weard (сторож), то есть «хранитель хлеба». «Хранителем хлеба» называли вождя племени, почитая его за то, что он кормит свой народ. Кстати, слово «леди» – того же корня: hlafdige, то есть «замешивающая хлеб». На картинке, чтоб два раза не вставать – тот самый лорд Сандвич, изобретатель сандвича.

Пища не наша

Видим в предыдущем пункте сходство слов hlaf и «хлеб», и делаем правильный вывод – слово это германского происхождения. В славянские языки, скорее всего, оно попало от готов – германского народа, жившего в Крыму. Готское слово «хлеб» на картинке – вон оно, в четвертой строчке.

Спорынья

Грибок, поражающий злаки, в первую очередь рожь, повсеместная сельскохозяйственная проблема в Средние века. Одним из последствий отравления спорыньей было нарушение психики и галлюцинации (ее действие схоже с действием ЛСД). Вероятно, бесчисленные истории про ведьм, колдунов, одержимых дьяволом и борьба с ними – последствия массовых отравлений спорыньей. Фантазии Босха многие исследователи тоже связывают с подобными проблемами с диетой.

Баллон

Так называют турецкий бездрожжевой хлеб, похожий на армянский лаваш. Лист пресного теста обжаривают, а потом подносят к открытому огню, из-за чего он надувается, действительно как воздушный шарик. По такой же технологии, но не из обычной пшеничной, а из цельнозерновой муки, делают индийские лепешки чапати.

В этом году была изобретена хлеборезка – она нарезала хлеб на ломти и сразу упаковывала их, так что теперь в Америке, например, до 80% хлеба продается нарезанным.

Первый антибиотик

Что плесень может бороться с заражениями, знали еще древние египтяне. Они прикладывали к ранам и ожогам плесневые хлебные корки.

Марк вергилий эврисак

Хлеб – это самый великий подарок природы, продукт, который нельзя заменить ничем другим.

История хлеба началась более 15 000 лет назад. Тогда люди ели зерна в сыром виде, затем начали растирать их между камнями и смешивать с водой. Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши-теста. Эти плотные, горелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась эпоха хлебопечения.

Марк вергилий эврисак

В Древнем Египте хлеб, солнце, золото обозначались одинаково. Уже в те времена люди понимали великую ценность этого продукта. Рецептура изготовления хлеба с древних времен претерпела минимальные изменения, ее не коснулись современные «вредные» технологии. Так хлеб – продукт здоровый, «проверенный временем».

Египтяне оставили подробное описание сложного процесса выпечки хлеба. Их иероглифы и рисунки рассказывают нам о том, что они выпекали более 50 видов хлеба: это были караваи различной формы, сдобренные семенами мака или кунжута, ароматизированные горькой пахучей камфарой, подслащенные медом или обогащенные молоком или яйцами. Египтяне создали и первые печи для выпекания хлеба. Эти глиняные сооружения, похожие по форме на ульи или бочонки, имели два отделения. Нижнее отделение предназначалось для разведения огня, и создаваемый им жар, который сдерживали и впитывали стенки, постепенно поднимался вверх. Тогда каравай закладывали в верхнее отделение и закрывали его, чтобы дать хлебу испечься.

Марк вергилий эврисак

В Древней Греции булочник мог занять очень высокий пост. В Риме раб, умеющий печь хлеб, стоил в десять раз дороже самого искусного гладиатора. А по старым германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство любого другого человека. В Византии хлебопеки не подвергались никаким государственным повинностям, но, если они выпекали и продавали хлеб низкого качества, их могли подвергать наказаниям — выпороть, остричь наголо, привязать к позорному столбу, отправить в изгнание.

Две тысячи лет назад в Риме был воздвигнут памятник Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, который обеспечивал хлебом почти всех жителей города. Символом средневековых мастеров-пекарей во многих странах был большой крендель, изготовленный из металла или дерева, покрытый позолотой. Такие крендели висели у входа в пекарни и хлебные лавки.


Рельефы с памятника Эврисака.

Марк вергилий эврисак

Кон. I в. до н. э. Рим, Гробница Эврисака.

Описание:

1 — взвешивание и приемка хлеба; 2 — размол, просеивание муки; 3 — вымешивание и раскатывание теста, хлебная печь.

Марк Вергилий Эврисак, живший в конце I в. до н. э., поставил себе в Риме у Эсквилинских Ворот [с.67] огромный памятник, настоящую трехъярусную башню. Нижний ярус состоит из столбов; стены второго пробиты круглыми углублениями, которые, по мнению некоторых археологов, символически изображают модии, хлебную меру, как столбы нижнего — бочки с мукой; на третьем изображено приготовление хлеба на разных его стадиях: ослы работают на двух мельницах, работники у стола сеют муку, хозяин или какое-то лицо, заинтересованное в деле выпечки хлеба, берет пробу муки. Знакомую уже нам машину для вымешивания теста вращает осел; погонщик следит и за тем, хорошо ли тесто вымешано.

Источники:© Фото, текст: М.Е. Сергеенко. Простые люди древней Италии. — Издательство «Наука». Москва — Ленинград, 1964, с. 66—67.

Не случайно у славянских народов хлеб стал больше чем пища, он стал частью культуры:

  • Хлебом-солью встречают дорогих друзей.
  • Караваем встречают родители молодоженов.
  • Хлеб берут с собой в дальнюю дорогу.

1. Эвкон
2. Эврисак Марк Вергилий
3. Эгрифии, энкрифии
4. Эдилы
5. ЭК-выпечка
6. Эклсская слойка
7. Экмек
8. Экмекчи
9. Эластичность клейковины
10. Эластичность мякиша
11. Эндосперм
12. Энкрида
13. Энкрифий
14. Энтолейтор
15. Эпантракиды
16. Эрбос квери
17. Эрготизм
18. Эрикит
19. Этнит

1. Эвкон – название древнегреческого хлеба из отрубей.

2. Эврисак Марк Вергилий – владелец крупных пекарен в Риме в конце I в. до н. э. Сохранился мавзолей Эврисака, на барельефах которого изображены разные стадии производства хлеба.

3. Эгрифии, энкрифии (греч. εγκρυφιαν) – название древнегреческого хлеба, выпекаемого в горячей золе.

4. Эдилы – особые выборные должностные лица в древнем Риме, в обязанности которых входил контроль за качеством хлеба и его правильным весом.

5. ЭК-выпечка – выпечка хлебобулочного изделия с применением электроконтактного прогрева. При прохождении электрического тока через тесто, обладающее определённым электрическим сопротивлением, выделяется тепло. Происходит быстрый и равномерный прогрев всей массы теста, находящегося в форме.

6. Эклсская слойка (англ. еccles cake) – английская слоёная булочка с начинкой из сушёного винограда, посыпанная нерафинированным сахаром.

7. Экмек (тур.) – 1) хлеб вообще; 2)пшеничный хлеб круглой формы.

8. Экмекчи (караим.) – пекарь.

9. Эластичность клейковины – свойство клейковины восстанавливать первоначальную форму после прекращения растягивающего усилия.

10. Эластичность мякиша (хлебобулочного изделия) – свойства мякиша хлебобулочного изделия восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия деформирующей нагрузки. Определяют путём надавливания на мякиш пальцами на глубину не менее 1 см.

11. Эндосперм – основная часть зерновки злаков, содержащая запас веществ, необходимых для развития ростка. На долю эндосперма приходится 70–85 % массы зерновки. Основным компонентом эндосперма является крахмал.

12. Энкрида – древнегреческая медовая лепёшка.

13. Энкрифий – название древнегреческого хлеба из «тончайшей тегейской» пшеничной муки, выпекаемого в золе.

14. Энтолейтор – машина, предназначенная для обеззараживания зерна.

15. Эпантракиды (греч. επανθρακισ) – название тонких древнегреческих вафель. Возможно, выпекались на углях. Во время празднеств, посвященных Крону, александрийцы приносили вафли в его храм, чтобы ими мог угоститься каждый желающий.

16. Эрбос квери (груз.) – грузинская сдобная лепёшка круглой формы, поверхность наколота и смазана яичной смазкой.

17. Эрготизм (от франц. ergot – спорынья) – отравление человека и животных спорыньёй или лекарственными препаратами, приготовленными из неё.

18. Эрикит – название древнегреческого хлеба из непросеянной пшеничной муки грубого помола.

19. Этнит – название древнегреческого хлеба из тёртых бобов.

Утверждается, что это гробница-мавзолей Марка Вергилия Эврисака в Риме. Сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, он в 173 году до н. э. создал большую пекарню и снабжал хлебом всю столицу.

Гробница ли? Пекаря ли?

Мавзолей представляет собой тяжелое сооружение неправильной четырехгранной формы очень своеобразной архитектуры: плоскость каждой его стены зрительно делится поперек на две неравные части, верхняя (большая) часть стен прорезана рядами крупных круглых отверстий (типа современных иллюминаторов) , над которыми находятся фриз и карниз, а под ними — надпись, сделанная четкими буквами: «Это — гробница Марка Вергилия Эврисака, пекаря-поставщика» .

жняя часть стен состоит из чередующихся приземистых квадратных столбов и цилиндров. В одной из стен имеется ниша, где помещались горельефные портретные изображения богатого булочника и его жены (сейчас они сняты и стоят отдельно) ; под нишей надпись: «Была у меня жена Атисия, женщина достойнейшая жила, останки тела которой, все, что осталось, находятся в этой хлебной корзине» . Стиль надписи явно говорит о том, что сочинил ее сам Эврисак. Объясняет эта надпись и странную архитектуру мавзолея — это, оказывается, хлебная корзина.

Сооружение с трубами — этмос маригоне. Отмостку мы и нынче делаем, а маригоне — гон марине, в смысле морских чудищ. В сути мы такую же систему исползуем на аэродромах, когда издаются пронзительные звуки криков пернатых, чтобы те разбегались.

Это описание достопримечательности Гробница пекаря Еврисака в Риме, Лацио (Италия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Заинтересовали эти фото:

Марк вергилий эврисак
Марк вергилий эврисак
Это Porta Maggiore попросту Большие Ворота. Но главное не ворота, а вот это сооружение перед ними. Этакое нечто с девятью цилиндрами с каждой стороны.
Утверждается, что это гробница-мавзолей Марка Вергилия Эврисака в Риме. Сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, он в 173 году до н.

Этот момент уже старательно подрихтован.
Удивляет и положение сего монумента относительно уровня земли. Он явно утоплен. Но не потому, что «слои культурного мусора» занесли весь Рим – основания ворот тоже немного заглублены. А вот некий канал, отделанный камнем, и ведущий непосредственно к воротам имеется.
Меня заинтересовала обратная сторона медали ворот. Может там речка какая была? Или канал? Вот старинный рисунок:

Нет никакого канала. Да и воротца напротив мавзолея героическому пекарю с обратной стороны напрочь заложены камнями.
Вспомнилось одно небольшое мое исследование: «Магический обряд – триумфальная арка», http://alexandrafl.livejournal.com/tag/триумфальная%20арка
которое давно уже написала. Ох, не случайно эти воротца-арки устраивали древние римляне, да так, что и не обойти, не объехать их!
Унылые попытки лжеисториков объяснить принцип архитектурного устройства «мавзолея» терпят жестокий крах при любом ближайшем рассмотрении. Самое сложное – зачем эти цилиндры?! Пишут везде, мол, это печи древнеримские для хлеба такие, ну или меры хлеба.
Вот как выглядели римские хлебные печи:
Зато на некие резонаторы эти цилиндры без дна очень похожи. Также и канал, соединяющий главные ворота с «мавзолеем» очень смахивает на волновод. Сама же конструкция поставлена на колонны, которые также могут быть настроены на особую частоту.
Если бы это канал не был бы волноводом, то вполне логично его продолжения ЗА воротами. Но он, как и положено волноводу, упирается в стену и поворачивает на 90 град. вверх. Сами ворота, как и все подобные арки, имеют вверху мощный резонатор, подобие деки струнных инструментов. Они пустотелые и имеют 3 помещения. С точки зрения строительной такое нагромождение над воротами лишено всякого смысла. А вот как резонатор – очень даже! Напомню, что и колонны у таких арок не обычно не имеют никакого строительного предназначения. Они ничего не держат! Они просто прилеплены сбоку.
Потому что колонны – это каменные струны гигантского волнового инструмента. Задача этого инструмента – создать мощное волновое поле, воздействующее на проходящих под аркой.
Тогда становится ясным и количество цилиндров в «мавзолее», их девять. Магическое число, а с точки зрения физики – одна из резонансных зависимостей. Трижды три.
Не стоит сильно распространяться здесь насчет Троицы, об этом многие знают. У нас вокруг число три и троица. Даже слово строить имеет своим корнем слово «три». Т.е. строить – это не просто камни класть, а сТРОить нечто в трех пространствах, заставить работать в единой энергетической системе.
Обратите внимание на колонны Главных Ворот:

Нет чтобы сделать их красивыми, да гладкими – строители сложили их из ДЕВЯТИ ярусов. Девяти камней.
Опять навязчивые резонансы. Вибрации, как бы сказала Блаватская. «Хвали» — как бы сказали наши предки. Отсюда и похвалы, и хвастаться, и хвиля, и т.д.
Все основано на резонансном получении энергий из первозданного эфира – неиссякаемого ее источника. А вот КАКИХ энергий и для ЧЕГО – это уже вопросы наших знаний и нашего развития.
Римляне не просто так ворота на входе в свой город ставили. Может быть: «Оставь одежду всяк сюда входящий на дело недоброе»?

©Александра Лоренц
Репостинг с указанием источника и автора приветствуется!
Фотовидеоматериалы использованы из сети интернет в качестве цитат, в ознакомительных целях и не для коммерции.

Список некоторых моих статей здесь:
http://alexandrafl.livejournal.com/15936.html

Эта загадочная гробница в Риме выглядит настолько странно, что даже официальные историки никак не могут найти достойное объяснение ее необыкновенной форме.

Найдена она была в XIX веке, когда на площади Порта Маджоре решили убрать средневековые строения. Под одной разобранной башней оказалась 13-метровая древнеримская гробница. Надпись на ней гласила, что это могила пекаря Марка Вергилия Эврисака. На верхней части гробницы имеются рельефы, которые изображают различные этапы хлебопечения. Однако то, что находится под ними, до сих пор является предметом жарких споров. В нижнем ярусе таблицы находятся ровные вертикальные трубы, а над ними расположены такие же ровные горизонтальные отверстия.

Существуют разные версии того, что значат эти загадочные трубы и отверстия. Под одной из них — они изображают хранилище зерна и элементы тестомешалок. По другой — это настоящие тестомешалки и настоящий элеватор, встроенные в гробницу.

В любом случае, это древнее сооружение явно выполнено при помощи каких-то древних загадочных инструментов. Возможно, до того, как стать гробницей Эврисака, это здание являлось чем-то другим, и надпись и барельефы на ней появились уже позже.

Кстати, очень заметно отличие этого здания от более поздних средневековых построек — она сделана более качественно. Напомню, что во время экспедиции «Хронотона» в Рим мы видели такое же отличие древней пирамиды Цестия от более поздней стены Аврелиана.

Потерянный рай: денежные достижения римлян

Чем больше проходит времени, тем яснее мы понимаем, что технологические достижения Древнего Рима были гораздо более значительны, чем кажется на первый взгляд. Еще полвека назад в общественной мысли главенствовала точка зрения, изложенная Вергилием в «Энеиде», согласно которой римляне не блистали ни в науке, ни в технике, ни в искусстве, но компенсировали свое творческое бессилие подлинным талантом к созиданию империй и управлению миром. Сегодня нам известно, что древнеримские полководцы пользовались достижениями науки (Марк Клавдий Марцелл вывез из Сиракуз астрономические приборы), а предприниматели строили механизированные фабрики (Марк Вергилий Эврисак, например, применил механизмы в принадлежавших ему пекарнях для производства хлеба). Однако технологические достижения Древнего Рима меркнут по сравнению с достижениями в финансовой сфере. С момента рождения денег в Греции прошло всего несколько веков, но в Римской империи они уже получили повсеместное распространение. Финансовая инфраструктура могла похвастать не только масштабом, но и сложностью. Разумеется, существовал институт чеканки монет – однако, как и в любой другой сложной экономической системе, монеты в основном использовались для мелких покупок. Но все значительные траты – а в момент расцвета Рима некоторые траты были очень, очень значительными – осуществлялись посредством долговых обязательств, именуемых литтерами, или номинами. Описание того, как во времена поздней республики обычно совершались крупные сделки, мы находим у Цицерона: «nomina facit, negotium confcit» («[некто] предоставляет обязательство и завершает сделку»). При этом кредитование распространялось не только на крупные выплаты. Овидий в своем «Искусстве любви» предупреждает ухажера, что возлюбленная ожидает от него подарка, и отвертеться, сославшись на отсутствие наличности, не получится – ведь всегда можно выписать чек.

К моменту перехода Римской республики в империю времена, когда богатство гражданина измерялось землей, давно канули в прошлое. К примеру, Гораций, описывая состоятельного римлянина, говорит: «Dives agris, dives positis in faenore nummis» («Богат землей и вложенными под процент деньгами»). Если не считать тоги, он ничем не отличался от рантье викторианской Англии, пытающегося отвертеться от платы по счету, объясняя это тем, что все его деньги на данный момент во что-то вложены. Кстати, уже тогда появилась категория людей, благополучно сохранившаяся до наших дней, – это те, кто вообще не интересуется материальным имуществом, предпочитая все свое богатство держать исключительно в денежном формате. Древнеримские банкиры мало чем отличались от современных: они принимали вклады, оформляли и выдавали кредиты, служили посредниками при оплате международных сделок. В точности так же, как сегодня, элита финансового мира старалась произвести на клиентов впечатление сложностью проводимых манипуляций. Цицерон с усталой иронией пишет: «О том, как приобрести и куда вложить деньги, некоторые замечательные люди, чья контора располагается рядом с храмом Януса, рассуждают с красноречием, которому позавидует любой философ».

Читайте также  Кальчо флорентийский футбол

Разумеется, при существовании настолько глубоко монетизированной экономики римлян не обошло и такое хорошо знакомое нам явление, как финансовый кризис. Порой примеры из древнеримской истории так близко напоминают события недавнего прошлого, что становится немного не по себе. К 33 году н. э. финансовые советники императора Тиберия пришли к выводу, что бум в сфере частного кредитования перехлестнул через все разумные пределы. Чтобы положить конец инвестиционной лихорадке, охватившей империю, было решено усилить государственное регулирование в этом секторе экономики. После краткого изучения законодательства выяснилось, что подходящий закон уже принят; его автором оказался не кто иной, как основатель династии Юлий Цезарь, который в своей бесконечной мудрости еще десятки лет назад ввел жесткие ограничения на выдачу кредитов богатыми аристократами, запретив им использовать для этих целей больше определенной части состояния. Иначе говоря, он ввел требование на достаточный размер основного капитала для всех, желающих заниматься кредитованием. Уложения закона были ясны и цели очевидны, однако предприимчивые кредиторы уже не первый раз в истории проявляли чудеса изобретательности, находя всё новые способы обойти запрет. «Народные собрания, – читаем мы у Публия Корнелия Тацита, – приняли множество постановлений, направленных против нарушителей закона, но, несмотря ни на что, их число не уменьшалось, так как заимодавцы прибегали к хитроумным уловкам». И вот император заявил: хватит. Предложенный Цезарем закон обязателен к исполнению, а нарушителей ждет суровое наказание. Последствием этого решения стал хаос. Не успела практика применения закона распространиться, как выяснилось, что к нарушениям причастна б?льшая часть сенаторов. Затем во всей красе проявились все знакомые нам черты полноценного банковского кризиса: кредиторы начали требовать у должников срочного возвращения займов; понимая, чем это грозит, власти попытались смягчить удар по экономике и объявили о введении переходного периода. Впрочем, было уже слишком поздно. Владельцы приобретенной в ипотеку земли начали срочно ее продавать, лишь бы расплатиться с кредиторами, в результате чего обрушился рынок недвижимости. Объем банкротств принял настолько массовый характер, что под угрозой оказалась вся финансовая система государства. В условиях охватившего Рим кризиса императору пришлось пойти на срочное выделение ссуд нуждающимся. Имперское казначейство приступило к реализации программы рефинансирования, на что было выделено 100 миллионов сестерциев. Кредиторам, взявшим на себя невыполнимые финансовые обязательства, были предложены льготные беспроцентные ссуды сроком на три года. В качестве обеспечения использовалась принадлежащая им недвижимость, намеренно оцениваемая выше реальной стоимости. К радости сената, закончилось все благополучно. «Так было восстановлено деловое доверие, и понемногу снова появились частные заимодавцы», – сообщает Тацит.

Наглядная иллюстрация глубины падения Европы в пучину денежного варварства: римские монеты, утратившие статус денег и превращенные в ювелирное украшение

Впрочем, первый расцвет денежного общества в Европе долго не продлился. С ослаблением военной и политической мощи Рима пришла в упадок и его многообразная финансовая экосистема. К концу III века н. э. Египет, одно из самых ценных завоеваний империи, начал все активнее ускользать из-под римского контроля, и параллельно с этим обострились проблемы в денежной сфере. В 274–275 годах инфляция достигла невероятно высокого уровня: всего за год цены выросли в тысячу раз. После 300-го года из исторических источников исчезают упоминания о банкирах – складывается такое впечатление, что необходимая для их существования общественная и государственная стабильность обратилась в прах. Особенно ярко это проявлялось на окраинах империи, где за ослаблением государственных институтов немедленно следовало разрушение и институтов финансовых. Чем дальше от Рима находилась колония, тем подобная картина наблюдалась нагляднее. В Британии, например, после ухода с острова в V веке н. э. легионов римская денежная система растаяла без следа на протяжении жизни всего одного поколения. Монеты, то есть деньги, исчезли из обращения на долгие двести лет – несмотря на предшествующую почти пятисотлетнюю историю хождения. Постепенно во всей Европе, включая сам Рим, сложное и замысловатое монетарное общество прекратило существование. Как Греция после падения Микен, Европа вступила в собственные Темные века – период, в котором регресс от денежного общества к обществу традиционному почти достиг абсолюта.

Проект для начальных классов

Технология 4 класс Раздел программы: «Штучное и массовое.

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату».

Тип урока: Комбинированный (Изучение нового и обобщение изученного материала)

Форма урока: Урок-защита проекта-исследования

Цель: Познакомить обучающихся с современным производством хлеба

Рассказать о научно-техническом прогрессе

Заставить задуматься над тем, как люди совершают открытия

Развивать любознательность и воображение

Воспитывать уважительное отношение к людям и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление: Выставка хлеба и других мучных изделий, выставка круп.

Плакаты висят: «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом», «Хлеб — всей жизни голова», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска и полатях возьмёт тоска».

(презентация слайды «Хлеб — всему голова)

Учитель: Растения, зёрна которых годятся в пищу, называют хлеба. Хлеба – это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормилицы – пшеница, рожь, ячмень – имеют и особое название – жито. Слово жито народ произвёл от слова жить. Будет жито и жить можно. Хлеб – всей жизни голова. Наш урок посвящается хлебу.

1 ученик: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

2ученик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

Встретить Щедро от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

3 ученик: С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!

(Вручают хлеб-соль гостям)

4 ученик: Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.

5 ученик: В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нем здоровье, наша сила ; в нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

6 ученик: В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Учитель: Без хлеба – половина обеда. А мы едим хлеб и даже не задумываемся о том, как он появился, когда, кто его для нас выращивает.

Привычный всем хлеб люди изобретали долгие века. Важным открытием на пути к нему была каша. А прежде, чем сварить кашу, человек должен был овладеть огнём да ещё сделать посуду из глины.

Мужчины на охоте, сторожат на тропе у водопоя оленя или гонят его к яме-ловушке. Добудут ли оленя – дело не ясное. Однако, во владениях племени растёт пшеница. Люди дикие и пшеница дикая: колос тощий, зёрна маленькие. И всё же ими можно насытиться. А как быть младенцам и старикам? Зёрна позднего сбора, твёрдые, беззубым их не разжевать.

Длинноволосая женщина думает думу. Она сидит возле костра. Вдруг спасительная мысль проносится в мозгу первобытной женщины. Она наполняет глиняный горшок водой, ставит на угли, щепоть за щепотью сыплет в горячую воду твёрдые пшеничные зёрна. Зёрна набухают. Они становятся мягче, разбухли, стали больше, они впитали воду. Теперь под их оболочкой клейкая, сладковатая мякоть. Самая первая каша – готова – это предок хлеба.

Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать его не зубами, между двух камней. Между нижним неподвижным, как верхняя челюсть, и верхним, подвижным, как челюсть нижняя. Так он получил первую крупу – дроблёное зерно. Поусердствовал ещё, растёр зёрна в порошок – самую первую муку.

Кто-то, замесив муку на воде, получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку. То был первый – пресный хлеб. Но до хлеба, который мы теперь едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски.

Родители 1: В лесах и садах жарких стран растут хлебные деревья. На стволах и на толстых сучьях хлебного дерева вызревают плоды, формой похожи на тыкву. Состоят они из крахмала, подобно зёрнам пшеницы и ржи. Зёрнышко весит меньше грамма, а плод хлебного дерева – до двадцати килограммов. Одно дерево кормит целый год трёх человек. Причём без хлопот. Сорвал хлебный шар, разрезал на пластины, подержал на горячей сковороде и получил свежую лепёшку. Хорошо, хлеб сам в рот падает. Но ведь так и облениться не долго.

Учитель: Русскому народу силу, стойкость и выносливость издревле давала работа на хлебном поле – ниве. Одно из самых жизнестойких племён восточных славян называлось «поляне». По Днепру и его притокам, на степных просторах, были поля полян. Труд тех людей, почти весь! – поглощался пашней. И пашня оделяла их за то пашеницей, то есть пшеницей.

У торговца богатство в кубышке, в кошельке. У пахаря богатство – это нива. При опасности зароет торговец свою кубышку, схватит кошелёк и пустится в бега. А пахарю своего не спрятать, не убежать с ним. Вот оно поле открыто всем ветрам и набегам. Надо его защищать. И пахарь – невольно воспитывает в себе воина, защитника земли.

Родители 2: У берегов Чёрного моря были дикие поля. Земля хорошая – но никем не паханая. С дикого поля, как повествуют сказания, налетал на города и сёла Руси Змей Горыныч. У сказочного змея было и реальное обличие – конные рати кочевников и половцев. Там, где они проносились с саблями и факелами, оставалась пустыня. И некому было хоронить мёртвых. Кто остался живым, того угоняли в полон (плен), продавали в рабство. Борьбу с печенегами в XI веке возглавил Киевский князь Владимир Святославович. Борьбу с половцами в XII веке Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах. Владимир – защитник земли русской.

Родители 3: Зимой 1240-41 годов немецкие псы-рыцари, не сумев взять Новгород, отняли у окрестных селян лошадей и зерно. Так они надеялись оставить весь новгородский народ без хлеба. Ведь поле не вспашешь, не засеешь. Потомки псов-рыцарей немецкие фашисты начали войну против русского народа в конце июня – до созревания и уборки хлебов. Так они рассчитывали оставить нас без урожая 1941 года.

7 ученик: В дыму Ленинградское небо, но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба сто двадцать пять грамм.

8 ученик: В годы тягот и лишений новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова»!

Учитель: Историки считают, что первыми хлеб на закваске пекли в Африке египтяне. Этот способ переняли народы Европы. Известно имя пекаря древнего мира – Марк Вергилий Эврисак, грек по национальности, переселился в Рим, построил пекарню, какой ещё не было в городе. Завоевал желудки египтян, он завоевал и их сердца!. Ему и его жене Анистии в итальянском городе Риме стоит памятник. Воздвигнут он ещё до нашей эры, две тысячи лет назад.

Родители 4: На свете я видела хлеба не мало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол осеняя крестом.

Он отдыхал накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Родители 5: На Руси к хлебу всегда относились с любовью и уважением. Из минувших веков ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай: «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!» Церковный обряд венчания, соединявший жену с мужем, казался верующим недостаточно крепким. По возвращении из церкви молодые супруги у крыльца дома клали руки на хлеб. «Будем жить в любви и согласии. Хлеб свидетель наших обещаний. Каждый день он с нами и напомнит в час размолвок».

Учитель: Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит руками, чтобы не причинить ему обиды. На Руси хозяйка, уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы испрашивая прощения.

9 ученик: Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.

Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной.

10 ученик: Берегите каждый колос наших радостных полей,

Словно песен тихий голос громкой родины своей!

11 ученик: Не хотим мы видеть чёрных зёрен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный золотистых волн прибой!

12 ученик: Не мечтаем мы о чуде, к нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди, научитесь хлеб беречь!»

Родители 6: Был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая старый обычай, люди, как бы обращаются к хлебу на «Вы», выказывая ему своё почтение. А как иначе. Ведь столько надо потрудиться хлеборобам, чтобы у нас на столе всегда был хлеб.

13 ученик: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

14 ученик: Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Родители: А теперь давайте бережно отведаем хлеба разных сортов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector