Мельпомена богиня чего

Мельпомена богиня чего

Мельпомена богиня чего

В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции.

Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души…»

Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.

Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Мельпомена богиня чего&nb.

Смотреть на YouTube:

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Удивительная мифология древней Эллады

Мельпомена – это один из персонажей пантеона Древней Греции. Большинство исследователей называет ее музой, но некоторые удостаивают и более высокого «звания» – богини. Как ни странно, правы и те, и те. Мельпомена, как и многие другие персонажи древнегреческой мифологии, имеет живую историю, которая развивалась и трансформировалась. Образ наполнялся новыми красками, сфера «деятельности» расширялась. Формирование культа Мельпомены проходило на протяжении продолжительного периода, и у нас есть все основания предполагать, что муза трагедии «дослужилась» до более почетной должности богини театра.

Восемь сестер Мельпомены

Греки не просто верили в своих богов и совершали положенные культом ритуалы, но и наделяли их характерами, биографиями и разнообразными качествами. Некоторые боги были завистливы и скупы, некоторые — простодушны и наивны, кто-то блистал умом и эрудицией, а кому-то было не по плечу даже самое плевое дело. Согласитесь, всё как у людей! Видимо, это делало небожителей более близкими и реальными.

Своя история есть и у нашей героини. Согласно древним легендам, Мельпомена – это одна из девяти дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Остальные сестры тоже без дела не сидели, каждая имела свою специализацию:

  • Клио покровительствовала истории;
  • Евтерпа – музыке и поэзии;
  • Талия курировала комедию;
  • Терпсихора считалась музой танца;
  • Эрату почитали как вдохновительницу литераторов любовно-лирического жанра;
  • Полигимния играла роль покровительницы пантомим и гимнов;
  • Урания помогала смертным изучать звезды и небесные тела;
  • Каллиопа возглавляла такую сферу, как написание и сохранность эпических сказов.
  • Мельпомена же почиталась древними как муза трагедии.

Облик

Большинство муз и богинь в представлении жителей Эллады были красавицами. Древние греки считали, что Мельпомена – это молодая женщина. Ее изображали с трагической маской в одной руке и мечом или увесистой палицей в другой. Голову музы величал венок из листьев или повязка, а фигуру окутывала театральная мантия. Некоторые античные скульптуры Мельпомены сохранились до наших дней.

Необычные факты из древних мифов

Исследователи установили, что изначально муза театра Мельпомена покровительствовала песням, да и то не всем, а только трагическим. Со временем круг ее влияния значительно расширился.

В честь нее назван один из астероидов, который был открыт в конце позапрошлого столетия.

Небезызвестные сирены считаются дочерями Мельпомены и Ахелоя.

История персонажа

Пантеон Древней Эллады объемен и, помимо богов, предлагает знакомство с другими возвышенными существами. Биографии небожителей послужили мотивами для сложения мифов и легенд, которыми знаменита древнегреческая история. Каждому направлению деятельности соответствовал покровитель, наделенный магическими способностями и силами. Среди них – Мельпомена, муза трагедии, а впоследствии театра. Она благословляла на творческую реализацию в искусстве.

История происхождения

Мельпомену считали богиней, но на самом деле она была одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Как и сестры, девушка изображалась красавицей в лавровом венке. Ее сопровождали соответствующие атрибуты: длинная театральная мантия, трагическая маска и меч, иногда заменяемый палицей. С течением времени образ персонажа модифицировался, но внешность музы не менялась. Ее биография пополнялась новыми подробностями и событиями. Культ богини формировался на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому ее статус музы изменился на божественный.

Зевс и Мнемосина

Зевс и Мнемосина

По легенде, музы проживали на горе Парнас вблизи Кастальского ключа и на горе Геликон рядом с источниками Иппокрены. Людей, стремившихся к творчеству и вдохновению, музы сопровождали, даруя благодать. Они предлагали испить из волшебных источников, наделявших талантом. Тех же, кто пытался состязаться с божественными существами, ждала неминуемая кара. Красавицы, дарующие способность к танцу, пению, музыке и другим направлениям в искусстве, не переносили тщеславия и жестоко наказывали за него. Искусство и творчество, по их заветам, должны очищать душу, сопровождаясь благими мыслями и целями.

Первые упоминания о музах появились в литературных произведениях Гесиода и Гомера. Поначалу их имена не озвучивались, и образ представлялся в едином обличии. Затем речь шла о трех богинях, чей функционал постоянно корректировался. Сегодня известно, что древние греки поклонялись девяти музам: Терпсихоре, Талии, Эвтерпе, Эрато, Клио, Каллиопе, Урании, Полигимнии и Мельпомене. По словам Гесиода, восхитительные юные красавицы воспевали Зевса и других богов, даруя людям таланты и способности. Любопытно, что Талию противопоставляли Мельпомене, изображая с комической маской в руках.

Мельпомена

Мельпомена

В «Иллиаде», принадлежавшей перу Гомера, музы были подчинены Аполлону, богу искусства и гармонии. Помимо творческих мотивов, они вдохновляли на занятия наукой и несли в мир моральные ценности. Геродот назвал в честь музы Мельпомены четвертую книгу сборника «История», увековечив ее имя в своем творчестве.

Муз также связывают с Дионисом, на мероприятиях которого они появлялись. Им свойственны вдохновение и мистика, упорство на пути к своей мечте и творческий азарт. Божественные существа широко почитались и воспевались в Древней Греции. Им посвящали храмы, называвшиеся Мусейонами. Обстановку и нужную атмосферу в них поддерживали служители, жрецы. По некоторым данным, такой храм располагался в школе, основанной Пифагором. Там находились скульптуры всех девяти муз.

Мифы и легенды

Греческая мифология открывает хитросплетения взаимоотношений между богами и простыми смертными. Она повествует о том, как складывались жизни возвышенных существ. Согласно легендам, Мельпомена была дочерью Зевса и Мнемосины. Восемь ее сестер, как и она, стали покровительницами науки и искусства.

Скульптура Мельпомены

Скульптура Мельпомены

Первоначально Мельпомену считали музой песен и драматических произведений, но со временем ее начали олицетворять со сценическими постановками и мероприятиями. В итоге музу ассоциируют с театром, обобщая сферу ответственности персонажа в одно направление.

На первый взгляд, облик Мельпомены вызывает мысли об агрессии, ведь в руки девушки вложен меч. Но она не являлась карательницей. При этом муза ограничивала пределы театральности, напоминая, что примерка масок должна происходить только на театральном поприще, но не в жизни.

Муза трагедии стала матерью знаменитых сирен, которые появились на свет в ее союзе с Ахелоем. По преданию, две ее дочери решили состязаться с музами в способности к пению и проиграли соревнование. За это девушки были казнены. Мельпомена вечно оплакивала своих детей, как оплакивала и людей, пошедших против воли богов.

Как и другие музы, Мельпомена была постоянной спутницей Аполлона. Ей принадлежит идея создания варвитоса – музыкального инструмента, напоминающего лиру.

Экранизации

Сегодня имя Мельпомены упоминается в качестве эпитета и в переносном смысле. Выражение «жрец Мельпомены» можно услышать в высокопарных откликах об актерах театра. Те, кто ценят многовековую историю этой области искусства, нередко вспоминают имя музы. Ее биография мало освещается в мифологии, поэтому полноценных спектаклей или фильмов богине не посвящают. Но само имя нередко фигурирует в монологах театральных постановок и в описательных моралите.

Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»

Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»

В 1987 году на советские экраны вышел телеспектакль под названием «О, Мельпомена!» режиссера Дины Луковой. Этот проект объединил в себе три чеховских сюжета, повествующих об актерах, а название стало тонкой иронией автора над представителями драматического направления в искусстве.

Муза «Мельпомена»

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Талия изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Условия доставки:

Доставка заказанного товара на нашем интернет-магазине осуществляется в любые страны и города мира в течение 3-10 дней.

Транспортная компания:

Мы сотрудничаем с курьерской почтовой транспортной службой:

EMS – Express Mail Service

Способы оплаты:

Расчётный счёт в виде банковского или электронного перевода по инвойсу

Стоимость доставки:

Стоиомсть доставки высчитывается в зависимости от объёма отправляемой посылки. Приблизительный расчёт:

Сроки доставки:

  1. Изделия, которые есть в наличие в нашем салон-магазине в Карловых Варах – доставка осуществляется в течение максимум 2-ух недель;
  2. Изделия, которых нет в наличие в нашем салон-магазине в Карловых Варах:
  • LLadro: максимум 2 месяца срок исполнения заказа + максимум 2 недели на доставку;
  • Meissen/Herend: от 3 месяцев до года на срок исполнения заказа + максимум 2 недели на доставку;

* После Вашей заявки на заказ изделия через наш интернет-магазин в течение месяца Вы получите от нас оповещение в виде E-mail или нашего телефонного звонка о точном сроке изготовления Вашего заказа.

  • Robbe & Berking/Aida: максимум 1 месяц срок исполнения заказа + максимум 2 недели на доставку.

Мы постараемся организовать доставку в удобное для Вас время дня при предварительном контакте с Вами.

Упаковка изделий:

В связи с особой хрупкостью и ценностью ассортимента нашего интернет-магазина, мы очень внимательно относимся к тщательной упаковке заказанных Вами изделий. Наша упаковка защищает изделия от влаги и ударных воздействий и позволяет доставлять предметы в целости и сохранности.

Страховка изделий:

Все изделия нашего интернет-магазина застрахованы.

В случае получения разбитого товара, мы просим Вас в течение 24 часов оповестить нас об этом и прислать нам фотографию. В таком случае изделие будет заказано повторно. Все расходы и всю ответственность наша компания берёт на себя.

Обращаем Ваше внимание, что вскрытие посылки необходимо произвести в присутствии курьера. В случае повреждения товара, Вы можете вернуть посылку за счет курьерской службы.

Мельпомена не спит!

О возможном несчастливом будущем театра, о влиянии его на подрастающее поколение беседуем с участницами образцовой театральной студии «Импровиз» Дома творчества «Октябрьский» из города Липецка.

Всё началось в далёком 534 году до нашей эры, когда древнегреческий афинский поэт Феспид вывел на «сцену» первого представителя профессии «Актёр». Думаю, именно тогда с небес к нам спустилась Богиня театра — Мельпомена, и в тот момент началась «большая театральная игра».

С того момента прошло очень много лет. Обновлённые сцены, не как ринги в древней Греции, бесчисленные составы актёров, тысячи спектаклей, миллионы зрителей. Работе богини театра нет конца и края. Ходить по миру и одаривать, вдохновлять человечество. Конечно же, она не обошла стороной и наш город — Липецк. Даже больше, она немного задержалась.

Двери образцовой театральной студии «Импровиз» Дома Творчества «Октябрьский» открыты! Открыты с 1996 года. А главный, неизменный руководитель театра, Анастасия Романовна Розенберг, на протяжении 24 лет выпускает оттуда новых актёров.

Побывав у ребят — театралов с непривычки может лопнуть голова от их громких, чётких голосов. А ещё эти сотни скороговорок, разминок. «Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что все скороговорки не перескороговоришь, не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь». И так начинается каждое занятие!

Совсем забыла познакомить вас с одними из самых ярких представителей студии «Импровиз». Соня Буслаева и Катя Кононыхина – 16 лет, старожилы студии, посвятившие ей около 10 лет. А Катя вообще хочет отдать свою жизнь на служение театру. После того, как родители, учителя заметили у девочек рвение к искусству, к чтению стихов, отправили их на сцену. Даша Круглова — одиннадцатиклассница, которая готовится к этому страшному этапу жизни (название его повергает в ужас) … к ЕГЭ, но при этом не собирается бросать театр. Состоит в команде только три года, но уже добилась больших успехов – неоднократно становилась победителем конкурсов чтецов. Немаловажно, что все «импровизаторы» имеют несколько грамот за актёрское мастерство.

А что же дали занятия девочкам?

«Репетиции с Анастасией Романовной и ребятами научили меня работать в команде, быть терпеливой, уметь держаться на сцене под светом прожекторов. Я научилась красиво читать любое стихотворение, понимать, где стоит поставить паузу, а где она не нужна. Эти навыки помогли мне повысить свой авторитет в глазах учителей и моей школы» — говорит Даша. А что же скажет старейшина Соня? «Я стала проще выражать свои мысли, развивалось моё воображение. Занятия приносят огромное количество положительных эмоций и опыт, который пригодится в дальнейшем хотя бы для общения с людьми. Благодаря «Импровизу» мы научились справляться со страхом перед публикой, стали более раскрепощенными и уверенными в себе. Даже коленки уже не трясутся перед выходом на сцену!»

Девочки, признавайтесь, были во время выступлений или репетиций непредвиденные страшные или смешные происшествия?

«Каждая репетиция – это сплошные смешные и громкие ситуации. Конечно, в коллективе есть свои «клоуны», которым не терпится поострить, а остальные без стеснения будут смеяться со слезами. А громко от того, что Анастасия Романовна никогда не забывает, что мы собрались не для смеха, а для работы, для искусства. Может и покричать чуть-чуть. Что же касается выступлений, спектакли чаще всего у нас проходят гладко, мы очень тщательно готовимся. Но бывают моменты, когда тебя ставят на роль за пару дней до выступления. Именно тогда начинается самое сложное, потому что нет уверенности в том, что ты сможешь отыграть все так, как нужно. И, естественно, коленки тоже у всех потрясываются так, что текст порою забывается. Чаще всего, выбраться из такой ситуации помогают импровизация и сообразительность всей команды» — рассказывают девочки.

Все люди — актёры. Выбрав роль, идут по жизни в маске, уверенно, статно. Но как же быть тем, кто должен менять «маски» постоянно? Новые персонажи, новые характеры. Правда ли, что от сыгранных ролей можно перенимать себе какие-то качества?

Соня: «Думаю, роли оставляют определённый след на поведении и жизни в какой-то степени. Если дело касается больших спектаклей, требующих десятки репетиций, то каждый из нас перенимает некоторые черты своего персонажа. Часто мы даже пользуются фразами из сценария. Если я сильно погружаюсь в роль, то некоторое время я могу подражать своему герою, хотя сама этого не замечаю. Забавно, когда начинаю вести себя, как Снегурочка. С постоянной сменой ролей не скучно жить, всегда новый характер, повадки».

А есть ли роли, от которых захватывает дух? В которых хочется остаться на всю жизнь?

Даша рассказывает: «Моя любимая роль – роль помещицы Уланбековой в пьесе Островского «Воспитанница». До неё я играла персонажей, у которых нельзя было «разгуляться», показать характер. А Уланбекова – деспотичная женщина, готовая доказывать всем и вся, что есть только Её «правильное» мнение. Другими словами просто — «Бойтесь меня все!» Было очень интересно передавать её эмоции, харизму зрителю».

Но как же быть, если театральное искусство перестаёт пользоваться популярностью у молодёжи? Неужели, этот величайший древний вид искусства скоро забудется окончательно? Катя Кононыхина, которая тоже является одной из старожилов студии, много лет мечтает поступить в театральное училище. Что же она думает по поводу актуальности театра?

«Конечно, человечество шагает вперёд, все больше интересных интернет — развлечений, каналов, блогеров. У человека все меньше работы — его заменяют роботы. Но, мне кажется, театр — это не просто просмотр спектакля, это целый волшебный мир, своеобразная атмосфера, даже запах особенный. Театр показал мне мое будущее. Завлёк и не отпускает, просит с ним оставаться до конца жизни. Надеюсь, со временем люди вернутся к этому многогранному виду искусства хотя бы из-за того, что театр – это всегда о жизни: нашей, вашей, будущей, прошлой. Всегда найдутся сторонники театра, всегда будут люди с душой, любящей искусство, поэтому театр жил, живет и будет жить! Я в этом уверена!»

Весь мир – театр. У девочек «театр» не только внешний мир, но и внутренний. Театральная студия «Импровиз» уже много лет ведёт их по сцене, делая ребят крепче духом и громче словом.

Конечно, пока Мельпомена не спит, театр никуда не исчезнет. Богиня не даст забыть человечеству о красоте речи, об эмоциях тела и души. А теперь Она отправляется дальше по миру, за новыми талантами, новой «большой театральной игрой».

«Мельпомена Таврии» подарила праздник

В этом году организаторы международного фестиваля «Мельпомена Таврии» стремились показать зрителям что-то особенное, ведь богиня театров «посещает» Херсон уже пятнадцатый год подряд! В канун форума анонсировали интересных гостей с оригинальными постановками — не только в «театре под крышей», но и на одной из городских площадей, посреди леса и на набережной Днепра. Все неформатные и традиционные спектакли были восприняты зрителями «на ура»!

Читайте также  Как звали древнегреческую богиню войны

Премьера шекспировского «Макбета» в исполнении Национального академического драматического театра им. Я. Коласа (Витебск, Беларусь) поразила чрезвычайно живой игрой актеров, а драматизм и динамику пьесы усиливал покров ночи и Цюрупинский лес вокруг. Понравилась херсонцам и постановка «Вишневого сада» Чехова, представленная Львовским академическим духовным театром «Воскресение». Кстати, львовяне были победителями первого херсонского фестиваля в 1999 году. В этот раз гости из города Льва решили удивить местную публику «немым» спектаклем без единого диалога, однако с яркими образами и красноречивыми действиями на площади у театра. «Херсонский зритель в восторге, такого мы еще не видели. Творческих вам успехов и вдохновения. Ждем вас еще. Благодарим!» — такие отзывы о спектакле можно увидеть в группе театра в одной из социальных сетей.

Не меньший восторг вызывал мюзикл Драматического театра им. Йокая (Бекешчаба, Венгрия) — «Граф Монте-Кристо». 75 людей, несколько грузовиков с техникой, эффектные декорации, живая оркестровая музыка и экспрессивная игра актеров — такие составляющие стали залогом успеха венгров в Херсоне. По словам художественного руководителя и директора Театра им. Йокая Петера Фекете, он ни на минуту не пожалел, что преодолел далекий путь со своим большим коллективом ради выступления на «Мельпомене Таврии».

— Я приятно удивлен, что в таком небольшом городе происходит действительно интересное театральное действо. Каждый, кто задействован в фестивале — от технических работников до актеров — работали упорно и согласованно и, как следствие, — успех у зрителей, — комментирует «Дню» господин Петер. — Для нас эти дни стали важным опытом, своеобразным энергетическим зарядом для будущих выступлений. Надеюсь, что такой же заряд прекрасного получили и присутствующие в зале. Мы также увидели, что Украина имеет немало оригинальных культурных особенностей, которые нужно оберегать и популяризировать среди молодежи. Наблюдая за работами украинских театров, я убедился, что вы находитесь в мэйнстриме европейского театрального искусства. Да, есть много отличий, меньшие возможности, техника, однако здесь главное другое — мысль и ее воплощение на сцене. У вас есть замечательные режиссеры и актеры, большие театры и умные зрители. Берегите их.

Херсонские артисты предложили спектакли, которые уже успели полюбиться местной публике, — постановку пьесы американского драматурга Ричарда Нэша «Продавец дождя» (режиссер Влада Белозоренко) и «Энеиду» по одноименному произведению Ивана Котляревского под режиссурой Сергея Павлюка. Обе работы в который раз были тепло приняты зрителями.

— Я очень рад, что в Херсон приехало так много гостей. Благодарен всем друзьям-театрам, которые откликнулись на приглашение, преодолели далекий путь и продемонстрировали здесь свои лучшие работы. Радует, что наш зритель любит «Мельпомену» и, заполняя зал на каждом спектакле, ежегодно является ее главным меценатом. Это — вдохновляет. Надеюсь, что за эти 15 лет мы сделали весомый вклад в развитие культурной жизни города и области, — прокомментировал итоги фестиваля директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша Александр КНИГА.

Поэтому юбилейная «Мельпомена» прошла успешно. А чтобы не давать поводов для разочарований или обид, руководство фестиваля решило в этом году не выделять лучший спектакль или роли. Ограничились памятными подарками в виде специально сшитой для праздника куклы-мотанки, картин, подарков от спонсоров и памятных дипломов.

Храм богини Мельпомены

Рассматривая старые почтовые открытки и фото с изображением уголков старого Царицына, его кирпичных и деревянных домов, административных зданий, улиц, площадей и мостовых, неухоженной волжской набережной с пристанями и дебаркадерами, невольно поражаешься какой-то невероятной небрежности, нелепой хаотичности как в планировке, так и в безликой архитектуре города, сделавших его серым, унылым, заштатным и глубоко провинциальным.

Даже бурный экономический рост и активное градостроительство конца XIX — начала XX столетий не изменили наш город ни на йоту и лишь говорили о нежелании городских властей преобразить или хотя бы немного улучшить внешний облик уездного Царицына.

Часть состоятельных царицынских купцов, бывавших по торговым делам в больших столичных городах или за границей, предпринимали попытки привнести при проектировании своих домов, гостиниц, магазинов некоторые элементы архитектурных стилей позднего классицизма или модерна, но таких зданий в городе было единицы. Располагались они, как правило, в центральной части Царицына на многолюдных расцвеченных иллюминацией улицах или площадях. Появлению в городе одного из таких интересных зданий посвящена эта статья.

При большом стечении народа 20 декабря 1915 г. в Царицыне был освящен и торжественно открыт Дом науки и искусств. Появление этого большого здания в провинциальном городе стало большим и важным событием. Многие горожане знали, сколько душевных усилий и финансовых вложений отдал этому Дому одним из влиятельных людей Царицына — общественный деятель, благотворитель и попечитель, ревнитель народного образования и далеко не равнодушный к изменениям жизни города к лучшему человек, Потомственный Почетный гражданин, купец 1 гильдии, Александр Александрович Репников.

Еще в 1913 году он и его жена Августа Константиновна (урожденная Воронина) сделали Городской Думе предложение — построить в городе здание Дома науки и искусств. Первоначальная стоимость здания по подсчетам инженера Васильева должна была составить 350 тыс. рублей. Зная, что денег в казне всегда нет, Репниковы внесли на его сооружение 50 тыс. рублей, Дума со своей стороны изыскала только 80 тыс. из 130 обещанных, добавив их к общей сумме, но денег явно не хватало. Чтобы долгожданная мечта обрела реальность, Репников обещал внести в банк на строительство Дома еще 50 тыс. рублей, но уже заимообразно.

И вот 2 июня 1913 г. на городской площади состоялась торжественная закладка Дома науки и искусств, на ней присутствовал весь цвет местной царицынской знати. После традиционного молебна Августа Константиновна заложила в котлован репер — металлическую памятную доску и лично подала 50 тыс. рублей на строительство будущего здания.

Его сооружение и выполнение элементов архитектурных скульптур и декора заняло три трудных года, а строительство, как и планировали, обошлось в 350 тыс. рублей. На почтовой открытке из фондов Волгоградского областного краеведческого музея изображено здание Дома науки и искусств, оно выполнено в проекте со всеми предполагаемыми в нем помещениями.

В газете «Искра» № 2 от 10 января 1916 года напечатано: «В Доме планировался городской театр со зрительным залом на 1000 человек, краеведческий музей, классы Императорского музыкального общества, городская библиотека и читальня, 4 аудитории, лекционный зал, художественные классы, склад учебных пособий и астрономическая станция».

Прошло 100 лет, и на сохранившейся музейной фотографии мы видим главный момент — открытие Дома науки и искусств. На театральной сцене сидят те, кто вложил в его создание свой талант, знания и огромное желание наконец-то увидеть в своем городе очаг культуры: архитектор проекта Васильев, автор прекрасных лепных работ Кравчунас, Александр Александрович Репников и его супруга Августа Константиновна, Константин Воронин и др. Все царицынские газеты пестрели заголовками об этом замечательном событии, подробно описывая элементы декора великолепного дворца: «Четыре массивные колонны поддерживают портал с лепным изображением лаврового венка. Высокая гранитная лестница ведет к парадному входу, а внизу, как бы охраняя его, застыли огромные белые львы. Две двери, справа и слева, ведут, по замыслу автора проекта, одна — в мир науки, другая – в мир искусств. По бокам фасада уставлены барельефные изображения. Фронтон украшают скульптуры греческих богов».

Помимо большого зрительного зала в новом храме Мельпомены был еще и малый зал. Интересной особенностью этого здания было и то, что оно имело боковой выход на Скорбященскую площадь (ныне Комсомольский сад), где также стояли гривастые львы, украшавшие ступени театра.

Для участников строительства Дома, его гостей и зрителей зачитывались поздравительные телеграммы, звучали торжественные речи, здравицы, а потом состоялся концерт, на котором выступили музыканты и участники знаменитого хора Ивана Перегудова, исполнившие русские и украинские народные песни, а любители драматического искусства своими силами поставили спектакль «Шутники» по пьесе А. Островского.

В зале, залитом электрическим освещением, все было красиво и торжественно, нескончаемые аплодисменты, крики «браво» звучали в этот вечер очень долго.

После революции новая власть была крайне несправедлива к одному из лучших людей Царицына, так много сделавшему для него. Александр Репников недолго проработал заведующим финансами в доме своей мечты, оставаясь человеком честным и очень порядочным, до конца дней своих не уронившим имя и достоинство купца первой гильдии из рода Репниковых, крепко и надежно стоявших на земле.

На современном здании театра еще в 50-х гг. ХХ века была установлена мемориальная доска, рассказывающая о работе в нем в первые годы советской власти Царицынского Совета. В период гражданской войны в здании располагался госпиталь, работали городская публичная библиотека с читальным залом и местный краеведческий музей. Об этом рассказала нам старая фотография из фондов краеведческого музея.

В конце 20-х годов на его сцене ставились спектакли и играли актеры уже Сталинградского городского рабочего театра, ставшего до войны одним из любимых и часто посещаемых.

Во время боев за город здание практически полностью было разрушено, в 1952 г. восстановлено и реконструировано по проекту архитектора Н.П. Куренного, а 2 августа 1952 г., в день открытия Волго-Донского канала им. В.И. Ленина, на сцене Сталинградского драматического театра им. М. Горького состоялся первый спектакль.

О старом царицынском здании внутри театра сегодня нам напоминают два сохранившихся боковых фойе и гривастые львы, стоящие на ступеньках боковой лестницы, вновь достойно занявшие свои прежние места.

Современный фасад главного театра города украшают мощные колонны с гранитным основанием. Внутренняя планировка, оборудование и отделка театра почти полностью изменились. Зрительный зал сегодня вмещает 1150 человек, сцена оборудована новыми механизмами, вестибюль отделан искусственным мрамором темно-красного цвета, центральное фойе и зрительный зал — с художественной росписью. Красивая люстра, ложи бельэтажа, партер… в театре созданы все условия для удобства зрителей и его работников. Пусть зданию театра уже чуть больше 100 лет, но мы верим, что оно еще долгие годы сможет сохранить свою историю, звуки аплодисментов благодарных зрителей, прекрасную игру артистов театра и свое архитектурное великолепие.

Наше так быстро мчащееся время диктует театрам новые спектакли, поставленные по пьесам востребованных российских и зарубежных авторов, с яркими, оригинальными постановочными решениями, рассчитанные на нового интеллектуального зрителя. Есть вероятность, что наш театр переживет еще одно свое рождение, пусть новый ремонт только улучшит его, благодарный же зритель будет с нетерпением ждать звука театрального звонка, приглашающего его к началу премьеры спектакля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector